Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВА В ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ НОРМ ГТО'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВА В ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ НОРМ ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ВЫБОР ВИДА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НОРМЫ ГТО / ИГРОВЫЕ ВИДЫ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ПЛАВАНИЕ / ЛЫЖНЫЙ СПОРТ / ПОДГОТОВКА К СДАЧЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Школина Татьяна Ивановна, Показанникова Любовь Тимофеевна, Ильин Александр Викторович

Представленной материал посвящен поиску направлений повышения эффективности элективных дисциплин по физической культуре и спорту. Одним из показателей эффективности приведенной дисциплины являются результативность сдачи норм ГТО студентами. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО введен с 1 сентября 2014 года на основании Указа президента РФ от 24.03. 2014 г. № 172, что послужило основанием включения студенчества в подготовку и сдачу норм ГТО. Но современные тенденции, т. е. переход на элективные дисциплины выявили проблемы в подготовке студентов к сдаче норм ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Школина Татьяна Ивановна, Показанникова Любовь Тимофеевна, Ильин Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF ELECTIVE DISCIPLINES AS A MEANS OF PREPARING FOR THE DELIVERY OF GTO STANDARDS

The presented material is devoted to the search for an increase in the effectiveness of elective disciplines in physical culture and sports. One of the indicators of the effectiveness of elective disciplines in physical culture and sports is the indicators of passing the GTO norms. All-Russian physical-cultural-sports complex of the GTO. was introduced on September 1, 2014 on the basis of the Decree of the President of the Russian Federation of March 24. 2014 № 172, which served as the basis for the inclusion of students in the preparation and delivery of the GTO standards. But modern trends, that is, the transition to elective disciplines, revealed problems in preparing students for passing the GTO norms.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВА В ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ НОРМ ГТО»

10. Яцков А.В. Специфика формирования музыкальной культуры Крыма в аспекте регионально-культурологической проблематики // Вопросы духовной культуры - Культурологические науки. - 2004, № 25. - С. 188-193.

Педагогика

УДК 796/799

старший преподаватель Школина Татьяна Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); старший преподаватель Показанникова Любовь Тимофеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); старший преподаватель Ильин Александр Викторович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВА В ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ НОРМ ГТО

Аннотация. Представленной материал посвящен поиску направлений повышения эффективности элективных дисциплин по физической культуре и спорту. Одним из показателей эффективности приведенной дисциплины являются результативность сдачи норм ГТО студентами. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО введен с 1 сентября 2014 года на основании Указа президента РФ от 24.03. 2014 г. № 172, что послужило основанием включения студенчества в подготовку и сдачу норм ГТО. Но современные тенденции, т. е. переход на элективные дисциплины выявили проблемы в подготовке студентов к сдаче норм ГТО.

Ключевые слова: элективные дисциплины по физической культуре и спорту, выбор вида спортивной деятельности, нормы ГТО, игровые виды, выносливость, плавание, лыжный спорт, подготовка к сдаче.

Annotation. The presented material is devoted to the search for an increase in the effectiveness of elective disciplines in physical culture and sports. One of the indicators of the effectiveness of elective disciplines in physical culture and sports is the indicators of passing the GTO norms. All-Russian physical-cultural-sports complex of the GTO. was introduced on September 1, 2014 on the basis of the Decree of the President of the Russian Federation of March 24. 2014 № 172, which served as the basis for the inclusion of students in the preparation and delivery of the GTO standards. But modern trends, that is, the transition to elective disciplines, revealed problems in preparing students for passing the GTO norms.

Keywords: elective disciplines in physical culture and sports, choice of the type of sports activity, GTO norms, game types, endurance, swimming, skiing, preparation for delivery.

Введение. В настоящее время основными задачами элективных дисциплин по физическому воспитанию и спорту в вузе являются сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи, формирование необходимого объема умений, навыков и знаний, воспитания у них необходимого уровня физических качеств, потребности в здоровом образе жизни, мотивации к регулярным занятиям физической культурой, в том числе и самостоятельных. Студентам представляется возможность выбора вида спортивной деятельности, и студенты свой выбор останавливают на игровых видах спортивной деятельности. Но одной из проблем элективных дисциплин является акцент выбора на игровых видах спортивной деятельности и не желание заниматься циклическими видами спортивной деятельности. Данный выбор ограничивает или делает невозможным формирование гармонично развитой личности и совершенствования основных физических качеств, освоение жизненно и профессионально важных умений и навыков.

Изложение основного материала статьи. По мнению целого ряда специалистов [3, 5, 7], ориентирование программы элективных дисциплин по физической культуре и спорту на подготовку к сдаче и сдачу норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» способствует решению целого ряда задач, таких как: рост численности студенческой молодежи и ведущих спортивный образ жизни, оздоровлению молодежи, повышение уровня физической подготовленности, подготовка молодежи к службе в вооруженных силах и защите государства. Так же по мнению [3, 5, 10] участие в подготовке и сдача норм ГТО студентами будет способствовать повышению общего уровня физической подготовленности студенчества, модернизации системы физического воспитания и студенческого спорта.

Тесты комплекса ГТО направлены на оценку уровня основных физических качеств: скоростно-силовых качеств, силовых, быстроты, выносливости и др. Не менее важным в подготовке к сдаче норм ГТО является уровень владения такими жизненно важными умениями и прикладными навыками, как плавание и ходьба на лыжах [3, 5, 7, 10]. При совершении туристического похода в рамках сдачи норм ГТО предъявляются требования к уровню знаний и умений необходимых при преодолении препятствий, умении ориентироваться, установить палатку и т.д.

По данным [5, 10] комплекс ГТО предъявляет достаточно широкий спектр требований к уровню развития основных физических качеств (выносливости, силовых показателей, скоростно-силовой подготовленности, гибкости и т.д.). Для воспитания перечисленных физических качеств необходимо прибегнуть к целому списку видов спортивной деятельности, включающими в себя: легкую атлетику (бег на короткие, средние и длинные дистанции, прыжок в длину с места и с разбега), плавание, ходьбу на лыжах, туристический поход, подтягивание на перекладине и отжимание от пола и т.д.

Но занятия элективными дисциплинами подразумевают выбор студентами вида спортивной деятельности, где выбор циклических видов, посредством которых, совершенствуются основные физические качества крайне редок. При анализе записи на вид спортивной деятельности значительное число юношей выбрали игровые виды (волейбол 22%, баскетбол 10% и 68% остановили выбор на футболе).

У девушек распределение выбранных видов спортивной деятельности был представлен следующими видами: фитнесс 54%, стретчинг 19%, аэробика 21%, волейбол 6%. Тогда как легкая атлетика, плавание, лыжный спорт интереса у студентов (юношей и девушек) не вызвали.

По данным ряда специалистов [4, 7, 8, 9] наиболее эффективны в развитии выносливости являются циклические виды спортивной деятельности (бег, в том числе и по пересеченной местности, бег на лыжах, плавание и т.д.). При оценке уровня выносливости оцениваемого по результатам бега 3 км. юноши и 2 км девушки были показаны результаты, представленные на рисунке 1 и 2.

Для оценки уровня физической подготовленности применили общепринятые тесты (бег 2 км. девушки и 3 км. юноши, бег 100 м., подтягивание на высокой перекладине (юноши) и отжимание от пола в упоре лежа (девушки), прыжок в длину с

места). Для выявления видов спортивной деятельности пользующиеся наибольшей популярностью анализировали записи студентов на вид спортивной деятельности. Так же проводили опрос студентов по разработанному авторами опроснику.

Рисунок 1. Результаты бега 3км (юноши)

Рисунок 2. Результаты бега 2км (девушки)

Рисунок 3. Результаты теста отжимание от гимнастической скамьи (девушки)

ПОДТЯГИВАНИЕ ИА ПЕРЕКЛАДИНЕ (ЮНОШИ)

Рисунок 4. Результаты теста подтягивание на перекладине (юноши)

По результатам тестирования уровня выносливости и силовой выносливости девушек и юношей показатели оцениваются как низкая.

Для успешной сдачи норм ГТО необходимо уметь плавать, но плавание так же не вызывает интереса у студентов. При опросе девушек отсутствие интереса к занятиям плаванием обусловлено не желанием носить в собой весь учебный день мокрый купальник, полотенце, необходимостью после плавания приводить себя в «порядок», сушить волосы феном, что достаточно затратно по времени для девушек с длинным волосом и т.д.

У юношей количество студентов, выбравших плавание (5 человек) было недостаточным для формирования учебной группы по виду спортивной деятельности. В процессе опроса юношей нежелание заниматься плаванием обосновывалось также целым рядом причин, среди которых наиболее часто встречающиеся: необходимость носить на занятия все, что необходимо для выполнения гигиенических процедур перед и после плавания и собственно инвентаря необходимого для плавания (очки для плавания, шапочка, плавки). При выборе плавания для многих возникла необходимость приобретения плавательных шапочек, которые при занятиях в бассейне обязательны.

По данным [2, 7, 8] умение плавать, позволяет в ряде случаев сохранить или спасти жизнь, так же уметь плавать необходимо и в профессиональной деятельности, на что указывали преподаватели в ходе бесед со студентами, но тем не менее, плавание интересом не пользуется.

В ходе сдачи норм ГТО проявились проблемы у студентов в умении плавать. Не все студенты юноши и девушки сумели преодолеть 50 м, тогда как в нормах ГТО есть норматив плавание 50м. При опросе юношей, практически все указали, что умеют плавать и в случае опасности сумеют доплыть до берега или удержаться на плаву.

Среди девушек, не умеющих плавать выявлено 12%, на вопрос как они собираются сдавать нормы ГТО, девушки указали, что планируют обучение плавать в летний период, наиболее комфортный для обучения.

Так же в ходе бесед со студентами и их родителями выяснилось, что в ряде школ не было бассейна и соответственно школьников никто плавать не обучал. В ряде случаев школьники и далее студенты обучались плаванию самими родителями, самостоятельно или в спортивных секциях. Остальные студенты плаванию не обучались и плавать не умеют, или могут только держаться на воде, тем не менее у студентов плавание интереса не вызывает, или количество студентов, интересующихся плаванием недостаточно для формирования учебной группы.

Студенты посещали бы занятия по плаванию, при условии организации их в вечернее время, не в расписании занятий днем из-за описанных выше проблем.

Не менее важным при подготовке к сдаче норм ГТО, воспитании выносливости, совершенствования координационных способностей и оздоровления организма является ходьба на лыжах. Во время данного вида спортивной деятельности в работу вовлекается основные группы мышц, активизируется работа всех систем организма, что способствует совершенствованию общей и специальной выносливости, силы и координационных способностей [1, 4, 6, 9]. Но в процессе опроса студентов выяснилось, что значительная часть студентов не умеют передвигаться на лыжах, так как прибыли из южных регионов страны, где в зимний период нет или недостаточно снежного покрова для освоения техники лыжных ходов. Умеют передвигаться на лыжах студенты, прибывшие из северных районов, там, где сохранились секции лыжного спорта, которые пользуются популярностью. Тогда как студенты, прибывшие из южных регионов лыжи видели по телевизору либо на картинках. Соответственно никакими способами передвижения на лыжах данные студенты не владеют. Но лыжный спорт является эффективными средством закаливания и оздоровления организма и является одним из эффективных средств воспитания выносливости, так же данный вид является нормативом комплекса ГТО.

Обостряет проблему и отсутствие лыжной базы в ряде вузов. Для многих вузов оснастить и содержать лыжную базу не представляется возможным по целому ряду причин. Одна из которых обеспечение условий хранения лыжного инвентаря в летний период и содержание этого инвентаря в учебный период, так как в процессе занятий, лыжные ботинки намокают и на следующем занятии, студенту пара лыжных ботинок достается влажной и так далее, что снижает интерес к освоению лыжного спорта, т.е. техники передвижения на лыжах.

При опросе студентов выяснилось, что низкий интерес к лыжному спорту связан с рядом причин: так как зимой на улице заниматься холодно, требуется с собой приносить достаточно много одежды, которую вынуждены носить с собой весь учебный день, что достаточно утомительно, увеличивается риск потерять форму. Не менее важным является возможность после занятий выпить горячего чая или кофе. Но на лыжной базе организовать буфет проблематично, что также приводит к снижению интереса к занятиям лыжным спортом, а на поход в буфет времени не остается, что связано с необходимостью очистки инвентаря от снега и сдачи его на лыжную базу, не оставляя времени на «перекусить».

Не у всех студентов есть форма для занятий лыжным спортом или средств для приобретения данной формы. Перечисленное снижает интерес к данному виду спортивной деятельности.

Выводы. В результате исследования авторы пришли к следующим выводам:

- из-за одноправленности элективных дисциплин по физической культуре и спорту проблемы вызывают освоение плавания, лыжного спорта и подготовка студентов к туристическому походу, который так же входит в список норм ГТО;

так же выявляются проблемы подготовки к сдаче норм ГТО посредством элективных дисциплин по физической культуре и спорту и по другим нормативам;

- профессорско-преподавательскому составу необходимо акцентировать работу среди студентов по необходимости подготовки к сдаче норм комплекса ГТО;

- уровень выносливости у юношей и девушек оценивается как низкий, основную проблему вызывают тесты на оценку выносливости;

- комплекс ГТО является эффективным средством оценки уровня физической подготовленности по основным физическим качествам (сила, выносливость, скоростные качества, скоростно-силовые показатели, а также умениям и навыкам (плавание, ходьба на лыжах, метания спортивной гранаты на расстояние);

- необходимо формировать материально-техническую базу вузов для занятий в том числе и циклическими видами спортивной деятельности (создание лыжных баз, подготовка лыжных трасс) и т.д.;

- раздел плавание должен стать обязательным в программе осваиваемых элективных дисциплин по физической культуре и спорту;

- однобокость основанная на выборе студентов вида спортивной деятельности не обеспечивают воспитание физических качеств полном объеме (выносливость, скоростно-силовые и силовые качества);

- среди студентов не вызывают интереса дисциплины связанные с воспитанием выносливости, наибольший интерес у студентов вызывают игровые виды спортивной деятельности;

- у студентов не сформирован необходимый объем знаний в сфере физической культуры и спорта;

- элективные дисциплины должны включать разделы видов спортивной деятельности, направленных на акцентированное воспитание основных физических качеств (выносливости, силовых показателей, скоростно-силовой подготовленности, гибкости).

Литература:

1. Баталов А. Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт»: учебное пособие / А. Г. Баталов, Т.Н. Раменская, П. В. Головкин и др. - М.: Наука, 2004. - 320 с.

2. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов и др.. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Гавронина Г.А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» в системе физического воспитания студентов вуза [электронный ресурс]: учебно-метод. пособие / Гавронина Г.А., Чедова Т.И., Чедов К.В.; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Электрон. дан. - Пермь, 2019. - 104 с.

4. Егоров Д.Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток вузов гуманитарного профиля: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Дальневосточная гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2000. - 26 с.

5. Крамской С.И. Популяризация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в опорном вузе. -Современный ученый. - 2017. - № 9. - Белгород. - С. 41-45.

6. Лыжный спорт: Учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. - М.: Физическая культура, 2005. - 320 с.

7. Организация и подготовка к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО): учебное пособие / С.И. Крамской, Д.Е. Егоров, И.А. Амельченко [и др.]. - Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2017. - 128 с.

8. Организация и проведение учебных занятий по плаванию в РЭУ им. Г.В. Плеханова: учебно-методическое пособие по плаванию / под общ. ред. Е.Г. Михальченко. - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015.

9. Сергеев, Е.А. Лыжная подготовка студентов в вузе: метод. Рекомендации. - Екатеринбург: УрГУПС, 2015. - 32 с.

10. Фирсин С.А., Маскаева Т.Ю. Комплекс ГТО в вузе: Учебное пособие. - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 248 с.

11. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка: учебное пособие для вузов/ А.А. Зайцев [и др.]; под общей редакцией А.А. Зайцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 227 с.

Педагогика

УДК 378.121

кандидат педагогических наук, доцент Эркенова Асият Владимировна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ВОЗМОЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация. Одним из важных аспектов современного образования является проблема формирования творчески активной личности. При правильно организованных условиях творческий потенциал ребенка реализуется максимально. Цель исследования: Проанализировать возможности художественного труда в развитии творческой активности детей. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Результаты исследования: проанализировано понятие «детское творчество», «художественный труд», рассмотрена роль и возможности художественного труда в развитии творческой активности ребенка, обозначена роль педагога дошкольного образовательного учреждения в развитии творческих способностей детей, рассмотрено влияние дисциплины «Художественный труд в дошкольном образовании» по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиль «Дошкольное образование, Начальное образование» в раскрытии творческого потенциала будущих педагогов дошкольного образования.

Ключевые слова: детское творчество, творческая активность, развитие дошкольника, ручной труд, художественный труд в дошкольном образовании, трудовое воспитание, развитие.

Annotation. One of the important aspects of modern education is the problem of forming a creatively active personality. Under properly organized conditions, the child's creative potential is realized to the maximum. Purpose of the research: To analyze the possibilities of artistic work in the development of the creative activity of children. Research methods: analysis, synthesis, generalization. Results of the research: the concept of "children's creativity", "art work" is analyzed, the role and possibilities of art work in the development of the child's creative activity is considered, the role of the teacher of a preschool educational institution in the development of the creative abilities of children is outlined, the influence of the discipline "Artistic work in preschool education" on direction of preparation 44.03.05 - Pedagogical education (with two training profiles) profile "Preschool education, Primary education" in the disclosure of the creative potential of future teachers of preschool education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.