УДК 34
Г.М. Шаповалова
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: цифровая культура как новый культурный феномен в предотвращении информационных вызовов и угроз
Рассматривается проблема национальной безопасности как одна из стратегических целей и задач государства. В декабре 2015 г под № 683 в целях эффективного комплексного решения проблем Президентом утверждается Стратегия национальной безопасности, в которой подчеркивается, что наиболее опасным вызовам и угрозам в современном мире подвергается сфера культуры. Культура во всем многообразии ее форм способна оказывать кардинальное положительное или отрицательное влияние как на общество, так и на отдельно взятую личность. Опасность для общества скрывается в попытках разрушения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также воздействии на сознание людей и манипулировании им через информационную среду глобальной сети Интернет, социальные сети, мобильную связь, что, в свою очередь, может создавать прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам государства.
Для решения данной проблемы предлагается рассмотреть возможность использования современных информационных технологий, которые способны благодаря новой форме «цифровой культуры», «цифрового культурного наследия» противостоять информационным вызовам и угрозам, оказывать содействие в подавлении гуманитарного кризиса через повышение интеллектуального и культурного уровня общества. Подтверждение этому существование цифровой культуры как части информационной сферы Интернет, уверенно развивающейся как компонент традиционной культурной среды, активизирующий инновационные процессы в телекоммуникации и оказывающий огромное влияние на образование, науку, экономику и общечеловеческое развитие.
Автор приходит к выводу, что обязанность государства при активном участии общества перехватить инициативу по возрождению исконно национальных идеалов, духовности, гуманизма, уважения семейных ценностей, патриотизма, межнационального мира через культуру в любых ее формах. Общество обязано в этом принимать самое активное участие.
Ключевые слова и словосочетания: национальная безопасность, стратегия, вызовы, угрозы, культура, цифровая культура, законодательство, международное право, общество, глобальное информационное общество, Хартия.
Шаповалова Галина Михайловна - канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории зарубежного и российского права Института права; e-mail: kafedra_up@mail.ru.
G.M. Shapovalova
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
The national security strategy of the Russian Federation:
digital culture as a new cultural phenomenon
in the prevention of information threats and challenges
The author discusses the problem of national security as one of the strategic goals and objectives of the state. In December 2015 under No. 683 the President approves the national security Strategy for efficient and comprehensive solutions to the problems, emphasizing that the most dangerous challenges and threats in the modern world is in the sphere of culture. Culture today in all its diversity regardless of the shape capable of exerting cardinal influence both positive and negative on society and on individual identity. Danger lurks in the attempt of destruction of traditional Russian spiritual and moral values, and the effect on people's minds and manipulate them through the information environment of the global Internet, social networking, mobile communications, which, in turn, can create direct or indirect possibility of damage to the national interests of the state.
To solve this problem, the author proposes to consider the use of modern information technologies in the sphere of culture has long taken its place of honor and is able, thanks to a new form of "digital culture," "digital cultural heritage" to meet information challenges and threats to assist in the suppression of the humanitarian crisis through higher intellectual and cultural level of society. Proof of this is the existence of digital culture as part of the information sector in the global Internet, which is increasingly growing, and along with the traditional cultural environment (as a component) activates innovation processes in telecommunication and has huge importance to education, science, the economy and human development. The author comes to the conclusion that the duty of the state to seize the initiative in the revival of native national ideals, spirituality, humanism, respect for family values, patriotism, international peace through culture in all its forms. Society must actively participate.
Keywords: national security, strategy, challenge, threat, culture, digital culture, laws, international rights, societies, and the global information society, Charter.
«Культура и Мир являются священным оплотом человечества. В дни больших потрясений, и материальных, и духовных, именно к этим светлым прибежищам устремляется дух смущенный».
Н.К. Рерих
Сегодня в сознании каждого гражданина России должно быть четкое понимание того, что возрождение духовно-нравственных ценностей: сострадание, милосердие, духовность, гуманизм, патриотизм нашего народа - является исторической необходимостью в концепции информационного общества [10; 14; 15] и законодательства в сфере культуры [9; 11]. Достойное и осознанное отношение к исторической памяти, национальной идентичности прошлого возможно в образе культуры и единства культур многонационального народа Российской Федерации.
Вызовы глобального информационного общества миру - это внедрение во все сферы жизни общества 1Т-технологий, способных оказывать влияние не только на развитие науки, мировой экономики, геополитики, культуры, но и на отдельно взятую личность и ее социальную трансформацию [1, с. 27-36].
Учитывая, что развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, отличаясь при этом высоким динамизмом и взаимозависимостью событий, проявляются новые вызовы и угрозы, препятствующие развитию гармонически развитой (соборной) личности, общества и государства [13].
Противостоянием этому, в первую очередь, может быть государство, выступая в качестве основного регулятора и гаранта эффективной социально-культурной политики и ее правового обеспечения. Но для этого необходим переход к новой государственной политике в области национальной безопасности путем переформатирования концепции модели старого мира и эффективной и своевременной мобилизации всех обеспечительных сил.
Основополагающие принципы закреплены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, где представлена система стратегических направлений, приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу [7].
Остановимся на вопросах национальной безопасности в области культуры. В документе, в части сферы культуры, в качестве главных угроз национальной безопасности отмечаются: деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций; засилье информационной продукции массовой культуры низкого качества, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры. Если эту информационную экспансию не остановить, то в результате процесс влияния на сознание людей будет способствовать пересмотру взглядов на историю россии, ее роль и место в мировой истории, пропаганду образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость, агрессия и терроризм.
Например, сегодня мы являемся свидетелями наметившейся тенденции пересмотра итогов Второй мировой войны и роли советского союза в достижении трудной победы над фашистской Германией в контексте современной геополитики. На Западе в странах членов блока НАТО фальсификаторами истории выдвигаются псевдоисторические концепции, мифы, разнообразные домыслы с целью преуменьшить роль и значение Великой Отечественной войны, принизить подвиг великого советского народа в разгроме фашистских войск, запятнать освободительную миссию Советской Армии в странах Европы, осквернить нашу Память.
россия в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества способна отразить информационные вызовы и угрозы США и других стран, которые стремятся представить свою современную политическую конъюнктуру в изучении истории Второй мировой войны.
На государственном уровне противодействия угрозам в сфере культуры можно рассматривать через систему показателей оценки эффективности, в которой будут отражаться: увеличение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной, зарубежной культуры и искусства как в классическом, так и цифровом форматах, благодаря последней научно-технической революции, которая полностью изменила наш образ жизни, работу, коммуникации и сферу культуры, обогатив ее эффективными технологиями по созданию и сохранению культурного наследия; создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации всех возрастных категорий путем построения информационного общества и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе сети Интернет во все сферы жизни граждан; содействие развитию культурного потенциала на всей территории страны с правом предоставления учреждениями культуры имеющихся информационных ресурсов общедоступных электронных библиотек, виртуальных музеев, оцифрованных архивов федерального и регионального значения в сети Интернет. Безусловно, поставленные цели и задачи невозможно решить без участия государства по обеспечению сохранения культурного и духовного наследия в любых формах его выражения, особенно сегодня, когда идут процессы оцифровки, виртуализации, внедрения технологий 3D или 360о в контексте культурного генезиса цифровой культуры.
Для укрепления национальной безопасности в сфере культуры важно использовать накопленный многонациональным народом Российской Федерации огромный культурный потенциал, культурное наследие, многовековые культурные традиции; признание доминирующий роли культуры для возрождения России и повышать ее международный имидж в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся классической, инновационной, основанной на базе цифровых технологий, культурой в интересах многостороннего международного сотрудничества.
При этом в контексте укрепления национальной безопасности необходимо уделить особое внимание самой незащищенной категории граждан: это дети и молодежь, которую необходимо защитить от вредного информационного воздействия на сознание, мышление, чувства, волю.
В рамках этой проблемы на государственном уровне была подготовлена и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации за №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [8]. В данном правительственном документе уделяется особое внимание воспитанию и развитию детей как разносторонней, высоконравственной личности, осознающей и разделяющей российские национальные традиционные духовно-нравственные ценности, личности, обладающей актуальными умениями и навыками, опирающейся на фундаментальные знания, способной реализовать свой накопленный интеллектуальный и духовный потенциал в условиях современного информационного общества, современного миропорядка, готовой противостоять вызовам и угрозам, а также способной к мирному созиданию и защите Отечества [8].
Результаты не заставят себя ждать, если правильно будут расставлены приоритеты и по праву один из ведущих приоритетов будет отдан созданию информационной инфраструктуры духовного и патриотического воспитания, полезной ин-
формации и необходимых знаний в информационной сфере в качестве территории молодого поколения граждан россии; а также развитию и гуманизации благодаря цифровым СМИ, учреждениям культуры в сети Интернет. Последние три десятилетия на территории виртуальной реальности, а интернет можно считать такой территорией, большая часть сайтов, наполненных информационным контентом, имеет в основе своей концепции в сфере науки, образования, культуры.
В эпоху информационного общества и процессов глобализации мира библиоте -ки, архивы, музеи, интернет-медиакомпании [6, с. 311-312] предоставляют ресурсы в электронных форматах [17; 18; 19; 2]; накоплены гигантские объемы оцифрованных и цифровых объектов культурного значения, в связи с чем формируется «цифровой» компонент деятельности учреждений культуры благодаря информатизации и виртуализации [3]. Параллельно этим социально-культурным процессам формируется сфера цифрового культурного наследия. Наряду с традиционной культурной средой (как её компонент) активизируются ресурсы цифровой культуры, которые оказывают огромное влияние на образование и его качественные показатели [20], науку и наукометрические показатели [4], экономику и критерии эффективности и, несомненно, на формирование личности будущего.
В качестве примера отрицательного влияния на личность можно привести деятельность ИГИЛ, запрещенного в России самопровозглашенного государства, ярко демонстрирующего поведение людей, в котором наблюдается отсутствие нравственных норм и общечеловеческих ценностей: добро, справедливость, любовь, красота, бережное отношение к великому мировому культурному наследию. Напротив, пропагандируются фанатизм, нетерпимость и безумие в слепой убежденности, безоговорочном следовании за лидерами отрядов боевиков.
На уровне международного права Совет Безопасности ООН 22 мая 2009 г. принял заявление с осуждением варварских действий боевиков-террористов государства ИГИЛ в Сирии, включая захват города Пальмиры и его уникальных, невосполнимых объектов архитектуры - античные памятники Пальмиры, которые признаны Организацией объединенных наций и ЮНЕСКО и занимают почетное место в списке Всемирного наследия. ЮНЕСКО создавалась на результатах тяжелых испытаний Второй мировой войны и принимает активное участие в вопросах укрепления мира и его безопасности за счёт расширения сотрудничества в сфере образования и культуры, которые, в свою очередь, способствуют достижению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» и, тем самым, являются препятствием для новой мировой войны, меняя соотношение сил в пользу мира [22].
Главной отправной точкой для признания культурного наследия в цифровой форме являются международные акты ЮНЕСКО. Хартия (2003) о «сохранении и охране мирового цифрового наследия человечества - книг, произведений искусства и памятников исторического и научного значения» закрепляет на законодательном уровне новую форму объектов наследия — «цифровое наследие» [16, с. 40-43].
Современная культура и ее наследие сегодня формируются в цифровом формате как цифровая культура, цифровое культурное наследие, а научно-технические достижения и связанные с ними информационные технологии, информационные
системы и информационно-телекоммуникационные сети, в том числе и сеть Интернет, оказывают огромное влияние на общество и повышение его культурного уровня. Для российских учреждений культуры ресурсы цифровой культуры, цифрового культурного наследия, несомненно, позволяют решить ряд очень важных для государства проблем. В частности, важное значение приобретает вопрос о месте Российской Федерации в процессах интеграции в мировое информационное пространство национальной культуры и обеспечение всеобщего доступа к российскому цифровому наследию [5]. Следовательно, концепция развития, направленная на сохранение и повышение доступности цифровых объектов культуры, культурного наследия [12], должна объединять законодательные, организационные и программно-технические мероприятия на национальном и международном уровнях. Результат реализации вышеперечисленных мер - это качественный показатель, определяющий состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу, а также основа безопасности Стратегии Российской Федерации.
1. Жеребин В.М., Махрова О.Н. Информатизация общества и развитие новых форм социальных отношений // Народонаселение. 2015. № 1 (67). С. 27-36.
2. Каранец С.М. Фонды библиотек в цифровую эпоху: традиционные и электронные ресурсы, комплектование, использование. Обзор материалов V Всероссийской научно-практической конференции // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. № 2 (54). С. 247.
3. Карклиньш Я. Позитивные последствия использования ИКТ становятся все более очевидными // Информационное общество. 2011. № 1. С. 4-10.
4. Кузьмин Е.И., Куйбышев Л.А. Оцифровка культурного и научного наследия России. Состояние дел, проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://www. gosbook.ru/node/21458.
5. министерство культуры поддерживает идею сделать доступным и использовать цифровое наследие. 11 июня 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kul. ee/ru/novosti/ministerstvo-kultury-podderzhivaet-ideyu-sdelat-dostupnym-i-ispolzovat-cifrovoe-nasledie
6. Непомнящий К.Л., Городищева А.Н. Стандарты цифрового аудиовизуального архивирования культурного наследия // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. Т. 2, № 8. С. 311-312.
7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. №1 (часть II). Ст. 212.
8. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 №996-р // Собрание законодательства РФ. 08.06.2015. №23. Ст. 3357.
9. О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)»: постановле -ние Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 186 (ред. от 10.04.2015) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=127422;dst=110581.
10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 17.06.2015) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/
11. Основы государственной культурной политики: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // БД «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70828330
12. Отчет по научно-исследовательской работе «Анализ существующего уровня доступ -ности культурного наследия, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, основные направления повышения информационной безопасности». Кн. 2. М., 2012. - 143 с.
13. Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 39 с.
14. Ронки А. Сотрудничество в сфере обмена цифровыми коллекциями и культурным контентом // Информационное общество. 2010. № 3. С. 50-64.
15. Химченко А.И. Информационное общество: правовые проблемы в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 30 с.
16. Хартия о сохранении цифрового наследия // Библиотековедение. 2004. № 6. С. 40-43.
17. Calhoun К. Exploring Digital Libraries: Foundations, Practice, Prospects. London: Facet, 2014. 224 p.
18. McKenna G., De Loof С. Оцифровка: ландшафт стандартов для европейских музеев, архивов, библиотек // Публикация Рабочей группы «Исследование стандартов и подготовка рекомендаций» проекта ATHENA. Электронное издание. ATHENA EC Project, ЦентрПИК, 2010. 52 с.
19. Technical Guidelines for Digital Cultural Content Creation Programmes. URL: http:// www.minervaeurope.org/interoperability/technicalguidelines.htm (дата обращения: 22.01.2016).
20. Ukachi Ngozi Blessing. Information literacy of students as a correlate of their use of electronic resources in university libraries in Nigeria // Electronic library. 2015. Vol. 33, Iss. 3. P. 486-501.
21. История ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.org/new/ru/unesco/ about-us/who-we-are/history.
© Г.М. Шаповалова, 2017
Для цитирования: Шаповалова Г.М. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: цифровая культура как новый культурный феномен в предотвращении информационных вызовов и угроз // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9. № 1. С. 101-107.
For citation: Shapovalova G.M. The national security strategy of the Russian Federation: digital culture as a new cultural phenomenon in the prevention of information threats and challenges // The Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2017. Vol. 9. № 1. P. 101-107.
Дата поступления: 20.02.2017.