Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ: МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ: МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CONTINUOUS EDUCATION / KEY COMPETENCIES / PROFESSIONAL COMPETENCE / MATHEMATICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шурко Геннадий Константинович

В статье освещены теоретические основы подготовки учителя с двумя профилями: математики и информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of preparation of the teacher with two profiles: mathematics and computer science

The theoretical bases of preparation of the teacher of mathematics and computer science in the classical university are considered in the article. As they are considered: the principles of continuous education, the competence approach in vocational education and fundamental mathematical, psychological - pedagogical and methodological training, taking into account the deep internal integration of mathematics and computer science.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ: МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ»

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ: МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Шурко Геннадий Константинович, кандидат физ.-мат наук, доцент e-mail: gennady.shurko@mail.ru ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк

Shurko Gennady

Candidate of physics and mathematics, Associate professor

Donetsk National University, Donetsk

i......-i

В статье освещены теоретические основы подготовки учителя с двумя профилями: математики и информатики.

Ключевые слова: непрерывное образование, ключевые компетентности, профессиональная компетентность, математическая компетентность.

].......!

Постановка проблемы. Существенное понижение социального статуса учителя и, как следствие, снижение интереса у абитуриентов к получению педагогической специальности, снижение качества школьной подготовки по математике, целый ряд других причин делают проблему подготовки будущего учителя математики и информатики достаточно острой и злободневной.

Очевидно, что модель подготовки учителя, способного обучать в школе двум предметам математике и информатике, проверена временем и выгодно отличается от модели подготовки учителя по одному из этих предметов. Учитель, способный работать по двум предметам, имеет большие преимущества при устройстве на работу. Информатика в ее теоретической части "выросла" из мате-

матики, использует активно математический аппарат, и наоборот, учителя математики в современных школах не могут обходиться без компьютерных технологий. Подготовка бакалавров одновременно по двум профилям позволяет решить кадровую проблему с учителями математики и учителями информатики, гарантировать полную занятость учителей и усилить их методическую подготовку.

Изложение основного материала. Появление новых отраслей науки, экономики, лавинообразный рост информации, развитие информационных технологий, -все это требует от специалистов подавляющего большинства профессий высокого уровня математической подготовки. Зависимость уровня развития общества от состояния математического образования уже никем не подвергается сомне-

нию. Невозможно назвать выдающиеся научно-технические достижения человечества, которые своим появлением не были бы обязаны успешному использованию математики.

Это приводит к тому, что качество математической подготовки молодого поколения становится индикатором готовности общества к социально-экономическому развитию, мобильности личности в освоении и внедрении новых технологий, в первую очередь информационно-коммуникационных, восприятии научных и технических идей.

Но, к сожалению, состояние математического образования оставляет желать лучшего. Это нашло и продолжает находить свое отражение в работах известных математиков, таких, например, как работы В.И. Арнольда [1], [2], [3], Н.Я. Ви-ленкина [4], Б.В. Гнеденко [5], Л.Д. Кудрявцева [6], [7], Л.С. Понтрягина [8], В.А. Садовничего [9] и др.

Динамизм современной цивилизации, усиление роли личности в обществе, интеллектуализация труда, возрастание роли образования в условиях быстро меняющегося современного общества привело к смене парадигмы «образование на всю жизнь» на парадигму «образование на протяжении жизни» [10], которая была принята мировым сообществом и стала основой для программы ЮНЕСКО «Образование для ХХ1 века».

Как отмечает Л.О. Филатова [11], в условиях постоянного обновления научных знаний, революционных темпов развития техники и технологий закономерно встает вопрос о необходимости создания системы непрерывного образования.

Непрерывное образование становится решающим фактором социально-экономического прогресса и кардинальным условием развития личности на всех этапах ее жизненного профессионального пути, внутренней потребностью каждого человека, является уникальным механизмом выживания человека и общества в информационную эпоху.

В [12], наряду с освещением совре-

менного видения непрерывного образования, отмечается, что оно позволяет упорядочить различные циклы обучения, организовать переход между ними, дифференцировать методы обучения, сделать их привлекательными, а также отмечается, что существенную роль в осуществлении образования человека в течение жизни играют высшие учебные заведения, в первую очередь классические университеты.

Для дееспособности и эффективного функционирования системы непрерывного образования необходимо, чтобы, как и в любой системе, ее подсистемы были взаимосвязаны, оптимально взаимодействовали между собой, чтобы между ними была обеспечена преемственность.

Основными подсистемами в системе непрерывного образования являются системы высшего профессионального образования и довузовского образования. Каждая из них существует и совершенствуется автономно, что не всегда, по мнению Я.В. Цехмистера, озвученного им в своей докторской диссертации [13], обеспечивает целостность системы непрерывного образования, преемственность между ними в процессе профессионального становления специалиста.

Заметим, что реализация профессионального образования учителя математики и информатики в соответствии с принципами непрерывного образования - не дань моде, а обусловлена целым рядом объективных причин, среди которых можно назвать:

• трудности приспособления к новым формам обучения;

• значительное увеличение доли самостоятельной работы на университетской ступени образования по сравнению с довузовской ступенью;

• пробелы в знаниях, полученных на ступени довузовского образования, в первую очередь низкий уровень базовой математической подготовки;

• большой объем материала, который необходимо изучить на университетской ступени образования;

• отсутствие у обучаемых навыков самостоятельной работы с учебным материалом;

• неумение рационально организовать свой день;

• потеря интереса у выпускников специализированных лицеев или профильных классов к некоторым математическим и информационно - технологическим дисциплинам по причине определенного дублирования материала;

• недостаточно полное, зачастую поверхностное изучение определенных тем в школьных курсах математики и информатики, что также приводит к ряду проблем при изучении различных математических и информационно - технологических дисциплин в университете.

Похожее мнение озвучивает и Л.Д. Кудрявцев в [7], а именно, что углубление разрыва между уровнем математической подготовки выпускников школы и потребностями, возникающими, в частности, при подготовке учителей математики и информатики определяется недостаточностью и неоднородностью математической подготовки абитуриентов; несогласованностью школьной и университетской программ по математике; отсутствием активного сотрудничества общеобразовательных школ с математическими кафедрами университета, проводящими подготовку учителей математики и информатики.

Все это приводит к нарушению основных принципов непрерывности образования - преемственности и целостности, а также свидетельствует, что нынешняя система подготовки учителей математики и информатики имеет определенные недостатки. К ним относятся такие, как:

• отсутствие систематической работы студентов в течение учебного семестра;

• отсутствие гибкости в системе подготовки учителей с двумя профилями: математики и информатики;

• недостаточного уровня адаптации

к быстроменяющимся требованиям рынка труда;

• еизкой мобильности студентов относительно изменения направлений подготовки, специальностей и высших учебных заведений.

Соглашаясь с подходом О.Я. Куче-рук, озвученному ею в кандидатской диссертации [14], отметим основные принципы системы непрерывного профессионального образования учителя математики и информатики:

• целостность, которая является системообразующим фактором непрерывной подготовки учителя математики и информатики, позволяющим интегрировать все составляющие системы подготовки с учетом преемственности и согласованности образовательных программ во всех звеньях системы. Непрерывное образование учителя математики и информатики должно действовать, как единый комплекс, упорядочивая все звенья образования, организуя переход между ними, обеспечивая преемственность всех элементов образовательной системы;

• гибкость системы непрерывной подготовки учителя математики и информатики, которая заключается в постоянном развитии, способности оперативно реагировать на изменения и новшества, происходящие в математике, информатике, методиках преподавания указанных дисциплин, способности предоставлять широкий спектр возможностей для профессионального совершенствования;

• доступность системы непрерывной подготовки учителя с двумя профилями: математики и информатики заключается в обеспечении возможности получения образования на протяжении всей жизни в различных образовательных учреждениях и с помощью различных форм обучения независимо от социального статуса и места проживания потенциального обучаемого;

• открытость системы непрерывной подготовки учителя с двумя профилями: математики и информатики заключается в возможности рационально сочетать об-

разование с самообразованием, подключиться к образовательному процессу на любом этапе жизни человека, то есть позволяет каждому человеку выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию.

В соответствии с основными принципами системы непрерывного профессионального образования учителя с двумя профилями: математики и информатики, а также в соответствии с [15], отметим следующие пути реализации непрерывного образования учителей математики и информатики:

• обеспечение преемственности содержания и координации деятельности на разных ступенях образования: обеспечение связи между довузовской подготовкой, университетским образованием и последипломным образованием;

• формирование у обучаемых потребности и способности к самообразованию в соответствии с интеллектуальными возможностями личности;

• оптимизация системы переподготовки учителей математики и информатики и повышения их квалификации;

• создание интегрированных учебных планов и программ довузовского этапа подготовки и этапа университетского образования, позволяющих оптимизировать как содержание учебных планов, так и содержание рабочих программ изучаемых дисциплин. Полная непрерывная многоуровневая система профессиональной подготовки должна сочетать образовательные программы всех уровней. Поэтому важным организационным фактором создания системы непрерывной подготовки учителей с двумя профилями (математики и информатики), является разработка интегрированных (согласованных) учебных планов и учебных программ, которые должны обеспечить непрерывность, преемственность и устранения дублирования при изучении учебных дисциплин;

• развитие и внедрение дистанционного образования в первую очередь в системе переподготовки учителей мате-

матики и информатики и повышения их квалификации;

• организация дополнительного математического образования в соответствии с потребностями личности и рынка труда;

• формирование и развитие учебно-научных комплексов многоступенчатой подготовки специалистов.

Задачи, которые стоят перед системой непрерывного педагогического образования учителей математики и информатики, требуют разработки новых образовательных проектов, программ, определение организационно-педагогических условий обучения с целью повышения уровня знаний и их качества у будущих специалистов.

Таким образом, для решения указанных проблем при подготовке учителей математики и информатики необходимо:

• создание научно-образовательного и инновационного комплекса во главе с классическим университетом, в который вошли бы исследовательские учреждения, образовательные учреждения среднего образования (школы, лицеи), образовательные учреждения среднего профессионального образования (колледжи, техникумы), образовательные учреждения среднего профессионального образования (педагогические училища), структурные подразделения университета, реализующие дополнительные образовательные программы развивающего обучения;

• расширение сети профильных математических, информационно-технологических, педагогических классов;

• открытие в классическом университете дополнительных образовательных программ развивающего обучения для учащихся разных возрастных категорий.

Комплекс призван обеспечить решение вопросов сквозной подготовки специалистов по различным направлениям, в частности по направлению «Педагогическое образование. Учитель с двумя профилями: математика и информатика».

Одной из составляющих таких ком-

плексов являются заведения довузовской подготовки. Так при Донецком национальном университете действует Республиканский многопрофильный лицей -интернат, Центр дополнительного образования школьников (подготовительные курсы) факультета дополнительного и профессионального образования, Центр математического просвещения школьников факультета математики и информационных технологий, которые способствуют профессиональной ориентации и мотивации школьников на дальнейшее обучение на направлении «Педагогическое образование. Учитель с двумя профилями: математика и информатика», обеспечивают необходимый уровень подготовки по математике для поступающих в университет. Подготовка ведется по программам, предусматривающим углубленное изучение математики, информатики.

Таким образом, непрерывная подготовка учителей математики и информатики обеспечивает:

• надлежащий уровень математической подготовки, подготовки по информатике, программированию, информационно - коммуникационным технологиям, психолого-педагогической и методической подготовки, которая опирается на основательную базовую математическую подготовку (старшая профильная школа);

• возможность постоянного обновления своих знаний в рамках последипломного дополнительного профессионального образования;

• преемственность и системность математической подготовки между довузовской и университетской ступенями обучения;

• единство организации учебно-воспитательного процесса на разных уровнях подготовки;

• возможность сочетать получение математических знаний в системе образовательных учреждений с систематическим самообразованием;

• проявление и развитие математических способностей учащихся и студен-

тов;

• формирование творческой личности.

Высшее профессиональное педагогическое образование должно не только дать будущим учителям математики и информатики определенную сумму знаний, но сформировать комплекс компетенций, в том числе и профессиональных.

Под профессиональной компетентностью педагога (или профессиональной педагогической компетентностью) такие исследователи как Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, В.А. Сластенин, В.Д. Симаненко и др. понимают единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Н.В. Кузьмина [16] считает, что профессиональная педагогическая компетентность включает пять компонентов (или пять видов) компетентности:

• специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

• методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся;

• социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

• дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся;

• аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Отметим, что в структуре профессиональной компетентности учителя М.Е. Акмамбетова [17] выделяет три компонента:

• личностный, включающий в себя мотивы профессиональной деятельности, интерес, самостоятельность и активность, потребность в профессиональном росте и самообразовании, направленность, самооценку и рефлексию;

• технологический, содержащий многочисленные характеристики знаний и умений учителя, которые применяются им в профессиональной деятельности при

решении педагогических задач;

• контрольно-результативный компонент, определяющий действия контроля, проверки и оценки профессионально-педагогической деятельности. Он связывает личностный и технологический компоненты и дополняет профессиональную компетентность до целостного образования.

По мнению Е.А. Семиной [18], для педагогов можно выделить три группы компетентностей:

• первую составляют ключевые компетентности, являющиеся общими для современных специалистов разных профилей;

• во вторую группу включены общепрофессиональные компетентности, базовые для всех специалистов педагогического профиля;

• специальные компетентности третьей группы обусловлены предметной областью, в данном случае математикой.

К ключевым компетентностям педагога можно отнести: информационную; коммуникативную; социально-правовую; самоорганизации и самоуправления; исследовательскую; компетентность учения.

К общепрофессиональным компе-тентностям можно отнести: компетентность в проведении мониторинга достижений и проблем учащихся; компетентность в проектировании учебно-воспитательного процесса; компетентность в организации учебно-воспитательного процесса; компетентность взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса; компетентность профессионального самообразования.

К специальным компетентностям, ха-растеризующим готовность педагога к узкой (предметной) области профессионально - педагогической деятельности относят компетентности связаны со способностью педагога привлекать для решения профессиональных задач знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретной предметной области - мате-

матики.

В соотвествии с [19] перечислим кластеры компетенций, которыми должен обладать учитель с двумя профилями (математики и информатики):

1. Научно-исследовательские компетенции: знание и понимание основ научного мировоззрения; готовность осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе специальной обученности.

2. Конструктивно-проектировочные компетенции: навыки разработки учебно-методических и измерительных материалов по математике и информатике; навыки разработки методик (технологий) обучения математике и информатике и диагностики учебных достижений по указанным предметам; умения разработки систем обучения (инноваций) математике и информатике; умения педагогического прогнозирования.

3. Организационно-методические компетенции: готовность осуществлять педагогическую деятельность учителя математики и информатики; готовность применять современные методики и технологии обучения математике и информатике; навыки рефлексии и коррекции профессиональной педагогической деятельности учителя математики и информатики; готовность к педагогической работе с различными группами обучающихся математике и информатике.

4. Профессионально-личностные компетенции: навыки коммуникации; навыки командной работы; владение профессиональной этикой; готовность к саморазвитию и самообучению; навыки управления.

Важнейшей среди компетентностей для будущих учителей математики и информатики является математическая компетентность, которая начинает формироваться еще во время довузовской подготовки и развивается во время обучения в классическом университете.

Как следует из Программы международной оценки обучающихся [20] математическая компетентность - наиболее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общие математические способности и умения, включающие математическое мышление, письменную и устную математическую аргументацию, постановку и решение проблемы, математическое моделирование, использование математического языка, использование современных технических средств.

Выделяют три уровня математической компетентности:

• первый уровень (репродуктивный)

- воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений;

• второй уровень (деятельностный)

- установление связей и интеграция материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи;

• третий уровень (творческий) -математические размышления, требующие обобщения и интуиции.

Из сказанного выше следует, что для эффективной подготовки учителя с двумя профилями: математики и информатики необходимо создать систему непрерывного формирования математической компетентности.

В соответствии с [21], отметим, что на этапе довузовской подготовки для учащихся профильных математических классов создаются условия для углубленного изучения математики, развития интересов, формирования положительного отношения к будущей профессии учителя. Это происходит не только во время учебных занятий, но и на занятиях в кружках и на факультативах.

Востребованность межнаучной интеграции в педагогическом образовании нам видится в том, что она, обеспечивая по каналам межнаучных связей педагогики многосторонний поиск, формирование и усвоение студентами межнаучной информации, позволяет:

- сформировать новые межнаучные компетенции, основанные на знаниях о личности обучаемого, о ее диагностике, обучении, воспитании и умениях управления образовательным процессом для разных категорий обучающихся, воспи-

танников;

- выработать обобщенные профессионально-педагогические умения по формированию нравственности, укреплению здоровья, развитию функциональных личностных систем обучаемых;

- сформировать межнаучные понятия, выработать гибкость и вариативность, профессиональную мобильность, компетентность будущих педагогов, позволяющие им всесторонне осознавать актуальные проблемы образования, объяснять их причины, видеть и осуществлять пути решения;

- развивать потребности учителей и преподавателей в новаторстве, педагогическом творчестве, качественном научно-методическом и технологическом обеспечении образовательного процесса [24].

Заметим, что изменение представления о целях и ценностях современного образования приводит к пересмотру содержания подготовки будущего учителя с двумя профилями: математики и информатики, что, в свою очередь приводит к изменению структуры школьного образования по математике и информатике, а именно:

• появлению профильного обучения математике и информатике;

• наполнению учебных планов старшей школы элективными курсами, проектной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью;

• появлению в базисном учебном плане школ внеурочной деятельности, которая может быть связана с соответствующей математической подготовкой, а также с углубленной подготовкой в области компьютерных наук.

Выводы. Таким образом, теоретическими основами подготовки учителя математики и информатики являются:

• концепция непрерывного образования учителя математики и информатики;

• компетентностный подход в профессиональном образовании и фундаментальной математической, психолого - педагогической и методической подготовке

с учетом глубокой внутренней интегри-рованности математики и информатики.

1. Арнольд В.И. Математический тривиум / В.И. Арнольд // Успехи математических наук, 1991. - Т. 46. - №1. -С.225-232.

2. Арнольд В.И. Математический тривиум - II / В.И. Арнольд // Успехи математических наук, 1993. - Т. 48. - №1. -С.211-222.

3. Арнольд В.И. Антинаучная революция и математика / В.И. Арнольд // Вестник Российской Академии наук, 1999. - Т. 69. - №6. - С.553-558.

4. Виленкин Н.Я. Современные проблемы школьного курса математики и их исторические аспекты / Н.Я. Виленкин // Математика в школе. - 1988. - №4. -С.7-13.

5. Гнеденко Б.В. Математическое образование в вузах: учеб.-метод. пособие / Б. В. Гнеденко. - М.: Высшая школа, 1981. -174 с.

6. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание: учеб. пособие [для вузов] / Л.Д. Кудрявцев. - М.: Наука, 1985. - 176 с.

7. Кудрявцев Л.Д. Математическое образование: тенденции и перспективы / Л.Д. Кудрявцев, А.И. Кириллов, М.А. Бур-ковская, О.В. Зимина // Высшее образование сегодня. - 2002. - №4. - С. 20-29.

8. Понтрягин Л.С. О математике и качестве ее преподавания / Л.С. Понтрягин // Коммунист. - 1980. - №14. -С.99-112.

9. Садовничий В. А. Математическое образование: настоящее и будущее [Электронний ресурс] / В. А. Садовничий // Доклад на Всероссийской конференции «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков», г.Дубна, сентябрь 2000г. - Режим доступа: 1september.ru/ru/mat/-2000/по04_1.ИМ. - (дата обращения 19.01.2017).

10. Шурко Г.К. Неперервна про-фестна освта - сучасна освтня парадигма /Г.К.Шурко // 1нновацтн1 процеси

та технолога в сучасному университет!: зб. материал1в всеукр. науково-метод. конф. - Донецьк, ДонНУ, 2009. - С. 2732.

11. Филатова Л.О. Преемственность общего среднего и вузовского образования / Л.О. Филатова // Педагогика. -2004. - №8. - С. 63-68.

12. Delors I.(red): Edukacja-jest w niej ukryty skarb. Raport dla UNESCO Miedzynarodowej Komisji do spraw Edukacji dla XXI wieku. Warszawa 1998, s. 17s nast.Delors J. Rapport a l'UNESKO de la Comission internationale sur l'education pour le vinght et unieme siiecle/ - Paris, 1996. - P.157.

13. Цехмгстер Я.В. Теор1я i практика допрофестног тдготовки учтв у лщеях медичного профыю при вищих навчальних закладах: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня докт. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорiя та методика про-фесiйноï освти» /Я.В. Цехмктер. - Кигв, 2002. - 40 с.

14. Кучерук О.Я. Система неперерв-но1' тдготовки фахiвцiв з прикладноï математики у ВНЗ в умовах кредитно-модульно1' системи навчання: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня кандидата пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорiя та методика nрофесiйно'ï освти» / О.Я.Кучерук. - Хмельницький, 2009. - 32с.

15. Кучерук О. Я. Використання нових тформацшних технологт в умовах ство-рення системи неперервноï тдготовки фахiвцiв з прикладно'ï математики / О. Я. Кучерук // Науковий вкник Чертвецького нащонального утверси-тету. Педагогжа та nсихологiя. -Чершвщ, 2007. -Вип.330. - С.94-98.

16. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина) Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования /Н.В. Кузьмина (Головко-Гаршина). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. -144 с.

17. Акмамбетова М.Е. Компетентность как деятельностная характеристика специалиста / М.Е. Акмамбетова

// Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. - 2006. -№ 6. - С. 244-247.

18. Семина Е.А. Компететностная модель выпускника педагогического вуза

- будущего учителя математки / Е.А. Семина // Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Альманах современной науки и образования, 2010. - № 5 (36). -133 с.

19. Лозинская А.М. Модель содержательной структуры программы бакалавриата «Педагогическое образование. Информатика и математика»: модульно

- компетентностный подход / А.М. Лозинская // Педагогическое образование в России. -2016. - №7. - С.94-98.

20. Программа международной оценки обучающихся: мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии [Электрон-

ный ресурс]. - Режим доступа: http://centeroko.fromru.com/pisa/pisa_res.ht т.

21. Иванова Л. А. Системный подход как основополагающая концепция в становлении и функционировании учебно-научно-педагогических комплексов (УНПК) [Электронный ресурс] / Л.А. Иванова. - Режим доступа: http:-//www .oim.ru/reader.asp7whichpage=1 &ту tip=1&word=&pagesize=15&Nomer=514. - (дата обращения 11.03.2016).

22. Евсеева Е.Г. Межнаучная интеграция в педагогическом математическом образовании / Е.Г. Евсеева, Г.К. Шурко // Вестник Елецкого государственного университета. Серия «Педагогика» (История и теория математического образования). -2016. - Вып. 37. -С.117-125.

Abstract. Shurko G. Theoretical bases of preparation of the teacher with two profiles: mathematics and computer science. The theoretical bases of preparation of the teacher of mathematics and computer science in the classical university are considered in the article. As they are considered: the principles of continuous education, the competence approach in vocational education and fundamental mathematical, psychological - pedagogical and methodological training, taking into account the deep internal integration of mathematics and computer science.

Key words: continuous education, key competencies, professional competence, mathematical competence.

Статья представлена профессором Е.И. Скафой.

Поступила в редакцию 11.03.2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.