Научная статья на тему 'Компетентностно-ориентированные задания как способ диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка'

Компетентностно-ориентированные задания как способ диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2075
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРО-ВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / СТИМУЛ / ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА / БЛАНК ОТВЕТА / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лущик Ольга Александровна

В данной статье описан опыт работы с компетентностно-ориентирован-ными заданиями по русскому языку для учащихся 5-х классов. Дана структура подобных заданий, представлены разработанные автором примеры компетент-ностно-ориентированных заданий, показана их практическая значимость при оценивании уровня сформированности ключевых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лущик Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-ориентированные задания как способ диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка»

УДК 811.161.(07)

О.А. Лущик Компетентностно-ориентированные задания как способ диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка

В данной статье описан опыт работы с компетентностно-ориентирован-ными заданиями по русскому языку для учащихся 5-х классов. Дана структура подобных заданий, представлены разработанные автором примеры компетент-ностно-ориентированных заданий, показана их практическая значимость при оценивании уровня сформированности ключевых компетенций.

Ключевые слова: ключевые компетенции, компетентностно-ориентиро-ванные задания, стимул, задачная формулировка, бланк ответа, критерии оценивания.

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано с отказом от традиционного обучения и воспитания (Зим-няя,2004).

Компетенция проявляется в новой деятельности, при переносе знаний в новую ситуацию,в нестандартной ситуации. Значит, если целью образования является компетенция, то универсальными способами деятельности будут компетентности, т.е. овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (Фишман, 2007).

Это определяет следующие положения:

• компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;

• понятие компетентности включает результаты обучения, систему ценностных ориентаций;

• компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.

Поэтому образовательная деятельность должна быть построена как система неких учебных ситуаций, заданий, направленных на реализацию определенных видов учебной деятельности, таких как: готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда.

Как же происходит создание учениками личного образовательного продукта? Путем формирования на уроке той среды, в которой наиболее полно смогут раскрыться творческие потенции ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост. Считаем, что приёмы создания творческой, интеллектуальной среды в образовательной деятельности - нелёгкая задача для современного учителя. Данная проблема является актуальной в современном образовании.

И первая задача учителя - изменение организации традиционного урока, включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе использования компе-тентностно-ориентированных заданий.

Таким образом, объектом данного исследования являются ключевые компетенции, которые формируются и оцениваются с помощью компетентност-но-ориентированных заданий (предмет исследования).

Технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование компетентностно-ориенти-рованных заданий в системе.

© Лущик О.А., 2010 112

Компетентностно-ориентированное задание состоит из стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), инструмента проверки (Хутор-

ский,2003).

Каждая составляющая компетентност-но-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что такого рода задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Исходя из данных положений мы поставили следующую цель в своей работе

- диагностика уровня ключевых компетенций учащихся 5-го класса на уроках русского языка с помощью компетент-ностно-ориентированных заданий.

Данная цель определила задачи исследования: 1) разработать разные виды компетентностно-ориентированных за-

даний по русскому языку для учащихся 5-го класса; 2) апробировать разработанные задания на уроках и выполнять их вместе с учениками в течение учебного года; 3) составить итоговое компе-тентностно-ориентированное задание и предложить его учащимся в качестве мониторинговой работы; 4) обработать полученные результаты и выявить уровень сформированности ключевых компетенций учащихся 5-го класса, сделать выводы по проведённому исследованию.

В течение года разрабатывались представленные ниже задания, которые учащиеся выполняли и коллективно, и индивидуально, пользуясь по необходимости комментариями учителя. Таким образом, ученики тренировались в выполнении подобного вида заданий, и проводились промежуточные замеры оценивания уровня сформированности ключевых компетенций. В конце учебного года детям было предложено мониторинговое задание для самостоятельной работы. После его выполнения была про-

ведена обработка результатов и контрольное оценивание уровня сформированно-сти ключевых компетенций учащихся.

Примеры компетентностно-ориентиро-ванных заданий, проводимых с учащимися 5-го класса в течение учебного года: Задание 1. Тема «Текстоведение. Типы речи» (табл. 1 в Приложении).

Задание направлено на формирование компетентностей:

• информационная (1 уровень): выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;

• коммуникативная (1 уровень): оформляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации;

• информационная (2 уровень): систематизирует извлечённую информацию в рамках сложной заданной структуры.

Стимул: Ученик должен написать сочинение на тему: «Что такое настоящая дружба». Помогите ему выбрать начало сочинения и определить тип речи. Задачная формулировка:

1. Заполните графу «Типы речи». Определите тип речи, который будет использовать ученик.

2. Выберите начало сочинения и его номер внесите в соответствующую колонку.

3. Распределите номера оставшихся текстов по соответствующим колонкам.

4. Какое бы название вы придумали к этим текстам? Запишите ответ.

5. Объясните ученику, чем отличаются типы речи друг от друга.

Источники информации:

1. «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (Л.Н. Толстой).

2. У меня есть друг, которого зовут Колька. Мы с ним любим играть в компьютерные игры, вместе гуляем, ходим в школу. Однажды с нами произошёл такой случай.

3. Мой друг старше меня на 2 года. Он очень сильный, высокий. Глаза у него серые, большие.

Критерии оценивания:

За каждый верный ответ - 1 балл:

«5» - 11-10 баллов;

«4» - 9-8 баллов;

«3» - 7-6 баллов (табл. 1).

Задание 2. Тема «Средства художественной изобразительности».

Задание направлено на формирование компетентностей:

• информационная (1 уровень): проводит

наблюдение в соответствии с поставленной задачей;

• коммуникативная (1 уровень): оформ-

ляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации;

• коммуникативная (2 уровень): опреде-

ляет жанр и структуру письменного текста в соответствии с поставленной целью.

Стимул: Вы любите читать стихи?

Может, Вы пробовали сами писать стихотворения? Я Вам предлагаю побывать в поэтической лаборатории и раскрыть тайны создания стихотворений, чтобы научиться сочинять свои.

Задачная формулировка:

1. Какие средства выразительности использованы в данных текстах? Спишите тексты и укажите средства выразительности.

2. Сочините своё четверостишие и укажите использованные средства выразительности.

Источники информации:

1. Задремали звёзды золотые Задрожало зеркало затона.

2. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

3. Черёмуха душистая с весною расцвела

И ветки золотистые, что кудри,завила.

Инструмент проверки (модельный ответ)

1. Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона (олицетворение, метафора, эпитет).

2. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы (олицетворение, эпитеты).

3. Черёмуха душистая с весною расцвела

И ветки золотистые, что кудри, завила (олицетворение, эпитеты, сравнение).

Критерии оценивания:

«5» - названы верно все средства художественной изобразительности. Создан собственный текст в соответствии с заданной целью;

«4» - а) названы верно не все средства художественной изобразительности (1-2 ошибки). Создан собственный текст в соответствии с заданной целью; б) названы верно все средства художественной изобразительности, но собственный текст не создан или цель при создании текста не достигнута;

«3» - названы верно не все средства художественной изобразительности (2-3 ошибки). Создан собственный текст в соответствии с заданной целью.

Задание 3. Тема «Род несклоняемых имён существительных».

Задание направлено на формирование компетентностей:

• информационная компетентность (2 уровень): самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания;

• коммуникативная (2 уровень): определяет содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью;

• коммуникативная (3 уровень): самостоятельно готовит наглядные материалы,

применяет в своей речи логические и риторические приёмы.

Задание выполняется тремя творческими группами.

Задание для 1 группы:

Стимул: Представьте, что туристы города Кунгура зашли в кафе «Сладкоежка», чтобы перекусить. Составьте для них вкусное меню и предоставьте его гостям города.

Задание для 2 группы:

Стимул: Представьте, что иностранные туристы посетили наш «Гостиный двор», чтобы приобрести покупки. Придумайте рекламу магазина и товаров, которые в нём продаются.

Задание для 3 группы:

Стимул: Представьте, что туристы

пришли в местный городской парк на выставку экзотических животных. Сделайте рекламу выставки животных. Задачная формулировка:

1. Составьте текст рекламы из 7-6 предложений.

2. Используйте слова (иноязычные несклоняемые существительные) из источника информации. Можно использовать свои примеры.

3. Правильно употребите несклоняемые иноязычные существительные, укажите род. Воспользуйтесь полученными знаниями на уроке.

4. Реклама должна быть яркой, интересной. Проявите творчество при выполнении данного задания.

Источники информации: Для 1-й

группы - кофе, безе, желе, эскимо; для

2-й группы - кашне, пальто, колье, портмоне; для 3-й группы - какаду, пони, боа, шимпанзе.

Критерии оценивания:

1) составлен текст из 7-6 предложений -3 балла,

составлен текст из 5-4 предложений -

2 балла,

составлен текст из 3-2 предложений -

1 балл,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

составлен текст менее чем из 2 предложений - 0 баллов;

2) в тексте верно употреблено не менее 4 несклоняемых существительных -

3 балла,

в тексте верно употреблено 3 несклоняемых существительных -

2 балла,

в тексте верно употреблено 2 несклоняемых существительных -1 балл,

в тексте верно употреблено менее 2 несклоняемых существительных -0 баллов,

+ 1 балл за каждый дополнительный пример, который верно употреблён в тексте.

3) Продукт деятельности учащихся представлен ярко, интересно. При защите своей рекламы ученики использовали различные творческие приёмы: 1-3 балла.

Критерии оценивания:

6 баллов и более - «5»;

5 баллов - «4»;

4-3 баллов - «3».

Мониторинговое задание:

Задание направлено на формирование компетентностей:

• информационная (1 уровень): выделя-

ет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи;

• информационная (2 уровень): система-

тизирует извлечённую информацию в рамках заданной структуры;

• коммуникативная (2 уровень): опреде-

ляет жанр и структуру письменного документа, оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной сложной структуры;

• коммуникативная (3 уровень): опреде-

ляет цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности.

Стимул:

С 26 июня по 3 июля 2010 года в городе Кунгуре будет проходить очередной международный фестиваль «Небесная ярмарка Урала». Организаторы «Небесной ярмарки» и туристическое агентство

«Кумир» обращаются к вам, учащиеся МОУ «СОШ №10», с просьбой помочь представить Кунгур гостям города как центр туризма и центр проведения фестиваля. Помогите организаторам фестиваля грамотно оформить текст заметки в газету о нашем городе и проявите своё творчество и фантазию при составлении маршрута по Кунгуру для туристов, которые ни разу у нас не были или мало знают о достопримечательностях города.

Задачная формулировка:

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его, определите тип речи.

2. В данном тексте организаторы фестиваля допустили орфографические ошибки. Выпишите в бланк ответов слова, в которых были допущены орфографические ошибки (запишите их правильно). Какие орфографические правила не знают организаторы?

3. Допишите З-й абзац текста, отразив в нём впечатления человека, который побывал на этом фестивале (2 предложения).

4. Какие достопримечательности Кун-гура вы бы посоветовали посетить нашим гостям? Разработайте интересный маршрут для туристов, который познакомит с достопримечательностями города. У вас должен получиться текст из З предложений, в котором вы укажете не менее

3-4 значимых архитектурных объектов. Оформите текст маршрута в соответствии с нормами русского языка. Придумайте яркий заголовок маршрута.

Источники информации (содержат орфографические ошибки, которые необходимо исправить ученику):

Кунгур - это единственный город на Урале, где проводиться фистиваль воздухоплавания. Каждый год в конце июня

- начале июля в Кунгур собераются воздухоплаватели со всего мира. На неделю небольшой городок превращается в столицу воздухоплавания. Фистиваль делится на спортивную часть и «Воздушные баталлии».

Фистиваль «Небесная ярмарка Урала» - это не только спартивное миро-приятие, но целое зрелищное шоу, на которое каждый год приезжают сотни туристов со всех уголков Росии. Всю неделю для жителей и гостей города проводится интересная культурная програма. В последний день фистиваля - покозательные выступления под названием «Танец слонов». В сумерках светящиеся шары начинают «танцевать». Поразительное по своей красоте зрелище не имеет аналагов во всем мире.

Бланк ответов и критерии оценивания даны в Приложении (табл. 2, 3).

В результате проведённой диагностики с помощью использования компе-тентностно-ориентированных заданий в

5-м классе выявлен следующий уровень сформированности ключевых компетенций:

Информационная (1 уровень): из 25 учащихся справились 20 человек (80 %);

Информационная (2 уровень): из 25 учащихся справились 17 человек (68 %);

Коммуникативная (2 уровень): спра-

вились 22 человека (88 %);

Коммуникативная (3 уровень): справились 15 человек (60 %).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- системное применение компетент-ностно-ориентированных заданий позволяет эффективно формировать, развивать ключевые и предметные компетенции учащихся;

- данная методика эффективна, так как учитель может не только прогнозировать развитие той или иной компетентности, но и определять уровень сфор-мированности ключевых и предметных компетенций.

Использование компетентностно-ори-ентированных заданий на уроках русского языка позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника,изменив характер его работы, поменять позицию и характер деятельности учителя.

ll6

Ученики добывают личный образовательный продукт с помощью создания на уроке той среды, в которой они наиболее полно смогут раскрыть свои творческие способности, а также будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.

Эффективность данной работы заключается в том, что учащиеся, выполняя предложенные задания для приобретения навыков и умений, смогут:

1) анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, оценивать результаты своей деятельности;

2) делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности;

3) получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

Разработанные нами компетентност-но-ориентированные задания позволят школьникам овладеть не только знаниями, но и приемами и средствами усвоения учебного материала, «открытия» нового знания, способствующего овладению приемами самоконтроля и самокор-рекции.

Результат данной работы проявляется в способности учащегося видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы.

Библиографический список

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя.

- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов,2004. - 40 с.

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев// Школьные технологии. - 2004. - № 5. --С. 5-12.

Фишман И.С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: метод. пособие / И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. - Самара: Учебная литера-тура,2007. - 244 с.

Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования / А.В. Хуторский //Народное образование. - 2003. - №5.

Приложение

Таблица 1. Бланк для выполнения задания по теме «Текстоведение. Типы речи» и инструмент проверки

Типы речи

№ текста

Заголовок

Особенности

Таблица 2. Бланк для выполнения мониторингового задания и инструмент проверки (модельный ответ)

Бланк для выполнения задания

№ задания Ответ

1 Заголовок текста: Тип речи:

2 Найденные слова с ошибками: Какие орфографические правила необходимо знать организаторам «Небесной ярмарки»? Назовите их:

3. Допишите 3-й абзац текста (2 предложения) 1. 2.

4. Создание маршрута Заголовок: 1. 2. 3.

Инструмент проверки (модельный ответ)

№ задания Ответ

1 Заголовок текста: «Небесная ярмарка» в Кунгуре. Кунгур - центр воздухоплавания. Воздушный Кунгур. Тип речи: повествование (повествование с элементами описания)

2 Слова с ошибками: Проводится, фестиваль, собираются, столица, спортивная, мероприятия, баталии, Россия, программа, показательные, красота, аналог (11 слов) Правила: 1) правописание -ться,-тся, 2) удвоенные согласные, 3) непроверяемые, 4) проверяемые согласные, 5) чередующиеся гласные в корне слова.

3 Допишите 3-й абзац текста (2 предложения) Человек,впервые побывавший на фестивале или поднявшийся в воздух в корзине воздушного шара, испытывает чувство восторга. «Небесная ярмарка Урала» - это событие, где каждый может почувствовать себя героем.

4. Создание маршрута Заголовок: Старина Кунгур 1. Символом купеческого Кунгура стал Гостиный двор (1865-1867 гг.). Сегодня это один из лучших памятников торгового зодчества, дошедший до наших дней без изменений. 2. Кунгурская Ледяная пещера - сокровищница Пермского края и России в целом, её возраст 10-12 тысяч лет, гроты и озёра впечатляют своими размерами. 3. Церкви нашего города (Тихвинский храм, Преображенская церковь и другие) - это ещё одна достопримечательность Кунгура.

Таблица 3. Критерии оценивания мониторингового задания Критерии оценивания: Часть 1 (1-2 задания)

1 задание - 2 задание, максимальное количество баллов — 18 (каждый верный

ответ оценивается в 1 балл)

Часть 2 (3-4 задания)

№ Критерии оценивания письменного высказывания Баллы

1 Содержание письменного высказывания

Соответствие работы учащегося теме исходного текста.

Содержание письменного высказывания соответствует теме исходного текста. 2

Содержание письменного высказывания соответствует теме исходного текста, однако в сочинении имеется 1 отступление от темы и/или 1 фактическая ошибка. 1

Написанный учащимся текст не соответствует теме исходного текста или письменного высказывания представляет собой пересказ исходного текста, или в работе учащегося имеются 2 и более отступлений от темы, или 2 и более фактические ошибки. 0

2 Речевое оформление сочинения

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей

В работе отсутствуют логические ошибки; верно использованы языковые средства логической связи. 2

В работе допущена 1 логическая ошибка и/или 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи. 1

В работе допущена 1 логическая ошибка и/или 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи. 0

3 Точность и ясность речи

Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль. 2

Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль. 1

Работа учащегося отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка 2

допущены 1 - 2 ошибки 1

допущено 3 и более ошибок 0

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка 2

допущены 1 - 2 ошибки 1

допущено 3 и более ошибок 0

5 Соблюдение грамматических норм

грамматических ошибок нет 2

допущены 1 - 2 ошибки 1

допущено 3 и более ошибок 0

6 Соблюдение речевых норм

речевых ошибок нет 2

допущены 1- 2 ошибки 1

допущено 3 и более ошибок 0

Максимальное количество баллов по критериям 1-7 14

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания 2-й части работы - 14 баллов.

Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей работы,- 32 балла.

Шкала оценивания:

«5» - 32-29 баллов;

«4» - 28-22 балла;

«3» - 21-16 баллов;

«2» - менее 16 баллов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.