УДК 383.483.12
Д.А. ПРОКУДИНА
СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ КАК РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА
Анализируются возможности современного музея для решения задач развития туристской отрасли, привлечения инвестиций и улучшения качества жизни населения. В центре внимания - актуальные мировые тенденции и ориентиры современной российской политики. Рассмотрены примеры успешного зарубежного опыта использования музея в качестве ресурса для развития туризма в регионе.
Ключевые слова: современный музей, туризм, экономическое развитие региона, Бильбао, Музей Гуггенхайма в Бильбао, Вольфсбург, Автогород, Научный центр Фаэно.
The article is dedicated to the analysis ofmodern museum^s opportunities in solving thefollowing tasks: development of the tourism industry, attraction of investments and improvement of the quality of life ofpopulation. It focuses on the current international trends and orientations of the contemporary Russian politics. The successful international experience of using museums as a resource for the development of the tourism is also analyzed.
Keywords: modern museum, tourism, economic development of a region, Bilbao, Guggenheim Bilbao, Wolfsburg, Autostadt, Phaeno Science Center.
В современной мировой экономике туристская отрасль относится к наиболее доходным и динамично развивающимся. Согласно статистике Всемирной туристской организации ООН, в мировом масштабе общее количество прибытий туристов из-за рубежа увеличилось с 25 млн в 1950 г. до 278 млн в 1980 г. В 2000 г. оно составило 674 млн, а в 2015 г. достигло 1 млрд 186 млн. На долю международного туризма в 2015 г. приходится 7% от общего объема мирового экспорта товаров и услуг. Туризм как экспортная категория занимает третье место в мире после топлива и химикатов, опережая продукты питания и автомобили [10, с. 2].
В контексте обозначенных экономических процессов претерпевают изменения и социальные функции музея.
© Прокудина Д.А., 2016
Так, в принятой на 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, проходившей с 3 по 18 ноября 2015 г., «Рекомендации об охране и популяризации музеев и коллекций, их разнообразия и их роли в обществе» подчеркивается экономический потенциал музея для развития региона. В современном обществе становится значимым участие музеев в укреплении туристского сектора экономики и в осуществлении проектов, способствующих повышению качества жизни населения регионов, в которых они расположены [3, с. 189].
Характеризуя это явление на примере музеев Великобритании, Джеймс Александер, директор одного из ведущих английских музейных агентств Event Communications, отмечает, что в первой половине 2000-х гг. возникло понимание того, что Британский музей, Тейт Модерн, Музей наук и другие
крупные музеи с мировой славой являются мощными магнитами для иностранных туристов. Кроме того, как напрямую, так и косвенно они создают многочисленные рабочие места. Изменилось и отношение государства к инвестициям в музейную сферу. Они все чаще оцениваются с точки зрения экономической выгоды, которую можно получить от них за счет прироста рабочих мест и развития туризма [1, с. 11].
Указанная мировая тенденция не осталась без внимания и в нашей стране. Так, в разработанной Министерством культуры Российской Федерации «Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации до 2020 года» особое внимание уделяется анализу роли современного музея как фактора повышения качества жизни населения, а также его места в системе туризма [2, с. 6-9].
В документе подчеркивается, что в современных условиях музей обладает потенциалом превратиться в мощный ресурс для развития территории. Его деятельность способна оказывать непосредственное влияние на качество жизни населения региона, обеспечивая доступ к культурным благам, предоставляя возможность организовывать досуг и повышать уровень образования. Существенное значение имеет и косвенное воздействие на экономику региона, которое особенно ощутимо в небольших населенных пунктах. Эффективная музейная деятельность, содействуя экономическому развитию региона, способствует увеличению количества рабочих мест, а также внедрению в повседневную практику новых стандартов и технологий. В концепции отмечается, что музей призван вносить существенный вклад в повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями [2, с. 6-7].
Будучи содержательной доминантой культурного туризма, современный музей призван способствовать созданию позитивного образа территории и привлечению инвестиций. Согласно выдвигаемым приоритетам, музеи «должны не просто стать визитной карточкой и одним из основных имиджевых ресурсов, но и активно включиться в разработку программ регионального развития, позиционирования и продвижения территории, конструирования ее образов и брендов» [2, с. 9].
В целях содействия реализации практических задач, которые стоят сегодня перед российскими музеями, представляется плодотворным обратиться к анализу зарубежного опыта их решения.
На сегодняшний день, пожалуй, самым успешным проектом использования музея в качестве ресурса для развития туристической отрасли региона является открытие в испанском городе Бильбао филиала Музея Гуггенхайма. Благодаря невероятному успеху проекта в употребление вошел специальный термин - «эффект Бильбао». Под ним подразумевают трансформацию индустриального и не представлявшего туристской ценности города в одну из известнейших достопримечательностей Испании в связи с созданием музея, здание которого обрело славу шедевра современной архитектуры.
Напомним, что в начале 1990-х гг. вследствие кризиса в тяжелой промышленности Бильбао представлял собой депрессивный город с высоким уровнем безработицы. В 1992 г. между администрацией Страны Басков и Фондом Гуггенхайма, который выбирал место для открытия музея в Европе, было подписано соглашение о создании Музея Гуггенхайма в Биль-
бао, при этом администрация Страны Басков обязалась полностью оплатить строительство музея, которое обошлось в 100 млн долларов [7]. Музей был построен по проекту известного американского архитектора Фрэнка Гери и открыт в 1997 г. Созданный в стиле деконструктивизма, он имеет причудливую форму, которую сравнивают с цветком, космическим кораблем, птицей и даже артишоком, и облицован титановыми пластинами. Важно отметить, что одновременно со строительством музея шла и модернизация инфраструктуры города. Была усовершенствована транспортная и пешеходная сеть, разбиты парки, обустроена набережная и т.д.
Сразу же после открытия музей стал магнитом как для внутренних туристов, так и для гостей из других стран. Ежегодно его осматривают более миллиона посетителей. В 2015 г. в нем побывали 1 103 211 человек, из них 63% составили иностранцы, 37% - испанцы [8]. Развитие туристской индустрии способствовало решению проблемы безработицы, позволило существенно улучшить качество жизни населения и остается залогом благосостояния региона по сей день.
Отметим новаторский прием, который сегодня использует музей, осознавая свою ведущую роль в качестве генератора туристского потока и главного коммуникатора с туристами. Помимо того, что сайт музея представлен на четырех языках (баскском, испанском, английском, французском), его сокращенная версия под названием «Полезная информация» доступна на немецком, итальянском, португальском, русском, японском, корейском и китайском языках. В дополнение к сведениями, относящимся к музею, в ней содер-
жится раздел «Что посмотреть туристу», посвященный достопримечательностям Бильбао, провинции Бискайя и в целом Страны Басков. Таким образом, музей отчасти берет на себя функцию информационно-туристического центра, способствуя развитию туризма в Стране Басков [4].
Хотя опыт различных городов мира показывает, что повторить «эффект Бильбао» - сложная задача, в мировой музейной практике мы можем найти успешные проекты такого рода. В качестве примера можно привести позитивный опыт немецкого города Вольфс-бург.
Основанный в 1938 г. для проживания работников завода «Фольксваген», в конце 1990-х гг. Вольфсбург столкнулся с проблемой безработицы и низкого качества жизни населения, обусловленной спецификой экономики моногорода. Для координации деятельности по развитию региона администрация города и компания «Фольксваген» создали государственно-частное партнерство «Вольфсбург» (Wolfsburg АО). В качестве приоритетного направления была выбрана сфера досуга и развлечений, что было подкреплено разработанной концепцией развития города «Мир впечатлений». Импульс для ее осуществления был дан компанией «Фольксваген», открывшей в 2000 г. тематический парк «Автогород» (Autostadt) рядом с головным заводом и штаб-квартирой компании.
«Автогород» - это ландшафтно-архитектурный комплекс площадью 28 гектаров, выполненный с использованием лучших архитектурных и дизайнерских решений, одним из ключевых объектов которого является самый посещаемый автомобильный му-
зей в мире «Дом времени». Кроме того в комплекс входят 8 павильонов, представляющих бренды концерна; «Форум концерна»; две «Автомобильные башни»; «Клиентский центр»; трасса препятствий для внедорожников; 10 ресторанов; магазины; пятизвездочный отель [5].
«Автогород» вошел в число наиболее популярных достопримечательностей Германии - ежегодно его посещают более 2 млн человек, а общее количество посетителей с момента его открытия превысило 34 млн [6]. Анализируя успех комплекса, отметим, что базовый туристический поток формируется благодаря креативной концепции дистрибуции продукции концерна. Покупателю автомобиля «Фольксваген» в Германии, Австрии и Нидерландах предлагают всей семьей, взяв с собой номерной знак, на выгодных условиях приехать за машиной в «Автогород». Здесь созданы условия для того, чтобы семья провела незабываемый день, а при желании и посетила завод, чтобы познакомиться с тем, как высокотехнологично был произведен их автомобиль. Такая форма получения автомобиля весьма востребована - 28 июня 2016 г. семье Кларманн из Оттерсберга была передана 2 500 000-я машина [6].
Стабильный и мощный туристский поток, генерируемый «Автогородом», позволил продолжить реализацию в Вольфсбурге концепции развития «Мир впечатлений» и открывать новые, привлекательные для туристов объекты. Так, в 2005 г. начал работу интерактивный музей «Научный центр Фаэно» (Phaeno Science Center), посвященный изучению физических явлений. Здание музея построила в стиле деконструк-тивизма выдающийся архитектор Захи
Хадид. Оно было удостоено многих архитектурных премий [9]. Тематический парк «Автогород» и музей «Фаэно» находятся рядом и предлагают посетителям выгодный комбинированный билет, что позитивно сказывается на показателях их посещаемости.
Еще более увеличенный туристский поток дал возможность городу развиваться дальше. В 2007 г. рядом с тематическим парком и музеем был построен дизайнерский аутлет (Designer Outlets Wolfsburg). Начиная с 2000 г., постоянно совершенствуется, открывая новые объекты, самый крупный в Германии парк досуга и отдыха «Парк для всех» (Allerpark). Знаковым событием стало открытие в 2002 г. на его территории стадиона «Фольксваген Арена» для футбольного клуба «Вольфсбург».
Развитие туристской отрасли на базе музейных объектов внесло серьезный вклад в решение проблемы безработицы в регионе. За период с января 1998 по декабрь 2015 г. в Вольфсбурге было создано более 17 тыс. рабочих мест, что для города с населением 125 550 человек - существенный вклад [11]. Новые досуговые возможности и усовершенствованная городская инфраструктура существенно улучшили качество жизни населения. Сегодня у Вольфсбурга сформирован привлекательный имидж как для туристов, так и для инвесторов.
Рассмотренные примеры из зарубежной музейной практики демонстрируют, каким мощным потенциалом обладает музей для развития туристской отрасли региона. Однако необходимо обратить внимание на то, что успеха удается добиться, если помимо современных музеев город предлагает туристу развитую инфраструктуру и многообразие досуговых возможно-
стей. Кроме того, сегодня особую значимость приобретает поиск оригинальных решений для создания стабильного туристского потока, таких, напри-
мер, как концепция дистрибуции автомобилей «Фольксваген» в «Автогороде». Успех приносит содружество креативности и комплексного подхода.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Интервью с Джеймсом Александе-ром, директором музейного агентства Event Communications. «В России замечательный культурный контекст», Московский институт социально-культурных программ. URL: http://miscp.ru/assets/docs/alexander-british -museums-reform.pdf
2. Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации до 2020 года. Министерство культуры Российской Федерации. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/ mkdocs2013/20_02_2013_1.pdf
3. Рекомендация об охране и популяризации музеев и коллекций, их разнообразия и их роли в обществе/ Акты Генеральной конференции, 38-я сессия, Париж, 3-18 ноября 2015 г. Т. 1, Резолюции. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0024/002433/243325r.pdf
4. Что посмотреть туристу. Guggenheim Bilbao. URL: https://www.guggenheim-bilbao. es/ru/useful-information/sightsee/
5. Autostadt. Explore the Autostadt. URL: http://www.autostadt.de/en/autostadt-erkunden/
6. Autostadt. Press release. 2,500,000 vehicle deliveries at the Autostadt in Wolfsburg. URL: https://presse.autostadt.de/en/startseite7langu-ageId=en_EN#231571/25-millionth-vehicle-delivery-/?bereich=automobil
7. Guggenheim Architecture. URL: https:// www.guggenheim.org/history/architecture
8. Guggenheim Bilbao. Press Release. 1,103,211 people visited the Guggenheim Museum Bilbao in 2015, the second-best figure in its history. URL: https://prensa.guggenheim-bilbao.es/src/ uploads/2016/01/NP_Balance-2015_EN.pdf
9. Phaeno. URL: http://www.phaeno.de/ home-en
10. UNWTO Tourism Highlights, 2016 Edition. URL: http://www.e-unwto.org/doi/ book/10.18111/9789284418145
11. Wolfsburg AG. Facts & Figures. URL: http://www.wolfsburg-ag.com/en/wolfsburg-ag/about-us/wolfsburg-ag-facts-figures.html