Научная статья на тему 'Проблема гражданского воспитания в истории педагогики и образовании'

Проблема гражданского воспитания в истории педагогики и образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / CIVIC EDUCATION / CITIZENSHIP / PATRIOTISM / CIVIL SOCIETY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кужеков А. Ю.

В статье подвергаются анализу вопросы, связанные с гражданским воспитанием индивидов. Аргументируется тезис о том, что важнейшее место в воспитании гражданственности и патриотизма, как и других составляющих базовой культуры личности, отводится системе образования. Исследуется широкий спектр научных позиций по обозначенной проблеме. Отмечается, что проявления «гражданственности» были присущи политическим и общественным деятелям, рядовым гражданам в рамках специфической политической структуры греческих и италийских городов-государств (полисов). Делается акцент на том, что в России само понятие «гражданственность», равно как и «патриотизм», появились лишь в эпоху Просвещения в XVIII веке, когда в качестве основополагающей выдвигалась идея нравственности, идея гражданского служения человека. Демонстрируется и аргументируется авторская точка зрения по изучаемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CIVIC EDUCATION IN THE HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

In this paper issues related to civic education are analyzed. The author provides arguments to prove that an educational system takes the most important place in the teaching of citizenship and patriotism, as well as other components of the basic training of a person. The researcher studies a wide range of scientific views on the designated problem. It is noted that the manifestations of “citizenship” were found in professional and social activity of famous politicians and active leaders, of ordinary citizens within a specific political structure of Greek and Italian city-states (polis). The author emphasizes the fact that in Russia the concept of “citizenship” as well as the concept of “patriotism” appeared only in the Age of Enlightenment in the XVIII century, when as a fundamental idea in the society was an idea of morality and the idea of civil service rights. The research demonstrates the author''s point of view on the studied subject.

Текст научной работы на тему «Проблема гражданского воспитания в истории педагогики и образовании»

УДК 378

Kuzikov A.Y., Cand. of Sciences (Law), teacher, Vladimir Juridical Institute of Federal Service for Execution of Punishments

(Vladimir, Russia), E-mail: akuzhekov33@mail.ru

^E PROBLEM OF CIVIC EDUCATION IN THE HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION. In this paper issues related to civic education are analyzed. The author provides arguments to prove that an educational system takes the most important place in the teaching of citizenship and patriotism, as well as other components of the basic training of a person. The researcher studies a wide range of scientific views on the designated problem. It is noted that the manifestations of "citizenship" were found in professional and social activity of famous politicians and active leaders, of ordinary citizens within a specific political structure of Greek and Italian city-states (polis). The author emphasizes the fact that in Russia the concept of "citizenship" as well as the concept of "patriotism" appeared only in the Age of Enlightenment in the XVIII century, when as a fundamental idea in the society was an idea of morality and the idea of civil service rights. The research demonstrates the author's point of view on the studied subject.

Key words: civic education, citizenship, citizenship, patriotism, civil society, education.

А.Ю. Кужеков, канд. юрид. наук, ст. преп. Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения

наказаний, г. Владимир, E-mail: akuzhekov33@mail.ru

ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИИ

В статье подвергаются анализу вопросы, связанные с гражданским воспитанием индивидов. Аргументируется тезис о том, что важнейшее место в воспитании гражданственности и патриотизма, как и других составляющих базовой культуры личности, отводится системе образования. Исследуется широкий спектр научных позиций по обозначенной проблеме. Отмечается, что проявления «гражданственности» были присущи политическим и общественным деятелям, рядовым гражданам в рамках специфической политической структуры греческих и италийских городов-государств (полисов). Делается акцент на том, что в России само понятие «гражданственность», равно как и «патриотизм», появились лишь в эпоху Просвещения в XVIII веке, когда в качестве основополагающей выдвигалась идея нравственности, идея гражданского служения человека. Демонстрируется и аргументируется авторская точка зрения по изучаемой проблематике.

Ключевые слова: гражданское воспитание, гражданская позиция, гражданственность, патриотизм, гражданское общество, образование.

Развитие поступательных процессов в нашей стране показывает, что назрела острая необходимость создания новой воспитательной системы, адекватной новому времени и ориентированной на воспитание Гражданина Отечества, что является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнерства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности. Современные задачи развития гражданского образования в России определяются не только необходимостью социализации личности, адаптации к жизни в меняющемся обществе, но и модернизацией российского образования как главным приоритетом его развития на ближайший период. Общее направление модернизации образования остается единым для всей страны -системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства, на запросы страны.

Современные условия определяют новые приоритеты системы образования. Один из них - готовность выпускников нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Достижение этого результата предполагает не только освоение обучающими социальных навыков и практических умений, обеспечивающих социальную адаптацию и мобильность выпускников к условиям меняющегося общества, но и гражданскую позицию молодых людей, их способность к быстрой смене социальных ролей, возможность активного и творческого участия в социальном процессе гражданского общества.

Главенствующее место в воспитании гражданственности и патриотизма, как и других составляющих базовой культуры личности, отводится системе образования.

В контексте реалий современной жизни, гражданское общество - это совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т.д.; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентацией деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти» [1].

Для гражданского общества, по мнению современного ученого-социолога В.Т. Кривошеева, характерны различные добровольные ассоциации, объединяющие граждан и выражающие их профессиональные и гражданские интересы: профсоюзы трудящихся, объединения предпринимателей, союзы потребителей, творческих работников, различные женские, молодежные, религиозные и другие организации [2].

Несомненно, жители правового государства, гражданского общества - это граждане, для которых слова «гражданственность» и «патриотизм» представляют особую ценность, имеют смысл. Патриотизм рассматривается как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [3; 4], а слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3; 4].

В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, К.Д.Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др.

Русский критик-демократ В.Г. Белинский раскрывает сущность патриотизма как общечеловеческие ценности и идеалы, делающие личность членом общечеловеческого сообщества, которая пламенно желает видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому [5]. Замечательные слова К.Д. Ушинского, записанные им в его дневнике «Сделать как можно больше пользы моему Отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности», определяют направление его профессиональной, творческой деятельности являются хорошим девизом в воспитании современной студенческой молодежи [6]. Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В.А. Сухомлинский в

книге «Рождение гражданина» уделяет внимание формированию гражданской позиции ребёнка, роли социальных институтов и организаций в воспитании гражданственности у подрастающего поколения [7].

Исторически появление понятия «гражданин» связано с возникновением полисных демократических государств в Древней Греции, гражданами которых считались лишь свободные эллины, обладавшие политическими правами. Ни женщины, ни рабы, ни иностранцы, проживавшие в полисе, не принадлежали к числу граждан. Введённое Аристотелем понятие «гражданское общество» рассматривается им как союз свободных и равноправных граждан, объединенных государством-полисом. Свободнорожденный гражданин, по Платону и Аристотелю, принадлежит государству, ощущает себя его частицей. В гражданском воспитании происходило формирование воина-патриота, полезного гражданина, способного к исполнению общественных и политических функций. В античную эпоху утверждается принцип государственности во взаимоотношениях гражданина и государства, суть которого - во взаимных обязанностях и ответственности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон).

Первые в мировой истории примеры «гражданственного» поведения наблюдаются во времена античности. Проявления «гражданственности» были присущи политическим и общественным деятелям, рядовым гражданам в рамках специфической политической структуры греческих и италийских городов-государств (полисов). Активная гражданская позиция всего свободного населения в вопросах политического устройства государства, участия в институтах управления, формирования политического курса и т.п. являлась главным условием жизнеспособности подобных государственных образований и действенности политических систем античных полисов.

В России само понятие «гражданственность», равно как и «патриотизм», появились лишь в эпоху Просвещения в XVIII веке, когда в качестве основополагающей выдвигалась идея нравственности, идея гражданского служения человека. В эпоху же Древней Руси во всех литературных памятниках и летописях фигурировали такие слова, как «братство», «единство», «дружина». Таким образом, можно сказать, что формирование гражданственности в России складывалось постепенно и поэтапно, отражая индивидуальные черты, этого процесса, обусловленные специфическими условиями [8; 9].

XVIII век внес в трактовку понятий «гражданственность» и «патриотизм» существенные изменения. Писатель и историк XVIII века Н.М. Карамзин не случайно произнес: «Патриотизм не должен ослеплять нас, ведь любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть». В унисон данным словам звучат и слова В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом». То есть в эпоху Просвещения на передний план выходит прославление разумного начала, эстетика гражданского долга, патриотизма и нравственной ответственности, далекой от слепой, пламенной любви, которая сродни языческому поклонению.

XIX век ознаменовался подъемом революционно-демократического движения, публицистической мысли, поэтому многие ведущие литературные критики и писатели того времени в качестве синонима слову «патриотизм» приводили слово «геро-

Библиографический список

изм», а само понятие героического стало фразеологизмом. Так, известный публицист и критик первой четверти XIX столетия Н.В. Шелгунов писал том, что наш героизм рождается не в подвигах военной доблести, а только в подвигах мужества гражданского, в подвигах настоящего патриотизма. Другой тенденцией этого периода в развитии гражданственности и патриотизма стало связывание патриотических идей с идеями гуманизма, человеколюбия и непротивления злу насилием (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). Так, Достоевский по этому поводу отмечал, что чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами (все-человеками). Подобный авторский неологизм («всечеловеки») напрямую связан у Достоевского с идеями гражданственности, человеколюбия, отстаивания независимости своей нации. Во второй половине XIX века революционно-демократические идеи достигли своего апогея, и вся просвещенная Россия буквально взывала к гражданским чувствам своего народа [10].

Лидер революционно-демократического лагеря Н.Г. Чернышевский не представлял воспитание рядового человека без воспитания его гражданственности, отмечая при этом, что без приобретения чувств гражданина ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится, или, по крайней мере, не становится благородным мужчиной [11].

Следовательно, тенденции развития гражданственности начиная с глубокой древности и заканчивая XX веком включают в себя следующие положения: гражданственность рассматривалась в свете понятий «семейственность, общинность»; развитие гражданственности происходило в контексте эстетики разумного начала и идей гражданского служения человека; было неразрывно связано с идеями героического, гуманизма, человеколюбия, национальной толерантности; долгое время в эпоху развития революционных, марксистских идей понятие гражданственность было связано с идеей безукоризненного служения на благо своего Отечества, представляющего собой сообщающееся и контролируемое единство независимых, обособленных отечеств.

Мысли о гражданском воспитании передовых представителей общественности России получили развитие в педагогических идеях Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, которые отмечали, что ведущими качествами личности являются ответственность перед обществом и коллективом, единство сознания и поведения, слова и дела; понимание происходящих событий и процессов; добросовестное отношение к труду на благо общества и др. [9].

На современном этапе гражданское воспитание выступает как самостоятельное направление в системе воспитания и трактуется как целенаправленный, специально организованный процесс формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в государственно-общественном образовании. Важно понимать, что воспитание, выполняя функцию регулятора поведенческой активности индивида в разных социальных ситуациях, представляет собой функцию общества, обеспечивающую его поступательное развитие путем передачи новому поколению общественно-исторической эмпирики предшествующих людей с учетом интересов определенных социальных классов.

1. Фактор А.М. Формирование гражданственности старшеклассников в системе довузовской профессиональной подготовки учащейся молодежи: диссертация ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 1990.

2. Кривошеев В.Т. Социальное государство и его роль в становлении социального партнерства. Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. 2004; № 3: 112 - 124.

3. Дидье Жюлиа. Философский словарь. Москва: Международные отношения, 2000.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 57000 слов. Москва: Русский язык, 1986.

5. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Москва, 1954, Т. IV: 488 - 489.

6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова. Педагогические сочинения: в 6 т. Москва, 1988. Т. 2.

7. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Москва: Молодая гвардия, 1979.

8. История российского образования в документах и материалах (XI-XVIII вв.). Составители, авторы предисловия, вводных статей и примечаний А.Н. Рыжов, М.А. Гончаров. Москва: Интеллект-Центр, 2012.

9. Рыжов А.Н. Генезис педагогических понятий в России в XI - XX вв. Москва: МПГУ, 2012.

10. Достоевский Ф.М. Искания и размышления. Москва, 1983.

11. Смирнов В.З. Педагогические идеи Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1957.

References

1. Faktor A.M. Formirovanie grazhdanstvennostistarsheklassnikov vsisteme dovuzovskojprofessional'nojpodgotovkiuchaschejsya molodezhi: dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 1990.

2. Krivosheev V.T. Social'noe gosudarstvo i ego rol' v stanovlenii social'nogo partnerstva. Social'no-gumanitarnye znaniya. Nauchno-obrazova-tel'noe izdanie. 2004; № 3: 112 - 124.

3. Did'e Zhyulia. Filosofskijslovar'. Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2000.

4. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka: Okolo 57000 slov. Moskva: Russkij yazyk, 1986.

5. Belinskij V.G. Polnoe sobranie sochinenij. Moskva, 1954, T. IV: 488 - 489.

6. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya N.I. Pirogova. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Moskva, 1988. T. 2.

7. Suhomlinskij V.A. Rozhdenie grazhdanina. Moskva: Molodaya gvardiya, 1979.

8. Istoriya rossijskogo obrazovaniya v dokumentah i materialah (XI-XVIII vv.). Sostaviteli, avtory predisloviya, vvodnyh statej i primechanij A.N. Ryzhov, M.A. Goncharov. Moskva: Intellekt-Centr, 2012.

9. Ryzhov A.N. Genezis pedagogicheskih ponyatij v Rossii vXI - XX vv. Moskva: MPGU, 2012.

10. Dostoevskij F.M. Iskaniya irazmyshleniya. Moskva, 1983.

11. Smirnov V.Z. Pedagogicheskie idei N.G. Chernyshevskogo i N.A. Dobrolyubova. Moskva: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo Ministerstva prosvescheniya RSFSR, 1957.

Статья поступила в редакцию 16.03.15

УДК 371

Makarchuk Ya.V, Candidate of Pedagogics, senior lecturer, Department of Pedagogy and Teaching Methods in Primary School, Khakass State University n. a. N. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: yanamakarchuk@mail.ru

EFFECTIVE REORGANIZATION OF EDUCATIONAL MICROSYSTEMS - DEVELOPMENT TREND OF MODERN EDUCATION. In the article the analysis of the current situation of the reform of the national system of education based on research and regulations is conducted. Focusing on the "portrait" of a teacher, presented in the Federal state educational standard of higher professional education, the author actualizes the idea of the necessity of improving the preparation of future teachers, increasing their information culture and content of the educational environment new motivating factors. The article emphasizes the need for innovative restructuring of all Microsystems in the educational process, some new elements of the reorganization of the educational activity. The requirements from the education after the change of the Federal educational standard includes a new level and quality in training teachers. The author states that under conditions of new standards the "new" school will need "new" teachers and pedagogues, who takes into account the modern context of new targets of federal ministry of educaiton.

Key words: modern education, educational Microsystems, innovation, innovative activity.

Я.В. Макарчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail: yanamakarchuk@mail.ru

ЭФФЕКТИВНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИКРОСИСТЕМ -ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проведён анализ современной ситуации реформирования отечественной системы образования с опорой на научные исследования и нормативные документы. Акцентируя внимание на «портрете» учителя, представленном в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, автор актуализирует мысль о необходимости совершенствования подготовки будущих педагогов, повышения их информационной культуры и наполнения образовательной среды новыми «побуждающими» факторами. В статье подчёркивается необходимость инновационной перестройки всех микросистем образовательного процесса, предлагаются некоторые новые элементы реорганизации учебно-воспитательной деятельности.

Ключевые слова: современное образование, образовательные микросистемы, инновация, инновационная деятельность.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года образованию предписывается роль ведущего фактора превращения России в одну из развитых цивилизаций мира. В этом контексте современному обществу необходимы новые личности, обладающие социально-значимыми качествами. Социально-значимые качества личности невозможно передать как информацию, так как они взращиваются только личностью, обладающей такими качествами. Воспитать гражданина, патриота, Человека, создать основу для его успешной социализации в стремительно меняющемся мире способен только учитель, обладающий этими качествами и, более того, постоянно приобретающий новые полезные личностные свойства.

Требования к современному педагогу, к его умению относительно быстро перестраиваться в соответствии с возрастающим ускорением развития общества усиливает значение его готовности к инновационной деятельности. В условиях постиндустриального общества образовательные модели приобретают инновационный характер, предполагающие постоянное обновление и развитие образовательной среды [1]. В соответствии с этим нами была предпринята попытка анализа существующей ситуации реформирования системы Российского образования и выделение проблем эффективной перестройки современной школы.

Следует отметить, что одной из причин введения Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования явилась прямая зависимость его от перестройки содержания общего образования, которое отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Изменение требований к общему образованию порождает изменение требований к уровню и качеству подготовки учителя. Для «новой» школы необходим «новый» педагог, готовый строить процесс образования в контексте современных требований. «В определении миссии общего образования, в портрете выпускника, в системе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам, к структуре программ, прежде всего, к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, четко виден новый образ человека и гражданина, который должен быть воспитан, развит и социализирован совместными усилиями школы, семьи и общества. Новый стандарт «человеконаправлен». В нем нет минимума учебного содержания. В нем раскрыты те качества личности, которые важны для общества и находятся в сфере педагогической ответственности» [2, с. 39]. Эта цель напрямую связана с изменениями, которые должны произойти в подготовке современного учителя.

Особенности ФГОС общего образования последнего поколения позволяют создать не только портрет выпускника школы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.