Социальная педагогика
УДК 376.42
Эффект занятий искусством в социальных учреждениях: социализация воспитанников и профилактика профессионального выгорания педагогов
The effect of art classes in social institutions: pupils' socialization, and prevention of teachers' professional burnout
Стукалова О.В., Российский университет дружбы народов, Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», stukalova@obrazfund. ru
Михайлина Е.В., ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», [email protected]
Береговая Е.Б., Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, [email protected]
Stukalova O., Peoples' Friendship University of Russia, Lifestyle Charitable Foundation for Promotion of Social and Cultural Initiatives and Guardianship, [email protected] Mikhailina E., Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education, [email protected]
Beregovaya E., Charitable Foundation for the Promotion of Social and Cultural Initiatives and Guardianship "Way of Life", Council under the Government of the Russian Federation on Guardianship in the Social Sphere, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.032
Статья выполнена в рамках социального проекта Благотворительного фонда «Образ жизни» при поддержке гранта Благотворительного фонда «Абсолют-помощь» «Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства» (на примере ДДИ, СРЦ и профессиональных семей Московской и Калужской областей).
Ключевые слова: творчество, художественно-творческая деятельность, искусство, дети с ограниченными возможностями, дети с умственной отсталостью, социализация, воспитание, детский дом-интернат, виды искусства, профессиональное выгорание.
Keywords: creativity, artistic and creative activity, art, children with disabilities, children with mental retardation, socialization, upbringing, orphanage, arts, professional burnout.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья - в контексте проекта, который описан в статье, это дети с умственной отсталостью, проживающие в закрытых домах-интернатах, или проходящие обучение в реабилитационном центре. По мнению авторов статьи, способствовать успешной социализации таких детей могут специально организованные для них занятия различными видами искусства. В статье проанализирован педагогический потенциал искусства в вопросах социализации детей, имеющих множественные нарушения развития, в том числе умственную отсталость. Показан дополнительный эффект занятий искусством - профилактика профессионального выгорания педагогов. Материалы статьи отражают практический опыт реализации проекта «Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства» (на примере ДДИ, СРЦ и профессиональных семей Московской и Калужской областей), пилотными площадками которого являются 3 учреждения.
Abstract. The article is devoted to the urgent problem of socialization at children with disabilities - in the context of the project described in the article, these are children with mental retardation living in closed boarding houses, or undergoing training in a rehabilitation center. According to the scientific belief of authors of the article, classes in various types of art specially organized for them can contribute to the successful socialization of such children. The article analyzes the pedagogical potential of art in the issues of children's socialization with multiple developmental disorders, including mental retardation. An additional effect of art classes is shown - the prevention of professional burnout of the teachers. The materials of the article reflect the practical experience of the implementation of the project "Socialization of children in difficult life situations by means of art" (based on the example of pre-school educational institutions, rehabilitation centre and professional families of the Moscow and Kaluga regions), the experimental bases of which are 3 institutions.
Введение. В рамках реализации проекта «Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства» (на примере ДДИ СРЦ и профессиональных семей Московской и Калужской областей)», который осуществляется БФ «Образ жизни» при поддержке БФ «Абсолют-помощь» в период с сентября 2020 по июль 2021 г., организованы онлайн и очное обучение педагогов и детей -воспитанников детских домов-интернатов и реабилитационного центра на занятиях различными видами искусства и художественно-творческой деятельности.
Идея проекта основывается на следующих положениях:
1. Искусство и сам процесс художественно-творческой деятельности обладают мощным психологическим эффектом, эмоциональным, раскрепощающим и обогащающим.
2. Социализация средствами искусства включает в себя не только освоение и принятие культуры, но и включение в практическую деятельность, применение навыков взаимодействия. Основной функцией социализации в этом случае становится всестороннее вхождение растущего человека в мир, в общность людей, возможность взаимодействия с ними.
3. Занятия творчеством являются весьма эффективным способом решения личностных проблем, в том числе профессионального выгорания педагогов и работников социальных учреждений. Для детей же, имеющих нарушения развития - и в том числе, ментальные нарушения, творчество обладает большим потенциалом с точки зрения создания альтернативной коммуникации, организации досуговой деятельности, психоэмоционального развития [1], самоконтроля и развития эмоционально-волевой регуляции, повышения их коммуникативной и социальной компетентности.
4. Также занятия творчеством могут быть использованы и в реабилитационных процессах для развития моторных навыков, речи и других высших психических функций.
Важно отметить, что при организации художественно-творческой деятельности
воспитанников с умственной отсталостью самым естественным способом, помимо прямого обучения, является игра. Игра в творчество, игра и драматизация с использованием результатов творческой деятельности и пр., это значительно расширяет арсенал методик, применяемых в педагогической практике для расширения социального опыта воспитанников социальных учреждений. Посредством игры, театрального действия на занятия можно привносить ситуации, возникающие в реальной жизни, обучать детей навыкам общения и взаимодействия с другими людьми, прорабатывать эмоционально сложные моменты, сбрасывать излишнее напряжение и тревожность.
Исходя из данных положений, мы утверждаем, что именно занятия различными видами искусства и освоение практик художественно-творческой деятельности могут быть выбраны как приоритетные для решения проблемы социализации детей с ОВЗ - и в частности, с умственной отсталостью [1]. Данная задача является актуальной и поддерживается основными государственными документами [4].
Материалы и методы. Опорная база проекта «Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства» (на примере ДДИ, СРЦ и профессиональных семей Московской и Калужской областей)»:
1. Государственное казенное учреждение Калужской области «Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
2. ГБУ КО «Обнинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доверие».
3. Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области «Уваровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
Цель проекта - содействие успешной социализации детей с ОВЗ. Однако, для того,
чтобы ее достичь, необходимо было уже на первом этапе проекта решить следующие задачи:
1. Максимальное вовлечение педагогов в процесс обучения и творчества.
2. Максимальное вовлечение и заинтересованность в занятиях самих воспитанников.
3. Снятие негативных последствий социальной изоляции, основными из которых являлись эмоциональное выгорание у педагогов и работников учреждений и повышенная тревожность у воспитанников.
Проект направлен на внедрение и оценку эффективности трехуровневой модели сопровождения социализации детей в трудной жизненной ситуации средствами искусства, которая содержит целевой, организационно -содержательный и оценочно-результативный блоки.
Педагоги и воспитанники учреждений осваивают различные художественные практики: кинетический песок, мокрое валяние, музыкальное исполнительство, вокал, ритмику, основы занятия балетом, анимацию, изобразительную деятельность, бумагопластику, актерские технологии, плетение из бумажной лозы. Педагоги учреждений также слушают лекции по сказкотерапии, возможностям искусства в преодолении профессионального выгорания и деформации, проходят тренинги по курсу «Смысл профессии», участвуют во встречах в рамках Творческой гостиной, посвященных теме людей с ментальными нарушениями в искусстве.
В настоящее время в проекте принимают активное участие (т.е. посещают 85% он-лайн занятий и занятий в очном формате) 97 педагогов, которые передают свои знания 560 воспитанникам. Среди педагогов - руководители учреждений, методисты, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования, логопеды, психологи, а также воспитатели.
Результаты и их обсуждение. Первая задача была успешно решена за счет специальной организации он-лайн занятий для педагогов, они были максимально насыщенными и практико-ориентированными. С одной стороны, на них подробно рассказывались и показывались методы, формы и виды работы с детьми с различными нарушениями развития. С другой стороны, сами педагоги непосредственно в процессе обучения имели возможность создавать свои произведения, будь то изобразительное искусство, театр или хореография. Такая организация позволила постепенно подключать к занятиям воспитанников ДДИ из числа наиболее
активных, что способствовало сотворчеству сотрудников социальных учреждений и детей с ОВЗ. При этом важный акцент всеми ведущими курсы преподавателями был сделан на свободе творчества и творца, будь то педагог, сотрудник социального учреждения, или воспитанник. Это создало почву для возникновения между ними совершенно иных отношений, субъект-субъектных. Тогда как раньше эти отношения носили совершенно другой характер и более тяготели к субъект-объектным, где педагоги решали за воспитанников, что, как и когда они будут делать, тем самым частично лишая ребят субъектности, что, в свою очередь, плохо сказывалось на процессе их социализации.
Вовлеченность педагогов в творчество, раскрытие исцеляющего, катарсического потенциала искусства и художественной деятельности позволили многим из них преодолеть проблемы, возникшие из-за профессионального выгорания и в целом неблагоприятной психологической обстановки, связанной с неизвестностью в период эпидемии. У работников социальных учреждений не только повысились стрессоустойчивость и общий фон настроения, но и появился стимул к работе за счет включения в нее самых разных видов искусства, разнообразия новых методов и форм работы с ребятами на занятиях творчеством.
Практико-ориентированность курсов
способствует возникновению живого интереса педагогов к художественно-творческой деятельности и максимального ее включения ими на всех видах занятий с воспитанниками как в обучении, так и в досуговой деятельности [9]. Именно такая организация одновременного обучения педагогов и непосредственного их творчества стала наиболее привлекательной для слушателей проекта и позволила привлечь к нему не только педагогов из пилотных площадок, но и педагогов из других социальных учреждений (это, например, Жиздринский ПНИ - Калужская область).
Ценным также оказалось то, что после интенсивного обучения (72 часа занятий) сотрудники социальных учреждений стремились как можно быстрее и полнее реализовать те знания, которые получили, таким образом, была решена вторая задача - максимальное вовлечение воспитанников социальных учреждений в творческую деятельность. Педагоги на основе полученных знаний самостоятельно
организовывали занятия для своих воспитанников, таким образом, художественно-творческой деятельностью и занятиями творчеством оказались охвачены практически все
воспитанники социальных учреждений, за исключением самых тяжелых. За счет этого была решена вторая задача - вовлечь максимальное количество воспитанников ДДИ и ЦСР в художественно-творческую деятельность.
Педагогический потенциал искусства и принципы, реализуемые на занятиях, позволили создать атмосферу принятия и безоценочного отношения, что, в свою очередь, способствовало раскрытию творческого потенциала каждого занимающегося, определению зоны его ближайшего развития и опоре на занятиях на возможности и индивидуальность каждого, будь то педагог или воспитанник, а не на ограничения: внешние или внутренние [7]. Средства художественного творчества предоставляют особому ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая раздражение/отчаяние/агрессию или ликвидируя его полностью. Независимо от темы работы и от методики, практики творческая деятельность позволяет особому ребенку выйти из состояния зажатости.
Важно подчеркнуть, что если мы исходим из ограничений, то, естественно, купируются в значительной степени сам творческий процесс и свобода, присутствующая в нем. Появляется желание сделать правильно, по инструкции, а вместе с этим страх не справиться, это губительно действует на творчество в целом и на самих обучающихся в частности. Этим убивается сама идея творческого самовыражения
индивидуальности человека через искусство. Если же мы исходим из потенциала и возможностей, которые у всех нас безграничны, просто в большинстве случаев, мы не подозреваем об этом, то тогда происходят настоящие открытия и создание высокохудожественных произведений детьми, имеющими очень тяжелые нарушения в развитии.
Такой подход изменил представление педагогов, в первую очередь, о себе и своих возможностях в работе с воспитанниками, расширил и обогатил арсенал их педагогических средств и приемов в работе с детьми. Это способствовало снижению тревожности на занятиях, повышении интереса со стороны всех участников к совместным занятиям творчеством. Дети с умственной отсталостью и другими ограниченными возможностями здоровья получили возможность для самовыражения путем реализации своих творческих задумок, многие из произведений, созданных детьми самостоятельно, имели явную художественную ценность. Впервые они осознали себя полноценными участниками творческого процесса. Это, в свою очередь,
придало им уверенности в своих силах, они стали более активными и в других областях жизни и деятельности. Этот факт свидетельствовал о большом социальном эффекте проекта именно для воспитанников социальных учреждений.
Проект доказывает, что невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становится значительным препятствием в развитии ребенка. Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими [6]. Задача педагога состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей каждого ребенка на основе индивидуального подхода [2]. А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, развивать способности к сопереживанию и творческой созидательной деятельности.
Именно на это обращали внимание все педагоги, принявшие участие в 1 -й Межрегиональной научно-практической
отчетной конференции проекта «Когда все искусства вместе...», которая состоялась в онлайн формате 28 декабря 2020 года.
Таким образом, третья задача - снятие негативных последствий социальной изоляции, основными из которых являлись эмоциональное выгорание у педагогов и работников учреждений и повышенная тревожность у воспитанников, -также была успешно решена в рамках работы проекта. Эта проблема стояла очень остро, в связи с тем, что в большинстве случаев, воспитанники социальных учреждений очень сильно эмоционально связаны с теми людьми, с которыми они взаимодействуют. В данном случае, это работники социальных учреждений, от их эмоционального и психологического состояния зависит, в каком состоянии будут воспитанники [3]. Ребята с ОВЗ, особенно дети с умственной отсталостью и другими ментальными нарушениями, воспитывающиеся в учреждениях закрытого типа, чрезвычайно чувствительны и легко заражаются эмоциями и переживаниями других людей [5].
Все это приводит к тому, что в период эмоциональной нестабильности большинства педагогов и работников в социальных учреждениях на фоне социальной изоляции их
подопечные также испытывают подавленность и негативные эмоции, что не способствует развитию у них социальных и коммуникативных навыков. Т.к. находясь в плохом или подавленном настроении, эти дети чаще капризничают, отказываются от деятельности и общения, замыкаются в себе и т.д.
Совместные занятия творчеством, радость от процесса, своих успехов, взаимодействия с другими ребятами и педагогами снимают эту проблему. У педагогов появляется ресурс, они становятся более стабильными, а вслед за ними становятся стабильными и более позитивными дети.
Создание продуктов творческой
деятельности, их представление в социальных сетях, а также на выставках, организованных в учреждениях, способствовало повышению самооценки детей, развитию эмпатии как одного из проявлений поддержки и одобрения творчества других [8]. В процессе обучения педагогам было рассказано и показано, какие виды педагогических ситуаций можно создавать на занятиях творчеством для обучения детей коммуникативным и социальным навыкам.
Это и совместное творчество в парах или большой группе, взаимное оценивание работ друг друга, высказывание поддержки и одобрения, создание дефицита чего-либо для стимуляции общения детей друг с другом и многое другое. Все эти знания апробировались педагогами на занятиях, что дало мощный толчок для развития социальной и коммуникативной компетентности их воспитанников. Поскольку занятия творчеством являлись для детей очень желанными, они стремились на них попасть, спрашивали, когда будут занятия и какие, то даже такие интервенции в ход занятия со стороны педагогов воспринимались детьми положительно. Они с удовольствием взаимодействовали в группе, делились друг с другом, общались и поддерживали друг друга.
Благодаря особым методам и формам организации работы на занятиях, в том числе, максимальной детализации хода занятия, наглядной демонстрации манипуляций с инвентарем и предметами в ходе занятия, возможными вариантами выполнения итоговых произведений от самых простых до более сложных, в руках педагогов оказывался большой арсенал средств и методов работы с детьми с самыми разными нозологиями, в том числе и с тяжелыми множественными нарушениями развития. Это сделало возможным вовлечение всех детей в художественно-творческую деятельность и сотрудничество на занятиях.
Таким образом, на данном этапе, при подведении промежуточных итогов можно говорить о большом социальном эффекте от внедрения проекта «Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства» (на примере ДДИ, СРЦ и профессиональных семей Московской и Калужской областей). Организуемые
Благотворительным фондом «Образ жизни» при поддержке «Благотворительного фонда «Абсолют-помощь» занятия помогли педагогам и работникам социальных учреждений преодолеть последствия социальной изоляции детей, познакомили их с современными формами искусства и художественно-творческой деятельности, расширили арсенал средств, способов и методов работы с воспитанниками в рамках досуговой и учебной деятельности.
Благодаря вовлечению ребят в совместную с педагогами и другими детьми художественно-творческую деятельность у них появилась еще одна площадка для взаимодействия, что положительно сказывается на развитии их социальной и коммуникативной компетентности, способствует повышению уровня эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, а также творческому самовыражению. Это придает им больше уверенности в общении и взаимодействии с другими людьми, способствуя их успешной социализации [6].
Основные выводы:
- интеграция искусств и различных художественных практик является фундаментальным основанием для целостной успешной социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - в том числе для детей с умственной отсталостью. Это обусловлено значительным потенциалом занятий искусством в развитии всех сфер личности, а также зрительного и слухового восприятия, воображения, памяти, саморегуляции, внимания, мелкой и крупной моторики, эстетического отношения к окружающему миру;
- включение в созидательную разнообразную по формам и технологиям художественно-творческую деятельность снижает риск социальной дезадаптации, направляет ребенка в трудной жизненной ситуации - воспитанника как детского дома-интерната, так и реабилитационного центра - к самореализации и самовыражению, активизирует позитивные эмоции, способствует конструктивной коммуникации. В целом, вовлечение в занятия искусством направляет ребенка на освоение навыков социализации, постижение
разнообразных нужных знаний об окружающей действительности;
- создаваемая на занятиях среда активно позволяет преодолеть эмоциональные зажимы, обрести опору во внутренних ресурсах, помочь интересному доверительному общению ребенка с окружающим миром; участие в создании различных авторских работ - особенно групповых - позволяет ребенку осознать свою необходимость, а в некоторых случаях самостоятельно оценить свои навыки в выполнении социально значимых арт-продуктов,
например, в подготовке праздника для всего учреждения, или открытки для педагога;
- важным социальным эффектом вовлечения в занятия искусством является профессиональное совершенствование педагогов - участников проекта. Как доказывает практика, их мотивация к освоению новых знаний и технологий педагогики искусства дает дополнительный ресурс преодоления профессиональной деформации и синдромов эмоционального выгорания [10].
Литература:
1. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости / Л.С. Выготский // Основы дефектологии. -СПб.: Лань, 2003. - С. 321-354.
2. Жгенти И.В. Профессиональное мастерство педагогов социальных учреждений: оценка динамики / И.В. Жгенти // Казанский педагогический журнал. -2020. - № 1. - С. 47-52.
3. Куракина Т.В. Деятельность детских домов-интернатов по адаптации выпускников к самостоятельной жизни / Т.В. Куракина // Работник социальной службы. - 2010. - № 8. - С. 16-22.
4. Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
5. Хорошко Л.В. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа [Электронный ресурс] / Л.В. Хорошко // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - 2012. - № 2. - Режим доступа: // http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/-gn12-02/408-a
6. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
7. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» / Б.П. Юсов. - М.: Спутник+, 2004. - 252 с.
8. Beirne-Smith, Mary, et al., eds. Mental Retardation. New York: Merrill, 1994.
9. Bekkerman P., Davydova A., Trifanova V.,Scherbinina V. On some optimal conditions for professional and creative growth of young students on Artclasses // В сборнике: Economic and Social DevelopmentBook of Proceedings. Editors: Aleksander Maloletko, Natasa Rupcic, Zoltan Baracskai, 2018. - P. 679-684.
10. Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and еxercises. Cambridge, Boston & London: SHAMBALA 2003.
References:
1. Vygotsky L.S. The problem of mental retardation / L.S. Vygotsky // Basics of defectology. - SP-b.: Lan, 2003. - S. 321-354.
2. Zhgenti I.V. Professional mastery of teachers of social institutions: assessment of dynamics / I.V. Zhgenti // Kazan Pedagogical Journal. - 2020. - № 1. - P. 47-52.
3. Kurakina T.V. Activity of orphanages-boarding schools for adoption of graduates to independent life / T.V. Kurakina // Social service worker. - 2010. - № 8. - S. 16-22.
4. Decree of the President of the Russian Federation of December 28, 2012 No. 1688 "On some measures to implement state policy in the field of protecting orphans and children left without parental care."
5. Khoroshko L.V. Psychological and pedagogical characteristics of children brought up in boarding-type institutions [Electronic resource] / L.V. Khoroshko // Modern science: Actual problems of theory and practice. -2012. - № 2. - Access mode: // http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/-gn12-02/408-a
6. Elkonin D.B. Child psychology / D.B. Elkonin. - 4th ed., Erased. - M.: Publishing Center "Academy", 2007. -384 p.
7. Yusov B.P. The relationship of cultural factors in the formation of modern artistic thinking in the educational field "Art" teacher / B.P. Yusov. - M.: Sputnik +, 2004. -252 p.
8. Beirne-Smith, Mary, et al., eds. Mental Retardation. New York: Merrill, 1994.
9. Bekkerman P., Davydova A., Trifanova V., Scherbinina V. On some optimal conditions for professional and creative growth of young students on Art classes // Economic and Social Development Book of Proceedings. Editors: Aleksander Maloletko, Natasa Rupcic, Zoltan Baracskai, 2018. - P. 679-684.
10. Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge, Boston & London: SHAMBALA, 2003.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Сведения об авторах:
Стукалова Ольга Вадимовна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, доцент Центра дополнительного образования, Российский университет дружбы народов, Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», email: [email protected]
Михайлина Елена Владимировна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования, e-mail: [email protected]
Береговая Елена Борисовна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, директор, Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, e-mail: [email protected]