Научная статья на тему 'Влияние контекста на формообразование современной застройки. Контуры проблемы'

Влияние контекста на формообразование современной застройки. Контуры проблемы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1443
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТ / АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА / МАССО-ПУСТОТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИГУРО-ФОНОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CONTEXT / ARCHITECTURAL ENVIRONMENT / MASS-HOLLOW RELATIONS / FIGURE-BACKGROUND RELATIONS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Финк Д., Селиванов Р. А.

Цель. В современной отечественной архитектурной практике, к сожалению, превалирует бессистемный подход по отношению к среде. Имеет место феномен так называемой точечной застройки. Нет полноценной стратегии развития городской ткани как целостного композиционного организма. Генплан города или градостроительный регламент не сопровождают художественную составляющую градостроительного планирования. В результате подобного пагубного бессистемного градостроительного «планирования» архитектурная среда Иркутска представляет собой весьма разрозненные фрагменты застройки с очень невысокой художественной ценностью. В данной работе проведено изучение влияния исторической городской среды на формообразование современной застройки. Намечены контуры проблемы. Методы. Полноценной теории о влиянии контекста на формообразование в мировой практике не существует. У каждого архитектора свой творческий метод и почерк. С учетом сложности процесса взаимодействия «нового» и «старого» и случайной природы современного подхода к формообразованию в Иркутске методика формулируется в процессе исследования. Результаты. Обозначены факторы, влияющие на процесс формообразования в контексте исторического города. Выводы. Городская среда изменяющаяся система. Открытость к изменениям, пространственная ориентация, контекст ключ к пониманию формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEXT EFFECT ON THE FORM MAKING OF MODERN DEVELOPMENT. CONTOURS OF A PROBLEM

Purpose. In modern national architectural practice unstructured approach to the environment unfortunately prevails. There is a phenomenon of the so-called point blocks. There is no full strategy of the development of the city fabric as complete compositional entity. Masterplan of the city or town-planning regulations don’t accompany artistic element of the town planning. As a result of this harmful unstructured town «planning» architectural environment of Irkutsk presents quite separated development fragments with a very low artistic value. In this work we performed investigation of the impact of historical environment on the forming of modern development. We outlined the contours of a problem. Methods. There is no full theory in the international practice about the impact of context on the forming. Every architect has his own creative method and manner. Taking into account the difficulty of the process of collaboration of «new» and «old» and accidental nature of modern approach to forming in Irkutsk, the methods are created in the process of investigation. Results. We marked the factors that influence the process of forming in the context of a historical city. Conclusions. City environment is a changing system. Openness to changes, space orientation, context are the keys to understanding the form.

Текст научной работы на тему «Влияние контекста на формообразование современной застройки. Контуры проблемы»

Оригинальная статья / Original article УДК 711.5

DOI: 10.21285/2227-2917-2017-3-156-167

ВЛИЯНИЕ КОНТЕКСТА НА ФОРМООБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЗАСТРОЙКИ.

КОНТУРЫ ПРОБЛЕМЫ

a b

© Д. Финк , Р.А. Селиванов

Технический университет Мюнхена,

Федеративная Республика Германия, г. Мюнхен, ул. Арцис штрассе, 21. ьИркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Резюме. Цель. В современной отечественной архитектурной практике, к сожалению, превалирует бессистемный подход по отношению к среде. Имеет место феномен так называемой точечной застройки. Нет полноценной стратегии развития городской ткани как целостного композиционного организма. Генплан города или градостроительный регламент не сопровождают художественную составляющую градостроительного планирования. В результате подобного пагубного бессистемного градостроительного «планирования» архитектурная среда Иркутска представляет собой весьма разрозненные фрагменты застройки с очень невысокой художественной ценностью. В данной работе проведено изучение влияния исторической городской среды на формообразование современной застройки. Намечены контуры проблемы. Методы. Полноценной теории о влиянии контекста на формообразование в мировой практике не существует. У каждого архитектора свой творческий метод и почерк. С учетом сложности процесса взаимодействия «нового» и «старого» и случайной природы современного подхода к формообразованию в Иркутске методика формулируется в процессе исследования. Результаты. Обозначены факторы, влияющие на процесс формообразования в контексте исторического города. Выводы. Городская среда - изменяющаяся система. Открытость к изменениям, пространственная ориентация, контекст - ключ к пониманию формы.

Ключевые слова: контекст, архитектурная среда, массо-пустотные отношения, фигуро-фоновые отношения.

Формат цитирования: Финк Д., Селиванов Р.А. Влияние контекста на формообразование современной застройки. Контуры проблемы // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7, № 3. С. 156-167. DOI: 10.21285/2227-2917-2017-3-156-167

CONTEXT EFFECT ON THE FORM MAKING OF MODERN DEVELOPMENT. CONTOURS OF

A PROBLEM

© D. Fink, R.A. Selivanov

Technical University of Munich,

21 Arlds Strasse, Munich, Germany

Irkutsk National Research Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russian Federation

Abstract. Purpose. In modern national architectural practice unstructured approach to the environment unfortunately prevails. There is a phenomenon of the so-called point blocks. There is no full strategy of the development of the city fabric as complete compositional entity. Masterplan of the city or town-planning regulations don't accompany artistic element of the town planning. As a result of this harmful unstructured town «planning» architectural environment of Irkutsk presents quite separated development fragments with a very low artistic value. In this work we performed investigation of the impact of historical environment on the forming of modern development. We outlined the contours of a problem. Methods. There is no full theory in the international practice about the impact of context on the forming. Every architect has his own creative method and manner. Taking into account the difficulty of the process of collaboration of «new» and «old» and accidental nature of modern approach to forming in Irkutsk, the meth-

аФинк Дитрих, заведующий кафедрой интегрированного строительства, профессор, e-mail: [email protected]

Dietrich Fink, Head of the Integrated Department Construction, Professor, е-mail: [email protected] ьСеливанов Роман Александрович, доцент кафедры архитектурного проектирования, тел.: +7 (3952) 40-51-56, е-mail: а[email protected]

Roman A. Selivanov, Associate Professor of the Department of Architectural Design, tel.: +7 (3952) 40-51-56, е-mail: а[email protected]

ods are created in the process of investigation. Results. We marked the factors that influence the process of forming in the context of a historical city. Conclusions. City environment is a changing system. Openness to changes, space orientation, context - are the keys to understanding the form. Keywords: context, architectural environment, mass-hollow relations, figure-background relations

For citation: Fink D., Selivanov R.A. Context effect on the form making of modern development. Contours of a problem. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate], 2017, vol. 7, no. 3, pp. 156-167. (In Russian) DOI: 10.21285/2227-2917-2017-3-156-167

Введение

Контекст (от лат. contextus - соединение) - совокупность различных факторов; базовый элемент (средовой камертон), ориентируясь на который и сверяясь с которым нужно выстраивать диалог между участниками (элементами композиции) пространственного взаимодействия. Контекст - правила игры с пространством; сверка с критериями; пространственный код места; отклик формой на форму, пространством на пространство. Все ли элементы контекста следует рассматривать как влияющие или имеющие вес в процессе формообразования нововведения в нем? Каковы критерии разделения элементов контекста на влияющие и не влияющие? Чтобы подступиться к проблеме и попытаться разобрать ее подробно, нужно сформулировать ее контуры.

Материал и методы исследования. Структура контекста

Для того чтобы понять, как работать с контекстом (средой исторического города) на уровне архитектурной композиции, нужно понять, как он устроен, какова его структура (система координат). Структура градостроительного контекста весьма непроста, неоднозначна и складывается из множества факторов, которые имеют различную степень влияния на проблему взаимодействия «старого» и «нового». Перечислим некоторые из этих факторов:

1. Потребность площадки в нововведении.

Для того чтобы понять, нуждается ли площадка в нововведении, необходимо определить, какое место в целостной градостроительной форме занимает данный фрагмент среды. Само место диктует высотность, статус формообразующей конструкции, масса-пустотные отношения ткани, степень расчлененности или монолитности, характер членений, отделочные материалы и многое другое [5].

2. Контекст как целостная структура.

Городская ткань может представлять собой высокоорганизованную структуру с выстроенной иерархией элементов градостроительной композиции, ясно выраженными морфотипами застройки. Такую градостроительную ткань можно назвать целостной.

3. Контекст как разрозненная структура.

Городская ткань может быть полностью или фрагментарно разобщенной градостроительной системой без выстроенной иерархии элементов, какой-либо внятной целостной композиционной структуры, выраженной отнесенности застройки к какому-либо из морфотипов, с участками разрывов целостной градостроительной ткани (так называемыми пустырями). Такую градостроительную ткань можно назвать разрозненной (деструктивной). Ее необходимо реконструировать («лечить»), включая в нее недостающие по общесмысловому контекстуальному содержанию фрагменты среды в зависимости от конкретного случая. Это может быть одно или несколько зданий, общественный комплекс, квартал, микрорайон и др.

4. Композиционная морфология элементов контекста.

Как правило, ткань исторического города морфотипична. Морфотип - эволюци-онно сложившаяся разновидность планиро-вочно-пространственной организации городской застройки. Естественно, каждый из морфотипов в определенном городе имеет сугубо индивидуальные, свойственные именно этому городу особенности и колорит. По К. Линчу [4], градостроительная структура условно состоит из пяти основных элементов градостроительной композиции, оперируя которыми, можно моделировать практически любые средовые сюжеты. Это пути, узлы, ячейки, границы, ориентиры - базовые элементы градостроительной конструкции.

5. Композиционный фон.

Композиционным фоном можно назвать такую рядовую застройку, которая работает не как отдельные элементы, контрастные окружению, а как часть целого, например улицы, квартала, района города и т.д. [7]. Здание не рассматривается как отдельное самодостаточное произведение, оно ценно в качестве фрагмента целостной среды [6].

6. Композиционная иерархия элементов контекста.

Элементы каркаса взаимодействуют на уровне их иерархической соподчиненно-сти, формируя целостную композицию. Иерархия элементов каркаса определяется их пространственными характеристиками - местоположением, величиной, формой, функ-

циональной, эстетической и исторической ценностью.

7. Контекст как масса и пустота (масса-пустотные отношения).

В авторском понимании композиционной проблематики введения в контекст «но-

вого» формообразования в условиях исторической среды масса-пустотные отношения участка - один из ключевых аспектов и объективных критериев грамотного формотворчества (рис. 1).

Рис. 1. Карта Манхэттена, Нью-Йорк, США. Архитектор Рем Колхас Fig. 1. Map of Manhattan, New York, USA. Architect Rem Koolhaas

Параметры зданий определяются по форме и выполняются в соответствии с пропорциями центральных масштабных элементов согласно общим параметрам массо-пустотного отношения района. Все строения должны быть расположены таким образом, чтобы ансамбль при дальнейшем подразделении на отдельно стоящие здания представлял собой единое целое (рис. 2).

Для существующего градостроительного масштаба необходимо сохранение существующих размеров [8].

8. Высотность.

В исторических городах России, как правило, этажность и высота вновь возводимых зданий ограничиваются регламентом. Однако одержимый коммерческой выгодой девелопер при участии так же настроенного архитектора максимально займет застройкой все пятно земли по периметру выделяемого под строительство участка, насколько ему позволят нормы СНиП. С таким подходом историческая среда утрачивает свои ценные качества.

9. Композиционный каркас.

Любая градостроительная ткань имеет композиционный каркас. Композиционным каркасом можно назвать взаимосвязанную иерархическую систему композиционных центров (узлов, доминант), пространствен-

ных осей и связей между этими центрами. Если абстрагироваться и рассматривать город как целостную пространственную структуру (по примеру архитектонов Казимира Малевича в одном нейтральном материале, только в градостроительных масштабах), то самые габаритные пустоты (открытые пространства между тканью застройки) и будут тем самым композиционным каркасом (рис. 3). Следует, однако, отметить, что это касается только целостной градостроительной ткани с ясной структурой. Разрозненная ткань с разрывами и нечеткой морфологией требует реконструкции, и открытые пространства в ней необходимо уплотнять и структурировать относительно целостной композиционной структуры. Каркас, по А.Э. Гутнову, - «ведущая, структурообразующая часть градостроительной системы, которая охватывает область сосредоточения функциональной активности наиболее массовых процессов жизнедеятельности населения, связанных с высокой интенсивностью освоения пространства. Каркас градостроительной системы формируют главные транспортные магистрали, коммуникационные узлы, связанные с ними сооружения городского значения - общественные, деловые и другие уникальные комплексы, привлекающие массовые потоки посетителей» [1, 2].

Рис. 2. Район Нойштадт, г. Дрезден, Германия Fig. 2. Neustadt district of Dresden, Germany

Рис. 3. Город (а) и градостроительная форма (б) как целостные пространственные

структуры

Fig. 3. The city (а) and town-planning form (б) as integral spatial structures

10. Композиционные оси.

Композиционные оси - линейные

элементы в системе каркаса (по К. Линчу, «пути» [4]). Композиционными осями могут являться магистральные улицы (по А.Э. Гут-нову [1]), бульвары, реки, пешеходные улицы городского значения, то есть выраженные линейные пустоты (открытые линейные пространства между тканью застройки). Композиционные оси должны быть четко очерченными тканью застройки. Они могут быть весьма протяженными (историческая ось Парижа «Триумфальный путь» - 30 км, проспект «Диагональ» в Барселоне, рис. 4).

11. Композиционные узлы.

Композиционные узлы на уровне города формируются из пространственных элементов - комплексов зданий, площадей [4] (рис. 5).

12. Комбинаторика контекста.

Как правило, в исторических городах структура градостроительной ткани обладает таким свойством, как комбинаторика.

Комбинаторика - это раздел математики, изучающий вопрос о числе возможных способов распределения данных предметов в определенном порядке (перестановки, размещения, сочетания). По Е.С. Пронину, комбинаторика - раздел архитектурной теории, изучающий вопросы формообразования на основе различных комбинаций, или метод такого формообразования.

К примеру, особенностью застройки исторических кварталов Амстердама является блокировка (комбинирование) домов с одинаковыми габаритными параметрами по периметру кварталов.

Рис. 4. Планировочная структура. Барселона, Испания Fig. 4. Planning structure. Barcelona, Spain

Величина налога во времена строительства этих кварталов зависела от ширины фасада, поэтому старались строить в глубину, а не в ширину. Исторические дома на каналах Амстердама - сами по себе морфоти-пы, которые состоят из комбинации морфо-типов как в плане, так и на фасадах (структу-

ра фасада, окно, крыльцо, фронтон, материал отделки и т.д.) Изучив механизм комбинаторного формообразования контекста, можно вести пространственный диалог на одном архитектурном языке со средой, не нарушая сложившийся ценный градостроительный ландшафт (рис. 6).

Рис. 5. Сarre dArt - музей современного искусства. Ним, Франция. Архитектор Норман

Фостер. Площадь как узел Fig. 5. Сarre dArt - is a museum of modern art. Nim, France. Architect Norman Foster.

The square is like a knot

Рис. 6. Амстердам. Фасады домов на каналах Fig. 6. Amsterdam. Facades of houses on canals

13. Планировочные решетки контекста.

Планировочная структура исторической городской ткани в основе своей - система плоских решеток. Для включения планировочного нововведения в контекстуальную ткань необходимо установить диалог между «старым» и «новым» на уровне их плоских решеток [3].

14. Пропорциональный строй контекста.

Рисунок плана исторического города имеет пропорциональные закономерности. При выявлении этих закономерностей, вне зависимости от стилистики «старого» и «нового», появляется возможность органичного включения новых элементов композиции в существующую систему пропорциональных построений.

15. Контекст как фигура и фон.

Композиционно отношения формы

объекта и среды - это всегда фигуро-фоновые отношения. Возможны три принципиально разных сценария:

1. Органично слиться с контекстом так, чтобы определить, где новодел, а где историческая среда, что было бы крайне сложно.

2. «Сыграть» на контрасте и выделить прое ктируемое здание на фоне существующей застройки (рис. 7).

3. Тактичный диалог, в рамках которого «нововведение» органично вплетается в контекст, но не исчезает в нем, а сохраняет «свое лицо», преломляет собой контекст, внося современный вклад в развитие градостроительной структуры в рамках определенного фрагмента городской среды (рис. 8).

Многое зависит от конкретного участка (который диктует различные параметры застройки) и задач, стоящих перед архитектором. Немаловажным обстоятельством выступает высокий профессионализм и талант архитектора.

16. Визуальные коридоры.

Роль визуальных коридоров в структуре городской ткани - зрительная связь удаленных друг от друга частей данной ткани через улицы, проспекты, набережные, бульвары, магистрали (рис. 9).

Визуальные коридоры работают, как правило, в связке «путь - узел - ориентир» и важны для ориентации и целостного восприятия городского пространства [4] (например, историческая ось Парижа «Триумфальный путь» длинной около 30 км связывает визуально историческое ядро Парижа с деловым районом Дефанс, рис. 10).

а б

Рис. 7. Музей Гуггенхайма в Бильбао (а), архитектор Фрэнк Гери; Еврейский музей в Берлине (б), архитектор Даниель Либескинд Fig. 7. The Guggenheim Museum in Bilbao (a), architect Frank Gehry; The Jewish Museum in

Berlin (б), architect Daniel Libeskind

Рис. 8. Музей современного искусства MACBA. Барселона, Испания. Архитектор Ричард Майер Fig. 8. Museum of Contemporary Art MACBA. Barcelona, Spain. Architect Richard Mayer

Рис. 9. Комплекс Ijdock. Прокуратура, жилье, офисы. Амстердам. Архитекторы SeARCH.

Визуальные коридоры

Fig. 9. Complex Ijdock. The prosecutor's office, housing, offices. Amsterdam. Architects SeARCH.

Visual corridors

Рис. 10. Ось Парижа «Триумфальный путь» длинной около 30 км Fig. 10. The axis of Paris «The Triumphal Road» is about 30 km long

17. Визуальная связь нововведения с контекстом.

В проекте Центра Розенталя пространство города «втягивается» внутрь, свободно «перетекает» через весь первый этаж по горизонтали, и его движение переориен-

тируется в вертикальное. Создается, по А.В. Рябушину, непрерывность «урбанистического ковра» [9]. Концептуально «урбанистический ковер», сообщая плоскому городу трехмерность, насыщает его объемностью (рис. 11).

Рис. 11. Центр современного искусства Розенталя. Цинциннати, США.

Архитектор Заха Хадид Fig. 11. Center for Contemporary Art Rosenthal. Cincinnati, USA. Architect Zaha Hadid

18. Стилистика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во взаимодействии среды и «нововведения» стилистика играет весьма несущественную роль. Гораздо важнее габариты вновь возводимого строения, его структура,

пропорции, членения, силуэт, отделочные материалы. Значимы объемно-

пространственные отношения «старого» и «нового», а не их отсутствие [6] (рис. 12-14).

Рис. 12. Комплекс «Джинджер и Фред». Чехия, Прага. Архитектор Ф. Гери Fig. 12. Complex "Ginger and Fred". Czech Republic, Prague. Arch. F. Gehry

а б

Рис. 13. Галерея «Хинтер дем Гиссхаус 1» (а). Берлин, Германия. Архитектор Дэвид Чипперфильд. Carre dArt (б) - музей современного искусства. Ним, Франция.

Архитектор Норман Фостер Fig. 13. Gallery Hinter Dem Hisshaus 1 (а). Berlin, Germany. Architect David Chipperfield. Carre dArt (б) is a museum of modern art. Nim, France. Architect Norman Foster

Рис. 14. Театр Toneelschuur. Харлем, Нидерланды. Архитектурное бюро Mecanoo Fig. 14. Theater Toneelschuur. Haarlem, Netherlands. Arch. Mecanoo

19. Общественное озеленение.

Как правило, общественное озеленение не только улучшающая экологическую обстановку деятельность, но и важная составляющая пространственного ядра в системе открытых общественных пространств

города. Парки, скверы, бульвары, набережные притягивают к себе пешеходные потоки высокой интенсивности, тем самым являясь одновременно и рекреацией, и коммуникацией в системе городских пространств (рис. 15).

Рис. 15. Общественное и приватное озеленение Fig. 15. Public and private gardening

20. Приватное озеленение. Приватное озеленение - важная составляющая пространственного ядра квартала или двора, усадьбы в системе приватных, камерных пространств города (рис. 15).

21. Ландшафтная составляющая. Композиционно ландшафты во всем их раз-

нообразии являются частью пространственного каркаса города. Удачно, когда они представляют собой целостные структурированные образования, включенные в общегородской пространственный каркас (рис. 16).

Рис. 16. Отношение объекта к ландшафту Fig. 16. The ratio of the object to the landscape

Заключение

Рациональность вовсе не подменяется иррациональностью, но логически изучаются и многомерность элемента, и структура устройства контекста в целом. Необходима значительно более гибкая архитектура. Под гибкостью подразумевается способность к

гармоничной и синхронной трансформации фрагмента с корректировкой целого.

Городская среда - изменяющаяся система. Открытость к изменениям, пространственная ориентация, контекст - ключ к пониманию формы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Gale I. Cities for people. Alpina Pab-lisher, 2012. 277 p.

2. Lynch K. The image of the city. Moscow: Stroiizdat, 1982. 328 p.

3. Christopher A. Template language. Cities. Building. Moscow: Art. Lebedev Studio, 2014. 1096 p.

4. Zitte K. Urban construction in terms of its artistic principles. Moscow: Man. My. Lips. Ing., 1925. 232 p.

5. Потапова А.В. Методы регенерации исторических кварталов в современной европейской практике на примере района Ной-штадт (Дрезден, Германия) [Электронный ресурс] // Architecture and modern information

technologies international electronic. 2012. № 2 (19). URL: http://www.marhi.ru/eng/AMIT/2012/ 2kvart12/potapova/abstract.php (18.05.2017).

6. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. 256 с.

7. Яргина З.Н. Градостроительный анализ. М.: Стройиздат, 1984. 244 с.

8. Zeytun Zh. Organization of the internal structure of the projected architectural systems. Moscow: Stroiizdat, 1984. 160 p.

9. Рябушин А.В. Заха Хадид. Вглядываясь в бездну. М.: Архитектура-С, 2007. 336 p.

REFERENCES

1. Gale I. Cities for people. Alpina Pab-lisher, 2012. 277 p.

2. Lynch K. The image of the city. Moscow: Stroiizdat Publ., 1982. 328 p.

3. Christopher A. Template language. Cities. Building. Moscow: Art. Lebedev Studio, 2014. 1096 p.

4. Zitte K. Urban construction in terms of its artistic principles. Moscow: Man. My. Lips. Ing., 1925. 232 p.

5. Potapova A.V. Methods of regeneration of historical quarters in the modern European practice at the example of the district Nois-tadt (Dresden, Germany). Architecture and

modern information technologies international electronic, 2012, no. 2 (19). (In Russian) Available at: http://www.marhi.ru/eng/AMIT/2012/ 2kvart12/potapova/abstract.php (accessed 18.05.2017).

6. Gutnov A.E. Evolyutsiya grados-troitel'stva [Evolution of town planning]. Moscow: Stroiizdat Publ., 1984. 256 p.

7. Yargina Z.N. Gradostroitel'nyi analiz [Town-planning analyses]. Moscow: Stroiizdat Publ., 1984. 244 p.

8. Zeytun Zh. Organization of the internal structure of the projected architectural systems. Moscow: Stroiizdat Publ., 1984. 160 p.

9. Ryabushin A.V. Zakha Khadid. Vglyadyvayas' v bezdnu [Zakha Khadid. Gazing into abyss].

Критерии авторства

Финк Д., Селиванов Р.А. имеют равные авторские права. Селиванов Р.А. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила 31.05.2017 г.

Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2007. 336 p.

Contribution

Fink D., Selivanov R.A. have equal author's rights. Selivanov R.A. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

The article was received 31 May 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.