Научная статья на тему 'Свобода (движения) деконструктивизма'

Свобода (движения) деконструктивизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
438
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
DECONSTRUCTION ARCHITECTURE / ТЕКСТ / TEXT / ДЕКОНСТРУКЦИЯ / АРХИТЕКТУРА ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА / DECONSTRUCTION / ФРЭНК ГЕРИ / FRANK GEHRY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казанцева Татьяна Юрьевна

В статье рассматривается эволюция архитектурных принципов постмодернистического движения деконструктивизма, демонстрируетются его многозначность, а также возможности применения и вторжения в городскую среду. В деконструктивистской архитектуре, распространившейся в 1980-е гг., отношение к потребителю стало более радикальным, зачастую даже агрессивным. На примере канадского архитектора Фрэнк Гери выделяется целый ряд этапов строительства Музея Гуггенхайма в Бильбао, а также декомпозиция объектов и их дальнейшая реконструкция в новом виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свобода (движения) деконструктивизма»

ART

FREEDOM (MOVEMENT) DECONSTRUCTIVISM Kazantseva T.Yu. (Russian Federation) Email: Kazantseva332@scientifictext.ru

Kazantseva Tatyana Yurievna - Student, DEPARTMENT OF CONSTRUCTION OF UNIQUE BUILDINGS AND STRUCTURES, KAZAN STATE UNIVERSITY OF ARCHITECTURE AND CIVIL ENGINEERING, KAZAN

Abstract: the article examines the evolution of the architectural principles of the postmodern movement - deconstructivism, demonstrates its ambiguity, as well as the possibilities of using and invading the urban environment. In deconstructivist architecture, which spread in the 1980s, the attitude towards the consumer became more radical, often even aggressive. On the example of the Canadian architect Frank Gehry, a number of stages of the construction of the Guggenheim Museum in Bilbao are singled out, as well as the decomposition of objects and their further reconstruction in a new form.

Keywords: Deconstruction architecture, text, deconstruction, Frank Gehry.

СВОБОДА (ДВИЖЕНИЯ) ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА Казанцева Т.Ю. (Российская Федерация)

Казанцева Татьяна Юрьевна - студент, кафедра строительства уникальных зданий и сооружений, Казанский государственный архитектурно—строительный университет, г. Казань

Аннотация: в статье рассматривается эволюция архитектурных принципов постмодернистического движения - деконструктивизма, демонстрируетются его многозначность, а также возможности применения и вторжения в городскую среду. В деконструктивистской архитектуре, распространившейся в 1980-е гг., отношение к потребителю стало более радикальным, зачастую даже агрессивным. На примере канадского архитектора Фрэнк Гери выделяется целый ряд этапов строительства Музея Гуггенхайма в Бильбао, а также декомпозиция объектов и их дальнейшая реконструкция в новом виде.

Ключевые слова: архитектура деконструктивизма, текст, деконструкция, Фрэнк Гери.

Деконструктивизм - направление в современной архитектуре, начало которой было положено в 1980-х годах и основанное на развитии постмодернизма. «Термин «деконструкция» был введен в 1964 г. Жаком Лаканом, но теоретическое обоснование он получил в работах Жака Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. По определению Жака Деррида, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства» [2, с. 341]. Согласно идеям Деррида, в понятии «деконструкция» главной мыслью является не его смысл и даже не его движение, а само смещение смещения, сдвиг сдвига, передача передачи.

Критик Марк Уигли, пытаясь в целом охарактеризовать явление деконструктивизма 1980-х в архитектуре, пишет: «Деконструкция - это не разрушение. Деконструкция ставит диагноз, находит проблемные узлы в характеристике внешне стабильных структур. Деконструкция направляет усилия на то, чтобы подвергнуть сомнению наивысшие ценности структуры - гармонию, целостность, стабильность, - и предлагает взамен иную концепцию структуры, согласно которой определенные несоответствия есть свойства самой структуры. Преодолеть их нельзя, не разрушив саму структуру» [1, с. 108].

Итак, деконструктивизм - это не просто архитектурный стиль, а направление исследований. Это архитектура перехода, зарождение которой стало результатом целого ряда научных открытий и внедрения новых технологий, которые совместными усилиями разрушили ньютоновско-евклидово пространство во времени. Деконструктивизм, так широко распространившийся в 1980-х годах, не получил дальнейшего развития. В последнем десятилетии века деконструктивисты лишь завершали начатое, не продолжая ряд эпатирующих новаций. Это и является основной проблемой данного направления.

Главная цель проекта: Определить сущность понятия деконструктивизм, показать различные его проявления в архитектуре канадского архитектора-деконструктивиста Фрэнка Гери.

Главные задачи проекта:

• Определить истоки направления деконструктивизм, рассмотреть его философские принципы в работах французского философа Жака Деррида.

• Проанализировать архитектурные принципы и приемы в проектах знаменитых архитекторов-деконструктивистов.

• Изучить архитектуру канадского архитектора - деконструктивиста Фрэнка Гери, на примере Музея Гуггенхайма в Бильбао.

• Рассмотреть конструктивное решение Музея Гуггенхайма в Бильбао Фрэнка Гэри и его этапы строительства.

Итак, деконструктивизм - это, прежде всего, отказ от норм разрушения стандартов; это вызов, синтез философии и архитектуры, имеющий такие особенности: нестабильность и напряжение, динамичность, фрагментирование, изломанность форм, отказ от привычной геометрии Эвклида, создание оптических иллюзий, соединение строения с окружающим контекстом.

Деконструктивизм многолик. В нем используется множество различных нестандартных методов и приемов. Заха Хадид строит бессистемные хаотичные композиции из заостренных плоскостей, Группа «Куп Химмель-блау» раскрывает «психограммы разрушения», Рем Кулхаас создает гипертрофированные окрашенные варианты брутальных форм раннего конструктивизма. Хироми Фуджи методично разрезает четкие геометрические фигуры. Фрэнк Гери развивает линию искусства и процесса, стоящих за пределами идеологии или иных социальных программ.

Он сравнивает деконструкцию с чем-то неотразимым, неимоверно сложным и в то же время, лаконичным, обыденным. Его «произведения» внедряются в любую среду кричащими ломаными формами и конструкциями, сложными для визуального восприятия. Архитектура для Гери становится языком, на котором архитектор общается с миром: обломы, перекосы, невообразимые геометрические формы.

В качестве примера рассмотрим, всем известный Музей Гуггенхайма в Бильбао, который представляет собой огромное выставочное пространство из каменных, стеклянных и титановых нагромождений, повторяющих контуры реки Нервион. Это сочетание сложных линейчатых поверхностей и их пересечений, криволинейных конструкций, «подрезанных» углов. Кроме неправильной формы объемов, архитекторами также были рассмотрены и традиционные параллелепипеды - в требованиях фонда Гуггенхайма были и прямоугольные помещения для администрации и классических выставочных залов.

Строительство Музея Гуггенхайма в Бильбао велось в несколько этапов:

• 1 этап. Подготовительный.

Финансирование проекта и строительство сооружения, подготовка проектно-сметной документации, разработка макетов, оцифровка готовой модели с помощью компьютерной программы БОСЛБ.

• 2 этап. Строительство нулевого цикла.

Подготовка строительной площадки, разметка осей здания, земляные работы, фундаментальные работы.

• 3 этап. Строительство основного цикла.

Возведение стального каркаса, состоящего из решетчатых трехметровых секций (создание изгибов и неровностей на местах сочленений), облицовка здания гнутыми титановыми листами и плоским стеклом, внутренние работы, отделка фасада.

• 4 этап. Благоустройство территории. Озеленение участка.

• 5 этап. Введение в эксплуатацию.

Мы проследили истоки зарождения постмодернистического движения -«деконструктивизм», рассмотрели его творческие составляющие и возможности, авторскую индивидуальность на примере канадского архитектора Фрэнка Гери. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: стиль деконструктивизм - один из путей будущего. Он устремляет время постройки вперед, выявляя сегодня ее потенциальные грядущие состояния. Будущее становится настоящим, а настоящее сокращается до мгновения. Художественное время произведений этого стиля обгоняет время физическое.

Список литературы /References

1. Добрицына И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 416 с.

2. Неботова Е.С. Эволюция художественных принципов постмодернизма в архитектуре деконструктивизма. Москва, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.