Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Ю.В. Пушкарёв, Е.А. Пушкарёва
УДК 316.3/.4 + 378
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ГЛОБАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Ю.В. Пушкарёв, Е.А. Пушкарёва (Новосибирск, Россия)
В статье исследуются особенности инновационного развития современной отечественной системы образования. Обосновывается, что характер развития современного образования (и традиционного, и инновационного), с одной стороны, напрямую связан с характером исторической эпохи, в которой происходит его формирование и развитие и основан на процессах глобализации, в связи с переходом к новой системе ценностей информационного общества. С другой, - характер развития инновационного образования отражает характер развития современной науки, поскольку именно наука привносит новизну и нацелена на поиск нового. Активно развиваясь, современная наука влияет на другие социальные сферы жизнедеятельности общества и, в первую очередь, на сферу образования, способствуя его инновационному преобразованию. Отмечается также, что о глобализации говорится чаще всего в связи с активным формированием единого экономического и информационного пространства, но менее всего говорится о социокультурной глобализации.
Ключевые слова: инновационное развитие системы образования, современная наука, процессы глобализации, культурная интеграция.
Инновационное развитие современных отечественных систем образования и науки -это общенациональная стратегическая задача. Вопросы такого развития серьезно волнуют научное и педагогическое сообщества. О серьезности сложившейся ситуации свидетельствуют многочисленные конференции, организуемые по этим проблемам. Гибель интеллекта нации означает гибель самой нации: по оценке ООН и ЮНЕСКО, Россия получила 1,4 балла из 5 возможных по жизнеспособности нации, т. е. формируется мнение,
что любая помощь стране бессмысленна, нас ждет медленная и неумолимая деградация [2]. Если российское общество не найдет пути выхода из кризиса образовательной и научной систем, то Россия может оказаться «на обочине» мирового развития. И это может случиться уже в жизни следующего поколения [7, с. 26-28]. Проанализируем проблемы и противоречия современного инновационного развития системы образования, выявим его специфику в условиях формирования глобального информационного общества.
Пушкарёв Юрий Викторович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Новосибирский государственный педагогический университет
Пушкарёва Елена Александровна - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Необходимо отметить, прежде всего, что характер развития современного образования (и традиционного, и инновационного) тесно связан с характером исторической эпохи, в которой происходит его формирование. Также подчеркнем, что характер развития инновационного образования отражает характер развития современной науки, поскольку именно наука привносит новизну и нацелена на поиск нового.
На рубеже XXI в. общество столкнулось с рядом серьезных кризисных процессов глобально-социального, экологического и иного характера. С одной стороны, научнотехнический прогресс привел к нарушению равновесия между техногенными и природными процессами, что создало угрозу существованию самого человечества. С другой стороны, технократические тенденции в науке и образовании, стремление получить знания ради господства над природой привели к обеднению духовной составляющей общества, искажению его нравственных принципов.
Особенности современной ситуации в отечественных системах образования и науки
- предмет активного осмысления во многих работах, посвященных анализу современного состояния систем образования и науки (Ж.И. Алферов, Я.М. Нейматов, В.А. Садовничий, В.Н. Филиппов и др.). Кроме того, кризис в сферах образования и науки не представляет собой самостоятельное явление. Он отражает всеобщий кризис мировой системы, который включает в себя политическую, экономическую, демографии-ческую составляющие и основан на процессах глобализации, в связи с переходом к обновленной системе ценностей развивающегося информационного общества.
Современный информационный мир находится в активном процессе становления
глобального социокультурного пространства. В новых условиях все более растает взаимозависимость государств, формируются интеграционные структуры. М.Г. Делягин, анализируя сложившуюся ситуацию, отмечает, что «современная глобальная конкуренция ведется разнородными и частично ненаблюдаемыми объектами, существующими в различных плоскостях, преследующими несопоставимые цели и действующими разнородными методами; в силу фундаментальных различий в системе ценностей и образе действия они не способны понять друг друга, что часто лишает их самой возможности прийти к долгосрочному, а не тактическому, заключаемому ради локальной цели, соглашению» [2, с. 330].
Процессы глобализации, с одной стороны, устраняют барьеры,
препятствующие движению технологий, информации и иных ресурсов. С другой стороны, - растущая взаимозависимость государств и различных сообществ усиливает уязвимость мировой системы перед локальными и региональными
нестабильностями, сбоями в работе информационных систем и т. д.
В результате процессов глобализации происходит размывание суверенитета и самого представления о государстве. По мнению М.Г. Делягина, А.С. Панарина и др. исследователей, для России подобное размывание является весьма болезненным и угрожающим, поскольку российское общество на всем протяжении своей истории, самоидентифицировалось именно через государство, исключительно высокая роль которого обусловлена необходимостью постоянного противостояния разнообразным, сменяющим друг друга различным внешним угрозам [2]. Активно развиваясь, современная наука влияет на другие социальные сферы
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
жизнедеятельности общества и, в первую очередь, на сферу образования, способствуя его инновационному преобразованию. Кроме того, образование выступает как важнейший фактор, способствующий адекватному решению проблем глобализации.
Чаще всего о глобализации говорится в связи с интенсивным формированием единого мирового экономического и информационного пространства, институтов региональной интеграции государств (А.Г. Грязнова, К.Х. Делокаров, Н.Г. Жукова, В.В. Мороз и мн. др.). Соответственно, в качестве примеров прогресса глобализации приводится развитие транснациональных корпораций и мировой финансовой системы, всемирной сети компьютерных коммуникаций и Европейского Союза. Далеко не так уверенно, по мнению
Э.М. Мирского [5, с. 22], говорится о глобализации как процессе культурной, социальной и идеологической интеграции; к примеру, даже попытки наполнить конкретным содержанием обсуждение проблемы общечеловеческих ценностей вызывают серьезные сложности.
Обратим внимание на то, что характер инновационного развития образования и науки напрямую связан с историческими традициями, задающими направленность развитию и образования, и науки. При этом, как подчеркивает А.А. Грякалов, «прошлое актуально присутствует в ценностном мире культуры и образования только тогда, когда переживается как настоящее» [1]. Глобализация в то же время изменяет факторы успешного социально-экономического
развития, когда на первый план выходят: уровень информатизации общества и развитие наукоемких технологий; способность социума, как к технологическим, так и социальным инновациям; умение
инновационно образованной личности
эффективно действовать в быстро изменяющихся условиях.
Годы 2008 и 2009 принципиально изменили все базовые внешние условия функционирования экономики, а значит и организации всей социальной жизни. Десятилетие бурного экономического и социального роста сменилось временем существенных ограничений, временем, когда уже нет такого спроса на продукцию и услуги, когда нет такого доступа к ресурсам развития [11, с. 9]. Сегодня уже можно размышлять не о том, какими способами можно справиться с кризисом, как его пережить, а о том, какие тренды развития будут наиболее благоприятными, как ими воспользоваться и какие ресурсы необходимо использовать для дальнейшего развития [11, с. 11].
В философской литературе понятие кризиса образования введено Ф.Г. Кумбсом в конце 1960-х гг. «В зависимости от условий, сложившихся в различных странах, - пишет он, - кризис проявляется в разной форме, сильнее или слабее. Но его внутренние пружины в одинаковой мере проступают во всех странах - развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с великим трудом создающих их сейчас» [3, с. 10].
Анализируя характеристики кризисного состояния отечественной научно-
образовательной сферы, необходимо в первую очередь отметить ценностные аспекты и особенности кризиса системы образования. Несоответствие результатов современного образования современным целям и ценностям
- в этом первоисточник кризиса системы образования, по мнению многих исследователей (Г.Н. Маслов, А.П. Огурцов и др.). Три важнейших ценностных принципа образования, разработанные еще в XIX в.
В.В. Розановым, нарушены сегодня -
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
индивидуальности, целостности, единства. Преобладание негативных ценностей в смысловых оценках образовательной действительности ее непосредственными участниками, отсутствие единой образовательной идеологии и ведущего типа образования, как показатель образовательного неблагополучия, характерного практически для всех регионов России, свидетельствуют о целом комплексе ценностных факторов [9, с. 62].
Сегодня же в России речь идет не о воспроизводстве общественного менталитета, ориентированного на гуманистические ценности и стабильность, а об определении того типа цивилизации, который предполагает воспроизводить образование в будущем (А.П. Огурцов [7, с. 27]). Это означает, что необходимо установить системные
характеристики этого нового типа общества.
Современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на данном историческом этапе исключительны и уникальны. Сегодня образование оказывается самым масштабным и может быть - единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения
идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития [10, с. 15].
Российское образование функционирует в контексте тенденций, формирующихся в современном мире и основанных на развитии высоких технологий, глобальной культуры, которые нивелируют культурно-историческое
движение «по вертикали», где под
непрерывностью образования понимается
следование конкретной культурной традиции. Именно в этом контексте образование выступает важнейшим каналом трансляции, как общекультурных ценностей, так и ценностей отечественной культуры, способом формирования национального менталитета, чувства патриотизма, причастности к своим корням и истокам.
Большой интерес представляет тема разработки концептуальной модели инноваций в науке и образовании, а также выработки общей стратегии инноваций.
Безусловно, в развитии общества всегда присутствовал и будет присутствовать элемент стихийности. Но когда мы ставим определенные цели, определенные задачи и понимаем, что должны найти средства их достижения, встает вопрос, как этим процессом можно и нужно управлять, чтобы мультиплицировать и сам процесс, и его результат. Принципы организации системы управления инновационной деятельностью являются предметом обсуждения не только в экспертном сообществе, но и в управленческой среде [4; 8].
Проблема инновационного развития образования настолько междисциплинарна, что вряд ли можно построить работающую концепцию без участия в ней представителей разных дисциплин - и чисто гуманитарных, и экономических, и особенно, философских. Что касается ученых, занимающихся
естественными науками, они тоже должны участвовать в выработке этой концепции - их роль заключается в том, чтобы оценивать перспективы развития тех или иных знаний и их технологического применения в различных сферах социума [6, с. 63-64].
Таким образом, обобщая сказанное, подчеркнем, что характер развития
4(8) 2012
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
современного образования (и традиционного, общества; во-вторых, характер развития
и инновационного) напрямую связан, во- инновационного образования отражает
первых, с характером исторической эпохи, в характер развития современной науки,
которой происходит его формирование и поскольку именно наука привносит новизну и
развитие, а именно со всеобщим кризисом нацелена на поиск нового, активно развиваясь,
мировой системы, который включает в себя современная наука влияет на другие
политическую, экономическую, демографии- социальные сферы жизнедеятельности
ческую составляющие и основан на процессах общества и, в первую очередь, на сферу
глобализации, в связи с переходом к новой образования, способствуя его
системе ценностей информационного инновационному преобразованию.
его
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грякалов А. А. Традиция гуманитарного образования и диалог культур: опыт России // Русская
линия : Библиотека периодической печати (электронный ресурс). - иЯЪ:
http://www.msk.m/st.php?idar=105432 (дата обращения: 12.06.2012).
2. Делягин М. Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 650 с.
3. Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире : системный анализ : пер. с англ. - М. : Прогресс, 1970.
4. Латуха О.А. Формирование эффективного экономического фундамента вуза на основе развития
инноваций: теоретические концепты // Вестник Новосибирского государственного
педагогического университета. - 2011. - № 4. - С. 59-82.
5. Мирский Э. М. Высшее гуманитарное образование в России в поисках ответов на вызовы XXI века // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 1. - С. 22-27.
6. Никонов В. А. Движущие силы инновации // Инновации и современность: коллективная
моногр. / под ред. В. И. Супруна. - Новосибирск: ФСПИ «Тренды», 2010. - С. 63-64.
7. Огурцов А. П., Платонов В. В. Западная философия образования. ХХ век. - СПб. : РХГИ,
2004. - 520 с.
8. Пушкарёв Ю. В. Образование в современном вузе: новые идеи и направления развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2011. - № 1. -
9. Пушкарёва Е.А. Единое образование в условиях глобальных преобразований: к постановке проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. -№ 2(6). - С. 59-66
10. Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников. - 2004. - № 2. - С.6-18.
11. Толоконский В. А. Инновационная экономика как стратегия развития // Инновации и современность: коллективная: моногр. / под ред. В. И. Супруна. - Новосибирск : ФСПИ «Тренды», 2010. - С. 9.
C.40-43.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
UDC 316.3/.4 + 378
DEVELOPMENT OF EDUCATION IN CONDITIONS OF NEW SYSTEM OF VALUES OF THE GLOBAL SOCIETY
Yu. V. Pushkarev, E.A. Pushkareva (Novosibirsk, Russia)
In article features of innovative development of a modern domestic education system are investigated. Proves, that character of development of modern education (both traditional, and innovative), on the one hand, directly is connected with character of that historical epoch in which there is a formation and development of this process and based on processes of globalization, in connection with transition to new system of values of an information society. With another, - character of development of innovative education reflects character of development of a modern science as the science introduces novelty and is aimed at search new. Actively developing, the modern science influences other social spheres of ability to live of a society and, first of all, on sphere of education, promoting its innovative transformation. It is marked also, that more often about globalization it is spoken in connection with intensive formation of uniform world economic and information space, and it is a little spoken about globalization as process of cultural, social and ideological integration.
Key words: innovative development of education system, a modern science, processes of globalization, cultural integration.
Pushkarev Yury Viktorovich - the candidate of philosophy sciences, the senior lecturer of faculty of philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University.
Pushkareva Elena Aleksandrovna - the doctor of philosophy sciences, the professor of faculty of philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: [email protected]