Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТЕПЕНИ ИНТЕГРИРОВАННОСТИ КИТАЙСКИХ КОМПАНИЙ В ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

АНАЛИЗ СТЕПЕНИ ИНТЕГРИРОВАННОСТИ КИТАЙСКИХ КОМПАНИЙ В ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
298
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Центральная Азия / развитие транспорта / инвестиции / China / Central Asia / transport development / investments
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТЕПЕНИ ИНТЕГРИРОВАННОСТИ КИТАЙСКИХ КОМПАНИЙ В ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

Семенова Н.К?

к.полит.н., с.н.с. Института востоковедения РАН

Аристова Л.Б.2

к.э.н., с.н.с. Института востоковедения РАН

АНАЛИЗ СТЕПЕНИ ИНТЕГРИРОВАННОСТИ КИТАЙСКИХ КОМПАНИЙ В ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Ключевые слова: Китай, Центральная Азия, развитие транспорта, инвестиции.

Keywords: China, Central Asia, transport development, investments.

Исторически Центральная Азия была важным центром древнего Шелкового пути и в настоящее время она является важной частью инициативы «Один пояс, один путь». С тех пор как президент Си Цзиньпин конце 2013 г. объявил об этой инициативе в Астане (Казахстан), инвестиции Китая в добывающую и транспортную отрасли в Центральной Азии значительно увеличились.

По состоянию на 2019 г. в рамках инициативы «Один пояс, один путь» насчитывается 261 проект в Центральной Азии, но они неравномерно распределены в разных странах, из них 102 проекта находятся в Казахстане и 26 проектов в Туркменистане.

Наиболее ярко проявляющаяся в ОПОП цель Пекина - создание транспортных сетей, которые могут поддержать китайские экспортные потоки. Китай рассматривает это как долгосрочный проект, который поможет в ближайшие годы развивать самые западные регионы Китая, связав их сетью подъездных путей и дорог с ключевыми мировыми рынками.

Существует дефицит находящейся в открытом доступе информации, связанной с китайскими инвестициями как на уровне экономики в целом, так и на уровне компаний. На данный момент нет надежных свидетельств экономической рентабельности китайских инвестиций в регионе, однако КНР может оценивать их устойчивость, исходя из других аспектов и критериев, таких как доступ к природным ресурсам, рабочие места, преимущества военного характера и в сфере безопасности, политическое сотрудничество и т.п.3 Как сообщается, Китай не беспокоится о краткосрочной прибыли и ожидает потерять до 30% своих инвестиций в Центральной Азии4.

К тому же для увеличения пропускной способности сухопутных транспортных коридоров по оси КНР - ЦА -ЕС, повышения их конкурентоспособности по сравнению с морскими маршрутами не требуются мегапроекты. Необходима точечная расшивка «узких» мест транспортной инфраструктуры, требующая ограниченных капиталовложений5, а именно: строительство дополнительных железнодорожных путей, электрификация участков железной дороги, обновление и модернизация тяговой силы, специализированный подвижной состав и инфраструктура пограничных переходов и т.п.

Взаимосвязь транспортной инфраструктуры - одно из ключевых направлений экономического сотрудничества между Китаем и странами «Пояса и Пути». Общий объем китайских инвестиций и контрактов в Казахстане в рамках инициативы ОПОП (2013-2020 гг.) составил 18,69 млрд. долл. Более половины от этой суммы (9,53 млрд. долл.) были направлены в сектор энергетики, 3,81 млрд. долл. - в транспортный сектор, 2,65 млрд. долл. - в химическую промышленность и 1,91 млрд. долл. - в металлургию6.

Объем китайских инвестиций занимает 33% от общего объема прямых вложений в Кыргызстан7. В 2019 г. в Кыргызстане действовало около 400 китайских компаний и 170 китайско-киргизских совместных предприя-

1 Область научных интересов: Китай, интеграция в рамках ШОС, Центральная Азия, политические аспекты энергетического и транспортного сотрудничества. E-mail: semenovanelli-2011@mail.ru

2 Область научных интересов: интеграционные проекты в Центральной Азии.

3 Taliga H. Initiative «One Way - One Way» in Central Asia. - P. 19. - https://www.ituc-csi.org/IMG/pdf/belt_and_road_initiative_ in_central_asia.pdf

4 Iff, Ж^Ш. —Ф—S&" (2017) [Ван Хуэй и Цзя Вэньцзюань. Зарубежные СМИ следят за «Инициативой пояса и пути»]. - https://books.google.ru/books?id=y0cEEAAAQBAJ&pg=PA256&lpg= PA256&dq=^BSi+#f^^Ä30%25fiWMföS &source=bl&ots=1qOq9yxcoH&sig=ACfU3U2R9GHqVqmCIeDRULAbTA0TF5Ee7g&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwitoezT2_fzAhXStYs KHWtwAX4Q6AF6BAgMEAM#v=onepage&q= ФНШ+ШЯ^й&30%25 tt^Mfög&f=false

5 Lobyrev V., Tikhomirov A., Tsukarev T., Vinokurov E. Belt and Road Transport Corridors: Barriers and Investments. - Saint Petersburg: EDB Centre for Integration Studies, 2018. - P. 44. - https://eabr.org/upload/iblock/245/EDB-Centre_2018_Report-50_Transport-Corridors_Barriers-and-Investments_ENG.pdf

6 Taliga H. Initiative «One Way - One Way» in Central Asia. - P. 11. - https://www.ituc-csi.org/IMG/pdf/belt_and_road_initiative_ in_central_asia.pdf

7 33 процента прямых инвестиций в Кыргызстан привлекают из Китая. - https://24.kg/ekonomika/143108_33protsenta_ pryamyih_investitsiy_vkyirgyizstan_privlekayut_izkitaya/

тий1. Китайские инвестиции и контракты в Кыргызстане с 2013 г. оцениваются в 4,34 млрд. долл. (табл. 2,5 млрд. долл. были направлены в сектор энергетики, 1,69 млрд. долл. - в транспортный сектор и 150 металлургию2.

Основные инвестиции КНР в Центральной Азии 2005-2021 гг.

Год Инвестор, KIIP Размер доли, % Сумма млн долл. США Сторона сделки, государство 11А Сектор

2005 Китайская национальная нефтегазовая корпорация. (CNPC) 67 4200 ПетроКазахстан Инк., РК Энергия

2006 Международная китайская инвестиционная корпорация по управлению имуществом (СГГ1С) * 1910 Nations Energy Company Ltd., РК Энергия

2008 Xin Jiang Guang Hui Industry Investment Gioup Co Ltd 49 250 TOO Тарбагатай Мунай, РК Энергия

2009 Ки тайская национальная нефтегазовая корпорация. (CNl'C) * 2600 АО НК «КазМунайГаз», РК Энергия

2009 Китайская инвестиционная корпорация (CIC) 11 940 АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз. РК Энергия

2010 Jinchuan Group Со... l td. 49 120 ТОО «Корпорация „Казахмыс"», РК Металлы

2010 Baiyin Non ferrous Group Co., Ltd., C1TIC, Chang Xin Asset Management Corp l.td 60 190 Компания Ox us Gold pic., РУ Металлы

2010 Jinsheng Trading Co., Ltd. 100 100 РУ Другой

2010 Международная китайская инвестиционная корпорация по управлению имуществом (CITIC) * 150 АО ПК «КазМунайГаз», РК Транспорт

2012 Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) * 500 АО НК «КазМунайГаз», РК Энергия

2012 China National Building Material Co., Ltd. (CNBM) * 300 Таджикская алюминиевая компания, РТ Недвиж-ть

2013 Китайская национальная нефтегазовая корпорация. (CNPC) 8 5300 АО НК «КазМунайГаз», РК Энергия

2014 Geo-Jadc Petroleum Corporation 95 530 АО «Матсн Петролеум», РК Энергия

2014 Китайская нефтяная и химическая корпорация (Sinopec Corp) 50 1090 Caspian Investment Resources Ltd., РК Энергия

2014 Shaanxi Coal and Chemical Industry Group Co., Ltd 100 430 КР Энергия

2014 Jiangsu Rongshcng Heavy Industries Co Ltd 60 280 New Continental Oil & Gas Co., Ltd., KP Энергия

2014 Китайская национальная нефтегазовая корпорация. (CNPC) 100 600 T Энергия

2015 Zijin Mining Group Co., Ltd 60 150 ОАО «Кыргыз Алтын», КР Металлы

2015 Geo-Jadc Petroleum Corporation 100 350 АО «КоЖаН» (K07.N), РК Энергия

2015 Geo-Jade Petroleum Corporation 100 120 Caspian Nature Resources, РК Энергия

2015 China General Nuclear Power Corporation (CGN) 49 130 РК Энергия

2016 China Energy Engineering Corporation (CEEC). 70 180 Kazakhstan Darnak Co., Ltd., PK Нсдвиж-ть

2017 Международная китайская инвестиционная корпорация по управлению имуществом (CITIC) 60 110 llalyk Bank, PK Финансы

2017 Ки тайская национальная нефтегазовая корпорация, (CNPC) 50 190 AO «Узбекнефгегаз», РУ Энергия

2017 Mingyuan Silu Industry со. lid 100 110 РУ Недвиж-ть

2018 Jiangsu Hcngyuan Machinc Manufacturing Co Ltd 100 200 РУ Нсдвиж-ть

2018 Qifeng New Material Co Ltd 100 160 РК Другой

2019 China General Technology (Group) Holding Co., Ltd 51 560 АО «Группа компаний Ашнор», РК Транспорт

2019 Anhui Conch Cement Co Ltd * 140 РУ Нсдвиж-ть

2019 lluaxin Cement Co., Ltd. 100 150 РУ Недвиж-ть

2021 China General Nuclear Power Corporation (CGN) 49 440 АО «НЛК "Казатомпром"», РК Энергия

Источник: The American Enterprise Institute, Hie Heritage Foundation.

Обозначения: РК - Республика Казахстан; РУ - Республика Узбекистан; КР - Киргизская Республика; РТ - Республика Таджикистан; Т - Туркменистан; *- нет данных.

1 Кузьмина Е. Борьба за инвестиции и серый импорт: отношения Кыргызстана и Китая. - https://eurasia.expert/investitsii-i-seryy-import-otnosheniya-kyrgyzstana-i-kitaya/

2 China Global Investment Tracker. URL: https://www.aei.org/china-global-investment-tracker/

1), из которых млн. долл. - в

Таблица 1

Из-за растущих политических волнений и эскалации вызовов для ведения своей деятельности китайские инвестиции в Кыргызстан в последние годы существенно снизились1.

По данным Монитора китайских инвестиций в мире (табл. 1), единственной китайской инвестицией в Таджикистане со времени объявления инициативы ОПОП являются 540 млн. долл., вложенные в металлургический сектор (в 2019 г.). Некоторые местные источники информации общий объем китайских инвестиций в Таджикистане оценивают в 2,03 млрд. долл. (по состоянию на апрель 2019 года)2. Большинство этих инвестиций направлены в энергетику, текстильную промышленность, рудники и карьеры, сельское хозяйство и нефтепереработку.

По данным Монитора китайских инвестиций в мире, китайские инвестиции и контракты в Узбекистане за период с 2013 по 2020 гг. составили в целом 2,24 млрд. долл. (табл. 1), в том числе 720 млн. долл. было вложено в недвижимость, 560 млн. долл. - в транспорт, 440 млн. долл. - в химические отрасли и 340 млн. долл. - в энергетику. Источники в Узбекистане утверждают, что китайские ПИИ за последние три года составили 3,9 млрд. долл.3, и правительство нацелено на повышение ежегодных инвестиций со стороны КНР до 5 млрд. долл. к 2025 г.4

Страны Центральной Азии сформулировали свои собственные планы развития транспортной инфраструктуры, которые соответствуют китайской инициативе развития дорожных соединений «Один пояс, один путь». Например, Казахстан сформулировал «Стратегический план развития Казахстана до 2020 года»5, в котором запланированы инвестиции 20 млрд. долл. США в сферу транспортной инфраструктуры.

Инициатива ОПОП согласуется также с государственной программой «Нурлы Жол» («Светлый путь»)6 - крупной инфраструктурной программой, разработанной для устранения существующих инфраструктурных ограничений и узких мест в логистике, которая позволит Казахстану стать трансконтинентальным транспортным коридором. Программа финансируется Национальным фондом Казахстана, дополняется соглашениями о партнерстве с международными финансовыми институтами и продвигается на принципах углубления политической координации в рамках реализации стратегии развития, которые были ратифицированы в рамках Плана сотрудничества по сопряжению строительства экономического пояса Шелкового пути и экономической политики «Нурлы Жол» в 2016 г.7 В рамках программы «Нурлы Жол» Казахстан вложил в транспортную инфраструктуру около 30 млрд. долл. за последние десять лет. Введено в эксплуатацию и отремонтировано более 5 тыс. км железных дорог, введено в эксплуатацию около 24 тыс. км автомобильных дорог8. За последние 10 лет Китай инвестировал в ремонт автомобильных дорог Казахстана более 129 млн. долл. Формирование совместной транспортно-логистической инфраструктуры в рамках этих проектов позволило Казахстану не только более эффективно реализовать свой транзитный потенциал, но и осуществить выход к Тихому океану9. В соответствии со стратегией «Казахстан 2050»10 по расширению присутствия страны в ключевых логистических центрах других стран, в порту Ляньюньган на восточном побережье Китая был создан терминал, который связан с Казахстаном и рядом крупных китайских портов автомобильными и железнодорожными коридорами. В настоящее время китайский транзит через Казахстан невелик, поскольку основная часть импорта из Китая в Европейский Союз идет по южному морскому пути. Расчеты показывают, что только 1% грузов из Китая в Европу использует наземный маршрут, что составляет около 7 млрд. долл. (из общего количества около 697 млрд. долл.)11.

За последние 5 лет в Казахстане, в рамках сотрудничества «Один пояс - один путь» были введены в эксплуатацию несколько крупных инфраструктурных проектов, в том числе китайско-казахстанская база логистического сотрудничества Ляньюньган12; сухой порт Хоргос-Восточные ворота13; каспийский северный терминал порта Ак-

1 Kyrgyzstan: Authorities wake up to business climate blues. - https://eurasianet.org/kyrgyzstan-authorities-wake-up-to-business-climate-blues

2 Китай от экономической экспансии в Таджикистане переходит к военно-политической? - https://knews.kg/2019/08/16/kitaj-ot-ekonomicheskoj-ekspansii-v-tadzhikistane-perehodit-k-voenno-politicheskoj/

3 Год испытаний. Как Узбекистан и Китай выстраивают торгово-экономические отношения во время пандемии. - https://pod robno.uz/cat/uzbekistan-i-kitay-klyuchi-ot-budushchego/god-ispytaniy-kak-uzbekistan-i-kitay-vystraivayut-torgovo-ekonomicheskie-otnoshe niya-vo-vremya-pande/

4 Узбекистан намерен довести ежегодный объем привлекаемых китайских инвестиций до $5 млрд. - https://podrobno.uz/cat/ uzbekistan-i-kitay-klyuchi-ot-budushchego/uzbekistan-nameren-dovesti-ezhegodnyy-obem-privlekaemykh-kitayskikh-investitsiy-do-5-mlrd-/

5 О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года. - https://adilet.zan.kz/rus/docs/U100000922_

6 Logistics and Transport Competitiveness in Kazakhstan. - https://unece.org/DAM/trans/publications/Report_-_Kazakhstan_as_a_ transport_logistics_centre_Europe-Asia.pdf; Удербаева Б.А. Китайская инициатива «Пояс, путь» и казахстанский проект «Нурлы жол» (Светлый путь): политические и правовые аспекты взаимодействия // Вестник Кыргызской государственной юридической академии. 2019. - № 3. - С. 6-12.

7 О подписании Плана сотрудничества по сопряжению Новой экономической политики «Нурлы Жол» и строительства «Экономического пояса Шелкового пути» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 518. - https://adilet.zan.kz/rus/ docs/P1600000518/info

8 [Войти в Казахстан по «Светлому пути»]. - http://shanghaibiz.sh-itc.net/article/dwtz/ dwtzhwsc/202107/1517013_1.html

9 В порту Ляньюньган (Китай) началось строительство казахстанского логистического терминала. - https://portnews.ru/news/ 180627/

10 Стратегия «Казахстан-2050». - https://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs

11 Logistics and Transport Competitiveness in Kazakhstan. - https://unece.org/DAM/trans/publications/Report_-_Kazakhstan_as_a_ transport_logistics_centre_Europe-Asia.pdf

12 [База логистического сотрудничества Китай-Казахстан (Ляньюньган)]. - https://baike.baidu. com/item/ф^ {Ш^Ш)Шй^ШШ/16855606

13 СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота». - http://www.sezkhorgos.kz/

тау1; железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран2, протяженностью 900 км; международный транспортный коридор «Шуанси роуд»3 и др.

Для контейнеров, перевозимых как через Алашанькоу, так и через Хоргос по железной дороге через Центральную Азию, Китай предоставляет огромные субсидии - иногда до 40 процентов от стоимости - для снижения транспортных расходов, так что железнодорожные перевозки столь же конкурентоспособны, как и судоходство4. Хотя наземные перевозки сокращают время доставки контейнеров вдвое по сравнению с морскими маршрутами, железнодорожные перевозки в настоящее время экономически невыгодны без субсидий правительства Китая.

В Таджикистане китайскими компаниями были реализованы многочисленные крупномасштабные инфраструктурные проекты, связанные со строительством автомобильных дорог, туннелей, линий электропередач, подстанций. В частности, компания China Road and Bridge Corporation (CRBC) реконструировала: дорогу Душанбе-Чанак (410 км) с использованием китайского кредита в размере около 300 млн. долл., автодорогу Душанбе-Вахдат-Дангара-Куляб, центральную протокольную дорогу столицы Таджикистана, автодорогу Душанбе-Турсунзаде до границы Узбекистана. Этой же компанией были возведены автомобильные тоннели Шахристон, Дусти (Майхура), Хатлон (Чормагзак) и Озоди (Шар-Шар), а также тоннели и мосты на железной дороге Душанбе-Вахдат-Яван-Курган-Тюбе5. Железнодорожный проект «Вахдат-Яван» (Вая)6 - первый проект, осуществленный China Railway Construction в Таджикистане.

Железнодорожная корпорация China Railway Group Limited7 завершила реализацию проекта по реконструкции автодороги Канибадам-Патар. Национальная нефтегазовая корпорация Китая (CNPC) совместно с Таджиктрансгазом (СП «Trans-Tajik Gas Pipeline Company Ltd») занимается строительством четвёртой ветки (ветка D) газопровода -Центральная Азия-Китай8.

Компания China National Water Resources & Hydropower Engineering (Sinohydro)9 за счет предоставленных Азиатском банком развития 177 млн. долл. реконструировала автодорогу Душанбе-Рашт-Джиргаталь-граница Кыргызстана. Другая китайская компания - «Цзянчань Бейсинг» - реабилитировала 113-километровую автодорогу Айни -Пенджикент - граница с Узбекистаном (на средства гранта АБР - 100 млн. долл., кредита фонда ОПЕК - 14 млн. долл. и бюджета правительства Таджикистана - 1,3 млн. долл.)10.

В настоящее время компания China Road and Bridge Corporation (CRBC)11 занимается предварительными работами по строительству участка дороги Калаи Хумб - Вандж - Рушан (Горный Бадахшан), протяжённостью 92,3 км. Для реконструкции данного участка Китай предоставил безвозмездную помощь в размере 230 млн. долл.12

На строительство Хатлонского тоннеля средства Таджикистан получил средства от КНР в качестве кредита. Генеральным подрядчиком проекта являлся китайская China Road and Bridge Corporation (CRBC)13. Общая стоимость проекта составила 68 млн. долл. Тоннель был официально сдан в эксплуатацию в ноябре 2013 г. Строительство тоннеля являлось частью крупного проекта по реконструкции автомобильной дороги «Душанбе - Вахдат - Дангара».

В настоящее время реализуются 1 и 2 фаза проекта «Реконструкция автодороги Душанбе - Бохтар». Подрядчиком проекта на первом этапе является китайская компания «Синьцзян Бейсин», а международным консультантом -германская компания «КОКС». На реконструкцию этого участка выделено 96,3 млн. долл.14

В октябре 2021 г. Таджикистан получил грант от КНР размером 125 млн. долл. на модернизацию ключевой автомагистрали 80-км участка шоссе вдоль афганской границы в горах Памира от Калаи-Хумба до Ванджа с предвари-

1 Актауский Морской Северный Терминал. - http://www.amnt.kz/

2 [Открытие железнодорожной линии Иран-Туркменистан-Казахстан]. -https://www.trt.net.tr/chinese/guo-ji/2014/12/04/yi-lang-tu-ku-man-si-tan-ha-sa-ke-si-tan-tie-lu-xian-kai-tong-137091

3"МШ/Ш"^ШМШ [Шоссе Шуанси проходит через Китай в Европу и достигает максимальной

скорости]. - http://www.xinhuanet.com/local/2018-09/27/c_1123493261.htm

4 Yang J. Silk Road Subsidies Undermine Rail Link // South China Morning Post. 2014. - December 8. - http://www.scmp.com/ business/economy/article/1657286/silk-road-subsidies-undermine-rail-link; Stronski P., Ng N. Cooperation and Competition: Russia and China in Central Asia, the Russian Far East, and the Arctic. - https://carnegieendowment.org/2018/02/28/cooperation-and-competition-russia-and-china-in-central-asia-russian-far-east-and-arctic-pub-75673

5 Ресурсы и объекты: насколько Китай углубился в Таджикистан? - https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/politics/ 20200111/resursi-i-obekti-naskolko-kitai-uglubilsya-v-tadzhikistan?tg_rhash=59df260525b319

6 ШЖЖШШ [Железная дорога «Вахдат-Яван»]. - https://baike.baidu.com/item/KM^^/17602077

7 China Railway Group Limited. - https://asia.nikkei.com/Companies/China-Railway-Group-Ltd

8 China National Petroleum Corporation. - https://www.cnpc.com.cn/ru/

9 China National Water Resources & Hydropower Engineering (Sinohydro). - https://www.hydropower.org/our-members/power

china

10 Журналистам показали отремонтированную дорогу Айни-Пенджикент. - https://tj.sputniknews.ru/20151019/1017162651.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

html

11 China Road and Bridge Corporation (CRBC). - https://www.crbc.com/site/crbcEN/index.html

12 Ресурсы и объекты: насколько Китай углубился в Таджикистан? - https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/politics/ 20200111/resursi-i-obekti-naskolko-kitai-uglubilsya-v-tadzhikistan?tg_rhash=59df260525b319https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/politi cs/20200111/resursi-i-obekti-naskolko-kitai-uglubilsya-v-tadzhikistan?tg_rhash=59df260525b319

13 China Road and Bridge Corporatio. - https://www.crbc.com/site/crbcEN/index.html

14 Строительство автодороги Душанбе-Бохтар застопорилось. Китайские рабочие не приехали, местные не справляются. -https://www.asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/economic/20200716/sroki-sdachi-1-i-fazi-avtodorogi-dushanbe-bohtar-pridetsya-otlozhit-kitai skie-spetsialisti-zaderzhivayutsya

тельными размером вложений с китайской стороны в 204 млн. долл.1 Грант по сути является субсидией китайским компаниям т.к. именно они являются подрядчиками, предоставляют строительные материалы и рабочую силу. И в конечном итоге именно китайские грузовые компании получат большую выгоду от завершения транспамирского маршрута.

Транспорт в Узбекистане переживает революцию, при этом во всех основных транспортных секторах осуществляются значительные инвестиции.

В мае 2017 г. был подписан «Меморандум о взаимопонимании по укреплению сотрудничества в инфраструктурном строительстве» между Министерством торговли Китайской Народной Республики и Государственной инвестиционной комиссией Республики Узбекистан2 и «Соглашение о международных автомобильных перевозках между правительствами Китая и Узбекистана»3 для совместного создания системы транспортной сети Китай-Центральная Азия.

Железная дорога Ангрен - Пап (123 км) является одним из самых сложных инфраструктурных проектов, которые были реализованы за последние в постсоветских странах. Строительство железной дороги началось в 2013 г. Проект стоимостью почти 2 млрд. долл. был осуществлен с помощью китайских подрядчиков. Этот путь - один из элементов планируемого транзитного коридора Китай - Киргизия - Узбекистан - Европа.

В 2013-2016 гг. китайская группа компаний по строительству ж/д тоннелей China Railway Tunnel Group Co., Ltd. построила Камчикский тоннель (19,2 км)4, - ключевой проект на участке железной дороги Ангрен - Пап. Стоимость проекта составила 1,46 млрд. долл.5

Перечень перспективных проектов узбекско-китайского сотрудничества в транспортной сфере включает дальнейшее развитие транспортного коридора Узбекистан-Кыргызстан-Китай, строительство железных дорог, создание логистических центров на маршруте Андижан-Ош-Иркештам-Кашгар и строительство Камчикского автомобильного тоннеля6. Узбекистан играет важную роль в транзите газа из Туркменистана в Китай. В добавление к действующему газопроводу через Казахстан есть планы строительства нового отрезка газопровода из Туркменистана в Китай протяженностью 210 км нитки D.

Китай проявляет определенную активность в формировании современной логистической и транспортной инфраструктуры в Кыргызстане. К 2019 г. Китай предоставил Кыргызстану кредитов на сумму около 1,69 млрд. долл. на транспортные проекты. Пекин уже реализовал такие крупные инфраструктурные проекты, как реконструкция автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт-Кашгар7, связывающей Кыргызстан с Китаем (общая сумма инвестиций - 600 млн. долл.) и строительство автодороги Север-Юг8 - основные международные автотранспортные (транзитные) коридоры в направлении Китая. За счет китайских инвестиций ведется строительство крупнейших инфраструктурных проектов, не имеющих аналогов в истории Кыргызстана: туннеля и двух эстакадных мостов.

Бишкек-Нарын-Торугарт-Кашгар9 является самой важной из двух основных трасс, связывающих Кыргызстан с Китаем. Через Каракумское шоссе перспектива выхода в Пакистан и порты Индийского океана.

Автомагистраль - Бишкек-Жалалабад-Ош (Север-Юг) является приоритетом для Кыргызстана, т.к. она способна улучшить транспортное сообщение между двумя основными регионами - Бишкеком и Ошем, и стать частью более протяженного транзитного коридора из Таджикистана в Россию через Кыргызстан и Казахстан10. Одним из подрядчиков является China Road and Bridge Corporation. Стоимость проекта оценена в 850 млн. долл. В финансировании участвуют три банка: Эксимбанк Китая, Евразийский банк развития и Азиатский банк развития11.

1 Tajikistan accepts $125m from China for road, less than expected. - https://eurasianet.org/tajikistan-accepts-125m-from-china-for-road-less-than-expected

2 [Министр торговли и председатель Государственной инвестиционной комиссии Узбекистана Ахмед Хазаев подписали документ о сотрудничестве в области гидроэнергетики, инфраструктуры и малого и среднего бизнеса]. - http://www.gov.cn/xinwen/2017-05/12/content_5193256.htm

3 [Соглашение о международных автомобильных перевозках между Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Республики Узбекистан]. - http://treaty.mfa.gov. cn/tykfiles/20210712/1626077979652.pdf

4 ФЯ^ЙШШЖЙЙФ^ХЯЛЙЙЖ^^ЙЙ—[Завершение строительства туннеля Камчик будет способствовать развитию сотрудничества Китая и Узбекистана в области транспортной инфраструктуры]. - https://www.imsilkroad.com/ news/p/422.html; ШМЖ. [Се Яхун. «Китайские технологии» открывают самый длинный туннель в Центральной Азии]. - http://scitech.people.com.cn/GB/n1/2016/0229/c1007-28157498.html

5 [Экономический коридор Китай-Центральная Азия-Западная Азия]. - https://baike.baidu. com/item/фД- ФМ-ЙМ^^Й№/24618319

6 Dadabaev T., Djalilova N. Connectivity, energy, and transportation in Uzbekistan's strategy vis-à-vis Russia, China, South Korea, and Japan // Asia Europe Journal. 2021. - Vol. 19. - P. 105-127. - https://link.springer.com/article/10.1007/s10308-020-00589-w

7 Бишкек - Нарын - Торугарт. - http://piumotc.kg/ru/bishkek-naryn-torugart/

8 Кузьмина Е. Борьба за инвестиции и серый импорт: отношения Кыргызстана и Китая. - https://eurasia.expert/investitsii-i-seryy-import-otnosheniya-kyrgyzstana-i-kitaya/

9 Бишкек - Нарын - Торугарт. - http://piumotc.kg/ru/bishkek-naryn-torugart/

10 Кыргызстан - страна на пересечении сухопутных транспортных маршрутов древнего Шелкового пути. - https://www. iru.org /ru/Ресурс^I/Новости/kyrgyzstan-strana-na-peresechenii-sukhoputnykh-transportnykh-marshrutov-drevnego-shelkovogo-puti

11 Карта - Финансирование строительства альтернативной дороги Север-Юг в Кыргызстане. - https://stanradar.com/ news/full/10085-karta-finansirovanie-stroitelstva-alternativnoj-dorogi-severjug-v-kyrgyzstane.html

Проект строительства железной дороги по маршруту Китай - Кыргызстан - Узбекистан в перспективе позволит реализовать транзитный потенциал республики, а также соединит Кыргызстан со странами Юго-Восточной и Западной Азии. Но на сегодняшний день Проект не согласован.

Трубопроводный транспорт потенциально выгоден для Кыргызстана: прямые поставки туркменского природного газа в страну, транзитные и налоговые отчисления в бюджет страны, новые рабочие места. В 2019 г. начались подготовительные работы по прокладке газопровода через Алайский и Чон-Алайский районы Ошской области Прокладкой киргизской ветки магистрального газопровода Центральная Азия - Китай занимается SINO-Pipeline International Company Limited1.

В Кыргызстане крупные инвестиции сталкиваются с протестами, которые заканчиваются сворачиванием проектов. Перспективный проект в транспортно-логистической сфере (соглашение между «Нур Строй Монтаж» и компанией One Lead One (HK) Trading Limited о строительстве торгово-логистического центра стоимостью 280 млн. долл. был отменен .

Наиболее яркими образцами сотрудничества Туркменистана и КНР в транспортной сфере является газотранспортные проекты. Газопровод Туркменистан-Китай - один из крупнейших инфраструктурных проектов Центральной Азии и яркий пример инвестиционно-кредитного сотрудничества с КНР. Трубопровод состоит из трех параллельных ниток «А», «B» и «С», протяженностью 1833 км каждая. Газопровод Средняя Азия-Китай начинается в Гедайме на границе Туркменистана и Узбекистана и заканчивается в Хоргосе в районе Синьцзян в Китае. Стоимость газопровода составляет по разным источникам: ветки А и В - от 6,5 млрд. долл. до 11 млрд. долл.3, ветка С - 15,7 млрд. долл.4 188 км трубопровода находятся в Туркменистане. Линии А (запуск 2009 г.) и В (запуск 2010 г.) принадлежат и управляются China National Petroleum Corporation (CNPC). Проект осуществила компания CNPC Exploration and Development5, дочерняя компания CNPC6. Линия C (запуск 2014 г.) принадлежит CNPC на

52%, Baosteel7 (16%), China

NCSSF8 (16%) и China Urban Infrastructure Fund (16%)9. Туркменский участок газопровода был построен «Стройтранс-газом», дочерней компанией «Газпрома», среди других подрядчиков - China Petroleum Pipeline Bureau (CPP)10, China Petroleum Engineering and Construction Corporation (CPECC)11 и Zeromax. В настоящее время все три линии газопровода работают на 100% своей мощности. С момента сдачи газопровода в эксплуатацию существенная часть туркменского газа поставляется в КНР в счет погашения кредита за строительство газопровода.

Также Туркменистан является важным звеном для Китая в реализации транспортного проекта Нового шёлкового пути на предложенных им принципах. Развиваются контейнерные перевозки посредством частично действующего железнодорожного транспортного коридора Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран, позволяющего сократить в два раза время грузоперевозок между Китаем и Ираном12. Компании из КНР активно инвестируют в транспортный сектор экономики. 90% транспортной мощностей железнодорожных магистралей обеспечивается локомотивами, произведёнными в Китае13.

Страны Центральной Азии с готовностью отзываются на подписание соглашений о транспортном сотрудничестве, но эффективность этих соглашений неоднозначна, т.к. не единичны случаи, когда соседи создают друг другу преграды, намеренно не выполняя положения международных и региональных транспортных соглашений.

В соответствии с политикой «Один пояс, один путь», увеличение инвестиций в транспортную инфраструктуру в Центральной Азии способствует реализации региональных межсетевых соединений, а также является важной мерой для содействия «глобальному выходу» китайских предприятий на передачу производственных мощностей и достижение оптимального распределения производственных мощностей. Однако из-за огромного привлеченного капитала и длительного периода окупаемости инвестиций в транспортную инфраструктуру в сочетании со сложной инвестици-

1 SINO-Pipeline International Company Limited. - http://spi.cnpc.com.cn/spien/

2 н^ФИЙЙ ^^^ЖЖЙЖ^ЙФ^^^^Ш [Получив китайские инвестиции, Кыргызстан отменяет проекты сотрудничества с китайскими предприятиями]. - https://www.zaobao.com.sg/realtime/china/story20200226-1032186

3 Туркменистан: китайская долговая ловушка разомкнута. - https://russian.eurasianet.org/туркменистан-китайская-долговая-ловушка-разомкнута; Central Asia-China Gas Pipeline Financing (3666KM). - https://ijglobal.com/data/transaction/18941/central-asia-china-gas-pipeline-financing-3666km

4 Chinese west-east pipeline secures funding. - http://www.oilandgastechnology.net/pipeline-news/chinese-west-east-pipeline-secures-funding

5 CNPC Exploration & Development Co Ltd. - https://www.bloomberg.com/profile/company/CNPCEXZ:CH

6 Central Asia-China Gas Pipeline, Turkmenistan to China. URL: https://www.hydrocarbons-technology.com/projects/centralasiachi

nagasp/

7 Baosteel Group Corporation. - https://www.baosteel.com/group_en/

8 National Council for Social Security Fund. - http://www.ssf.gov.cn/Eng_Introduction/201206/t20120620_5603.html

9 Central Asia-China Gas Pipeline, Turkmenistan to China. - https://www.hydrocarbons-technology.com/projects/centralasiachi

nagasp/

10 China Petroleum Pipeline Bureau. - https://www.cccme.cn/shop/cccme12620/introduction.aspx

11 China Petroleum Engineering and Construction Corporation. - http://cpecc.cnpc.com.cn/cpeccen/

12 Туркменистан и Китай довели объём товарооборота до 10 миллиардов долларов. - https://sng.today/ashkhabad/6044-turkmenistan-i-kitay-doveli-obem-tovarooborota-do-10-milliardov-dollarov.html

13 Туркменистан и Китай сообща возрождают Великий Шелковый путь. - https://niros.ru/obschestvo/94552-turkmenistan-i-kitay-soobscha-vozrozhdayut-velikiy-shelkovyy-put.html

онной средой в Центральной Азии китайские компании сталкиваются со многими рисками при инвестировании в транспортную инфраструктуру в Центральной Азии.

Однако опыт подобных китайских проектов в соседних странах говорит о том, что китайские специалисты сами обслуживают свои объекты, и основной доход могут составить лишь средства за транзит и землепользование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.