Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

МОТИВАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
массовая физическая культура / здоровый образ жизни / студенты вуза

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Елаева Елена Евгеньевна, Казаков Илья Александрович

Данная статья посвящена проблеме ценностного отношения учащейся молодежи к занятиям массовой физической культурой. В ней содержится описание мотивационно-ценностного отношения учащейся молодежи к физической культуре и спорту, анализ проблемы повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Елаева Елена Евгеньевна, Казаков Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»



SCIENCE TIME

МОТИВАЦИЯ учащейся молодежи К ЗАНЯТИЯМ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Елаева Елена Евгеньевна, Казаков Илья Александрович, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: elaevalena@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме ценностного

Ci W 1 W W тл

отношения учащейся молодежи к занятиям массовой физическом культурой. В ней содержится описание мотивационно-ценностного отношения учащейся молодежи к физической культуре и спорту, анализ проблемы повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: массовая физическая культура, здоровый образ жизни, студенты вуза.

Низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой и несформированность потребности к занятиям безусловно вызваны слабой организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в ВУЗах. В связи с этим, важное значение приобретает поиск новых организационных форм, средств и методов, позволяющих более эффективно реализовывать должное направление в ВУЗах.

Шуваловым А.М. (2004) был проведен опрос 118 студентов МГУ имени Ломоносова. На вопрос «Что вы думаете о физической культуре и спорте?» были получены следующие ответы: ничего - 34,7 %; движение и активность - 30,5 %; положительные эмоции - 15,3 %; переключение и разрядка - 5,9 %; здоровье и бодрость - 5,1 %; развитие волевых качеств - 3,4 %; другое - 3,4 % [5].

Следует отметить влияние на отношение к занятиям физической культурой также возрастных факторов и индивидуальных особенностей личности. Наиболее ответственно к посещению занятий относятся студенты первого и второго курсов. В течение года прослеживается динамика изменения посещаемости: в осеннем семестре студенты посещают занятия охотнее; в

I

SCIENCE TIME

I

весеннем происходит спад физической активности, что возможно связано с повышением умственной нагрузки к концу года, авитаминозом или какими-либо субъективными причинами. Стоит отметить, что у студентов творческих специальностей наблюдается самая низкая посещаемость, у студентов, занимающихся точными предметами - заметно выше. Студенты отмечают, что, идя на занятие по физической культуре, они не задумываются о значении двигательной активности для их здоровья, о возможности применения полученных знаний, двигательных умений и навыков в самостоятельных занятиях вне ВУЗа.

Многие студенты не воспринимают физическое воспитание как учебную дисциплину, которая имеет свое научно-практическое содержание, понятия, принципы, закономерности, методы, правила и способы деятельности. Они не приобретают опыта ее творческого использования. Для многих студентов физическая культура ассоциируется с деятельностью чисто механического характера [3].

Учитывая актуальность данной темы, нам представляло интерес изучить мотивационную обусловленность учащейся молодежи к занятиям массовой

В процессе исследования было опрошено 184 юношей-студента и 37 девушек 1-У курсов. Анкета содержала 11 вопросов открытого типа и альтернативных. Кроме того, нами было проведено изучение физической подготовленности юношей в динамике 1-5 семестра и выявление готовности студентов к выполнению нормативов Всероссийского физкультурного спортивного комплекса ГТО.

На основании проведенного анкетирования и обработки данных исследований других авторов оказалось, что мотивационная заинтересованность студентов различных ВУЗов неспортивных специализаций в занятиях ФК находится на чрезвычайно низком уровне. Это напрямую сказывается на здоровье и работоспособности. Тем не менее, многие студенты занимаются физическим воспитанием вне ВУЗа, другие хотели бы заниматься, но не имеют такой возможности, что говорит о неудовлетворительной организации физкультурной работы в ВУЗе, которая не отвечает интересам и потребностям студенческой молодежи, а, следовательно, не способна поддерживать мотивационную заинтересованность [1, 2, 4].

Изучив предпочтения и пожелания студентов, мы сделали вывод о необходимости внесения изменений и улучшений в организацию занятий по физической культуре в целях повышения мотивации к ним. Прежде всего, следует заметить, что мотивационная направленность и интересы в сфере физической культуры и спорта у юношей и девушек различаются. В связи с этим следует заниматься с ними раздельно, как это предусмотрено на занятиях в

физической культурой.

| SCIENCE TIME Щ

старших классах. Для них следует предусмотреть не только различные нормативы, но и различную направленность занятий, а так как выбор тематики не ограничен определенным избранным видом спорта из-за отсутствия строгой спортивной направленности специализации, то возможен также подбор видов по интересам, варьирование форм, средств и методов организации занятий. На базе МордГПИ возможна организация занятий в тренажерном зале, занятий игровыми видами для юношей на стадионе и в помещении, для девушек -нетрадиционными видами в залах гимнастики. Также возможны организованные походы в ледовый дворец, в бассейн, прогулки и пробежки по паркам города. Кроме всего прочего, респонденты показали большую заинтересованность в таких формах организации занятий как туристические походы и слеты. Они оказывают комплексное влияние на организм, способствуют развитию физических, психических и морально-волевых качеств, выносливости, взаимовыручке. Воздействуют на эстетическую сферу студента, формируют представление о прекрасном, способствуют привитию ценностей здорового образа жизни. В связи с этим являются прекрасной альтернативой обычным занятиям физическим воспитанием и стимулируют интерес к физической культуре и активному образу жизни.

На наш взгляд, одним из мотивов для современной молодежи в настоящее время должно стать желание повысить свою физическую подготовленность с целью готовности к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

В связи с этим, следующим этапом работы стало изучение физической подготовленности студенческой молодежи в динамике 1-5 семестра и выявление готовности студентов к выполнению нормативов Всероссийского физкультурного спортивного комплекса ГТО.

Исследование проводилось на базе МордГПИ. В исследовании приняли участие 184 юношей первого, второго и третьего курсов, обучающихся на нефизкультурных факультетах. Средний возраст испытуемых - 18-24 года. Использовались тесты, представленные в комплексе ГТО (принятом в 2013 г.) и в программе физического воспитания студентов вузов (бег 100, 3000 м, подтягивание на высокой перекладине, прыжок в длину с места). Тестирование испытуемых проводилось в конце первого, второго и третьего курса.

Анализ полученных данных позволяет говорить о низком уровне физической подготовленности студенческой молодежи. Результативность выполнения первокурсниками отдельных тестов физической подготовленности в конце первого курса свидетельствует о том, что в среднем 48,3 % юношей не в состоянии выполнить зачетные нормативы программы физической культуры для студентов высших учебных заведений. Наиболее трудным видом испытаний является норматив в беге на 3000 м. Данный норматив в состоянии выполнить в

| SCIENCE TIME Щ

среднем 46,8 % первокурсников. В целом уровень физической готовности студентов первого курса оценивается как ниже среднего.

Наиболее существенные положительные изменения в показателях физической подготовленности произошли к завершению второго курса. К окончанию четвертого семестра достоверно улучшились средние результаты в беге на 100 и 3000 м, в прыжках в длину с места с высоким уровнем значимости (Р > 0,05; 0,01). В видах испытаний, требующих проявления силы и скоростно-силовой подготовленности, результаты также улучшились, но несущественно (Р > 0,05). В целом физическая подготовленность к завершению второго курса оценивается как «средняя».

К окончанию пятого семестра отмечается достоверное ухудшение всех показателей, характеризующих физическое состояние студенческой молодежи. Средние результаты достоверно ухудшились по сравнению с исходными данными и результатами тестирования, приведенными в конце второго курса.

Наиболее существенное ухудшение произошло в показателях, характеризующих скоростно-силовую подготовленность, силовую подготовку и общую выносливость с высоким уровнем значимости (Р < 0,01). В этих видах испытаний не справляются с зачетными нормативами по физической подготовке соответственно 64,2 %, 77 % и 53,2 % студентов третьего курса.

Определенный интерес представляет сравнительный анализ результатов, показанных участниками исследований, с готовностью молодежи 18-24 лет (студенты 1-3 курсов) к выполнению нормативов комплекса ГТО.

Как показали наши исследования, из общего числа обследованных (184 юношей в возрасте 18-24 года) в состоянии выполнить нормативы комплекса ГТО VI ступени на «золотой» и «серебряный» значок 41,5 % молодых людей. С нормативными требованиями «бронзового» значка справляются 38,4 % студентов. По своим физическим данным с требованиями физкультурно-спортивного комплекса практически не справляются 20,1 % студентов.

В целом уровень физической подготовленности студентов 1-3 курсов по результатам выполнения норм комплекса ГТО находится на низком уровне. Наиболее трудными видами испытаний для студентов являются тесты, требующие проявления общей выносливости, силы и скоростно-силовых способностей. С нормативами на «золотой» и «серебряный» значок в прыжках в длину с места справляются 7,9 и 31,9 % (39,8 %); в беге на 3000 м - от 11,4 до 21,4 % (32,8 %) испытуемых, а в подтягивании на перекладине - 22,7 % на «золотой», 21,4 % - на «серебряный» значок ( 44,1 %).

С нормативными требованиями комплекса ГТО в этих же видах испытаний, но на «бронзовый» значок справляются в среднем 33,2 % в беге на 100 м и от 40,6 до 47,2 % - в остальных видах испытаний. При этом следует отметить, что уровень физической подготовленности испытуемых находится ниже 50 %

I

SCIENCE TIME

I

должного возрастно-полового уровня, а их физическое состояние оценивается как «низкое».

Литература:

1. Баламутова Н.М. Исследования мотивации и эффективности оздоровительной тренировки для женщин, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах по плаванию / Н.М. Баламутова, Л.В. Шейко, И.П. Олейников // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №1. - С. 79-85.

2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: метод. рекомендации / В.И. Ильинич. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 156 с.

3. Новокрещенов В.В. Модель организации рекреационных занятий физической культурой студентов высших учебных заведений / В.В. Новокрещенов, Р.Х. Митриченко. - Ижевск: ИжГТУ, 2012. - 160 с.

4. Перова Е.И. Физическое состояние и готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов Всеровссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО 2014 года / Е.И. Перова, В.А. Куренцов, В.П. Голубев, Э.В. Егорычева // Физическая культура и спорт. - 2014. - №2. - С. 55-60.

5. Шувалов А.М. Динамика спортивных интересов студентов: на примере студентов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шувалов Александр Михайлович. - Малаховка,

2004. - 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.