Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
УДК 376.42
Единое речевое пространство школы-интерната как средство социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями
О. В. Кучергина
Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск
Аннотация. В контексте деятельности образовательной организации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлены основные подходы к организации единого речевого пространства.
Ключевые
слова: инклюзивное образование, обучающийся с ограниченны-
ми возможностями здоровья, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), социализация обучающегося, единое речевое пространство.
Доступность качественного образования гарантирована всем детям без исключения [1, с. 5]. Инклюзивное образование является самодостаточной частью общей педагогической системы страны. За последние годы в инклюзивном образовании произошли значительные изменения, среди которых отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения. Следует отметить, что ранее под инклюзивным образованием, как правило, понималось совместное обучение здоровых обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), однако в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3, с. 6]. Таким образом, инклюзивным образованием будет считаться образование обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися (не имеющими ограничений по здоровью), так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, то есть в специальных (коррекционных) школах.
p://wwwлro38.ш/o-jomaLЫml
В отечественной системе инклюзивного образования выделяют восемь основным групп обучающихся с ОВЗ, к которым относятся:
- обучающиеся с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, поздно-оглохшие);
- обучающиеся с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- обучающиеся с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с расстройствами аутистического спектра);
- обучающиеся с нарушениями интеллекта;
- обучающиеся с задержкой психического развития;
- обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи;
- обучающиеся со сложными недостатками развития.
Определение термина «обучающийся с ОВЗ» представлено в ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [3, с. 5].
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик - от практически нормально развивающихся детей, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей-инвалидов с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы и (или других) жизненно важных органов и систем организма. От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в разработанной применительно к их возможностям специальной индивидуальной программе развития. При этом столь выраженный диапазон различий в развитии наблюдается не только по разным группам детей с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей.
Так как ограниченные рамки данной статьи не позволяют представить особенности организации образовательного процесса применительно к каждой из перечисленных выше групп обучающихся с ОВЗ, остановимся на отдельных аспектах социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях специальной (коррекционной) школы.
Понятие «умственная отсталость» по степени выраженности интеллектуальной недостаточности применимо к достаточно обширной и разнообразной группе обучающихся. В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у детей с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения центральной нервной системы, которое имеет системный характер, то есть в патологический процесс оказываются вовлечёнными все стороны психофизического развития ребёнка: мотиваци-онно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы - восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение, что затрудняет включение ребёнка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путём.
Основная проблема профессиональной деятельности педагога специальной (коррекционной) школы - это совмещение требований и целей образовательного процесса с возможностями, желаниями, запросами и целями
Онлайн-доступ к журналу: Ы1]
обучающегося с ОВЗ. Профессионализм педагога специальной (коррекцион-ной) школы, его убеждения во многом определяют не только позиционную направленность, но и стиль поведения, формы общения с детьми. Признание личностного начала в ребёнке, ориентация на его потребности и интересы, построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи обеспечивают гуманистическую направленность деятельности педагога. Замена традиционных ценностей обучения ребёнка на развитие его личности предполагает личностно-ориентированный подход к детям, учёт детской субкультуры, культуротворческой функции деятельности. Диалог двух культур - мира взрослых и мира детей - предполагает взаимодействие, основанное на сотрудничестве, взаимопонимании, равенстве, принятии ребёнка таким, какой он есть, что способствует проявлению творческого, инновационного потенциала педагогов инклюзивного профиля.
Развитие обучающихся с ОВЗ, в том числе и с интеллектуальными нарушениями, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие здоровых детей. Однако дети с ОВЗ испытывают ряд специфических трудностей в восприятии объектов и явлений окружающей действительности, установлении причинно-следственных связей, выражении собственных мыслей и пр. Кроме того, пребывание в образовательной организации интернатного типа, наряду с положительным опытом, обременяет обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проблемами, накладывает отпечаток на все стороны жизни детского коллектива, превращая его в достаточно замкнутый социум, в рамках которого общение с внешним миром носит достаточно поверхностный, фрагментарный характер. Указанные факторы, безусловно, негативно влияют на общее речевое развитие детей: ограниченный словарный запас, несформированность грамматического строя речи и фонематического восприятия, многочисленные нарушения звукопроизношения и отсутствие соответствующей возрасту связной речи, полиморфные нарушения письменной речи. Проведённый анализ научно-методической литературы и опыта работы педагогов инклюзивного профиля позволил в ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 3 г. Иркутска» с целью всестороннего речевого развития обучающихся с нарушением интеллекта сформировать единое речевое пространство. В данном случае под речевым пространством понимается множество объектов, между которыми установлены отношения с целью формирования всех компонентов речи у обучающихся. Ведущая идея, обеспечивающая связь между всеми участниками единого речевого пространства, заключается в необходимости создания условий для систематического стимулирования речевой активности каждого ребёнка.
Следует отметить, что без активного речевого развития невозможна социализация обучающихся с нарушением интеллекта, так как она в общем виде включает усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющей человеку функционировать в качестве полноправного члена общества, поэтому в рамках единого речевого пространства работниками образовательной организации создаются условия для речевого развития детей во время уроков и во внеурочной деятельности.
На всех видах занятий педагоги обеспечивают речевую активность каждого ребёнка при помощи использования различных методических приёмов. В частности, к таким приёмам можно отнести задания на зрительно-двигатель-но-слуховую и речеслуховую координацию; упражнения, направленные на развитие чувства ритма и темпа; слуховые (звуковые) модели с переводом в
УАУДПОИРО г
зрительные и речевые; речевые модели с переводом в графические и т. п.; задания на ориентацию в пространстве; элементы драматизаций; прослушивание и исполнение литературных и музыкальных (вокальных) композиций. Особую роль играют индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия, на которые зачисляются по итогам диагностирования все нуждающиеся.
Обратим внимание на некоторые составляющие создаваемого во внеурочной деятельности речевого пространства.
Прежде всего, воспитанники активно общаются с детьми и взрослыми, живущими и работающими за пределами образовательной организации; переписываются с родственниками, друзьями и знакомыми; общаются по телефону. Для детей систематически организуются тематические выставки («Год литературы», «Творчество С. Есенина», «Писатели Сибири» и др.), поездки в социокультурные учреждения города Иркутска (музеи, филармония, ТЮЗ, кинотеатры, цирк, ботанический сад, контактный зоопарк и пр.). Организовано взаимодействие с другими образовательными организациями (общего и профессионального образования), детской библиотекой, благотворительными организациями и фондами.
Одним из важных компонентов речевого пространства является участие воспитанников в различных творческих конкурсах как на уровне школы-интерната, так и на уровне города и области: конкурсах чтецов, конкурсах детского прикладного творчеств, музыкально-поэтических фестивалях, и детском движении «Парад планет» и др.
Развитию коммуникативных и творческих способностей воспитанников во многом способствует сложившаяся система дополнительного образования. На базе школы действуют кружки и секции художественно-эстетической и познавательно-речевой направленности: театр, хор, танцевальная студия и др.
С целью активизации речевого общения между воспитанниками разного возраста в образовательной организации действует совет обучающихся, осуществляется шефская помощь старших младшим обучающимся. Традиционно проводятся дни самоуправления, День открытых дверей, День именинника, День здоровья, благотворительные ярмарки, трудовые десанты, предметные олимпиады, беседы и познавательно-досуговые мероприятия, в том числе литературные и логопедические праздники, организовано дежурство учащихся по школе-интернату.
В настоящее время достаточно активно идёт пополнение книжного фонда школьной библиотеки специализированной литературой, книгами на электронных носителях, мультимедийным оборудованием; действует компьютерный класс; практически в каждом учебном помещении имеется телевизор с большой диагональю, DVD-проигрывателем, магнитолой для прослушивания СD и МР дисков, что позволяет создать интегрированное информационное пространство. Оптимизация технического оснащения позволяет повышать интерес обучающихся к произведениям художественной литературы, способствует развитию коммуникативных навыков.
Более подробно вопросы социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках единого речевого пространства будут представлены в дальнейших публикациях.
Список литературы
1. Каганов, В. Ш. Инклюзия не должна быть ради инклюзии / В. Ш. Каганов // Вестник образования. - 2016. - № 3. - С. 5-15.
2. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия : учеб. пособие для студ. пед. вузов. В 2 ч. Ч. 2. / Н. Н. Малофеев. - М. : Просвещение, 2013.
- 319 с.
3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- М. : КНОРУС, 2013. - 176 с.
Common Discourse Space of Boarding School as a Means of Socialization of Schoolchildren with Intellectual Disability
O. V. Kuchergina
Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk
Abstract. The article concerns the main approaches to organization of common discourse space in educational institution for orphans and children left without parental care with intellectual disabilities.
Keywords: inclusive education, students with disabilities, mental retardation (intellectual disability), socialization of schoolchildren, common discourse space.
Кучергина Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией коррекци-онного образования Институт развития образования Иркутской области
664007, Иркутск, ул. Красноказачья, 10-А
тел.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]
Kuchergina Olga Viktorovna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Head of the Laboratory of Special Education
Institute of Education Development of Irkutsk Region
10-a Krasnokazachiya St., Irkutsk, 664007
tel.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]