2. Krivosheev V.T. Social'noe gosudarstvo i ego rol' v stanovlenii social'nogo partnerstva. Social'no-gumanitarnye znaniya. Nauchno-obrazova-tel'noe izdanie. 2004; № 3: 112 - 124.
3. Did'e Zhyulia. Filosofskijslovar'. Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2000.
4. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka: Okolo 57000 slov. Moskva: Russkij yazyk, 1986.
5. Belinskij V.G. Polnoe sobranie sochinenij. Moskva, 1954, T. IV: 488 - 489.
6. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya N.I. Pirogova. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Moskva, 1988. T. 2.
7. Suhomlinskij V.A. Rozhdenie grazhdanina. Moskva: Molodaya gvardiya, 1979.
8. Istoriya rossijskogo obrazovaniya v dokumentah i materialah (XI-XVIII vv.). Sostaviteli, avtory predisloviya, vvodnyh statej i primechanij A.N. Ryzhov, M.A. Goncharov. Moskva: Intellekt-Centr, 2012.
9. Ryzhov A.N. Genezis pedagogicheskih ponyatij v Rossii vXI - XX vv. Moskva: MPGU, 2012.
10. Dostoevskij F.M. Iskaniya irazmyshleniya. Moskva, 1983.
11. Smirnov V.Z. Pedagogicheskie idei N.G. Chernyshevskogo i N.A. Dobrolyubova. Moskva: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo Ministerstva prosvescheniya RSFSR, 1957.
Статья поступила в редакцию 16.03.15
УДК 371
Makarchuk Ya.V, Candidate of Pedagogics, senior lecturer, Department of Pedagogy and Teaching Methods in Primary School, Khakass State University n. a. N. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
EFFECTIVE REORGANIZATION OF EDUCATIONAL MICROSYSTEMS - DEVELOPMENT TREND OF MODERN EDUCATION. In the article the analysis of the current situation of the reform of the national system of education based on research and regulations is conducted. Focusing on the "portrait" of a teacher, presented in the Federal state educational standard of higher professional education, the author actualizes the idea of the necessity of improving the preparation of future teachers, increasing their information culture and content of the educational environment new motivating factors. The article emphasizes the need for innovative restructuring of all Microsystems in the educational process, some new elements of the reorganization of the educational activity. The requirements from the education after the change of the Federal educational standard includes a new level and quality in training teachers. The author states that under conditions of new standards the "new" school will need "new" teachers and pedagogues, who takes into account the modern context of new targets of federal ministry of educaiton.
Key words: modern education, educational Microsystems, innovation, innovative activity.
Я.В. Макарчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail: [email protected]
ЭФФЕКТИВНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИКРОСИСТЕМ -ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье проведён анализ современной ситуации реформирования отечественной системы образования с опорой на научные исследования и нормативные документы. Акцентируя внимание на «портрете» учителя, представленном в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, автор актуализирует мысль о необходимости совершенствования подготовки будущих педагогов, повышения их информационной культуры и наполнения образовательной среды новыми «побуждающими» факторами. В статье подчёркивается необходимость инновационной перестройки всех микросистем образовательного процесса, предлагаются некоторые новые элементы реорганизации учебно-воспитательной деятельности.
Ключевые слова: современное образование, образовательные микросистемы, инновация, инновационная деятельность.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года образованию предписывается роль ведущего фактора превращения России в одну из развитых цивилизаций мира. В этом контексте современному обществу необходимы новые личности, обладающие социально-значимыми качествами. Социально-значимые качества личности невозможно передать как информацию, так как они взращиваются только личностью, обладающей такими качествами. Воспитать гражданина, патриота, Человека, создать основу для его успешной социализации в стремительно меняющемся мире способен только учитель, обладающий этими качествами и, более того, постоянно приобретающий новые полезные личностные свойства.
Требования к современному педагогу, к его умению относительно быстро перестраиваться в соответствии с возрастающим ускорением развития общества усиливает значение его готовности к инновационной деятельности. В условиях постиндустриального общества образовательные модели приобретают инновационный характер, предполагающие постоянное обновление и развитие образовательной среды [1]. В соответствии с этим нами была предпринята попытка анализа существующей ситуации реформирования системы Российского образования и выделение проблем эффективной перестройки современной школы.
Следует отметить, что одной из причин введения Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования явилась прямая зависимость его от перестройки содержания общего образования, которое отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Изменение требований к общему образованию порождает изменение требований к уровню и качеству подготовки учителя. Для «новой» школы необходим «новый» педагог, готовый строить процесс образования в контексте современных требований. «В определении миссии общего образования, в портрете выпускника, в системе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам, к структуре программ, прежде всего, к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, четко виден новый образ человека и гражданина, который должен быть воспитан, развит и социализирован совместными усилиями школы, семьи и общества. Новый стандарт «человеконаправлен». В нем нет минимума учебного содержания. В нем раскрыты те качества личности, которые важны для общества и находятся в сфере педагогической ответственности» [2, с. 39]. Эта цель напрямую связана с изменениями, которые должны произойти в подготовке современного учителя.
Особенности ФГОС общего образования последнего поколения позволяют создать не только портрет выпускника школы,
но и портрет учителя, способного такого выпускника подготовить. Современный учитель - это:
• патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
• носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе;
• личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций;
• профессионал, владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в образовательной деятельности;
• педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде;
• личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями;
• квалифицированный пользователь ИКТ [3, с. 22].
Исходя из этого, одной из задач высшего педагогического
образования выступает подготовка педагогов-профессионалов, способных обеспечивать опережающую подготовку подрастающего поколения. Это объясняется тем, что у школьников каждый год растет уровень информационной грамотности, поэтому учитель должен опережать информационные запросы учащихся. Отсюда следует также необходимость совершенствования информационной культуры будущего учителя [4].
В современных меняющихся социальных условиях учитель должен уметь:
• соотнести образовательный стандарт с реальной ситуацией развития учащихся и поставить конкретные образовательные цели;
• дать смысловую интерпретацию материала;
• включить учащихся в усвоение данного опыта, помня, что в зависимости от вида опыта могут различаться формы его усвоения - восприятие, переживание, собственное создание;
• постоянное совершенствование методики на основе собственного развивающегося опыта и др. [5, с. 51].
Но, несмотря на все положительные формулировки Стандарта, образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования продолжают готовить будущего педагога в свете уже накопленного опыта, устоявшихся традиций образования. В Стандартах высшего и общего образования по-прежнему не просматривается единая стержневая линия необходимости перестройки системы образования, хотя переход к компетентностному подходу - уже первый большой шаг к реформированию в соответствии с признанием существования «нового ученика», необходимости создания «новой школы», а отсюда -подготовки «нового учителя» для этой «новой школы».
В связи с этим согласимся с утверждением М. Эпштейна, который указывает на шанс в момент еще только зарождения новой эпохи («нано-эпохи») попробовать, «зацепившись» за передовую науку, производство, экономику, поднять на новый уровень все наше образование (и первым делом - образование учителей) [6]. Таким образом, ученый высказывает идею о переходе педагогики на «нано-уровень»: «Изменение образования, также как изменение современного производства, требует иных взглядов, иных процессов, иных технологий...» [6].
Но для того, чтобы современная образовательная система смогла перейти на этот новый уровень, необходим отход от некоторых существующих традиций образования, а прежде всего, необходимо понимание механизмов отказа или совершенствования этих традиций для более «безболезненной» перестройки системы. Рассмотрим некоторые из них.
Исследования доказывают, что для поведения ребёнка, складывающегося между 3 и 13 годами и направленного на достижение, необходима насыщенность образовательной среды побуждающими факторами. Согласимся с Е.Б. Куркиным, что «система «класс и урок» не содержит достаточных побуждающих факторов в силу своей инертности и статичности» [7].
Несмотря на положительные тенденции, по сей день в общеобразовательной школе преобладает постоянное повторение, заучивание, на что тратится большое количество времени, сил, и часто не приносит желаемого результата в обучении, так как у школьника не формируется личностная мотивация, личностная значимость получаемых знаний.
Становится очевидным, что «ситуация в школе в немалой степени детерминируется пониманием необходимости совер-
шенствования воспитательного процесса, приоритетным становится обеспечение самоопределения личности ребенка, создание условий для его самоактуализации» [8, с. 156].
В последнее десятилетие учёными рассмотрены различные аспекты реформирования системы образования. Постепенное развитие инновационных процессов в системе образования раскрыты в работах О.В. Акуловой, В.В. Зинченко, Н.М. Квасни-ковой, О.Ф. Латыпова, В.М. Никитина, Е.П. Павловой, С.Б. Ска-товой. Теоретические и практические основы формирования и развития исследовательской деятельности учащихся как одного из основных аспектов школьного обучения представлены в трудах Т.В. Кузнецовой, И.М. Павловой, О.Г. Проказовой, Э.Г. Сабировой и др.
В настоящее время объектом нашего изучения является инновационная перестройка всех микросистем образовательного процесса.
Первой микросистемой образовательного процесса является сам ребенок со своими личностными качествами и свойствами, поэтому использование «сильных» методов в процессе обучения (проживание, проигрывание, практико-ориентированность, личностная осмысленность), которые работают на более глубоком уровне, чем информирование, заучивание, тренировка, помогут обратить внимание к внутренней мотивации школьника, сделать приобретение знаний для него более осмысленным. Такие «дорогостоящие» процедуры являются в то же время энергоемкими, так как «однажды заинтересовавшись чем-то - дальше ребёнок во многом уже сам может изучить предмет. Значит, может быть, стоит потратить большие ресурсы на то, чтобы ребенок заинтересовался...» [6].
Используя такие приемы и способы, учитель сможет углубиться в тот микро-уровень, которым и является личность ребенка как субъект образовательного процесса.
Следующим микро-уровнем, который является более широким уровнем, чем сам школьник, выступает форма организации учебно-воспитательного процесса. В этой связи в соответствии с современными социокультурными условиями необходим если не отход от классно-урочной системы, то хотя бы постепенная её перестройка.
Конечно, невозможно единовременно перестроить весь учебно-воспитательный процесс, но элементы реформирования в зависимости от специфики учебного предмета осуществить можно. Например, среди учёных давно уже зреет мысль, что уроки литературы, литературного чтения невозможно проводить в классах, оборудованных стандартными партами. Гораздо эффективнее и осмысленнее будет тот урок, на котором дети смогут расположиться на подушках (банкетках) по кругу (периметру классной комнаты), на котором учащиеся смогут воспроизводить фрагменты литературных произведений на сцене, пробовать себя в качестве артиста, играющего роль, учёного, выступающего за кафедрой и т. д.
На все это не требуется дополнительное время, все формы можно реализовать при изучении каждого произведения. Здесь вступают в силу переживание, проигрывание как «сильные» методы обучения и воспитания. Также известно, что ребенок лучше проникнет во внутренний мир литературного персонажа, если он облачится в элементы костюма соответствующей эпохи (шляпа, трость, жабо и т. д.), ему будет легче прожить мгновение из жизни своего персонажа, понять мотивы его поступков и поведения.
Другим способом реорганизации традиционной классно-урочной системы обучения является проведение уроков в новой обстановке (экскурсии, музейные уроки). В проведённых нами исследованиях доказательно представлено положительное влияние таких нетрадиционных уроков на патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, а также формирование исследовательских умений учащихся [9; 10].
Следующий более широкий уровень организации учебно-воспитательного процесса - соблюдение принципа «обучающего сообщества», то есть сообщества, в котором школьники смогут сами обучаться (обучать себя). Такое сообщество предполагает сменный состав групп, пар обучающихся, которые могут работать в своем индивидуальном темпе, по своей образовательной траектории.
При такой организации групповой и коллективной деятельности следует учитывать признание ценности многообразия, в том числе влияние многообразия коллектива на развитие личности. Это возможно учесть при организации разновозрастных групп, а также при свободном передвижении учащихся в рамках
школы (например, посещение уроков в классах старших ступеней обучения, если школьник чувствует потребность в познании нового более сложного материала). «Новая инфраструктура предметно-познавательной среды школы должна обеспечить активное движение учащихся в реализации индивидуальных и групповых образовательных траекторий. Это специализированные ресурсные центры, отдельные лаборатории, мастерские, студии, учебные кабинеты, комнаты индивидуальных и групповых занятий, форумы для общих сборов и занятий» [7, с. 5]. Такая организация образовательного процесса в микрогруппах будет эффективна при наличии общей цели, которая реализуется в основном в проектной деятельности.
В странах Европы такая более сложная и многофункциональная организация процесса обучения уже давно привела к созданию «Технопарков» и «Бизнес-инкубаторов», которые зарекомендовали себя как инструменты вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. Организация подобных структур призвана преодолеть разрыв, который сложился между образованием, наукой и промышленностью [11].
Библиографический список
Современные веяния и тенденции в области образования не умаляют достоинства того богатейшего опыта, накопленного человечеством в области обучения и воспитания. Задача современной школы - совершенствовать признанные идеи классно-урочной системы Я.А. Коменского, учитывая идеи, положенные в основу создания «сменных» и «сквозных» отрядов А.С. Макаренко, развитие исследовательского метода Б.Е. Райкова, учитывая принцип обучения посредством «делания» Д. Дьюи, совершенствованного в советской педагогике С.Т. Шацким. Наша задача - взять всё лучшее из истории образования, перестроить в соответствии с новыми потребностями общества и отдельного ученика.
Таким образом, анализ существующей ситуации реформирования системы Российского образования позволил выделить проблемы в этом процессе, связанные с организацией и функционированием образовательных микросистем. При этом эти проблемы нуждаются в более тщательном изучении, построении единой педагогической концепции, которая должна найти отражение в создании инновационных площадок на базе общеобразовательных учреждений отдельных регионов.
1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. Агентство образования администрации Красноярского края, Красноярский краевой ин-т повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования. Красноярск: Поликом, 2007.
2. Данилюк А.Я. Принципы модернизации педагогического образования. Педагогика. 20104; 5: 37 - 46.
3. Кондаков А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя. Педагогика. 2010; 5: 18 - 23.
4. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Профессиональная подготовка учителя в условиях становления постиндустриального общества: Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009.
5. Сергеев Н.К. Университетское педагогическое образование в современных условиях. Педагогика. 2011; 10: 47 - 56.
6. Эпштейн М. Какой быть школе в эпоху нано-технологий. Available at: http://www.akvobr.ru/modernizacia_pedagogicheskogo_obrazova-nia_v_usloviah_perehoda_k_fgos.html
7. Куркин Е.Б. Реальный успех - идеология новой школы. Школьные технологии. 2011; 5: 3 - 6.
8. Косова В.В. Исследование эффективности формообразования во внеурочной практике общеобразовательной школы. Вестник Томского государственного университета. 2013; 372: 156 - 162.
9. Макарчук Я.В., Мальчевская М.Л. Использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012; 9: 74 - 87.
10. Рунц Т.Ю., Макарчук Я.В. Школьный музей как средство формирования исследовательских умений у младших школьников. Традиционная культура и современное образование: проблемы, традиции, инновации: материалы Второй международной научно-практической конференции (Абакан, 23-24 октября 2014 г.) Под науч. ред. О.В. Евусяк. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2014: 192 - 196.
11. Евдокимов Ю.К., Салахова А.Ш. «Школьный технопарк» как способ модернизации образования. Школьные технологии. 2011; 1: 51 - 57.
References
1. Adol'f V.A., Il'ina N.F. Innovacionnaya deyatel'nost' pedagoga v processe ego professional'nogo stanovleniya. Agentstvo obrazovaniya administracii Krasnoyarskogo kraya, Krasnoyarskij kraevoj in-t povysheniya kvalifikacii i prof. perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya. Krasnoyarsk: Polikom, 2007.
2. Danilyuk A.Ya. Principy modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya. Pedagogika. 20104; 5: 37 - 46.
3. Kondakov A.M. Federal'nyj gosudarstvennyj standart obschego obrazovaniya i podgotovka uchitelya. Pedagogika. 2010; 5: 18 - 23.
4. Stepanova I.Yu., Adol'f V.A. Professional'naya podgotovka uchitelya v usloviyah stanovleniya postindustrial'nogo obschestva: Krasnoyarsk: KGPU im. V.P. Astaf'eva, 2009.
5. Sergeev N.K. Universitetskoe pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennyh usloviyah. Pedagogika. 2011; 10: 47 - 56.
6. 'Epshtejn M. Kakoj byt' shkole v 'epohu nano-tehnologij. Available at: http://www.akvobr.ru/modernizacia_pedagogicheskogo_obrazova-nia_v_usloviah_perehoda_k_fgos.html
7. Kurkin E.B. Real'nyj uspeh - ideologiya novoj shkoly. Shkol'nye tehnologii. 2011; 5: 3 - 6.
8. Kosova V.V. Issledovanie 'effektivnosti formoobrazovaniya vo vneurochnoj praktike obscheobrazovatel'noj shkoly. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. 2013; 372: 156 - 162.
9. Makarchuk Ya.V., Mal'chevskaya M.L. Ispol'zovanie sredstv muzejnoj pedagogiki v patrioticheskom vospitanii mladshih shkol'nikov. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 9: 74 - 87.
10. Runc T.Yu., Makarchuk Ya.V. Shkol'nyj muzej kak sredstvo formirovaniya issledovatel'skih umenij u mladshih shkol'nikov. Tradicionnaya kul'tura i sovremennoe obrazovanie: problemy, tradicii, innovacii: materialy Vtoroj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Abakan, 23-24 oktyabrya 2014 g.) Pod nauch. red. O.V. Evusyak. Abakan: Izdatel'stvo Hakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova, 2014: 192 - 196.
11. Evdokimov Yu.K., Salahova A.Sh. «Shkol'nyj tehnopark» kak sposob modernizacii obrazovaniya. Shkol'nye tehnologii. 2011; 1: 51 - 57.
Статья поступила в редакцию 26.02.15
УДК 378 ББК 74.58
Muhidinov M. G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Dagestan State Institute of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
POSSIBILITIES OF THE DEVELOPMENT OF COMPONENTS OF PROFESSIONAL WORK OF TEACHER IN COMPUTER STUDIES. This article analyzes the possibilities of development of components of professional work of the teacher of computer science, in terms of modernization of school education. The contents of training of a future teacher for his or her professional work in