Особенности формообразования в работах современных мастеров. В.Э.Волынсков
Процессы преобразования архитектурной деятельности активно связаны с компьютерными технологиями, благодаря которым архитекторы получили возможность создавать архитектурные формы в новых условиях . Именно эти условия и стали причиной рождения новой архитектуры, которую многие называют нелинейной, или дигиталь-ной. Компьютер превратил формулу в форму. В этих условиях и возникли новые методы работы с формой и способы ее описания. Конструирование из предварительно изготовленных форм (взаимозаменяемая сборка высокотехнологических устройств) становится главным направлением развития современной материальной культуры.
Вооружившись инструментарием компьютерного проектирования, архитектор получает возможность воссоздать стилистическое многообразие пространственных форм, предопределенное его индивидуальной творческой концепцией при условии ее описания в категориях формального языка. Внедрение генеративных проектных методик в практическое архитектурное проектирование и обучение в качестве дополнительных способов решения задач формообразования открывает возможности для формирования новых направлений профессиональной деятельности.
В течение последних 20 лет компьютер в архитектурном проектировании превратился из машины, применяемой для аналитических и количественных вычислений, в машину, генерирующую динамические изображения, позволяющую создавать фотореалистические изображения и более того -моделировать мир в виде виртуальной реальности. Цифровые системы - это уже не только усилители скорости человеческих действий, не только новые средства анализа, формообразования и восприятия, но и естественные составляющие (партнеры) проектирования, понимаемого как творческая активность.
Наиболее яркими представителями новой, нелинейной архитектуры, неотъемлемой частью которой служит компьютерное моделирование, являются такие архитекторы как Фрэнк Гери, Заха Хадид и Даниель Либескинд. Для того что-
бы точнее определить особенности формообразования в нелинейной архитектуре, я хотел бы подробнее проанализировать основные черты их творчества.
Открытие мира для Фрэнка Гери, американского архитектора, родившегося в Торонто в 1929 году, началось в Париже. За год, проведенный в Европе, Гери познакомился с работами Ле Корбюзье, Бальтазара Ньюмана, особенное впечатление на него произвело романское церковное зодчество. Вернувшись в 1962 году в Лос-Анджелес, Гери открыл собственную фирму Frank Gehry Associates, после чего карьера архитектора все время шла по восходящей. За тридцать лет были выполнены десятки проектов в США, Японии, Западной и Восточной Европе. В 1989 году Гери был удостоен самой престижной на сегодняшний день архитектурной премии - Прицкеровской1.
Работы Фрэнка Гери характеризуются изогнутыми, искаженными поверхностями, наложением простых геометрических форм, обилием металла (анодированный цинк, гофрированный алюминий и титановая кладка). Себя Гери называет пост-постмодернистом, а одним из тех, кто оказал на него самое сильное влияние, был, по его словам, выдающийся финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто.
Среди наиболее ярких работ Фрэнка Гери - музей Гуггенхайма в Бильбао (Испания), концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Музей искусств в Миннеаполисе, DG Bank в Берлине, Музей экспериментальной музыки в Сиэтле.
Инициатором постройки музея американской поп и рок-музыки был Пол Аллен - основатель компании «Майкрософт» и большой поклонник творчества Джимми Хендрикса. Первоначально проект задумывался как обычный мемориальный музей на родине рок-звезды в Сиэтле, но почти сразу же трансформировался в нечто большее - в интерактивный музейновыставочный центр, где люди учились бы любить, понимать и чувствовать музыку. Здание сравнивали с автокатастрофой, извержением вулкана, медузой и даже половым актом. Оно
http://www.a3d.ru/architecture/pers/19
Фрэнк Гери. Музей Гуггенхайма в Бильбао (Испания)
Фрэнк Гери. DZ-Bank в Берлине
4 2009 15
облицовано листами нержавеющей стали и крашеного алюминия. Предусмотрено, что красная алюминиевая облицовка со временем выцветет и изменит облик музея, как бы демонстрируя бесконечную изменчивость музыки. В центре здания находится так называемая «Небесная церковь» - почти буквальное воплощение фантазий Хендрикса о концертной площадке. Это пространство 30-метровой высоты с превосходными освещением и акустикой украшено фризом из видеопроекций. Пожалуй, самой любопытной частью интерактивного музея стала звуковая лаборатория, где посетителям предоставляется возможность попытаться создать «собственную» поп-музыку, попробовать сыграть на музыкальных инструментах, а также почувствовать себя на сцене - в свете юпитера и перед виртуальной толпой фанатов2.
В 2003 году с Фрэнком Гери начала сотрудничать Медиалаборатория концептуального проектирования Массачусетского технологического института, в результате чего была разработана новая проектная методика, получившая название Gehry/MIT (Райан С.С. Чин, 2004). В качестве основы реализации данной программы было принято специальное компьютерное обеспечение семейств CAD/CAM3. Такое программное обеспечение начало внедрятся в проектирование и производство еще в 1980-е годы для выпуска конструкторских, инженерных и архитектурных чертежных комплектов.
Чертежи традиционно представлялись в двухмерных ортогональных проекциях. Это были планы, разрезы, фасады, спецификации и т.д. Перспектива и аксонометрия были единственным доступным «плоскостным» средством имитации объемного отображения проектируемых объектов. Данная система глубоко внедрилась в профессиональные методы проектирования.
Следующим шагом в развитии компьютерных систем стало появление более прогрессивных программ, которые вклю-
2 http://gava.LivejournaL.com/138387.htmL
3 CAD/CAM (Computer Aided Design/ Computer Aided Manufacturing) - семейство компьютерных программ, разработанных для решения задач проектирования и производства в различных отраслях машиностроения.
чались не только в проектную разработку и производство, но и в стадии концептуального проектирования и эксплуатационного сопровождения объектов строительства. Сегодня наиболее популярной программой нового поколения является программа CATIA4 , которая была разработана для решения проектных и производственных задач в аэрокосмической промышленности.
Фрэнк Гери внедрил программу CATIA в архитектурное проектирование и выполнил серию проектов. Программа представляет собой одно из звеньев в проектном процессе, поскольку не менее важную роль играют и новаторские разработки в области 3D-сканирования и 3D-материализации. В частности, важным этапом практического внедрения новых методик стал выпуск 3D-принтеров и лазерных «катеров» (фрезерных станков). Эти устройства способны за сравнительно небольшое время воссоздать форму объекта в виде 3D-модели. Такие установки наращивания формы в качестве наполнителя используют пластик (например, 3D-принтер «Fused Deposition Machine») или смеси пластика и крахмала (например, «Z-corps»). Открывшиеся новые возможности в архитектурном формообразовании, связанные с иным инструментарием, позволяют надеяться на дальнейшее успешное развитие этой проектной методологии в архитектуре.
Однако несмотря на то, что сегодня технические возможности и программное обеспечение компьютеров уже набрали уровень качества, необходимый для обеспечения проектирования в режиме сложного 3D-моделирования, современное архитектурное проектирование не готово к переходу на новые проектные методологии, и эта неготовность обусловлена пока еще слабыми научными разработками именно в отношении архитектуры. Многие передовые архитектурные группы предпринимают самостоятельные поиски более передовых архитектурных проектных методов. Разумеется, этим занимается и мастерская Фрэнка Гери.
4 САТ1А - программное обеспечение нового поколения, предназначенное для проектирования оболочек сложных конфигураций. Разработано во Франции для проектирования фюзеляжей военных истребителей.
Фрэнк Гери. Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе Фрэнк Гери. Музей искусств в Миннеаполисе
16 4 2009
Процесс проектирования архитектурной формы музейного комплекса Гуггенхайма в Нью-Йорке описан во многих статьях, посвященных творчеству Гери. Первоначально в виде масштабированной модели был выполнен композиционнообразный прототип (как скульптурная форма), на котором были обработаны все исходные художественно-выразительные приемы и идеи пространственного размещения объекта в окружающей среде. Затем на трехмерном сканере модель была оцифрована как оболочка и занесена в программу СЛИЛ, т.е. была создана векторная сетевая структура объекта, с которой можно работать в трехмерном виртуальном пространстве. Далее с помощью компьютера происходит уточнение геометрического позиционирования составных элементов созданной формы и ее внутреннего поэтажного членения. Следующая стадия связана с выведением виртуальной модели в реальную среду посредством трехмерного плоттера. Модель была выведена в масштабе, удобном для последующей работы с объектом в натуре. Эта стадия очень важна и указывает на то, что компьютеры и их современное программное обеспечение неспособны в своей виртуальной среде обеспечить эффективное решение задач архитектурного формотворчества, что вынуждает архитекторов обращаться к традиционным приемам.
Придуманные Фрэнком Гери изломанные, изогнутые и колючие формы все активнее заявляют о себе в качестве новых архитектурных скрижалей. Отныне именно творения Гери определяют стилистику нашей эпохи точно так же, как в свое время определяли стилистику Райт, Рен или Микеланджело.
Даниель Либескинд родился в 1946 году в Польше. В 1965-м принял американское гражданство. Профессионально занимался музыкой. Затем увлекся архитектурой и в 1972 году получил ученую степень в области истории и теории архитектуры в Школе сравнительных исследований в Эссексе (Великобритания).
Либескинд преподает в университетах Торонто, Йеля, Пенсильвании, а также Университете дизайна в Карлсруэ (Германия) и работает во всех архитектурных жанрах, занимается сценографией и дизайном.
«В моем понимании архитектура - не только совокупность форм и технологий. В ней заключена история. Каждое здание, красивое или безобразное, обладает собственной историей. Архитектура должна стать средством коммуникации, она своего рода послание будущему, рассказ об уникальности своего времени и места», - говорил Либескинд, выступая с лекцией на фестивале «Зодчество-2008» в Москве.
Самые известные постройки архитектора - Имперский военный музей в Манчестере, Королевский музей Онтарио в Торонто, Еврейский музей в Берлине.
Понимая, что звездой его сделали зигзагообразные линии Еврейского музея, Либескинд преобразовал свою находку в легко узнаваемую концепцию ломаных углов, разбитых и собранных заново форм, равновесие которых, кажущееся внешне столь зыбким, достигнуто с помощью массив-
ной цельной конструкции из бетона и стали. Он применяет зигзагообразные линии в измененных для каждого конкретного случая формах таким образом, чтобы продемонст-
Даниель Либескинд. Имперский военный музей в Манчестере
Даниель Либескинд. Королевский музей Онтарио в Торонто
Даниель Либескинд. Еврейский музей в Берлине
рировать свою многогранность, с одной стороны, и свой уникальный почерк - с другой.
Даниель Либескинд и его мастерская решительно вторгаются в еще недавно заповедные области деятельности, связанные с естественно-научным знанием - математикой и физикой, подчиняя их своей художественной воле. Зная изнутри инструментальные возможности компьютерных технологий, они стараются демонстрировать миру свои творческие претензии, близкие к возрожденческому универсализму.
Его архитектуре сложно дать определение. Формально -это «деконструктивизм»: асимметрия, сложные переплетения осей, парадоксальные сочетания пространств (тут, очевидно, сказался музыкальный опыт: Либескинд виртуозно пользуется ритмом, чередует визуальную насыщенность и оглушительную пустоту пространств). Но приглядевшись, понимаешь - эти здания и проекты нельзя втиснуть в рамки одного стиля, даже очень широкие. Это очень индивидуальная, очень личная архитектура, трагическая и гармоническая одновременно.
Либескинд любит повторять фразу Черчилля о том, что конфликт может быть средством достижения мировой гармонии. Наверное, это так и есть. Но для достижения гармонии в архитектуре нужно уметь разрешать пространственно-временные конфликты так, как это делает Даниэль Либескинд.
Знаменитый английский архитектор Заха Хадид родилась в 1950 году в Багдаде. С 1972 по 1977 год училась в Архитектурной ассоциации в Лондоне. Начав карьеру в бюро своего учителя Рема Колхаса, выпускника Гарвардской школы дизайна, видного голландского архитектора и теоретика деконструктивизма, Заха Хадид в 1980 году основывает собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects. В числе самых известных построек - Пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Вит-ра» (1994), Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, США (1998), Научный центр «Фэно», Вольфсбург, Германия (2005), Центральное здание завода BMW, Лейпциг, Германия (2005).
Заха Хадид сделала попытку создать собственный архитектурный язык и композиционную логику на отрицании прямого угла. Стремление в каждой композиции создать противоположное означало использовать не прямые углы, а острые, не прямые стены, а изогнутые по дуге. Но было бы слишком просто думать, что ее энергия отрицания состоит в простой замене одно на другое. Она взрывает привычные конструкции и структуры и создает хаос. Обломки существовавших некогда структур необходимо упорядочить, и Заха Хадид, хочет она того или нет, использует все те же древние принципы упорядочивания, из которых выбирает преимущественно линейное упорядочивание. Но Хадид не была бы столь знаменита, если бы свой язык формообразования строила только на этом. Она словно бы вовлекает нас в мир, концепцией которого является противостояние, хаос. Несколько насильственная коммуникация, но мы только тогда видим логику построения ее пространства, сформированного искривленными под углом стенами, когда встаем на ее позицию. Мы «поворачиваем или поднимаем голову» вслед за невидимой «камерой», установленной на подвижной опоре, наш взгляд следует за ней, приближаясь, а затем снова удаляясь от объектов по ходу «съемки». В кинематографе подобный прием называется панорамирование. Мы «втягиваемся» в пространство, вовлекаясь в сценарий «этого странного синтетического мира»: взгляд разбивается об острые углы мерцающих поверхностей «льда», соскальзывает, срывается с гладких холодных стен, закручивается вместе с вихрем, улетает наверх, чтобы погрузиться в пламя, заворачивающееся огненной сверкающей спиралью. Как постоянно соприкасается ее энергия взрыва с упорядоченной логикой мира стандартного, так и внутри созданного архитектором мира происходит этот же самый взрыв, который начинает закручиваться в хаос в той точке, где пересекаются эти два противоположных мира огня и льда.
Подобного же эффекта можно достичь, если ввести в существующее композиционное поле новый мотив, как это делали супрематисты. Именно так и делает Хадид: искажает основное визуальное поле за счет деформирующего или
Заха Хадид. Пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Витра»
Заха Хадид. Центральное здание завода BMW, Лейпциг, Германия
18 4 2009
встречного движения. Хаос является отправной точкой пересечения реального мира с миром ее бешеной внутренней энергии. В точке пересечения зарождается напряженность, вихрь, происходит взрыв, который затем она пытается направить в упорядоченное русло.
Итак, среди формообразующих принципов Захи Хадид мы можем назвать те, которые, на наш взгляд, определяют специфику ее формы. Среди них наличие фокусных точек, из которых «ведется наблюдение» и «производится обстрел» проектируемого пространства; разрушение существующих стандартных структур направленным взрывом (создание хаоса); линейное упорядочивание осколков в соответствии с границами «лазерного луча», бьющего из фокусной точки; использование нестандартных углов, хаотическое расположение «осколочных масс» в интерьере, «накидывание петли» на осколки.
Архитектура Захи Хадид - это архитектура бунта, архитектура поколения, которое не воспринимало мир стабильным. Можно предположить, что архитектурные композиции Хадид - это какой-то личный, переживаемый ею опыт «проверки мира на устойчивость». Архитектура Хадид символична. Она вобрала в себя энергию крика, энергию отрицания, она поймала тот ритм и те настроения, которые востребованы временем.
Итак, мы можем выделить общие черты, характерные практически для каждой из работ представителей нелинейной архитектуры. Это и наложение простых геометрических форм, и асимметрия, и сложные переплетения осей, и парадоксальные сочетания пространств. Также повсюду мы встречаем смещение смысловых акцентов с ядра на периферию, демонтаж, инверсии, искажения, криволинейные и сложноскладчатые поверхности, игру цветов (серый, белый, голубой) и фактур (резина, полированное и неполированное дерево, металл). Все взаимосвязано и многослойно. Объект подвержен постоянному обновлению и трансформации.
Нелинейная архитектура породила новый язык криволинейных поверхностей - оболочек, о чем пишет исследователь нелинейной архитектуры И.А.Добрицына: «Создание гибкой оболочки - это обращение к антигравитационным эффектам, уход от тектонического консерватизма. Грамматика вертикали и горизонтали здесь отменена, прямая линия не востребована. Компьютер обеспечивает трансформации форм, немыс-
Заха Хадид. Научно-развлекательный центр «Фэно», Вольфсбург, Германия
лимые в евклидовой геометрии, и способен рассчитать конструкции без вертикальных опор. В нелинейном опыте архитектор как бы включен в игру природных стихий - вулканических извержений, океанских смерчей, грозовых туч... В работе с криволинейными и сложноскладчатыми поверхностями воображение отсылает его и к образам собственной истории - модерна Гауди и антропософа Рудольфа Штейнера, к свободе и космизму барокко, к динамическим концепциям авангарда 1920-х годов. Культивируется «игра различий»5.
В результате мы можем не только выделить общие черты в работах данных мастеров, но и обозначить основные признаки как их творчества, так и нелинейной архитектуры в целом: это прежде всего работа с геометрическими фигурами далеко за пределами тектонических построений классики, а также ориентация на новейшие компьютерные техники формообразования.
5 Добрицына И.А.Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры. М., 2007, с. 34-35.
Литература
1. Добрицына И.А. Архитектурное сознание в эпоху компьютерной технологии. «Искусствознание», 2003, № 1, с. 450-478.
2. Долинина К. Даниель Либескинд не обошел острые углы. «Коммерсантъ», № 193 (3524), 14.10.2006 .
3. Рябушин А.В. «Архитекторы рубежа тысячелетий». М., «Искусство - 21 век», 2005.
4. Рябушин А.В. «Заха Хадид. Вглядываясь в бездну». М., «Архитектура-С», 2007.
2.1. Knight T. W. Designing a shape grammar: Problems of predictability // Artificial Intelligence in Design, 1998.
2.2. Knight T.W. Shape grammar: Six types // Environment and planning B, 1999. P. 15-31.
The Features of Creation of the Forms in Products of
Contemporary Masters. By V.E.Volynskov
In the article rapid development of computer technologies during the last decades is discussed. In this connection architects had an opportunity to work on creation of the architectural form on new conditions. For this reason it is now necessary to work out new methods of work with the form and ways of its description as it has being done in works of representatives of nonlinear architecture. In the article the features of creation of the forms in products of F. Geri, Z.Hadid and D.Libeskinda's are analysed and common features of their creativity and nonlinear architecture as a whole are revealed.
Ключевые слова: Формообразование, геометрия, нелинейность, компьютерные технологии.
Keywords: Creation of the form, geometry, nonlinearity, computer technologies.