Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: УГЛУБЛЕНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: УГЛУБЛЕНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРАНЗИТНЫЕ КОРИДОРЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ / «КАБУЛЬСКИЙ КОРИДОР»

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ибрагимов Умидулла, Ибрагимова Дилдора

В статье проанализированқ и раскрыты потенциальные преимущества реализации трансафганского проекта «Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар», для повышения транзитного потенциала стран Центральной Азии, объединенные единой сетью железных дорог, а также стран Евросоюза,Кавказа, России, Беларуси, Китая, Индии и Пакистана. Сформулированы конкретные предложения с преимуществами эксплуатации транспортных и энергетических проектов Афганистана и даны конкретные предложения о преимуществах осуществления их транспортно-энергетических проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ибрагимов Умидулла, Ибрагимова Дилдора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE THE TRANSIT POTENTIAL OF CENTRAL ASIA: ENHANCING INTERREGIONAL COOPERATION

The article reveals the potential opportunities for the implementation of the trans-Afghan project "Mazar-i-Sharif - Kabul - Peshawar" and reflects the chronological series of events in the negotiations to discuss this project. Additional opportunities for increasing the transit potential for the countries of Central Asia are revealed: Uzbekistan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan, Kazakhstan, which are connected by a single railway network, as well as the countries of the Caucasus, Russia, Belarus, China, the European Union, India and Pakistan. Specific proposals have been formulated with the advantages of operating the transport and energy projects of Afghanistan.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: УГЛУБЛЕНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

УДК 338.47

WAYS TO INCREASE THE TRANSIT POTENTIAL OF CENTRAL ASIA: ENHANCING INTERREGIONAL COOPERATION

Umidulla IBRAGIMOV, PhD in Technical Sciences, Senior Researcher

Chairman of the NGO "Research Informatization Center"

4, Amir Temur, Tashkent, 100006, Uzbekistan

Tel.: +998 (71) 238-82-75

E-mail: almaz-umid@mail.ru

Dildora IBRAGIMOVA

Project manager for infrastructure development

Institute of Forecasting and Macroeconomic Research

30, Navoi str., Tashkent, 100011, Uzbekistan

Tel.: +998 (98) 127-72-81

E-mail: ibrdilya@mail.ru

Abstract: The article reveals the potential opportunities for the implementation of the trans-Afghan project "Mazar-i-Sharif - Kabul - Peshawar" and reflects the chronological series of events in the negotiations to discuss this project. Additional opportunities for increasing the transit potential for the countries of Central Asia are revealed: Uzbekistan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan, Kazakhstan, which are connected by a single railway network, as well as the countries of the Caucasus, Russia, Belarus, China, the European Union, India and Pakistan. Specific proposals have been formulated with the advantages of operating the transport and energy projects of Afghanistan.

Keywords: Central and Southeast Asia, transit corridors, CASA - 1000, TAPI, International Transport and Logistics Association, "Kabul Corridor".

МАРКАЗИЙ ОСИЁНИНГ ТРАНЗИТ САЛО^ИЯТИНИ ОШИРИШ ЙУЛЛАРИ: МИНТАЦАЛАРАРО ^АМКОРЛИКНИ ЧУЦУРЛАШТИРИШ

Умидулла ИБРАГИМОВ, т.ф.н., катта илмий ходим

ННТ «Илмий-тадкикот ахборотлаштириш маркази» директори

100006, Узбекистан, Тошкент, Амир Темур шох куч., 4

Тел.: +998 (71) 238-82-75

E-mail: almaz-umid@mail.ru

Дилдора ИБРАГИМОВА

Инфратузилмани ривожлантириш масалалари буйича лойихарахбари, Прогнозлаштириш ва макроиктисодий тадкикотлар институти 100011, Узбекистан, Тошкент, Навои куч., 30 Tel.: +998 (98) 127-72-81 E-mail: ibrdilya@mail.ru

Аннотация: Маколада "Мозори-Шариф - Кобул - Пешавор" транс-афгон лойихасини амалга ошириш хар томонлама тахлил килиниб ягона темир йул тармоги билан богланган Марказий Осиё мамлакатлари шунингдек, Эвропа Иттифоки, Кавказ, Россия, Белорус, Хитой, Х,индистон ва Покистон. Афгонистоннинг учун транзит потенциалини оширишнинг истикболли имкониятлари аникланган, хамда шу давлатларнинг транспорт ва энергетика лойихаларини амалга ошириш учун аник таклифлар берилган.

Калит сузлар: Марказий ва Жанубий-Шаркий Осиё, транзит йулаклари, CASA - 1000, ТАПИ, Халкаро транспорт ва логистика ассоциацияси, "Крбул йулаги".

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: УГЛУБЛЕНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Умидулла ИБРАГИМОВ, к.т.н., с.н.с.

Директор ННО «Научно-исследовательский информатизационный центр» 100006, Узбекистан, г. Ташкент, проспект Амира Темура, 4 Тел.: +998 (71) 238-82-75 E-mail: almaz-umid@mail.ru

Дилдора ИБРАГИМОВА

Руководитель проекта по вопросам развития инфраструктуры, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований 100011, Узбекистан, Ташкент, ул. Навои, 30 Tel.: +998 (98) 127-72-81 E-mail: ibrdilya@mail.ru

Аннотация: В статье проанализированы и раскрыты потенциальные преимущества реализации Трансафганского проекта «Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар», для повышения транзитного потенциала стран Центральной Азии, объединенные единой сетью железных дорог, а также стран Евросоюза, Кавказа, России, Беларуси, Китая, Индии и Пакистана. Сформулированы конкретные предложения с преимуществами эксплуатации транспортных и энергетических проектов Афганистана и даны конкретные предложения о преимуществах осуществления их транспортно-энергетических проектов.

Ключевые слова: Центральная и Юго-Восточная Азия, транзитные коридоры, CASA - 1000, ТАПИ, Международная транспортно-логистическая ассоциация, «Кабульский коридор».

1. ВВЕДЕНИЕ

Как известно, торговля является одним из наиболее верных показателей культурного уровня народа и развития экономических связей. Говоря о евразийском континенте, ярким примером является Великий Шёлковый путь. Расширение маршрутов и развитие трансконтинентальной трассы, соединявшей Средиземноморье, Кавказ, Центральную Азию, Индию и Китай сыграло важную роль в многоплановом развитии этих стран.

Великий Шёлковый путь соединил четыре могущественных региона - Китай, Аравийский полуостров, Европу и полуостров Индостан, через Центральную Азию. Шли годы, века, тысячелетия и территория Великого Шёлкового пути стала перекрёстком цивилизаций, где сходились и распространялись по всему миру не только искусство и культура народов, но и мировые религии: Буддизм, Христианство и Ислам. Но самое главное, Центрально-Азиатский регион стал центром мировых рынков, местом притяжения интенсивного торгово-информационного обмена. Именно поэтому территория этой древней магистрали всегда была центром интересов великих держав, ведомых желанием господствовать над нею.

2. ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ РОЛИ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ И АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК ЧЕРЕЗ СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ЮГО-ВОСТОЧНУЮ АЗИЮ

На протяжении всей истории существования Великого Шёлкового пути за право владения этой «золотой жилой» велась борьба. В разное время шло оспаривание территорий. Масштабными походами и войнами сюда шли великие империи Александра Македонского, арабских завоевателей, Чингизхана, хана Баязида, Амира Темура и др.

После великих географических открытий морского передвижения, относящихся к XV веку, межконтинентальные сухопутные торговые пути пришли в упадок. Так как по воде вместо гужевого вида перевозок, транспортировка относительно дешевле, осуществляется она быстрее и имеет возможность перевозки значительно б0льших объёмов груза, где роль тяги выполняет ветер. Это стало периодом ухудшения функционирования Великого Шёлкового пути. В это время в Европе начали формироваться сильные, региональные державы и как мы знаем из истории, мировые торговые рынки впоследствии переориентировались в Европу преимущественно на морские порты.

Перевозки грузов и транспортные коммуникации играют важную роль в развитии экономики Евразии. Грамотно выстроенная стратегия формирования и развития международных транспортных коридоров обеспечивают экономическое развитие не только отдельных регионов, но и других стран, связанных между собой трансрегиональными коммуникациями. Статистика показывает, что сегодня можно наблюдать многоплановое развитие отношений между рядом стран, в частности увеличение перевозок грузов [1].

Существующий наземный транспортные маршруты в Европу с участием инфраструктур Казахстана и России соединяют северо-восток Китая, что не может удовлетворить запад и, особенно, юго-запад Китая, поскольку не имеется связь с Индией и Пакистаном, не позволяющая воспользоваться их внутренними сетями и морскими узлами, что естественно сдерживает интенсивность развития торгово-экономических отношений между этими странами и Китаем. Вместе с тем, отметим, что на протяжении долгого времени страны Юго-Восточной Азии заинтересованы в выходе на Европу, а страны Евросоюза в Юго-Восточную Азию по кратчайшим сухопутным маршрутам [2].

Взаимный торговый оборот двух наиболее экономически продвинутых стран Юго-Восточной Азии -Индии и Пакистана со странами ЕС показывает стабильный рост, что приводит к появлению спроса на альтернативные виды транспорта: авиа-, авто- и железнодорожный. Вступление этих стран в 2017 году в полноправные члены ШОС способствует поиску путей продвижения решений на развитие международного товарооборота [3].

В своём послании Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев отметил: «В-четвертых, производство конкурентоспособной продукции, поиск новых международных рынков и увеличение

экспорта, полноценное использование транзитного потенциала являются залогом устойчивого экономического роста. .. .По мнению международных экспертов, за счет улучшения инфраструктуры, обеспечения прозрачности тарифов и открытия новых маршрутов транзитный потенциал нашей страны можно довести с нынешних 7 миллионов тонн до 16 миллионов» [4].

Таким образом, можно отметить, что в ближайшем будущем, необходимость решения вопроса поиска других альтернативных сухопутных маршрутов, по которым можно доставлять грузы в Европу и в обратном направлении станет весьма актуальным.

3. РАЗВИТИЕ ТРАНЗИТНЫХ КОРИДОРОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Проект строительства железнодорожной линии «Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар» является логическим продолжением построенной железной дороги «Хайратон - Мазари-Шариф», которая позволит сформировать новый и кратчайший транзитный коридор, с выходом на пакистанские и индийские железные дороги, а также к портам Аравийского моря (Гвадар, Карачи, Мумбаи и др.). Создавая единую железнодорожную инфраструктуру стран СНГ со странами Южной Азии (Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш), реализация проекта позволяет без дополнительных расходов обеспечить скорейшую транспортировку грузов по коридору «Север-Юг», соединяя крупнейшие рынки Южной Азии с рынками стран СНГ и Европы [5].

Реализация проекта создает уникальные возможности и для Афганистана, формируя огромные транзитные потоки (до 20 млн тонн в год) [6].

Кроме того, в экономический оборот вовлекаются десятки месторождений полезных ископаемых, расположенных в центральной части Афганистана, создаются новые рабочие места. Далее перевозки будут осуществляться по существующим магистралям Пакистана, Индии до Бангладеш, что существенно повышает эффективность проекта.

В целом реализация проекта трансафганской железной дороги позволит сократить сроки и стоимость транспортировки грузов по коридору «Север-Юг» на 30-40%. Так, сроки доставки грузов от границы России (ст. Озинки) до Дели составят 16-18 дней (147,2 долл. США/тн), а от Термеза до Дели -8-10 дней (72,4 долл. США/тн). В соответствии с расчётами, уже в первые годы эксплуатации объемы перевозок могут вырасти до 30 млн тонн [6].

Значение и эффективность данного проекта может существенно повысится в случае его реализации синхронно с проектом строительства железнодорожной линии «Узбекистан - Кыргызстан - Китай», который самым коротким образом соединяет Китай с Пакистаном и Индией, что позволит в разы увеличить объемы перевозок за счет грузов из Китая в страны Центральной и Южной Азии и обратно. Строительство этой железной дороги даст дополнительные возможности и для Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, а также стран Кавказа, которые соединены единой железнодорожной сетью.

20 сентября 2018 г. на международном форуме «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности», в секционном заседании «Современное состояние и перспективы развития транспортно-транзитного потенциала стран Центральной Азии», в докладе на тему «Формирование единого, разветвленного и внешне-интегрированного транспортного пространства в Центральной Азии» впервые были представлены научно обоснованные результаты исследований и преимуществ формирования «Кабульского коридора» [7]. По итогам заседания участники пришли к общему мнению в части необходимости продолжения сотрудничества в области совершенствования инициированных новых инновационных проектов.

Логическим продолжением развития формирования интегрированных транзитных коридоров в Центральной Азии по инициативе ОАО «Российские железные дороги» и АО «Узбекистон темир йуллари» в Ташкенте 3-4 декабря 2018 года прошла многосторонняя встреча руководителей железнодорожных администраций России, Казахстана, Узбекистана, Афганистана, Пакистана. На заседании был представлен основанный на научных исследованиях доклад на тему: «Транспортный коридор Россия - Казахстан -Узбекистан - Афганистан - Пакистан» [8]. По результатам встречи был подписан Протокол о создании совместной рабочей группы и финансового консорциума между железнодорожными администрациями Узбекистана, России, Казахстана, Афганистана и Пакистана. Председательство было делегировано узбекской стороне.

В марте 2019 года в Ташкенте прошла первая встреча многосторонней Рабочей группы по строительству транзитных железнодорожных линий через Афганистан. Данная встреча стала продолжением работы по практической реализации создания транспортных коридоров через афганскую территорию [9].

В сентябре 2019 года в Ташкенте состоялась вторая встреча многосторонней Рабочей группы по строительству транзитных железнодорожных линий через Афганистан [10].

Кроме этого в Ташкенте 19-20 декабря 2019 года состоялась встреча руководителей железных дорог пяти стран - Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан, с участием Министерства транспорта Республики Узбекистан. В рамках встречи участники договорились развивать международный мультимодальный маршрут «Страны АТР - Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Европа» и обратно, с выработкой единых подходов по ускоренному пропуску контейнерных поездов и применении унифицированных, конкурентоспособных тарифов (включая на морские фидерные перевозки), что позволит существенно увеличить объем торговли не только между странами Центральной Азии и Закавказья, но и с другими государствами Европейского и Азиатского континента [11]. Председательство было делегировано узбекской стороне.

В результате договорённостей по участкам мультимодального маршрута с начала текущего года перевезено более тысячи контейнеров [12, 13, 14, 15, 16].

4. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

В качестве практических рекомендаций по сотрудничеству Узбекистана и Афганистана в транспортной сфере авторами [17] предлагается ускорить механизм реализации проекта Узбекистан - Афганистан -Пакистан, так называемого «Кабульского коридора» в целях увеличения транзитного потенциала республики до строительства железнодорожной линии Мазари-Шариф - Кабул - Торкхем (Пакистан). А именно, необходимо ускорить использование существующих международных автотрасс и организацию интермодальных перевозок грузов по ним из/в Пешавара (Пакистан) до Галабы (Узбекистан) под операторством АО «Узбекистон темир йуллари», с взиманием тарифа, как за железнодорожные перевозки. Компенсирование разницы между автомобильным и железнодорожным тарифами для перевозчиков по автотрассе в Афганистане можно было бы организовать за счёт прибыли от пропуска транзитных грузов по маршруту Галаба - Каракалпакстан. Это позволит переориентировать грузовладельцев к перевозкам грузов по сухопутным маршрутам через Узбекистан.

А также, в целях развития транспортно-логистических систем двух стран, до строительства железнодорожных линий Узбекистан - Афганистан - Пакистан целесообразно создать логистические центры на станции Галаба (Узбекистан) и на станции Пешавар (Пакистан) для организации интермодальных перевозок (железнодорожным и автомобильным транспортом), что также позволит привлечь интерес к перевозкам грузов по этому направлению как грузовладельцев, так и транспортных компаний Афганистана.

В настоящее время по направлению пролегания новой железнодорожной линии Узбекистан-Афганистан-Пакистан реализуются проекты по прокладке высоковольтных линий электропередач «Сурхан (Узбекистан) -Пули-Хумри (Афганистан)» и CASA - 1000 [18]. CASA - 1000 является проектом сотрудничества в сфере электроэнергии между Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном [19] (рис.1). Линия электропередач проходит вдоль рассматриваемого проекта железной дороги. Таким образом, строительство железной дороги может быть с электрификацией.

26 февраля текущего года при поддержке Всемирного Банка в Ташкенте состоялось Первое заседание Транспортной платформы Центральная Азия - Южная Азия, где приняли участие делегации Афганистана, Таджикистана, Пакистана, Узбекистана, а также представители Министерства инвестиций и внешней торговли РУ, Министерства транспорта РУ, Всемирного Банка, Азиатского банка развития и др. [20].

На встрече предоставлена презентация маршрутов с прогнозными объемами перевозок:

1) Термез/Шерхан-Бандар - Мазари-Шариф - Герат - Барамча - Гвадар (протяженность - 2 750 км, объемы перевозок 10,4 млн тонн);

2) Термез/Шерхан-Бандар - Мазари-Шариф - Джелалабад - Гвадар (протяженность - 3 450 км, объемы перевозок 9,0 млн тонн);

3) Термез/Шерхан-Бандар - Мазари-Шариф - Джелалабад - Карачи (протяженность - 3 500 км, объемы перевозок 8,2 млн тонн);

4) Термез/Шерхан-Бандар - Мазари-Шариф - Джелалабад - Дели (протяженность - 2 800 км, объемы перевозок 11,8 млн тонн).

При этом, Всемирный Банк отметил, что Маршрут «Термез/Шерхан-Бандар - Мазари-Шариф -Джелалабад - Дели» является наиболее экономически и финансово целесообразным вариантом, в то время как Маршрут «Термез/Шерхан-Бандар - Мазари-Шариф - Герат - Барамча - Гвадар» осуществимый в краткие сроки проект с наивысшим уровнем стратегической совместимости.

Пакистан представил на заседании схему своих железных дорог с пояснениями основных железнодорожных магистралей. Были выявлены перспективные для Пакистана маршруты:

1. Ташкент - Термез - Кабул - Пешавар;

2. Кандагар - Кветта-Гвадар;

3. Пешавар - Исламабад - Карачи/Гвадар;

4. Пешавар - Кабул - Термез - Ташкент - Кашгар -Хотан - Гуаньджоу;

5. Пешавар - Кабул - Термез - Ташкент - Алматы - Урумчи - Ланчьжоу - Сиань.

То есть, маршрут «Пешавар - Кабул - Мазари-Шариф» является перекрестком перспективных маршрутов Пакистана, соединяющих Индийский Океан со странами Центральной Азии, Китаем, Россией, Кавказом и Европейским Союзом.

27 мая текущего года в формате видеоконференцсвязи состоялось первое трехстороннее заседание «Узбекистан - США - Афганистан». Участники встречи отметили важность скорейшей реализации инфраструктурных проектов, как строительство линии электропередач «Сурхан - Пули-Хумри», железнодорожных маршрутов «Мазари-Шариф - Герат», «Мазари-Шариф - Кабул» с дальнейшим выходом на пакистанские морские порты [21].

На сегодняшний день на территории Афганистана по инициативе Туркменистана идет строительство проекта транснационального газопровода Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ).

19 ноября 2013 года в Ашхабаде в рамках Международного нефтегазового форума состоялось подписание Сервисного соглашения с транзакционным советником между «Туркменгаз», Афганской газовой корпорацией, Корпорацией «Inter State Gas Systems (Private) Limited» (Пакистан), компанией GAIL и Азиатским банком развития по газопроводу ТАПИ [22].

13 декабря 2015 года в туркменском городе Мары прошла церемония закладки первого камня строительства газопровода, который пройдет по маршруту Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ) [23]. 23 февраля 2018 года состоялась закладка афганского участка газопровода [24].

Общая протяженность газопровода составит 1 735 километров. По территории Туркменистана - 200 км, по территории Афганистана - 735 км, по территории Пакистана - 800 км. Планируется, что газопровод пройдет через афганские города Герат и Кандагар и достигнет окончательной своей точки - населённого пункта Фазилка, на границе Пакистана с Индией. Предполагается поставлять90 млн кубометров газа в сутки, из которых 38 млн пойдет в Индию. Соответствующее соглашение на 30 лет заключили компания «Туркменгаз» с индийской GAIL и пакистанской Inter State Gas Systems. Однако реализация данного проекта осуществляется медленно в связи с недостаточностью финансирования, нестабильной ситуацией на туркмено-афганской границе и др.

Одним из вариантов ускорения реализации проекта газопровода ТАПИ является маршрут Галкыныш (Туркменистан) - Мазари-Шариф - Кабул - Джелалабад - Пешавар - Пакистан - Индия вместо направления через Герат (рис.2).

В этом случае будут проходить вдоль одного маршрута несколько коммуникаций (рис.3):

- существующая международная автомобильная трасса Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар;

- линии электропередач Сурхан - Пули Хумри - Кабул - Пешавар;

- предлагаемая электрифицированная железная дорога Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар;

- предлагаемый газопровод ТАПИ: Галкыныш (Туркменистан) - Мазари-Шариф- Кабул - Пешавар.

Г* 1

Проект ТАЛИ Переориентация ТАЛИ

Ч-/

Джамму •

и Кашмир ~

л

уХнгдачал Прздеи.-О^ггчТ!»

-' ¡/тГйранчлл^Л/Л

■Хзрьйкэ 0 ° а

■Л иссхж

Дели Уттао

Мел ■

Рзда-ДСТДМ

Прадеш

О Кмпур

° А*1?» Ка-.муг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДЖЗИЛур Ад1Н <1 ¿щи*

Рис. 2. Предлагаемый проект ТАПИ через Галкыныш - Мазари-Шариф - Кабул - Джелалабад - Пешавар

□ Ы

1|Я

Ташкент

100 км

Токтогул О

р. Нарын

Кыргызстан

СКг , _ # "д/

Узбекистан* *

Существующая в ш автомобильная дорога

Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар

^^ Линия электропередач

Проектируемые ЛЭП

Подстанции

^ Гидроэлектростанции

—„ - ;

Кабул ^ ~

\ -

Рис. 3. Существующие и предлагаемые транспортно-коммуникационные проекты Афганистана

Несмотря на параллельное размещение рассматриваемых вариантов коммуникации один из них имеет то преимущество, что прохождение коммуникаций через столицу Афганистана - Кабул, внесет значительный вклад на развитие инфраструктуры густо населенного района.

Кроме того, при реализации данных проектов, имеется ряд таких преимуществ как: 1. Упрощается обеспечение охраной всех коммуникаций, что приводит к выгодным условиям и сокращению финансовых затрат;

2. Сокращается расстояние, т.к. маршрут газопровода Мазари-Шариф - Кабул - Джелалабад - Пешавар -Пакистан - Индия составляет примерно 1 528 км, в то время как маршрут через афганские города Герат и Кандагар, далее до границы Пакистана с Индией составляет 1 725 км, следовательно, вышеуказанные факторы приведут к наименьшим эксплуатационным расходам, которые повлияют на снижение тарифа и срок окупаемости предлагаемого маршрута газопровода.

3. Существенному повышению уровню международного сотрудничества стран СНГ и ШОС с Евросоюзом в транспортно-логистической области послужат строительство железнодорожных линий:

а) «Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар», позволяющий сформировать два транспортных коридора «Индия - Пакистан - Афганистан - Узбекистан - Казахстан - Россия - Беларусь - Евросоюз» и «Индия -Пакистан - Афганистан - Узбекистан - Казахстан - Азербайджан - Грузия - Турция -- ЕС».

б) «Кашгар - Торугарт - Арпа - Кош-Добо - Макмал - Джалал-Абад» [25], позволяющий сформировать транзитный коридор «Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Афганистан - Пакистан - Индия», «Китай -Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция - ЕС», «Китай -Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Иран - Турция - ЕС».

4. Реализация проектов строительства вышеуказанных железнодорожных линий послужит повышению уровню международного сотрудничества стран СНГ и ШОС в транспортно-логистической области и экономическому развитию этих стран.

5. ВЫВОДЫ

Исходя из вышеизложенного, можно определить следующий механизм реализации коммуникационного решения международной транспортной связи:

1. Создание логистических центров на станциях Мазари-Шариф или Галаба (Узбекистан) и на станции Пешавар (Пакистан) для организации интермодальных перевозок (железнодорожным и автомобильным транспортом);

2. Создание логистических центров на станции Кашгар (Китай) и на станциях Ош (Кыргызстан) или Андижан-Ахтачи (Узбекистан) для организации интермодальных перевозок (железнодорожным и автомобильным транспортом);

3. Формирование зоны мировой торговли на перекрестке транзитных коридоров Узбекистана;

4. Создание Международной транспортно-логистической ассоциации [26], учитывая делегирование председательства ряда проектов Узбекистану, при уже существующей авторитетной организации ШОС, в которую могут войти все страны - участницы перевозок между Европой - Азией, Европой - Юго-Восточной Азией и Азией - ЦА - Юго-Восточной Азией, такие как: Китай, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Индия, Пакистан - члены ШОС и Туркменистан, Афганистан, Иран, Беларусь -наблюдатели. Ассоциация выступала бы в качестве регионального органа-регулятора нормативно-правовой базы, а также технических норм и стандартов активно содействуя реализации мер и применению разнообразных инструментов и решений в организации импортных, экспортных и транзитных перевозок стран-участниц;

5. Формирование Международного интерактивного портала транспортно-логистических услуг, доступный через интернет на базе Международной транспортно-логистической ассоциации;

6. Разработка и внедрение интеллектуальной системы, на основе спутниковых технологий, в сфере управления железнодорожными перевозками, позволяющей удаленноосуществлять мониторинг движения всех поездов стран-участниц Международной транспортно-логистической ассоциации ШОС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Eurostat, the statistical office of the European Union. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat.

2. M. Rasulov, U. Ibragimov, A. Rizaev, Kh. Turdiev, The combined transportation as a background for establishment of a new railway corridor China - Kyrgyzstan - Uzbekistan // The 8th International Symposium for Transportation Universities in Europe and Asia // Nanjing Institute of Railway Technology, China-2015. - P.127-133.

3. О Шанхайской организации сотрудничества [In Russian: About the Shanghai Cooperation Organization]. Available at: http://rus.sectsco.org/about_sco/20151208/16789.html.

4. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 21 января 2020 г. [In Russian: Address by the President of the Republic of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev to Oliy Majlis, January 21, 2020]. Available at: https://president.uz/ru/lists/view/3324.

5. M. Rasulov, U. Ibragimov, M. Mirakhmedov, A. Rizaev, Central Asian transport corridors and prospects of Uzbekistan's further integration to the global transport network // The 7th International Symposium for Transportation Universities in Europe and Asia // Dalian Jiaotong University, China-2014.- P.25-30.

6. Отчет государственного гранта ЕАЗ-ФК-0-14573-ЕАЗ-009 «Исследование путей пропуска транзитных поездов через территорию Узбекистана, обеспечивающее рост использования транзитного потенциала железной дороги республики», ТашИИТ 2014-2015 гг. [In Russian: Report of the State Grant EAZ-FK-0-14573-EAZ-009 "Study of the ways ofpassage of transit trains through the territory of Uzbekistan, ensuring the growth of the use of the transit potential of the republic's railways"].

7. Ибрагимов У.Н. Формирование единого, разветвлённого и внешне интегрированного транспортного пространства в Центральной Азии. Доклад на международном форуме «Центральная Азия в системе

международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности», 20 сентября 2018 г., г. Ташкент. [In Russian: Ibragimov, U.N. Formation of a single, branched and outwardly integrated transport space in Central Asia. In: Central Asia in the System of International Transport Corridors: Strategic Prospects and Unrealized Opportunities, the International Forum. ]. Available at:http://www.railway.uz/ru/informatsionnaya sluzhba/novosti/11941/.

8. Ибрагимов У.Н. Доклад на многосторонней встрече руководителей железнодорожных администраций России, Казахстана, Узбекистана, Афганистана, Пакистана. [In Russian: Report at the Multilateral Meeting of the Heads of Railway Administrations of Russia, Kazakhstan, Uzbekistan, Afghanistan, Pakistan].Available at: http://railway.uz/upload/iblock/af0/af0e8f76609f61c8b4aca94e47a52bce.pdf.

9. Результат многосторонних переговоров: "Кабульский коридор". Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 11.04.2019 г. [In Russian: Result of multilateral negotiations: "Kabul Corridor"]. Available at: http://www.railway.uz/ru/informatsionnaya sluzhba/novosti/14457/.

10. Практическое многостороннее обсуждение развития новых транзитных коридоров. Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 25.09.2019 г. [In Russian: Practical Multilateral Discussion of the Development of New Transit Corridors]. Available at: http://www.railway.uz/ru/informatsionnaya sluzhba/novosti/16218/.

11. Достигнута договорённость о развитии мультимодального маршрута. Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 22.12.2019 г. [In Russian: An agreement was reached on the development of a multimodal route]. Available at:

http://www.railway.uz/ru/informatsionnaya sluzhba/novosti/17207/.

12. Мультимодальный маршрут: Первый поезд с грузом прибыл в Грузию через Узбекистан. Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 27.01.2020 г. [In Russian: Multimodal route: The First Train with Cargo Arrived in Georgia via Uzbekistan]. Available at: http://railway.uz/ru/informatsionnaya_sluzhba/novosti/17564/.

13. Контейнерный поезд с экспортной продукцией Узбекистана отправился в Турцию. Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 30.03.2020 г. [In Russian: A container train with Uzbekistan's export products left for Turkey]. Available at:

http://www.railway.uz/ru/informatsionnaya sluzhba/novosti/18315/.

14. Международные договорённости в действии, перспективы сотрудничества. Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 6.04.2020 г.[Ш Russian: International Agreements in Action, Prospects for Cooperation]. Available at:http://www.railway.uz/ru/informatsionnaya_sluzhba/novosti/18331/.

15. Наращивание сотрудничества в контейнеризации грузовых перевозок. Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 19.05.2020 г. [In Russian: Increasing Cooperation in the Containerization of Freight Traffic].Available at:http://www.railway.uz/ru/informatsionnaya_sluzhba/novosti/18796/.

16. Первый контейнерный поезд отправился по мультимодальному коридору «Китай - Кыргызстан -Узбекистан». Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 5.06.2020 г. [In Russian: The First Container Train Departed Along the China-Kyrgyzstan-Uzbekistan multimodal corridor]. Available at: http://www.railway.uz/ru/informatsionnaya sluzhba/novosti/19034/.

17. Ибрагимов У.Н., Ибрагимова Д.Т. Системный анализ развития транзитных коридоров как фактор повышения экспорта транспортных услуг. // Сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции «Транспорт и логистика: пространственно-технологическая синергия развития». - Ростов-на-Дону, 2020. - с. 94-98. [In Russian: Ibragimov, U.N., Ibragimova D.T. System Analysis of the Development of Transit Corridors as a Factor in Increasing the Export of Transport Services. In: Proceedings of the 4thInternational Conference "Transport and Logistics: Spatial and Technological Development Synergy].

18. Узбекистан строит линию, которая может стать составной частью ЛЭП CASA-1000. Информационная служба Электроэнергетического Совета СНГ. [In Russian: Uzbekistan is building a line that can become an integral part of the CASA-1000 power transmission line]. Available at: http://energo-cis.ru/news/uzbekistan stroit liniyu/.

19. О проекте CASA-1000. [In Russian: About the CASA-1000 project]. Available at: http://www.casa-1000.org/index.php.

20. Acting Minister to The Ministry of Transport Attends the First Meeting of Central Asia-South Asia Transport Cooperation in Tashkent Uzbekistan. The Afghanistan Railway Authority official website. Available at:https://ara.gov.af/index.php/en/acting-minister-ministry-transport-attends-first-meeting-central-asia-south-asia-transport.

21. Помощь Афганистану в связи с пандемией COVID-19 необходимо расширить - МИД. Интернет-издание «Газета.^», 28.05.2020 г.[Ш Russian: COVID-19 assistance to Afghanistan needs to expand - Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Uzbekistan]. Available at:

https://www.gazeta.uz/ru/2020/05/28/support/?utm source=push&utm medium=telegram.

22. Азиатский банк развития стал транзакционным советником проекта газопровода ТАПИ. Электронная газета "Золотой век". [In Russian: Asian Development Bank Becomes Transactional Advisor for TAPI Gas Pipeline Project].Available at: http://turkmenistan.gov.tm/?id=5325.

23. Дан старт строительству газопровода ТАПИ и третьей очереди освоения месторождения «Галкыныш». Информационная служба Посольства Туркменистана в Республике Узбекистан, 13 декабря 2015 г. [In Russian: The construction of the TAPI gas pipeline and the third stage of the development of the Galkynysh field have been started]. Available at: https://uzbekistan.tmembassy.gov.tm/ru/news/646.

24. Стартовало строительство афганского участка газопровода ТАПИ. Информационное агентство «Inbusiness.kz», 23 февраля 2018 г. [In Russian: The construction of the Afghan section of the TAPI gas pipeline has started]. Available at: https://inbusiness.kz/ru/last/startovalo-stroitelstvo-afganskogo-uchastka-gazoprovoda-tap.

25. Состоялось очередное обсуждение по вопросам строительства железной дороги Узбекистан-Кыргызстан-Китай. [In Russian: A Regular Discussion on the Construction of the Uzbekistan-Kyrgyzstan-China Railway Took Place]. Available at: https://mintrans.uz/ru/news/o-zbekiston-qirg-iziston-xitoy-temir-yo-li-qurilishi-masalasi-yuzasidan-navbatdagi-muhokama-bo-lib-o-tdi.

26. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на заседании совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в расширенном составе (г. Циндао, КНР, 10 июня 2018 года). [In Russian: Speech by the President of the Republic of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev at the Expanded Meeting of the Council of Heads of State of the Shanghai Cooperation Organization]. Available at: http://uza.uz/ru/politics/vystuplenie-11 -06-2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.