Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ УДАРОВ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЗКО МЕНЯЮЩИХСЯ СИТУАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ УДАРОВ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЗКО МЕНЯЮЩИХСЯ СИТУАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технико-тактические движения / уровень точности / допустимая неадекватность / быстрые упражнения / technical tactical movements / level of accuracy / inadequacy allowed / quick exercises

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М. А. Кадиров

В статье на основе экспериментальных исследований анализируются материалы, раскрывающие пути повышения эффективности совершенствования быстроты ведения мяча по резко меняющимся направлениям и точности целевых ударов по мишеням у юных футболистов с использованием специально разработанных ситуационных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article on the basis of pilot studies the materials opening ways of increase of efficiency of improvement of speed of dribbling in sharply changing directions and accuracy of target blows to targets at young football players with use of specially developed situational exercises are analyzed.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ УДАРОВ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЗКО МЕНЯЮЩИХСЯ СИТУАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ УДАРОВ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЗКО МЕНЯЮЩИХСЯ СИТУАЦИОННЫХ

УПРАЖНЕНИЙ

М. А. Кадиров

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, преподаватель

АННОТАЦИЯ

В статье на основе экспериментальных исследований анализируются материалы, раскрывающие пути повышения эффективности совершенствования быстроты ведения мяча по резко меняющимся направлениям и точности целевых ударов по мишеням у юных футболистов с использованием специально разработанных ситуационных упражнений.

Ключевые слова: технико-тактические движения, уровень точности, допустимая неадекватность, быстрые упражнения

ABSTRACT

In the article on the basis of pilot studies the materials opening ways of increase of efficiency of improvement of speed of dribbling in sharply changing directions and accuracy of target blows to targets at young football players with use of specially developed situational exercises are analyzed.

Keywords: technical tactical movements, level of accuracy, inadequacy allowed, quick exercises

ВВЕДЕНИЕ

Современный футбол отличается сверх скоростными технико-тактическими и атакующими комбинациями, исполняющимися преимущественно в резко меняющихся ситуациях, и достижение оптимального результата, несомненно, зависит от точности этих действий.

Известно, что за 90 минут игры появление утомления, снижение энергетических возможностей отрицательно влияет на технику и точность движений. Если физические способности сформированы пропорционально под преимуществом аэробно-анаэробной выносливости, то отрабатывается и активность, которая является основой быстроты, значит, можно будет

сохранить скорость, технику движения, его координационную схему и точность.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

Эти актуальные проблемы в настоящее время находятся в центре внимания многих ученых - исследователей и тренеров (М.А.Годик, 2006; С.В.Голомазов,1996; 2003; Л.Д.Назаренко, 2003; О.Б.Немцов 2003; В.И.Лях ва б., 2002).

М.А.Годик (2006) отмечает, что в современном футболе способность сохранения в течение всей игры точности ТТД определяется уровнем аэробной выносливости. Высокая аэробная выносливость может обеспечивать до конца таймов двигательную активность и точность движений анаэробного характера.

Точность движения является интегральным показателем, состоящим из двух взаимосвязанных компонентов: первый характеризуется исполнением движения, близким к подлинной (модельной) технике движения. Он называется точностью «процесса». Второй носит название «финальной точности» (направление мяча точно в ворота, корзину, конкретную зону) (В.И. Лях, 2006). Исследованиями доказано, что способность сохранять долгое время (например, 90 мин.) этих двух видов точности движения зависит от уровня физических и психокинетических возможностей (С.В.Голомазов, 2003). Однако исследований, отражающих взаимосвязь между специальной быстротой, психокинетическими возможностями и точностью движения на примере юных футболистов, в литературных источниках не обнаружено.

Цель настоящего исследования - экспериментально обосновать пути повышения быстроты бега без мяча и с мячом по резко меняющимися направлениями и точности целевых ударов по мишеням у юных футболистов с использованием специально разработанных ситуационных упражнений.

Известно, что быстрота движения и точность целевых ударов связана не только с простой двигательной реакцией, но и со сложной психокинетической реакцией, дающей возможность достижения намеченного, оптимального результата.

Согласно теореме «функциональный системы» П.К.Анохин (1980) эти двигательные реакции основываются на такие процессы, как «анализ ситуации» (афферентный синтез), «сравнение выявленной ситуации с проектом решения» (двигательный акцептор), «принятие оптимальных решений» и их исполнение.

МЕТОДОЛОГИЯ

В современном футболе умение учитывать цель партнеров и соперников при резко меняющихся ситуациях (при приёме мяча, ведении мяча) и мастерское исполнение двигательных реакций в условиях сопротивления соперника и соперников можно формировать при помощи соответствующих ситуационных упражнений.

В наших исследованиях участвовало в составах контрольных и экспериментальных групп по 15 спортсменов, которые занимались в течение 9 месяцев по традиционной и экспериментальной методике.

На традиционных занятиях с участием контрольной группы были использованы упражнения с ведением мяча и ударов по воротам. Во время занятий с экспериментальной группой были использованы дополнительно следующие ситуационные упражнения:

1. Бег без мяча справа налево «восьмеркой», ширена линии - 6м, длина -12м.-3 раз (рис.1).

2. То же слева направо - 3 раза (рис.2).

3. Выполнение 1-го упражнения с мячом - 3 раза.

4. Выполнение 2-го упражнения с мячом - 3 раза.

5. С расстояния 16 м. поочередное выполнение ударов с мячом с разбега по мишеням в размере 1м2 обозначенном в верхнем и нижнем правом и левом углах макета ворот (по 3 раз) (рис.3)

Рис.1 Рис.2

Рис.3

Указанные на рисунках упражнения одновременно были использованы в качестве тестов.

Таблица

Изменение скорости выполнения тестов в конце эксперимента (х±5)

Тестлар Группа До эксперимента После эксперимента

быстрота выполнения 1-го теста справа налево без мяч (сек) НГ 10,12±1,02 9,06±0,80

ТГ 10,34±1,06 7,12±0,92

быстрота выполнения 1-го теста с лево направо без мяч (сек) НГ 11,08±1,08 10,10±0,88

ТГ 11,02±1,10 7,36±0,92

быстрота выполнения 3-го теста справа налево с мячом (сек) НГ 12,24±1,11 11,34±1,07

ТГ 12,18±1,13 9,12±1,01

быстрота выполнения 4-го теста с лево направо с мячом (сек) НГ 12,36±1,08 11,14±0,96

ТГ 12,30±1,06 9,16±0,82

выполнение 5-го теста с точностью ударов в каждую цель по 3 раза. НГ 3,48±0,04 4,32±0,09

ТГ 3,56±0,06 7,02±0,12

Примечание: 1,3 и 4 тесты выполнялись по 1 раз

Как видно из таблицы, в обеих группах, участвовавших в эксперименте, быстрота бега без мяча и с мячом по резко меняющимся направлениям и точность целевых ударов по мишеням у юных футболистов 15-16 лет имеют низкое развитие. Так, быстрота выполнения 1-го теста справа налево без мяча (бег «восьмёркой») в контрольной группе (КГ) составляет 10,12±1,02 сек. Выполнение этого же теста слева направо без мяча составило 11,08±1,08 сек.

В экспериментальной группе (ЭГ) данные показатели составили соответственно 9,44±1,06; 10,34±1,10 сек.

Быстрота выполнения 3-го теста справа налево с мячом (ведение мяча «восьмёркой») в контрольной группе (КГ) составила 12,24±1,11 сек, при выполнении этого же теста слева направо показатель составил 12,36±1,08 сек.

В экспериментальной группе выполнение этих тестов составило соответственно 12,18±1,13 ва 12,30±1,06 сек.

Точность ударов по 3 раз (12 раз) с расстояния 16 м по мишеням размером 1х1м, находящимся в верхнем и нижнем правом и левом углах нарисованных на стене «ворот», составила в контрольной группе (КГ) в среднем 3,48±0,04 раз, а в экспериментальной (ЭГ) 3,56±0,06 раз.

Зафиксированные средние статические показатели свидетельствуют о том, что традиционные занятия, проводимые в этих возрастных группах, особенно, выявленные при наблюдении недифференцированные специальные упражнения не могут способствовать интенсивному развитию двигательных действий без и с мячом по резко меняющимся направлениям и точности ударов по мишеням.

Вышеизложенное подтверждается и результатами исследования. В частности, в контрольной группе (КГ), где в течение 9 месяцев проводились традиционные занятия, прирост быстроты движений без мяча и с мячом по резко меняющимся направлениям составил с 0,09 сек до 1,22 сек. Точность ударов по мишеням возросла до 0,84 раз.

Вместе с тем, в экспериментальной группе, где проводились экспериментальные занятия по разработанному нами комплексу специальных упражнений, быстрота движений без мяча и с мячом по резко меняющимся направлениям сократилась с 3,06 сек да 3,66 сек, а точность ударов по мишеням возросла до 3,46 раз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнительный анализ результатов исследования показал, что как и предполагалось, разработанный нами и апробированный в течение 6 месяцев в экспериментальный группе комплекс специальных упражнений имеет высокую эффективность.

Можно уверенностью утверждать, что внедрение комплекса специальных упражнений в учебно-тренировочный процесс юных футболистов способствует: во-первых, появлению целенаправленной мотивации, во-вторых, появляется потребность к удовлетворению этой мотивации. Именно эти факты дают возможность повысить у юных футболистов двигательные действия без

мяча и с мячом по резко меняющимся направлениям точность ударов по мишеням.

REFERENCES

1. Abdurashidovich, S. S. Exercise programs which are devoted to preparing by technical trainings for gymnastics, their attitudes to motor skills and rhythm-tempo-structure.

2. Халмухамедов, Р. Д., Махмудова, М. М., Рахматов, Б. Ш., Маъмурова, Л. К., & Эркинова, Н. М. (2021). Методика физической подготовки студенток высших образовательных учреждений на основе использования комплексов «Узбек жанг санъати». Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1), 220227.

3. Yarashev, K. D., & Rakhmatov, B. S. (2021). The effectiveness of the formation during the experiment of the accuracy of the impact on the right and left foot when exposed to the load on the rotational movement in taekwondo at the age of 15-16 years. Eurasian Journal of Sport Science, 1(2), 124-130.

4. Ishtayev, J. M., & Gapparov, Z. (2022). Development of explosive ability in schoolchildren (on the example of 10-11 grades). Eurasian Journal of Law, Finance and Applied Sciences, 2(2), 56-59.

5. Эштаев, С. А., Мусаев, Б. Б., Мусаева, А. Р., & Пахрудинова, Н. Ю. (2021). Степень влияния вариантов чередование видов гимнастического многоборья на организм юных гимнастов. Фан-спортга, 18-20.

6. Сулейманов, М. А. Э. У. (2022). Методы и средства управления процессом обучения гимнастическим упражнениям на кольцах. CENTRAL ASIAN JOURNAL OF THEORETICAL & APPLIED SCIENCES, 3(1), 28-36.

7. Давурбаева, М. Ж. (2020). 1-4 синф укувчиларининг жисмоний тайёргарлигини ривожлантиришда асосий гимнастика воситаларининг самарадорлиги. FANva JAMIYAT, 48-51.

8. Эргашев, Б. Д., & Захритдинов, А. Т. (2020). Общие педагогические методы физического воспитания. Наука, образование и культура, (1 (45)).

9. Артиков, Ф. Б. (2021). Ёш футболчиларнинг умумий ва махсус жисмлний тайёргарлигини ошириш усуллари. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(4), 111-118.

10. Юлдашева, Н. Н. (2021). Собик; совет иттифокининг кдтагонлик сиёсатини юритишида "гулаг" нинг урни. Scientific progress, 2(4), 507-512.

11. КАРИМОВ, А. А. (2022). Результаты педагогических наблюдений оценки физической и общей характеристики тренировочных нагрузок хоккеистов 13-14 лет. Фан-спортга, 28-30.

12. Kutlimuratov, I. K. (2021). Effectiveness of methods for improving the speed endurance of chief referees in football. Eurasian Journal of Sport Science, 7(2), 6165.

13. Igamberdiev, O. R. O. (2021). Organization of football clubs in schools and improving the physical fitness of those involved in them (on the example of 4-5 graders). Eurasian Journal of Sport Science, 1(2), 177-184.

14. Kanganovich, D. I. (2021). The compositional structure of the body of young football players 13-14 years old. Eurasian Journal of Sport Science, 1(2), 98-102.

15. Пулатов, С. Н. (2021). Футболчи аёлларни мусобака фаолиятини тахлил килиш. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1), 179-184.

16. Adilovich, M. I. (2021). Control of special agility of football players of children's young teams using expert estimates. Berlin Studies Transnational Journal of Science and Humanities, 1(1.5 Pedagogical sciences).

17. Кутлимуратов, И. Х. (2021). Футбол буйича бош хакамларнинг тезкор чидамкорлигини ошириш усуллари самарадорлиги. Academic research in educational sciences, 2(4), 1743-1751.

18. Исмагилов, Д. К. (2017). О методах оптимизации физического совершенствования студентов на базе спортивно-ориентированного физического воспитания. Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта, (2 (144)), 89-92.

19. Исмагилов, Д. К. (2018). Инновационные системы физического воспитания учащейся молодежи. In Педагогика сегодня: проблемы и решения (pp. 1-3).

20. Шаймарданов, Д. Б. (2021). Ёш футболчиларда анъанавий ва оптималлаштирилган техник тайёргарликка хос юкламалар хажмини махсус харакат сифатларига таъсир этиш динамикаси. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1), 141-145.

21. Абидов, Ш. У. (2020). Ёш футболчиларни техник-тактик харакатларини мусобака шароитида бахолаш ва самаладорлигини аниклаш. Фан^портга, (6), 17-19.

22. Кутлимуратов, И. Х. (2021). Футболчиларнинг турли йуналишлардаги тупни ошириб бериш харакатларини урганиш. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1), 146-151.

23. Кошбахтиев, И. А., Дадабаев, О. Ж., & Ибрагимов, Б. Б. (2020, September). Эффективность оптимизации планирования подготовки юных спортсменов по

спортивным единоборствам. In Актуальные проблемы совершенствования системы непрерывного физкультурного образования: Материалы IV международной научно-практической конференции. Грозный, 24 сентября 2020 года (p. 236).

24. Чориев, Д. (2021). Планирование подготовки футболистов и организация тренировочной работы. Общество и инновации, 2(6/S), 126-131.

25. Чориев, Д. (2021). Yosh futbolchilarning texnik-taktik harakatlarini xajm va sifat ko'rsatkichlari dinamikasini tahlili. Общество и инновации, 2(3/S), 216-225.

26. Бекназаров, Ш. (2021). Футболчиларнинг жамоадаги хужум харакатларини тадки; килиш. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1), 136-140.

27. Ismoiljonovich, B. F. (2019). Morphological state of wrestlers with evaluation of sports specialization. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 7(6).

28. Tajibayev, S. (2020). Improvement Of Technical And Tactical Movements Of Wrestlers On The Basis Of Differential Approach, Taking Into Account The Morphological Characteristics. Scienceweb academic papers collection.

29. Mekhrinigor, Y. (2021). Statistical Programs In The Teaching Of Physical Education Classes. Turkish Journal of Computer and Mathematics Education (TURCOMAT), 12(7), 354-356. 4

30. Ismailova, Z. K., Raupova, S. A., & Jumanov, A. (2015). Information-psychological violence as a factor of social manipulation. Young scientist, (8), 800801.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.