Раздел 1. Градостроительство
УДК 721.001
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НЕЛИНЕЙНОЙ АРХИТЕКТУРЫ. ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Гоенко М.А.*, Сидорова В.В.**
Академия строительства и Архитектуры, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Адрес: г. Симферополь, ул. Киевская, 181
е-mail*: [email protected]; е-mail**: [email protected]
Аннотация. В статье анализируется зарубежный и отечественный опыт применения объектов нелинейной архитектуры в городах, выявляются основные предпосылки возникновения нелинейного направления, а также описываются особенности функционирования и развития нелинейной архитектуры в городах России. Особое внимание уделено непосредственно российским экспериментам в сфере нелинейности с учётом особенностей каждого рассматриваемого федерального округа.
Ключевые слова: архитектурный процесс; компьютерные технологии; формообразование; современная архитектура; нелинейная архитектура.
Введение
Рубеж ХХ-ХХ! веков считается переходным этапом от постиндустриальной эпохи к информационной, которая характеризуется радикальными переменами в развитии науки и техники, философии, а как следствие этого, -теории архитектуры и концепции архитектурного формообразования. Переживая периоды кризисов, нестабильности и радикальных перемен, архитектура обрела тесные связи с новыми технологиями, философией, математикой и иными науками. Дискуссии в сфере архитектуры распространяются и на другие аспекты культуры, например, на музыку и литературу. Также мы можем наблюдать и обратный эффект, когда иные области науки и творчества оказывают влияние на архитектуру и градостроительство.
Новое течение, пришедшее на смену таким стилям, как постмодернизм и деконструктивизм, получило название «нелинейная архитектура» благодаря теоретику архитектуры Чарльзу Дженксу. Практически с момента своего возникновения нелинейное направление демонстрировало отказ от традиционного архитектурного мышления и, несомненно, вызвало массу противоречий, споров и дискуссий.
Предметом исследования данной статьи является зарубежный и отечественный опыт применения нелинейной архитектуры в проектировании. Объект исследования -нелинейная архитектура и её подразделы.
Анализ публикаций, материалов, методов
В исследовании основных этапов возникновения и развития нелинейной архитектуры лежит анализ публикаций отечественных и зарубежных теоретиков и практиков архитектурно-градостроительной мысли и деятельности. Исследование и структуризация теоретических
концепций опирается на системный подход в описании предпосылок нового архитектурного движения. Системный подход прослеживается также в увязке новейшего направления с существующей застройкой, выявлении
оптимального синтеза архитектурных стилей на основе анализа предыдущих эпох.
Цель и постановка задач исследований
Цели исследования - проанализировать мировой опыт нелинейного проектирования, выявить исторические предпосылки возникновения данного направления, а также выявить основные важные события в процессе развития нелинейного направления.
Задачи исследования:
1. Выявить основные предпосылки возникновения нелинейного направления в архитектуре;
2. Определить значение нелинейной архитектуры в историческом контексте архитектурных течений;
3. Проанализировать основные важные события в процессе развития нелинейного направления на рубеже веков.
Актуальность данной темы заключается в необходимости синтеза научных знаний, относящихся к сочетанию традиционной и новейшей архитектуры. Стоит заметить, что новшества в области науки и техники повлекли за собой преобразование также и мировоззренческой парадигмы. Эти изменения не могли не затронуть архитектурное и градостроительное проектирование.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит:
- в возможности применения полученных научных знаний в проектировании и строительстве;
- при выявлении оптимальных подходов к проектированию зданий в различных условиях;
- для поиска многовариантности решения тех или иных архитектурных и градостроительных задач.
Основной раздел с результатами и их анализом
Прежде всего, следует отметить основные предпосылки возникновения нелинейного направления в архитектуре. Первыми экспериментами в создании нелинейных архитектурных форм считаются проекты экспрессионистов времен Первой Мировой войны. Центром возникновения архитектуры экспрессионизма считается Германия времен 1920-х годов. Среди наиболее известных твроцов того времени можно выделить Эрика Мендельсона, Ганса Шаруна, Ганса Пёльцига, Германа Финстерлина. Символом архитектуры XIX века считается здание астрофизической лаборатории в Потсдаме под названием «Башня Эйнштейна», спроектированное Эриком Мендельсоном в 1921 году. (Рис. 1). Одной из ключевых работ о становлении «новых образов» в архитектуре рубежа XIX - XX вв. является книга английского исследователя Коллина Роу «Прозрачность». Трансцендентальный характер «призрачно-прозрачной» архитектуры находит отражение в павильоне Бруно Таута. (Рис. 2) [2,с. 11]
Вышедшая в 1988 г. работа Жиля Делеза «Складка. Лейбниц и барокко» повлияла на сознание архитекторов в сфере нелинейности [1,с. 138]. Концепция «складки» впервые была предложена в 1993 году группой архитекторов, среди которых можно выделить лидера Питера Айзенманна.
Грандиозным «толчком» в возникновении новейших направлений в архитектуре и градостроительстве стала научно-техническая революция, в особенности, ознаменовавшаяся появлением
третья первых
её волна, ЭВМ и
робототехники. Особую значимость революция приобрела в середине 90- х годов. Основная роль в развитии нелинейного проектирования отводится компьютерным технологиям и появлению новых строительных материалов.
Рис. 1. «Башня Эйнштейна».Эрик Мендельсон.
HcTO4Hm:http://tehne.com/event/arhivsyachina/arhitekt ura-germanii-1918-1945
В 1993 году архитектор- теоретик Грег Линн разработал принципы формообразования: Bleb
(Пузырь), Blob (Блоб), Fold (Складка), Flower (Цветок), Shred (Лоскут), Branch (Ветвь), Skin (Кожа), Strand (Переплетение), Teeth (Зубы), Lattice (Пространственная решетка). Данные принципы стали грамматикой нового архитектурно-компьютерного языка [4].
Рис. 2. Павильон Бруно Таута. 1914 г. Иcтoчник:http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/170987/Ta ут
Чтобы понять, чем нелинейная архитектура может помочь российским архитекторам, достаточно взглянуть на отечественный архитектурный процесс последних 70-80 лет. Так, в 30-50-е годы в России господствовал сталинский ампир. В период 60-70-х годов в отечественной практике происходило вытеснение из архитектуры художественного начала. Чуть позже, в 70-80-е годы, возникло движение «бумажной архитектуры». Архитектурная ситуация 90-х годов оказалась в нескольких временах сразу как в сфере культуры, так и экономики, идеологии, рыночных отношений [1, с. 343].
Среди отечественных школ архитектурного формообразования особо следует отметить Лабораторию архитектурной бионики ЦНИИТИА (ныне НИИТАГ), которую долгие годы возглавлял Ю.С. Лебедев [5, с. 53].
Краткий обзор зарубежного опыта. Воплощение объектов нелинейной архитектуры в жизнь можно датировать 1980-ми и началом 1990-х годов. В особенности, можно выделить архитекторов из Нью-Йорка Питера Айзенманна, Дэниела Либескинда, а также Фрэнка Гери из Санта- Моники. В начале 1990-х Айзенманн создал знаменитый, хоть и противоречивый Аронофф-Центр в Цинциннати (рис. 3), Фрэнк Гери -Музей Гуггенхейма в Бильбао (рис. 4). Среди шедевров 1990-х годов также можно отметить Еврейский музей в Берлине, спроектированный Дэниелом Либескиндом
(рис. 5) и Город культуры Галисии Питера Айзенманна
рис. 6).
Рис. 3. Аронофф-Центр в Цинциннати. Питер Айзенманн. США, 1989-1996 г. Исmo4HUK:arquiteturacontemp. blogspot.com
В 1998 году популярным стилем в мировой архитектурной практике становится деконструктивизм. Труды Чарльза Дженкса, Жака Деррида, Жиль Делёза, находят отклик в постройках Даниеля Либескинда, Вольфа Д. Прикса и многих других.
В 2002 году наступает пик форм, выдержанных в духе деконструктивизма: со свойственными угловатыми формами, начиная с 1980-90-х годов, проектировали архитекторы П. Айзенман, Д.Либескинд, Б. Чуми, а также и З. Хадид, Ф. Гэри, Р. Колхас. Чтобы внести разнообразие в формообразование, архитектор того времени начинает искать вдохновения в окружающей природной среде. Грег Линн проектирует музей «Арка мира», а Ларс Спойбрук «Мягкий офис».
Характерными примерами являются проекты З.Хадид, Х. Рашида, Р. Роджерса, С. Калатравы, Н. Гримшоу.
В числе представителей нелинейного направления стоит также отметить архитектурные сообщества, ассоциации и бюро. Группы «ARM», Kohn Pedersen Fox (KPF), «Un-studio», «Morfosis», бюро «Ушида-Файндлей» и другие внесли вклад в развитие нелинейной архитектуры. К примеру, архитектурное сообщество KPF создало проект строительства торгового комплекса «Riverside 66». Здание располагается на набережной и визуально напоминает продолжение реки, «впадающей» в жилые кварталы.
Рис. 5. Еврейский музей в Берлине, Дэниел Либескинд, 1990 г.
^mo4HUK:http://archi.ru/uar/event 3321
Рис. 6. Город культуры Галисии. Проект. Питер Айзенманн, 1999 г.
Источнuк:http://archi.ru/uar/event_3321 Отечественный опыт. В России нелинейная архитектура, как правило, используется в тех случаях, когда ее применение продиктовано функциональными требованиями. Самые распространенные объекты - это общественные здания и сооружения, к примеру, кинотеатры, культурно - зрелищные центры или горнолыжные склоны. Индивидуальные жилые дома и жилые комплексы встречаются значительно реже и, как правило, отличаются более спокойными и визуально уравновешенными формами.
Одним из первых сооружений, отражающих в себе принципы нелинейности в России, стал бизнес-центр «Москва-Сити», построенный в 1995 году. Яркой доминантой центра можно считать башню- небоскреб «Эволюция», в основу формообразования которой легли принципы бионики, а именно- нить ДНК человека (рис. 7).
Рис. 4 Музей Гуггенхайма в Бильбао. Фрэнк Гери. 1997 год.
Источник: http://usec.opu.ua/information/bilbao
Рис. 7. Бизнес-центр «Москва-Сити». Башня «Эволюция», Архитектор Тони Кеттл. 2011 г.
Источник: http://строй-сибирь.рф/новости/2723/
Еще одним объектом, считающимся предпосылкой к появлению нелинейных объектов в России, стал административный комплекс для органов власти Подмосковья. Комплекс был создан в 2004-2007 гг. в Мякининской пойме реки Москва. Создателем здания является Михаил Хазанов. Проектом было предложено здание, повторяющее своей формой русло реки и раскрывающееся главным фасадом в ее сторону (рис. 8).
Далее мы рассмотрим наиболее яркие примеры зданий и сооружений России, спроектированных по принципам нелинейности в период с 2005 года по нынешнее время.
Рис. 9. Вокзал «Олимпийский парк» 2014 г.
Фото: Алексей Народицкий
Рис. 8. Административный комплекс для органов власти Подмосковья. Архитектор Михаил Хазанов.
Источник: http://строй-сибирь.рф/ новости/2723/
Южный федеральный округ. На появление в Южном федеральном округе современных архитектурных объектов, в большей степени повлияли события 2014 года. XXII Зимние Олимпийские игры оставили после себя в Сочи обширное архитектурное наследство. Одним из главных объектов Олимпийских игр 2014 стал Олимпийский парк, расположенный в Имеретинской низменности города Сочи (рис. 9). Парк представляет собой комплекс зданий и сооружений для проведения спортивных соревнований. В плане территория парка имеет криволинейную структуру, что прекрасно соответствует прибрежному ландшафту, плавно поднимающемуся от берега моря к вершинам гор. Данные ландшафтно-градостроительные
особенности предоставили архитекторам широкие возможности для нелинейного проектирования. В число объектов, спроектированных в тенденциях нелинейности, вошли: стадион «Айсберг», Ледовый дворец «Большой», Адлер-Арена, главный стадион «Фишт» и, несомненно, Главный Олимпийский факел. Динамику маршрута к главной олимпийской площади задает архитектура вокзала
«Олимпийский парк», спроектированного с применением методов параметрического моделирования (рис. 10).
Рис. 10 Олимпийский парк в г.Сочи. 2014 г. Источник:http://ic.pics.livejournal.com/drugo i/484155/8853278/8853278_original.jpg
Среди наиболее знаковых современных архитектурных произведений Южного
федерального округа также можно выделить торговый центр OZ Молл в Краснодаре (рис. 11). Главные фасады здания выделены перетекающей серебристой оболочкой, подчеркивающей основные видовые раскрытия объекта на крупные анспортно- пешеходные связи.
Рис. 11 Торговый центр OZ Молл в г. Краснодар.
Источник:http://air-krasnodar.pro/pano/thumb/2014_01_oz.jpg
В Крыму ярким представителем нелинейной архитектуры можно считать отель «Мрия» в п. Понизовка, спроектированный Норманом Фостером в 2013-2014 гг. (рис. 12). Уникальная архитектура курорта, выполненная по проекту знаменитого зарубежного архитектора, прекрасно сочетается с крымскими пейзажами и динамичным прибрежным ландшафтом.
Рис. 12. Rixos Yalta Mriya, Foster + Partners
http://ruinformer.com/page/v-krymu-otkrylsja-novyj-otel-rixos-yalta-mriya-5-zvezd
Приволжский федеральный округ. В целом, архитектура приволжского федерального округа обладает большей сдержанностью и консервативностью, нежели зодчество южных соотечественников. Однако, среди современных архитектурных объектов приволжья можно выделить здания, отражающие в себе тенденции нелинейности и подчеркивающие уникальность выбранного региона строительства.
Одной из самых ярких архитектурных достопримечательностей приволжского региона можно считать Конгресс-Холл республики Башкортостан. Здание построено в г. Уфа по проекту Киокадзу Араи и Ришата Муллагильдина (рис. 13). Архитектура Конгресс-холла характеризуется использованием пространственных, формообразующих, колористических прототипов башкирской культуры для формирования современной национальной архитектуры. Олицетворением такого стиля стал криволинейный остеклённый фасад с башкирским орнаментом, повторяющий изгибы прибрежной часть реки Белая [7]. В 2008 году здание было удостоено премии Салавата Юлаева в области архитектуры, а в 2016г. стало лауреатом престижной международной премии Russian Business Travel & MICE Award.
Рис. 13. Конгресс- Холл республики Башкортостан
Источник:
http://kudaufa.ru/place/concert/kongress-xoll/
Центральный федеральный округ. Административным центром и крупнейшим городом центрального федерального округа является г. Москва. Сочетание многолетнего архитектурного наследия прошлых веков и уникальных современных зданий и сооружений с богатым набором функций, год за годом служит катализатором в привлечении туристов, а развитая экономика позволяет финансировать строительство необычных по форме зданий.
Одними из экспериментаторов в сфере необычных архитектурных форм стали творцы компании НЛК- Домостроение (рис. 14). Выполненный архитекторами данной компании объем представлен необычной надстройкой на одном из малоэтажных офисных зданий. Бионический, как его называют, пиксельный фасад -новое и неординарное решение для традиционного материала, привычный сруб и фахверк в одном здании, незаметно для наблюдателя перетекают один в другой [8]. Здание стало лауреатом премии в области деревянной архитектуры, а также обладателем многих наград в сфере эко-строительства.
Рис. 14. «Дом на крыше» компании НЛК
«Домостроение», г.Москва.
Источник: http://green-city.su/dom-kotoryj-zhivvot-na-krvshe/
Следующий объект представляет собой крупный торговый центр ЕвроПарк. (рис. 15) Изогнутое в плане здание, напоминающее змею, было построено на Рублевском шоссе в 2015 году. Форма торгового центра продиктована, в большей мере, ландшафтными особенностями выбранной для проекта территории: отметка дороги, с которой раскрывается вид на здание, на 15 метров выше нулевой отметки самого здания. По мнению архитектора проекта, выбранная криволинейная форма сможет визуально раскрыть параметры объекта с дальних точек и сделать здание более сомасштабным человеку, находящемуся
непосредственно на территории центра.
Рис. 15. Торговый центр Евро Парк, г.Москва.
Источник:http.•//docent.msk. ru/lj/helirussia201 3/62^1505113.jpg
Северо- западный федеральный округ.
Северная и северо-западная часть Российской Федерации вот уже много лет славится обилием традиционной исторической застройки от деревянного зодчества до классицизма, а позже - модерна. Современная архитектура в данной ситуации оказывается в весьма жёстких условиях.
Чтобы не нарушать сложившийся традиционный образ северо- западного российского зодчества, архитекторам приходится проявлять большую осторожность в выборе формы, размеров, стиля и даже цвета того или иного произведения. Поэтому современные нелинейные архитектурные объекты в данном регионе встречаются нечасто и, как правило, размещаются в новых районах.
Примером может послужить одно из зданий жилого комплекса «Балтийская жемчужина» в г.Санкт-Петербург. Над проектированием рассматриваемого объекта трудились известные российские и китайские архитекторы. Для города «Балтийская жемчужина» является важным знаковым проектом, представляя собой первый опыт комплексного освоения территории. Административное здание данного жилого комплекса можно считать доминантой всего проектируемого образования благодаря необычной криволинейной форме, отражающей символику комплекса (рис. 16). Объект выполнен в традициях бионической архитектуры и прекрасно сочетается с окружающей
Рис. 16. Административное здание жилого комплекса «Балтийская жемчужина», г.Санкт-Петербург.
Источник'Мр://Ьреаг1.пв(/ир1оа^1Ь1оск/аЬ6/ ab684ff7b46458 7ee40d767268a7259e.jpg
Ещё один нелинейный объект северо-западного федерального округа расположен в г. Светлогорск Калининградской области и представляет собой театр эстрады под названием «Янтарь-холл» (рис. 17). Здание расположено на берегу моря и гармонично вписано в природный ландшафт благодаря перетекающей
Рис. 17. Театр эстрады «Янтарь-холл», г. Светлогорск.
ИсточникМр:/^628727.ук.теЛ'62872 7673/13c54/mI dmbrCmKME.jpg
Уральский федеральный округ.
Архитектура Уральского федерального округа весьма разнообразна. Последние десятилетия на территории ряда городов активно экспериментируют зарубежные и отечественные архитекторы. К сожалению, большинство проектов так и остаются «на бумаге». Тем не менее, в числе реализованных замыслов архитекторов встречаются здания, способные обновить облик города и заинтересовать туристов.
Академия шахмат в г. Ханты-Мансийск, спроектированная известнейшим архитектором Эриком ванн Эгераатом стала одним из немногих произведений, реализованных по генплану 2008 года накануне экономического кризиса. В 2010 году здание Академии шахмат было удостоено премии Best Building, ("Дом года"). Также, жюри премии «Приметы городов» удостоило проект призом «Made in Future/Сделано в будущем»за наиболее оригинальный новейший проект, воплощенный с использованием революционных материалов и технологий возведения (рис. 18).
Рис. 18 Шахматный клуб, г.Ханты-Мансийск, 2010г.
Источник:
https://www.chess. com/article/view/the-10-best-chess-cities-in-the-world
Следующий объект представляет собой торговый центр под названием «Вершина», расположенный в городе Сургут. (рис. 19) Крупное белоснежное здание от Эрика ван Эгераата и впрямь напоминает вершину ледяного айсберга. Внутренняя организация здания также поражает своим великолепием. Главный зал центра украшен декоративным ледяным конусом. Если смотреть на здание снизу, то благодаря его виду, создаётся впечатление, что здание намного больше, чем на самом деле.
Рис. 19. Торговый центр "Вершина" от Эрика ван Эгераата, г. Сургут, 2011 г.
Источник: фото Алексея Народицкого Сибирский федеральный округ.
Архитектурной столицей Сибирского федерального округа, без сомнения можно считать город Новосибирск. В Новосибирске уникальным образом сочетаются традиционные исторические постройки, здания советской эпохи и современная нелинейная архитектура. Некоторые жители и гости города называют Новосибирск «хранителем советской архитектуры»
Биотехнопарк «Кольцово» - один из интереснейших проектов по созданию научно-производственной площадки (рис. 20). Внешне здание напоминает огромную гусеницу. Плавные природные формы объекта и цветовое решение, по мнению проектировщиков, превращают здание биотехнопарка в доминанту градостроительного образования и города в целом. Стоит заметить, что здание биотехнопарка «Кольцово» отличается не только эффектным экстерьером. Интерьер комплекса оснащен современными продуктами достижения науки и техники последнего десятилетия, благодаря чему дизайн помещений отличается не только красотой, но также и удобством для работы сотрудников технопарка.
Рис. 20 Биотехнопарк «Кольцово», г.Новосибирск. 2013-2015 г.
Источник:http://nsu.ru/f89ae129409e2173ae 78de5 907921ca2
Здание «Бутон» в г. Новосибирск представляет собой девятиэтажное офисное здание из стекла, по форме напоминающее бутон цветка (рис. 21). Здание может
показаться довольно смелым и не подходящим для суровых погодных условий. Тем не менее, продуманное инженерно-техническое решение позволило воплотить проект в жизнь. Также, стоит отметить, что здание является первым в создании криволинейных форм из стекла в Новосибирске.
Рис. 21. «Здание- Бутон», г. Новосибирск. Источник:http://ic.pics.livejournal. com/bobro v_58/70519748/69 731/69 731_600.jpg
Дальневосточный федеральный округ является крупнейшим по размерам территории федеральным округам России. В результате затяжной стагнации 70-90 х годов в градостроительстве округа, на сегодняшний день мы можем наблюдать отставание дальневосточной архитектуры в сфере нелинейности и новых технологий. На данный момент, на рассмотрение вынесены несколько проектов, способных изменить облик города, внеся новизну и актуальность современности.
Мы привезли в Москву лучшие работы, которые с точки зрения архитектуры отвечают самым передовым подходам в строительстве социально-культурных объектов, — пояснил Александр Селеменев. Причём, всё это реальные вещи, а не просто красивые мечты архитекторов[9] (рис. 22).
1 • хабаровский кти АРХИТЕКТУРА БУДУЩЕГО
^^^ 1
Рис. 22 Хабаровский край представил современную экспозицию на фестивале "Зодчество 2016".
Фото: Сергей Акулич
Результаты исследования. В ходе анализа зарубежного и отечественного опыта проектирования в сфере нелинейной архитектуры нельзя не заметить обилие реализованных и «бумажных» работ зарубежных архитекторов и отечественных авторов. Нередко, в числе
претендентов на проектирование отечественных новаторских сложных работ оказываются зарубежные знаменитости с мировым именем. «Российским же зодчим остается лишь участие в адаптации зарубежного проекта местным градостроительным условиям» [5, с. 50]. Впрочем, в ходе анализа отечественной нелинейной архитектуры выяснилось, что российские зодчие ничуть не отстают от зарубежных мастеров (рис. 23).
5SS
. грубей ные эрмтекторы
отечественные архитекторы
Рис. 23. Соотношение количества зарубежных и отечественных архитекторов в сфере проектирования нелинейных объектов РФ.
Если взглянуть на процентное соотношение жилых и общественных нелинейных зданий России, можно увидеть явное преимущество общественной застройки над жилой (рис.24).
Нторгово-офисные И спорщице □культурно-зрелищные □ жилые комплексы
1 технопарки
□ жилые
□ IM»
□ торгсво- развлекательные И501ИЯЫ, «рОПОрТЫ ■ ГОСТИНИЦЫ
Рис. 24. Классификация нелинейных объектов РФ по функциональному назначению.
Негативными факторами, результатом которых может стать отставание российской архитектуры в сфере нелинейности являются: консервативность в научных работах, уклон в сторону историзма; игнорирование значимости российских «брендов»; устаревшие практики и стандарты.
Выводы
Многочисленные процессы в истории способствовали усложнению функциональной
структуры зданий, как в отдельных объектах, так и в градостроительных образованиях.
Применение нелинейных принципов в архитектуре связанно с изменением уровня научного знания и технического оснащения. По мере развития происходит процесс углубления открытий в сфере нелинейной архитектуры.
Список литературы
1. Добрицына И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. / Добрицына И. А.
- Москва.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.
2. Вытулева К.О. Пространственные эксперименты в новейшей архитектуре : к вопросу о "новых образах" : автореферат дис. на соиск. учен.степ. кандидата искусствоведения (17.00.04) / Вытулева Ксения Олеговна; Московский. государственный. университетт им. М.В. Ломоносова. - Москва, 2010. - 26 с.
3. Дженкс, Ч. Новая парадигма в архитектуре //Проект International. 2003. - № 5. - С. 98-112.
4. Емельянова О.И. Нелинейная архитектура — архитектура будущего / О. И. Емельянова, Ю. А. Савчук // Вюник Донбасько! нацюнально! академп будiвництва i архгтектури, - 2010.- №2 (82)
5. Коротич А. В. Актуальные проблемы современной концептуальной архитектуры России //Академический вестник УралНИИпроект РААСН.
- 2012. - №. 1.
6. Архитектура потоков [Электронный ресурс] // Архитектура Сочи, 2015. - Режим доступа: http://arch-sochi.ru/2014/07/arhitektura-potokov/
7. Конгресс-холл_(Уфа) [Электронный ресурс] //Википедия — свободная энциклопедия, 2013. -Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Конгресс-холл_(Уфа)
8. Дом, который живёт на крыше [Электронный ресурс] // журнал «Зеленый город», 2015. - Режим доступа: http ://green-city .su/dom-kotoryj-zhivyot-na-kryshe/
9. Архитектуру будущего представил Хабаровский край на фестивале «Зодчество 2016» в Москве [Электронный ресурс] // Сетевое издание "Информационное агентство AmurMedia 2016. -Режим доступа: http://amurmedia.ru/news/society/17.10.2016/538877/ar hitekturu-buduschego-predstavil-habarovskiy-kray-na-festivale-zodchestvo-2016-v.html
OCCURRENCE AND THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF NON-LINEAR ARCHITECTURE. FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE OF DESIGNING.
Summary. The article analyses foreign and domestic experience with application of non-linear architecture objects in cities; identifies the main preconditions of non-linear direction occurrence. Special attention is paid directly to Russian experiments in non-linear architecture, taking into account the features of the main Federal Regions.
Key words: architectural process; computer technologies; form-making; modern architecture; non-linear architecture.