ЭФФЕКТ БИЛЬБАО В АРХИТЕКТУРЕ Сергеева С.Ю.1, Ерина А.П.2
1Сергеева Софья Юрьевна - студент;
Ерина Анна Павловна - студент; кафедра композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия, Воронежский государственный технический университет,
г. Воронеж
Аннотация: в статье на нескольких конкретных примерах рассмотрены положительные и отрицательные варианты использования «эффекта Бильбао». Проанализированы причины, по которым он может не сработать. Выявлено насколько экономически выгодно использовать данный эффект.
Ключевые слова: эффект Бильбао, музей Гуггенхайма, феномен, символ города, туристическая привлекательность, экономическое чудо.
«Эффект Бильбао» обязан своему происхождению одноименному испанскому городу Бильбао. Это был промышленный и никому неизвестный город. Возведя одну иконическую постройку в нем, он обрел популярность. Речь идет о филиале Музея Гуггенхайма. В 1997 году в неприметном небольшом городе открылось непохожее на остальную архитектуру здание по проекту Фрэнка Гери. Соединение необычных объемов, покрытых сверкающими титановыми пластинами, напоминает распустившийся цветок или же футуристичный корабль. Здание своим появлением создает необычный для взгляда эффект контрастной мизансцены с участием исторического окружения [1]. После его постройки в течение нескольких лет Бильбао стал постепенно превращаться в туристический и культурный центр Страны Басков.
В то же время, не верно утверждать, что только одно здание способно полностью изменить город, превратить его из промышленного в туристический. В Бильбао кроме
филиала музея также была построена удобная система метро по проекту Нормана Фостера, новый аэропорт и полностью перестроены в современный стиль доки. Тем не менее, именно Музей Гуггенхайма заложил основу преобразований и стал культурным и архитектурным центром города.
Получается «эффект Бильбао» - это трансформация внешнего, культурного или экономического облика города благодаря какой-либо одной или нескольким постройкам.
Вскоре после описанного феномена пришедшие в упадок промышленные города пытались реанимировать свою экономику, привлекая туристов необычными проектами новых музеев [2]. Администрации стали активно приглашать именитых архитекторов, чтобы те создавали для них свои собственные отличительные архитектурные объекты, которые стали бы лицом города.
«Эффект Бильбао» можно проследить на различных примерах. Например, положительным примером является Эйфелева башня. До второй половины XIX века Париж существовал как средневековый консервативный город с небольшими тихими улочками и людными площадями. В конце века центр Парижа начал перестраиваться. Жорж Эжен Осман инициировал перестройку и в течение нескольких лет превратил город в настоящую столицу с длинными проспектами и огромными площадями. Но, в конечном итоге, апогеем трансформации стала именно Эйфелева башня. Эта модернистская и смелая постройка для того времени обозначила Париж как современный город. Эйфелева башня стала туристическим символом города и всей страны. Сейчас именно эта достопримечательность самая известная во Франции.
В большинстве своем «эффект Бильбао» связан с постройками культурного и туристического характера, как было в Бильбао. Но администрация Роттердама решила поэкспериментировать. В октябре 2014 года там был открыт рыночно-апартаментный комплекс с подземной парковкой. Изящная современная архитектура данного комплекса выделяет сооружение среди остальных окружающих
небоскребов. И за год это место посетили более шести миллионов туристов. В итоге Роттердам многократно увеличил свои туристические показатели, а также стал именоваться "городом будущего", в противовес Амстердаму - "городу прошлого". Туристическая привлекательность города многократно возросла, но этому так же поспособствовал и ряд других сооружений. Несмотря на это положительный эффект, произведенный отелем, очевидно прослеживается.
Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемый эффект не всегда принимает положительную сторону. Общественный запрос на новизну искажает не только архитектуру, но и проектирование городской среды [3]. Англия долгое время была олицетворением консервативности. Несмотря на это, превращение столицы в технологический и современный центр Англии было неизбежно. Все началось с небоскреба «Сент-Мэри-Экс 30», который лондонцы называют "огурец". Это сооружение, построенное по проекту Нормана Фостера для швейцарской страховой компании, стало первым современным небоскребом в городе, а также запустило процесс застройки Лондона подобными зданиями, привлекая все больше компаний и корпораций готовых в них вести свои дела. Чтобы строить все эти здания необходимо было освобождать участки земли. Так исторический облик города постепенно размывался однотипными бетонными высотками.
Стоит упомянуть о том, что существует множество городов, которые пытались повторить «эффект Бильбао», но у них не вышло. Миллиардер Пол Аллен (соучредитель Microsoft) профинансировал строительство музея Рок-н-ролла в Сиэтле. Проект ему выполнил Фрэнк Гери, автор проекта музея Гуггенхайма. Аллен полагал, что это здание станет новым лицом Сиэтла, сделает из него рок-н-ролльную столицу и привлечет множество туристов. До этого единственной широко известной достопримечательностью города была башня «Космическая игла». Но в итоге коммерческого успеха не последовало. Увеличение туристического наплыва оказалось еле заметно, здание не
окупалось и часть помещения было переделано в Музей научной фантастики и Зал славы.
Так почему же «эффект Бильбао» может не сработать? Одна из возможных причин заключается в желании создать относительно самодостаточное здание, которое не будет гармонировать с окружающей застройкой. Когда такое здание не одно, исторический облик стирается, что сейчас происходит в Лондоне. Если требования общественности и определяют облик городов, то в рамках «эффекта Бильбао» они зачастую приводят к негативным последствиям [4].
Бывает так, что одного «иконического» здания может не хватить для получения желаемого эффекта. Для успешного результата развития города и привлечения туристического потока необходим комплекс мер и мероприятий. Если «эффект Бильбао» не сработал сразу, то это может произойти позже. Со временем изменяется мода, вкусы, взгляды на мир и отношение к непопулярным зданиям. Бильбао демонстрирует, что впечатляющие архитектурные формы имеют право продвигать художественные музеи за пределами коллекций произведений искусств, олицетворяя борьбу постмодерна и символическую связь между формой и контекстом [5].
«Эффект Бильбао» называют экономическим чудом, способным превратить промышленный упадочный город в туристический центр. Успех обеспечен не стопроцентный, но при положительном исходе, вложенные инвестиции в проект окупаются многократно.
Список литературы
1. Чобан Сергей, Седов Владимир. 30:70 Архитектура как баланс сил. 2019. С.131.
2. Чарльз Дженкс. Газета об искусстве. Статья «От музея-зрелища к музею-храму». Москва, 2016. С.32
3. Витольд Рыбчински. Городской конструктор. Идеи и города. 2011. С.152.
4. «Эффект Бильбао»: как одно здание меняет судьбу города. [Электронный ресурс.] http://hleb.asia/city/bilbaoeffect (Дата обращения: 21.12.2019).
5. Рудая О.В. Выпускная магистерская квалификационная работа: «Проектирование современных экспозиций как новая практика. Конфликт архитектуры и искусства». Санкт-Петербург, 2018. С.56.