УДК 373
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
А. Л. Симонова, М. И. Баран
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 Е-mail: [email protected]
Обосновывается возможность использования принципов и средств компетентностного подхода в обучении школьников информатике с целью формирования у них компонентов мышления, необходимых для овладения инженерными специальностями.
Ключевые слова: аналитическое мышление, системное мышление, компетенция, компетент-ностно-ориентированное задание.
COMPETENCE-ORIENTED TASKS ON COMPUTER AS A MEANS OF COMPONENTS
OF ENGINEERING STUDENTS
A. L. Simonova, M. I. Baran
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The report substantiates the possibility of using the principles and means of competence approach in teaching computer science students to form their thinking components required for mastering engineering professions.
Keywords: analytical thinking, systems thinking, competence, competence-oriented task.
В настоящее время является общепризнанным фактом, что традиционное понимание инженерного образования как совокупности усвоенной обучающимся суммы знаний, основанной на преподавании фиксированных предметов, является явно недостаточным. Основой подготовки будущего инженера должны стать не столько усвоение им фактов и содержания учебных предметов, сколько формирование специальных способов мышления и деятельности. Подготовку к их формированию целесообразно начинать в рамках обучения различным предметам в общеобразовательной школе, в частности информатике.
Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся PISA - проводит исследования среди 15-летних школьников из десятков стран, направленные на выявление их способности использовать полученные в школе знания и умения для решения проблем, с которыми могут встретиться во взрослой жизни, в том числе и в профессиональной сфере. Невысокие результаты наших школьников в пяти циклах исследования (2000 г., 2003 г., 2006 г., 2009 г., 2012 г.) свидетельствуют о низком уровне сформированности у наших школьников аналитического, системного и творческого мышления, которые составляют основу для формирования инженерного мышления и успешного овладения инженерными специальностями.
Одним из решений данной проблемы может стать реализация компетентностного подхода при обучении в школе. Компетентностный подход предполагает целостный опыт решения проблем, не отрицая значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания в различных неопределенных и проблемных ситуациях.
В определении понятия компетенции будем придерживаться точек зрения И. А. Зимней, А. В. Хуторского и других учёных, которые считают что компетенция - это интегрированное качество человека, включающее в себя не только знания, умения и навыки, но и способность, готовность проявить их в решении актуальных задач. Определяют следующий компонентный состав каждой
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
компетенции: когнитивный компонент (знания в области реальных объектов, по отношению к которым вводится компетенция, знания в области методов, способов и приемов деятельности в сфере данной компетенции); праксиологический компонент (умения, навыки и способы деятельности в сфере компетенции); аксиологический компонент (отношение к деятельности в сфере компетенции: проявление интереса, ориентированность на получение результата, понимание значения деятельности и ее результата).
Компоненты компетенций можно соотнести с образовательными результатами, регламентиру-мыми ФГОС различных ступеней общего образования (см. рисунок).
Взаимосвязь образовательных результатов и компетенций
Следуя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что формировать у школьников образовательные результаты, направленные на развитие аналитического и творческого стиля мышления можно через формирование компетенций, используя при этом компетентностно-ориентированные задания.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) - термин, предложенный Н. Ф. Ефремовой с возникновением необходимости формирования и оценивания компетенций обучающихся и представляющий попытку отделить знания традиционного, репродуктивного характера от заданий, позволяющих комплексно формировать и оценивать способности и умения обучающихся в процессе их применения в реальной жизни. Таким образом, КОЗ можно рассматривать как педагогически переработанный фрагмент жизненной ситуации обучающегося, где выполняемые действия составляют элементы формируемых компетенций. КОЗ подразделяются на ситуационные, контекстные, комплексные, логико-аналитические.
Обобщённая структура КОЗ содержит несколько составляющих: стимул - погружает в контекст задания и мотивирует его на выполнение. Содержит описание проблемной ситуации и мотивирует на её разрешение; заданная формулировка - точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания; источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающегося по выполнению задания; бланк для выполнения задания -задаёт структуру предъявления обучающемся результата своей деятельности по выполнению задания; бланк ответов как способ детализации деятельности обучающегося по выполнению задания; инструмент проверки содержит:- выбор готового варианта ответа из списка;- модельный ответ - перечень верных и/или частично верных ответов; - развернутый ответ, оценивания по шкале согласно определенных критериев.
Для того, чтобы разработать КОЗ необходимо представить метапредметные и предметные результаты в виде операционализированных показателей, которые определят компоненты задании.
Рассмотрим пример компетентностно-ориентированного задания по информатике для 8 класса общеобразовательной школы. Данное задание разработано к уроку по теме «Файловые архивы. Практическая работа с файловыми архивами».
Стимул: Вы отправляетесь на конференцию в другой город с докладом. Вы находитесь в аэропорту на посадке, когда организаторы сообщают Вам, что Ваш файл представления доклада повреждён и просят срочно переслать файл доклада. У Вас есть файл с собой на смартфоне. Самолет вылетает через 10 мин. Файл объемом 1,5 ГБ, средняя скорость передачи данных по каналу связи мобильного интернета составляет - 2048 КБ/с. У Кати есть 2 варианта: скачать файл и отправить; заархивировать файл (архивация за 1 минуту, если объём сжатого архиватором документа равен 70 % исходного) и отправить архив.
Операционализированные показатели образовательных результатов, формируемых
при выполнении задания
Формируемые образовательные результаты Операционализированные показатели Компонент задания (задачная формулировка)
Метапред-метные результаты Смысловое чтение Выделяет основную проблему в ситуации Какая проблема возникла перед Вами?
Личностные результаты Понимает роль информационных процессов в жизни Высказывает своё мнение к решению данной ситуации Выскажите свое отношение к решению данной ситуации
Предметные результаты Умение определить временные характеристики процесса передачи информации в конкретных условиях Вычисляет время, затраченное на передачу конкретного объема информации в конкретных условиях Успеете ли Вы загрузить исходное информационное письмо на смартфон за 10 минут?
Сколько времени будет передаваться исходный файл?
Умение определить объем информации при архивации документа в заданных условиях Понимание сути архивации документа Вычисляет объем заархивированного документа, при конкретных условиях архивации Какой объем информации будет содержать архив файла, если объём сжатого архиватором документа равен 70 % исходного?
Умение сравнивать количество информации архивированного и исходного документов Сравнивает количество информации архивированного и исходного документов Какой из вариантов оптимален (по времени)? Сколько времени файл будет передаваться в секундах (округлить до целых)
© Симонова А. Л., Баран М. И., 2016