Научная статья на тему 'Эволюция художественных принципов постмодернизма в архитектуре деконструктивизма'

Эволюция художественных принципов постмодернизма в архитектуре деконструктивизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2002
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА / АРХИТЕКТУРА ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА / ТЕКСТ / ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ / ДЕКОНСТРУКЦИЯ / ARTISTIC PRINCIPLES OF POSTMODERNISM / ARCHITECTURE OF DECONSTRUCTIVISM / TEXT / LANGUAGE OF ARCHITECTURE / DECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Неботова Елена Сергеевна

В статье рассматривается эволюция художественных принципов постмодернизма в архитектуре деконструктивизма. В деконструктивистской архитектуре, распространившейся в 1980-е гг., отношение к потребителю стало более радикальным, зачастую даже агрессивным. Архитекторы-деконструктивисты занялись более глубоким исследованием проблем современной архитектуры, поиском новых форм. Основываясь в своих поисках на философии Ж. Деррида и его принципе деконструкции, а также на опыте авангарда 1920-х гг., они прибегали к декомпозиции объекта и его дальнейшей реконструкции в новом виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF ARTISTIC CONCEPTS OF POSTMODERNISM IN THE ARCHITECTURE OF DECONSTRUCTIVISM

The paper considered evolution of artistic concepts of Postmodernism in the architecture of deconstructivism. In deconstructive architecture that was widespread in the 1980-ies, attitude towards the consumer became more radical, often even aggressive. Deconstructive architects were engaged into a thorough study of challenges the contemporary architecture has faced, in search of new shapes. Based in their search on philosophy by J. Derrida and his principle of deconstruction, and taking into account experience of the avant-garde of the 1920-ies as well, they resorted to decomposition of an object and its further reconstruction in a new shape.

Текст научной работы на тему «Эволюция художественных принципов постмодернизма в архитектуре деконструктивизма»

УДК 72

Неботова Елена Сергеевна,

аспирант кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств, e.nebotova@gmail.com,

ЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ПОСТМОДЕРНИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА

В статье рассматривается эволюция художественных принципов постмодернизма в архитектуре деконструктивизма. В деконструктивистской архитектуре, распространившейся в 1980-е гг., отношение к потребителю стало более радикальным, зачастую даже агрессивным. Архитекторы-деконструктивисты занялись более глубоким исследованием проблем современной архитектуры, поиском новых форм. Основываясь в своих поисках на философии Ж. Деррида и его принципе деконструкции, а также на опыте авангарда 1920-х гг., они прибегали к декомпозиции объекта и его дальнейшей реконструкции в новом виде.

Ключевые слова: художественные принципы постмодернизма, архитектура деконструктивизма, текст, язык архитектуры, деконструкция.

Nebotova Elena Sergeevna,

Postgraduate, Chair of Theory of Culture, Ethics and Esthetics, Moscow State University of Culture and Arts,

e.nebotova@gmail.com

EVOLUTION OF ARTISTIC CONCEPTS OF POSTMODERNISM IN THE ARCHITECTURE OF

DECONSTRUCTIVISM

The paper considered evolution of artistic concepts of Postmodernism in the architecture of deconstructivism. In deconstructive architecture that was widespread in the 1980-ies, attitude towards the consumer became more radical, often even aggressive. Deconstructive architects were engaged into a thorough study of challenges the contemporary architecture has faced, in search of new shapes. Based in their search on philosophy by J. Derrida and his principle of deconstruction, and taking into account experience of the avant-garde of the 1920-ies as well, they resorted to decomposition of an object and its further reconstruction in a new shape.

Keywords: artistic principles of Postmodernism, architecture of deconstructivism, text, language of architecture, deconstruction.

Постмодернизм как направление в искусстве конца ХХ в. опирался на философию постструктуралистов, основным концептом которых был мир как текст. И если в модерне автор держит в руках все нити сюжета, имея четкий замысел и ясно осознавая свои цели, он осуществляет тотальную власть над своим творением, то в постмодернизме произведения строятся на основе деконструкции, причем последняя - «не критика, не анализ, не метод, но художественная транскрипция философии на основе эстетики искусства и гуманитарных наук» [2, с. 113]. Практически деконструкция - это погружение внутрь одного текста, чтобы создать другой текст, смешать один текст с другим или построить один текст в другом.

Подобный подход к тексту, в том числе архитектурному, позволил по-новому взглянуть на уже созданные произведения, выявив в них новые смыслы, значения, коды.

Термин «деконструкция» был введен в 1964 г. Жаком Лаканом, но теоретическое обоснование он получил в работах Жака Деррида. Деконструкция, согласно Деррида, - это разложение на части, расслоение, чтобы понять, как данная структура была сконструирована, и ее дальнейшая реконструкция. Целью такого анализа является нарушение или даже уничтожение бинарных оппозиций, релятивизация их отношений. Постмодернисты делают предметом своего деконструктивного анализа «всеобщий текст», охватывающий весь культурный интертекст. Поэтому Деррида разрушает оппозицию текст-контекст: «Открытость не только текста, но и контекста, вписанного в бесконечное множество других, более широких контекстов, стирает разницу между текстом и контекстом, языком и метаязыком. Это не означает их превращения в единый гомогенный текст: тексты имманентно гетерогенны, задача исследователя - извлечь из них те металингвистические ключи, которые при новом погружении в контекст проявят глубинную тему творчества» [4, с. 21].

Деконструктивисты в архитектуре пытаются заново определить, что такое конструкция.

Деконструктивист - «архитектор-ироник», отличающийся тонким вкусом, способностью переописания общепринятых явлений. Архитектурные теории становятся движущими импульсами в зодчестве. Деконструктивист Питер Эйзенман (Peter Eisenman), по убеждению Чарльза Дженкса, основного теоретика архитектуры постмодернизма, пример безостановочных трансформаций теоретических установок. Другой из лидеров деконструктивизма - Заха Хадид (Zaha Hadid) - оценивала деконструктивистский поворот как единственно возможный путь для современного архитектора. Она утверждала, что необходим пересмотр архитектуры, ее развитие в сторону изобретательности, образности: «Мы не выполняем своего долга, если продолжаем создавать нечто подобное кондитерским изделиям. У нас есть один путь - идти по направле-

нию, предложенному экспериментами ранних модернистов. Их усилия были опрокинуты, их проекты не были реализованы. Задача наша состоит не в том, чтобы воскресить их, а в том, чтобы продвинуться дальше» [3, с. 108].

Критик Марк Уигли, пытаясь в целом охарактеризовать весьма неоднородное явление деконструктивизма 1980-х в архитектуре, пишет: «Деконструкция - это не разрушение. Деконструкция ставит диагноз, находит проблемные узлы в характеристике внешне стабильных структур. Деконструкция направляет усилия на то, чтобы подвергнуть сомнению наивысшие ценности структуры - гармонию, целостность, стабильность, - и предлагает взамен иную концепцию структуры, согласно которой определенные несоответствия есть свойства самой структуры. Преодолеть их нельзя, не разрушив саму структуру» [3, с. 108].

Сложившийся деконструктивист обладает особым качеством - открывателя феноменов необычного в известном контексте. Деконструкция, по мнению Уигли, «...специфическое вмешательство в контекст. Понятие внутреннего и наружного коренным образом нарушается... Ощущение замкнутости, защищенности пропадает. Состояния стабильности и покоя больше не существует... Тревога, рожденная деконструктивистской архитектурой, не является результатом индивидуальной реакции на нее. Здесь нарушается ряд глубоко укоренившихся в культуре представлений, лежащих в основе восприятия архитектуры, - гармонии, устойчивости, цельности» [3, с. 109].

Деконструктивизм, как и авангард 1910-1920-х гг. - сознательная стратегия преодоления классики. Его тактика направлена на разрушение целостности и самого фундамента, способного производить целостность. И если авангард 1910-1920-х гг. осознавал себя как некий исток, начало новой архитектуры века индустриализации, то деконструктивизм 1980-х в своей неутомимой работе, нацеленной на отрицание, осознавал себя промежуточной эпохой. При всем том, что авангард 1920-х и деконструктивизм 1980-х в архитектуре придерживались единой стратегии в отношении задачи преодоления классики, их тактические приемы различны. Авангард хотел утвердить новый порядок, легитимизировать свои новации. Деконструктивизм же доводит до крайности, до абсурда тенденцию разрушения, антигуманности, хаотичности, особых состояний типа «ризома», намеренно создает весьма характерные «лабиринтные» модели реальности, особые симулятивные формы, неподлинные объекты, логические головоломки, принципиально неразрешимые. Авангард 1910-1920-х гг. в архитектуре связывается с утопической целью изменить общество, неоавангардный импульс деконструктивизма сосредоточен на создании архитектурного портрета современного общества, несмотря на утверждения его лидеров о полной своей асоциальности.

Архитекторы, обращающиеся к деконструкции, выбирают самые неожиданные ракурсы переописания объектов. И поэтому картина деконструктивистской архитектуры чрезвычайно пестра.

П. Эйзенман стал первым пытаться трансформировать в архитектуру идею беспрестанно меняющегося неопределенного текста, подчеркивая «де-центрирование» человеческого субъекта. С его теоретических работ и практики в середине 1980-х гг. началось развитие идей деконструктивизма в архитектуре.

Эйзенман в первую очередь исследовал архитектуру как идею, а основными источниками вдохновения для него являлись тексты Ж. Деррида и психоанализ. Совместно с Деррида он создал проект «Хоральное произведение», включающий в себя литературный и архитектурный дискурс. При этом Деррида выступил в качестве дизайнера, а Эйзенман - как литератор. Это были две параллельные работы, которые были одновременно и независимы друг от друга, и в тесной корреляции между собой. В результате возник образец многоголосой, многоязыкой «архитектуры-полиглота». «Словесный дизайн» включает в себя хореографию, музыку, пение, ритмические эксперименты.

Структуралистские дома Эйзенман (от I до VII) создавал, не задумываясь над тем, насколько экспериментальные формы пригодны для жилья. Их называли домами мазохистов, созданными архитектором-садистом.

Концепцией еще одного проекта Эйзенмана, который называется «Чердак Тома» в Нью-Йорке, является переоценка самого понятия дома как укрытия, несущего метафору космоса. Традиционная метафизика выворачивается наизнанку. Эйзенман прямо заявляет о своем желании сделать постройку «некомфортабельной». Он играет модернистскими модульными решетками, вызывая внешний эффект беспорядочного наложения их друг на друга, делает нарочито сбитыми и несовпадающими ритмический шаг стен и перегородок и шаг элементов подвесного потолка, скашивает углы, подрезает горизонтали, отрубает части опор. Все эти приемы

своеобразно обогащают пластику интерьера, усиливают остроту восприятия, но делают пространство негуманным, постоянно меняющимся при передвижении в нем. Зритель испытывает чувство неуверенности, примерно такое же, какое испытывает человек, впервые попавший за кулисы во время смены декораций. Чувство неуверенности заставляет зрителя воспринимать архитектуру не подсознательно, как это чаще всего происходит, а осознанно, вступая с ней в диалог.

Бернард Чуми (Bernard Tschumi) мыслит свое творчество в разрыве между архитектурой и ее теорией. Он ставит своей целью исследование самого архитектонического мышления. Посредством сдвига форм, посредством разрушения ожиданий он хочет ускользнуть от власти архитектуры, которую он понимает как желание господствовать. Он упрекает логоцентризм в том, что тот предоставляет всеобъемлющее объяснение всему и стремится к тоталитарности.

В 1985 г. Чуми приглашает Ж. Деррида принять участие в проектировании Парка Ла Виллет в Париже. Цель набросков к проекту Парка Ла Виллет поставить под сомнение понятие единства. Для Чуми вещи вообще не имеют начала и конца. Идея порядка постоянно подвергается сомнению и пересматривается. Тотальность порядка всегда колеблется. Чуми хотел доказать этим проектом, что возможно построить комплексную архитектурную организацию, не прибегая к традиционным правилам композиции.

Парк Ла Виллет стремится к архитектуре, которая не значит ничего. Каждый наблюдатель должен проецировать на нее свою собственную интерпретацию. Архитектурный проект не должен свидетельствовать ни о какой абсолютной истине, так как каждое значение является лишь только его возможной интерпретацией. Он требует пустой формы, а не наполненности.

Сам архитектор говорил: «Любые отношения между зданием и людьми, его использующими, - это отношения насилия, поскольку любое использование означает вторжение человеческого тела в данное пространство, вторжение одного порядка в другой» [1, с. 123].

Деконструктивизм многолик. В нем используется множество иных принципов и приемов. Фрэнк Гери (Frank Gehry) развивает линию «демонтажа и сборки не по правилам». Бюро «Архитектоника» пересматривает супрематизм. Заха Хадид строит хаотичные композиции из заостренных плоскостей, усиливает динамизм супрематических композиций. Группа «Куп Химмель-блау» (Coop Himmelb(l)au) демонстрирует «психограммы разрушения», работает с «осколочной» эстетикой. Рем Кулхаас (Remment Koolhaas) создает гипертрофированные сюрреалистически окрашенные варианты брутальных форм раннего конструктивизма. Хироми Фуджи (Hiromi Fuji) методично расслаивает, разрезает четкие геометрические фигуры, произвольно сдвигая слои и элементы.

Деконструктивизм, широко распространившийся в 1980-е гг., не получил дальнейшего развития. В последнем десятилетии века деконструктивисты лишь завершали начатое, не продолжая ряд эпатирующих новаций, угасала и популярность деконструктивистской философии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Tschumi B. Architecture and Disjunction. - Cambridge: MIT Press, 1996. - 268 p.

2. Деррида Ж. Письмо и различие. - СПб: Академический проект, 2000. - 432 с.

3. Добрицына И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.

4. Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. - Москва-Санкт-Петербург: Изд-во «Центр гуманитарных инициатив. Университетская книга», 2009. - 495 с.

REFERENCES

1. Tschumi B. Architecture and Disjunction. - Cambridge: MIT Press, 1996. - 268 p.

2. Derrida Zh. Pis'mo i razlichie. - SPb: Akademicheskij proekt, 2000. - 432 s.

3. Dobricyna I.A. Ot postmodernizma - k nelinejnoj arhitekture: Arhitektura v kontekste sovremennoj filosofii i nauki. -M.: Progress-Tradicija, 2004. - 416 s.

4. Man'kovskaja N.B. Fenomen postmodernizma. Hudozhestvenno-jesteticheskij rakurs. - Moskva-Sankt-Peterburg: Izd-vo «Centr gumanitarnyh iniciativ. Universitetskaja kniga», 2009. - 495 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.