Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ'

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ENTERPRISE / DIGITALIZATION / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL TECHNOLOGIES / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боиштяну Яна Вадимовна, Яшалова Наталья Николаевна

В статье рассматривается роль цифровизации в деятельности предприятий. Цифровые технологии предоставляют новые возможности хозяйствующим субъектам, среди которых разработка и внедрение инноваций на предприятиях. В работе подробно представлены приоритетные направления цифровой трансформации процессов на предприятии, такие как: цифровизация бизнес-процессов; управление на основе данных; управление клиентским опытом; управление ценностью продуктов и услуг; цифровая инфраструктура и технологии; цифровые партнерства; цифровая культура и компетенции; разработка инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF DIGITALIZATION IN ENTERPRISE MANAGEMENT

The article examines the role of digitalization in the activities of enterprises. Digital technologies provide new opportunities for business entities, including the development and implementation of innovations at enterprises. The paper presents in detail the priority areas of digital transformation of enterprise processes, such as: digitalization of business processes; data-driven management; customer experience management; product and service value management; digital infrastructure and technology; digital partnerships; digital culture and competencies; development of innovations.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

Doi 10.475776/2712-7516_2020_4_1_14 уДК 338.3

возможности циоровиздции в управлении

предприятием

Боиштяну Яна Вадимовна,

магистрант программы «Экономика фирмы», Череповецкий государственный университет, РФ, г. Череповец, е-mail: [email protected]

Яшалова Наталья Николаевна,

доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления, Череповецкий государственный университет, РФ, г. Череповец, e-mail: [email protected]

Реферат. В статье рассматривается роль цифровизации в деятельности предприятий. Цифровые технологии предоставляют новые возможности хозяйствующим субъектам, среди которых разработка и внедрение инноваций на предприятиях. В работе подробно представлены приоритетные направления цифровой трансформации процессов на предприятии, такие как: цифровизация бизнес-процессов; управление на основе данных; управление клиентским опытом; управление ценностью продуктов и услуг; цифровая инфраструктура и технологии; цифровые партнерства; цифровая культура и компетенции; разработка инноваций.

Ключевые слова: предприятие; цифровизация; цифровая экономика; цифровые технологии; инновации.

udc 338.3

opportunities of digitalization in enterprise

MANAGEMENT

Boishtyanu Yana vadimovna,

Master's student of the program "Economics of the Company", Cherepovets State University, RF, Cherepovets, e-mail: [email protected]

yashalova Natalya Nikolaevna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Management, Cherepovets State University, RF, Cherepovets, e-mail: natalij2005@mail. ru

Abstract. The article examines the role of digitalization in the activities of enterprises. Digital technologies provide new opportunities for business entities, including the development and implementation of innovations at enterprises. The paper presents in detail the priority areas of digital transformation of enterprise processes, such as: digitalization of business processes; data-driven management; customer experience management; product and service value management; digital infrastructure and technology; digital partnerships; digital culture and competencies; development of innovations.

Keywords: enterprise; digitalization; digital economy; digital technologies; innovation.

В условиях цифровой эпохи активно происходит включение информационных технологий во многие сферы жизни общества, включая экономическую. Процесс внедрения таких технологий в бизнес-процессы хозяйствующих субъектов называют цифровой трансформацией, которая связана не только

с обновлением информационно-коммуникационных и цифровых технологий, но и существенными изменениями в управлении компанией и ее корпоративной культурой.

Современные предприятия находят применение цифровым технологиям во сферах своей деятельности: производстве, логи-

стике, делопроизводстве, реализации продукции и др. Цифровизация этих процессов способствует наращиванию производительности труда, увеличению объемов заказов, повышению качества изготавливаемой продукции или оказываемых услуг, обеспечению промышленной безопасности и надежности оборудования на производстве и т. д. В целом, переход предприятий к цифровым технологиям позволит им в перспективе более эффективно и своевременно решать любые сложные задачи.

Цифровая трансформация всех видов экономической деятельности в Российской

Федерации является в настоящее время приоритетным направлением. С целью ускорения цифровизации в экономической и социальной жизни общества в 2019 г. была утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [6], основной целью которой является увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников к 2024 г. не менее, чем в три раза по сравнению с 2017 г. Данная программа включает в себя несколько федеральных проектов, цели которых представлены в таблице.

Таблица - Цели федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Название проекта Цель

1. Нормативное регулирование цифровой среды Создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий

2. Информационная инфраструктура Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок

3. Кадры для цифровой экономики Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики

4. Информационная безопасность Обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства

5. Цифровые технологии Создание «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок. Создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития. Преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений

6. Цифровое государственное управление Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей. Разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств - членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики

Каждый федеральный проект включает в себя комплекс мероприятий, направленных на преобразование экономики и социальной сферы. Эффективность реализации программы производится на основе расчета целевых и дополнительных показателей национального проекта. К таким показателям относятся: доля внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников в валовом внутреннем продукте страны, доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет», доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке дан -ных и др.

Финансовое обеспечение национального проекта включает источники финансирования из федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов, консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации и других внебюджетных источников. На рисунке представлен объем финансового обеспечения национального проекта в 2019-2024 гг.

Рисунок - Объем финансового обеспечения национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2019-2024 гг. (в млн руб.)

Данные свидетельствуют, что проект «Информационная инфраструктура» требует наибольшего количества денежных средств для его реализации. Это связано с тем, что в качестве мероприятий выбраны создание телекоммуникационной инфраструктуры магистральных каналов связи на определенных территориях, системы контроля предоставления услуг связи для социально значимых объектов, развитие узкополосных беспроводных сетей связи «Интернета вещей» на территории Российской Федерации и других направлений развития инфраструктуры сети Интернет, требующих больших финансовых вложений.

Помимо этого, особое внимание уделяется развитию цифровых технологий на базе приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, в том числе и промышленности. Проект уделяет внимание поддержке инициатив российских организаций по разработке цифровых технологий, продуктов, сервисов и платформенных решений в целях создания и развития производства высокотехнологичной промышленной продукции.

В настоящее время выделяют следующие направления цифровой трансформации экономики: цифровизация бизнес-процессов; управление на основе данных; управление клиентским опытом; управление ценностью продуктов и услуг; цифровая инфраструктура и технологии; цифровые партнерства; цифровая культура и компетенции; разработка инноваций [4]. Остановимся на них более подробно.

Важным направлением развития цифровой трансформации на предприятии является цифровизация бизнес-процессов. Она подразумевает использование различных цифровых решений для их автоматизации, которые повышают эффективность и управляемость всей цепочки операционной деятельности организации. С целью совершенствования бизнес-процессов на предприятиях эффективно применяются методы процессной аналитики (process mining), которые включают:

- автоматическое обнаружение процессов за счет извлечения информации из журналов событий;

- поиск узких мест в бизнес-процессах;

- мониторинг отклонения соответствий между моделями бизнес-процессов и журналов событий;

- поиск коротких путей выполнения бизнес-процессов;

- построение имитационных моделей для целей прогнозирования проблем бизнес-процессов [1].

Методы процессной аналитики используются для сравнительного анализа установленных рамок процессов и их реальной реализации.

Помимо этого, эффективная цифровиза-ция бизнес-процессов зависит от грамотно выстроенной системы управления проектами. Выделяют гибкие методологии, каскадную реализацию проекта, аморфную систему управления и авторитарную систему. В настоящее время большинство предприятий

предпочитают проектные (гибкие) методы управления: Scrum, Kanban, Lean и Six Sigma. Некоторые компании не только эффективно применяют разные методы управления, но и разрабатывают на их основе собственные схемы работы.

Следующим направлением цифровой трансформации является управление на основе данных, которое позволяет принимать стратегические решения, повышать эффективность операционной деятельности и совершенствовать продукцию и услуги. В основном компании используют данные с целью качественной интерпретации на основе глубокой аналитики (data-driven management). Data-driven-менеджмент - это инструмент, включающий методологию принятия стратегических решений на основе данных с интеграцией аналитических отчетов в ключевые бизнес-процессы компании. Он основывается на выявлении новых резервов для развития промышленных комплексов, сокращении транзакционных издержек, выстраивании политики взаимодействия с клиентами и т. д. [3; 4]. Стоит отметить, что внедрение данного инструмента на предприятии требует соблюдения определенных шагов.

Во-первых, необходимо оценить текущую систему работы с данными с целью формирования будущей модели работы, к которой необходимо перейти. Во-вторых, требуется создание определенной культуры работы с данными, формирование ценностей среди сотрудников предприятия. В-третьих, подготовка компетентных кадров в данной сфере, обучение персонала или привлечение новых специалистов. В-четвертых, создание единой цифровой системы хранения данных, например Enterprise Data Warehouse (корпоративное хранилище данных) или Data lake (озеро данных). Таким образом, управление на основе данных помогает организации быстрее принимать решения при анализе существующей информации и занимать более выгодную позицию при любых внешних обстоятельствах.

Далее рассмотрим направление, связанное с управлением клиентским опытом. В условиях развития информационных каналов взаимодействия с потребителями многие компании уделяют особое внимание работе с клиентским опытом. Это связано с тем, что цифровые инструменты помогают быстро

анализировать клиентское поведение, расширить возможности для персонализации продукции, а также оперативно вносить изменения как в сервис, так и продукты.

Управление клиентским опытом включает процесс взаимодействия клиента с продавцом или производителем. При этом организации анализируют карты путешествия потребителей, то есть рассматривают их путь от момента возникновения и осознания проблемы до покупки продукта и постпродажного взаимодействия с производителем или продавцом [4]. Результатом цикла путешествия и является клиентский опыт. Основными цифровыми инструментами являются социальные сети, мессенджеры, электронная почта, вебсайты, колл-центры, смс-сообщения, мобильные предложения и т. д.

Благодаря клиентоориентированности эффективно решаются следующие задачи: увеличивается прибыль на клиентском сервисе; растет количество потребителей; возрастает лояльность к предоставляемой продукции или услуге; повышается качество повторных услуг; сокращаются затраты на привлечение клиентов и т. д.

Следующим направлением цифровой трансформации является управление ценностью продуктов и услуг. Формирование ценности представляет собой процесс создания продуктов и услуг с учетом потребительских предпочтений и интересов компании. Оно основывается на анализе цепочки создания ценности - системе взаимосвязанных видов деятельности, которые возникают в результате влияния методов одной деятельности на другую.

С развитием интернет-площадок все чаще предприятия выбирают цифровые формы взаимодействия с потенциальными клиентами. Благодаря данным инструментам, производитель имеет возможность измерить степень удовлетворенности потребителей в режиме реального времени, оперативно получать обратную связь и взаимодействовать с клиентами круглосуточно. Кроме этого, сами покупатели все чаще отдают предпочтение компаниям, имеющим цифровые сервисы. Это позволяет увеличить скорость обработки запросов покупателей и снизить затраты на управление ценностью продуктов и услуг. Стоит заметить, что создание нового подхода для управления ценностью про-

дуктов и услуг требует структурного изменения компании. Для понимания проблематики определенной части продукта или услуги с точки зрения клиентов, создаются «продуктовые команды».

Далее рассмотрим направление «Цифровая инфраструктура», которое является одним из основных в цифровой трансформации и требует не только значительных финансовых вложений, но и наличия определенной системы по ее созданию. Цифровая инфраструктура представляет собой комплекс цифровых технологий и инструментов, которые обеспечивают вычислительные, телекоммуникационные и сетевые мощности [5]. Выделяют четыре элемента цифровой инфраструктуры: телекоммуникационные сети, общество, электронный бизнес и электронная коммерция. Телекоммуникация обеспечивает передачу данных между людьми, а также между пользователями цифровых устройств и машинами. В электронном бизнесе заменяются бумажные документы на электронные и основная информация передается через различные средства связи. Электронная коммерция предполагает ведение основной деятельности через Интернет, при этом целью продажи выступает как реальный, так и цифровой продукт.

На современном этапе цифровая инфраструктура в Российской Федерации имеет низкий уровень зрелости. Связано это с тем, что большинство компаний имеет цифровую инфраструктуру в виде несвязных элементов. Следовательно, основной задачей цифровой трансформации предприятий является создание интегрированной инфраструктуры, позволяющей автоматизировать и построить сложные цифровые системы. Позже следует построить цифровую модель компании с целью развития бизнеса и повышения эффективности системы на основе применения инструментов по самокоррекции. Полностью зрелая цифровая инфраструктура представляет собой открытый интерфейс для взаимодействия с внешними источниками данных и совершенствования продукции в рамках цифрового партнерства.

Цифровая инфраструктура предполагает внедрение различных цифровых технологий: Data Science (Big Data), Интернет вещей (IoT), роботизацию процессов (RPA), компьютерное зрение и распознавание, дополненную

и виртуальную реальность (AR/VR), искусственный интеллект (Machine Learning, ней-росети), биометрию, роботы (механические), беспилотные транспортные средства (авто, беспилотный летательный аппарат), квантовые вычисления и др.

Для промышленного производства наиболее востребованными направлениями являются Data Science (Big Data), промышленный Интернет вещей (IoT), компьютерное зрение и распознавание, искусственный интеллект (Machine Learning, нейросети). Технология Big Data предполагает анализ и хранение большого количества структурированных данных, а также сбор и использование неструктурированных данных. Данный инструмент способен хранить внушительный объем достоверной информации и с большой скоростью ее обрабатывать, что является огромным преимуществом для любой компании. Для анализа массивов данных используют определенные методы, среди которых многомерный анализ, регрессия, классификация, кластеризация, поиск закономерностей, A/B тестирование, краудсорсинг, смешение и интеграция данных, машинное обучение, генетические алгоритмы, оптимизация, визуализация аналитических данных и т. д. [2].

Промышленный Интернет вещей активно внедряется в различные сектора экономики посредством использования взаимосвязанных вычислительных приборов и датчиков. Основной целью данного инструмента является замена линейного производства на взаимосвязанную цифровую сеть снабжения, благодаря которой производство станет безопаснее для людей, а компания сократит расходы и увеличит прибыль.

Компьютерное зрение позволяет с помощью специальных технологий распознавать движение, отслеживать и классифицировать определенные объекты. Данная система способна различать и анализировать не только образы, но и лица и эмоции людей. Внедрение компьютерного зрения на производстве дает возможность уменьшить количество бракованной продукции, сократить время на обслуживание клиента и предложить персональные услуги, усовершенствовать систему безопасности и т. д.

Искусственный интеллект - это определенная цифровая система, которая способна выполнять ряд задач, характерных для

человека. Большинство организационных и управленческих процессов на производстве происходят благодаря активному вмешательству человека. Управленческие решения, как правило, носят субъективный характер и зависят от квалификации человека и его опыта. При отсутствии необходимых компетенций у сотрудников могут возникать определенные трудности, влияющие на эффективность деятельности компании. Именно поэтому искусственный интеллект на основе математической зависимости и прошлого опыта деятельности выбирает оптимальное решение в оперативном управлении и планировании производства. Стоит отметить, что наиболее востребованными методами искусственного интеллекта являются нейронные сети и генетические алгоритмы, которые применяются для решения оптимальных задач.

Еще одним направлением цифровой трансформации является цифровое партнерство, которое позволяет сэкономить время и денежные ресурсы на создание собственной информационной структуры и быстрее запустить продукт или услугу на рынок. При этом стоит отметить, что цифровое партнерство имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Так, к положительным эффектам можно отнести возможность реализации краткосрочных стратегий, быстрое масштабирование, совмещение клиентских аудиторий и кросс-продажи и т. д., а к отрицательным - риск внезапного прекращения сотрудничества, разные культуры управления с партнером, конфликт интересов, утечка данных и др. Таким образом, при желании создать партнерские отношения необходимо учитывать все риски.

Важным элементом цифровой трансформации на предприятии является цифровая культура и компетенции. Цифровая культура (digital culture) - это система компетенций и ценностей, характеризующих использование информационно-коммуникационных цифровых технологий для взаимодействия с обществом и решения задач в профессиональной деятельности. Некоторые компании, имея детальную стратегию внедрения цифровой трансформации, сталкиваются с трудностями ее реализации. В большинстве случаев причиной является недостаток необходимых компетенций у сотрудников и неэффективная корпоративная культура.

Самыми востребованными навыками цифровой культуры являются аналитика и работа с данными, управление процессами и проектами, коммуникабельность, креативное мышление, умение работать с цифровыми методами и инструментами и т. д. В целом можно выделить следующие ценности цифровой культуры: знания цифровых технологий; технологическая адаптивность; цифровое мышление; работа с данными; коммуникация; этика; цифровая безопасность. Для совершенствования цифровой культуры предприятия со стороны руководства необходимо создание образовательных программ для сотрудников в сфере цифро-визации либо привлечение необходимых специалистов, обучающих в данных направлениях.

И последнее направление, которое необходимо рассмотреть в рамках настоящей статьи, - разработка инноваций. Благодаря инновациям происходит развитие человеческой цивилизации. В настоящее время инновационная деятельность стала определяющим фактором конкурентоспособности предприятий на рынке. При этом большое значение приобретают отрасли в сфере информационных технологий. Ведь благодаря информационным платформам компании быстрее и дешевле тестируют новые продукты и услуги. Внедрение инноваций на производстве требует системного подхода, то есть непрерывной работы по поиску гипотез и возможностей, благодаря которым возникают уникальные решения, позволяющие компаниям быть лидерами своих отраслей.

Существуют два способа внедрения инноваций: копирование лучших практик у других компаний и внедрение инноваций на основе собственного опыта и идей. Основными приемами для создания инноваций являются сотрудничество с партнерами, развитие внутренних стартапов, покупка и поглощение компаний и технологий, акселерация внешних стартапов и т. д. В качестве партнерства могут использоваться как технические платформы, так и консалтинговые компании, которые разрабатывают концепции и бизнес-модели.

Таким образом, основными результатами цифровой трансформации хозяйствующих субъектов являются наращение прибыли, сокращение издержек, повышение конку-

рентоспособности, увеличение способности адаптации к изменяющимся условиям и др. При этом грамотно организованная работа по внедрению цифровизации на предприятии позволит достичь результатов по не-

скольким направлениям одновременно. Эффективность внедрения данной системы во многом будет завесить от согласованности стратегических процессов и компетенций сотрудников.

Список литературы:_

1. Абдулаев, И. Повышение операционной эффективности организации с применением инструментов и методов Process Mining / И. Абдулаев // Стратегии бизнеса. - 2019. - № 4. - С. 3-10.

2. Величко, Н. А. Технология Big Data. Анализ рынка Big Data / Н. А. Величко, И. П. Митрейкин // Синергия Наук. - 2018. - № 30. - С. 937-943.

3. Днепровская, Н. В. Исследование перехода предприятия к цифровой экономике / Н. В. Днепровская // Вестник Российского экономического университета имени Г В. Плеханова. - 2019. - № 4. - С. 54-65.

4. Как проходит цифровая трансформация в России: результаты исследования KMDA. - URL: https://netology. ru/blog/07-2020-digital-transformatsiya-v-rossii (дата обращения: 01.09.2020).

5. Кудряшов, А. А. Инфраструктура цифровой экономики / А. А. Кудряшов, А. И. Шолина // Актуальные вопросы современной экономики. - 2018. - № 5. - С. 25-32.

6. Паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». - URL: https://digital.gov. ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf (дата обращения: 01.09.2020).

References:_

1. Abdulaev, I. Povyshenie operacionnoj effektivnosti organizacii s primeneniem instrumentov i metodov Process Mining / I. Abdulaev // Strategii biznesa. - 2019. - № 4. - S. 3-10.

2. Velichko, N. A. Tekhnologiya Big Data. Analiz rynka Big Data / N. A. Velichko, I. P. Mit-rejkin // Sinergiya Nauk. -2018. - № 30. - S. 937-943.

3. Dneprovskaya, N. V. Issledovanie perekhoda predpriyatiya k cifrovoj ekonomike / N. V. Dneprovskaya // Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova. - 2019. - № 4. - S. 54-65.

4. Kak prohodit cifrovaya transformaciya v Rossii: rezul'taty issledovaniya KMDA. - URL: https://netology.ru/blog/07-2020-digital-transformatsiya-v-rossii (data obrashcheniya: 01.09.2020).

5. Kudryashov, A. A. Infrastruktura cifrovoj ekonomiki / A. A. Kudryashov, A. I. SHolina // Aktual'nye voprosy sovremennoj ekonomiki. - 2018. - № 5. - S. 25-32.

6. Pasport nacional'nogo proekta «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii». - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/ files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf (data obrashcheniya: 01.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.