Научная статья на тему 'Современная парадигма «Цифровой культуры» - доктринально-правовые основы и «Цифровые» нравственно-этические стандарты о человеке и его творчестве'

Современная парадигма «Цифровой культуры» - доктринально-правовые основы и «Цифровые» нравственно-этические стандарты о человеке и его творчестве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ДОКТРИНА / ПАРАДИГМА / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / ИНТЕРНЕТ / ЦИФРОВОЕ НАСЛЕДИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ / ЦИФРОВЫЕ АРХИВЫ / ХАРТИЯ / DIGITAL CULTURE / INFORMATION LAW / DOCTRINE / PARADIGM / STATE / POLITICS / INTERNET / DIGITAL HERITAGE / INFORMATION SOCIETY / ELECTRONIC LIBRARIES / VIRTUAL MUSEUMS / DIGITAL ARCHIVES / CHARTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаповалова Галина Михайловна

Объектом исследования является современная социокультурная ситуация как в России, так и в мире. Исследуется проблема, в которой человек XXI века, века технологической культуры, века новейшей философии, философии инновационного видения окружающего нас мира, вынужден вести постоянную борьбу с внешними и внутренними факторами, проявляющимися не только в общественных, но и межличностных взаимоотношениях. Акцентируется внимание на формировании современной парадигмы «цифровая культура» как доктринально-правовой основы, которая базируется на «цифровых» нравственно-этических стандартах о человеке и его творчестве. С периодичностью на государственном уровне издаются акты, формально закрепляющие Основы, в рамках которых определяются национальные интересы и национальные приоритеты культурной политики. Культура всегда привлекала к себе особое внимание сообщества ученых права, философии, политологии, культурологии, социологии и др. своей уникальностью, ценностью для духовно-нравственного развития современного российского общества, а в век информационных технологий нуждается в пересмотре методологических подходов, критическом переосмыслении старых взглядов на теорию и методологию исследования. Широкое применение информационных технологий, используемых учреждениями культуры, кардинально улучшило качество жизни. Культура как предмет научных исследований может быть представлена через совокупность достижений и творчества людей. Нашу речь пополняют новые термины и уникальные лингвистические конструкции, например, «электронные библиотеки», «виртуальные музеи», «цифровые архивы». Это закономерно, так как в эпоху цифровизации учреждения культуры ориентированы на цифровой формат, демонстрируя виртуозность преобразования и пополнения своих фондов «цифровыми» ресурсами, становятся доступными и сохраняются в цифровой форме, образуя тем самым новый вид наследия «цифровое наследие». Культурные «цифровые» ресурсы напрямую связаны с «цифровым» творчеством. Как результат современных научно-технических и социально-экономических достижений Координационный совет по реализации государственной национальной политики при Министерстве культуры Российской Федерации создает документ в рамках федерального проекта «Цифровая культура» национального проекта «Культура», выделяя особый приоритет культуры во всех ее формах в жизни государства, общества, особенно отдельно взятой личности как носителя культурно-исторического кода. Проведенное научное исследование показало, что в век цифровых технологий невозможно отрицание объектов культуры в цифровом формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шаповалова Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN PARADIGM OF "DIGITAL CULTURE" - DOCTRINAL AND LEGAL BASES AND "DIGITAL" MORAL AND ETHICAL STANDARDS ABOUT A PERSON AND HIS CREATIVITY

The object of the research is the current socio-cultural situation both in Russia and in the world. The problem in which A person of the XXI century, the century of technological culture, the century of modern philosophy, the philosophy of innovative vision of the world around us, is forced to constantly struggle with external and internal factors that manifest themselves not only in social, but also in interpersonal relationships is studied. The article focuses on the formation of a modern paradigm of " digital culture "as a doctrinal and legal basis, which is based on" digital " moral and ethical standards about a person and his creativity. Periodically, acts are issued at the state level that formalize the Framework within which national interests and national priorities of cultural policy are determined. Culture has always attracted the special attention of the community of scientists of law, philosophy, political science, cultural studies, sociology, etc., for its uniqueness, value for the spiritual and moral development of modern Russian society, and in the age of information technology, it needs a revision of methodological approaches, a critical revision of old views on the theory and methodology of research. The widespread use of information technologies used by cultural institutions has dramatically improved the quality of life. Culture as a subject of scientific research can be represented through a set of achievements and creativity of people. Our speech is supplemented by new terms and unique linguistic constructions, such as" electronic libraries"," virtual museums","digital archives". This is natural, since in the era of digitalization, cultural institutions are focused on the digital format, demonstrating the virtuosity of converting and replenishing their funds with "digital" resources. Cultural "digital" resources are directly related to" digital " creativity. As a result of modern scientific, technical and socio-economic achievements, the Coordinating Council for the implementation of state national policy under the Ministry of culture of the Russian Federation creates a document within the framework of the Federal project "digital culture" of the national project "Culture", highlighting the special priority of culture in all its forms in the life of the state, society, especially an individual as a carrier of cultural and historical code. The conducted scientific research has shown that in the age of digital technologies, it is impossible to deny cultural objects in a digital format.

Текст научной работы на тему «Современная парадигма «Цифровой культуры» - доктринально-правовые основы и «Цифровые» нравственно-этические стандарты о человеке и его творчестве»

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-2/127-134

УДК 349:681

Г. М. Шаповалова

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Современная парадигма «цифровой культуры» -доктринально-правовые основы и «цифровые» нравственно-этические стандарты о человеке и его творчестве

Объектом исследования является современная социокультурная ситуация как в России, так и в мире. Исследуется проблема, в которой человек XXI века, века технологической культуры, века новейшей философии, философии инновационного видения окружающего нас мира, вынужден вести постоянную борьбу с внешними и внутренними факторами, проявляющимися не только в общественных, но и межличностных взаимоотношениях.

Акцентируется внимание на формировании современной парадигмы «цифровая культура» как доктринально-правовой основы, которая базируется на «цифровых» нравственно-этических стандартах о человеке и его творчестве. С периодичностью на государственном уровне издаются акты, формально закрепляющие Основы, в рамках которых определяются национальные интересы и национальные приоритеты культурной политики.

Культура всегда привлекала к себе особое внимание сообщества ученых права, философии, политологии, культурологии, социологии и др. своей уникальностью, ценностью для духовно-нравственного развития современного российского общества, а в век информационных технологий нуждается в пересмотре методологических подходов, критическом переосмыслении старых взглядов на теорию и методологию исследования. Широкое применение информационных технологий, используемых учреждениями культуры, кардинально улучшило качество жизни. Культура как предмет научных исследований может быть представлена через совокупность достижений и творчества людей. Нашу речь пополняют новые термины и уникальные лингвистические конструкции, например, «электронные библиотеки», «виртуальные музеи», «цифровые архивы». Это закономерно, так как в эпоху цифровизации учреждения культуры ориентированы на цифровой формат, демонстрируя виртуозность преобразования и пополнения своих фондов «цифровыми» ресурсами, становятся доступными и сохраняются в цифровой форме, образуя тем самым новый вид наследия — «цифровое наследие».

Шаповалова Галина Михайловна - канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории российского и зарубежного права; e-mail: kafedra_up@mail.ru

127

Культурные «цифровые» ресурсы напрямую связаны с «цифровым» творчеством. Как результат современных научно-технических и социально-экономических достижений Координационный совет по реализации государственной национальной политики при Министерстве культуры Российской Федерации создает документ в рамках федерального проекта «Цифровая культура» национального проекта «Культура», выделяя особый приоритет культуры во всех ее формах в жизни государства, общества, особенно отдельно взятой личности как носителя культурно-исторического кода. Проведенное научное исследование показало, что в век цифровых технологий невозможно отрицание объектов культуры в цифровом формате.

Ключевые слова и словосочетания: цифровая культура, информационное право, доктрина, парадигма, государство, политика, Интернет, цифровое наследие, информационное общество, электронные библиотеки, виртуальные музеи, цифровые архивы, Хартия.

G.M. Shapovalova

Vladivostok State University of Economics and Service

Vladivostok. Russia

The modern paradigm of "digital culture" - doctrinal and legal bases and "digital" moral and ethical standards about a person and his creativity

The object of the research is the current socio-cultural situation both in Russia and in the world. The problem in which A person of the XXI century, the century of technological culture, the century of modern philosophy, the philosophy of innovative vision of the world around us, is forced to constantly struggle with external and internal factors that manifest themselves not only in social, but also in interpersonal relationships is studied. The article focuses on the formation of a modern paradigm of " digital culture "as a doctrinal and legal basis, which is based on" digital " moral and ethical standards about a person and his creativity. Periodically, acts are issued at the state level that formalize the Framework within which national interests and national priorities of cultural policy are determined. Culture has always attracted the special attention of the community of scientists of law, philosophy, political science, cultural studies, sociology, etc., for its uniqueness, value for the spiritual and moral development of modern Russian society, and in the age of information technology, it needs a revision of methodological approaches, a critical revision of old views on the theory and methodology of research.

The widespread use of information technologies used by cultural institutions has dramatically improved the quality of life. Culture as a subject of scientific research can be represented through a set of achievements and creativity of people. Our speech is supplemented by new terms and unique linguistic constructions, such as" electronic libraries"," virtual muse-ums","digital archives". This is natural, since in the era of digitalization, cultural institutions are focused on the digital format, demonstrating the virtuosity of converting and replenishing their funds with "digital" resources.

Cultural "digital" resources are directly related to" digital " creativity. As a result of modern scientific, technical and socio-economic achievements, the Coordinating Council for the implementation of state national policy under the Ministry of culture of the Russian Federation

128

creates a document within the framework of the Federal project "digital culture" of the national project "Culture", highlighting the special priority of culture in all its forms in the life of the state, society, especially an individual as a carrier of cultural and historical code. The conducted scientific research has shown that in the age of digital technologies, it is impossible to deny cultural objects in a digital format.

Keywords: digital culture, information law, doctrine, paradigm, state, politics, Internet, digital heritage, information society, electronic libraries, virtual museums, digital archives, Charter.

Культура - это мера человечности в человеке

К. Маркс

Введение

Учитывая, что XXI век - век глобального информационного общества, широкополосного Интернета, технологий виртуальной и дополнительной реальности, перспективных стандартов мобильной связи 5G и 6G, роботизированных систем и искусственного интеллекта и др., современную социокультурную ситуацию как в России, так и в мире необходимо исследовать как переходную фазу в информационно-цифровую цивилизацию. Сложившаяся ситуация в жизни российского общества заслуживает пристального внимания сообщества ученых права, философии, политологии, культурологии, социологии и др., потому что сложные процессы трансформации в социокультурной среде могут повлечь необратимые последствия. В сфере культуры в последние десятилетия стали особенно заметны субкультуры, течения и направления в молодежной среде, ориентированные на демонстрацию отрицания общечеловеческих ценностей, духовно-нравственных норм, института семьи, справедливости, бережного отношения к великому российскому культурному наследию. Одна из причин этого в том, что огромное количество времени дети и молодежь проводят со своими Device (техническими устройствами), будь то Notebook, Apple iPad, Apple iPhone, Apple iPod, МР3-плееры, DVD-плеер, Smart TV и др. Объективный анализ подтверждает, что стирается грань между классической культурой и миром цифровых развлечений. Автор убежден, что изменить ситуацию способен процесс интеграции традиционной культуры, органически соединяющей в человеке его лучшие природные и социальные качества, с вовлечением высокохудожественной «цифровой культуры».

Государственная политика в сфере культуры

В указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [5] формально закреплены Основы, которые будут определять главные направления государственной культурной политики и дальнейшего использования данного документа в качестве базового, на основе которого станет возможным обеспечить разработку и совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития, а также разработку программ на всех государственных уровнях. Данный документ определяет цель и стратегические задачи государственной культурной политики, а также базовые принципы ее реализации:

129

во-первых, приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу социально-экономического развития, суверенитета страны, самореализации личности; во-вторых, создание и сохранение культурных ценностей, культурного достояния, культурного наследия в любых формах; в-третьих, создание условий свободного доступа к информационным ресурсам в сфере культуры в режиме online всех граждан России и др.

Повсеместная компьютеризация и применение информационных технологии представляют собой новую ступень в развитии цивилизации, но этот технологический феномен не обходит стороной сферу культуры, а даже с огромным интересом проникает в ее базовые основы, пополняя нематериальную часть фондов. Отмечая тот факт, что традиционная культура очень сильно влияет на развитие всего человечества, но более заметное влияние она оказывает на развитие отдельно взятой личности и ее социально-культурную природу.

Проникновение цифровизации в сферу культуры

В эпоху цифровизации учреждения культуры ориентированы на цифровой формат, демонстрируя виртуозность преобразования и пополнения своих фондов информационными ресурсами, такими, как «электронные библиотеки», «виртуальные музеи», «виртуальные выставки», «цифровые архивы» и др., что сегодня позволяет нам классифицировать их через понятие «цифровая культура», закрепленное в Федеральном проекте «цифровая культура» национального проекта «Культура» [7]. Это обусловлено тем, что формируется современная парадигма «цифровой культуры», цель которой определить и закрепить доктри-нально-правовые основы и «цифровые» нравственно-этические стандарты о человеке и его творчестве на законодательном уровне.

Закончился период всеобщего доминирования культуры библиотечной книги бумажной технологии, классических материальных артефактов музеев Российской Федерации, закрытых для общего доступа огромных ценнейших информационных ресурсов архивных учреждений и других объектов культурного значения и, к сожалению, их былого влияния на российское информационное общество [4].

Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [3], ключевая функция которой просвещать и воспитывать молодое поколение страны, формировать способность разносторонне развиваться как высоконравственная личность и дорожить традиционными национальными морально-нравственными ценностями, семейными ценностями, а в сложных условиях глобального информационного общества - способность к мирному созиданию [Там же].

Процессы цифровизации во всех областях, в том числе и в сфере культуры, смещают акцент на нашу молодежь и ее виртуальную среду обитания, в которой популяризация культуры России через цифровые средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет способна повышать этические и эстетические ценности в жизни человека, создавать культурные цифровые арт-объекты высочайшего художественного качества. Шедевры

130

«цифровой культуры» могут быть представлены как достояние, дополняя список наследия традиционной культуры народов России.

В рамках утвержденной Стратегии об основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года рассматривается социальная миссия культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной идентичности [6], а также, что немаловажно, формирования социально ответственной личности, понимающей свое место в системе общественных отношений.

Для россиянина, гражданина великой страны, на генетическом уровне сохранилось понимание того, что сохранение и передача от поколения к поколению духовно-нравственных ценностей, гуманизм, милосердие, патриотизм являются главнейшей исторической памятью. «Цифровая культура» способна стать теми скрепами между прошлым и настоящим, приобщая подрастающее поколение к культуре народов России во всех ее формах. Историческая память российского народа, национальная идентичность, национальная самобытность не только сохраняются, но и обогащаются через образ культуры и единства культур этносов в контексте вновь создаваемых культурных ценностей современной парадигмы «цифровой культуры». Проект нового закона о культуре, концептуальные основы которого были представлены на Совете при Президенте России по культуре и искусству, рассматривался на заседании в Государственной думе.

На вопрос: «Почему культура не должна быть услугой?», высказал свое мнение М. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, член Президиума Российской академии наук, Президент Союза музеев России, академик РАХ, академик РАН: «Не будем забывать, что кроме услуг у музея есть просветительская задача. Но миссия музея - образовывать и воспитывать. И в наше время она становится очень настоятельной. Потому что сегодня мы должны превращать войны памяти в диалог культур. Люди могут ненавидеть друг друга, в частности, в силу разного культурного происхождения. А еще могут считать: раз это мое культурное наследие, то я имею право его уничтожить. Так поступали большевики, а сейчас поступают радикальные религиозные деятели. Но культурное наследие оно и твое, и общее. И музей - твой и общий» [9].

Также он затронул тему популяризации российской культуры в мире, например, открытие центра Эрмитажа в Китае, на начальном этапе виртуального, а потом реального, что поможет подготовить китайский народ к пониманию русской культуры. «Мы должны воспитывать хороший вкус. Мы готовим к открытию центр Эрмитаж - Владивосток. Опыт Мариинского театра во Владивостоке показывает, что кроме приезжих японцев и корейцев в театр не просто ходит местная интеллигенция, но и анализирует все его спектакли. Это действительно подарок для нее» [Там же].

Важно отметить, что в последнее время законодатель активно начинает заполнять нормативным правовым материалом отдельные информационные проблемы пробельного правового поля. Исходя из того, что значение правовых

131

дефиниций велико для права и юридической науки, следующие доктринальные понятия «цифровая культура», «цифровое наследие», «электронные библиотеки», «виртуальные музеи», «цифровые архивы» заслуживают пристального внимания при трансформации в правовую материю в качестве правовых дефиниций, дополняя понятийный аппарат отрасли информационного права.

Из выше сказанного следует, что современная парадигма «цифровой культуры» как доктринально-правовая основа и «цифровых» нравственно-этических стандартов о человеке и его творчестве направлена на обеспечение сохранения и доступа к цифровым объектам культуры, «цифрового культурного достояния», «цифрового наследия» [8]. Данная объективность ранее закреплена в Хартии, принятой 15 октября 2003 года организацией ЮНЕСКО на Генеральной конференции, где была высказана точка зрения, что исчезновение, не важно по каким причинам, мирового наследия в какой бы то ни было форме приведет к обеднению народов мира. Мировое сообщество должно признать, что подобные информационные ресурсы и творческие произведения во все большей степени создаются, распространяются, становятся доступными и сохраняются в цифровой форме, образуя тем самым новый вид наследия - «цифровое наследие» [Там же].

Оценивая работу в целом, можно утверждать, что правильная расстановка приоритетов: формирование государственной информационной инфраструктуры на основе парадигмы «цифровая культура», популяризация народной культуры через цифровые СМИ и сайты учреждений культуры в сети Интернет, наполненные информационным культурным высокохудожественным контентом, будет способствовать воспитательной и просветительской деятельности соизмеримо храмам образования и науки.

Выводы

Автор приходит к выводу, что обязанность государства - возглавить, обладая обширными полномочиями экономического, организационного, правового характера, миссию по сохранению гуманизма, уважения семейных ценностей, духовности, любви к Родине, межнационального мира через нематериальную среду «цифровой культуры», создавая условия для самого активного участия гражданского общества современной России, способного следовать внутреннему морально-нравственному кодексу.

1. Министерство культуры поддерживает идею сделать доступным и использовать цифровое наследие. 11 июня 2015 г. - Текст: электронный: // Министерство иностранных дел Эстонии: [сайт]. - URL: http://www.kul.ee/ru/novosti/ministerstvo-kultury-podderzhivaet-ideyu-sdelat-dostupnym-i-ispolzovat-cifrovoe-nasledie (дата обращения: 22.04.2020).

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 мая 2018 г. № 20 ст. 2817.

3. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 № 996-р // Собрание законодательства РФ, 08.06.2015, № 23, ст. 3357.

132

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы): Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 18 (часть II) ст. 2159.

5. Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 52 (часть I) ст. 7753.

6. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 50 ст. 7185.

7. Федеральный проект «цифровая культура» Паспорт национального проекта «Культура»: Президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. 4.3. - Текст: электронный: // Паспорт национального проекта «Культура»: [сайт]. - URL: https://minkult.government-nnov.ru/?id=194750 (дата обращения: 22.04.2020).

8. Хартия о сохранении цифрового наследия // Библиотековедение. - 2004. - № 6. -С. 40-43.

9. Интервью Михаила Пиотровского: Культуре нужны новые законы, а не чиновничьи окрики. - Текст: электронный: // Российская газета: [сайт]. - URL: https://rg.ru/2019/03/26/mihail-piotrovskij -kulture-nuzhny-novye-zakony-a-ne-chinovnichi-okriki.html (дата обращения: 15.04.2020).

Транслитерация

1. The Ministry of culture supports the idea of making digital heritage accessible and usable. June 11, 2015 Text: electronic: // Ministry of foreign Affairs of Estonia: [website]. - URL: http://www.kul.ee/ru/novosti/ministerstvo-kultury-podderzhivaet-ideyu-sdelat-dostupnym-i-ispolzovat-cifrovoe-nasledie (accessed: 22.04.2020).

2. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation from 07.05.2018 № 204 (ed. from 19.07.2018) // Collection of legislation of the Russian Federation from may 14, 2018 № 20 article 2817.

3. On approval of the Strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025: the Decree of the RF Government dated 29.05. 2015 № 996-p // collected legislation of the Russian Federation, 08.06.2015, N 23, article 3357.

4. On approval of the state program of the Russian Federation "Information society (20112020): Resolution of the Government of the Russian Federation № 313 of 15.04.2014 // Collection of the legislation of the Russian Federation of may 5, 2014 № 18 (part II) article 2159.

5. On approval of the Fundamentals of the state cultural policy: Decree of the President of the Russian Federation of 24.12.2014 N 808 // Collected legislation of the Russian Federation of 29 December 2014 No. 52 (part I) article 7753.

6. Approving the Fundamentals of state youth policy of the Russian Federation for the period till 2025: the Decree of the RF Government dated 29.11.2014 N 2403-R // Collection of the legislation of the Russian Federation of December 15, 2014 N 50 article 7185.

7. Federal project "digital culture" Passport of the national project "Culture": Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and national projects, Protocol of 24.12.2018 N 16. 4.3. - Text: electronic // Passport of the na-

133

tional project "Сикиге": [website]. - URL: https://minkult.government-nnov.ru/?id=194750 (accessed: 22.04.2020).

8. Charter on digital heritage preservation // library science. - 2004. - № 6. - S. 40-43.

9. Interview with Mikhail Piotrovsky: Culture needs new laws, not official shouts. Text: electronic: // Rossiyskaya Gazeta: [website]. - URL: https://rg.ru/2019/03/26/mihail-piotrovskij-kulture-nuzhny-novye-zakony-a-ne-chinovnichi-okriki.html (accessed: 15.04.2020).

© Г. М. Шаповалова, 2020

Для цитирования: Шаповалова Г.М. Современная парадигма «цифровой культуры» -доктринально-правовые основы и «цифровые» нравственно-этические стандарты о человеке и его творчестве // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2020. - Т. 12, № 2. - С. 127-134.

For citation: Shapovalova G.M. The modern paradigm of "digital culture" - doctrinal and legal bases and "digital" moral and ethical standards about a person and his creativity, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2020, Vol. 12, № 2, pp. 127-134.

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-2/127-134

Дата поступления: 12.05.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.