Научная статья на тему 'ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ ПО ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ'

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ ПО ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMON INFORMATION SPACE / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ / COORDINATION COUNCIL / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INFORMATION INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довгучиц Сергей Иванович, Мушков Александр Юрьевич

В статье рассматриваются концепция, этапность и реализуемые мероприятия по созданию и развитию единого информационного пространства оборонно-промышленного комплекса. Показана организующая роль координационного совета по созданию программно-технического и нормативного базиса для обмена информацией между Минпромторгом России, Минобороны России, другими федеральными органами исполнительной власти, интегрированными структурами и организациями ОПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Довгучиц Сергей Иванович, Мушков Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The unified information space of the defense-industrial complex as a paradigm of integrated informatization of public administration, integrated structures and companies of the defense-industrial complex

The article deals with the concept, phasing and implemented measures to create and develop a common information space of the military-industrial complex. The article shows the organizing role of the coordination Council for the creation of technical and regulatory basis for the exchange of information between the Ministry of industry and trade of Russia, the Ministry of defense, other Federal Executive authorities, integrated structures and organizations of the military-industrial complex

Текст научной работы на тему «ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ ПО ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ»

УДК 338.12

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ ПО ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ

Довгучиц Сергей Иванович

директор ФГУП "ЦНИИ "Центр", заслуженный экономист Российской Федерации, член-корреспондент РАРАН, член Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук

Мушков Александр Юрьевич

заместитель директора по научной работе ФГУП "ЦНИИ "Центр", кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор

Аннотация. В статье рассматриваются концепция, этапность и реализуемые мероприятия по созданию и развитию единого информационного пространства оборонно-промышленного комплекса. Показана организующая роль координационного совета по созданию программно-технического и нормативного базиса для обмена информацией между Минпромторгом России, Минобороны России, другими федеральными органами исполнительной власти, интегрированными структурами и организациями ОПК.

Ключевые слова: единое информационное пространство, оборонно-промышленный комплекс, координационный совет, информационное взаимодействие.

Dovguchits Sergey Ivanovich, Director of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", Honored economist of the Russian Federation, corresponding member of the

Russian Academy of rocket and artillery Sciences, Member of the Marine Board of the Government Russian Federation, candidate of economic Sciences, Moscow, Russian Federation.

Mushkov Alexander Yurievich, Deputy Director on scientific work of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", candidate of technical Sciences, doctor of economic Sciences, Professor, Moscow, Russian Federation.

The unified information space of the defense-industrial complex as a paradigm of integrated informatization of public administration, integrated structures and companies of the defense-industrial complex.

Abstract. The article deals with the concept, phasing and implemented measures to create and develop a common information space of the military-industrial complex. The article shows the organizing role of

the coordination Council for the creation of technical and regulatory basis for the exchange of information between the Ministry of industry and trade of Russia, the Ministry of defense, other Federal Executive authorities, integrated structures and organizations of the military-industrial complex.

Keywords: common information space, military-industrial complex, coordination Council, information interaction.

Эффективность и безопасность ОПК как системного компонента военной организации государства, обеспечивающего реализацию государственной программы вооружения и мобилизационного плана экономики Российской Федерации, во многом определяется уровнем развития системы информационно-аналитического обеспечения функционирования ОПК, ее соответствием современным требованиям оперативности, полноты и безопасности.

Основным вектором развития системы информационно-аналитического обеспечения функционирования ОПК является развитие единого информационного пространства ОПК (далее - ЕИП ОПК), которое в соответствии с Основами государственной политики в области развития ОПК России до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 23 февраля 2017 г., определено в стратегической перспективе приоритетным направлением государственной политики.

Комплексное решение задач создания и развития ЕИП ОПК обеспечивается Мин-промторгом России как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов1.

Создание и развитие ЕИП ОПК, начиная с 2012 года, реализуется системой мероприятий, представленных на Рисунке.

Первым этапом формирования ЕИП ОПК стала разработка в 2012 году Концепции создания ЕИП ОПК, которая разработана с учетом возможностей использования су-

ществующих на тот момент и создаваемых отечественных информационных технологий для решения управленческих и производственных задач в сфере ОПК2.

Главная цель создания ЕИП ОПК определена как формирование эффективного инструмента информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, интегрированных структур и организаций ОПК при подготовке и решении широкого круга управленческих задач, объединяющего территориально-распределенные информационные ресурсы организаций-участников ЕИП ОПК.

Важнейшим этапом развития нормативной базы и организационного обеспечения выработки единых подходов к созданию ЕИП ОПК стало образование в 2015 г. Координационного совета по формированию ЕИП ОПК, который в 2017 г. в связи решением на тот момент основных задач по созданию ЕИП ОПК и переходом к этапу развития ЕИП ОПК как универсального механизма информационного взаимодействия заинтересованных органов государственной власти, государственных корпораций, интегрированных структур и организаций ОПК, был преобразован в Координационный совет по развитию ЕИП ОПК.

Активная деятельность Координационного совета и его рабочих органов позволила организовать регулярное коллегиальное обсуждение и координацию решения наиболее проблемных вопросов формирования и развития ЕИП ОПК. В состав Координационного совета вошли руководители и !Т-специалисты Минпромторга России, государственных корпораций "Ростех", "Роса-том" и "Роскосмос", крупнейших интегрированных структур и организаций ОПК.

В соответствии с Концепцией одной из базовых задач создания ЕИП ОПК является формирование и развитие инфраструктуры ЕИП ОПК, включающей программно-аппаратные средства обработки данных и телекоммуникации для обмена данными между участниками ЕИП ОПК.

Для обеспечения требований по быстродействию, уровню защиты информационных ресурсов, масштабируемости и

I

5

сг

НН

Кс ГО И О

а

х

*

о

а

*

О

о о К

X

£

Ы)

ы> о

>012-2014 гг.

Направления развития ЕИП ОПК

1 .Развитие нормативной базы и

организацион ного обеспечения ЕИП ОПК

X

Разработка Концепции создания ЕИП ОПК (2012- 2013гг.)

2. Создание и развитие инфраструктуры ЕИП ОПК

Разработка архитектуры, технического проекта,

информационного базиса для создания опытного участка АС ЕИП ОПК (2012-1014 гг.)

3. Развитие тематических ресурсов и сервисов ЕИП ОПК

г

Приказ Минпромторга России от 17.02.2015 г. №281 «Об образовании Коо рдинационного совета по формированию ЕИП ОПК»

Приказ Минпромторга России от 11.02.2015 г. № 231 «Об утверждении перечня организаций ОПК, подлежащих первоочередной автоматизации ...»

Приказ Минпромторга России от 27.05.2016 г. №1717 «О вводе в эксплуатацию АС ЕИП ОПК»

V_/

Приказ Минпромторга России от 13.07.2017г. №2262 «Об образовании Координационного совета по развитию ЕИП ОПК»

Организационное обеспечение создания Единой модели данных и Единой системы классификаторов и справочников интегрируемых тематических БД ( в соответствии с решением Координационного Совета от 29.07.2016 г.)

Аудит информационных ресурсов в сфере

ОПК (в соответствии с решением Координационногосовета от 13.03.2015 г.)

Ч

Разработка опытного участка АС ЕИП ОПК, обеспечивающего взаимодействие Минпромторга России и крупнейших организаций ОПК

Эксплуатация опытног о участка АС ЕИП ОПК

|

Создание инфраст руктуры ЕИП ОПК

Ч.

Разработка первой очереди тематических баз данных в сфере управления ОПК: оценки и прогноза финансовых и технико-экономических показателей организаций ОПК; поддержки технического перевооружения предприятий ОПК; оценки и прогноза производственных возможностей организаций ОПК по выпуску образцов ВВСТ; мониторинга результатов НИОКР; формирования ценовых предложений на продукцию, поставляемую организациями ОПК по ГОЗ; мониторинга мероприятий импортозамещения; ведения реестра стратегических материалов; оценки научно-экспериментальной и стендовой базы организаций ОПК; мониторинга качества ВВСТ, поставляемых по ГОЗ и на экспорт; мониторинга мер стимулирования и господдержки организаций ОПК; кадрового мониторинга и прогнозирования; оценки мобилизационной готовности организаций ОПК.

Л

4. Создание интегрированных ресурсов ЕИП ОПК и организация взаимодействия с внешними АИС

Реализация 1-го этапа интеграции тематических БД в единую информационно-аналитическую надстройку

Разработка общего

регламента информационного взаимодействия с ГАС ГОЗ

У

г

ч.

Разработка:

единой программно технологической платформы интеграции БД;

Единой модели данных; Единой системы кл асс и фи като ро справочников

Л

У

Доработка тематических БД

и их сертификация по требованиям ФСТЭК России к безопасности информации

Дальнейшее развитие нормативной базы и организационного обеспечения ЕИП ОПК

г

Эксплуатация, модернизация и авторский надзор опытного участка АС ЕИП ОПК.

ч.

УЧ.

Развитие тематических баз данных в сфере управления ОПК

Организация работ по управлению жизненным циклом технологий (от прогноза до РИД)

Разработка интегрированной системы

информационно-аналитического обеспечения управления в сфере ОПК (ИСУ ОПК), в том числе: создание СПО:

/ информационного взаимодействия с

тематическими БД; / ведения нормативно-справочной

информации; / анализа и визуализации (В1- системы); разработка автономной программы сбора данных (АПСД) ведомственной отчетности; сертификация СПО по требованиям ФСТЭК России к безопасности информации

ч

Автоматизация выгрузки отчетности организаций ОПК из «1С» и обеспечение информационного взаимодействия с ГАС ГОЗ

Автоматизация сбора РНТД и ее выгрузка в ПТК ЕИБ, создаваемой в ОКР «Консолидация»

V /

Рисунок. Основные этапы создания и развития ЕИП ОПК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

СП

О

0

1 I

0

1

О

сг

НН

Е

I I

сг

НН

Кс «

О □

¡э

СП «

о

стоимости необходимо применение современной информационной инфраструктуры, максимально независимой от зарубежного программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи. При этом, учитывая роль и место ОПК в военной организации государства, создаваемая инфраструктура должна удовлетворять требованиям сопрягаемости с информационными системами силовых ведомств, прежде всего с Минобороны России.

Основываясь на вышеприведенных принципах, во ФГУП "ЦНИИ "Центр" по заказу Минпромторга России в 2015 г. создан опытный участок автоматизированной системы ЕИП ОПК (АС ЕИП ОПК).

Выработанные при создании опытного участка АС ЕИП ОПК технические и организационные решения, полученный практический опыт, научно-методический и программно-технологический задел были использованы при реализации основного этапа формирования инфраструктуры ЕИП ОПК.

Выполненные в 2012-2017 гг. Минпром-торгом России мероприятия по созданию и вводу в действие инфраструктуры ЕИП ОПК впервые позволили создать программно-технологический и нормативный базис для обмена информацией между Минпромтор-гом России, Минобороны России и другими федеральными органами исполнительной власти, интегрированными структурами и организациями ОПК.

Необходимо отметить, что исторически сложилось так, что общесистемные исследования и функции информационно-аналитического обеспечения по различным аспектам управления развитием ОПК выполняли ряд подведомственных Минпром-торгу России научно-исследовательских организаций. При этом ни одна из организаций - держателей информационных ресурсов Минпромторга России - не обладала требуемой полнотой ресурсов и достаточной аналитической моделирующей базой для решения всего комплекса стоящих задач в сфере управления функционированием и развитием ОПК.

Принимая во внимание целесообраз-

ность разумного сохранения научно-технического задела, специализации научных школ и разделения ответственности за качество информационных ресурсов, а также руководствуясь требованиями информационной безопасности, Концепция создания ЕИП ОПК основана на принципе сочетания централизованного и децентрализованного подходов к сбору, хранению и обработке информации. При этом основная часть данных формируется, хранится и обрабатывается комплексом гармонизированных тематических информационно-аналитических систем, а в интегрированную базу данных передаются только данные, востребованные для решения комплексных аналитических задач и (или) передаваемые в другие информационные системы.

В целях выработки системы мероприятий по гармонизации тематических ресурсов в сфере ОПК в 2015 г. рабочей группой Координационного совета по формированию ЕИП ОПК проводился аудит информационных ресурсов, позволивший определить перечень тематических баз данных (Рисунок), требующих своего развития в интере сах информационно-аналитиче ского обеспечения общесистемных функций управления в сфере ОПК3.

В 2016-2017 гг. выполнены работы, обеспечившие качественное развитие всех тематических баз данных как по составу решаемых задач, так и по объемам хранимой информации.

Реализация единства требований в части использования доверенной программной среды позволили комплексно решить задачи обеспечения информационной безопасности, а также решить технические задачи информационного сопряжения большинства тематических информационных ресурсов.

Для построения и информационного наполнения интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения управления в сфере ОПК и организации взаимодействия ЕИП ОПК с внешними автоматизированными информационными системами к настоящему времени были выполнены следующие работы4:

- разработана единая модель данных,

структурно соответствующая тематическим направлениям интегрируемых информационных ресурсов;

- создана единая система классификаторов и справочников;

- разработаны протоколы информационного обмена данными, и создано специальное программное обеспечение информационного обмена, позволяющее реализовать указанные протоколы и контролировать адекватность процесса импорта информации;

- создана технология интеграции данных разнородных информационных ресурсов, включая неструктурированную информацию, обеспечивающая создание интегрированной базы данных (ИБД), масштабируемой по составу данных;

- создана система анализа и визуализации консолидированных данных (В1-система), использующая универсальные сервисы построения аналитических отчетов, средства визуализации данных и возможности современных геоинформационных систем;

- обоснована необходимость и выполнена разработка единого для всех интегрируемых тематических баз данных технического решения по автоматизации сбора первичной информации на основе универсального средства сбора данных, позволяющего обеспечить ввод данных на предприятиях в привязке к существующим в системе классификаторам и справочникам, а также обеспечить автоматизированный перенос данных из широко распространенных на предприятиях ОПК систем бухгалтерского и управленческого учета.

Таким образом, принципы построения, технические и технологические решения, уникальный опыт и значительные результаты, полученные и получаемые при формировании единого информационного пространства ОПК, определяют, что ЕИП ОПК является наиболее эффективной общей моделью (парадигмой) информатизации органов государственного управления, интегрированных структур и оборонных предприятий, обеспечивающей реализацию единой государственной политики в сфере ОПК.

Список литературы

1. О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 438// Собрание законодательства РФ.-2008.- № 24.- Ст. 2868.

2. Концепция создания единого информационного пространства ОПК// Отчет о НИР: Анализ информационного обеспечения процессов функционирования и развития ОПК, разработка и реализация концепции единого информационного пространства оборонно-промышленного комплекса.-М.: ФГУП ЦНИИ Центр, 2012.

3. Отчет по аудиту баз данных организаций-держателей информационных ресурсов Департамента ОПК Минпромторга России, Координационный совет по формированию ЕИП ОПК.-2015.

4. Технический проект интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения управления в сфере ОПК.- М.: ФГУП ЦНИИ Центр, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.