Научная статья на тему 'МЕТОД РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ'

МЕТОД РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
462
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
motor / premotor / motor reaction / from a high start / significant differences / speed abilities / моторная / премоторная / двигательная реакция / с высокого старта / достоверных различий / скоростные способности.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н. Х. Умаров

В статье рассмотрены вопросы развития скоростных способностей у футболистов 14-15 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н. Х. Умаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the development of high-speed abilities of football players aged 14-15 years.

Текст научной работы на тему «МЕТОД РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ»

МЕТОД РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ

Н. Х. Умаров

Узбекиский государственный университет физической культуры и спорта Кафедра "Теория и методика Футбола", преподаватель umarov 07.nurik@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы развития скоростных способностей у футболистов 14-15 лет.

Ключевые слова: моторная, премоторная, двигательная реакция, с высокого старта, достоверных различий, скоростные способности.

ABSTRACT

The article deals with the development of high-speed abilities of football players aged 14-15 years.

Keywords: motor, premotor, motor reaction, from a high start, significant differences, speed abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Футбол по праву считается самым популярным видом спорта. Вряд ли можно назвать страну, в которой не играют в футбол. Чемпионаты Мира по футболу по количеству болельщиков конкурируют с Олимпийскими играми. В нашей стране развитию футбола уделяется повышенное внимание.

Согласно федерального стандарта спортивной подготовки зачисление в детей на этап начальной подготовки может происходить с 8 лет. При этом уже в дошкольных учреждениях широко используются средства футбола для физического воспитания. Футбол прекрасно и разносторонне развивает человека.

В настоящее время состояние и развитие теории и практики футбола в Узбекистане характеризуется постоянным поиском эффективных средств, методов и организационных форм подготовки спортивных резервов.

Подготовка юных спортсменов должна базироваться на методиках тренировки физических качеств, обеспечивающих становление спортивного мастерства, рост функциональных возможностей и их максимальную реализацию.

МЕТОДОЛОГИЯ

Несмотря на важность развития быстроты реагирования на действия партнера или соперника, в профессиональной деятельности и спорте наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных действий - перемещений, изменений положения тела, атак и защит в поединке и т.д.

Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством.

Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, непрерывная предельная продолжительность которой, даже у высококвалифицированных спортсменов, не превышает 20-25 секунд. Естественно, что у менее тренированных людей эти возможности гораздо меньше.

Скоростные способности человека очень специфичны, и прямого переноса быстроты в координационное не схожих движениях у тренированных спортсменов, как правило, не наблюдается. Небольшой перенос имеет место лишь у физически слабо подготовленных людей. Все это говорит о том, что, если необходимо повысить скорость выполнения каких-то специфических действий, то нужно тренироваться преимущественно в скорости выполнения именно этих действий.

В настоящее время уделяется много внимания разработке методик по развитию скоростных способностей.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Методика развития скоростных способностей».

Уровень развития скоростных способностей - один из наиболее важных показателей специальной физической подготовленности футболистов. Сформированность скоростных качеств способствует более быстрому выполнению различных технико-тактических показателей, что обеспечивает дополнительное время для эффективного решения важных двигательных задач в футболе.

Вместе с тем, даже ведущие футболисты мира часто не обладают высоким уровнем развития скоростных способностей для данной категории занимающихся. Такой уровень развития скоростных способностей узбекских футболистов в определенной мере обуславливает и низкий объем перемещений с максимальной интенсивностью в процессе игровой деятельности, а также не высокую эффективность атакующих действий. Результаты исследований,

проведенные СШИ.

Анализ тренировочной деятельности юных футболистов позволил выявить ряд значимых противоречий: между комплексом теоретических разработок развития скоростных способностей и программно-методическим обеспечением их физической подготовки; между существующими разрозненными подходами решения проблем скоростной подготовки футболистов и необходимостью создания единой целостной системы подготовки между нормативными основами физической подготовленности футболистов и требованиями различных игровых амплуа.

Необходимость разрешения указанных противоречий и объективная потребность в проведении дополнительных исследований определяют содержание нашего исследования, которое ориентировано на научное обоснование эффективной методики развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа.

Объект исследования: скоростная подготовка юных футболистов.

Цель исследования: - разработать типоспецифическую методику развития скоростных способностей у юных футболистов, средства, методы и формы развития скоростных способностей юных футболистов с учетом их игрового амплуа. Определить методические подходы в спортивной подготовке, способствующие повышению темпов прироста скоростных способностей у футболистов 14-15 лет.

Задачи исследования:

1. Установить основные возрастные закономерности формирования скоростных способностей у юных футболистов различных игровых амплуа, выделить главные недостатки в их технике бега на скорость.

2. Определить возрастные особенности точности скоростных дифференцировок у юных футболистов различных игровых амплуа, изучить структуру двигательной активности с различной скоростью передвижения.

3. Разработать методику развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа.

4. Определить эффективность авторской методики развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа в ходе педагогического эксперимента.

5. На основе данных литературных источников обобщить и систематизировать рекомендации специалистов по развитию скоростных способностей у футболистов 14-15лет.

В нашей работе мы использовали следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, педагогические наблюдения, тестирование, опытно-экспериментальная работа, методы математической статистики.

В основу подготовки футболиста положен годичный тренировочный цикл, который в соответствии с закономерностями развития спортивной формы делится на три периода:

- подготовительный,

- основной (соревновательный),

- переходный.

В опытно-экспериментальной работе приняло участие 22 футболиста в возрасте 14-15 лет (мальчики).

Подростков условно разделили на две группы: экспериментальную и контрольную, в каждую из которых вошло по 11 подростков.

Подбор экспериментальной и контрольной группы был осуществлен таким образом, чтобы средние суммарные показатели антропометрических данных спортсменов, их спортивная подготовленность не имели достоверных различий.

Таблица 1

Характеристика спортсменов двух групп

Конт зольная группа Экспериментальная группа

№ Год рождения Вес, кг Рост, см Разряд № Год рождения Вес, Кг Рост, см Разряд

1 2006 42,9 156 2-юн 1 2006 43,3 146 2-юн

2 2006 43,4 154,5 2-юн 2 2006 43,4 144 2-юн

3 2006 43,7 155 2-юн 3 2006 43,5 145 2-юн

4 2006 43,7 151 2-юн 4 2006 43,5 156 2-юн

5 2006 43,9 154,5 2-юн 5 2006 42,8 156 2-юн

6 2006 43,8 146 2-юн 6 2006 43 149 2-юн

7 2005 42,8 149 2-юн 7 2005 43,5 150,5 2-юн

8 2005 43,9 152 2-юн 8 2005 43,6 151,5 2-юн

9 2005 42,8 157 2-юн 9 2005 43,3 154,5 2-юн

10 2005 43,4 156,4 2-юн 10 2005 42,9 153 2-юн

11 2005 43,5 157 2-юн 11 2005 43 158 2-юн

Таблица 2

Результаты скоростных способностей в начале педагогического эксперимента

Х± т

Показатели До эксперимента Достоверность

Экспериментальн ая группа Контрольн ая группа t Р

Бег на 15 метров с высокого старта (сек.) 2,6±0,1 2,5±0,1 0,5 < 0,05

Бег на 30 метров с высокого старта (сек.) 4,8±0,1 4,9±0,1 0,8 < 0,05

Бег на 15 м с хода (сек.) 2,2±0,1 2,3±0,1 1,2 < 0,05

Бег на 30 м с хода (сек.) 4,4±0,1 4,3±0,1 1,3 < 0,05

Бег 60 метров (сек.) 9,3±0,2 9,5±0,2 1,1 < 0,05

Челночный бег3х10 метров (сек.) 7,8±0,2 7,6±0,2 1,2 < 0,05

Рис. 1. Результаты скоростных способностейв начале педагогического эксперимента

Тренировочное занятие условно делилось на следующие части:

- подготовительную,

- основную,

- заключительную.

Комплексы упражнений проводились в начале основной части занятия, после тщательной разминки. Продолжительность выполнения составляла около 20 минут.

Исходные положения (сидя, лежа, в упоре лежа и т.д.), а также длина дистанции постоянно варьировалась.Все упражнения выполнялись без использования мяча в парах или группахс предельной или около предельной скоростью.

Время отдыха между упражнениями могло незначительно отклоняться от указанного в таблице в зависимости от скорости восстановления каждого спортсмена. Если ЧСС к началу упражнения было выше 120 ударов в минуту, то отдых продлевался.

Экспериментальная работа продолжалась в течение года.

Ведущим методом, который использовался в работе был повторный.

В своей работе руководствовались следующими принципами:

- принципом интенсивности,

- принципом последовательности и систематичности,

- принципом сознательности и активности,

- принципом наглядности,

- принципом доступности и индивидуализации.

Таким образом, проведен комплекс упражнений, с помощью которых мы прогнозировали повысить уровень скоростных способностей футболистов в экспериментальной группе.

Примерные упражнения комплекса для развития скоростных

способностей

1. Занимающиеся выполняют повторную пробежку коротких отрезков (610 м); челночный бег 2x10 м, 4x5 м, 4x10 м, 2x15 м, 5x30 м.

2. Занимающиеся выполняют бег с максимальной частотой движений через набивные мячи.

3. Бег на 15-20 м с высоким подниманием бедра бег с захлестыванием голени, бег прыжками с ноги на ногу.

4. Занимающиеся выполняют бег с высоким подниманием бедра на месте в упоре руками на гимнастическую лестницу

5. Занимающиеся выполняют 6-8 подскоков на месте с последующим рывком на 10-15 м.

6. Стартуя с места, занимающиеся выполняют бег под уклон, бег в гору .

7. Из положения выпада занимающиеся выполняют прыжки вверх с быстрой сменой исходного положения.

8. Стартуя с места, занимающиеся выполняют ускорение по песчаной (опилочной) дорожке на 10-15 м. Вариант: то же, но бег осуществляется по воде на 8-10 м.

9. Стартуя с места, занимающиеся выполняют бег за лидером (световым или механическим) 20-30 м.

Таблица 3

Результаты скоростных способностейдо и после педагогического

эксперимента по тесту Х± m

Показатели После Эксперимента Достоверность

Экспериментальн ая группа Контрольна я группа t Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бег на 15 метров с высокого старта (сек.) 2,6±0,1 2,2±0,1 2,3 > 0,05

Бег на 30 метров с высокого старта (сек.) 4,8±0,1 4,4±0,1 2,3 > 0,05

Бег на 15 м с хода (сек.) 2,2±0,1 2,0±0,1 2,3 > 0,05

Бег на 30 м с хода (сек.) 4,4±0,1 4,0±0,1 2,4

Бег 60 метров (сек.) 9,3±0,2 8,6±0,2 2,7 > 0,05

Челночный бег 3х10 метров (сек.) 7,8±0,2 7,3±0,2 2,4 > 0,05

Рис. 2. Результаты скоростных способностей в экспериментальной группе до и после педагогического эксперимента

Из данных видно следующее:

- показатель по тесту «Бег на 15 метров с высокого старта» в ЭГ лучше на 0,2 секунд по сравнению с КГ;

- показатель по тесту «Бег на 30 метров с высокого старта» в ЭГ лучше на 0,4 секунды по сравнению с КГ;

- показатель по тесту «Бег на 15 м с хода» на 0,2 секунды в ЭГ лучше по сравнению с КГ;

- показатель по тесту «Бег на 30 м с хода» на 0,2 секунды в ЭГ лучше по сравнению с КГ;

- показатель по тесту «Бег 60 метров» на 0,8 секунд в ЭГ лучше по сравнению с КГ;

- показатель по тесту «Челночный бег 3х10 метров» на 0,2 секунды в ЭГ лучше по сравнению с КГ.

Таким образом, в результате второго замера установлено, что показатели в экспериментальной группе достоверно улучшились:

- по тесту «Бег на 15м с высокого старта» на 0,4 с,

- по тесту «Бег на 30 метров с высокого старта» на 0,4 с,

- по тесту «Бег на 15 м с хода» на 0,2 с,

- по тесту «Бег на 30 м с хода» на 0,4 с,

- по тесту «Бег 60 метров» на 0,7 с,

-по тесту «Челночный бег 3х10 метров» на 0,5 с),что указывает на эффективность экспериментального фактора - методики развития скоростных способностей футболистов 14-15 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате решения задач исследования достигнута цель, подтверждена гипотеза и сделаны следующие выводы:

На основе данных специальных литературных источников было выявлено, что скоростные способности оказывают значительное влияние на результативность спортивной деятельности футболистов.

Возраст 14-15 лет является благоприятным для развития скоростных способностей, которое должно вестись с учетом анатомо-физиологических особенностей данного возрастного периода и осуществляться в рамках общей физической и специальной физической подготовок в тренировочном процессе посредством комплекса специально подобранных методов и средств, направленных на их совершенствование.

Установлено, что большой опыт развития скоростных способностей накоплен как в футболе, так и в легкой атлетике. Наиболее часто рекомендуют

использовать повторный метод, который предполагает выполнение упражнений с максимальной скоростью с достаточными для полного отдыха интервалами.

Эффективным средством развития скоростных способностей футболистов 14-15 лет являются старты, ускорения и выбегания на различные дистанции.

Количество повторений упражнений, направленных на развитие скоростных способностей подбирается с таким расчетом, чтобы не происходило снижение скорости в последних подходах или упражнениях. Целесообразно уделять развитию скоростных способностей непродолжительное время на тренировочном занятии, но при этом не реже трех раз в недельном микроцикле.

REFERENCES

1. Abdurashidovich, S. S. Exercise programs which are devoted to preparing by technical trainings for gymnastics, their attitudes to motor skills and rhythm-tempo-structure.

2. Халмухамедов, Р. Д., Махмудова, М. М., Рахматов, Б. Ш., Маъмурова, Л. К., & Эркинова, Н. М. (2021). Методика физической подготовки студенток высших образовательных учреждений на основе использования комплексов «Узбек жанг санъати». Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1), 220227.

3. Yarashev, K. D., & Rakhmatov, B. S. (2021). The effectiveness of the formation during the experiment of the accuracy of the impact on the right and left foot when exposed to the load on the rotational movement in taekwondo at the age of 15-16 years. Eurasian Journal of Sport Science, 1(2), 124-130.

4. Ishtayev, J. M., & Gapparov, Z. (2022). Development of explosive ability in schoolchildren (on the example of 10-11 grades). Eurasian Journal of Law, Finance and Applied Sciences, 2(2), 56-59.

5. Эштаев, С. А., Мусаев, Б. Б., Мусаева, А. Р., & Пахрудинова, Н. Ю. (2021). Степень влияния вариантов чередование видов гимнастического многоборья на организм юных гимнастов. Фан-спортга, 18-20.

6. Сулейманов, М. А. Э. У. (2022). Методы и средства управления процессом обучения гимнастическим упражнениям на кольцах. CENTRAL ASIAN JOURNAL OF THEORETICAL & APPLIED SCIENCES, 3(1), 28-36.

7. Давурбаева, М. Ж. (2020). 1-4 синф укувчиларининг жисмоний тайёргарлигини ривожлантиришда асосий гимнастика воситаларининг самарадорлиги. FANva JAMIYAT, 48-51.

8. Эргашев, Б. Д., & Захритдинов, А. Т. (2020). Общие педагогические методы физического воспитания. Наука, образование и культура, (1 (45)).

9. Артиков, Ф. Б. (2021). Ёш футболчиларнинг умумий ва махсус жисмлний тайёргарлигини ошириш усуллари. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(4), 111-118.

10. Юлдашева, Н. Н. (2021). Собик; совет иттифокининг кдтагонлик сиёсатини юритишида "гулаг" нинг урни. Scientific progress, 2(4), 507-512.

11. КАРИМОВ, А. А. (2022). Результаты педагогических наблюдений оценки физической и общей характеристики тренировочных нагрузок хоккеистов 13-14 лет. Фан-спортга, 28-30.

12. Kutlimuratov, I. K. (2021). Effectiveness of methods for improving the speed endurance of chief referees in football. Eurasian Journal of Sport Science, 1(2), 6165.

13. Igamberdiev, O. R. O. (2021). Organization of football clubs in schools and improving the physical fitness of those involved in them (on the example of 4-5 graders). Eurasian Journal of Sport Science, 1(2), 177-184.

14. Kanganovich, D. I. (2021). The compositional structure of the body of young football players 13-14 years old. Eurasian Journal of Sport Science, 1(2), 98-102.

15. Пулатов, С. Н. (2021). Футболчи аёлларни мусобака фаолиятини тахлил килиш. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1), 179-184.

16. Adilovich, M. I. (2021). Control of special agility of football players of children's young teams using expert estimates. Berlin Studies Transnational Journal of Science and Humanities, 1(1.5 Pedagogical sciences).

17. Кутлимуратов, И. Х. (2021). Футбол буйича бош хакамларнинг тезкор чидамкорлигини ошириш усуллари самарадорлиги. Academic research in educational sciences, 2(4), 1743-1751.

18. Исмагилов, Д. К. (2017). О методах оптимизации физического совершенствования студентов на базе спортивно-ориентированного физического воспитания. Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта, (2 (144)), 89-92.

19. Исмагилов, Д. К. (2018). Инновационные системы физического воспитания учащейся молодежи. In Педагогика сегодня: проблемы и решения (pp. 1-3).

20. Шаймарданов, Д. Б. (2021). Ёш футболчиларда анъанавий ва оптималлаштирилган техник тайёргарликка хос юкламалар хажмини махсус харакат сифатларига таъсир этиш динамикаси. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1), 141-145.

21. Абидов, Ш. У. (2020). Ёш футболчиларни техник-тактик харакатларини мусобака шароитида бахолаш ва самаладорлигини аниклаш. Фан-Cпортга, (6), 17-19.

22. Кутлимуратов, И. Х. (2021). Футболчиларнинг турли йуналишлардаги тупни ошириб бериш харакатларини урганиш. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1), 146-151.

23. Кошбахтиев, И. А., Дадабаев, О. Ж., & Ибрагимов, Б. Б. (2020, September). Эффективность оптимизации планирования подготовки юных спортсменов по спортивным единоборствам. In Актуальные проблемы совершенствования системы непрерывного физкультурного образования: Материалы IV международной научно-практической конференции. Грозный, 24 сентября 2020 года (p. 236).

24. Чориев, Д. (2021). Планирование подготовки футболистов и организация тренировочной работы. Общество и инновации, 2(6/S), 126-131.

25. Чориев, Д. (2021). Yosh futbolchilarning texnik-taktik harakatlarini xajm va sifat ko'rsatkichlari dinamikasini tahlili. Общество и инновации, 2(3/S), 216-225.

26. Бекназаров, Ш. К. (2021). Футболчиларнинг жамоадаги хужум харакатларини тадкик килиш. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1), 136-140.

27. Ismoiljonovich, B. F. (2019). Morphological state of wrestlers with evaluation of sports specialization. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 7(6).

28. Tajibayev, S. (2020). Improvement Of Technical And Tactical Movements Of Wrestlers On The Basis Of Differential Approach, Taking Into Account The Morphological Characteristics. Scienceweb academic papers collection.

29. Mekhrinigor, Y. (2021). Statistical Programs In The Teaching Of Physical Education Classes. Turkish Journal of Computer and Mathematics Education (TURCOMAT), 12(7), 354-356. 4

30. Ismailova, Z. K., Raupova, S. A., & Jumanov, A. (2015). Information-psychological violence as a factor of social manipulation. Young scientist, (8), 800801.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.