References
1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 2009. № 4. St. 445.
2. Federal'nyj zakon ot 6 oktjabrja 2003 № 131-FZ (red. ot 30.12.2015) «Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2016) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 2003, № 40, st. 3822
3. Morozov S. Ju., Myzrov M. N. Publichnye obrazovanija kak sub#ekty mezhdunarodnogo chastnogo prava // Vlast' zakona. 2012. № 1. S. 142-145.
4. Chernilovskij Z.M. Prezumpcii i fikcii v istorii prava // Sov. gosudarstvo i pravo. 1984. N 1. S. 98 - 105.
5. Federal Tort Claims Act: June 25, 1948 // 28 U.S.C. Pt. VI. Ch. 171.
6. The Crown Proceedings Act 1947 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Geo6/ 10-11/44/enacted (data obrashhenija: 26.09.2015).
DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.215 Шаповалова Г.М.
ORCID: 0000-0002-5275-6841, Кандидат юридических наук, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ОТ ЦИФРОВЫХ АРХИВОВ К ЦИФРОВОМУ
КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ
Аннотация
Автор рассматривает информационное общество, в основе которого лежат процессы информатизации, и его инструменты - информационные технологии и телекоммуникационные сети, в том числе сеть Интернет. Результатами данных процессов являются информационные ресурсы. Часть информационных ресурсов, создаваемых библиотеками и архивными учреждениями, относится к культурному наследию, что, в свою очередь, несет жизненно важную миссию обществу - поддержание социальной памяти, которая является основой идентичности и необходимым условием морально-нравственного воспитания и сохранения нации. Оцифровывание документального наследия и создание цифровых архивов - одна из характеристик инновационных изменений в культурной сфере современного информационного общества.
В качестве выводов автор предлагает обратить внимание ученых и практиков на новое понимание культурного наследия в более широком смысле. Классическое понятие «культурное наследие» не утратит своей сущности, даже независимо от инновационных процессов в современном обществе, но и понятие «цифровое культурное наследие» нуждается в формализации в российском законодательстве, одно из веских оснований - это инициатива представленная в Хартии о сохранении цифрового наследия.
Ключевые слова: информационное общество, цифровое наследие, цифровые архивы, информационные ресурсы, информатизация, законодательство, Хартия, идентичность, телекоммуникации, документ.
Shapovalova G.M.
ORCID: 0000-0002-5275-6841, Associate Professor, State University of Economics and Service Vladivostok, Russia INFORMATION SOCIETY: FROM DIGITAL ARCHIVES TO DIGITAL CULTURAL HERITAGE
Abstract
The author examines the information society, which is based on the processes of information, and its tools - information technology and telecommunication networks, including the Internet. The results of these processes are information resources. Part of the information resources created by libraries and archival institutions, belongs to the cultural heritage, which, in turn, is a vital mission of the society is the maintenance of social memory, which is the Foundation of identity and a necessary condition of moral education and the preservation of the nation. Digitization of documentary heritage and the creation of digital archives - one of the characteristics of innovation in the cultural sphere of the modern information society. In conclusion, the author proposes to draw the attention of scientists and practitioners a new understanding of cultural heritage in a broader sense. The classical notion of "cultural heritage " does not lose its essence, even regardless of innovative processes in modern society, but also the concept of "digital cultural heritage" in need of formalization in the Russian legislation, one good reason is the initiative presented in the Charter on digital heritage preservation.
Keywords: information society, digital heritage, digital archives, information resources, information, legislation, Charter, identity, telecommunications, document.
Современное общество - информационное общество, оно характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерных сетей, а также их интенсивным использованием обществом, бизнесом и органами государственной власти. Определяющие факторы формирования и развития информационного общества в Российской Федерации в соответствии со Стратегией развития информационного общества в РФ, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212 (далее - Стратегия): 1) повышение качества жизни граждан; 2) развитие сфер жизни общества, таких, как экономическая, социально-политическая, духовная, культурная и др. [4].
Мы остановимся на культуре как доминирующей в решении острой проблемы современности, решаемой государством - повышение качества жизни граждан. Общество и культура неразрывны, органически связаны между собой. Общество не способно существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной.
Развитие культурной сферы жизни общества возможно через сохранение и использование культурного наследия. Культурное наследие несет жизненно важную миссию общества - поддержание социальной памяти, которая является основой идентичности и необходимым условием морально-нравственного воспитания и сохранения нации. Оцифровывание документального наследия и создание цифровых архивов - одна из характеристик инновационных изменений в культурной сфере [22]. Традиционные принципы архивного дела сохраняются, а информационные технологии, телекоммуникационные технологии, в том числе и сеть Интернет, стали мощными инструментами, которые демократизировали право общества на доступ к цифровому наследию.
Проекты оцифровки начинали реализоваться в 1980-1990-х гг. как неотъемлемый элемент создания электронных каталогов собраний крупнейших архивов, и первоначально предназначались для формирования презентационных (мультимедийных) продуктов [13]. Со временем цифровые архивы приобрели статус самостоятельного, самодостаточного, капитало- и наукоемкого феномена, тесно связанного с обеспечением доступности к фондам и физической сохранности подлинников (создание электронных копий, изъятия оригиналов из непосредственного обращения, а также выполнение государственных планов и программ по переводу историко-культурного наследия в цифровой формат) [13].
Преимущества цифровых архивов очевидны, ведь они решает одну из важных проблем сохранности объектов-оригиналов. Неоспоримо, что в рамках администрирования цифровых архивных фондов появляется возможность ограничения прав доступа, ведение системных протоколов операций, осуществляемых пользователями по работе с цифровыми архивами, создание резервных копий, что все в совокупности позволит обеспечить необходимый уровень информационной безопасности, предотвратить несанкционированный доступ и незаконное копирование документов [17], [19].
Концепцию цифрового архива можно рассматривать в контексте организационно-правовой основы: 1) создание цифровой копии; 2) доступ к информационному ресурсу и его регулирование; 3) поиск и просмотр; 4) обеспечение сохранности; 5) обеспечение безопасности; 6) импорт и экспорт из одной информационной системы в другую и обратно. Для этого необходимо усилить концепцию новым терминологическим аппаратом. В процессе создания, сохранения и использования цифровых архивных фондов появилась необходимость в правовом термине «цифровые архивы» в рамках национального законодательства.
Термин «архив» понимается по-разному - на уровне субъекта (учреждения) и объекта (собственно архивной информации, составляющей архивного фонда). Толковые словари русского языка определяют архив как собрание письменных памятников (рукописей, писем и т. п.), относящихся к деятельности какого-нибудь учреждения или лица.
Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», утвержденный Правительством Российской Федерации 22.10.2004 г. (последняя редакция - 02.03.2016 г.), предлагает следующее определение архива: учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. Ресурсы учреждения или структурного подразделения организации определяются через понятие «архивный фонд» как исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации. Современные фонды, созданные и хранящиеся в информационных системах, по законодательству, можно рассматривать, исследовать как информационные ресурсы, подлежащие постоянному хранению [3; 18; 21]. Информационные ресурсы, в свою очередь, - это коллекции цифровых объектов, которые могут включать в себя текст, визуальный материал, аудио- и видеоматериал, сохраненный в электронной форме в результате оцифровки или быть изначально в цифровом формате.
В национальном стандарте ГОСТ 7.0.8-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденном Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст, определение «цифровой» также не применяется, но зафиксировано определение электронного документа и его свойства: «электронный документ: документ, информация которого представлена в электронной форме. Аутентичность (электронного документа): Свойство электронного документа, гарантирующее, что электронный документ идентичен заявленному. Достоверность (электронного документа): Свойство электронного документа, при котором содержание электронного документа является полным и точным представлением подтверждаемых операций, деятельности или фактов и которому можно доверять в последующих операциях или в последующей деятельности» [8]. В этом документе, в отличие от Закона об архивном деле, признается наличие двух форм существования архивных фондов.
Из текста Государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 г. мы видим, что в России создание и деятельность цифровых архивов расширяется: для поиска архивной информации на уровне фонда ведется пополнение данными Центрального фондового каталога (ЦФК). В настоящий момент он содержит сведения о почти 700 тыс. фондов государственных и муниципальных архивов Российской Федерации (13 федеральных архивов, 1556 государственных и муниципальных архивов 56 субъектов Российской Федерации) [7].
Из анализа статистических данных можно утверждать, что в ближайшем будущем работа по рассекречиванию архивных документов, хранящихся в государственных архивах, имеет огромные перспективы. Только федеральными архивами в течение года на открытое хранение переведено свыше 14,7 тыс. дел. В целях информирования общественности о результатах работы по рассекречиванию на официальном Интернет-сайте Росархива размещена и постоянно пополняется База данных рассекреченных дел и документов федеральных архивов (http://unsecret.rusarchives.ru/) [9]. Начаты работы по оцифровке документов Государственного Комитета Обороны, электронные образы которых будут представлены на сайте «Документы советской эпохи» [14]. Продолжается формирование Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, в который на настоящий момент включено 575 документов федеральных и региональных архивов [7]. В целях обеспечения удаленного доступа к ним через сеть Интернет ведется пополнение данными об уникальных документах федеральных и государственных архивов субъектов Российской Федерации модернизированной за отчетный период
информационной системе «Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации», размещенной на портале «Архивы России» [12]. Активно идет оцифровка собраний Госфильмофонда России - уже сейчас доступны постоянно пополняемые каталоги известных студий: ЦСДФ, Центрнаучфильм, Леннаучфильм, Свердловская студия хроники, и многих других, идет постоянная работа с фондами государственных и частных киностудий, создается единый цифровой архив документальных фильмов и кинохроники [14].
В плане организационно-методологической основы разработаны научные методики, методические рекомендации архивирования информации, создания цифровых архивов и управление полученным информационным фондом. Дальнейшая модернизация работы с цифровыми архивами стала возможна благодаря информационным технологиям, которые позволяют решать задачи на более интеллектуальном уровне.
Понимая, что развитие этих процессов стали необратимым, прогрессивным и переходящим на транснациональный уровень, о котором говорится в Хартии о сохранении цифрового наследия: «многие из ресурсов имеют непреходящую ценность и значимость и поэтому представляют собой наследие, которое следует сохранять и защищать для современных и будущих поколений. ...существует риск утраты этого цифрового наследия и ...его сохранение для современных и будущих поколений является насущной проблемой, вызывающей озабоченность во всем мире» [1].
В связи с этим о концептуально новом подходе к правовому обеспечению сферы цифровой культуры с обобщением международного опыта пишут многие специалисты из разных научных областей [15; 16], что прямым образом касается и цифровых архивов. Появляются научные публикации, затрагивающие вопросы о необходимости выработки единой нормативной правовой базы, с учетом того, что право способно оказывать определенное воздействие на происходящие производственные процессы: 1) на поведение граждан и деятельность учреждений по переводу в цифровой формат фондов; 2) выбор методов оцифровки, сканирующего и другого специализированного оборудования; 3) определение требований как к самому процессу создания электронных копий, так и к их учету, хранению и использованию; 4) необходимость проведения мониторинга объемов оцифрованных архивных документов и др. [10; 20].
Впервые были разработаны рекомендации по осуществлению оцифровки в 1996 г., которые не утратили своей актуальности до сегодняшнего дня и положили начало нормотворчеству в этой области. В то время была создана, апробирована и внедрена (и уже неоднократно переработана) различная документация, регулирующая вопросы сканирования разновидовых источников информации (инструкции, руководства, правила и т.п.). Однако, к сожалению, большинство известных в этой сфере документов не имеют статуса международного или национального стандарта, ограничиваясь рамками отдельной отрасли и/или даже организации [13].
В качестве примера - для решения этой задачи существуют «Методические рекомендации по созданию электронных копий документов, АФ РФ на бумажной основе и управлению полученным информационным массивом», источник опубликован на официальном сайте Росархива 30.04. 2013 г. [11]. Они были разработаны в рамках реализации в 2012 г. мероприятий Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 гг.)» [5] и выполнения работ по государственному контракту № 55 от 22 мая 2012 г. «Проведение научных исследований в области комплектования, хранения, учета и использования архивных документов».
В Законе «Об архивном деле» отмечается, что среди архивных документов имеются особо ценные, имеющие непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства, в том числе уникальные, не имеющие себе подобных по содержащейся в нем информации. Далее сказано, что архивные документы, отражающие материальную и духовную жизнь общества, имеют историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являются неотъемлемой частью историко-культурного наследия [3]. Из чего следует, что в контексте данного Закона значительная часть информационных ресурсов цифровых архивов России имеет историко-культурную ценность и заслуженно может рассматриваться как цифровое культурное наследие.
Данная тенденция изменения статуса архивных (и других) цифровых объектов в рамках понимания цифрового культурного наследия прослеживается документально - если в Ежегодном государственном докладе за 2013 год «О состоянии культуры в Российской Федерации» [6]. Архивный фонд Российской Федерации, Национальный библиотечный фонд (в том числе их цифровой компонент) рассматривались в разделе V «Информационные ресурсы культуры», то в Докладе за 2014 г. - уже в разделе 3 «Культурное наследие» как его объекты [7].
В 2014 г. раздел 6 «Информационные ресурсы культуры» рассматривал информатизацию сферы культуры, оцифровку культурного наследия и представление культуры в сети Интернет и в СМИ как информационный инструментарий, в тоже время сами объекты культуры отнесены, соответственно, к культурному наследию. Безусловно, Доклад за 2014 г. не является нормативным правовым документом, но четко отражает изменение понимания специалистами феномена культурного наследия. Благодаря этому документу можно проследить, как незначительные изменения приводят к глобальным переменам, в частности, понимания культурного наследия шире, чем было отражено в документах ранее.
Согласно Хартии о сохранении цифрового наследия, принятой на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в октябре 2003 г., «цифровое наследие состоит из уникальных ресурсов человеческих знаний и форм их выражения. Оно охватывает ресурсы в области культуры, образования, науки и управления, а также информацию технического, правового, медицинского и другого характера, созданную в цифровом виде или переведенную в цифровую форму из существующих аналоговых ресурсов» [1]. В ст. 2 Хартии «Доступ к цифровому наследию» говорится, что «одна из задач цифрового архива как элемента цифрового наследия состоит в том, чтобы его контент оставался доступным для общества. Соответственно, доступ к материалам цифрового наследия, особенно к тем, которые относятся к области общественного пользования, должен быть свободным от необоснованных ограничений. В то же время засекреченная и частная информация должны защищаться от любых форм посягательства. Государства-члены, возможно, выразят желание сотрудничать с соответствующими организациями и учреждениями в том, чтобы
содействовать созданию таких правовых норм и практических условий, которые обеспечат максимальную доступность цифрового наследия» [1].
Пути решения данной проблемы, непосредственно касающейся закрепленного конституционного права на доступ к культурным ценностям, в том числе к цифровому культурному наследию, рассматриваются как политиками и учеными зарубежных стран, так и России. 12 марта 2014 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья 1275 ГК «Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями» изложена в новой редакции [2].
В целом, рассматривая соотношение законодательных мер и функционирование цифровых архивов, в первую очередь необходимо опираться на такое многогранное и значимое понятие, как принцип общественного блага, и учитывать факторы развития международного сотрудничества и консенсуса в этой сфере. По мнению автора, тенденция понимания культурного наследия в более широком смысле нарастает, цифровые архивы в итоге получат правовое понятие «цифровое культурное наследие» уже в свете нового российского законодательства, инициатива которого представлена в Хартии о сохранении цифрового наследия.
Литература
1. Хартия о сохранении цифрового наследия [2003] // Библиотековедение. 2004. № 6. С. 40-43.
2. О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон 12 марта 2014 г. № 35-Ф3. URL: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=160073.
3. Об архивном деле в Российской Федерации: федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 02.03.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1406/.
4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, N 20, ст. 2444.
5. О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы): постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 186 (ред. от 10 апреля 2015 г.). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=127422;dst=110581.
6. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 г. URL: http://mkrf.ru/report/gosoklad/.
7. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 г. URL: http://goo.gl/O4VSyW
8. ГОСТ 7.0.8-2013. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: утвержден Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163800/.
9. Федеральное архивное агентство. База данных рассекреченных архивных дел и документов федеральных государственных архивов. URL: http://unsecret.rusarchives.ru/.
10. Основные Правила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40984/.
11. Методические рекомендации по созданию электронных копий документов АФ РФ на бумажной основе и управлению полученным информационным массивом / Ю. Юмашева. М., 2012. 125 с. URL: http://archives.ru/sites/default/files/rekomend_el-copy-archival-documents.pdf.
12. Архивы России. URL: http://unikdoc.rusarchives.ru/.
13. Гармаш В.Н., Захарченко Д.С. Разработка проекта отраслевого стандарта создания электронных копий архивных документов (первый этап). М., 2015. 279 с. Рукопись деп. в ВНИИДАД № ДР 261 10.03.2015.
14. Документы советской эпохи. URL: http://sovdoc.rusarchives.ru/.
15. Куняев Н. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере на современном этапе развития Российского государства [2010]. URL: http://www.juristlib.ru/book_7318.html.
16. О Народном цифровом архиве. URL: http://nffedorov.ru/pvo/bhi/nca.html.
17. Система электронного архива. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1333742.
18. Цифровой архив: создание и внедрение. URL: http://www.archiv-s.ru/public/tsifrovoy-arkhiv-sozdanie-i-vnedrenie/.
19. Электронный архив документов. URL: http://www.docscan.ru/allabout/elarch.html.
20. Юмашева Ю.Ю., Ткаченко Н.А., Левчук Л.И., Абраменко С.В. Мониторинг осуществляемых в государственных архивах субъектов Российской Федерации проектов оцифровки архивных документов. М., 2014. 150 с. Рукопись деп. В ВНИИДДД. ДР № 253.
21. Decman M. Long term digital archiving - Outsourcing or doing it // 7th European Conference on e-Government (ECEG 2007). Hague, 2007. Р. 101-109.
22. Delmas B. Advent of digital age overturns archives // PENSEE. 2010. Iss. 361. P. 27.
References
1. Charter on the preservation of digital heritage [2003] // library. 2004. No. 6. S. 40-43.
2. Amending part one, second and fourth Civil code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation: Federal law of 12 March 2014 № 35-FZ. URL: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=law;n=160073.
3. On archives in the Russian Federation: the Federal law from 22.10.2004 No. 125-FZ (as amended on 02.03.2016). URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 1406/.
4. On the national security Strategy of Russian Federation until 2020: decree of the President of the Russian Federation of 12.05.2009 N 537 and (as amended from 01.07.2014) // collected legislation of the Russian Federation, 18.05.2009, N 20, article 2444.
5. About the Federal target program "Culture of Russia (2012-2018): regulation of the Government of the Russian Federation of 3 March 2012 g. № 186 (as amended on April 10, 2015). URL: http://goo.gl/rtl5Dq
6. State report on the state of culture in the Russian Federation in 2013 URL: http://mkrf.ru/report/gosoklad/.
7. State report on the state of culture in the Russian Federation in 2014 URL: http://goo.gl/O4VSyW
8. GOST 7.0.8-2013. Records management and archival work. Terms and definitions: approved by the Order of Rosstandart from 17.10.2013 № 1185-article URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163800/.
9. The Federal archival Agency. The database of declassified files and documents of Federal state archives. URL: http://unsecret.rusarchives.ru/.
10. The basic Rules of work of archives of organizations (approved by the decision of the Board of Rosarkhiv, dated 06.02.2002). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40984/.
11. Methodical recommendations on creation of electronic copies of documents AF RF on a paper basis and managing the obtained information array / Y. Yumashev. M., 2012. 125 S. URL: http://archives.ru/sites/default/files/rekomend_el-copy-archival-documents.pdf.
12. Archives Of Russia. URL: http://unikdoc.rusarchives.ru/.
13. In Garmash.N., Zakharchenko D. S. Development of a draft industry standard for the creation of electronic copies of archival documents (the first stage). M., 2015. 279 S. Dept of the Manuscript. in vniidad No. 261 OTHERS on 10.03.2015. 14. Documents of the Soviet era. URL: http://sovdoc.rusarchives.ru/.
15. Kunyaev N. The national interests of the Russian Federation in the information sphere on the modern stage of development of the Russian state [2010]. URL: http://www.juristlib.ru/book_7318.html.
16. About National digital archive. URL: http://nffedorov.ru/pvo/bhi/nca.html.
17. The electronic archive system. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1333742.
18. Digital archive: creation and implementation. URL: http://www.archiv-s.ru/public/tsifrovoy-arkhiv-sozdanie-i-vnedrenie/.
19. Documents Electronic archive. URL: http://www.docscan.ru/allabout/elarch.html.
20. Yumashev Yu. Yu., Tkachenko N. And., Levchuk L. I., Abramenko.In. Monitoring developments in the state archives of the Russian Federation of projects of digitization of archival documents. M., 2014. 150 S. Dept of the Manuscript. IN THE ALLRSRIARM. DR. No. 253.
21. Decman M. long-term digital archiving - outsourcing or doing it // 7-th European conference e-government (ECEG 2007). The Hague 2007,. R. 101-109.
22. B. Delmas the advent of the digital era of coups archive // Russian thought. 2010. ISS. 361. P. 27.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.249 Шепелев В.И.
кандидат юридических наук, Ростовский институт защиты предпринимателя РЕГУЛЯТИВНАЯ СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ДОЗВОЛЕНИЙ И ЗАПРЕТОВ В ПРАВЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
Аннотация:
В статье утверждается, что полноценное регулирование общественных отношений посредством правовых норм и правил общественного поведения осуществляется только в условиях становления и функционирования гражданского общества и правового государства, когда возможны эффективные формы взаимосвязи норм права и норм общественного поведения. Главное назначение регулятивной системы в этих условиях- обеспечить реализацию естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности и необходимый уровень ее достойного существования. Акцент научного внимания сосредоточен на особенностях влияния соотношения дозволений и запретов в праве на действующую регулятивную систему. Делается вывод о сведении до естественного минимума запретов в праве и расширении сферы действия правовых дозволений, что положительно скажется на функционировании регулятивной системы, представленной в основном нормами общественного поведения, признающими приоритет правовых дозволений.
Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, регулятивная система, правовые законы, нормы права, правила общественного поведения, дозволения в праве, запреты в праве, права и свободы личности.
Shepelev V.I.
PhD in Jurisprudence, The Rostov institute of Protection of Businessman REGULATING SYSTEM OF THE CIVIC COMMUNITY IN THE CONTEXT OF PERMISSIONS AND PROHIBITIONS IN THE RIGHT (THEORETICAL ASPECTS)
Abstract
In the article it is asserted that the valuable regulation of social relations by means of the lawful standards and the rules of public behavior is accomplished only under the conditions offormation and functioning of civic community and rule-of-law state, when the effective forms of the interrelation of the standards of right and standards of public behavior are possible. Main designation of regulating system under these conditions to ensure the realization of natural and inalienable rights and freedoms ofpersonality and the necessary level of its worthy existence. The accent of scientific attention is concentrated on the special features of the influence of the relationship of permissions and prohibitions in the right on the operational regulating system. Is done conclusion about information to the natural minimum ofprohibitions in the right and expansion of the sphere of influence of lawful permissions, which positively will affect the functioning of the regulating system, represented in by the fundamental standards of public behavior, which recognize the priority of lawful permissions.
Keywords: civic community, rule-of-law state, regulating system, lawful laws, the standard of right, rule of public behavior, permission in the right, prohibitions in the right, right and the freedom of personality.
181