Научная статья на тему 'Единое образование в условиях глобальных преобразований: к постановке проблемы'

Единое образование в условиях глобальных преобразований: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2795
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕДИНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / UNIFORM EDUCATIONAL SPACE / UNIFORM OUTLOOK / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / A GLOBAL INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарёва Елена Александровна

В статье анализируются проблемы формирования единого образовательного пространства на уровне системы высшего образования в современных условиях развития глобального информационного общества. Отмечается, что в сфере образования глобализационные процессы приводят к значимым изменениям различных образовательных систем, интеграции их в единое пространство, но при сохранении различий, обусловленных образовательными традициями. Отмечается также, что складывание единого образовательного пространства является важным фактором в формировании единого мировоззрения, а вхождение в единое мировое образовательное пространство предполагает установление глобального диалога между различными образовательными системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкарёва Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFORM EDUCATION IN CONDITIONS OF GLOBAL TRANSFORMATIONS: TO STATEMENT OF A PROBLEM

In article problems of formation of uniform educational space at a level of system of higher education in modern conditions of development of a global information society are analyzed. It is marked, that in sphere of education global processes lead to significant changes of various educational systems, their integration into uniform space, but at preservation of the distinctions caused by educational traditions. It is marked also, that folding of uniform educational space is the important factor in formation of uniform outlook, and occurrence in uniform world educational space assumes an establishment of global dialogue between various educational systems.

Текст научной работы на тему «Единое образование в условиях глобальных преобразований: к постановке проблемы»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Е.А. Пушкарёва

УДК 37.0 + 091 + 378

ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Е.А. Пушкарёва (Новосибирск, Россия)

В статье анализируются проблемы формирования единого образовательного пространства на уровне системы высшего образования в современных условиях развития глобального информационного общества. Отмечается, что в сфере образования глобализационные процессы приводят к значимым изменениям различных образовательных систем, интеграции их в единое пространство, но при сохранении различий, обусловленных образовательными традициями. Отмечается также, что складывание единого образовательного пространства является важным фактором в формировании единого мировоззрения, а вхождение в единое мировое образовательное пространство предполагает установление глобального диалога между различными образовательными системами.

Ключевые слова: единое образовательное пространство, единое мировоззрение, система высшего образования, глобальное информационное общество.

Специфика современного общественного развития, характеризуется существенными глобальными преобразованиями на основе масштабного возрастания роли теоретического знания, средств коммуникации,

информационных технологий. Говоря о проблемах развития современного глобального общества, В.И. Супрун подчеркивает, что «никогда до этого человечество не испытывало воздействие глобальных сил такого масштаба и разнообразия. Фундаментальные сдвиги в науке, технологиях, социальных ценностях накладываются друг на друга, создавая мультиэффект, при этом они по-разному коммуницируют в зависимости от контекста, сталкиваются друг с другом, словно в броуновском движении, порождая серию

производных событий второго и третьего ряда» [14, с. 16]. Исследователи называют происходящие процессы глобализацией. Глобализация в настоящее время существенно изменяет социальное, политическое и экономическое развитие обществ. На первый план, в частности, выходят: способности

общества к социальным и технологическим инновационным изменениям; умения эффективно действовать в быстро изменяющейся социальной среде;

возможности развития и применения в обществе средств коммуникации (включая уровень развития социально-правовой и политической свободы) и масштабы его информатизации, степень внедрения информационных технологий.

Пушкарёва Елена Александровна - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: pushkarev73@mail.ru

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Анализируя социальные противоречия и тенденции глобализации, А.Ю. Слепухин, отмечает, что «процессы глобальной конкуренции влекут существенное

переустройство мирового порядка со

свойственными ему приоритетами

национальных границ и информационной закрытостью, а интенсивное

транснациональное движение потоков информации, технологий, символов, капитала приводит к тому, что рынок труда преодолевает пределы национальных

государств; становится безграничным и рынок образовательных услуг» [13, с. 7].

В глобализирующемся мире целью образования становится подготовка человека к работе в новых организационных структурах, в условиях широкого распространения информационных технологий, изменяющих организацию труда. В современных условиях необходим пересмотр образовательных целей. Важно создание такой образовательной системы, которая формировала бы мировоззрение общества, основанное на принципах единства существования человека и природы. В основе такой системы должны лежать фундаментальные знания, среди которых высокое значение приобретают

гуманитарные и междисциплинарные знания, формирующие целостно-эволюционное

мышление человека. Особенностью нового мировоззрения является совокупность общечеловеческих ценностей, составляющих основу открытого гражданского общества, в котором рождается коллективный разум как новое качество в отношениях между людьми. Формирование коллективного разума, в свою очередь, ведет к идее создания таких

образовательных структур, которые бы вовлекали в образовательный процесс всех членов мирового сообщества [12]. В итоге в сфере образования глобализационные

процессы приводят к значимым изменениям различных образовательных систем, интеграции их в единое пространство, но при сохранении различий, обусловленных образовательными традициями.

Важным фактором в формировании единого мировоззрения является складывание единого образовательного пространства. Такое название имеет современная глобальная образовательная система, основное содержание которой составляют культурные и научные достижения всего человечества, осваиваемые в единых организационных формах, на основе общих средств, методических принципов и технологических возможностей образовательной деятельности [1, с. 326-327].

Формирование единого образовательного пространства, интеграционные процессы в образовании - актуальная и активно обсуждаемая проблема на страницах современных изданий [1; 2; 5-6]. Введение термина «мировое образовательное пространство» в научный оборот на современном этапе общественного развития во многом задает критерии развития образования как социального института. Основными элементами, придающими данному понятию определенную целостность, по мнению А. П. Лиферова [6, с. 10-12], являются: разработка новых общих подходов к образованию, в частности к его содержанию и методам; создание и внедрение более глубоких новых форм сотрудничества в образовании (многосторонние проекты и программы); укрепление международных правовых основ интернационализации; складывающееся «глобальное

информационное пространство»; растущее число международных организаций в этой сфере. Развитию глобального образования способствуют и различные научно-

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

образовательные международные конференции, встречи и другие мероприятия.

По мнению многих исследователей, глобальное образование - это не просто совокупность множества национальных образовательных систем, это особая «мегасистема», в которой задаются и

реализуются цели национальной и мировой образовательной политики, функционируют специфические связи и отношения между государствами и их образовательными

системами, направленными на расширение возможностей своего развития [1; 6].

Становление единого образовательного пространства в современном мире происходит противоречиво, в столкновении интегра-

ционных и дезинтеграционных процессов в образовании. Дезинтеграционными являются: существующие противоречия между уровнями образовательной системы, например, средним и высшим образованием; нарушения ценностного образовательного фундамента и как следствие - несоответствие между школьной и внешкольной воспитательными системами; интенсивное развитие традиционного религиозного образования наряду с инновационностью светской системы; не способствуют интегративным тенденциям современного образования и резкое снижение его качества.

Во многом противоречиво применение в образовании новейших информационных технологий как значимого фактора универсализации системы образования. В современных условиях, когда формируется единая образовательная среда на основе развития глобальной информационной сети с ее неоднозначными разноуровневыми социально-этическими нормами, для региональной системы образования возникают различные проблемы, которые обосновываются спецификой

поликультурного региона. Формирование единого образовательного пространства в таких условиях необходимо, по мнению исследователей, сопровождать приведением в соответствие национально-специфических понятийных систем образования в рамках какого-либо языка [8, с. 127-133; 10].

Необходимым условием развития единого образовательного пространства является такое движение к единству в образовательной системе, при котором разнообразие не минимизируется, а сохраняет свое содержательное богатство. Такой вектор задается, в частности и российскому образованию, основными целями и задачами его современной модернизации. Основными актуальными направлениями развития российского образования в современных условиях, концептуально разрабатываемые в теории и практике учебновоспитательного процесса, являются [11, с. 40-43]: информационная культура и информационные технологии в учебном процессе; личностноориентированное развивающее обучение; здоровьесберегающие технологии в обучении; дистанционные технологии обучения; профессионально-направленное обучение; проблемное обучение; компетентностный подход; профессионально-личностное

развитие будущего специалиста; психология профессиональной самореализации личности и развитие ее творческих способностей.

В поисках целостного подхода к воспитанию и обучению человека необходимо акцентировать внимание на эталонах, принципах, процедурах, методиках, практиках и других элементах внутренней системной структуры современного образования.

Объединению региональных систем образования способствуют не столько внутренние механизмы развития образования, его фундаментальные идеалы, ценности, цели

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

и методы, сколько складывающиеся в мировой системе тенденции. Вхождение в единое мировое образовательное

пространство предполагает установление глобального диалога между культурами, религиями, ментальностями и

образовательными системами и осознание общности исторических судеб народов разных регионов [1, с. 326-327].

Многие исследователи отождествляют процессы информатизации образования с процессами интеграции российского образования в мировую образовательную систему. При этом основную цель этой интеграции они видят в сведении нашей системы к западной модели, которая в своей основе является многоступенчатой, связана с подготовкой магистров, бакалавров и др. (Е. Г. Лаврушина [4]). Нам представляется, что процесс массового копирования зарубежной модели имеет косвенное отношение к информатизации образования. Более того, российская система образования, как и отечественная система дошкольного и школьного воспитания, являются далеко не худшими в мире, имеют свои многовековые традиции и требуют более внимательного отношения к себе. Интеграция России в мировое научно-образовательное пространство требует вдумчивого и неспешного анализа достоинств и преимуществ подобной интеграции, поскольку, к примеру, западные системы образования, актуализируют, прежде всего, обучение, а отечественная система образования актуализирует единство воспитания и обучения.

В связи с последними преобразованиями в системе среднего и высшего образования в России, такими, к примеру, как внедрение в старших классах профильного обучения и формы Единого государственного экзамена по окончании школы, переход на

двухступенчатую систему высшего образования в рамках Болонского соглашения, а также в связи с определением стратегии национального проекта «Образование» в целом положение дел в образовании, возможные ожидания и реальные возможности, векторы развития (или деградации) снова, как во второй половине восьмидесятых годов XX в., становятся предметом публичных и академических дискуссий [10, с. 3].

Предыдущая дискуссия в целом была сосредоточена вокруг изменения содержания образования, гуманизации системы

отношений участников образовательного процесса, локального внедрения

инновационных образовательных технологий и инициировалась, прежде всего, самим образовательным сообществом, в котором выделилось общественное движение педагогов-новаторов. Современная же дискуссия сосредоточена вокруг сохранения или качественной трансформации системы образования как целого,

конкурентоспособности российского

выпускника на мировом рынке труда (как следствие, конкурентоспособности

национальной экономики). Разворачивается

она в целом между сторонниками социального и экономического прагматизма и защитниками традиций классического

образования, прежде всего, в области точных и естественных наук, оставляя в стороне как широкие массы собственно образовательной общественности, так и представителей

педагогической науки и философии образования [10, с. 3].

Что касается глобальной организации социокультурного пространства в сфере образования, то к этому необходимо добавить, что мощной интеграции высшего образования способствует Болонский процесс [2; 10; 12].

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Болонское соглашение является

подтверждением тому, что процессы глобализации затрагивают не только сферу экономики и политики, но и сферу образования. Болонское соглашение стало примером нового варианта организации высшего образования и призвано содействовать росту конкурентоспособности образования в международных масштабах [2]. В связи с этим, сегодня активно

анализируются противоречивые процессы

глобализации высшей школы, связанные с увеличением роли наднациональных

институтов контроля, появлением новых форм социального неравенства, распространением академического капитализма и

менеджерализацией университетской

культуры [13, с. 7].

Основной целью Болонской декларации является повышение конкурентоспособности высшего образования среди студентов различных иностранных государств. Как отмечается многими исследователями, Европа сегодня утратила первую в мире позицию как основное место для получения образования иностранными студентами. Например, контингент иностранных студентов в США составляет более 500 тыс. чел, или 3,5 % от общего числа студентов в Америке. Ежегодный доход Америки от иностранных студентов - 11 млрд дол. В Европе таких доходов нет. По оценкам демографов, через 25 лет недостаток трудоспособного населения в Европе может превысить 160 млн чел. По разным оценкам, в Европу (легально или нет) в последнее время из стран Африки и Азии переехало 18-20 млн чел. И этот процесс иммиграции нарастает [7].

Что касается места российской системы образования в мировом образовательном пространстве, то, по мнению Э. М. Мирского, можно представлять его не как некоторую

точку, а только как траекторию [9, с. 19]. Основной вклад России будет заключаться в подготовке квалифицированных специалистов, которым предстоит продемонстрировать культурно-образовательный отечественный потенциал в мировом образовательном пространстве.

Россия заинтересована в признании своего образования в качестве соответствующего европейским требованиям, другими словами, в конвертируемости дипломов. Кроме того, она заинтересована в обучении студентов за рубежом в большем количестве, чем сегодня. Россия желает также осуществить выход своего образования на международный рынок; расширять

коммерческое обучение европейских студентов. Россия рассматривает интеграцию в образовании как часть процессов европейской интеграции. Но в России ряд факторов ограничивают процессы

формирования многоуровневого высшего образования. «Если бы положения законов об образовании выполнялись, качество

отечественного образования не вызывало бы сомнения. В стране на нужды образования расходуется 3,5 % валового внутреннего продукта против 10 %, указанных в Законе об образовании» [6]. В результате материальнотехническая база не развивается на

достаточном уровне.

Процессы глобализации затрагивают

сегодня университеты во всем мире, а задача вхождения в мировое образовательное пространство в качестве полноправного участника становится для многих

университетов одной из первостепенных [13, с. 8]. Практически с момента опубликования Декларации Болонский

процесс оказывает значительное влияние и на направление проводимых в российском

образовании реформ.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Таким образом, основное понимание процесса фундаментализации науки и образования в современных условиях складывается не в пользу процессов интеграции России в мировое научнообразовательное пространство. Реальная фундаментализация науки и образования может быть достигнута посредством формирования нового крепкого научнообразовательного фундамента на основе фундаментальных научных знаний [11].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что современная глобальная образовательная система, основное содержание которой составляют культурные и научные достижения всего человечества, осваиваемые в единых организационных формах, на основе общих средств, методических принципов и технологических возможностей

образовательной деятельности, имеет название единого образовательного пространства. Основные его характеристики следующие.

Во-первых, наиболее эффективные методики и опыт обучения становятся общим достоянием большинства регионов и стран мира. Глобализация основных проблем человечества и их всеобщее интеллектуальное и практическое освоение осуществляются через образование, обретающее таким образом единые цели. Реально же становление единого образовательного пространства в современном мире происходит противоречиво, в

столкновении интеграционных и

дезинтеграционных процессов в образовании. В ней заметное место занимает дифференциация - тенденция к разнообразию конкретных теорий и практик обучения.

Во-вторых, современный мир находится в процессе становления глобальной организации социокультурного пространства; процессы глобализации развертываются объективно по мере реализации социальнокультурного потенциала каждого общества и предполагают принципиально новую целостность, с не вполне ясными контурами.

В-третьих, основными элементами в формировании мирового образовательного пространства являются: разработка общих

подходов к образовательному содержанию и методам, создание и внедрение более глубоких форм сотрудничества в образовании, укрепление международных правовых основ интернационализации, складывающееся

глобальное информационное пространство, растущее число международных организаций в этой сфере и др.

В-четвертых, в условиях современной России и постсоветского пространства решение задачи укрепления могущества государства предполагает синхронную работу в двух основных направлениях -целенаправленном использовании культурных богатств, исторически созданных на русскоязычной основе, а также интеграции русскоязычного сообщества в целом.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Билалов М. И. Единое образовательное пространство // Г лобалистика : Энциклопедия / ред. И. Мазур, А. Н. Чумаков. - М., 2003. - С. 326-327.

2. Дусь Ю. П. Интеллектуальная колонизация. Миграционные перспективы присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу // ЭКО. - 2006. - № 2. - С. 76-92.

3. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. Глобализация, информационное общество и отечественное образование // Философия образования. - 2008. - № 2 (23). - С. 194-201.

4. Лаврушина Е. Г. Информатизация как фактор интеграции науки и образования // матер. всерос. науч.-практ. конфер. “Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза - 2001”. иЯЬ : http://www.vvsu.ru/niirpo/conf/2001oct16/coll/73.asp (дата обращения 17.12.2009).

5. Латуха О.А. Формирование эффективного экономического фундамента вуза на основе развития инноваций: теоретические концепты // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2011. - № 4. - С. 59-82.

6. Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: автореф. дисс. ... д-ра пед. н. - М., 1997.

7. Лопаткин В.М. Особенности интеграции региональных образовательных систем России в мировое образовательное пространство: моногр. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004. - 150 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Мельникова М. В. Универсальное и национально-специфическое в лексике сферы образования в свете процессов глобализации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2006. - № 3. - С. 127-133.

9. Мирский Э.М. Высшее гуманитарное образование в России в поисках ответов на вызовы XXI века // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 1. - С. 22-27.

10. Попов А.А. Социально-философские основания современных практик открытого образования: автореф. дис....д-ра филос. н. - Томск, 2009. - 50 с.

11. Пушкарёв Ю.В. Образование в современном вузе: новые идеи и направления развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2011. - № 1. - С. 40-43.

12. Пушкарёва Е.А. Интеграция образования и науки: методы, содержание, формы: моногр. -Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2009. - 268 с.

13. Слепухин А.Ю. Глобализация высшего образования: социальные противоречия и тенденции // Журнал исследований социальной политики. - 2006. - № 3(1). - С. 7-28.

14. Супрун В.И. Инновации как прорыв в будущее // Инновации и современность: коллективная моногр. / под ред. В. И. Супруна. - Новосибирск: ФСПИ "Тренды", 2010. - С. 16.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

2(6) 2012

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

UDC 37.0 + 091 + 378

UNIFORM EDUCATION IN CONDITIONS OF GLOBAL TRANSFORMATIONS: TO STATEMENT OF A PROBLEM

E.A. Pushkareva (Novosibirsk, Russia)

In article problems offormation of uniform educational space at a level of system of higher education in modern conditions of development of a global information society are analyzed. It is marked, that in sphere of education global processes lead to significant changes of various educational systems, their integration into uniform space, but at preservation of the distinctions caused by educational traditions. It is marked also, that folding of uniform educational space is the important factor in formation of uniform outlook, and occurrence in uniform world educational space assumes an establishment of global dialogue between various educational systems.

Keywords: uniform educational space, uniform outlook, system of higher education, a global information society.

Pushkareva Elena Aleksandrovna - doctor of philosophy, the professor of faculty of philosophy, Novosibirsk state pedagogical university.

E-mail: pushkarev73@mail.ru

© 2011-2012 Вестник НГПУ Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.