Научная статья на тему 'ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО "ЛИЦЕЙ-УНИВЕРСИТЕТ" КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА НЕПРЕРЫВНОЙ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ'

ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО "ЛИЦЕЙ-УНИВЕРСИТЕТ" КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА НЕПРЕРЫВНОЙ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION / НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / CONTINUOUS TRAINING / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SINGLE EDUCATIONAL SPACE / ЛИЦЕЙ / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ / TRAINING OF MATHEMATICS TEACHERS / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / VOCATIONAL GUIDANCE WORK / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шурко Геннадий Константинович

В статье освещены принципиальные подходы к созданию единого образовательного пространства между лицеем и классическим университетом для непрерывной профессиональной подготовки будущих учителей математики и информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шурко Геннадий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a common educational space "High School-University" - like effective form of continuous pre-university training of future teachers of mathematics

Formation of a common educational space «High School-University» - like effective form of continuous pre-university training of future teachers of mathematics. The article highlights the basic approaches to the creation of conditions of functioning of uniform educational space, in which, along with the classical university includes schools involved in pre-university training, in order to implement continuous and professional training of future teachers of mathematics. For example, the Faculty of Mathematics and Information Technologies Donetsk National University and the Republican lyceum - boarding at the Donetsk National University shows how within a single educational space 'High School-University: implemented in practice, continuous training of the future teacher of mathematics with a broad involvement of the intellectual potential of professors of the Faculty of Mathematics and Information Technology University, using scientific-methodical and material-technical base of the University, Lyceum, schools in the region; held diverse career guidance work, allowing to motivate high school students to further master the profession of the teacher of mathematics; held scientific, scientific-methodical, scientific and pedagogical research with involvement in these studies, along with the students (as part of research students) and students of the Lyceum (in the framework of the Small Academy of Sciences); actively use modern information-communication technologies; created the necessary conditions for pupils and students love the most promising scientific schools in mathematics, applied mathematics, pedagogy.

Текст научной работы на тему «ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО "ЛИЦЕЙ-УНИВЕРСИТЕТ" КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА НЕПРЕРЫВНОЙ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ»

УДК378

ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО «ЛИЦЕЙ-УНИВЕРСИТЕТ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА НЕПРЕРЫВНОЙ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Шурко Геннадий Константинович кандидат физ.-мат. наук, доцент Донецкий национальный университет, г. Донецк

e-mail: gennady.shurko@mail.ru Shurko Gennady Donetsk National University, Donetsk

В статье освещены принципиальные подходы к созданию единого образовательного пространства между лицеем и классическим университетом для непрерывной профессиональной подготовки будущих учителей математики и информатики.

Ключевые слова: непрерывное образование, непрерывная профессиональная подготовка, единое образовательное пространство, лицей, университет, подготовка учителя математики, профорнентсщнонная работа, высшее профессиональное образование.

]......■{

Постановка проблемы. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века [6], в которой определены направления преимущественного развития высшего профессионального образования, говорится о том, что обеспечение равного доступа к высшему образованию должно начинаться с укрепления и, при необходимости, с переориентации его связей со всеми другими ступенями образования, особенно со средним образованием. Высшие учебные заведения нужно рассматривать в качестве составной части в системе образования, которая начинается с дошкольного воспитания, начального образования и продолжается в течение всей жизни. Сами высшие учебные заведения должны проводить в своих стенах соответствующую работу, тесно взаимодействовать с родителями учеников, школами, учащимися, разными социальными группами и сообществами.

В свою очередь среднее образование должно не только готовить кандидатов на получение высшего профессионального образования путем развития у них способностей к обучению, но и торить им дорогу к активной жизни.

Указанный документ ориентирует на непрерывное образование, интеграционные

процессы в образовании, на системообразующую роль высшего учебного заведения в допрофессиональном, профильном и профессиональном образовании.

Таким образом, выстраивание системы профессионального образования является актуальной и одновременно сложной проблемой. Сложной из-за противоречий, возникающих вследствие определенной замкнутости образовательных структур, из разобщенности, в частности, по принципам подчинения и финансирования.

Разрешение указанных противоречий и эффективное непрерывное профессиональное образование возможно, на наш взгляд, в рамках единого образовательного пространства, которое формируется вокруг и во главе с высшим учебным заведением при участии общеобразовательных средних учебных заведений и других образовательных заведений и структур.

Цель статьи - осветить условия создания и функционирования единого образовательного пространства между лицеем и классическим университетом с целью реализации непрерывной и профессиональной подготовки будущего учителя математики.

Изложение основного материала. По

мнению В.А. Гурьевой и Л.Т. Редько [7]

вчерашний выпускник школы, оказавшийся на студенческой скамье, сталкивается с иной организацией и формами учебного процесса (лекции, практические, лабораторные занятия), иными формами контроля знаний, иными методами преподавания, и, как правило, не в состоянии быстро и эффективно адаптироваться к новым формам организации вузовского учебного процесса и методам обучения. Характер и способы познавательной деятельности учащегося старшей школы и студента высшего учебного заведения различаются существенным образом. Недостаточный уровень знаний, умений, практических навыков у выпускников средней школы негативно сказывается на учебном процессе в вузе, особенно на младших курсах. Все это делает особенно актуальным поиск новых путей и средств реализации преемственности школьного и высшего профессионального образования.

Одной из составляющих непрерывного профессионального образования будущего учителя математики является довузовская подготовка учащейся молодежи. Эффективным средством обеспечения наследования, преемственности образовательных стандартов, форм, методов, средств обучения, образовательных технологий при переходе от одного уровня образования к другому является создание единого образовательного пространства, в которое наряду с классическим университетом входят учебные заведения, занимающиеся довузовской подготовкой, в первую очередь, лицей.

Проблема преемственности школьного и высшего профессионального образования не нова в педагогической науке. Она в той или иной степени исследовалась в работах С.М. Годника, В.С. Леднева, А.М. Новикова, В.А. Полякова, В.А. Попкова, Н.М. Мо-чаловой, П.И. Пидкасистого, П.А. Шева-рева и др. Традиционно преемственность школьного и вузовского образования рассматривалась в контексте содержания образования. А такие составляющие системы обучения как цели, методы, формы и средства большинством исследователей рас-

сматривались явно недостаточно.

Одним из важных условий развития преемственности школьного и вузовского образования в условиях профилизации школы является использование ряда организационных форм вузовского обучения в практике школьного обучения. Это связано с тем, что одной из задач, решаемых профильной школой является профессиональная ориентация старшеклассника к обучению в системе высшего профессионального образования.

Как отмечают А.В. Коржуев и В.А. Попков [2], на стыке средней и высшей школы происходит диалектическое взаимодействие педагогических процессов, которые проходят в школе и вузе, т. е., происходит привнесение в учебно-воспитательную практику общеобразовательного среднего учебного заведения таких элементов университетского образования, которые обогащают и совершенствуют возможности средней школы.

И.С. Якиманская [4] считает, что в едином образовательном пространстве могут быть активизированы факторы, влияющие на успешность обучения, реализованы разнообразные формы, средства, методы обучения и образовательные технологии, индивидуализация обучения, адаптация его к познавательным интересам и потребностям обучающихся.

Образовательное пространство, включающее в себя наряду с классическим университетом лицей, осуществляющий профильную подготовку будущего учителя математики, можно определить как многоаспектную, целостную, социально-психологическую реальность, которая предоставляет человеку комплекс необходимых материальных и психолого-педагогических условий для его образовательной и самообразовательной деятельности.

В основе формирования единого образовательного пространства лежит концепция непрерывности современного образования, которая должна обеспечить интеграцию различных способов познания мира и тем самым раскрыть и увеличить творческий потенциал человека для свободных и

осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осмысления мира.

Старшеклассники профильной школы, студенты высших учебных заведений, по мнению ВМ.Кожевникова [1], должны продвигаться от этапа к этапу, сохраняя преемственность, не только в своем общеобразовательном, профильном, и профессиональном, но и личностном развитии, а смежные этапы образования должны строиться так, чтобы учителя, преподаватели, старшеклассники, студенты были активными субъектами целостного образовательного процесса.

Создание единого образовательного пространства невозможно без полноценного внедрения в образовательную систему принципов непрерывности, последовательности и преемственности. Поэтому охарактеризуем образовательные формы, задействованные в профильной подготовке будущих учителей математики в рамках единого образовательного пространства «Лицей-Университет» на примереДонецкого национального университета и Республиканского лицея - интерната при ДонНУ. Хотя лицей непосредственно не интегрирован в структуру университета как структурное подразделение, четверть вековая история совместного многовекторного взаимодействия этих учебных заведений накладывает свой отпечаток на подходы к организации учебно-воспитательного процесса в едином образовательном пространстве.

Основной формой организации познавательной деятельности учащихся в лицее является сдвоенный урок-пара, продолжительность которой, как и в университете, составляет 80 минут.Спаренные уроки позволяют решить вопросы оптимизации ежедневной нагрузки учащихся в условиях пятидневной учебной недели.

При проведении спаренных уроков учитель лицея, как и преподаватель высшей школы: обеспечивает органическое единство материала, представляя его в целостном информационном блоке; определяет, озвучивает и реализует на спаренном уроке логику формирования основных по-

нятий и содержание материала, который излагается; подбирает методы, средства, формы учебной деятельности, которые активизируют познавательную активность учащихся, позволяют учителю отойти от традиционной роли транслятора знаний и выполнять роль посредника между поставленным проблемным вопросом, к которому ученики приходят «самостоятельно» при помощи учителя, и конечным результатом в виде определенных выводов.

Таким образом, использование спаренных уроков дает возможность адаптировать учащихся лицея к системе обучения в высшем учебном заведении.

Отметим, что занятия по математике, информатике, основам компьютерной графики в классах математического профиля лицея проходят в аудиториях и лабораториях факультета математики и информационных технологий. Само место проведения занятий, дух и своеобразная аура, царящие на факультете весьма положительно влияют на ученический коллектив.

Вторым важным моментом в организации профильного обучения в классах математического профиля в лицее является широкое вовлечение профессорско-преподавательского состава факультета математики и информационных технологий университета в учебно-воспитательный процесс. Преподаватели факультета, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора, аспиранты ведут в классах математического профиля лицея лекционные и практические занятия по алгебре и началам анализа, геометрии, различным специальным курсам, обеспечивающим содержание профильной математической подготовки, проводят факультативные и кружковые занятия, руководят научной работой учащихся в рамках деятельности Малой академии наук. Со многими из преподавателей выпускники лицея, став студентами факультета, затем встречаются уже в студенческих аудиториях. Заметим, что среди преподавателей факультета, работающих в лицее, есть такие, которые прошли путь от ученика класса математического профиля лицея до кандидата наук, доцента и при

этом постоянно сотрудничали с лицеем.

Участие преподавателей университета в учебно-воспитательном процессе в лицее позволяет обеспечить высокий уровень преподавания, модификацию, адаптацию современных образовательных технологий, характерных для высших учебных заведений, реализовать вузовские технологии преподавания как профильных, так и общеобразовательных дисциплин (чтение лекций, проведение практических занятий, элементы научно-исследовательской работы учащихся).

Далее остановимся подробнее на такой форме учебной деятельности, как научно-исследовательская работа учащихся лицея.

Следуя В.С.Юркевичу [5], выделившему три основных уровня познавательной потребности учащихся (потребность во впечатлениях, познавательная потребность, потребность в научной деятельности), отметим, что одним из инновационных для лицея методов обучения, который характерен для практики вузовского образования, является метод учебного проектирования.

По мнению Л.О.Филатовой «последние десятилетия характерны появлением и активным развитием такого социокультурного феномена, как проектность, которая становится неотъемлемым компонентом деятельности человека практически в любой сфере, в том числе и в образовании... Складывающаяся в современном обществе проектная парадигма как среда формирования инновационной культуры, становится важнейшим аспектом деятельности не только в рамках традиционных «проектных» профессий - инженеров, конструкторов, архитекторов, но и людей практически всех специальностей. Отражением этой тенденции в образовании является проектное обучение, внедрение метода проек-тов»[3, с. 115-116, 126].

И далее «.учебное проектирование играет важную роль в формировании ключевых компетенций как наиболее значимого компонента учебных достижений, как школьников, так и студентов» [3].

Известно, что как формирование, так и оценка овладения компетенциями тесно

связаны с конкретными условиями и ситуациями, в которых они проявляются. В ходе работы над учебными проектами учащиеся лицея овладевают познавательной, коммуникативной и информационной компетенциями, приобретают навыки самостоятельного использования определенных учебно-познавательных средств, креативности при постановке проблемы и поисках путей ее решения, коллективной деятельности.

Таким образом, данная образовательная технология позволяет учащимся лицея в рамках самостоятельной учебно-познавательной деятельности с использованием современных информационно-коммуникативных технологий исследовать те или иные вопросы математики, физики, информатики, а затем, доложив о своих результатах на лицейской научной конференции, продолжить работу над своими проектами в рамках деятельности Малой академии наук. Традиционно на ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и лицеистов многие лицеисты делают доклады либо на разных лицейских секциях, либо на кафедральных секциях факультета математики и информационных технологий. Отметим, что лучшие доклады публикуются в виде статей (до четырех страниц), или в виде тезисов (1-2 страницы) в «Вестнике СНОДон-НУ». Заметим при этом, что руководство научными работами лицеистов осуществляют преподаватели факультета математики и информационных технологий, которые, как правило, сами достаточно активно работают в науке. Так в текущем учебном году работами руководят два доктора наук, профессора, три кандидата наук, доцента, два аспиранта третьего года обучения.

Охарактеризуем теперь такую важную форму работы в рамках единого образовательного пространства, как профессиональная ориентация учащихся в отношении будущей профессии учителя математики.

Хорошо известно, что эффективное самоопределение старшеклассника в отношении будущей профессии невозможно без профессиональной ориентации. Согла-

шаясь с Е.А. Климовым [8] в том, что профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоопределением» ученика, учтем и мнение других исследователей, например, Н.С. Пряжникова [9], который утверждает, что стержнем всего учебно-воспитательного процесса является профо-риентационная работа, потому что именно профессиональная ориентация, которая понимается как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится. Добавим также, что психологический словарь [10] определяет профессиональную ориентацию (профориентацию) как систему мероприятий, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Отметим, что профориентационная работа как система мероприятий, включает в себя деятельность по следующим направлениям: профильная подготовка, профессиональная диагностика, заключающаяся в изучении личности школьника с целью профессиональной ориентации, профессиональные консультации, целью которых является установление соответствия индивидуальных личностных свойств специфическим требованиям профессии педаго-га,профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

В едином образовательном пространстве «Лицей-Университет» указанные направления профориентационной работы реализуются с помощью Центра математического просвещения факультета математики и информационных технологий. Так в рамках деятельности этого Центра работает открытый математический колледж для учащихся 6-11 классов, работает открытый научно-популярный лекторий, где в доступной форме лекции по актуальным проблемам математики читают ведущие преподаватели факультета, для учащихся проводится диагностирование уровня знаний, умений и навыков по разным темам и вопросам школьного курса математики с ис-

пользованием оригинальных методик и методических материалов и даются детальные рекомендации по коррекции выявленных пробелов, отделение информатики проводит подготовку по математике, информатике, основам программирования для учащихся старших классов. Отдельно стоит сказать о математических конкурсах для учащихся разных классов и об олимпиадах, проводимых Центром на факультете. Так традиционной стала олимпиада по математике для старшеклассников «Абитуриент». Отметим, что к работе Центра математического просвещения привлекаются не только преподаватели факультета математики и аспиранты, но и студенты разных курсов обучения (как бакалавриата, так и магистратуры). Участие студентов особенно важно, так как усиливается их мотивация на будущую профессиональную деятельность учителя математики, а в силу гораздо меньшей разницы в возрасте учащиеся несколько иначе воспринимают студентов в роли преподавателя. Заметим, что кроме традиционных конкурсов и олимпиад, проводимых на факультете, наши преподаватели, сами в прошлом призеры олимпиад по математике разного уровня (от областного до международного) участвуют в подготовке олимпиадных заданий, в проведении тренировочных сборов для участников олимпиад, в работе жюри.

Выводы. В едином образовательном пространстве «Лицей-Университет»:

• реализуется на практике непрерывная подготовка будущего учителя математики с широким вовлечением интеллектуального потенциала преподавателей факультета математики и информационных технологий университета, использованием научно - методической и материально -технической базы университета, лицея, школ региона;

• проводится разноплановая профори-ентационная работа, позволяющая мотивировать учащихся старших классов на дальнейшее овладение профессией учителя математики;

• проводятсянаучные исследования по различным проблемам математики, при-

кладной математики, информационных технологий, механики, математического моделирования, а также научно-методические, научно-педагогические исследования с вовлечением в эти исследования наряду со студентами (в рамках НИР студентов) также учащихся лицея (в рамках деятельности Малой академии наук);

• сосредоточена разнообразнейшая информация для образования и самообразования, активно используются современные информационно-коммуникационные технологии;

• созданы необходимые условия для знакомства учащихся и студентов с наиболее перспективными научными школами в области математики, прикладной математики, педагогики.

1. Кожевников В.М. Преемственность профильной школы высшего учебного заведения (теоретико-методологический аспект) / В.М.Кожевников. - М. : Педагогическая пресса, 2007. - 416с.

2. Коржуев А.В. Вузовское и послевузовское профессиональное образование. Критическое осмысление, поиск новых решений

/А.В. Коржуев, В.А. Попков. -М.: Янус, 2002. -215с.

3. ФилатоваЛ.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профтьного образования в старшем звене средней школы/Л.О. Филатова. -М., 2005. - 192с.

4. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. -М.: Сентябрь, 1996. - 96с.

5. ЮркевичВ.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника / В.С. Юркевич //Вопросы психологии. -1980. - № 2. - С. 83-92.

6. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры / СГУ. - М., 1999. - 36 с.

7. Гурева В.А. Некоторые аспекты довузовского образования/ В.А. Гурева, Л.Т. Редько //Вестник ОГУ. - 2002. - №2. - С. 70-72.

8. Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. -150 с.

9. Пряжников Н.С. Школьная профориентация: мечты и реальность /Н.С. Пряжников //Школьный психолог. - 2003. - № 4. - С. 12-13.

10. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошенко. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.

Abstract. Shurko G. A common educational space «High School-University» - like effective form of continuous pre-university training of future teachers of mathematics. The article highlights the basic approaches to the creation of conditions offunctioning of uniform educational space, in which, along with the classical university includes schools involved in pre-university training, in order to implement continuous and professional training offuture teachers of mathematics.

For example, the Faculty of Mathematics and Information Technologies Donetsk National University and the Republican lyceum - boarding at the Donetsk National University shows how within a single educational space 'High School-University:

- implemented in practice, continuous training of the future teacher of mathematics with a broad involvement of the intellectual potential ofprofessors of the Faculty of Mathematics and Information Technology University, using scientific-methodical and materialtechnical base of the University, Lyceum, schools in the region;

- held diverse career guidance work, allowing to motivate high school students to further master the profession of the teacher of mathematics;

- held scientific, scientific-methodical, scientific and pedagogical research with involvement in these studies, along with the students (as part of research students) and students of the Lyceum (in the framework of the Small Academy of Sciences);

- actively use modern information-communication technologies;

- created the necessary conditions for pupils and students love the most promising scientific schools in mathematics, applied mathematics, pedagogy.

Key words: continuing education, continuous training, a single educational space, high school, university, training of mathematics teachers, vocational guidance work, higher vocational education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.