УДК: 05.12.10
Саъдуллаев Б.А.
Мукимов А.Б.
Ташкентский институт инженеров железнодорожного
транспорта
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ В УЗБЕКИСТАНЕ
Аннотация: В данной статье рассматривается логистика развитых стран и использование транспортных коридоров в Узбекистане
Ключевые слова: Узбекистан, транспорт, логистика, доставка, торговля
Sadullaev B.A.
Mukimov A.B.
Tashkent Institute of Railway Engineers
EFFECTIVE USE OF TRANSPORT CORRIDORS IN UZBEKISTAN
Abstract: This article discusses the logistics of developed countries and the use of transport corridors in Uzbekistan.
Keywords: Uzbekistan, transport, logistics, delivery, trade
География во многом определяет возможности стран к развитию. В мире насчитывается более сорока государств, не имеющих прямого доступа к морским перевозкам, тем самым отрезанных от наиболее дешевого вида транспортных путей. И их торговые отношения во многом зависят от уровня развитости, транзитных возможностей и открытости стран-соседей, а главное — от политической воли. Особое значение придается этому вопросу и в Узбекистане.
Узбекистан, деля все свои границы со странами Центральноазиатского региона, также не имеющими прямого доступа к морскому сообщению, является одним из двух государств в мире, которое не только не имеет выхода к морю, но и граничит со странами, не имеющими выхода к морским путям.
До 1991 года в Узбекистане ни автомобильный, ни железнодорожный, ни воздушный транспорт не имели выхода к южным, западным и восточным международным транспортным коридорам. Доступно было только северное направление. Это ограничивало сообщения не только с внешним миром, но и внутри страны.
За прошедший период проделана большая работа по формированию современной дорожно-транспортной инфраструктуры, открытию новых путей к мировым рынкам, созданию современных транспортных коммуникаций, связывающих нашу страну с другими регионами мира. Большое внимание было уделено строительству железных дорог и созданию единой железнодорожной сети Узбекистана. Первым шагом стало строительство железнодорожной линии Навои — Учкудук — Султонувайстог
— Нукус протяженностью 700 км, а также единственного в Центральной Азии современного совмещенного железнодорожно-автомобильного моста длиной 681 м через Амударью. Далее была построена железнодорожная линия Ташгузар — Байсун — Кумкурган протяженностью 223 км, позволившая сократить расстояние грузовых и пассажирских перевозок до 170 км и освободившая нас от необходимости платить за транзит, напротив — зарабатывать на нем.
В последние годы в Узбекистане проложена новая железнодорожная сеть общей протяженностью более 1 200 км, модернизировано и реконструировано свыше 3 800 км дорог, электрифицировано почти 1 100 км железнодорожных магистралей. В результате общая протяженность железных дорог, охвативших все регионы нашей страны, составила 6 500 км.
Важный ресурс в развитии международных сообщений — автотранспортные магистрали. Только в прошлом году было реконструировано почти 256 километров автодорог, капитально отремонтировано 94,4 километра автодорог международного и государственного значения. В настоящее время общая протяженность сети автомобильных дорог в республике превышает 183 тысячи километров. Из них более 42,6 тысячи километров — автодороги международного, республиканского и местного значения. Сюда же входит и Узбекская национальная автомагистраль, длина которой около трех тысяч километров.
В нынешнем году 25 лет отметила Национальная авиакомпания Узбекистана. За прошедшие годы в отрасли реализовано множество крупных проектов. Модернизирована наземная инфраструктура аэропортов, полностью обновлен авиапарк воздушных судов и освоены новые самолеты. Открыты новые маршруты, построены терминалы и аэровокзалы с высокой пропускной способностью, внедрены передовые технологии. Сегодня все 11 аэропортов республики имеют статус международных. Авиалайнеры Узбекистана регулярно приземляются и взлетают более чем в 50 городах Европы и Азии, выполняют чартерные рейсы от Аляски до Новой Зеландии.
С первых лет независимости Узбекистана существовала необходимость улучшения транспортных и коммуникационных систем для решения проблем, оставшихся от тоталитарного режима. Это проблемы железной дороги, ведущей в Сурхандарьинскую область и Республику Каракалпакстан через территорию Туркмении, устранение этого, строительство и реконструкция автомобильных дорог, отвечающих мировым стандартам, улучшение авиационной структуры.
Для решения вышеуказанных проблем были определены стратегические направления реформирования транспортной системы, и в стране была начата работа по созданию комплексной национальной транспортной системы. Была заложена основа для развития всех направлений отрасли- железной дороги, автомобильного и авиационного транспорта. Были поставлены задачи для повышения конкурентоспособности автомобильных и
железнодорожных дорог.
Чтобы повысить роль Республики Узбекистан в Центральной Азии, развивая различные области, экономические отношения с соседними государствами была разработана национальная программа на период 19952010 года. В рамках этой программы с 1996 года начата реконструкция линии «Ташкент-Андижан-Ош», более 100 километров которой находится на горных участках, в районах «Камчик» и «Резак» начато строительство туннелей. Проведены различные работы на трассе «Термез-Ташкент-Бишкек-Алма-ата» и «Самарканд-Бухара-Ашхабат-Туркменбаши», проходящей через территорию нашей республики. Завершено строительство 340 километрового участка автодороги «Кунграт-Бейнов», связывающего Республику Узбекистан с Российской Федерацией через Казахстан.
В целях продолжения строительных работ принятая в 2011 -2015 годах программа по развитию строительства транспортной и коммуникативной инфраструктуры дала возможность развитию производства, транспорта, инженерной инфраструктуры в регионах и в целом по стране. Согласно этой программе в 2012 году было завершено строительство и реконструкция около 500 километров четырехголосных автомобильных дорог.
Использованные источники:
1. Родников А.Н. Об определении важнейших понятий логистики. -М: Подъёмно-транспортная техника и склады, №1,-1992
2. Соколов К. Ю. И др. Методика технико-экономических расчётов при развитии транспортных узлов. -М, Транспорт, 1972
3. Сергеев В.И., Кизим А.А., Эльяшевич П.А Глобальные логистические системы. Учебное пособие. С.Петербург: Изд.дом "Бизнес-пресса", 2001