УДК: 656.02 ГРНТИ: 06.51.02 DOI: 10.32415/jscientia.2019.07.03
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ
Е. Н. Замараева © , З. Б. Хмельницкая
Уральский государственный экономический университет Россия, 620144 г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62/45
H Замараева Елена Николаевна - [email protected]
В статье рассмотрены особенности функционирования международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад» на территории России, их значимость на выход страны на мировой рынок, проведен анализ ключевых проблем функционирования и развития международных коридоров на территории России.
Ключевые слова: логистика, международный транспортный коридор, развитие международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад».
IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE RUSSIAN ECONOMY IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS
E. N. Zamaraeva , Z. B. Khmelnitskaya ©
Ural State University of Economics
62/45 8 March St., 620144 Yekaterinburg, Russia
S3 Zamaraeva Elena - [email protected]
The article deals with the peculiarities of the functioning of the international transport corridors «North-South» and «East-West» in Russia, their importance for the country's entry into the world market. The article analyzes the key problems of functioning and development of international corridors in Russia.
Keywords: logistics, international transport corridor, development of international transport corridors «North-South» and «East-West».
Для экономики России, как и для любой страны, имеет важное значение развитие транспортно-логистической инфраструктуры, включающей международные транспортные коридоры. Хотя до настоящего времени отсутствует единый концептуальный подход к рассмотрению проблемы становления и развития транспортных коридоров с учетом политических, экономических, инфраструктурных и технологических аспектов, экспертами ООН было принято следующее определение международных транспортных коридоров: «международные транспортные коридоры это часть национальной или международной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационно-правовых условий осуществления этих перевозок» [2].
По оценкам специалистов транспортные коридоры в России рассматриваются как способ интеграции транспортной системы России в мировое транспортное пространство. Развитие транспортных коридоров в России происходит в условиях жесткой конкурентной борьбы за альтернативные пути их прохождения. В результате реализации транспортных проектов Россия сможет обеспечивать транзит грузов из Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу, что позитивно скажется на экономическом развитии регионов, через которые они будут проходить [10].
Растущее экономическое и политическое значение международных транспортных коридоров подтверждает
участие самых сильных мировых игроков (Китай, Великобритания, США и страны Евросоюза) в формировании проектов международных транспортных путей, соединяющих Юго-Восточную Азию с Европой. Например, Китай разрабатывает стратегию экономического развития «Один пояс-один путь», страны ЕС принимают участие в проекте международного транспортного коридора ТРАСЕКА и др.
В связи с этим России необходимо решить комплекс следующих задач:
- проанализировать эффективность международных коридоров, действующих на территории России и организованных в обход ее территории;
- оценить роль и интересы ведущих государств в проектах по строительству международных транспортных коридоров;
- определить значение международных транспортных коридоров, проходящих по территории России, для обеспечения национальной безопасности страны;
- определить влияние развития международных транспортных коридоров на изменение социально-экономической ситуации в регионах России;
- проанализировать возможности развития межгосударственного сотрудничества в области строительства транспортных коридоров в Центральной Азии и развития Северного морского пути в Арктике;
- определить возможности транспортной инфраструктуры страны для развития международного сотрудничества Сибири и Дальнего Востока со странами Восточной Азии [6].
Согласно проекту «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» одним из важнейших направлений является решение задач в рамках цели
4 «Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны» должно стать развитие евроазиатских международных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад», которые являются наземными транспортными коридорами, наряду с целым комплексом задач, направленным на развитие всей транспортной системы страны.
Рассмотрим международный транспортный коридор «Север-Юг». Идея о его создании была предложена в 1993 году Министерством транспорта России. Основная задача коридора состоит в том, чтобы соединить город Мумбаи и порт Бандер-Аббас (Индия) и далее продолжить путь до стран Северной и Западной Европы через Баку, Астрахань, Москву и Санкт-Петербург [5], что обеспечит развитие транзитного сообщения между европейскими странами и странами Северо-Западной Европы и странами Прикаспийского региона, Персидского залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Соглашение о создании коридора «Север-Юг» было подписано Россией, Ираном и Индией в 2000 году. Со времени количество стран-участниц проекта увеличилось, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Турция, Оман, Сирия также присоединились к данному проекту.
Расстояние перевозок по МТК «Север-Юг» сокращается вдвое по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, стоимость перевозок также снижается. Общая протяженность МТК составляет 7200 км. Состоит из основного Транскаспийского маршрута протяженностью 5949 км (срок доставки по нему около 22 суток), Западной ветви протяженностью 6057 км (срок доставки 12-13 суток), Восточной ветви протяженностью 6561 км (срок доставки 14-15 суток) и Морского маршрута протяженностью 12780 км (срок доставки грузов 30 суток).
Основное направление коридора «Север-Юг» (NS): Финляндия - страны Персидского залива либо Индия через Санкт-Петербург, Москву, Астрахань, Каспийское море и Иран. Коридор «Север-Юг» складывается из железнодорожного (NSR) и автомобильного (NSА) маршрутов, соединяющих Финляндию с Астраханью, ответвлений от основных маршрутов и внутренних водных путей (NSW) от Санкт-Петербурга до Каспийского моря с ответвлениями: Беломорско-Балтийский канал, из Череповца через Волгу в Москву, из Казани через Пермь в Соликамск, из Волгограда через Волго-Донской канал в Ростов-на-Дону.
При этом в состав МТК «Север-Юг» входят международные транспортные коридоры №9 (маршрут от Финляндии через Санкт-Петербург до Москвы с ответвлениями на Астрахань и Новороссийск и обратно) и №2 (маршрут от Берлина через Варшаву, Минск, Москву, Нижний Новгород до Екатеринбурга и обратно).
Из России по коридору «Север-Юг» грузы идут в Иран (продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, древесина, машины и оборудование), Индию (машины, оборудование, транспортные средства, продукция химической промышленности, уголь, драгоценные металлы и камни), Пакистан (металлы, продукция химической промышленности, продовольствие, сельскохозяйственное сырье). В Россию из Ирана поступают продовольственные товары, сельхозпродукты, из Индии - продовольственные товары, сельхозпродукты, продукция химической промышленности, фармацевтическая продукция, текстиль, обувь, машины, оборудование, транспортные средства, из Пакистана - продовольственные товары, сельхозпродукты, текстиль, обувь.
Объем перевозок грузов по МТК «Север-Юг» в 2007 году составлял 12,6 млн тонн, к 2013 году объем перевозок снизился до 5 млн тонн. К 2015 году объем перевозок составил 7,3 млн тонн. Ожидается, что после завершения всех работ к 2020 году объем перевозок увеличится до 10 млн.т и более.
По мнению специалистов в настоящее время имеется ряд проблем, мешающих развитию международного коридора «Север-Юг»:
- ограниченность железнодорожной инфраструктуры Ирана (отсутствие контейнерных терминалов, платформ, большая часть железных дорог не электрофицирована, отсутствие вторых путей на большей части маршрутов); отличие ширины железнодорожной колеи (1435 мм) от ширины колеи в России и Азербайджане (1520 мм);
- сокращение товарооборота между Россией и целевыми рынками стран коридора, отсутствие достаточного транзитного грузопотока из России в Индию и скопление большого количества порожних контейнеров индийских компаний, что увеличивает стоимость перевозки;
- параллельная с участием в МТК «Север-Юг» деятельность некоторых стран-партнеров по организации альтернативных маршрутов, например:
- Иран и Грузия планируют создание коридора между Персидским заливом и Черным морем, предполагая, что данный маршрут пройдет через Армению, Грузию, по морю войдет в Болгарию и выйдет в Европу, участие России, Азербайджана и Турции в данном проекте исключается;
- Индия параллельно принимает участие в таких международных проектах, как строительство автомобильной дороги, которая соединит центральную часть Афганистана с границей Ирана, развитие проекта Трансазиатской железной дороги от Дакии до Стамбула и др.
Также специалисты акцентируют внимание на задачах, которые необходимо выполнить для эффективной реализации проекта «Север-Юг»:
- завершить строительство иранского участка железной дороги. В настоящее время Россией рассматривается вопрос о предоставлении Ирану кредитной линии на 3 млрд. евро на развитие железнодорожной инфраструктуры [4];
- осуществить модернизацию астраханского транспортного узла. Для решения этой задачи в 2018 правительством РФ запланированы работы по модернизации инфраструктуры астраханского морского порта Оля, проектированию паромов и организации паромных переправ; организовано сотрудничество администрации Астраханской области с азербайджанской компанией KDY Logistics в реализации проекта по созданию на станции «Кутум» железнодорожного логистического хаба [1, 3];
- обеспечить упрощение таможенных процедур и снижение размера сборов, определив сквозной тариф и разработав единый подход к расчету таможенной стоимости грузов. В 2018 году руководством РЖД и Индийских железных дорог был подписан меморандум о сотрудничестве, который предусматривает создание совместного оператора для грузоперевозок по коридору «Север-Юг», разработку и поставку систем диспетчерского управления, систем автоматики и т.п.;
- создать возможность облегчения национальных режимов международной торговли с целью увеличения товарооборота с Индией и странами Евросоюза. Одним из путей решения данной задачи является создание зоны свободной торговли между Индией и ЕАЭС;
- рассмотреть возможность стыковки коридора «Север- Юг» с международным транспортным коридором ТРАСЕКА, который идет из Центральной Азии через Каспийское море, Кавказ, Черное море, Украину, Молдавию и страны Восточной Европы в страны Евросоюза, тем самым переведя проект ТРАСЕКА из конкурента МТК «Север-Юг» в союзники.
Также важным для России является международный транспортный коридор «Восток-Запад», так как является основным маршрутом, который соединяет Европу и Азию. Он сможет заменить морской путь, по которому производится доставка контейнеров из Азии в Европу, так как позволяет выйти к железным дорогам Китая, Казахстана, Монголии и Северной Кореи на востоке и в Европу через порты и переходы России на западе [7].
Цель данного проекта - рост грузоперевозок из Китая в Турцию и страны Евросоюза и обратно. Использование данного пути по мнению аналитиков позволит на 8000 км сократить путь между Европой и Азией и уменьшить транзитное время на 8-19 суток.
Центральную часть МТК «Восток-Запад» составляет российская транспортная сеть, западный участок - европейские транспортные сети, восточную часть - транспортные сети Китая и Кореи. МТК «Восток-Запад» позволяет перевозить грузы в Китай, Казахстан, Северную Корею и Монголию на востоке и в Европу на западе.
Основой евроазиатского направления МТК «Восток-Запад» является Транссибирская магистраль (TS), проходящая по трем веткам (Екатеринбург - Москва через Пермь и Нижний Новгород; Екатеринбург - Москва через Казань; Челябинск - Москва через Уфу и Сызрань) с выходом к сетям железных дорог, автодорог, речным и аэропортам Европейской части России, и панъевропейский транспортный коридор №2 маршрутом Берлин - Нижний Новгород через Варшаву, Минск и Москву.
В настоящее время объем перевозок по Транссибу составляет около 100 млн тонн. После проведения запланированных мероприятий по модернизации маршрута ожидается увеличение объема перевозок на 55 млн тонн.
Технология организации движения специализированных контейнерных поездов на Транссибирской магистрали позволяет на 10-15 суток сокращать сроки доставки грузов, в сравнении с доставкой грузов по Трансокеанскому маршруту.
Основное направление Транссибирской магистрали: Берлин - Владивосток/Находка через Варшаву, Минск, Москву и Екатеринбург. Состоит Транссиб из основных железнодорожного (TSR) и автомобильного ^А) маршрутов, соединяющих Красное (граница с Белоруссией) с Владивостоком либо Находкой, ответвлений от основных маршрутов, а также внутренних водных путей (TSW): реки Иртыш, Обь, Енисей, Лена и Амур.
ЛИТЕРАТУРА
Для развития МТК «Восток-Запад» и Транссибирской магистрали российской стороной поставлены задачи:
- увеличение скорости перевозки грузов по данному маршруту, для чего ведутся работы по модернизации имеющихся и строительству новых тоннелей, мостов и портов Балтийского, Черного и Азовского морей, сортировочных станций, электрофикации направлений Транссиба, развитию технологий контейнерных перевозок, внедрению технологии блок-поездов, созданию мощной транспортно-логистиче-ской инфраструктуры вдоль коридора, формированию и развитию системы информационных коммуникаций;
- развитие международных транспортных коридоров «Приморье-1», «Приморье-2», что создаст предпосылки для налаживания устойчивых связей между европейскими странами и странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
- организация выхода грузов с Транскорейской магистрали на Транссиб (через пограничный переход Хасан -Туманган), что позволит создать прямое сообщение между Россией и Корейской Республикой и самый короткий транзитный коридор «Азия - Европа - Азия».
Также обсуждаются вопросы по обустройству международного транспортного коридора «Европа-Западный Китай» (другое название трассы «Меридиан»), который проходит по территории России, Казахстана и КНР. Предполагается, что на территории РФ проект будет завершен в 2019 году. В России это будет первая частная автомобильная трасса, проезд по ней будет платным. Реализация данного автомобильного маршрута даст импульс к экономическому росту Поволжья и Урала за счет организации экономического взаимодействия с центральными районами Китая [8].
Помимо прочего ведутся многосторонние переговоры о создании других проектов, например, в декабре 2018 года в Ташкенте руководителями железнодорожных компаний Узбекистана, России, Казахстана, Афганистана и Пакистана были подписаны документы о создании совместной группы и финансового консорциума по строительству железной дороги «Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар». Данный проект призван связать Евросоюз, Россию, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и государства Юго-Восточной Азии и стать основой нового международного транспортного коридора [9].
Реализация обозначенных выше проектов позволит России нарастить объемы транзита грузов между странами Европы и Азии, увеличить объемы экспорта транспортных услуг, создаст предпосылки для эффективного выхода на внешние рынки российских предприятий. Запланированное в перспективе пересечение данных маршрутов даст возможность организации крупного перевалочного пункта между ними, что в свою очередь позволит данным маршрутам стать основным наземным международным транспортным каналом России для транзита большого объема грузов из Азии в Европу и позволит повысить конкурентоспособность всей транспортной системы страны.
1. Владимир Путин поручил модернизировать астраханский морской порт для развития коридора «Север-Юг» / Единый транспортный портал TRANS.RU. URL: https://trans.ru.
2. Горлов С.М., Тахумова О.В. Международные транспортные операции. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. [Gorlov SM, Takhumova OV. Mezhdunarodnye transportnye operatsii. Stavropol': SKFU Publ., 2016. (In Russ).]
3. Железнодорожный хаб в Астрахани примет первые грузы до конца года / Фотоэнциклопедия железнодорожного транспорта. URL: http:// train-photo.ru.
4. Иран рассчитывает получить от России кредит на 3 млрд. Евро на транспортный проект «Север-Юг» / Единый транспортный портал TRANS.RU. URL: https://trans.ru.
5. Коридор «Север - Юг» станет конкурентом Суэцкого канала. Россия строит треугольник с Ираном и Турцией / Око планеты. URL: https:// oko-planet.su.
6. Лебедева М.М. Новые транснациональные акторы и изменения политической системы мира // Космополис. 2003. № 3. C. 28-38. [Lebedeva MM. Novye transnatsional'nye aktory i izmeneniya politicheskoisistemy mira. Kosmopolis. 2003;(3):28-38. (in Russ).]
7. Транспортный коридор «Восток-Запад» / Логистика в России. URL: http:www.logirus.ru.
8. Трасса «Меридиан» позволит создать между Россией и КНР «промышленную ось» / Единый транспортный портал TRANS.RU. URL: https:// trans.ru.
9. Узбекистан, Россия и партнеры создадут консорциум по строительству железной дороги в Афганистане / Единый транспортный портал TRANS.RU. URL: https://trans.ru.
10. Pynnoniemi K. Ten-year anniversary of the Russian international transport corridors - what lies ahead? Baltic Rim Economies. 2010 Feb.
Поступила в редакцию 17.06.2019 После доработки 02.07.2019