Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ МОТИВОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ ГТО'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ МОТИВОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческая молодежь / физическое воспитание / комплекс ГТО / мотивация и потребности / метод круговой тренировки / student youth / physical education / TRP complex / motivation and needs / circular training method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулишенко Ирина Владимировна, Крякина Елена Валерьевна, Разова Елена Владимировна, Фандеева Анна Сергеевна

Разработана и доказана эффективность организации физического воспитания с помощью метода круговой тренировки, учитывающего мотивы и потребности студентов при выполнении нормативов ГТО. Выявлены особенности посещаемости и успеваемости учебных занятий по физической культуре, степень неудовлетворенности девушек и юношей своими физическими и психическими показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулишенко Ирина Владимировна, Крякина Елена Валерьевна, Разова Елена Владимировна, Фандеева Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF PHYSICAL EDUCATION TAKING INTO ACCOUNT THE MOTIVES AND NEEDS OF STUDENTS IN FULFILLING THE GTO STANDARDS

Developed, experimentally justified and evaluated the effectiveness of the organization of physical education using the method of circular training, taking into account the motives and needs of students when meeting the standards of the TRP. The features of attendance and academic performance of physical education classes, the degree of dissatisfaction of girls and boys with physical and mental indicators are revealed.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ МОТИВОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ ГТО»

УДК 796.011.3 DOI:

10.24412/2305-8404-2021-12-9-17

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

С УЧЕТОМ МОТИВОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ ГТО

И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина, Е.В. Разова, А.С. Фандеева

Разработана и доказана эффективность организации физического воспита-

ния с помощью метода круговой тренировки, учитывающего мотивы и потребности

студентов при выполнении нормативов ГТО. Выявлены особенности посещаемости и

успеваемости учебных занятий по физической культуре, степень

неудовлетворенно-

сти девушек и юношей своими физическими и психическими показателями.

Ключевые слова: студенческая молодежь, физическое воспитание, комплекс

ГТО, мотивация и потребности, метод круговой тренировки.

EFFECTIVENESS OF PHYSICAL

EDUCATION TAKING INTO ACCOUNT

THE MOTIVES AND NEEDS OF

STUDENTS IN FULFILLING THE

GTO STANDARDS

Kulishenko I.V., candidate of pedagogical

sciences, associate professor, dean of faculty,

irina-kulishenko@mail.ru, Russia, Moscow,

Moscow Region State University,

Kryakina E.V., candidate of pedagogical

sciences, associate professor, kaf-tmfvs@

mgou.ru, Russia, Moscow, Moscow Region

State University,

Razova E.V., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, ev.razova@

mgou.ru, Russia, Moscow, Moscow Region

State University,

Fandeeva A.S., senior lecturer, kaf-tmfvs@

mgou.ru, Russia, Moscow, Moscow Region

State University

Developed, experimentally justified and eva-

luated the effectiveness of the organization of

physical education using the method of circu-

lar training, taking into account the motives

and needs of students when meeting the stan-

dards of the TRP. The features of attendance

and academic performance of physical educa-

tion classes, the degree of dissatisfaction of

girls and boys with physical and mental indi-

cators are revealed.

Key words: student youth, physical education,

TRP complex, motivation and needs, circular

training method.

Кулишенко Ирина Владимировна, канд. пед.

наук, доц., декан факультета, irina-kulishenko@mail.ru,

Россия, Москва, Московский государственный областной

университет,

Крякина Елена Валерьевна, канд. пед. наук,

доц., kaf-tmfvs@mgou.ru, Россия, Москва, Московский го-

сударственный областной университет,

Разова Елена Владимировна, канд. пед. наук,

доц., ev.razova@mgou.ru, Россия, Москва, Московский го-

сударственный областной университет,

Фандеева Анна Сергеевна, старший препода-

ватель, kaf-tmfvs@mgou.ru, Россия, Москва, Московский

государственный областной университет

Физическая культура в высшем

учебном заведении является обязатель-

ным разделом гуманитарного компо-

нента вузовской системы образования.

Следует понимать, что занятия физиче-

ской культурой и спортом в вузе не

только решают двигательные задачи, но

и позволяют успешно раскрывать те-

лесно-духовный потенциал студента за

счет его потребностей и приоритетов.

Содержание учебного процесса по физи-

ческой культуре и спорту в вузах преду-

сматривает как специализированные за-

нятия избранным видом спорта, так и са-

мостоятельные занятия в режиме дня,

направленные на формирование потреб-

ностей у студентов, что, в общем, создает благоприятные условия для гар-

моничного развития личности и становления индивида в профессиональ-

ной деятельности. Формирование у студентов здорового стиля жизни в

рамках физического воспитания дает возможность реализовать свои

потребности и возможности в будущей профессии [1–3].

Серьезным основанием для систематических занятий физической

культурой и спортом в высших учебных заведениях послужило возрожде-

ние в 2014 году Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса

«Готов к труду и обороне» (ГТО), который обеспечил положительную

динамику физической подготовленности занимающихся и в целом качест-

венно отразился на развитии массового спорта. Также абитуриентам,

имеющим золотой знак ГТО, предоставляется бонус в виде дополнитель-

ного балла к ЕГЭ при поступлении в вуз. Поэтому большинство учащихся

школ стараются тщательнее подготовиться к сдаче норм ГТО для успеш-

ного поступления в вуз, а для выполнения норм на золотой знак необхо-

димо как можно раньше начать развивать свои физические качества [4, 5].

В настоящее время существует множество средств для развития

физических качеств и способностей студентов. Так, например, для воспи-

тания выносливости применяют разнообразные физические упражнения

циклического и ациклического характера: бег, кросс, плавание, передви-

жение на лыжах и т. д. Однако большинство специалистов по физической

культуре упускают из вида нетрадиционные формы занятий со студентами,

которые являются эффективным средством развития физических качеств и

физического воспитания в целом. Считается, что применение ограничен-

ного набора средств физической культуры негативно отражается на моти-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вации студентов к систематическим занятиям. Такие взгляды подтвержда-

ются тем, что студенту не интересно на занятиях, его эмоциональное

состояние угнетено, у него отсутствуют потребности в совершенствовании

двигательных действий и укрепления здоровья, что отрицательно сказыва-

ется на уровне развития физических качеств, что крайне

необходимо для

гармоничного развития организма студента [6, 7].

Анализ специальной научно-методической литературы [8, 9] пока-

зал, что для эффективной реализации потребностей и мотивов в система-

тических занятиях физической культурой и спортом студентов особую

роль играет применение метода круговой тренировки. В связи с этим,

предпринятое комплексное исследование, посвященное вопросам повыше-

ния мотивов студентов к систематическим занятиям физической культурой

и спортом на основе интеграции метода круговой тренировки, является

актуальным с теоретической и практической точек зрения.

Цель исследования – теоретически разработать, экспериментально

обосновать и оценить эффективность организации физического воспита-

ния с помощью метода круговой тренировки, учитывающего мотивы и

потребности студентов при выполнении нормативов ГТО.

Организация исследования. На базе факультета физической куль-

туры ГОУ ВО Московской области «Московский государственный обла-

стной университет» в течение 2018/21 учебного года провели исследова-

ние, в котором приняли участие студенты в возрасте 17–20 лет. Исследо-

вание включало три этапа, оценка эффективности педагогических воздей-

ствий осуществлялась с помощью контрольных испытаний: бег на 30 м

(быстрота), бег на 1500 м (выносливость), подтягивание на перекладине

(сила). Контрольное тестирование проводилось как в контрольной, так и

экспериментальной группах.

Результаты исследования и их обсуждение. Успешность решения

проблемы повышения качества преподавания предмета «Физическая куль-

тура» в вузе определяется характером посещаемости и успеваемости

учебных занятий девушками и юношами 17–20 лет. Исследования позво-

лили установить, что в процессе обучения на 1–3-х курсах вуза контингент

занимающихся практически не изменяется (р<0,05). Анализ данных табл. 1

свидетельствует, что в начале обучения (1-й курс) в образовательном про-

цессе по физической культуре участвовали 107 девушек-студенток,

а к

третьему курсу их число составило 105 чел., у юношей 245 и 236 чел. соот-

ветственно.

Таблица 1

Посещаемость учебных занятий по физической культуре

девушек и юношей 17–20 лет

Хар-ки

Кол-во

студентов, чел.

Кол-во

пропущенных

занятий, раз

Кол-во

пропустивших

занятий; %

Контингент

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Курс

1-й 2-й 3-й

Семестр

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й

107 106 116 115 111 105

245 243 252 252 241 236

843 890 1050 1123 1789 2456

3652 3891 4679 4872 5987 6467

15,2 16,1 17,4 18,8 29,9 45

28,7 30,8 35,7 37,2 47,8 52,7

Учебные занятия на первом и втором курсах обучения по предмету

«Физическая культура» соответствует 26 занятиям в 1-м и 2-м семестрах,

на третьем курсе эти показатели сокращаются вдвое и составляют 13 заня-

тий. На основе анализа распределения количества занятий на всех студен-

тов выявлено общее количество посещений занятий: юноши на первом

курсе посетили 12740 раз, на третьем – 12272 раза, такая же

закономер-

ность в посещении наблюдается у девушек: на первом курсе – 5564 раза и

по окончании третьего курса – 5460 раз. Это связано с тем, что общее

количество студентов к концу обучения сокращается и вследствие этого

уменьшается общее число посещенных ими занятий.

Общий уровень посещаемости учебных занятий характеризует

отношение студентов к предлагаемым формам и подходам при организа-

ции физической культуры и спорта в высшем учебном заведении. Всесто-

ронний анализ показателей учебных занятий по физической культуре сви-

детельствует о том, что существует тенденция к снижению уровня посе-

щения учебных занятий. Так, в начале обучения из общего числа занятий у

девушек наблюдается 28,7 % пропущенных занятий, у юношей – 15,2 %.

По окончании освоения учебного предмета данный показатель достоверно

увеличился (р<0,05): у девушек – до 52,7 %, у юношей – до 45 %. Оценивая

эти показатели, можно предположить, что снижение интереса к занятиям

по физической культуре происходит вследствие применения неэффектив-

ных подходов, которые не учитывают потребности и интересы студентов.

Анализ успеваемости студентов на учебных занятиях по физической куль-

туре и спорту свидетельствует, что к концу обучения наблюдается досто-

верное снижение успеваемости юношей и девушек 17–20 лет (р<0,05).

Выявленные особенности посещаемости и успеваемости учебных

занятий по физической культуре свидетельствует, что проблема качест-

венной организации процесса физического воспитания далека от опти-

мального решения, что является основанием для усовершенствования

предлагаемых форм организации занятий.

Анализ программного материала по физической культуре показал,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что в вузе наиболее популярным видом спорта является легкая атлетика,

так как она занимает наибольшее время в учебном процессе на протяжении

3 лет обучения. По нашему мнению, это связано с простотой в организации

занятий и относительно невысокими требованиями к материальной базе

для их проведения.

Значительно реже используются средства гимнастики и плавания –

13 занятий в каждом семестре, меньше всего времени уделяется игровым

видам спорта (баскетболу и волейболу) – по 7 занятий в каждом семестре.

На наш взгляд это не совсем оправданный подход, так как он не учитывает

интересы и потребности каждого индивида, что отрицательно влияет на

формирование гармоничной личности.

Использование широкого спектра упражнений в процессе учебных

занятий по физической культуре свидетельствует о возможностях педаго-

гического мастерства преподавателя и популярности различных видов

двигательной деятельности и отношении студентов к ним.

Наиболее популярным средством двигательной активности на пер-

вом курсе обучения у девушек является шейпинг (22 %), который после

окончания обязательных занятий по физической культуре и спорту в вузе

по-прежнему остается приоритетным (19 %). Занятия шейпингом способ-

ствуют достижению более высоких показателей физической подготовлен-

ности девушек (16 %), укреплению их здоровья (11 %) и получению пси-

хоэмоционального удовлетворения (11 %).

Рассматривая приоритеты и мотивы у юношей, необходимо отме-

тить, что наиболее популярными среди них на первом курсе обучения

являются: футбол – 21 %, баскетбол – 16 %, волейбол – 15 % и силовые

виды спорта – 15 %. К концу третьего курса мотивы и приоритеты по

видам спорта практически не изменяются – 15, 12, 10 и 15 % соответст-

венно, но увеличивается количество студентов, которые хотели бы повы-

сить уровень физической подготовленности (14 %). Такая тенденция

объясняется тем, что юноши в большей степени испытывают желание

выглядеть физически привлекательными и развитыми.

Обобщая результаты исследований, необходимо указать на необхо-

димость пересмотра традиционных программ по физическому воспитанию

в вузах. Очевидным является факт акцентированного применения средств

подготовки, которые позволяют эффективно раскрывать индивидуальные

возможности человека. Реализацию этого тезиса достаточно трудно вопло-

тить в жизнь, так как в процессе занятий игровыми видами спорта доста-

точно трудно регулировать величину тренировочных нагрузок, а также для

успешного владения игровыми видами необходимы специальная подготов-

ленность и хорошее физическое развитие, что затруднено при проведении

учебных занятий.

Снижение интереса к традиционным занятиям физической культу-

рой и спортом у студентов высших учебных заведений обусловливается

существенным изменением основных мотивов, относящихся к целевой

установке предмета «Физическая культура». Установлено, что наиболее

значимыми мотивами у юношей являются получение зачета (35 %) и дос-

тижение высоких спортивных результатов (22 %). Аналогичная картина

просматривается у девушек: получение зачета (42 %), улучшение внешнего

вида, коррекция телосложения (24 %) и достижение спортивных результа-

тов (10 %).

Мотив «улучшение внешнего вида» у юношей является приоритет-

ным в 13 % случаев, «развитие физических качеств» – в 9 %, «соперниче-

ство» – в 8 %, «укрепление здоровья» – в 6 %, «получение психоэмоцио-

нальной разрядки» – в 4 %, «расширение кругозора» – в 2 % и «эстетиче-

ское удовлетворение» – в 1 % случаев.

Следует отметить, что мотивация студентов к занятиям по физиче-

ской культуре и спорту к концу 3-го курса обучения существенно не изме-

нилась (р<0,05). Выявлено, что для 28 % девушек и 27 % юношей основ-

ным продолжает оставаться мотив «получение зачета». Для 24 % девушек

и 16 % юношей значимым является мотив «улучшение внешнего вида,

коррекция телосложения».

В процессе системного анализа установлено, что происходит недос-

товерное снижение мотивов «получение зачета» и «развитие физических

качеств». Эта особенность, на наш взгляд, обусловлена, с одной стороны,

недостаточной эффективностью используемого программного материала и

форм организации занятий, с другой, с возрастными коррекционными

изменениями в личностном отношении к значимости физической культуры

в жизни студента.

В процессе исследования выявлена степень неудовлетворенности у

студентов 17–20 лет личными физическими и психическими показателями

(рисунок).

909%0

808%0 А

707%0

606%0

505%0 А

404%0

303%0

202%0

10

10%

0

0%

Г

Е

Б Г Ж

Б З

Д

В Е З

В Д

0 2 4 6

8 10

Девушки Юноши

Степень неудовлетворенности девушек и юношей 17–20 лет

личными физическими и психическими показателями, %:

А – телосложение; Б – общие физические качества;

В – специальные физические качества; Г – дыхательная система;

Д – сердечно-сосудистая система; Е – нервная система;

Ж – эмоциональное состояние; З – волевые усилия

Большинство девушек были неудовлетворены состоянием дыха-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельной системы (81 %), телосложением (72 %), состоянием нервной сис-

темы (71 %), эмоциональным состоянием (66 %), общей физической под-

готовкой (54 %), уровнем развития волевых качеств (35 %), уровнем разви-

тия специальных физических качеств (34 %) и состоянием сердечно-сосу-

дистой системы (27 %).

У юношей наибольшая степень неудовлетворенности наблюдалась

в отношении общей физической подготовленности (68 %), дыхательной

системы (62 %), волевых качеств и телосложения (56 %), эмоционального

состояния (48 %), нервной системы (44 %), специальных физических

качеств (23 %).

Полученные данные свидетельствуют о том, что наряду с этим для

девушек важен внешний вид, а также состояние дыхательной системой,

что, на наш взгляд, связано с наличием большого количества студенток с

избыточной массой тела и такой вредной привычки, как курение. Юноши

для утверждения в кругу сверстников и повышения социального статуса

особое внимание обращают на уровень физической подготовленности.

В зависимости от квалификации преподавателя, используемых

средств физической подготовки и направленности занятий физической

культурой и спортом зависит уровень развития физических и психических

качеств девушек и юношей 17–20 лет.

Необходимо констатировать, что основная масса студентов вуза

посещает занятия по физической культуре в вузе с целью получения

зачета, а не для повышения двигательной активности, уровня физической

подготовленности и укрепления здоровья. Сложившееся положение свиде-

тельствует о низком уровне заинтересованности студентов в занятиях

физическими упражнениями. В связи с этим в рамках педагогического экс-

перимента для формирования у студентов положительной мотивации к за-

нятиям физической культурой и спортом, а также для повышения уровня

их физической подготовленности применили метод круговой тренировки.

Круговая тренировка – это современный метод, позволяющий существенно

повысить уровень физической и двигательной подготовленности студентов

в достаточно короткие сроки. Экспериментальные данные представлены в

табл. 2.

Таблица 2

Результаты контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп

до и после педагогического эксперимента, Х±m

Тест

Бег на 30 м, с

(быстрота)

Бег на 1500 м, мин

(выносливость)

Подтягивание

на перекладине,

кол-во раз (сила)

Группа

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

До

эксперимента

5,04±0,46

4,93±0,79

7,6±1,61

7,62±1,37

8±2,14

6,41±1,84

Промежуточное

тестирование

4,0±0,46

4,92±0,77

7,6±1,61

7,61±1,37

8±2,14

6,8±1,90

После

эксперимента

3,87±046

3,9±0,49

7,55±1,53

7,59±1,37

8,2±1,8

7,1±2,1

р

<0,05

<0,05

<0,05

Из табл. 2 видно, что результаты в беге на 30 и 1500 м, подтяги-

вании на перекладине после эксперимента соответствуют установленным

нормативным требованиям комплекса ГТО.

Таким образом, анализ мотивов и потребностей студентов позволил

разработать программу занятий на основе метода круговой тренировки,

выполнение которой способствовало повышению мотивации к занятиям

физической культурой и спортом, обеспечило достоверное повышение

уровня двигательной подготовленности студентов и выполнение нормати-

вов ВФСК ГТО.

Список литературы

1. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича.

М.: Гардарики, 2003. 448 с.

2. Забелина Л.Н. Анализ психического и интеллектуального состоя-

ния студентов в процессе педагогических воздействий индивидуальной

направленности // Известия Тульского государственного университета.

Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 6. С. 18–23.

3. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические и организационные

основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. …

д-ра пед. наук. М., 1992. 58 с.

4. Дворянова С.А., Петрина З.И. Перспективные направления

повышения мотивации студентов к двигательной деятельности // Физиче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ская культура, спорт и туризм в высшем образовании: сб. материалов

XXXI Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, молодых ученых.

Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ, 2020. С. 30–34.

5. Ларина Е.М. Формирование физической культуры личности сту-

дентов в условиях модернизации образования: дис. … канд. пед. наук. М.,

2006. 171 с.

6. Голушко Т.В., Колганова Е.Ю., Шиманский О.В. Комплексная

методика создания мотивации студентов к двигательной деятельности //

Инновации. Наука. Образование. 2020. № 14. С. 689–694.

7. Сафарова Н.А., Прокопенко Л.А. Анализ мотивации студентов к

занятиям физической культурой (на примере вузов России) // Ученые

записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 11 (177). С. 387–392.

8. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студен-

ческой молодежи потребностей в физической культуре: автореф. дис. …

д-ра пед. наук. Краснодар, 1998. 40 с.

9. Приоритетное применение метода круговой тренировки на заня-

тиях по физическому воспитанию в гуманитарных вузах / В.П. Губа [и др.]

// Известия Тульского государственного университета. Физическая куль-

тура. Спорт. 2017. Вып. 1. С. 14–23.

References

1. Fizicheskaya kul'tura studenta [Physical culture of a student]:

textbook / ed.

V.I. Ilyinich. M.: Gardariki, 2003. 448 p.

2. Zabelina L.N. Analiz psihicheskogo i intellektual'nogo sostoyaniya

studentov v

processe pedagogicheskih vozdejstvij individual'noj napravlennosti

[Analysis of the mental

and intellectual state of students in the process of pedagogical

influences of an individual

orientation] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya

kul'tura. Sport

[Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2019. Issue

6. P. 18–23.

3. Lubysheva L.I. Teoretiko-metodologicheskie i organizacionnye osnovy

formiro-

vaniya fizicheskoj kul'tury studentov [Theoretical, methodological and

organizational foun-

dations of students' physical culture formation]: author. dis. ... dr.

ped. sciences. M., 1992.

58 p.

4. Dvoryanova S.A., Petrina Z.I. Perspektivnye napravleniya povysheniya

motivacii

studentov k dvigatel'noj deyatel'nosti [Promising directions of increasing

students' motivation

for motor activity] // Physical culture, sport and tourism in higher education:

collection of ar-

ticles. materials XXXI Vseros. scientific-practical conf. students,

graduate students, young

scientists. Rostov n/D: Publishing house of the Russian State Economic

University, 2020.

P. 30–34.

5. Larina E.M. Formirovanie fizicheskoj kul'tury lichnosti studentov v

usloviyah

modernizacii obrazovaniya [Formation of physical culture of students'

personality in condi-

tions of education modernization]: dis cand. ped. sciences. M., 2006. 171

p.

6. Golushko T.V., Kolganova E.Yu., Shimanskij O.V. Kompleksnaya metodika soz-

daniya motivacii studentov k dvigatel'noj deyatel'nosti [Complex method of

creating motiva-

tion of students for motor activity] // Innovacii. Nauka. Obrazovanie

[Innovations. Science.

Education]. 2020. No. 14. P. 689–694.

7. Safarova N.A., Prokopenko L.A. Analiz motivacii studentov k

zanyatiyam fizi-

cheskoj kul'turoj (na primere vuzov Rossii) [Analysis of students'

motivation for physical

education (on the example of Russian universities)] // Uchenye zapiski

universiteta imeni

P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F.

Lesgaft]. 2019. No. 11

(177). P. 387–392.

8. Lotonenko A.V. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya u studencheskoj molo-

dezhi potrebnostej v fizicheskoj kul'ture [Pedagogical system of formation of

students' needs

in physical culture]: author. dis dr. ped. sciences. Krasnodar, 1998. 40

p.

9. Prioritetnoe primenenie metoda krugovoj trenirovki na zanyatiyah

po fizi-

cheskomu vospitaniyu v gumanitarnyh vuzah [Priority application of the

circular training

method in physical education classes in humanitarian universities] /

V.P. Guba [et al.] //

Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura.

Sport [Bulletin of

the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2017. Issue 1. P. 14–23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.