УДК 130.2
doi: 10.25730/VSU.7606.18.040
Культурная идентификация в условиях трансформирующегося коммуникативного пространства
А. Р. Стрельчук
аспирант кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова. Россия, г. Нижний Новгород.
E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье рассматриваются особенности культурной идентификации в условиях трансформации коммуникативного пространства современной цивилизации, происходящей под влиянием новых информационно-коммуникативных технологий и разрушения тысячелетиями накапливаемых систем культурных кодов, выполняющих роль социальных механизмов закрепления и воспроизводства социокультурного опыта поколений. Культурные коды как механизмы организации образа жизни и регламентации коммуникативной среды этносов способствовали сохранению ведущих признаков национальных культур и этнокультурной идентичности, обеспечивая тем самым преемственность в историко-культурном развитии общества. Трансформация коммуникативного пространства в эпоху глобализации видоизменяет системы культурных кодов в направлении появления новых символических форм закрепления и передачи информации и регламентации культурно-коммуникативных процессов. Цифровые технологии и массовые информационные средства связи формируют пространство, наполненное многообразием новых смыслов и символов. Они встраиваются в повседневную жизнь современных людей, позволяя быстрее взаимодействовать, изменяя при этом роль информации в развитии общества и разрушая основы коллективной идентичности. В этих условиях содержание и направленность коммуникационных процессов также претерпевают существенные изменения, оказывая тем самым большое влияние на духовно-нравственные устои человеческого бытия, размывание границ этнокультурной и личностной идентичности, формирование и восприятие современных образов мира. В условиях виртуализации социальных процессов происходит вытеснение традиционных этических эталонов и норм коммуникативного взаимодействия людей, в связи с чем современный человек сталкивается с проблемой несоответствия темпов технологического развития изменениям в коммуникативной среде и разрушением системы классических традиционных ценностных ориентаций.
Ключевые слова: культура, коммуникация, коммуникативное пространство, культурные коды, глобализация, ценностные ориентации.
Виртуализация коммуникативного пространства коренным образом изменяет веками формировавшиеся системы культурных кодов народов, внося в организацию образа жизни и коммуникативную среду совершенно новые элементы конструирования социальной реальности и выстраивания отношений между людьми [16, с. 137].
Особую роль играет Интернет, рост влияния которого на все сферы жизни человека происходит невероятно быстрыми темпами. В результате современный человек все более нуждается в ценностно-смысловых ориентациях в сфере культурных образцов и норм, адекватных изменениям в мире. Усиливается также тенденция к познанию своих культурно-исторических корней, истоков духовно-нравственных ценностей, формируется устойчивая потребность в изучении и сохранении национального культурного наследия как важнейшего признака и критерия этнокультурной идентичности. Но в современных условиях, когда культура и экономика становятся транснациональными, отчетливо прослеживаются трудности в сохранении и идентификации традиционных ценностей национальных культур1.
В условиях «расширенной объективно-виртуальной реальности», понимаемой как единство природной, социальной и виртуальной реальностей [13], формируется новый тип культуры, в проекциях которой национальное, традиционное удерживается сохранением богатства национального языка, влияния семьи и институтов образования, духовно-нравственного наследия национальной истории. Однако особенности виртуальной коммуникации, а также усиливающееся влияние симулякров на формирование образов мира затрудняют возможности прогнозирования дальнейших изменений в культуре коммуникативного пространства сетевого сообщества. Дело в том, что феномен социальной виртуальной коммуникации, а также технологии ее осуществления все еще остаются достаточно мало исследованными областями как научного знания, так и философского.
© Стрельчук А. Р., 2018
1 Данный феномен отмечен и проблематизирован в статье В. В. Печатнова [15].
Вестник Вятского государственного университета, 2018, № 4 © ВятГУ, 2018 ISSN: 2541-7606
Одной из сфер коммуникативного пространства в эпоху глобализации стала цифровая среда, а новой формой идентификации человека стала сетевая личность. В связи с этим в центре внимания множества исследований стоит проблема влияния современных информационно-коммуникативных технологий на традиционные социальные практики. Особое внимание уделяется проблеме изменения ценностных установок и мотивов поведения, в первую очередь молодежи. Э. Тоффлер в известной монографии «Шок будущего» пишет об углублении внутреннего конфликта личности, связанного с приоритетами краткосрочных форм общения, разрывом между мысленными образами и моделями действительности, порождаемыми новыми медиа, и тем, «что есть на самом деле» [17, с. 203]. Фрагментарность современной культуры, быстротечность общественных процессов, неустойчивость ценностных ориентаций создают условия, когда в системе факторов, определяющих духовные потребности и интересы личности, приоритетную роль начинают играть имиджевые и симуляционные технологии.
Если до появления сетевого сообщества грани идентичности определялись культурой, территорией проживания, этничностью, языком, религией, политическими убеждениями и другими мировоззренческими установками, то теперь люди управляют множественными идентичностями, которым не препятствуют ни географические, ни социальные, ни какие-либо другие признаки. С развитием интернет-технологий, появлением блогинга и социальных сетей у человека появляется совершенно новый культурный опыт - каждый становится автором, самоидентифицируясь через текст. Следовательно, важнейшим фактором регулирования этих процессов становится понимание автором своей ответственности за создание текстового, фото-, видео- и аудиоконтента. Трудность заключается в том, что информация любой степени достоверности стала общедоступной, а ее тиражируемость не имеет временных, пространственных или авторских ограничений.
Происходит постепенное вытеснение традиционных культурных кодов, этических эталонов, языковых моделей, а также норм регламентации коммуникационных процессов. В рассматриваемом контексте большой интерес представляет проблема исследования влияния системы идеограмм и смайликов, т. е. языка эмодзи, используемого в электронных сообщениях и веб-страницах, на формирование образов мира в условиях сетевого сообщества.
Трудно представить себе ситуацию, когда мир образов реальной действительности во всем богатстве и разнообразии его природных и социокультурных признаков, веками накапливаемых и закрепленных в языке и в культурных кодах, механизмах преемственности и воспроизводства социального опыта будет вытеснен цифровыми технологиями, языком эмодзи, сетевыми формами коммуникации между людьми. Однако в связи с этим необходимо согласиться, что разрабатываемый С. Н. Макеевым подход к данной проблеме, рассматриваемой под углом зрения «расширенной объективно-виртуальной реальности», позволяет расширить возможности социально-философского и культурологического осмысления новых информационно-коммуникативных и цифровых технологий и их влияния на процессы коммуникации и ценностный мир человека. Нельзя не согласиться с тем, что «...технологии расширенной объективно-виртуальной реальности несут в себе функцию расширенной формы общения, связывающую человека с техникой, человека с человеком, человека с обществом» [13, с. 122].
Очевидно, что глобальное коммуникационное пространство современной цивилизации играет колоссальную роль в формировании новой картины мира, образы которого создаются не в реальной практике инструментального или коммуникативного действия [19, с. 250] а новыми информационно-коммуникативными технологиями. К ежедневному использованию последних, по данным совместного исследования Google и Ipsos, прибегают 65% россиян, а если речь идет о молодом поколении (от 13 до 24 лет), то эта цифра вырастает до 98% [22]. Одним из первых исследований проблемы интернет-коммуникаций в отечественной философии и социологии была работа Д. В. Иванова «Виртуализация общества». В ней автор, рассматривая особенности личности эпохи Постмодерна, подчеркивает, что человек, погруженный в виртуальную реальность, «увлеченно "живет" в ней, сознавая ее условность, управляемость ее параметров и возможность выхода из нее.». В перспективе виртуализации развития общества, по мнению Д. В. Иванова, «отношения между людьми примут форму отношений между образами» [9, с. 34].
Еще более сложной оказалась проблема взаимовлияния человека и виртуальной информационно-коммуникативной среды. По справедливому замечанию А. В. Голубинской, «виртуальное информационное пространство при появлении в нем человека становится своеобразным "хамелеоном", "цвет" которого зависит от. модели поведения пользователя,
его знаний и представлений о работе с современными информационными технологиями.» [4, с. 33]. Но создаваемое человеком виртуальное информационное пространство, в свою очередь, способно конструировать хамелеонообразную символическую реальность, определяющую возможности корректировать поведение людей с учетом разнообразия культурных образцов и систем ценностей.
И вот здесь отчетливо прослеживаются два возможных направления в теории и практике дальнейшего развития культуры применительно к условиям, которые, как нам представляется, можно обозначить как постглобализационный период развития современной цивилизации.
Во-первых, эволюция форм и направлений развития культуры предполагает формирование в коммуникативном пространстве комплекса социальных практик и духовных процессов, ориентированных на приоритет национально-культурных оснований национального самосознания, этнокультурной идентичности и духовно-нравственной преемственности. Слабым звеном данного подхода является опасность изоляционизма, а также распространение в массовом, в первую очередь молодежном, сознании националистических идей2. Культурные проекции данного типа несут в себе реальную опасность духовных предпосылок экстремизма, агрессивности, неприятия инакомыслия и т. д.
Что касается другого подхода к будущему культурных проекций, то здесь господствуют глобализационные приоритеты. В частности, признается неизбежной унификация ведущих признаков национальных культур, создание единых культурных шаблонов общепринятого. Реально же в культурных моделях (проекциях) коммуникативного пространства формируются американизированные образы культурных героев, высшим эталоном жизненного успеха становятся прагматические ценности.
В то же время виртуализация коммуникативного пространства в данном варианте обеспечит свободу выбора норм поведения, так как анонимность виртуальной коммуникации снимает проблему нравственного контроля и нравственной ответственности, стирает грани и уничтожает определяющие признаки этнокультурной и гражданской идентичности. Проникая во все сферы жизни общества, эти особенности предлагаемой модели культурного развития будут способствовать вытеснению классических и традиционных ценностей христианской и общечеловеческой культуры.
Очевидно, что глобальное коммуникационное пространство является мощным инструментом формирования новой системы ценностей современного человека. И важно осознавать, что человечество, приобретая огромные возможности для диалога и взаимодействия в видах своего прогрессивного развития, одновременно входит в полосу рисков, связанных с универсализацией жизненного порядка и размыванием духовно-нравственных оснований культурной идентичности, что может привести к необратимым последствиям деструктивного характера.
Список литературы
1. Акчурин И. А. Концепция виртуальных миров и научное познание // Рос. акад. наук ; Ин-т философии. СПб., 2000. 317 с.
2. Апель К.-О. Априори коммуникативного сообщества // Апель К.-О. Трансформация философии / пер. с нем. М. : «Логос», 2001. 344 с.
3. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М. : Изд-во «Весь мир», 2004. 120 с.
4. Голубинская А. В. Релевантность сознания и виртуально-информационной среды как фактор социальной стратификации : дис. ... канд. филос. наук. Н. Новгород, 2018.
5. Дергачева Е. А. Концепция социотехноприродной глобализации: Междисциплинарный анализ. М. : Ленанд, 2016. 256 с.
6. Дергачева Е. А. Философия техногенного общества. М. : Ленанд, 2011. 216 с.
7. Емелин В. А. Человек технологический. Трансформация идентичности в условиях развития информационного общества // Философские науки. 2015. № 2. С. 154-157.
2 Разумеется, распространение национализма, в том числе в крайних, экстремистских формах, является лишь одним из многих вызовов. В реальной жизни существенной корректировке могут подвергаться все, даже наиболее устойчивые мировоззренческие характеристики личности. Недавно проведенный Общественным институтом исследования религии (Public Religion Research Institute - PRRI) анализ «Меняющаяся религиозная престижность Америки» (сентябрь 2017 г.), основанный на выборке из 101 тыс. граждан во всех 50 штатах, показал, что такие изменения происходят чрезвычайно быстро и могут приводить к непредсказуемым последствиям [14].
Вестник Вятского госудаpственногоунивеpситета, 2018, № 4 © ВятГУ, 2018 ISSN: 2541-7606
8. Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Вавилонская сеть: эрозия истинности и диффузия идентичности в пространстве Интернета // Вопросы философии. 2013. № 1. С. 74-84.
9. Иванов Д. В. Виртуализация общества // Социология и социальная антропология. СПб., 1997. 96 с.
10. Кутырев В. А. Заколдованные прогрессом : сб. ст. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. 445 с.
11. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М. : Языки русской культуры, 1996. 464 с.
12. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / под ред. А. О. Бороное-ва. СПб., 1994. С. 25-42.
13. Макеев С. Н. Феномен социального общения в пространстве расширенной объективно-виртуальной реальности : канд. дис. ... канд. филос. наук. Н. Новгород, 2017.
14. Печатнов В. В., Печатнов В. О. Меняющийся религиозный ландшафт Америки // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 9. С. 57-68.
15. Печатнов В. В. Традиционные ценности и проблемы межкультурного диалога // 25 лет внешней политике России : сб. материалов Х Конвента РАМИ (Москва, 8-9 декабря 2016 г.) : в 5 т. Т. 5. Социально-гуманитарные аспекты международных отношений : в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. А. В. Мальгина ; [науч. ред. : А. В. Шестопал и др.] ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел РФ ; Рос. ассоциация междунар. исследований (РАМИ). М. : МГИМО-Университет, 2017. С. 29-40.
16. Савруцкая Е. П., Жигалев Б. А., Дорожкин А. М., Устинкин С. В. Образование. Культура. Язык : монография / под общ. ред. Е. П. Савруцкой. Н. Новгород : ФГБОУ ВПО «НГЛУ»; СПб. : Изд-во РХГА, 2014. 232 с.
17. Тоффлер Э. Шок будущего. М. : ООО «Изд-во ФСТ», 2001. 557 с.
18. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М. : ACT : Полиграфиздат, 2010. 588 с.
19. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. : Наука, 2001. 380 с.
20. Человек в системе коммуникации. Проблемы глобализации и молодежь : сб. науч. тр. участников XI междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Е. П. Савруцкой, А. В. Никитина. Н. Новгород : Гладкова О. В., 2015. 211 с.
21. Шмидт Э., Коэн Д. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государства. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013, 368 с.
22. Think with Google : сетевое издание. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/insights-trends/user-insights/novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/ (дата обращения: 26.02.2018).
Cultural identification in the conditions of a transforming
communicative space
A. R. Strelchuk
post-graduate student of the Department of philosophy, sociology and theory of social communication, Nizhny Novgorod State Linguistic University n. a. A. Dobrolyubov. Russia, Nizhny Novgorod.
E-mail: [email protected]
Abstract: the article deals with the peculiarities of cultural identification in the context of the transformation of the communicative space of modern civilization that occurs under the influence of new information and communication technologies and the destruction of accumulated cultural code systems that serve as social mechanisms of securing and replicating socio-cultural experience of generations. Cultural codes as mechanisms of organizing the way of life and regulation of the communicative environment of ethnic groups contributed to the preservation of the leading signs of national cultures and ethno-cultural identity, thus ensuring continuity in the historical and cultural development of society. Transformation of the communicative space in the era of globalization modifies the system of cultural codes in the direction of the emergence of new symbolic forms of fixing and transferring information and regulating cultural and communicative processes. Digital technologies and mass information means of communication form a space filled with a variety of new meanings and symbols that are integrated into the everyday life of modern people, allowing them to interact quickly, changing the role of information in process of development of society and destroying the foundations of collective identity. In these conditions, the content and direction of the communication processes also undergo significant changes, thereby exerting great influence on the spiritual and moral foundations of human existence, blurring the boundaries of the ethno-cultural and personal identity, the formation and perception of modern images of the world. In conditions of virtualization of social processes, traditional ethical standards and norms of people's communicative interaction now are being squeezed out, in connection with that modern man faces the problem of the discrepancy between the pace of technological development in changes in the communicative environment and the destruction of the system of classical traditional value orientations.
Keywords: culture, communication, communicative space, cultural codes, globalization, value orientations.
References
1. Akchurin I. A. Koncepciya virtual'nyh mirov i nauchnoe poznanie [Concept of virtual worlds and scientific knowledge] // Ros. akad. nauk; In-t filosofii - Rus. Akad. of Sciences, Institute of philosophy. SPb. 2000. 317 p.
2. Apel' K.-O. Apriori kommunikativnogo soobshchestva [Apriori of the communicative community] // Apel'K.-O. Transformaciya filosofii [Transformation of philosophy]. M. "Logos". 2001. 344 p.
3. Giddens EH. Uskol'zayushchij mir: kakglobalizaciya menyaet nashu zhizn [Elusive world: how globalization changes our lives]. M. Publishing house "Ves' mir". 2004. 120 p.
4. Golubinskaya A. V. Relevantnost' soznaniya i virtual'no-informacionnoj sredy kak faktor social'noj strati-fikacii: dis. ... kand. filos. nauk [Relevance of consciousness and the virtual information environment as a factor of social stratification: dis. ... PhD of philos. sciences]. N. Novgorod. 2018.
5. Dergacheva E. A. Koncepciya sociotekhnoprirodnoj globalizacii: Mezhdisciplinarnyj analiz [Sociotech-nology concept of globalization: an interdisciplinary analysis]. M. Lenand. 2016. 256 p.
6. Dergacheva E. A. Filosofiya tekhnogennogo obshchestv [The Philosophy of the technogenic society]. M. Lenand. 2011. 216 p.
7. Emelin V. A. CHelovek tekhnologicheskij. Transformaciya identichnosti v usloviyah razvitiya informacion-nogo obshchestva [Technological man. Transformation of identity in the development of the information society] // Filosofskie nauki - Philosophical sciences. 2015, No. 2, pp. 154-157.
8. Emelin V. A., Thostov A. SH. Vavilonskaya set': ehroziya istinnosti i diffuziya identichnosti v prostranstve Interneta [Babylonian network: the erosion of truth and the diffusion of identity in the Internet space] // Vo-prosy filosofii - Problems of philosophy. 2013, No. 1, pp. 74-84.
9. Ivanov D. V. Virtualizaciya obshchestva [Virtualization of society] // Sociologiya i social'naya an-tropologiya - Sociology and social anthropology. SPb. 1997. 96 p.
10. Kutyrev V. A. Zakoldovannye progressom : sb. st. [Enchanted by progress: coll. art.] M.; Berlin. Direkt-Media. 2015. 445 p.
11. Lotman YU. M. Vnutri myslyashchih mirov. CHelovek - tekst - semiosfera - istoriya [Inside minded worlds. Man-text-semiosphere-history]. M. Languages of Russian culture. 1996. 464 p.
12. Luhmann N. Ponyatie obshchestva [The concept of society] // Problemy teoreticheskoj sociologii -Problems of theoretical sociology / under the editorship of A. O. Boronoev. SPb. 1994. Pp. 25-42.
13. Makeev S. N. Fenomen social'nogo obshcheniya v prostranstve rasshirennoj ob"ektivno-virtual'noj real'nosti: kand. dis. ... kand. filos. nauk [The phenomenon of social communication in the space of expanded objective-virtual reality: dis. ... PhD of philos. sciences]. N. Novgorod. 2017.
14. Pechatnov V. V., Pechatnov V. O. Menyayushchijsya religioznyj landshaft Ameriki [Changing religious landscape of America] // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya - World economy and international relations. 2018, vol. 62, No. 9, pp. 57-68.
15. Pechatnov V. V. Tradicionnye cennosti i problemy mezhkul'turnogo dialoga [Traditional values and problems of intercultural dialogue] // 25 let vneshnej politike Rossii : sb. materialov H Konventa RAMI (Moskva, 8-9 dekabrya 2016 g.) - 25 years of Russia's foreign policy: collection of materials of the X Russian Assi-ciation of International Studies Convention (Moscow, December 8-9, 2016): in 5 vol. Vol. 5. Social'no-gumanitarnye aspekty mezhdunarodnyh otnoshenij - Socio-humanitarian aspects of international relations: in 2 pts. Pt. 1 / under the general editorship of A. V. Malgin; [scient. ed.: A. V. Shestopal et al.]; Moscow State In-t of International Relations (un-t) of Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; Rus. Association of International Studies (RAIS). Moscow. MGIMO-Universitet. 2017. Pp. 29-40
16. Savruckaya E. P., ZHigalev B. A., Dorozhkin A. M., Ustinkin S. V. Obrazovanie. Kul'tura. YAzyk : mono-grafiya [Education. Culture. Language : monograph] / under the general editorship of E. P. Savrutskaya. N. Novgorod. FSBEE HPO "NGLU"; SPb. Publishing house of Russian Christian Humanities Academy. 2014. 232 p.
17. Toffler EH. SHok budushchego [Shock of the future]. M. LLC "Publishing house FST". 2001. 557 p.
18. Fukuyama F. Konec istorii i poslednij chelovek [The end of history and the last man]. M. AST: Poligrafizdat. 2010. 588 p.
19. Habermas YU. Moral'noe soznanie i kommunikativnoe dejstvie [Moral consciousness and communicative action]. SPb. Nauka. 2001. 380 c.
20. CHelovek v sisteme kommunikacii. Problemy globalizacii i molodezh': sb. nauch. tr. uchastnikov XI mezhdunar. nauch.-prakt. Konf.- A person in the communication system. Globalization and youth: coll. of scientific works of the participants of the XI Intern. scientific- pract. conf. / under the editorship of E. P. Savrutskaya, A. V. Nikitin. N. Novgorod. Gladkova O. V. 2015. 211 p.
21. Schmidt E., Cohen D. Novyj cifrovoj mir. Kak tekhnologii menyayut zhizn' lyudej, modeli biznesa i ponyatie gosudarstva [A new digital world. How technologies change people's lives, business models and the concept of the State]. M. Mann, Ivanov and Ferber. 2013. 368 p.
22. Think with Google: online edition. Available at: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/ insights-trends/user-insights/novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/ (accessed: 26.02.2018).