Научная статья на тему 'ЕДИНОЕ ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ'

ЕДИНОЕ ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
167
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОД / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ЕДИНОЕ ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗНАНИЙ / НОВЕЙШИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ К ОСВОЕНИЮ КУЛЬТУРНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / NATIONAL CULTURAL CODE / DIGITAL SOCIETY / COMMON DIGITAL SPACE OF KNOWLEDGE / THE LATEST INFORMATION TECHNOLOGIES / SOCIOCULTURAL DESIGN / MOTIVATION TO MASTER CULTURAL NATIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Динер Елена Васильевна, Лопатина Наталья Викторовна

В статье рассмотрена проблема формирования национального культурного кода личности в условиях цифрового общества, отмечена её острая актуальность. На основе анализа состояния социализации и культурации личности в цифровом пространстве авторы статьи делают вывод о необходимости применения новых подходов к созданию научно-теоретической и организационно-методической базы формирования национального культурного кода личности, определяют ведущие принципы проектирования единой социокультурной среды, призванной развивать национальную культурную идентичность личности в условиях цифрового общества. Авторы отмечают, что такое проектирование необходимо производить на основе передовых цифровых и интеллектуальных технологий, оно должно быть нацелено на интеграцию и систематизацию библиотечно-архивно-музейных ресурсов, представленных в соответствии со спецификой восприятия, информационными и культурными практиками, свойственными различным категориям пользователей. Исходя из этого в статье сформулированы направления научных исследований, которые в ближайшие годы могут стать ключевыми для библиотечно-информационных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Динер Елена Васильевна, Лопатина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SINGLE DIGITAL SPACE OF KNOWLEDGE IN THE FORMATION OF THE CULTURAL CODE OF AN INDIVIDUAL: DESIGN METHODOLOGY

The article discusses the problem of forming a national cultural code of an individual in a digital society, notes its acute relevance. Based on the analysis of the state of socialization and culture of the individual in the digital space, the authors of the article conclude that it is necessary to apply new approaches to the creation of a scientific-theoretical and organizational-methodological base for the formation of a national cultural code of a person, determine the leading principles of designing a single sociocultural environment designed to develop the national cultural identity of a person in a digital society.

Текст научной работы на тему «ЕДИНОЕ ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

Е'диное цифровое пространство знаний

в формировании национального культурного кода личности: методология проектирования УДК 316.614:001.51

https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-698-130-138 Е. В. Динер1, Н. В. Лопатина2

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: sautinalina@yandex.ru1, e-mail: lis.mgik@yandex.ru2

Аннотация: В статье рассмотрена проблема формирования национального культурного кода личности в условиях цифрового общества, отмечена её острая актуальность. На основе анализа состояния социализации и культурации личности в цифровом пространстве авторы статьи делают вывод о необходимости применения новых подходов к созданию научно-теоретической и организационно-методической базы формирования национального культурного кода личности, определяют ведущие принципы проектирования единой социокультурной среды, призванной развивать национальную культурную идентичность личности в условиях цифрового общества. Авторы отмечают, что такое проектирование необходимо производить на основе передовых цифровых и интеллектуальных технологий, оно должно быть нацелено на интеграцию и систематизацию библиотечно-архивно-музейных ресурсов, представленных в соответствии со спецификой восприятия, информационными и культурными практиками, свойственными различным категориям пользователей. Исходя из этого в статье сформулированы направления научных исследований, которые в ближайшие годы могут стать ключевыми для библиотечно-информационных наук.

Ключевые слова: национальный культурный код, цифровое общество, единое цифровое пространство знаний, новейшие информационные технологии, социокультурное проектирование, мотивация к освоению культурных национальных ценностей.

Для цитирования: Динер Е. В., Лопатина Н. В. Единое цифровое пространство знаний в формировании национального культурного кода личности: методология проектирования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 6 (98). С. 130-138. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2020-698-130-138

ДИНЕР ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры DINER ELENA VASILIEVNA - D.Sc. in Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Library and

Information Sciences, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture ЛОПАТИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой библиотечно-информационных наук факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры LOPATINA NATALIA VIKTOROVNA - D.Sc. in Pedagogic Sciences, Full Professor, Head of the Department of Library and Information Sciences, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture

© Динер Е. В., Лопатина Н. В., 2020

A SINGLE DIGITAL SPACE OF KNOWLEDGE IN THE FORMATION OF THE CULTURAL CODE OF AN INDIVIDUAL: DESIGN METHODOLOGY

Elena V. Diner1, Natalia V. Lopatina2

Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: sautinalina@yandex.ru1, e-mail: lis.mgik@yandex.ru2

Abstract: The article discusses the problem of forming a national cultural code of an individual in a digital society, notes its acute relevance. Based on the analysis of the state of socialization and culture of the individual in the digital space, the authors of the article conclude that it is necessary to apply new approaches to the creation of a scientific-theoretical and organizational-methodological base for the formation of a national cultural code of a person, determine the leading principles of designing a single sociocultural environment designed to develop the national cultural identity of a person in a digital society.

Keywords: national cultural code, digital society, common digital space of knowledge, the latest information technologies, sociocultural design, motivation to master cultural national values.

For citation: Diner E. V., Lopatina N. V. A single digital space of knowledge in the formation of the cultural code of an individual: design methodology. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2020, no. 6 (98), pp. 130-138. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/1997-0803-2020-698-130-138

Постановка вопроса

Преодоление угрозы, связанной с утратой национальной и культурной идентичности российских граждан, в настоящее время признаётся одним из приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года [5]. Трансформация среды и условий развития современного человека [9; 17], изменение инвариантов базового характера (таких, как нация, государство, религиозные ценности, культурные традиции), происходящие в ходе глобализации и цифровизации, актуализируют проблему формирования уникальных культурных кодов личности, простроенных на гуманистической платформе.

Глобальное сетевое взаимодействие как основа социализации и культурации личности в цифровом обществе амбивалентно. С одной стороны, оно ведёт к интеграции культур, созданию межкультурных кодов и взаимопонимания между народами.

С другой стороны, снижает объём и проводимость контента, формирующего и поддерживающего национальную идентичность, транслирующего ментальные паттерны, традиции, ценностные и нравственные ориентиры, выступающие основой национальной консолидации, сохранения духовно-культурного генетического кода нации, устойчивого развития государства, его обороны и конкурентоспособности.

В таких условиях вполне реальной становится опасность утраты нравственных ценностей, последствия которой могут привести к повреждению духовно-культурного генетического кода нации, потере всех значимых достижений прошлого и в итоге сущности народного сознания.

В рамках национального проекта «Культура», при разработке которого особое внимание уделялось укреплению «российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов

России», эту задачу предлагается решать «путём проведения мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, литературы как основы национальной идентичности, на сохранение национальных культурных традиций, промыслов и ремёсел», а также с помощью обеспечения широкого доступа российских граждан к культурным благам [14].

Если учесть, что в настоящее время этот доступ возможен только с использованием интернет-среды, пути преодоления проблемы формирования национального культурного кода сопряжены с необходимостью проектирования такого цифрового пространства знаний, в котором применялись бы самые эффективные методы и способы представления духовно-ценностного контента и которое было бы доступно каждому гражданину России. Его создание требует выработки общих принципов и методов проектирования, но в научной литературе они пока не представлены.

Понятие «культурный код личности»

В гуманитарном поле научных исследований понятие «культурный код личности» пока не получило однозначного толкования. В научной литературе его рассматривают как феномен, представляющий собой «идеальное образование», культурное бессознательное, скрытое от понимания, но проявляемое в поступках [7, с. 100]. В «Большом толковом словаре по культурологии» этот термин трактуется как «уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков ... закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру» [13].

В контексте гуманитарного знания культурный код осознаётся элементом семиотической концепции культуры и характеризуется как система знаков, управляемых определёнными правилами, распространяемыми среди представителей определённой культуры и предназначенных «для генерации и циркуляции смыслов в этой культуре и для этой культуры» [22, с. 4]. Укореняясь в народном сознании, такие смыслы создают систему уникальных архетипов, определяющих национальную идентичность, менталитет народа, систему его нравственно-духовных ценностей. Они формируют своеобразие психологии народа, стратегию поведения его представителей [4].

Культурный код как идеальное образование не является системой ценностей, поскольку лишён иерархии, но он формирует ценностные ориентации личности, создавая в сознании индивида эмоционально окрашенный образ, имеющий «мотивирующую силу» [7; 12; 16].

В некоторых научных работах на основе формирования исторических, географических, культурных факторов формирования русского общества выделены некоторые культурные коды, характеризующие национальные стереотипы поведения. Так, М. А. Демчук называет следующие:

• быстрое решение жизненных проблем; крайне высокая трудоспособность в критические моменты, в очень сжатые сроки; желательное наличие общего врага для сплочения нации, коллектива, группы;

• утопическая вера в лучшее будущее и ностальгия по временам героического прошлого; безответственность; непрактичность в отсутствии критических моментов;

• власть, царь и идеология, жизненно необходимые для сплочения народа, неот-

делимые друг от друга понятия, стоящие выше закона; упование на чиновников, законодателей и Вождя в сумме с собственной безответственностью;

• коллективное сознание; отрицание личности и индивидуализма;

• стремление к духовности, высшей справедливости, непринятие инакомыслия; неумение вести конструктивный диалог; эмпирическое познание мира; чувства превыше разума; культ страданий и жертвенности [7].

И. В. Ерофеева, О. А. Фильшина, основываясь на результатах анализа рекламных и журналистских текстов, выделяют такие наиболее часто применяемые в медиатексте его составляющие:

• семья, дом;

• патриотизм,соборность;

• щедрость;

• свобода;

• лень;

• душевность, духовность [8, с. 64].

Однако в научной литературе подчёркивается и тот факт, что национальный культурный код подвержен изменению [7], поскольку одним из главных факторов формирования составляющих его эмоционально окрашенных образов становится характер деятельности представителей определённого социума, определённой культуры [11], в том числе и национальной.

Это положение в полной мере можно отнести и к информационной деятельности современного человека как основе культурных процессов [см., например: 9; 15]. Понимание роли информационного разнообразия социокультурной феноменологии в формировании культурного кода личности само по себе выступает элементом национальной традиции (высокие позиции

чтения, разнообразие форм культурного и гуманитарного просвещения, устойчивое позитивное отношение к институтам памяти), что находит отражение в культурной, образовательной и информационной политике государства. Не следует забывать о том, что и эмоциональное состояние индивида в значительной мере формируется и изменяется под воздействием информационной среды: художественной литературы, кинематографа [17], а эмоциональное и эстетическое поле личности - важнейший элемент её культурного кода (в чём мы имели возможность убедиться в условиях пандемии).

Анализируя специфику и основные аспекты конструирования национальной, гражданской идентичности в современной информационной среде, можно утверждать, что одной из главных проблем выступает «слабость когнитивного и символического фундамента» различных видов самоидентификации, доминирование в их сознании фрагментарного представления о русской истории, культуре. И в данном случае речь идёт о том, что эффекты воздействия способов и приёмов, реализуемых в интернет-пространстве, оказывают сильное впечатление, социокультурные последствия которого характеризуются устойчивостью во времени [6; 19]. Но большинство социокультурных каналов, представленных в настоящее время в интернет-среде, не используют всего разнообразия этих способов, что ослабляет воздействие контента, формирующего национальный культурный код, особенно на сознание молодёжи.

Таким образом, решение обозначенных задач возможно сегодня только с использованием новейших информационных технологий распространения и продвижения

в интернет-пространстве информационных ресурсов духовно-нравственного характера, основанных на национальных идеалах. Лишь в этом случае мы имеем возможность противопоставить деструктивному влиянию национальные культурные ценности и способствовать их освоению.

Кроме того, в цифровом пространстве информационные ресурсы, необходимые для формирования национального культурного кода личности, остаются разрозненными, отсутствует комплексная научно-теоретическая и организационно-методическая база их цифровой интеграции.

Формат представления этих ресурсов далеко не всегда отвечает многообразию пользователей и мотивирует их к восприятию и осмыслению содержания, поскольку не соответствует:

а) специфике восприятия информации в зависимости от демографических, психографических характеристик, интересов, предпочтений, иных индивидуальных особенностей;

б) формируемым в цифровом пространстве культурным, в том числе читательским, практикам.

Пути преодоления проблемы

Преодоление обозначенных проблем находится в плоскости проектирования новой методологии представления системного контента и интеграции библиотечно-музейно-архивных традиционных и сетевых ресурсов, обеспечивающих духовно-нравственный потенциал граждан России. В её основе - идея единого цифрового пространства, позволяющего представлять всё культурное богатство государства полно, структурированно, в соответствии со спецификой восприятия, информационными

и культурными практиками, свойственными различным категориям пользователей. Реализация идеи цифрового пространства культуры требует нацеленности на поддержание общегражданского сознания, отхода от «этнического национализма» [17]; учёта демографических, психографических и информационно-культурологических особенностей пользователей; использования новейших технологических разработок в области представления мультимедийной информации.

В данном случае мы считаем необходимым обратиться к концепту единого цифрового пространства знаний. Появившись впервые в 2014 году в Указе Президента России «Об утверждении основ государственной культурной политики» [2] и затем в новой редакции Федерального закона «О библиотечном деле» [3], до настоящего времени это понятие рассматривается как обобщённая цель, своего рода перспектива развития науки, культуры и образования на основе создания и интеграции информационных ресурсов и сервисов. На наш взгляд, одна из наиболее удачных попыток определения данного понятия была сделана в книге «О едином цифровом пространстве научных знаний», где единое цифровое пространство знаний предлагается понимать как компьютерную среду, объединяющую разнородные информационные ресурсы (документные, метаинформацию, факты), «обращаясь к которой, пользователь (начиная от учёного и кончая учеником средней школы) должен получить ответы на вопросы, касающиеся тех или иных областей ...» [3, с. 729].

Применяя это определение к единому цифровому пространству культуры, целесообразно понимать необходимость ин-

теграции собственно художественной информации и «информации о художественной информации» [9; 13; 20]. В данном случае речь идёт о необходимости выявления, создания и интеграции ресурсов просветительского, образовательного, научного и научно-популярного характера, в том числе ресурсов искусствоведческого и справочного характера, ресурсов по истории искусств, а также критики, реакций различных групп потребителей на художественную информацию, обсуждений, находящих отражение в социальных сетях, комментариях и иных формах обратной связи открытых ресурсов.

Особое место в данной системе принадлежит библиографическим (метаинфор-мационным) ресурсам и сервисам, позволяющим организовывать единое цифровое пространство культуры, исходя из индивидуальных и типовых потребностей пользователей, их уровня готовности к восприятию социально значимой информации.

Современные задачи социокультурного проектирования, в частности задача формирования культурного кода личности, требуют понимания возможностей передовых цифровых, интеллектуальных технологий производства знания, новых способов конструирования и адаптации информационных массивов, систем обработки больших объёмов данных. С другой стороны, возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учётом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе требует применения инструментария гуманитарных и социальных наук. В этих условиях мы можем выделить следующие актуальные направления научных исследований, которые должны

стать ключевыми для библиотечно-инфор-мационных наук в ближайшие годы:

1) теоретико-методологические и эмпирические исследования ценностных ориентиров личности в цифровом обществе, современной информационной среды, проблем взаимодействия человека и информационных систем, информационной культуры личности;

2) теоретико-методологические исследования принципов и методов проектирования новой парадигмы информационного социокультурного пространства, основанного на синтезе натурной и электронной информации, определяющего формирование культурных кодов личности в информационном обществе;

3) исследования психологии восприятия натурной и электронной информации в современной информационной среде, читательских практик, проблем чтения, смыс-лопонимания традиционного и электронного текстов, проблем развития мотивации к чтению; исследование развития интеллектуальных и аффективных (эмоции, воображение) качеств личности в процессе взаимодействия с современной коммуникативной средой;

4) исследование и разработка информационно-технологической базы единого цифрового пространства развития ключевых компетенций личности в цифровом обществе.

Резюме

Подводя итог вышесказанному, мы надеемся, что наши коллеги разделят обозначенные в этой статье концептуальные предложения. Представленный подход позволит не только объединить необходимые ресурсы, но и достичь «эффекта социально-ин-

формационного воздействия» на пользова- реализующие этот подход, имеют серьёз-телей различных возрастных, социальных и ный потенциал для построения адекватных

этнических групп, поможет развить моти- новым информационным режимам инстру-

вацию к освоению национальных культур- ментов формирования национального куль-

ных ценностей и предоставит больше воз- турного кода личности, преодоления вызо-можностей для доступа к ним гражданам вов, связанных с дегуманизацией и денаци-России. Конкретные проектные решения, онализацией российской культуры.

Список литературы

1. Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29.12.1994 No 78-ФЗ, ст. 18.1 (редакция от 03.07.2016)

[Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/103585/

2. Указ Президента РФ № 808 от 24.12.2014 года «Об утверждении основ государственной культурной

политики». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208

3. Антопольский А. Б., Каленов Н. Е., Серебряков В. А., Сотников А. Н. О едином цифровом

пространстве научных знаний // Вестник Российской академии наук. 2019. Том 89. № 7. C. 728735. doi: 10.31857/S0869-5873897728-735

4. Бабосов Е. Культурный код нации : сущность и особенности // Наука и инновации. 2016. № 3.

С. 48-50.

5. Большие вызовы и приоритеты научно-технологического развития [Электронный ресурс]

// Научно-технологическое развитие Российской Федерации : официальный Интернет-ресурс. URL: https://нтр.рф/challenges-priorities/

6. Викторова Е. В., Бадаева Е. Р. «Новые» и «старые» социокультурные эффекты информационного

воздействия на личность в пространстве Интернет // Коммуникология. 2019. Том 7. № 1. С. 100112. DOI: 10.21453/2311-3065-2019-7-1-100-112

7. Демчук М. А. Влияние архетипов, культурных кодов и национальной ментальности на содержание

музыкальных рецензий // Медиасреда. 2018. № 13. С. 99-103.

8. Ерофеева И. В., Фильшина О. А. Национальные стереотипы как топос медиатекста : актуальность

медиаархеологии // Гуманитарный вектор. 2017. № 5. С. 59-65.

9. Зубов Ю. С. Библиография и художественное развитие личности. Москва : Книга, 1979. 142 с.

10. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной

культуры : сборник статей / под редакцией Ю. С. Зубова и И. М. Андреевой. Москва : Московский государственный университет культуры, 1994. С. 43-51.

11. Кассирер Э. Философия символических форм / [перевод с немецкого С. А. Ромашко]. Москва ;

Санкт-Петербург : Университетская книга, 2002-. Том 3. 2002. 397 с.

12. Клименкова А. М. Культурные коды как факторы формирования ценностных ориентаций

// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013. № 2. С. 5-12.

13. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии [Электронный ресурс]. Москва,

2003. 511 с. URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/index.htm

14. Мосунова Л. А., Динер Е. В., Булдакова Ю. В., Русских С. Н. Развитие интереса к филологическим

знаниям в социокультурной среде региона // Образование и саморазвитие. 2019. Том 14. № 1. С. 95-106.

15. Национальный проект «Культура» : паспорт проекта [Электронный ресурс] // Сайт Министерства

культуры Российской Федерации. URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Оленев С. М., Сляднева Н. А. Информационные основы культурогенеза // Культурология: новые

подходы : альманах-ежегодник. Выпуск 3-4. Москва : МГУК, 1998. С. 33-48.

17. Рапай К. Культурный код : как мы живём, что покупаем и почему / перевод с английского

[У. Саламатова]. Москва : Московская школа управления Сколково : Альпина Бизнес Букс, 2008. 166 с. : портр.

18. Скворцов Н. Г. Формирование национальной идентичности в современной России // Гуманитарий

Юга России. 2016. Том 20. № 4. С. 53-60.

19. Сляднева Н. А. Информационная антропология нового мира: проблемы интеллектуальной

эволюции человека информационной эпохи // Культура и образование в информационном обществе : материалы Международной научной конференции, Краснодар, 16-18 сентября 2003 года / [научные редакторы : И. И. Горлова и др.]. Краснодар : Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2003. С. 40-45.

20. Титов В. В. Национально-гражданская идентичность российской молодёжи: проблема конструи-

рования в цифровую эпоху // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Том 25. № 8. С. 81-86. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-8-81-86

21. Трубников С. А. Литературная библиография как средство эстетического развития читателей :

пособие по спецкурсу для студентов библиотечных факультетов / Министерство культуры РСФСР, Московский государственный институт культуры. Москва : [б. и.], 1970. 238 с.

22. Fiske J. (1999) Television Culture. London : Routledge.

References

1. Federal Law "On librarianship" dated December 29, 1994 No. 78-FZ, art. 18.1 (as revised on 03.07.2016).

Available at: https://base.garant.ru/103585/ (In Russ.).

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 808 of December 24, 2014 "On the approval of the

foundations of the state cultural policy". Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (In Russ.).

3. Antopolskii A. B., Kalenov N. E., Serebryakov V. A., Sotnikov A. N. Common digital space of scientific

knowledge. Vestnik Rossiyskoj akademii nauk. 2019, vol. 89, no. 7, pp. 728-735. (In Russ.). doi: 10.31857/ S0869-5873897728-735

4. Babosov E. The cultural code of nation: a subject and the features. Science and Innovations. 2016, no. 3,

pp. 48-50. (In Russ.).

5. Big challenges and priorities of scientific and technological development. Available at: https://нтр.рф/

challenges-priorities/ (In Russ.).

6. Viktorova E. V., Badaeva E. R. The 'new' and the 'old' socio-cultural effects of informational impact in the

internet space. Communicology. 2019, vol. 7, no. 1, pp. 100-112. (In Russ.). DOI: 10.21453/2311-30652019-7-1-100-112

7. Demchuk M. A. The influence of archetypes, cultural codes and national mentality on the content of

musical reviews. Mediasreda. 2018, no. 13, pp. 99-103. (In Russ.).

8. Erofeeva I. V., Filshina O.A. National stereotypes as media text topos: urgency of media archeology.

Humanitarian vector. 2017, no. 5, pp. 59-65. (In Russ.).

9. Zubov Yu. S. Bibliography and artistic development of personality. Moscow, Publishing House "Kniga",

1979. 142 p. (In Russ.).

10. Zubov Yu. S. Informatization and information culture. In: Zubov Yu. S., Andreeva I. M., eds. Problems of

information culture: A collection of articles. Moscow, Publishing House of the Moscow State University of Culture, 1994. Pp. 43-51. (In Russ.).

11. Cassirer E. Philosophy of symbolic forms. Volume 3. Moscow, St. Petersburg, University Book Publishing

House, 2002. 397 p. (In Russ.).

12. Klimenkova A. M. Cultural codes as factors forming value orientations. Bulletin of Peoples' Friendship

University of Russia. Series Sociology. 2013, no. 2, pp. 5-12. (In Russ.).

13. Kononenko B. I. Big explanatory dictionary of cultural studies. Moscow, 2003. 511 p. Available at: http://

cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/index.htm (In Russ.).

14. Mosunova L. A., Diner E. V., Buldakova Yu. V., Russkich S. N. The development of interest in philological

knowledge in the socio-cultural environment of the region. Education and Self-Development. 2019, vol. 14, no. 1, pp. 95-106. (In Russ.).

15. National project "Culture": project passport. Available at: https://culture.gov.ru/about/national-project/

about-project/ (In Russ.).

16. Olenev S. M., Slyadneva N. A. Information bases of cultural genesis. In: Culturology: new approaches:

almanac-yearbook. Issue 3-4. Moscow, Publishing House of the Krasnodar State University of Culture, 1998. Pp. 33-48. (In Russ.).

17. Rapai K. Cultural code: how we live, what we buy and why. Moscow, Alpina Business Books, 2008. 166 p.

(In Russ.).

18. Skvortsov N. G. The formation of national identity in modern Russia. Humanitarians of the South of

Russia. 2016, vol. 20, no. 4, pp. 53-60. (In Russ.).

19. Slyadneva N. A. Information anthropology of the new world: problems of the intellectual evolution of

a person of the information age. In: Gorlova I. I. et al, eds. Culture and education in the information society: materials of the International scientific conference, Krasnodar, September 16-18, 2003. Krasnodar, Publishing House of the Krasnodar State University of Culture and Arts, 2003. Pp. 40-45. (In Russ.).

20. Titov V. V. National-civil identity of the Russian youth: a problem of design in a digital

epoch. Transbaikal State University Journal. 2019, vol. 25, no. 8, pp. 81-86. (In Russ.). DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-8-81-86

21. Trubnikov S. A. Literary bibliography as a means of aesthetic development of readers. Moscow, 1970. 238 p.

(In Russ.).

22. Fiske J. (1999) Television Culture. London : Routledge.

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.