Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности будущего педагога средствами естественных дисциплин'

Формирование профессиональной компетентности будущего педагога средствами естественных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / COMPETENCE-ORIENTED TASKS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENT APPROACH / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / ЦүЗЫРЕТТіЛіКТі АРТТЫРУГА БАГДАРЛАНГАН ТАПСЫР-МАЛАР / КәСіДИ КүЗЫРЕТТіЛіК / КүЗЫ-РЕТТі ТЭСіЛ / ОЦЫТУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Т. Н.

Статья посвящена одному из способов формирования профессиональной компетентности будущих педагогов через использование компетентностно-ориентирован-ных заданий в цикле естественных дисциплин. Внимание уделяется требованиям и структуре данных заданий, а также предложены варианты заданий, используемые автором в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравченко Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности будущего педагога средствами естественных дисциплин»

Вестник «Эрлеу»-к81

Z

Т.Н. Кравченко,

преподаватель, Костанайский педагогический колледж

Нег1зг1 свздер: цузыретти 1ктi арттыруга багдарланган тапсыр-малар, Kdciöu кузыреттшк, кузы-pemmi тэсш, оцыту.

Ключевые слова: компетент-ностно-ориентированные задания, профессиональная компетентность, компетентностный подход, преподавание

Keywords: competence-oriented tasks, professional competence, competent approach, teaching.

К

X

<

ш о

CO *

W О t* К

f-H

о

§

X

X

M H

s

К

Рч

о

w н

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Андатпа

Бершген макала жарагылыстану пэндерш окытуда кузыреттш1кт1 арттыруга багдарланган тапсырмаларды кол дану аркылы болашак педагог мамандардьщ кэс1би кузыреттиппн капыптастыру жолдарына арналган. Сон-дай-ак тапсырмалардын курылымы мен оларга койыла-тын талаптарга кощл бел i недр оку урдюшде автор ез1 колданатын тапсырмалар нускасын усынады.

Аннотация

Статья посвящена одному из способов формирования профессиональной компетентности будущих педагогов через использование компетентностно-ориентирован-ных заданий в цикле естественных дисциплин. Внимание уделяется требованиям и структуре данных заданий, а также предложены варианты заданий, используемые автором в учебном процессе.

Annotation

This article deals with one of the methods of formation of professional competence of future teachers with using competence-oriented tasks in the cycle of natural sciences. Attention is given to the requirements and structure of the tasks, and the tasks used by the author in the teaching process are presented.

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе Республики Казахстан, объективно выдвинули проблему качественной подготовки профессиональных кадров в число приоритетных. Главной задачей современности является подготовка компетентных специалистов - таких, которые были бы способны применить свои знания в изменяющихся условиях, и чья компетентность заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

В нормативных документах по модернизации образования заявлено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков не сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Вестник «Орлеу»-!^

Современному педагогу становится ясно, что ни одна педагогическая технология, взятая в отрыве от других социальных ситуаций взаимодействия, не обеспечит будущему специалисту ориентацию на самореализацию в мире современной науки. Главное сегодня - научить применять эти знания на практике, выпустить педагога с развитыми ключевыми компетенциями.

Сегодня существенно изменился взгляд на изучение предметного потенциала профессиональной подготовки будущего педагога. Возрастает роль экологической культуры, которую стали рассматривать и как компонент профессиональной компетентности педагога и как средство её развития. Биологические знания - компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой. Современное преподавание цикла естественных предметов в педагогическом колледже требует использования новых подходов и новых технологий обучения.

Успешность специалиста в настоящий момент начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получить новую информацию. Все это свидетельствует о становлении нового типа заказа на профессиональную подготовку. На смену знаниевой парадигме педагогики приходит компетентностный подход. Это подход, акцентирующий внимание на результате образования.

Причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы сведений, а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, приметая знания и порождая новые. Сегодня к рассмотрению профессионализма педагога активно разрабатывается компетентностный подход.

Педагогический потенциал естественных дисциплин в формировании профессиональной компетентности будущего учителя огромен. Изучение предметов естественного

цикла (биология, анатомия и физиология, педиатрия) позволяет будущему педагогу получать новые знания о профессиональной деятельности, обогащать, усваивать и закреплять их, корректировать умения. Естественные знания выступают соединительным звеном духовного и материального мира будущего учителя, а в профессиональной деятельности - теории с практикой.

В настоящее время ядром обучения становится системно-деятельностный подход, а одной из важнейших задач системы образования - формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться». Одним из путей достижения нового качества образования является включение в образовательный процесс компетентностно-ориентированных заданий (КОЗы). В современных условиях мне как педагогу необходимо привить учащимся навыки практических действий, формируя общепредметные компетентности.

Компетентностно-ориентированные задания базируются на знаниях, но требуют умения применять накопленные знаний в практической деятельности. Для построения КОЗов педагогу необходимо усвоить несколько основных правил. Во-первых, это должно быть деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для студента материале; в-четвертых, его структура задается особыми элементами. К содержанию компетентностно-ориентирован-ных заданий предъявляются требования: ин- ^ теграция, сложность источников; различный К характер взаимоотношений источников ин- га формации, заданный формулировкой задания. ^

Требования к структуре КОЗов: обоз на- м чение проблемы; указание на формы и виды ^ деятельности по решению проблемы; ссылка ® на источники информации; указание на кон- § кретный продукт деятельности. §

Компетентностно-ориентированное зада- щ

н

ние имеет четко определенную структуру и ^

состоит из стимула, задачной формулировки, ^

источника информации, бланка для выполне- л

ния задания (если подразумевает структури- га рованный ответ), инструмента проверки.

Вестник «Эрлеу»-!^

Стимул в компетентностно-ориентиро-ванном задании мотивирует учащегося на выполнение задания; моделирует его практическую жизненную ситуацию; при необходимости может нести функцию источника информации.

Заданная формулировка четко соотносится с модельным ответом, интересна учащемуся.

Источник информащп/ содержит материалы, необходимые для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

Бланк задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания (не является обязательным).

Инструмент проверки определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. Инструментом проверки может быть ключ, модельный ответ, бланк наблюдений за групповой работой и т.д.

При подготовке специалистов в Коста-найском педагогическом колледже в рамках преподавания естественных дисциплин (биология, анатомия и возрастная физиология) разрабатываются и применяются КОЗы. В таблице ниже представлены разработки ком-петентностно-ориентированных заданий для студентов специальности «Начальное образование» .

в; х х

т

о

го £

РЧ

О в; х

и

О

^

О X X ш Е-X в; К

Рч

о

ш Е-

Задание 1

Предметная компетентность Применение полученных знаний и умений для оказания первой помощи

Проблемные ситуации Экскурсия на природу, спортивные соревнования, многодневный поход

Ключевые компетентности Информационная компетентность, извлечение первичной информации, решение проблем, планирование ресурсов

Стимул Во время экскурсии на природу ученик вашего класса подвернул ступню. Голеностопный сустав быстро распухает и острая боль не позволяет наступить на больную ногу. Что делать в такой ситуации?

Задачная формулировка Используя текст учебника, предложите пошаговые действия по оказанию первой помощи

Источник Е.Н. Назарова Возр Издательский цент астная анатомия, физиология и гигиена. М.: з «Академия», 2014 г

Бланк ответа Порядок Цель Ваши действия по оказанию помощи

Задание 2

Предметная компетентность Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни

Ключевые компетентности Решение проблем

Стимул Вы случайно стали свидетелем разговора двух ваших коллег. Они с недоумением обсуждали телевизионную передачу, где говорилось, что причиной атеросклероза является гиподинамия

Задачная формулировка Используя учебник, запишите причинно-следственную связь между гиподинамией и атеросклерозом в виде цепочки

Вестник «Орлеу»-!^

Источник E.H. Назарова Возрастная анатомия, физиология и гигиена. М.: Издательский центр «Академия», 2014 г

Бланк ответа Гиподинамия- - - - атеросклероз

Задание 3

Предметная компетентность Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни

Ключевые компетентности Решение проблем, коммуникативная компетентность

Стимул Ваша мама - любительница детективных историй - после прочтения очередной книги с большим недоверием высказалась о содержании. Ее недоверие вызвала сцена, в которой говорилось, что зная о преступнике лишь то, что он близорук, безошибочно узнал его, глядя на всех присутствующих в помещении со стороны спины.

Задачная формулировка Выяснить, прав ли автор и возможно ли со спины определить, близорукий ли человек?

Источник М.Р Сапин З.Г. Брыскина Анатомия и физиология детей и подростков, М.: Издательский центр «Академия», 2009 г, интернет-ресурсы

Модульный ответ Близорукие люди часто страдают таким нарушением осанки, как сутулость. Если близорукие люди не носят очки, то они вынуждены низко склоняться при чтении и письме, что формирует сутулость.

Задание 4

Предметная компетентность Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни

Ключевые компетентности Решение проблем, коммуникативная компетентность

Стимул У вашего ученика увлечение - собирать пословицы и поговорки разных народов. Однажды он к вам обратился с просьбой объяснить смысл испанской пословицы: «Под ногой красивой девушки мог бы протекать ручеек»

Задачная формулировка Найти биологический смысл пословицы

Источник М.Р. Сапин З.Г. Брыскина Анатомия и физиология детей и подростков, М.: Издательский центр «Академия», 2009 г

Модульный ответ Важной особенностью стопы является ее сводчатое строение. Сводчатость стопы поддерживается и укрепляется мышцами голени. Смысл пословицы: у красивой девушки нет плоскостопия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание 5

Предметная компетентность Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни

Ключевые компетентности Решение проблем

Стимул В школе в живом уголке живут: кролик, ёж, крыса, курица, черепаха и лиса. Вас назначили ответственным по уходу и кормлению этих животных. Вы должны разместить животных на ночь в вольеры и накормить их.

в; s х

m

о

п &

W О в; s

I—

О §

X X ш Е-

S в;

s

Рч

о

ш Е-

Вестник «öp.fiey»-kst

Задачная формулировка Разместите всех этих животных в вольеры и накормите их, учитывая особенности их жизнедеятельности и условия жизни

Источник Е. А. Очкур Ж.Ж. Курмангалиева Биология, интернет-ресурсы

Бланк ответа Вольер №1 Корм 1 Вольер №2 Корм 2 Вольер №3 Корм 3 Вольер №4 Корм 4 Вольер №5 Корм 5

Задание 6

Предметная компетентность Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни

Ключевые компетентности Коммуникативная компетентность

Стимул В Казахстане действует 12 национальных парков. Вы являетесь работником туристической фирмы. Своим выступлением Вы должны убедить слушателей, что именно ваш парк нужно обязательно посетить.

Задачная формулировка Подготовить публичное выступление продолжительностью от 3 до 5 минут. В выступлении должна прозвучать история парка, физико-географические условия, особенности флоры и фауны.

Источник Интернет-ресурсы

Критерии оценивания Количество источников, содержание, логичность аргументирования, организация выступления, выразительность речи, следование логике доказательства, регламент

Применение компетентностно-ориентиро-ванных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний и способности их применения на практике. Опыт показывает, что использование компетент-ностно-ориентированных заданий на занятиях способствует осознанию учащимися роли ^ предмета в современном мире, применению д знаний для решения проблем, оцениванию т нового опыта, контролю эффективности соб-м ственных действий.

^ Таким образом, организованная работа над ^ компетентностно-ориентированными зада-К ниями позволяет формировать основы компетенций, т.к. компетентностные задания на-§ правлены на:

^ • формирование активной, самостоятель-^ ной и инициативной позиции учащихся в уче-с^ нии;

Й • развитие общеучебных умений и навы-м ков;

• формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений непосредственно со-

пряжённых с опытом их применения в практической деятельности;

• развитие познавательного интереса учащихся;

• реализацию принципа связи обучения с жизнью;

• формирование профессиональной компетентности будущего педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гурьянова A.B. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] // festival. 1 september/articles/574903/

2. Блинова Е. Что такое контекстная задача? [Электронный ресурс]. - http://ps.lSeptember. ru/view_article.php?ID=201001815

3. Вербицкий А. А. Проблемные точки реализации компетентностного подхода // Вестник московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. [Текст] / Вербицкий А. А./ - Педагогика и психология. -2012. -№ 2. - С. 52-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.