Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ'

ПРИНЦИПЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / PRE-UNIVERSITY TRAINING / ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ / TRAINING PRINCIPLES / ЦЕЛИ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE GOALS OF PRE-UNIVERSITY EDUCATION / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ / CONTINUITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шурко Геннадий Константинович

В статье на основе теории развития высшего профессионального образования и сущности подготовки будущего учителя исследуются основные принципы довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики. На примере научно-образовательного и инновационного комплекса Донецкого национального университета показывается взаимодействие выбранных принципов с образовательным процессом в системе довузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шурко Геннадий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF DOVUZOVSKY PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS AND INFORMATICS

The article considers the basic principles of pre-university training of future teachers of mathematics and computer science, which make it possible to ensure the advanced nature of education in accordance with the requirements of society, the orientation toward the development of the trainee's personality, the individualization of the educational process, and the humanization of education. It is noted that the system of pre-university training of future teachers of mathematics and computer science is necessary to equalize the starting opportunities for the transition of students from the secondary level to the level of higher education.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ»

УДК 378

ПРИНЦИПЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Шурко Геннадий Константинович, кандидат физ.-мат наук, доцент e-mail: [email protected] ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк

Shurko Gennady,

candidate of Physics and Mathematics Sciences, Associate Professor

Donetsk National University, Donetsk

.......&■

В статье на основе теории развития высшего профессионального образования и сущности подготовки будущего учителя исследуются основные принципы довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики. На примере научно-образовательного и инновационного комплекса Донецкого национального университета показывается взаимодействие выбранных принципов с образовательным процессом в системе довузовской подготовки.

Ключевые слова: довузовская подготовка, принципы подготовки, цели довузовского образования, преемственность подготовки.

.......8-

Постановка проблемы. Определяющим, системообразующим фактором непрерывного образования служит общественная потребность во всесторонне развитой личности. Эта потребность определяет упорядочение совокупности образовательных структур - основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных, а их взаимосвязь и взаимная обусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение взаимодействия между ними превращают эту совокупность структур в единую систему.

Различные аспекты функционирования системы непрерывного образования, целенаправленной довузовской подготовки старшеклассников, в том числе и в лицее исследовались в трудах многих ученых, в частности Ю.К.Бабанского, М.Б.Евтуха, И.А.Зязюна, И.Я.Лернера, П.И.Пидкасистого, ИППодласого, В.НАл-фимова, В.И.Костенко, П.И.Сикорского и др.

Теоретико-методологическое обоснование обеспечения преемственности в общем и профессиональном образовании связано с именами А.В.Батаршева, Ю.АКустова, М.ИМахмутова, Н.В.Немо-вой, Л.О.Филатовой, С.Н.Чистяковой, Т.М.Чурековой, Г.ИЩукиной и др.

Проблеме актуализации довузовской подготовки учащихся в современных условиях посвятили свои работы Б.С.Гер-шунский, Л.В.Голуб, А.Н.Джуринский, М.В.Никитин, В.М.Филиппов, В.Д.Шад-риков и др.

Стартовые возможности перехода со ступени среднего образования на ступень высшего профессионального образования, в силу некоторых объективно сложившихся причин, существенно различаются для многих школьников. И именно система довузовской подготовки способна взять на себя в некотором смысле функцию их выравнивания.

Можно согласиться с Ю.В.Гришиной [1, с. 52] в том, что «довузовское образование - это процесс и результат формирования и развития способностей, приобрете-

ния знаний, умений, навыков, формирования компетенций и опыта деятельности, необходимых и достаточных для освоения обучающимися образовательных программ высшего образования в инте-гративном образовательном пространстве, обеспечивающем условия для формирования мотивации непрерывного образования, профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности».

Следуя [5], отметим, что целями современной довузовской подготовки являются:

• создание условий для формирования профессионального самоопределения учащихся на основе развития их индивидуальных качеств и способностей еще со школьной скамьи;

• обеспечение, на основе совместной работы преподавателей вуза и ведущих учителей школ, не только углубленного изучения определенных дисциплин, в первую очередь математики, информатики, но и готовности абитуриентов к продолжению обучения в классическом университете;

• социализация молодежи.

Хорошо известно, что практика обучения любой учебной дисциплине и, в первую очередь математике и информатике, должна обеспечивать принципиальное единство в выборе методов, средств и форм обучения, обеспечивать их связь с целями обучения и закономерностями познавательной деятельности учащегося. Такие общие нормы организации учебного процесса называют дидактическими принципами обучения.

Изложение основного материала. По В.И.Загвязинскому [4] принцип обучения - это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции, знание о сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженное в виде норм деятельности, регулятивов для практики.

В теоретическом плане принцип обучения представляет собой вывод из теории, заключительный результат исследования, являющийся ориентиром для конструирования практики.

Цели и задачи довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики определяют базовые принципы построения и развития его системы, которые должны обеспечивать опережающий характер обучения в соответствии с требованиями общества, ориентацией на развитие личности обучаемого, индивидуализацией учебного процесса, гуманизацией образования.

Основываясь на исследованиях М.С.Капелевич [5] и ТА.Чернецкой [10] охарактеризуем принципы довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики:

1. Принцип планомерности и систематичности развития, требующий специально разработанного плана действий по развитию довузовской подготовки и постоянной работы над его выполнением. Данный принцип может быть успешно реализован в рамках информационно-образовательного пространства научно-образовательного и инновационного комплекса во главе с классическим университетом, в который наряду с исследовательскими учреждениями входит лицей, а также общеобразовательные школы, ориентирующихся на подготовку будущих учителей математики и информатики в профильных классах

2. Принцип преемственности довузовской и вузовской систем подготовки будущих учителей математики и информатики, обеспечивающий сохранение в процессе перехода единой логики, согласованность содержания, последовательность развития образовательных технологий. Основными подсистемами системы непрерывного образования являются довузовское образования и высшее профессиональное образование. Каждая из этих подсистем совершенствуется автономно, что не всегда обеспечивает целостность системы непрерывного образования, пре-

емственность между ними в процессе профессионального становления специалиста [9].

Как отмечают А.В.Коржуев и В.А.Попков [7], на стыке средней и высшей школы происходит диалектическое взаимодействие педагогических процессов, которые проходят в школе и вузе, то есть, происходит привнесение в учебно-воспитательную практику довузовского образования таких элементов университетского образования, которые обогащают и совершенствуют возможности средней школы.

Трудно не согласиться с В.М.Кожевниковым [6, с.124] в том, что старшеклассники средних учебных заведений, студенты высших учебных заведений «должны двигаться, сохраняя преемственность, не только в своем общеобразовательном, профильном, допрофессиональном и профессиональном, но и личностном разви-тии...Таким образом, смежные этапы образования должны выстраиваться так, чтобы учителя, преподаватели, старшеклассники, студенты были активными субъектами целостного образовательного процесса».

Поэтому указанный принцип в соответствии с [6, с.143-144], а также [11, с. 283-285] в конечном итоге представляет собой преемственность:

• мотивов учебной деятельности, познавательных интересов на всех этапах общеобразовательной, профильной, до-профессиональной и профессиональной подготовки будущего учителя математики и информатики;

• целей в организации учебной деятельности старшеклассников и студентов в овладении ними общеобразовательной, профильной, допрофессиональной и профессиональной подготовкой будущего учителя математики и информатики;

• технологий в организации учебной деятельности старшеклассников и студентов;

• действий и операций при выполнении заданий в учебной деятельности старшеклассников и студентов в определенной последовательности;

• потребности у старшеклассников и студентов в освоении теоретических знаний (потребности в фундаментальной подготовке по математике, информатике).

3. Принцип открытости довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики, который заключается в том, что получать дополнительное образование по математике, информатике могут без предварительного отбора не только школьники - учащиеся выпускных классов, но и учащиеся других возрастных групп, другие категории обучающихся. Так, в Центре дополнительного образования школьников и Центре математического просвещения Донецкого нацтонального университета, например, могут проходить дополнительную математическую подготовку учащиеся разных классов различных образовательных учреждений среднего и среднего профессионального образования.

4. Принцип вариативности, позволяющий осуществлять различные пути реализации задач довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики.

Например, в рамках научно-образовательного и инновационного комплекса Донецкого национального университета довузовскую подготовку по математике и информатике обучающийся может пройти в лицее при университете, в профильном классе одной из школ, входящих в комплекс, в Центре дополнительного образования школьников или в Центре математического просвещения.

5. Принцип обратной связи, заключающийся в систематическом мониторинге и обсуждении педагогами процесса довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики, в возможности внесения соответствующих корректив в него. Указанное обсуждение, как правило, происходит на заседаниях педагогических советов средних учебных заведений, осуществляющих профильную подготовку (лицей, школы, входящие в комплекс), на заседаниях методических советов университетских Центров дополнительного

образования школьников и математического просвещения, на заседании Ученого совета факультета дополнительного и профессионального образования, в рамках которого координируется довузовская подготовка в университете и на заседании Ученого совета университета.

6. Принцип гибкости и динамичности, состоит в возможности перестраивания довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики в соответствии с изменяющимися требованиями к подготовке по математике и информатике, потребностями общества и личности. Современное бурное развитие системы образования вынуждает вносить определенные коррективы в математическую подготовку обучаемых. Они должны не только ориентироваться на полученные в школе (или на предыдущем этапе обучения) знания, умения, навыки в области математики и информатики, но и быть готовыми к обновлению своей настоящей позиции, и позиции в будущей профессиональной деятельности, в связи с ожидаемыми изменениями требований в профессиональной области.

7. Принцип параллельности предполагает одновременное обучение в системе основного и дополнительного образования. Практика образовательной деятельности, например, лицея при Донецком национальном университете, школ, входящих в университетский комплекс, а также Центров дополнительного образования школьников и математического просвещения свидетельствует о том, что не менее 90% обучаемых проходят параллельную подготовку: в лицее (школе) и в Центре дополнительного образования школьников, в лицее (школе) и в Центре математического просвещения, в Центре математического просвещения и в Центре дополнительного образования школьников университета.

8. Принцип рационализации содержания довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики заключается в установлении непосредственной связи его с целями обучения, в разра-

ботке междисциплинарных курсов, позволяющих, например, в рамках проектной, учебно-исследовательской, научно-

исследовательской деятельности учащихся профильных математических классов Республиканского многопрофильного лицея-интерната при Донецком национальном университете под руководством учителей лицея и преподавателей университета реализовать междисциплинарные подходы: между математикой и экономикой, между математикой и информатикой, между математикой, квалиметрией и информатикой и т.д.

9. Принцип раннего профессионального отбора заключается в проведении профориентационной работы. Она рас-сматривактся нами, как система мероприятий, включающая в себя деятельность по следующим направлениям:

профильная подготовка по математике и информатике;

профессиональная диагностика будущих учителей математики и информатики, состоящая в изучении личности школьника с целью профессиональной ориентации;

профессиональные консультации, целью которых является установление соответствия индивидуальных личностных свойств специфическим требованиям профессии педагога;

профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

10. Принцип гуманистической ориентации, состоящий в развитии форм обучения, способствующих обеспечению максимальной «дружественности» по отношению к обучаемым, в направленности деятельности педагогов, осуществляющих довузовскую подготовку, на познание обучаемого, его уникальности и неповторимости.

Реализация этого принципа предполагает оказание содействия обучаемому в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к учебной деятель-

(67)

ности, будущей профессии учителя математики и информатики

11. Принцип личной активности предполагает, что субъект обучения оказывается включенным в специально организованную деятельность.

Известно [2], что практике довузовской образовательной деятельности отвечают следующие интерактивные технологии:

игровые (деловая учебная игра, имитационная игра, организационно-деятельностная игра);

технология проектного обучения (исследовательский, практико-ориентиро-ванный, социальный, творческий проекты);

деятельностные (технология проблемно-диалогового обучения, ситуационного обучения, технология развития критического мышления, технология продуктивного чтения);

когнитивно-ориентированные;

деятельностно-ориентированные технологии обучения.

Отметим, что указанные технологии в значительной мере реализуются субъектами образовательной деятельности в интегрированной информационно-образовательной среде Донецкого национального университета.

12. Принцип эвристической среды заключается в такой организации учебной деятельности обучаемых, при которой должно доминировать творческое начало. Е.И.Скафа в [8] установила, что для организации процесса эвристического обучения математике необходимо спроектировать все его структурные элементы и составить методические требования к заданию дидактических целей, проектированию содержания, отбору методов, приемов, средств, организационных форм.

Этот принцип требует обеспечения:

• оптимистического восприятия обучаемыми перспектив учебной деятельности и процесса ее осуществления;

• проявления спонтанности и креативности участников учебной деятельности;

• поискового характера учебной деятельности в складывающихся и создаваемых конкретных ситуациях.

13. Принцип личностно-ориентиро-ванного информационного обеспечения процесса довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики предполагает обеспечение обучаемого информацией о профессиональной деятельности учителя, ее ценностях, идеалах, эталонах и способах осуществления, педагогическую помощь в процессе профессионального самоопределения личности.

Так как довузовская подготовка проводится в едином информационно -образовательном пространстве классического университета, то указанный принцип позволяет обучаемому использовать все информационные ресурсы для реализации индивидуальной образовательной траектории в довузовской математической подготовке.

14. Принцип соответствия содержания довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики ее целям. Система довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики, характеризуется взаимосвязью, единством четырех элементов:

• целей образования;

• состава обучаемых;

• содержания образования;

• методов обучения.

Так целью довузовской математической подготовки старшеклассников является достижение определенного уровня математических знаний и учебных действий учащегося, предметной математической мотивации и навыков самостоятельной учебной деятельности.

Указанные цели определяют содержание довузовской математической подготовки старшеклассников, которая включает в себя все основные разделы школьного курса математики, а также отдельные вопросы, излагаемые на первом курсе университета при преподавании различных математических дисциплин. Это содержание отражено в дидактических материалах, используемых для реализации учеб-

ного процесса. В качестве основных средств довузовской подготовки выступают методические рекомендации для учащегося, конспекты лекций, образцы рещения типовых задач, уровневые задания для индивидуальной работы, система учебных задач для организации математической учебной деятельности.

В составе методов обучения, используемых в рамках довузовской математической подготовки, мы в соответствии с принципом многоуровневости представления содержания, рассматриваем репродуктивный, эвристический и исследовательский методы.

Заметим, что указанный принцип успешно реализуется в рамках существующего научно -учебного и инновационного комплекса Донецкого национального университета в лицее при университете, в профильных классах школ, входящих в комплекс, в Центре дополнительного образования школьников, в Центре математического просвещения университета.

15. Принцип личностного подхода к формированию содержания допрофесси-ональной, довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики.

Этот принцип реализуется через мно-гоуровневость представления содержания довузовской математической подготовки, а именно, через выделение в довузовской подготовке инвариантной и вариативной частей математического содержания разного уровня сложности, что позволяет учесть личностные особенности обучаемого, актуальный уровень его математической подготовки, мотивированность к обучению.

С другой стороны, согласно этому принципу, у будущих учителей математики и информатики необходимо вырабатывать отношение к личности обучаемого, как к высшей ценности, признание его права на свободу, счастье, развитие и творческое проявление своих физических и духовных сил.

16. Принцип внутри- и междисциплинарной интеграции знаний в довузовской

подготовке будущих учителей математики и информатики.

Исходя из положений, освещенных в [3], можем сделать вывод, что внутридис-циплинарная и междисциплинарная интеграция знаний, обеспечивая многосторонний поиск, формирование и усвоение обучаемыми межнаучной информации, позволяет:

- заложить основы для формирования в будущем новых межнаучных компетенций, основанных как на знании математики, так и на знании информатики, методики преподавания математики, методики преподавания информатики:

- выработать обобщенные профессионально-педагогические умения по формированию педагогической и математической компетентности;

- сформировать межнаучные понятия, выработать гибкость и вариативность, профессионально-педагогическую мобильность, компетентность будущих педагогов, позволяющие им всесторонне осознавать актуальные проблемы образования, в первую очередь математического, объяснять их причины, видеть и осуществлять пути решения;

- развивать потребности учителей математики и информатики в новаторстве, педагогическом творчестве, качественном научно-методическом и технологическом обеспечении образовательного процесса.

Интеграция содержания довузовской подготовки обусловлена психологическими закономерностями развития индивидуальности обучаемого в единстве, во взаимосвязи сфер психики, всех сторон его личности, формирование не разобщенных предметных знаний, умений, навыков, а основ профессиональной компетентности.

17. Принцип многоуровневости представления содержания довузовской подготовки, который состоит в выделении инвариантной и вариативной частей математического содержания для теоретического материала и задач. Реализация этого принципа предполагает целесообразность использования блочно-модульного подхода к структуре учебного курса, в соответ-

(69)

ствии с которым учебный материал необходимо отбирать и структурировать таким образом, чтобы он способствовал достижению каждым обучаемым определенной дидактической и развивающей цели. При этом каждый модуль должен интегрировать в себе различные виды математической учебной деятельности.

18. Принцип опережающего обучения предполагает не только передачу и усвоение обучаемым текущей информации для овладения способами решения тех или иных учебных задач, но и создание определенных перспектив для дальнейшего профессионального и личностного роста. Этот принцип реализуется путем использования в учебном процессе приемов дидактического опережения и опережающего ознакомления. Поскольку целями довузовской подготовки являются систематизация, обобщение и углубление математических знаний, подготовка к обучению в университете, принцип опережающего обучения при построении учебного процесса является естественным продолжением работы по актуализации ранее изученных знаний, их коррекции и обогащению.

19. Принцип использования современных информационно-коммуникационных технологий в довузовской подготовке позволяет обучаемому обратиться к нужному учебному материалу в любое удобной для него время. Средства информационно-коммуникационных технологий воздействуют на все компоненты методической системы довузовской подготовки, что позволяет прогнозировать и решать достаточно сложные и актуальные методические задачи.

20. Принцип общеучебной направленности обеспечивает:

• формирование метапредметных компетенций;

• привитие универсальных учебно-трудовых навыков планирования, рационализации учебной деятельности.

21. Принцип регламентируемости является условием формирования универсальных учебно-трудовых навыков планирования, рационализации учебной дея-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельности, а также формирования мета-предметных компетенций, относящихся к самообучению и самообразованию. Ре-гламентируемость предполагает планирование самостоятельной работы обучаемых и реализуется путем предоставления им календарно-тематического плана самостоятельной работы и контроля за выполнением этой работы со стороны преподавателя.

22. Принцип индивидуализации реализуется посредством входного и текущего контроля знаний, учета данных об успешно решенных задачах, об ошибках обучаемого и характере допущенных ошибок, анализом числа попыток решения задачи. Данный принцип позволяет построить и корректировать индивидуальную образовательную траекторию в зависимости от индивидуальных потребностей обучаемого и поставленной дидактической цели.

Выводы. Таким образом, можно сделать выводы:

1. Система довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики необходима для выравнивания стартовых возможностей перехода обучаемых со ступени среднего образования на ступень высшего профессионального образования.

2. Целями современной довузовской подготовки являются:

• создание условий для формирования профессионального самоопределения учащихся на основе развития их индивидуальных качеств и способностей еще со школьной скамьи;

• обеспечение, на основе совместной работы преподавателей вуза и ведущих учителей школ, не только углубленного изучения определенных дисциплин, в первую очередь математики, информатики, но и готовности абитуриентов к продолжению обучения в классическом университете;

• социализация молодежи.

3. Освещенные принципы довузовской подготовки будущих учителей математики и информатики позволяют обеспечить опережающий характер обучения в

(70)

соответствии с требованиями общества, ориентацией на развитие личности обучаемого, индивидуализацией учебного процесса, гуманизацией образования.

1. Гришина Ю.В. Дефиниция довузовского образования в контексте преемственности общего и профессионального образования / Ю.В.Гришина // Известия Тульского гос. унта. Педагогика, 2015. - № 3. - С. 13-24. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25751712.- (дата обращения: 18.09.2017).

2. Гришина Ю.В. Новые обучающие технологии в довузовском образовании в университете /Ю.В.Гришина // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. Материалы междунар. заочной научно-практ. конф. - Ярославль, 2017. -С. 21-23.

3. Евсеева Е.Г. Межнаучная интеграция в педагогическом математическом образовании / Е.Г.Евсеева, Г.КШурко // Вестник Елецкого гос. ун-та. Серия «Педагогика» (История и теория математического образования). -2016. - Вып. 37. - С.117-125.

4. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов [Текст] / В.И.Загвязинский // Советская педагогика, 1978. - № 10. - С. 68-74.

5. КапелевичМ.С. Концептуальные основы довузовской педагогики: автореф. дис. канд. пед. наук / М.С.Капелевич. - Калининград, 2001. - 32с.

6. Кожевников В.М. Наступтсть профшьног школи i вищого навчального закла-

ду (теоретико-методолоачний аспект). /В.М.Кожевников. - К.: Педагоачна преса, 2007. - 416 с.

7. Коржуев А.В. Вузовское и послевузовское профессиональное образование. Критическое осмысление, поиск новых решений / А.В.Коржуев, В.А.Попков. - М.: Янус, 2002. -215 с.

8. Скафа Е.И. Эвристическое обучение математике: теория, методика, технология: [монография] / ЕИ.Скафа. - Донецк, ДонНУ, 2004. - 439 с.

9. Цехмктер Я.В. Теорiя i практика до-професшног тдготовки учшв у лщеях медич-ного профыю при вищих навчальних закладах: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня докт. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорiя та методика профестног освти» / Я.В.Цехмттер. - К., 2002. - 40 с.

10. Чернецкая Т.А. Довузовская математическая подготовка школьников на основе применения дистанционных технологий обучения: автореф. дисс... канд. пед. наук / Т.А.Чернецкая. - Пенза, 2014. - 22 с.

11. Шурко Г.К. Преемственность образовательных технологий в непрерывной довузовской подготовке будущего учителя математики / Г.КШурко // I Междунар. научная конф. «Донецкие чтения 2016. Образование, наука и вызовы современности. г. Донецк, 1618 мая 2016 г. Материалы конф. Т. 6. Психологические и педагогические науки. - Ростов-на-Дону, Изд-во Южного федерального ун-та, 2016. - С. 283-285.

Abstract. Shurko G. PRINCIPLES OF DOVUZOVSKY PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS AND INFORMATICS. The article considers the basic principles of pre-university training of future teachers of mathematics and computer science, which make it possible to ensure the advanced nature of education in accordance with the requirements of society, the orientation toward the development of the trainee's personality, the individualization of the educational process, and the humanization of education.

It is noted that the system ofpre-university training offuture teachers of mathematics and computer science is necessary to equalize the starting opportunities for the transition of students from the secondary level to the level of higher education.

Key words: pre-university training, training principles, the goals of pre-university education, continuity of training.

Статья представлена профессором Е.И. Скафой.

Поступила в редакцию 11.10..2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.