Научная статья на тему 'Работа со школьниками в техническом университете как важный фактор развития инженерного образования'

Работа со школьниками в техническом университете как важный фактор развития инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ENGINEERING EDUCATION / IMPROVING TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Евгения Вячеславовна, Галиновский Андрей Леонидович, Зосимов Матвей Владимирович, Моисеев Валерий Александрович

Проблемам, связанным с необходимостью совершенствования процесса подготовки кадров в последнее время уделяется повышенное внимание; комплексное решение вопросов создания системы непрерывного инженерного образования является актуальной задачей. Стратегия работы технического университета с творчески настроенными молодыми людьми является не только важным фактором развития учебного заведения, но и выполняет значимую социальную функцию по вовлечению молодежи в научное творчество и инженерное образование. Необходимость комплектования квалифицированного кадрового состава промышленных предприятий делает первоочередной задачу обеспечения притока новых молодых инженерных кадров и создания системы преемственности подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Евгения Вячеславовна, Галиновский Андрей Леонидович, Зосимов Матвей Владимирович, Моисеев Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working with pupils at a technical university as an important factor in the development of engineering education

Problems associated with the need to improve the training process have recently received increased attention. Complex issues of creating a system of continuous engineering education is a topical task. A structured and consistent strategy of a technical university with a creative-minded young people is not only an important factor in the development of the institution, but also performs an important social function to involve young people in scientific creativity and engineering education. The need for recruitment of qualified staff of the industrialenterprises makes the ensuring of the flow of new young engineering staff and the creation of a system of succession training to be the primary task.

Текст научной работы на тему «Работа со школьниками в техническом университете как важный фактор развития инженерного образования»

Работа со школьниками в техническом университете как важный фактор развития инженерного образования

УДК 374

Винокурова Евгения Вячеславовна

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

mgtu@rambler. и

Галиновский Андрей Леонидович

доктор педагогических наук, доцент Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

galcomputer@yandex.ru

Зосимов Матвей Владимирович

кандидат технических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ksu-conference@mail.ru

Моисеев Валерий Александрович

кандидат технических наук, доцент Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

moiseev56@mail.ru

РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблемам, связанным с необходимостью совершенствования процесса подготовки кадров в последнее время уделяется повышенное внимание; комплексное решение вопросов создания системы непрерывного инженерного образования является актуальной задачей. Стратегия работы технического университета с творчески настроенными молодыми людьми является не только важным фактором развития учебного заведения, но и выполняет значимую социальную функцию по вовлечению молодежи в научное творчество и инженерное образование.

Необходимость комплектования квалифицированного кадрового состава промышленных предприятий делает первоочередной задачу обеспечения притока новых молодых инженерных кадров и создания системы преемственности подготовки.

Ключевые слова: инженерное образование, совершенствование процесса подготовки кадров.

Проблемы, связанные с необходимостью совершенствования процесса подготовки кадров, способных решать нестандартные инженерные задачи, обладающих навыками научного творчества, становятся особенно острыми в условиях построения инновационного общества. В последнее время данной проблематике уделяется особое внимание, как со стороны системы образования, так и со стороны представителей работодателей и бизнеса. Во многих странах мира научно-техническое творчество молодежи возведено в ранг национальных систем, имеющих государственное значение. Такие страны как США, Западная Европа давно считают программы развития научного и инженерного творчества молодежи основой научно-технического прогресса, выделяя при этом на их развитие и реализацию существенные материально-финансовые ресурсы [7].

Комплексное решение вопросов создания системы непрерывного креативного инженерного образования является актуальной и значимой задачей. Очевидно, что ее решение должно быть основано на совокупности теоретико-экспериментальных исследований, которые должны затрагивать все этапы подготовки научно-творческих кадров включая довузовский этап, который является одним из важнейших, поскольку именно на нем формируется основа творческой, поисковой, социально-активной личности, способной в будущем решать инновационные задачи в различных сферах науки, экономики, техники и технологии.

Структурированная и последовательная стратегия работы технического университета с твор-

чески настроенными молодыми людьми является не только важным фактором развития учебного заведения в целом, повышения его рейтинга и престижа, достижения высокого качества подготовки специалистов, отвечающих современным потребностям общества и государства, но и выполняет значимую социальную функцию по вовлечению молодежи в научное творчество и креативное инженерное образование.

Необходимость комплектования квалифицированного кадрового состава промышленных предприятий нового типа, поддержания на высоком уровне работоспособности уже работающих объектов делает первоочередной задачу обеспечения притока новых молодых инженерных кадров и создание системы преемственности подготовки.

Таким образом, первоочередным становится вопрос о стратегическом управлении кадровыми ресурсами. Правительство Москвы уделяет значительное внимание данным вопросам, что отражено в Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. № 450-1III «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». В данном документе отмечается, что «развитие высоких технологий диктует необходимость обновления инженерно-технических кадров в городе Москве». Для этого, в частности, необходим пересмотр образовательных программ, использование потенциала системы дополнительного образования, в деятельность которого включаются федеральные государственные образовательные

© Винокурова Е.В., Галиновский А.Л., Зосимов М.В., Моисеев В.А., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

109

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

учреждения высшего образования инженерно-технического профиля. Особое место занимают просветительско-образовательные проекты «Университетские субботы» и «Hi-Tech Shcool», которые направлены на создание механизмов поддержки школьного образования, развитие научно-технического творчества молодежи, организации и популяризации в среде учащихся московских школ инженерного и технологического образования, адаптированного к современному уровню развития науки и техники.

Схожие идеи были заложены ранее и в Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования России 18.07. 2002 г. №2783). Следует подчеркнуть важную идеологическую составляющую концепции, согласно которой профильное обучение старшеклассников направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и помогает учащемуся сформировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Одной из целей данной концепции является расширение возможности социализации учащихся, создание условий для обеспечения преемственности уровней образования, формирование компетенций, способствующих эффективному усвоению программ высшего профессионального образования.

Достижение целей концепции может основываться на использовании потенциала элективных курсов, реализуемых за счет школьного компонента учебного плана. Какими должны быть структура и набор элективных курсов определяется самой школой.

Если предметные и межпредметные элективные курсы могут достаточно эффективно читаться преподавателями школ, то элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план можно передавать преподавателям вузов. Это позволит на новом качественном уровне решать задачу удовлетворения познавательных интересов в различных областях деятельности человека [4]. Действительно, научно-исследовательская работа школьника дело индивидуальное и один учитель не в состоянии вести работы у всего класса; даже в профильных школах наблюдается недостаток учителей, которые отвечают за такого рода деятельность. При реализации элективных курсов вузовскими преподавателями могут широко использоваться подходы к обучению, распространённые в высшем образовании: чтение лекций с использованием презентаций, проведение семинаров, лабораторных работ и др. Все это обеспечит социализацию учащихся и их готовность к переходу на новый уровень - высшее образование.

В элективных курсах по предметам не входящим в базисный учебный план следует делать акценты на исследовательскую и проектную деятельность школьников. Это позволит формировать

у учащихся познавательный интерес и развитие аналитического и творческого мышления; компетенций, необходимых для научно-исследовательской деятельности и работы в команде; получать навыки коммуникативного взаимодействия; выбирать рациональные решения и др. В целом это позволит расширить границы стереотипного мышления, сформировать творческие подходы к генерированию новых нестандартных идей, т.е. поспособствует формированию «инновационного мышления» [9]. В [8] указывается, что «инновационное мышление» позволяет человеку адаптироваться под изменяющиеся внешние условия и социальное окружение.

К школьным проектам следует предъявлять требования, принятые в высшем техническом образовании для курсовых и дипломных с поправкой на возраст, подготовленность и образовательный уровень учащихся. Так следует рекомендовать наличие и освещение таких разделов проекта как актуальность решаемой проблемы, сравнение предполагаемых методов ее решения, обоснование причин использования предлагаемых методов, предложения по практическому использованию результатов. Учащийся при этом должен представлять себе потенциальное направление проведения дальнейших исследований, осознавать, что научная работа это непрерывный процесс.

Выполнение проектов следует завершать проведением своеобразных защит с применением презентаций подготовленных самими группами школьников, отражающих полученные результаты. Такой подход позволит учащимся не только разобраться в новых предметах, но и сформирует навыки защиты своих идей и предложений, обобщения и регламентированного представления полученных результатов, обработки и анализа информативных источников [5; 12]. Следует заметить, что научная эрудиция, умение изложить в краткой форме основные положения и выводы, квалифицированно ответить на вопросы могут быть оценены именно в результате защиты научного проекта. В результате научно-творческой деятельности учащиеся самоутверждаются, выявляют свои потенциальные способности, учатся грамотно ставить задачи, применяя на практике теоретические знания, осмысливать методы исследования, правильно излагать результаты своей работы [1]. При этом самостоятельной задачей педагогов является формирование кейса научно-творческих заданий как важного звена, обеспечивающего успешную реализацию процесса обучения и проведения элективных курсов [8].

К настоящему времени накоплен достаточный опыт по привлечению школьников к учебно-исследовательской и научной деятельности. Организованная Правительством Москвы работа по взаимодействию школ с вузами, учреждениями

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Работа со школьниками в техническом университете как важный фактор развития инженерного образования

РАН, научно-методическими центрами в рамках программы «Столичное образование» позволяет привлечь студентов, аспирантов, преподавателей и ученых к систематизированной, постоянной и планомерной работе со школьниками. В результате проведенного анализа опыта технических университетов были выделены следующие наиболее популярные проводимые мероприятия:

- организация встреч школьников с известными учеными, профессорами вузов и научными сотрудниками исследовательских лабораторий;

- проведение экскурсий на кафедры и в научные лаборатории, демонстрация уникальных исследовательских установок;

- проведение школьных дней науки и тематических уроков, посвященных исследованиям в той или иной области;

- издание научно-популярных брошюр по научным тематикам кафедр и лабораторий университетов;

- подготовка специальной информации для школьников на веб-сервере вуза.

Приведем некоторые примеры опыта работы университетов со школами, которые могут быть тиражированы в других вузах. В лаборатории кафедры общей и неорганической химии факультета естественных наук и математики Томского политехнического университета сформирован разновозрастной коллектив, состоящий из учащихся 10-11 классов различных школ города Томска, студентов и аспирантов. Для всех участников коллектива организуется проведение научно-исследовательской работы в выбранном направлении [13]. Привлечение студентов к руководству научной работой позволяет приобщить к научно-творческой деятельности достаточно большее количество учащихся из школ и лицеев. При этом приветствуется, чтобы тематика исследований школьников соответствовала теме курсовой и (или) дипломной (выпускной квалификационной) работы студентов [10].

Лаборатория непрерывного математического образования (ЛНМО), созданная на основании концепции И.А. Чистякова о взаимосвязи и интеграции общего, дополнительного образования и научной деятельности, организовала систему привлечения школьников к серьезным исследованиям в области математики, программирования и естественных наук [6]. Таким образом, дети обучаются сразу в двух школах и получают два документа об образовании. В ЛНМО разработана концепция интеграции школьного, дополнительного образования и научной деятельности, реализованная в системе программ, методик, организационных мер по подготовке школьника к созданию полноценного научного исследования, которым завершается процесс обучения в лаборатории. Несмотря на то, что не всем учащимся удается достичь значимых результатов, в ЛНМО считают, что

учеба в лаборатории позволяет не только развивать интеллект и личностные качества, но и включится в исследовательскую и научную деятельность.

По заявлениям организаторов у школьников пользуется большой популярностью научно-образовательная программа «Института механики» и «Специализированного учебно-научного центра» МГУ имени М.В. Ломоносова [11]. Одной из главных задач программы является помощь школьникам в выборе будущей специальности, привлечение их к получению образования по дисциплинам механико-математического и робототехнического цикла. Эта программа подготовки близка к университетской и предусматривает: чтение курсов лекций; организацию научной работы школьников, включая конкурсы на постановку и реализацию эксперимента; проведение семинаров с докладами школьников; конференции; консультации и руководство; организацию и проведение практикумов по общей механике, робототехнике и мехатронике, в том числе на базе сети Интернет.

Среди читаемых лекций и проводимых школьниками исследований можно выделить такие темы, как «явление кавитации», «математические модели и программные средства систем управления», «математическое моделирование вулканических извержений», «тренажеры для космонавтов», «композитные материалы и их использование при протезировании костной ткани» и др.

Большую работу по профориентации школьников проводит Московский физико-технический институт (МФТИ). Ежегодно заочную физико-техническую школу при МФТИ заканчивает примерно около трех тысяч человек. В последствии 60-70% поступивших абитуриентов составляют ребята, обучавшиеся в заочной физико-технической школе. Кроме того, с целью раннего проявления у школьников интереса к науке во время школьных каникул при МФТИ проводятся подготовительные курсы (летняя школа) для школьников 2-10 классов, основной задачей которых является создание условий для их интеллектуального развития.

В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого, осуществляют следующие формы организации дополнительного образования школьников: образовательные смены детского лагеря, образовательный туризм, олимпиада, научное общество и научная конференция [2]. Наиболее активными формами исследовательской деятельности школьников являются занятия в различных научных объединениях учащихся при вузе и научные конференции школьников. По результатам проведения школьных конференций осуществляется выпуск их материалов с публикациями учащихся.

Большое внимание организации профильного обучения школьников уделяют не только высшие учебные заведения, но и большие компании для

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

111

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

которых первоочередным стал вопрос об управлении кадровыми ресурсами эффективной работы в долгосрочной перспективе. Например, в ОАО «Русгидро» принята Концепция опережающего развития кадрового потенциала, которая предусматривает возможность формирования у школьников в регионах присутствия компании интереса к инженерной профессии, навыков непрерывного образования, создание условий для привлечения школьников к научно-творческой инженерной деятельности [1]. Среди форм работы со школьниками можно отметить деятельность кружков, направленных на развитие профессиональных технических компетенций (авиа-судо-автомодельные кружки; лаборатории физики, химии и экологии; центры робототехники).

Кроме того в рамках Концепции разработан пакет методических материалов, в котором представлены мультимедийные материалы, выступающие дополнением к школьным урокам по следующим предметам: биология, история, литература, основы безопасности жизнедеятельности, окружающий мир, физика, физическая география, экономическая география, хрестоматия, химия.

В результате реализации Концепции уже отмечены положительные тенденции, главными из которых можно считать увеличение конкурса в 2-2,5 раза в профильный для Компании вуз (Саяно-Шушенский филиал Сибирского федерального университета), повышение уровня качества абитуриентов и мотивации к работе в Компании.

Необходимо отметить еще одну перспективную форму профориентационной работы со школьниками: создание предуниверситариев, задача которых состоит в обеспечении высокого уровня среднего образования [3].

В заключении заметим, что уже на этапе обучения в старших классах школ у обучающихся появляется целая группа принципиально важных вопросов, связанных с выбором дальнейшего жизненного пути. При этом творческая компонента в образовании играет немаловажную роль, поскольку «раскрывает» учащегося, давая возможность ему сделать правильный выбор и сформировать свою образовательную траекторию, максимально удовлетворяющую его ожиданиям и интересам. С появлением достаточно большого количества молодежных программ, форм взаимодействия с высшими учебными заведениями у школьников и их родителей появилась еще одна задача, связанная с выбором и реализацией возможности участия в них. Таким образом, тема информационного обеспечения школьников и их родителей, создание условной доступности информации представляют собой еще одну важную перспективную задачу, которую следует решать на Федеральном (или, как минимум, на региональном) уровне.

Библиографический список

1. Гриценко В.И., Пигалицын Л.В., Рейман А.М. Подготовка школьников к учебно-исследовательской деятельности. - Н. Новгород, 2010. - 60 с.

2. Ермилин А.И., Ермилина Е.В. Исторический опыт и современные проблемы организации исследовательской деятельности школьников в сфере дополнительного образования // Вестник Новгородского государственного университета. - 2008. -№ 48. - С. 17-21.

3. Ивойлова И. В Москве появились школы при университетах // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2013/09/05/vuzy-site-anons.html.

4. Калениченко Е.С. Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crtdu.nilimsk.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/91-elektivnye-kursy (дата обращения:

01.05.2015) .

5. Кельсина А.С. Исследовательская деятельность школьников как одно из основных направлений работы Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/ issues/2012/05/12113 (дата обращения: 09.04.2015).

6. Лаборатория непрерывного математического образования: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://lnmo.ru/ (дата обращения:

01.05.2015) .

7. Леонтович А.В. Возрождение интеллектуальной элиты // НТТМ приходит в школу. По материалам сайта «Наука и жизнь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nkj.ru/archive/ articles/2581/ (дата обращения: 17.04.2015).

8. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 4. - C. 24-26.

9. Обухов А.С. Исследовательская позиция личности // Исследовательская работа школьников. -2006. - № 1. - C. 61-73.

10. Рябочкина П.А., Сырцова С.В., Долганов А.В. Особенности организации научно-исследовательской работы школьников // Интеграция образования. - 2002. - № 2-3. - С. 94-95.

11. СУНЦ МГУ: офиц. сайт. 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://internat.msu. ru/?page_id=707 (дата обращения: 01.05.2015).

12. Хапаева С.С. Результаты обучения: подходы к выявлению и оценке // Вестник университета (ГУУ). - 2014. - № 14. - С. 79-87.

13. Юрмазова Т., Зольникова Л., Даниленко Н. Опыт привлечения школьников к научно-исследовательской работе // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 95-98.

112

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.