Современные вопросы биомедицины. - 2021. - T5(2) ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
Дата публикации: 01.06.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_02_10
УДК 796.332
РАЗРАБОТКА МИКРОЦИКЛОВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ФУТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ НА СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА
С.В. Аверьянов, В.А. Блинов Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет физической
культуры и спорта», г. Омск, Россия Ключевые слова: юные футболисты, специально-подготовительный этап, соревновательная деятельность, микроцикл.
Аннотация. В статье представлена структура микроциклов тренировок, используемых для подготовки юных футболистов к соревновательной деятельности на специально-подготовительном этапе подготовительного периода. При разработке данных микроциклов учитывались следующие моменты: сенситивные периоды в развитии физических качеств детей, особенности специально-подготовительного этапа годовой периодизации тренировок, а также базовый уровень физической подготовленности юных футболистов. Направленность микроциклов оставалась неизменной на протяжении шести недель, варьировался только режим работы, он выбирался исходя из текущего функционального состояния команды и имел развивающий или поддерживающий характер.
DEVELOPMENT OF MICROCYCLES AND THEIR IMPLEMENTATION IN THE TRAINING PROCESS OF 13-14 YEARS OLD SOCCER PLAYERS AT THE SPECIAL PREPARATORY STAGE OF PRE-SEASON
S.V. Aver'yanov, V.A.Blinov Federal State Budgetary Educational Institute of Higher Education "Siberian State
University of Physical Culture and Sports", Omsk, Russia Key words: young soccer players, special preparatory stage, competitive activity, microcycle.
Annotation. The article presents the structure of training microcycles used to prepare young soccer players for competitive activity at the special preparatory stage of the pre-season. When developing these microcycles, the following points were
128
taken into account: sensitive periods in the development of the physical qualities of children, the peculiarities of the special preparatory stage of the annual periodization of training, as well as the basic level of physical fitness of young football players. The orientation of microcycles remained unchanged for six weeks, only the operating mode varied, it was chosen based on the current functional state of the team and had a developing or supporting character.
Введение. Современный футбол в последнее десятилетие интенсивно прогрессирует, появляются новые подходы в подготовке игроков, которые заключаются в постоянном совершенствовании физических качеств футболистов [4]. В связи с этим возросли требования к уровню физической подготовленности футболистов, к развитию всех физических качеств спортсмена. Футболисты на протяжении матча выполняют чрезвычайно высокую нагрузку, это требует от них достаточного уровня развития функциональных возможностей и воспитания волевых качеств. Физическая подготовка в современном футболе является первостепенной. Российские футболисты стали более конкурентоспособными вследствие того, что специалисты признали, что только лишь при условии достижения высокой физической формы высокий уровень технического мастерства и современная тактика могут быть максимально эффективны [6].
Подготовка юных футболистов должна основываться на стройной преемственной методике тренировки, обеспечивающей эффективный рост спортивного мастерства, интенсивное развитие функциональных возможностей и должную их реализацию. Это, в свою очередь, требует от тренеров умение выбирать и применять в тренировочном процессе наиболее эффективные средства развития физических качеств юных футболистов. На начальных этапах многолетней подготовки необходимым условием является использование разнообразных методов и средств физической подготовки, так как это позволит более гармонично организовывать процесс обучения юных футболистов [7].
Цель исследования заключалась в разработке микроциклов для реализации их на специально-подготовительном этапе подготовительного периода с целью развития физических качеств футболистов 13-14 лет, с учетом уровня квалификации и подготовленности юных спортсменов.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе кафедры теории и методики футбола и хоккея СибГУФК и РЦПФ «Иртыш» г. Омска с сентября 2018 года по май 2020 года. В исследовании принимали участие юные футболисты 13-14 лет в количестве 24 человека, разделенные на 2 группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ).
При проведении данного исследования были применены следующие методы:
1. Теоретический анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Педагогическое тестирование;
4. Педагогический эксперимент;
5. Метод математической статистики.
На первом этапе (сентябрь 2018 года - январь 2019 года) проводился анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, разработано содержание тренировочных микроциклов и составлена программа оценки физических качеств юных футболистов.
На втором этапе (февраль 2019 года - ноябрь 2019 года) осуществлялось педагогическое наблюдение за тренировочным процессом и соревновательной деятельностью юных футболистов с целью изучения динамики параметров физической подготовленности. Далее были разработаны семидневные микроциклы тренировок.
На третьем этапе (декабрь 2019 года - март 2020 года) был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие юные футболисты 13-14 лет. В начале и конце педагогического эксперимента были проведены тестирования для оценки двигательных способностей юных футболистов. В течение шести микроциклов юные футболисты экспериментальной группы выполняли разработанную программу, а контрольной группы - программу, предусмотренную для ДЮСШ.
На четвертом этапе (март 2020 года - май 2020 года) было проведено повторное тестирование испытуемых экспериментальной и контрольной групп, проведена оценка эффективности разработанных микроциклов, проведена обработка данных с использованием методов математической статистики, сформулированы выводы и практические рекомендации.
Результаты исследования и их обсуждение. Тренировочный микроцикл состоял из семи дней: пять тренировочных занятий, одного выходного дня и одного дня, в котором была запланирована контрольная игра (Таблица 1).
При разработке данного микроцикла мы учитывали сенситивные периоды в развитии физических качеств детей, особенности специально-подготовительного этапа годовой периодизации тренировок, а также базовый уровень физической подготовленности юных футболистов, достигнутый на обще-подготовительном этапе.
В тренировочном процессе делался акцент на наиболее специфические физические качества футболистов, на повышение уровня технического мастерства, а также на формирование взаимодействий в группе и команде.
130
Таблица 1
Семидневный микроцикл тренировок, используемый при подготовке футболистов 13-14
лет на специально-подготовительном этапе
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Так.-тех. нап-ть Тех.-так. под-ка Тех.-так. под-ка Спец. вын-сть Общая вын-сть Вых. Игра
Быстрота Скоростно- силовая подготовка Так.-тех. нап-ть
Примечание: Так.-тех. направленность - тактико-техническая направленность; Тех.-так. подготовка - технико-тактическая подготовка; Спец. выносливость - специальная выносливость; Вых. - выходной день
Структура микроциклов не менялась на протяжении шести недель, а вот режим работы выбирался исходя из текущего функционального состояния игроков команды.
В первый день микроцикла тренировочное занятие было посвящено тактико-технической подготовке. В нем рассматривались эпизоды прошедшей игры. Использовались упражнения, позволяющие исправить ошибки, совершенные во время прошедшего матча. Нагрузка во время занятия была малая.
Второй день микроцикла был направлен на технико-тактическую подготовку. Акцент в этом занятии был сделан на повышение технического мастерства футболистов и использование его в игровых упражнениях. Сопутствующей задачей тренировочного занятия было развитие быстроты.
Задачей третьего тренировочного дня являлось закрепление техники игры и обучение групповым взаимодействиям. Параллельно решалась задача по развитию скоростно-силовых качеств. Для решения поставленных целей использовались специальные игровые упражнения из первого тренировочного дня микроцикла, только в усложненных условиях.
Пиковая нагрузка приходилась на четвертый день микроцикла. Основной задачей тренировочного занятия являлось развитие специальной выносливости с использованием специфических средств.
В пятом тренировочном дне внимание было акцентированно на поддержании уровня общей выносливости юных футболистов. Также в этот день уделялось внимание групповым и командным взаимодействиям, отрабатывались комбинации перед предстоящей контрольной игрой. Работа проводилась исключительно в аэробном режиме.
Выходной день перед игровой тренировкой использовался для поднятия эмоционального фона футболистов, а также для осуществления восстановительных процессов. В качестве домашнего задания юным
футболистам были даны методические рекомендации по развитию гибкости.
Контрольная игра являлась с одной стороны индикатором уровня подготовленности команды к соревновательной деятельности, с другой носила нагрузочный характер. Нагрузка во время матча была распределена между всеми футболистами равномерно. Допущенные ошибки во время игры фиксировались и на основании их конструировались игровые упражнения, которые в свою очередь использовались в последующих микроциклах.
Таблица 2
Результаты, показанные в контрольных упражнениях юными футболистами ЭГ и КГ в
начале эксперимента
№ п/п Контрольное упражнение ЭГ КГ
1. Бег на 1000 метров (мин.) 3,43 ± 0,02 3,45 ± 0,03
2. Челночный бег 4х9 метров (сек.) 9,06 ± 0,04 9,06 ± 0,04
3. Челночный бег 7х50 метров (сек.) 68,09 ± 0.43 68,38 ± 0.48
4. Бег 30 метров с места (сек.) 4,78 ± 0,04 4,81 ± 0,03
5. Бег на 30 метров с ходу (сек.) 3,96 ± 0,05 3,96 ± 0,04
6. Прыжок в длину с места (см.) 206 ± 3.75 201 ± 2.08
7. Тройной прыжок с места (см.) 652 ± 12.3 641 ± 13
8. Бросок мяча весом 2 килограмма из положения сидя (м.) 5,1 ± 0,22 4,7 ± 0,24
По окончании педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование (Таблица 3). Как видно из таблицы 3, наибольшие темпы прироста по всем показателям выявлены у юных футболистов ЭГ.
В упражнении «бег на 1000 метров», отражающем общую выносливость, в обеих группах произошли достоверные изменения по сравнению с результатами, показанными до эксперимента: ЭГ - 6,01% (Р<0,05) и КГ - 3,7% (Р<0,05).
В челночном беге 7х50 метров, отражающем специальную выносливость, у юных футболистов ЭГ выявлены статистически достоверные темпы прироста - 4,06% (Р<0,05). У юных футболистов КГ темпы прироста составили 1,39% (Р>0,05).
Анализ результатов в челночном беге 4х9 метров, отражающем координационные способности, показал значительные приросты - 11,06% (Р<0,05) у юных футболистов ЭГ по сравнению с КГ - 4,41% (Р<0,05).
У юных футболистов обеих групп выявлены приросты результатов в беге на 30 метров со старта: ЭГ - 4,27% (Р<0,05), КГ - 2,12% (Р>0,05).
Несмотря на то, что скоростной компонент тяжело поддается тренировочному воздействию, выявлен значительный прирост результатов в беге на 30 метров с ходу в ЭГ. Темпы прироста - 8,02% (Р<0,05) - у юных футболистов ЭГ статистически достоверно выше, чем в КГ - 3,23% (Р>0,05).
Таблица 3
Результаты, показанные в контрольных упражнениях юными футболистами ЭГ и КГ _после педагогического эксперимента_
№ Контрольное упражнение ЭГ КГ
п/п ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ
1. Бег на 1000 метров (мин.) 3,43 ± 0,02 3,23±0,01 3,45 ± 0,03 3,32±0,02
2. Челночный бег 4х9 метров (сек.) 9,06 ± 0,04 8,11±0,04 9,06 ± 0,04 8,67±0,05
3. Челночный бег 7х50 метров (сек.) 68,09 ± 0,43 65,38±0,11 68,38 ± 0,48 67,43±0,42
4. Бег 30 метров с места (сек.) 4,78 ± 0,04 4,58±0,03 4,81 ± 0,03 4,71±0,03
5. Бег на 30 метров с ходу (сек.) 3,96 ± 0,05 3,64±0,03 3,96 ± 0,04 3,83±0,03
6. Прыжок в длину с места (см.) 206 ± 3,75 221±2,42 201 ± 2,08 209±2,92
7. Тройной прыжок с места (см.) 652 ± 12,3 699±6,25 641 ± 13 659±11,1
8. Бросок мяча весом 2 5,1 ± 0,22 5,9±0,18 4,7 ± 0,24 5,2±0,23
килограмма из положения сидя (м.)
Анализ результатов прыжковых упражнений показал, что у юных футболистов ЭГ выявлены практически одинаковые темпы прироста в прыжке в длину с места - 7,23% (Р<0,05) и в тройном прыжке - 7,03% (Р<0,05). У юных футболистов КГ выявлены незначительные темпы прироста в прыжке в длину на 4,15% (Р>0,05), в тройном прыжке на 2,82% (Р>0,05).
Таблица 4
Темпы прироста показателей в ЭГ и КГ по итогам эксперимента в процентах
№ п/п Контрольное упражнение % прироста
ЭГ КГ
1. Бег на 1000 метров (мин.) 6,01 3,70
2. Челночный бег 4х9 метров (сек.) 11,06 4,41
3. Челночный бег 7х50 метров (сек.) 4,06 1,39
4. Бег 30 метров с места (сек.) 4,27 2,12
5. Бег на 30 метров сходу (сек.) 8,02 3,23
6. Прыжок в длину с места (см.) 7,23 4,15
7. Тройной прыжок с места (см.) 7,03 2,82
8. Бросок мяча весом 2 килограмма из положения сидя (м.) 15,53 9,22
Наибольшие темпы прироста выявлены у юных футболистов ЭГ -15,53% (Р<0,05) и КГ - 9,22 % (Р<0,05) в контрольном упражнении «бросок мяча весом 2 килограмма из положения сидя», по сравнению с другими тестами.
Заключение. Сравнение нормативов для данного возраста и этапа многолетней подготовки с результатами исходного тестирования показало,
133
что уровень физической подготовленности юных футболистов соответствовал среднему.
Анализ результатов педагогического эксперимента позволил выявить положительное влияние разработанной программы микроциклов на юных футболистов, что нашло подтверждение в темпах прироста показателей двигательных способностей ЭГ, чем в КГ. У юных футболистов ЭГ темпы прироста в контрольных упражнениях статистически достоверны. У юных футболистов КГ темпы прироста статистически не достоверны, за исключением контрольных упражнений: бег на 1000 метров, челночный бег 4х9 метров, бросок набивного мяча весом 2 кг.
Полученные результаты в данных контрольных упражнениях свидетельствуют о значительном улучшении скоростно-силовых качеств юных футболистов, что свидетельствует о возросшем скоростно-силовом потенциале занимающихся.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что разработанная тренировочная программа микроциклов для юных футболистов показала высокую эффективность.
Список литературы
1. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов: монография / М.А. Годик // М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс. - 2006. - 272 с.
2. Голомазов С.В. Футбол. Методика повышения локальной мышечной работоспособности юных футболистов в период краткосрочных учебно-тренировочных сборов: методические разработки для тренеров / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва, А. Денисенков // М.: ТВТ Дивизион. - 2013. - 40c.
3. Губа В.П. Футбол: программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / В.П. Губа, А.В. Антипов, В.А. Блинов и др. // М.: Издательство «Спорт», Человек. - 2015. -208 с.
4. Казаков В.Н. Современный футбол: тенденции развития, методики спортивных тренировок, менеджмент и маркетинг: сборник статей / В.Н. Казаков // М.: Издательство научный консультант. - 2017 - 138 с.
5. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов // М.: Издательство «Спорт». - 2019. - 656 с.
6. Селуянов В.Н. Физическая подготовка футболистов: методич. пособие / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, К.С. Сарсания. // М.: ТВТ Дивизион. - 2006. - 192 с.
7. Шамардин, А.А. Комплексная функциональная подготовка юных футболистов: монография /А.А. Шамардин // Саратов: «Научная Книга». -2008. - 239 с.
References
1. Godik M.A. Physical training of soccer players: a monograph / M.A. Godik // M.: Terra-Sport, Olimpiya Press. - 2006. - 272 p.
2. Golomazov S.V. Soccer. Method of increasing local muscular performance of young soccer players during short-term training camps: guidance paper for coaches / S.V. Golomazov, B.G. Chirva, A. Denisenkov // M.: TVT Divizion. -2013. - 40 p.
3. Guba V.P. Soccer: program for soccer academies, sports schools, Olympic Reserve schools and Olympic Reserve colleges / V.P. Guba, A.V. Antipov, V.A. Blinov et al. // M.: Publishing house "Sport", Human. - 2015. -208 p.
4. Kazakov V.N. Modern soccer: trends of development, methods of sports training, management and marketing: article collection / V.N. Kazakov // M.: "Scientific Adviser" Publishing House. - 2017 - 138 p.
5. Platonov V.N. Motor qualities and physical training of athletes / V.N. Platonov // M.: Publishing house «Sport». - 2019. - 656 p.
6. Seluyanov V.N. Physical training of athletes: guidance manual / V.N. Seluyanov, S.K. Sarsaniya, K.S. Sarsaniya. // M.: TVT Divizion. - 2006. -192 p.
7. Shamardin A.A. Comprehensive functional training of young soccer players: a monograph / A.A. Shamardin // Saratov: "Scientific book". - 2008. -239 p.
Spisok literatury
1. Godik M.A. Fizicheskaya podgotovka futbolistov: monografiya / M.A. Godik // M.: Terra-Sport, Olimpiya Press. - 2006. - 272 s.
2. Golomazov S.V. Futbol. Metodika povysheniya lokal'noj myshechnoj rabotosposobnosti yunykh futbolistov v period kratkosrochnykh uchebno-trenirovochnykh sborov: metodicheskie razrabotki dlya trenerov / S.V. Golomazov, B.G. Chirva, A. Denisenkov. // M.: TVT Divizion. - 2013. - 40 s.
3. Guba V.P. Futbol: programma dlya futbol'nykh akademij, detsko-yunosheskikh sportivnykh shkol, spetsializirovannykh detsko-yunosheskikh shkol olimpijskogo rezerva i uchilishch olimpijskogo rezerva / V.P. Guba, A.V. Antipov, V.A. Blinov [i dr.] // M.: Izdatel'stvo «Sport», Chelovek. - 2015. - 208 s.
4. Kazakov V.N. Sovremennyj futbol: tendentsii razvitiya, metodiki sportivnykh trenirovok, menedzhment i marketing: sbornik statej / V.N. Kazakov // M.: Izdatel'stvo nauchnyj konsul'tant. - 2017 - 138 s.
135
5. Platonov V.N. Dvigatel'nye kachestva i fizicheskaya podgotovka sportsmenov / V.N. Platonov // M.: Izdatel'stvo «Sport». - 2019. - 656 s.
6. Seluyanov V.N. Fizicheskaya podgotovka futbolistov: metodich. posobie / V.N. Seluyanov, S.K. Sarsaniya, K.S. Sarsaniya. // M.: TVT Divizion. - 2006.
- 192 s.
7. Shamardin, A.A. Kompleksnaya funktsional'naya podgotovka yunykh futbolistov: monografiya / A.A. Shamardin // Saratov: «Nauchnaya Kniga». - 2008.
- 239 s.
Сведения об авторах: Сергей Викторович Аверьянов -
преподаватель Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Омск; Вячеслав Анатольевич Блинов - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики футбола Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Омск.
Information about the authors: Sergej Viktorovich Aver'yanov - Lecturer of the Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk; Vyacheslav Anatol'evich Blinov - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Soccer's Theory and Methodology of the Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk.
Дата публикации: 01.06.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_02_11
УДК 615.825
ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
СЛУХА
Т.Г. Артеменко1, Е.В. Артеменко1, Е.В. Аржакова2 1ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», с. Чурапча, Республика Саха, Россия 2Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта,
г. Якутск, Республика Саха, Россия Ключевые слова: социальная адаптация, адаптивная физическая культура, люди с ограниченными возможностями, лица с нарушением слуха, мотив, волевая саморегуляция.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями посредством адаптивной физической культуры. Цель данной работы теоретически обосновать и практически
136