Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
841
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЦИФРОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМОРМАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ К ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / INNOVATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATION AND TECHNOLOGY POLICY / DIGITAL ENTERPRISE / DIGITAL TRANSFORMATION / READINESS OF ENTERPRISES FOR DIGITALISATION OF PRODUCTION / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Вячеслав Иванович, Голубев Сергей Сергеевич, Щербаков Антон Геннадьевич

В работе показано, что цифровая экономика является важнейшим двигателем инноваций. Рассматриваются вопросы перехода функции лидирующего механизма инновационного развития экономики к институтам, основанным на цифровых моделях и процессах. Показано состояние с цифровизацией на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Исследованы вопросы готовности предприятий ОПК к цифровой трансформации. Выявлены проблемы цифровизации предприятий, связанные в том числе с отсутствием на предприятиях специалистов соответствующей квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волков Вячеслав Иванович, Голубев Сергей Сергеевич, Щербаков Антон Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital transformation as a new format of innovation and technology policy implemented at defence industry enterprises

The article shows that the digital economy is the most important engine of innovation. It tackles the problems of the transition of the function of the leading mechanism of innovative development of the economy to institutions based on digital models and processes. The situation with digitalisation at the defence industry enterprises is shown. The issues of readiness of defence industry enterprises for digital transformation are raises. The problems of digitalisation of enterprises related with the lack of specialists with relevant qualifications at the enterprises are identified.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК»

ИННОВАЦИИ УДК 338.12

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК

Волков Вячеслав Иванович

начальник отдела долгосрочного прогнозирования ОПК ФГУП "ЦНИИ "Центр", доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации, академик РАЕН, член-корреспондент РАРАН

Голубев Сергей Сергеевич

начальник отдела мониторинга и прогнозирования развития науки в сфере обороны страны и безопасности государства ФГУП "ЦНИИ "Центр", кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор

Щербаков Антон Геннадьевич

управляющий партнер группы компаний "АСПИ", аспирант ФГУП "ЦНИИ "Центр"

Аннотация. В работе показано, что цифровая экономика является важнейшим двигателем инноваций. Рассматриваются вопросы перехода функции лидирующего механизма инновационного развития экономики к институтам, основанным на цифровых моделях и процессах. Показано состояние с цифровизацией на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Исследованы вопросы готовности предприятий ОПК к цифровой трансформации. Выявлены проблемы цифровизации предприятий, связанные в том числе с отсутствием на предприятиях специалистов соответствующей квалификации.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновационно-технологическая политика, цифровое предприятие, цифровая трансформормация, готовность предприятий к цифровизации производства, оборонно-промышленный комплекс.

Volkov Vyacheslav Ivanovich, Head of the Department of long-term forecasting of the Federal State Unitary Enterprise Central Shipbuilding Research Institute "Centre", doctor of Economics, Professor, Honored EconomistoftheRussianFederation,Laureate of the Government of the Russian Federation Prize, Academician of the Russian Academy

of Natural Sciences, Corresponding Member of Russian Academy of Missile and Artillery Sciences, Moscow, Russian Federation.

Golubev Sergey Sergeevich, Head of Department of monitoring and forecasting the development of science in the field of national defense and state security of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", candidate of technical Sciences doctor of economic Sciences, Professor, Moscow, Russian Federation.

Shcherbakov Anton Gennad'evich, managing partner group of companies "ASPI" post-graduate student of Central Shipbuilding Research Institute "Centre".

Digital transformation as a new format of innovation and technology policy implemented at defence industry enterprises.

Abstract. The article shows that the digital economy is the most important engine of innovation. It tackles the problems of the transition of the function of the leading mechanism of innovative development of the economy to institutions based on digital models and processes. The situation with digitalisation at the defence industry enterprises is shown. The issues of readiness of defence industry enterprises for digital transformation are raises. The problems of digitalisation of enterprises related with the lack of specialists with relevant qualifications at the enterprises are identified.

Keywords: innovation, innovative development, innovation and technology policy, digital enterprise, digital transformation, readiness of enterprises for digitalisation of production, military-industrial complex.

Введение. Промышленность России остро нуждается в модернизации. Идет старение основных фондов, нарастает технологическое отставание. В тоже время для XXI века характерным является перелом в оценке значимости и перспектив научных исследований и разработок, превращение науки в непосредственную производственную силу. В последние годы в мире отчетливо наблю-

дается ускорение инновационных процессов. Происходят подлинные прорывы в ряде областей науки, лавинообразно нарастает поток информации, новых технологий, на основе которых создаются новые товары и услуги. В результате крупных технологических изменений за последние два десятилетия прошлого столетия около 4/5 промышленного сектора и значительная часть сферы услуг поверглись коренной трансформации.

По имеющимся оценкам, в течение ближайших 10-20 лет возникновение технологических прорывов участится, и инновационное обновление станет осуществляться не раз в 5-10 лет, как прежде, а фактически непрерывно8. Именно инновационная деятельность является тем стратегическим локомотивом, который позволяет России войти в число мировых экономических лидеров. При этом совершенно очевидно, что инновационное развитие как страны в целом, так и отдельных предприятий, и прежде всего оборонно-промышленного комплекса (ОПК), невозможно без технологических инноваций, разработки и внедрения новейших технологий.

В структуре нового технологического уклада важное место принадлежит цифровым информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ)*. На сегодняшний день ИКТ, по существу, вместе с нано-, биоинженерными и аддитивными технологиями являются ядром уклада, который расширяется с темпом около 35% в год9. Современная экономическая модель инновационного развития строится на новой технологической основе - цифровых технологиях.

Цифровизация - это важный фактор производства, открывающий большие возможности качественного и количественного экономического роста. При этом применение технологий цифрового производства критически важно для предприятий, выпу-

* Информационные и коммуникационные технологии - это "широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)".

скающих сложную высокотехнологичную продукцию в космической отрасли, в авиационной, судостроительной, атомной промышленности - в целом на предприятиях ОПК. В связи с этим более чем актуальным становится цифровое преобразование предприятий, их цифровая трансформация (ЦТ).

Цифровая трансформация в широком понимании - это использование современных технологий для кардинального повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятий. Она предполагает разработку и реализацию комплекса инноваций по управлению производством и ресурсами, созданию и включению в профильные среды новейших информационных и управленческих стандартов и моделей принятия решений.

ЦТ в промышленности ведет к тому, что информация все больше становится самостоятельным производственным фактором. Сам продукт является носителем информации о продукте и способе его производства. Объединение физического и виртуального мира обеспечивает новый вид прозрачности процессов и жизненного цикла выпускаемой продукции. При объединении подобных неструктурированных данных со структурированными данными бизнеса открываются абсолютно новые перспективы благодаря сегодняшним технологиям практически в режиме реального времени, что обеспечивает огромные возможности, новый уровень гибкости.

Нельзя не признать, что интерес к цифровым технологиям набирает обороты среди предприятий самых разных отраслей. В этом нет ничего удивительного. Любой производитель, стремящийся укрепить свое положение на рынке, хочет быть в курсе последних тенденций и обратить их себе на пользу. Далее рассмотрим вопрос состояния с цифровизацией предприятий ОПК и комплекса в целом, определения степени готовности предприятий комплекса к ЦТ, имеющиеся проблемы, лучшие практики.

Состояние с цифровизацией предприятий ОПК. Несмотря на то что Государственная программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года"

(далее - ГП ОПК) не имеет прямой отсылки к развитию информационных технологий (ИТ) в отрасли, а акцентирует внимание на увеличении заказов, укреплении межзаводской кооперации, переоснащении производств, более чем очевидно, что без информационных технологий ее эффективная реализация невозможна. Объем данных, которые необходимо аккумулировать по предприятиям ОПК и комплексу в целом, колоссальный. Необходима единая информационная база, способная к многомерному анализу информации по всем предприятиям. Ее наличие обеспечит наиболее успешную реализацию ГП ОПК в заданные сроки.

Рассматривая перспективы развития отечественной оборонной промышленности на ближайшие десятилетия в контексте внедрения цифровых технологий, нельзя не отметить, что в настоящее время соответствующие процессы во многом определяются реализацией Национальной технологической инициативы (НТИ) как одного из приоритетных направлений государственной политики.

С реализацией НТИ связано создание рабочей группы ТехНэт. TechNet - передовые производственные технологии. Ее целью является создание современных цифровых производств, так называемых умных фабрик или фабрик будущего. На их базе уже в ближайшее время будет создаваться конкурентоспособная продукция нового поколения. Деятельность ТехНет ориентирована на распространение цифрового моделирования и проектирования, стремительное развитие суперкомпьютерных технологий и технологий суперкомпьютерного инжиниринга, без которых невозможно решать сложные научно-технические и промышленные задачи. Речь идет о комплексе систем управления предприятием, в который входят экономика, бюджетирование, финансы и т. д. Комплекс систем управления промышленным предприятием включает в себя межзаводское планирование, внутризаводское планирование до уровня оборудования, управления закупками, поставками и т. д. Важнейшим из ключевых комплексов программ является сквозная технология 3D-проекгирования с системой управления инженерными данны-

ми, конструкторское проектирование.

Цифровизация как новый формат реализуемой на предприятии инновационно-технологической политики позволяет повысить скорость создания продукции, оптимизировать принятие управленческих решений, логистику. Достаточно часто многое из вышеперечисленного на предприятиях ОПК должно внедряться в защищенном исполнении, т.е. позволять обрабатывать закрытую информацию.

Следует отметить, что на предприятиях ОПК в целом наметились положительные тенденции создания и внедрения цифровых технологий. Хотя, конечно, указанные процессы идут не так быстро, как хотелось бы, что во многом определяется тяжелой экономической ситуацией в стране, сложившейся на фоне международных санкций.

Приведем несколько положительных примеров. В сторону создания цифрового предприятия движется ПАО "ОДК-Сатурн" Объединенной двигателестроительной корпорации "Ростех". На этом предприятии последний кульман еще в 2001 г. покинул рабочее место конструкторов. С тех пор все проектирование ведется с использованием достижений в области цифровых технологий. Все это позволило серьезно сократить цикл выхода двигателя SaM146* на рынок и уменьшить затраты на опытные образцы. Сейчас эти практики широко применяются для всей линейки продукции этого предприятия. Ранее на "ОДК-Сатурн" была освоена сквозная 3D-технология проектирования и подготовки производства деталей и узлов авиационных двигателей, которая внедрена в конструкторском бюро и в технологических службах. Использование этой технологии значительно повышает эффективность, снижает сопряженные риски и издержки, сокращает сроки внедрения продукции в производство.

Госкорпорация "Ростех" планирует в ближайшие годы запустить первую "фабрику будущего". "Фабрика будущего" означает новый формат промышленных площадок,

* Предназначен для региональных самолетов и в настоящее время устанавливается на "Сухой Суперджет - 100".

объединяющий в себе технологии и бизнес-решения. Первая такая площадка появится на базе "ОДК-Сатурн" и будет представлять собой испытательный полигон для отработки технологий, которые применимы при изготовлении сложных авиационных деталей. К 2035 г. в России должны быть созданы около 40 "фабрик будущего", 25 испытательных полигонов и 15 экспериментально-цифровых центров сертификации2.

В авиационной отрасли такие современные самолеты, как "Сухой Суперджет-100", МС-21 и другие, также разрабатываются с учетом цифрового моделирования. Для этого в ОАК созданы специальные центры, которые в первую очередь позволяют сократить объемы средств, связанных с разработкой и внедрением серийного производства. Для создания полноценной сети "фабрик будущего" необходимо сформировать технологическую и регуляторную основу. В настоящее время реализуется отдельная программа разработки межотраслевых стандартов по таким направлениям, как киберфизические системы, математическое моделирование, промышленный "интернет вещей", "умное производство" и "умные города" в рамках цифровизации промышленности.

С цифровизацией предприятий непосредственно связаны процессы импортозамеще-ния программных продуктов и электронно-компонентной базы (ЭКБ). В настоящее время доля российских продуктов в отечественных образцах не велика и составляет порядка 15-20%. Причина такого положения - недостаточный функционал базовых компонентов операционных систем и систем управления базами данных (СУБД), а также программного обеспечения (ПО) для управления промышленным производством. В этих условиях важной и своевременной следует считать разработанную и реализуемую Минкомсвязи России** программу мероприятий по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происхо-

** В настоящее время - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

дящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД уже внесено более 700 программ. Правительством Российской Федерации подготовлен пакет директив для крупнейших компаний с государственным участием о преимущественной закупке ПО из реестра и использовании этого программного обеспечения при создании корпоративных информационных систем. В большинстве отраслей ОПК разработаны и утверждены планы импортозамещения, установлены конкретные сроки по сокращению применения иностранных ИТ-продуктов до 2020 года3.

Возросло количество успешных реализаций комплексной автоматизации предприятий ОПК с использованием отечественных тиражных систем класса ERP (EntERPrise Resource Planning). Имеются конкретные примеры отказа предприятий от выбора систем управления иностранного происхождения, а также заимствования отдельных решений из зарубежных систем ERP в отечественные. Наметился последовательный качественный рост компетенций в области информатизации.

Тем не менее в настоящее время зарубежные производители ПО ежегодно получают от российских потребителей около 285 млрд рублей лицензионных отчислений (45% от общего объема российского ПО). 30% этих отчислений приходится на госсектор. По данным Минкомсвязи России, доля импорта клиентских и мобильных операционных систем в целом в России составляет 95%, серверных - 75%. Что касается ЭКБ, то 70% электронных компонентов в отечественном ОПК импортного производства. Большинство программных продуктов, в частности по САПР, было приобретено в 2000 годы. Следствием тех рисковых решений стало замедление разработок, например, в сфере автоматизации производственных процессов. В радиоэлектронике используемые системы САПР в большинстве случаев принадлежат иностранным компаниям и в условиях санкций не поддерживаются6.

Активный курс на замену иностранной

ЭКБ отечественными комплектующими изделиями и материалами в нашей стране был взят в 2014 году, когда против России западными государствами был введен ряд торгово-экономических санкций. В настоящее время работы по обеспечению импортозамещения ЭКБ иностранного производства для применения в ОПК успешно продолжаются5. Однако пока в полном объеме отказаться от нее наши предприятия не готовы. Хотя в России есть возможности для создания отечественного ПО. В нашей стране есть научная школа, большой штат математиков и программистов, которые развивают эти системы в импортонезависимом варианте.

Есть, как уже указывалось ранее, комплекс систем информационного суперкомпьютерного моделирования, комплекс систем сквозного 3D-проектирования, комплекс систем управления предприятием - ЕКР-системы и еще целый ряд систем, например, комплекс систем управления производством (MES-системы) и др.

Реализации программы создания единого цифрового пространства промышленности России "4.0 RU". Внедрение единого цифрового пространства связано не только с реализацией конкретных шагов на каждом предприятии ОПК, но и с комплексным решением отраслевых и межотраслевых задач, с широким практическим использованием цифровых технологий в интересах реализации государственной программы вооружения, информационно-аналитического обеспечения функционирования ОПК с направленностью на обеспечение требований оперативности, полноты и безопасности.

В число таких задач входит и задача интеграции производственного оборудования в единую сеть, что предопределяет трансформацию процессов и моделей взаимоотношений между участниками цепочки создания добавленной стоимости промышленной продукции. Ключевыми инструментами для такой трансформации становятся электронные торговые площадки, в частности "биржи" производителей и поставщиков логистических услуг. Необходимым предусловием для бесперебойного взаимодействия участников процесса с помощью таких площадок яв-

ляется стандартизация и соответствующее нормативное регулирование, т.е. наличие стандартов обмена электронной конструкторской документацией и унифицированной формы электронного технического задания на производство. Решение этих названных задач обеспечивается созданием систем единого информационного пространства ОПК.

В настоящее время функционирует автоматизированная государственная информационная система промышленности (ГИСП), созданная по заказу Минпромторга России во исполнение Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в целях автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации, необходимой для обеспечения реализации промышленной политики. Она включает в себя представление не только текущей, но и прогнозной информации о промышленных предприятиях. Основная часть задач, сформулированных при создании ГИСП, сегодня уже решена. Окончательное формирование системы запланировано завершить в 2018 г.

Продолжаются работы по созданию системы защищенной связи, объединяющей предприятия и организации ОПК. Дальнейшее развитие потенциала информационных технологий на оборонных предприятиях России будет происходить в направлениях, представленных на Рисунке 1.

Существующая база для цифровой

^кпнпмики я ППК

Государственная автоматизированная система оценки финансово-технологических рисков, возникающих при

выполнении государственного оборонного заказаРазеитие информационных технологий в ОПК (ГАС ГП31

Рисунок 1. Состояние и перспективы развития цифровой экономики в ОПК

При создании ИТ-продуктов для российских оборонных предприятий российские разработчики ориентируются на мировые практики. При этом многие технологии,

создаваемые на предприятиях ОПК (часто с привлечением частных компаний), не уступают по характеристикам зарубежным аналогам. Нельзя не отметить, что российские компании имеют хороший потенциал для создания конкурентоспособных решений в этой области.

На Рисунке 2 представлены данные по количеству реализованных проектов для внедрения на предприятиях ОПК.

Дальнейшее развитие информационных технологий в ОПК

Создание и развитие информационного взаимодействия интегрированных структур, организаций ОПК, федеральных органов исполнительной в заинтересованных органов

Совершенствование подготовки специалистов в области

Рисунок 2. Классы ИТ-систем по количеству реализованных проектов внедренш в отрасли6

К настоящему времени Минпромторг России завершает развертывание корпоративной сети данных, которая свяжет предприятия российского ОПК. В мае 2016 г. был введен в эксплуатацию опытный участок единого информационного пространства (ЕИП ОПК), что позволило в Минпромтор-ге России практически создать "электронную закрытую почту" с участием двадцати одной крупнейшей интегрированной структуры и организаций ОПК4.

Построение единых и типовых ИТ-решений, которые обеспечивают централизацию и унификацию основных процессов управления "цифровым предприятием", связано с формированием общих правил и стандартов корпоративных информационных систем управления. Важным этапом в развитии нормативной базы и выработки единых подходов к созданию ЕИП ОПК стало образование Координационного совета по формированию ЕИП ОПК, в который вошли руководители и ИТ-специалисты Минпромторга России, государственных корпораций "Ростех", "Росатом" и "Роскос-мос", крупнейших интегрированных структур и организаций ОПК. Решения совета

позволили обеспечить синхронную сертификацию соответствия интегрируемых информационных ресурсов требованиям по информационной безопасности.

Выполненные в 2012-2017 гг. Минпром-торгом России мероприятия по созданию и вводу в действие инфраструктуры ЕИП ОПК впервые позволили создать программно-технологический и нормативный базис для защищенного обмена между Министерством, другими федеральными органами исполнительной власти, интегрированными структурами и организациями ОПК информацией при разработке и производстве новых образцов вооружения, военной и специальной техники в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ).

Вопросы готовности предприятий ОПК к цифровой трансформации. Анализируя итоги исследований, отраженных в работе1, можно сделать вывод о том, что на начало 2018 года большинство предприятий ОПК имеет достаточно низкий уровень адаптивности к цифровой трансформации.

В этой связи важным моментом является ликвидация стратегических разрывов в адаптивности предприятий к цифровой экономике. Стратегитеский разрыв - это разрыв

между идеальным и фактическим состоянием адаптивности. В идеальном состоянии уровень компетенций соответствует элементу цифровизации. При наличии стратегических разрывов компетенции сотрудников и управленческая практика руководителей не соответствует требованиям предъявляемым при реализации элементов цифровизации. Стратегические разрывы в настоящее время существуют в сфере кибербезопасности, искусственного интеллекта, "сквозных" технологий, а также такого значимого в условиях цифровой экономики элемента, как прогнозирование из-за недостаточного внедрения EPR- систем и отсутствия опыта работы с "большими данными". Стратегические разрывы имеют место быть по новым производственным технологиям аддитивного производства и цифровых двойников.

Первые десять элементов ЦТ, которые с максимальной вероятностью могут внедряться на высокотехнологичных предприятиях России, представлены на Рисунке 3.

Это развертывание цифровой инфраструктуры, цифровые угрозы, а также разработка и доступность новых производственных и управленческих цифровых технологий.

Цифровая инфраструктура

►Электронные торговые площадки в качестве основного инструмента приобретения товарно-материальных ценностей

► Вывсокоскоростные, широполосные сети связи, доступные для использования предприятиям

Цифровые угрозы

► Киберугрозы: кибертерроризм, кибершпионаж, кибервойны, киберпреступность деградация естественного интеллекта: клиповое мышление, интеллектуальная зависимость от техники (аутсорсинг функции памяти гаджетам), стирание грани между действительностью и иллюзией, формирование неадекватного представления о мире, заимствование ценностей и потребностей из цифровых шаблонов

Производственные технологии

•Аддитивное производство, 3D печать и сканирование объектов

• Новые производственные технологии

•Современный интерфейс веб-сайта предприятия, применение технологий SEO-оптимизации

• Карта и стандартизированные регламенты основных процессов

• наличие современной корпоративной системы ERP

• применение стандартизированных методик оценки научно-технологического задела предприятия

Рисунок 3. Приоритетные элементы цифровой трансформации, которые будут внедряться на предприятиях ОПК

Маловероятно внедрение в среднесрочной перспективе таких цифровых технологий, как квантовые технологии, находящиеся на начальной фазе своего жизненного цикла, нейротехнологии, технологии искусственного интеллекта и другие разработки по "улучшению человека". Применение "больших данных" и машинной аналитики (нейронных алгоритмов прогнозирования) в процессе принятия решений также оценивается как маловероятное. Существует сильная корреляция между признанием сравнительно слабых компетенций в ряде цифровых областей и оценкой их как наименее вероятных.

В настоящее время в качестве наивысших приоритетов в области цифровизации управления воспринимаются наличие современной ЕИР-системы и системы кибер-безопасности. У большинства организаций имеется понимание этих инструментов, и в половине организаций эти вопросы отражены в планах и бизнес-моделях.

Наиболее значимыми новациями в цифровизации производственного процесса признаны технологии аддитивного производства. Можно предположить, что это, по всей видимости, касается тех организаций, где осуществлены инвестиции в новое оборудование.

Разрывы имеются также при цифровом представлении изделия по жизненному циклу (проектирование, производство, ис-

пытания, эксплуатация, предиктивный ремонт, утилизация). По состоянию на сегодняшний день порядка трети организаций пока не готовы к использованию цифрового представления изделия по жизненному циклу. Для развертывания кооперационных связей можно предвидеть нарастание сложного взаимодействия, которое в конечном счете приведет к образованию широких, но замкнутых контуров кооперации. Однако в настоящее время почти половина организаций ОПК демонстрирует низкий уровень готовности к данной кооперации.

Такое направление, как "новые производственные технологии" является ключевым, по нему будут выстраиваться современные цепочки производства перспективной продукции. Не менее значимо направление «нанотехнологии и новые материалы». Можно прогнозировать сохранение значимости кооперационных векторов по новым производственным технологиям и новым материалам. Очевидно также, что кооперирование в среднесрочной перспективе будет постепенно охватывать по нисходящей строки приведенной таблицы согласно критерию значимости.

Кадровое обеспечение цифровой трасн-формации. В числе центральных вопросов, связанных с цифровизацией предприятий промышленности находится проблема кадрового обеспечения. С учетом того, что пока

Таблица.

Потенциал встраивания в цепочки производства перспективной продукции высокотехнологичных предприятий ОПК1

№ п/п Описание типов перспективной номенклатуры продукции (каждый тип предполагает возможность производства технологий, оборудования, решений и т.п.), соответствующих перспективному спросу и перспективным рынкам в условиях цифровой экономики Показатель высокой значимости Тип перспективной номенклатуры продукции изучен, у ключевых сотрудников по нему сформированы качественные компетенции Учет в стратегии, программах и планах развития предприятия, а также в бизнес-модели предприятия с заделом на долгосрочную перспективу

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1. Новые производственные технологии 47,4 7,6 50,9 41,5 15,7 45,1 39,2

2. Нанотехнологии и новые материалы 34,03 8,0 32,0 60,0 6,3 29,2 64,5

3. "Большие данные" и инструменты аналитики на основе "больших данных". Облачные вычисления 31,1 7,6 33,9 58,5 5,7 32,0 62,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. "Промышленный интернет" и платформы для индустрии интернета 24,9 4,4 33,3 62,3 2,0 31,3 66,7

5. Робототехника и ее компоненты 21,8 11,1 29,6 59,3 12,0 24,0 64,0

6. Технологии виртуальной и дополненной реальностей, 20,1 3,9 23,5 72,6 8,0 16,0 76,0

7. Системы беспроводной связи нового поколения 19,7 2,0 43,8 54,2 5,8 19,2 75,0

8. Технологии распределенного реестра 17,6 3,7 18,5 77,8 4,0 10,2 85,8

9. Сенсорика и "умные сенсоры" 17,3 9,4 24,5 66,1 3,9 21,6 74,5

10. Искусственный, роевой интеллект, машинное обучение 15,5 9,3 24,0 66,7 7,7 11,5 80,8

11. Новые и портативные источники энергии 14,4 4,2 14,6 81,2 3,9 23,5 72,6

12. Квантовые технологии 11,1 10,7 5,4 83,9 2,0 8,0 90,0

13. Технологии управления свойствами биообъектов 9,2 0,0 9,6 90,4 2,0 2,0 96,0

14. Природоподобные технологии 6,1 0,0 4 96 0,0 8,2 91,8

наша экономика "не заточена" на цифрови-зацию, для успеха в условиях современной конкуренции в цифровой среде необходимо, чтобы сотрудники предприятий обладали максимальным набором знаний и навыков для работы с новыми технологиями. Однако в настоящее время им этого не хватает. Дефицит знаний и навыков работников вызывает серьезную обеспокоенность у многих компаний, т. к. данная проблема мешает достичь желаемых результатов от инвестиций в цифровые технологии. Очевидно нехватка высококвалифицированных специалистов предприятий может помешать компаниям в процессе ЦТ (Рисунок 4).

О кадровом дефиците в секторе ИТ говорит тот факт, что в России имеется всего 350 тыс. ИТ-специалистов высокой квалификации, в то время как для выполнения только задач импортозамещения в этой сфере и выполнения программы "Цифровая экономика"* число айтишников должно составлять 3-5% от всех работающих, как в развитых странах8.

Целевые обобщенные характеристики адаптивности высокотехнологичных пред-

* Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 № 1632-р

приятий к реалиям цифровой экономики показали1, что цифровая трансформация может быть реальным шагом карьерного роста молодых специалистов, которые не мыслят себя без гаджетов и информационных сетей. Мнение профессионалов старше 36 лет показало предельную практичность в подходах к цифровой экономике. Они видят возможности цифровых технологий в автоматизации процессов, обеспечивающих новые возможности кооперации, прогнозирования, планирования, пользования едиными интерактивными базами данных. Они рассматривают эти технологии как способ повышения эффективности уже имеющихся структур, действующих в интересах ГПВ и ГОЗ.

Такие профессионалы видят среди приоритетов цифровизации улучшение качества цифрового обмена между различными структурами ОПК по горизонтали и по вертикали. В их видении присутствует запрос не только на цифровую трансформацию, но и на коммуникационно-поведенческую. Отсюда возникает явление фрагментарной цифровизации, минимально необходимой для соответствия установкам вышестоящих инстанций1.

_ И какие технологии вы сейчас серьезно инвестируете?

щт Мы высоко или достаточно высоко оцениваем квалификацию своих сотрудников в згой области.

«Интернет ^73%

вещей» Щлл%

Искусственный интеллект 54% И 20%

Робототехника © Щ7%

Зй-печать Hi 12% Щ 5%

Дополненная реальность Н 10% |з%

Виртуальная реальность ф Щ7% §2%

Дроны Щ5% |2%

Блокчейн ТЬр~У |3% ¡1%

Рисунок 4. Дефицит квалифицированных кадров в области современных технологий7

Выводы.

1. В работе показано, что ЦТ является новейшим трендом инновационного развития. Предприятия ОПК уже включились в "цифровую гонку". Специалисты и руководители предприятий понимают, что без использования цифровых технологий они не смогут успешно конкурировать на внутреннем и на внешних рынках.

2. В числе проблем внедрения и использования цифровых технологий - нехватка инвестиционных ресурсов на реализацию проектов и дальнейшее поддержание работоспособности ИТ-систем, проблема с кадровым обеспечением "цифровой революции".

3. Проблемы низкой вовлеченности предприятий ОПК в ЦТ также обусловлены невысоким уровнем развития процессных технологий, наличием стратегических разрывов в адаптивности предприятий к ЦТ в сфере кибербезопасности, искусственного интеллекта, "сквозных" технологий, новых производственных технологий аддитивного производства и цифровых двойников.

4. Отсутствие механизма составления

целостного и взаимосвязанного плана циф-ровизации производства и системы его контроля, а также отсутствие механизма объединения всех анализируемых показателей в интегрированную оценку для оперативного определения экономического состояния предприятия и использования полученных данных для принятия управленческих решений сдерживают процессы цифровиза-ции на предприятиях ОПК России.

Список литературы

1. К "цифре" готов? Оценка адаптивности высокотехнологичного комплекса России к реалиям цифровой экономики: итоговый доклад.- URL:https://gisp.gov.ru/upload/iblock/673/ k-tsifre-gotov_otsenka-adaptivnosti-vtk-rossii-k-reaHyam-tsifrovoy-ekonomiki_doklad.pdf/ (дата обращ. 25.06.2018).

2. Мантуров Д. В. России откроют первую "фабрику будущего"/ Вести. Экономика.- URL: https://news.rambler.ru/economics/37327663/?utm_ content=rnews&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink (дата обращ. 25.06.2018).

3. Голубев С.С., Чеботарев С.С. Информационные технологии как ключевой механизм устойчивого развития оборонных промышленных предприятий в современных условиях. // Экономические стратегии. -2018. -Т. 20. -№ 3 (153). -С. 68-81.

4. Довгучиц С.И., Мушков А. Ю. Единое информационное пространство оборонно-промышленного комплекса. результаты работ по его формированию//Научный вестник ОПК России.- 2017.-№ 4. - С. 5-93.

5. Чеботарев С.С., Голубев С.С. Методологические подходы к эффективной реализации стратегических программ импортозамещения//Экономиче-ские стратегии.-2017.-Т. 19. -№ 7 (149). -С. 68-77.

6. Обзор: Информационные технологии в оборонно-промышленном комплексе / Бизнес-конференция: электр. журнал. -URL: http://tadviser. ru/a/297007/ (дата обращения 25.06.2018 г.).

7. Всемирное исследование Digital IQ за 2017 г. /PwC.- URL: https://www.pwc.com/gx/en/industries/ industry-4.0.html (дата обращ. 25.06.2018 г.).

8. Волков В.И. Цифровая экономика: стартовое состояние, проблемы: сб. матер. Второй Межд. науч.-практ. конф. -М., 2018 .-С. 107-114.

9. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологических и мирохозяйственных укладах.- М: Книжный мир, 2018.- 768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.