Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА ПО ПРИНЯТИЮ МЕР ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПК'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА ПО ПРИНЯТИЮ МЕР ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНЫЙ ШТАБ / ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ / НЕГАТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА / OPERATIONAL STAFF / ORGANIZATIONS OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / WEEKLY MONITORING / NEGATIVE SOCIO-ECONOMIC PARAMETERS / FINANCIAL RECOVERY / TOOLS OF OPERATIONAL STAFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довгучиц Сергей Иванович, Савченко Виталий Максимович, Медведев Андрей Андреевич

В статье рассмотрены итоги деятельности за 2015-2018 годы Оперативного штаба, функционирующего на базе Минпромторга России. Представлена оценка эффективности работы данной межведомственной структуры, осуществляющей координацию действий входящих в ее состав участников с целью решения проблемных вопросов оборонно-промышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Довгучиц Сергей Иванович, Савченко Виталий Максимович, Медведев Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency analysisof the Operational staff on adoption of the measures for financial recovery of the organizations in the military-industrial complex

The article describes the results of the activity for 2015-2018 of the Operational staff functioning on the basis of the Ministry of industry and trade of Russia. The assessment of its activity as an interdepartmental structure, established for coordination its participants’ actions for the solution of problematic issues of the military-industrial complex is presented.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА ПО ПРИНЯТИЮ МЕР ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПК»

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ УДК 338.22.021.4

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА ПО ПРИНЯТИЮ МЕР ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЙ ОПК

Довгучиц Сергей Иванович

директор ФГУП "ЦНИИ "Центр", заслуженный экономист Российской Федерации, член-корреспондент РАРАН, член Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук

Савченко Виталий Максимович

начальник отделения - заместитель руководителя Центра статистических наблюдений и аналитических исследований промышленности ФГУП "ЦНИИ "Центр", кандидат экономических наук

Медведев Андрей Андреевич

старший научный сотрудник Центра статистических наблюдений и аналитических исследований промышленности ФГУП "ЦНИИ "Центр", кандидат экономических наук

Аннотация. В статье рассмотрены итоги деятельности за 2015-2018 годы Оперативного штаба, функционирующего на базе Минпромторга России. Представлена оценка эффективности работы данной межведомственной структуры, осуществляющей координацию действий входящих в ее состав участников с целью решения проблемных вопросов оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: Оперативный штаб, организации оборонно-промышленного комплекса, еженедельный мониторинг, негативные явления социально-экономического характера, финансовое оздоровление, инструменты Оперативного штаба.

Dovguchits Sergey Ivanovich, director of the Central Shipbuilding Recearch Institute "Centre", Honored economist of Russian Federation, corresponding member of the Russian Academy of rocket and artillery Sciences, candidate of economic Sciences, Moscow, Russian Federation.

Savchenko Vitaliy Maksimovich, head of division - Deputy head of Centre of statistical surveys and analytical research industry of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", candidate of economic Sciences, Moscow, Russian Federation.

Medvedev Andrei Andreevich, senior researcher of Centre of statistical surveys and analytical research industry of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre",

candidate of economic Sciences, Moscow, Russian Federation.

Efficiency analysis of the Operational staff on adoption of the measures for financial recovery of the organizations in the military-industrial complex.

Abstract. The article describes the results of the activity for 2015-2018 of the Operational staff functioning on the basis of the Ministry of industry and trade of Russia. The assessment of its activity as an interdepartmental body for coordination of actions in the solution of problematic issues of the defense industry is presented.

Keywords: Operational staff, organizations of the military-industrial complex, weekly monitoring, negative socioeconomic parameters, financial recovery, tools of Operational staff.

Противоречия между Российской Федерацией и западными странами привели в 2014 году к введению санкционного режима со стороны последних. На деятельность организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) Российской Федерации санкции оказали как косвенное влияние через ухудшение макроэкономической ситуации, так и прямое - в отношении некоторых системообразующих предприятий, которые были включены в санкционный список1. Для защиты отечественной промышленности от экономических рисков, связанных с внешнеполитическими обстоятельствами, потребовалось совершенствование инструментов государственной политики, в особенности в отношении организаций ОПК, от результатов работы которых зависит обороноспособность страны и безопасность государства.

Необходимость оперативного реагирования на последствия санкций привела к созданию межведомственной структуры по координации и согласованию действий федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), государственных корпораций и кредитных организаций в части решения проблемных вопросов про-

мышленности. В январе 2015 г. Коллегией военно-промышленной комиссии Российской Федерации на базе Минпромторга России (далее - Министерство) был создан Оперативный штаб по принятию мер финансового оздоровления организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - Оперативный штаб, штаб) с целью мониторинга и стабилизации экономической ситуации в промышленности2.

Оператором - ответственной организацией за сбор информации и ее представление к заседаниям Оперативного штаба Минпром-торгом России определен ФГУП "ЦНИИ "Центр" (далее - Институт). Институт также собирает и обрабатывает для Министерства государственную статистическую, бухгалтерскую, ведомственную и отраслевую отчетность организаций ОПК в рамках других систем наблюдения3. Для информационного обеспечения деятельности Штаба ФГУП "ЦНИИ "Центр" была разработана система еженедельного мониторинга, представляющая сбор и анализ сведений организаций ОПК в еженедельном формате по утвержденной Департаментом оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России (далее -Департамент) системе показателей.

В сборе данных по еженедельному мониторингу участвуют государственные корпорации "Росатом" и "Роскосмос", интегрированные структуры ОПК и отраслевые институты, представляющие сводные данные во ФГУП "ЦНИИ "Центр".

За 4 года обеспечения деятельности Оперативного штаба Институтом аккумулирован значительный объем информации по обеспечению функционирования данной межведомственной структуры, который позволил авторам определить следующие задачи в рамках настоящей статьи:

- подвести промежуточные итоги деятельности Оперативного штаба с анализом эффективности его работы за 4 года;

- разработать научные предложения по использованию инструментов Оперативного штаба федеральными органами исполнительной власти в целях реализации мероприятий по развитию промышленности.

Характер работы Штаба заключается в

оперативном рассмотрении на его заседаниях проблемных вопросов организаций ОПК на основании поступающих от них обращений и информации еженедельного мониторинга, исполнении поручений Аппарата Правительства Российской Федерации по решению актуальных задач развития ОПК.

Основные вопросы, относящиеся к сфере деятельности Оперативного штаба:

- еженедельный мониторинг организаций ОПК, проведение наегооснове заседаний с оперативным рассмотрением показателей их финансовой деятельности, негативных явлений социально-экономического характера и проблемных вопросов, заслушиванием позиций всех сторон;

- выработка согласованных предложений по мерам государственной поддержки организаций ОПК в рамках законодательства Российской Федерации;

- контроль за ходом авансирования ГОЗ и обсуждение проблемных вопросов Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон № 275-ФЗ), с подготовкой предложений по внесению соответствующих изменений.

Руководителем Оперативного штаба является заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, ответственным секретарем - директор ФГУП

"ЦНИИ "Центр". Институт совместно с Департаментом оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России участвует в организации проведения заседаний Оперативного штаба в части представления информационных материалов по результатам еженедельного мониторинга4.

Вопросы развития ОПК на заседаниях Оперативного штаба рассматриваются его участниками - ответственными представителями Минпромторга России, Минобороны России, Минтруда России, Федерального казначейства, ФАС России, ФСБ России и других ФОИВ, государственных корпораций "Росатом", "Роскосмос" и "Ростех", а также представителями уполномоченных кредитных организаций. В 2017 году состав участников по решению Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации был расширен включением представителей Минэконоразвития России, ФСВТС России, а также некоторых интегрированных структур5 (Рисунок 1).

Эффективность работы Оперативного штаба зависит от множества составляющих (инструментов), обеспечивающих его деятельность и образующих инструментарий (Рисунок 2).

Рассмотрим некоторые инструменты, используемые Оперативным штабом.

Перечень организаций ОПК-участников

Рисунок 1. Состав участников заседаний Оперативного штаба (красным цветом выделены участники, в отношении организаций которых проводится мониторинг)

Рисунок 2. Инструменты, используемые при сборе данных в рамках еженедельного мониторинга и проведения заседаний Оперативного штаба

<)||| МЫШ ЕИ,г||г.1<г..|ь||и|и Ы£Ы|Иир||Ы^Л IIJl4bL.LLTl.Nr ]!К'г.МН|ьй ОВф|ПИК и 1111 V! J

Ll.ll гжмксосмнгсишП ОШ:

ь ашиф «инедликга >[он|[тор1=<га

> Работа к

добевдвп

> Рирассты к ггчиршнпюцнн

ЖГЮ]П*СК|Г( р-П-ПМГШМЕШ

Г» жтэенно-ЭДШ отчгтнссги

^ НСИИ.У.ТЗОПЦ'НЙ,

откктнньк м сбор к ну

зпфпзчг^ш оргпшсиз:^ в ■ш (л^-илл-шл ОГК

Орпиппчши прож-этсиг'нгыпшгГ

Онератнннгс птнвй б

Миошрсвторое счпагзнши мпрзгзц :-ВЛ|М1ЛеК]Н псве :ток,ршяу

ДСВЕ^.И/ШСТИ ЧК1Ш[Ьи lL.TLl.ii

^ Эаикпгеетср пору1гта[1Т Пранпеъста Р5-.СИЛ д

■ХчЗфШТСП ПИ ЗЛГ.Т. 1111ТЛКИО

ггроо1ечньгг нмзр^сов^ прс^таыеинл тргс;. ?чаЛ (ШфОрИШН _ _ |

1[»1 ГП*№ПШЛ(1Г МЧ«Ь№*

Иышчдие_

> ^гоуск прпла гэорг инлп пз ■¡¡^гталмыклчу ■■►.иди кчЛ1М1 ;■

ИЬ-йиеикши Е.

о«1Гкч<ннееп> фпвддоошрйышз!

> Зкппеикчт аВТШШЯЧНМНЕЬИ ([КЛЯВ оориоопл ЖСИВОЬ 411=11 к

> ^ХИС-ТЮМГ-Бг-

¿истомы

ыюнго кнкр-ттшвнного

прс( zp.ui. :и оогоонна-иртльоп^нното ипмтгнсэ (у^С ЕЕПТ ОПК) ТИ -OrHfM.il 1ЕН Л

ПЦВДОРВР!

еженедельного мониторинга сформирован на основании разработанной системы критериев, согласно которой Департаментами авиационной промышленности, радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности и морской техники, а также Департаментом промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга России (далее - отраслевые департаменты Минпромторга России), госкорпорациями "Росатом", "Роскосмос" и "Ростех" в 2015 г. были направлены предложения в Департамент ОПК Минпромторга России по включению предприятий.

Организации ОПК, представляющие отчетность в рамках еженедельного мониторинга, соответствуют нескольким из следующих критериев:

- принадлежность к сводному реестру организаций ОПК;

- нахождение в перечне стратегических организаций;

- участие в выполнении ГОЗ;

- значение организации для отрасли.

Состав организаций-участников мониторинга периодически актуализируется. Несколько предприятий, имеющих перманент-

ную задолженность по заработной плате, включены на основании информации Ро-струда, заслушиваемой на заседаниях Оперативного штаба с июля 2016 года6. Также в процессе проведения мониторинга были добавлены организации с иными проблемными вопросами.

Исключение организаций из перечня участников проводится по одному из следующих критериев:

- реорганизация юридического лица через слияние, присоединение к другому юридическому лицу7;

- не представление отчетности предприятием и его нахождение в процедуре банкротства;

- отсутствие значения для отрасли и ОПК в целом, в том числе в связи с прекращением выпуска военной продукции.

Структура состава организаций ОПК-участников еженедельного мониторинга в разрезе отраслей промышленности представлена на Рисунке 3.

Порядок и процесс мониторинга состояния организаций ОПК постоянно совершенствуется. Так, в самом начале мониторинга данные представлялись в том числе головными организациями интегрированных струк-

Количество организаций ОГЖ-участников еженедельного мониторинга

2015 г. Х \ 2016 г. 2017 г. ^ ч 2018 г.

265 271 , 275 , 271

Рисунок 3. Распределение организаций ОПК-участников еженедельного мониторинга

тур и предприятиями ОПК, часть кото-рых входила в их состав. Необходимость анализа Минпромторгом России сводной информации по всей интегрированной структуре в целом определила введение дополнительной строки-свода. Письмом ФГУП "ЦНИИ "Центр" от 17 июля 2015 г. № 28/1238 руководителям интегрированных структур-участников мониторинга был направлен обновленный состав форм еженедельного мониторинга, учитывающий данное изменение. Таким образом, ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", АО "НПК "Уралвагонзавод", АО "Росэлектро-ника", АО "Объединенная судостроительная корпорация" (далее - АО "ОСК") и другие корпорации отчитываются отдельной строкой по своим головным организациям и отдельной строкой-сводом по всем входящим в их состав предприятиям с детализацией информации о негативных явлениях социально-экономического характера в аналитических записках.

Доля продукции, работ, услуг организаций и интегрированных структур авиационной, судостроительной, радиоэлектронной промышленности, а также промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии, участвующих в еженедельном мониторинге, в общем объеме произведенной продукции, выполненных работ, услуг данных отраслей

составляет более 50%. Данный факт свидетельствует о репрезентативности выборки для анализа состояния промышленности.

Информация еженедельного мониторинга является основой для проведения заседания Оперативного штаба.

Еженедельный мониторинг

финансово-экономического состояния организаций ОПК. Сбор информации мониторинга проводится ФГУП "ЦНИИ "Центр" по разработанной системе показателей. В связи с тем, что на заседаниях Оперативного штаба рассматриваются предприятия на предмет наличия негативных явлений социально-экономического характера, особое внимание уделяется показателю наличия протестов, забастовок, кризисных явлений, показателям просроченной задолженности по заработной плате, а также просроченной задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами свыше 1 месяца; доле сотрудников, переведенных на сокращенный рабочий день, отправленных в неоплачиваемые отпуска, представленным в форме М-ИС.9 "Сводная информация о финансово-экономическом состоянии организации оборонно-промышленного комплекса" еженедельного мониторинга (Рисунок 4).

Другими двумя группами являются финансово-экономические показатели, а также показатели авансирования государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) и структуры остатков денежных средств на счетах, которая представлена в форме М-ИС.11 "Сводная информация по структуре остатков на счетах организации оборонно-промышленного комплекса, а также выполнении и финансировании ГОЗ". Остатки денежных средств распределены по разделам: по ГОЗ, по Государственной программе "Развитие оборонно-промышленного комплекса", по военно-техническому сотрудничеству, по гражданским направлениям и прочие.

В рамках анализа деятельности организаций следует отметить возможность сопоставления некоторых показателей, таких как задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами и остатков денеж-

Рисунок 4. Показатели финансово -экономического состояния организации ОПК-участника еженедельного мониторинга8

ных средств на расчетном счете по конкретному предприятию. Сопоставление может также проводиться с показателями других форм отчетности соответствующих систем наблюдения Минпромторга России.

В связи с тем, что некоторые показатели являются расчетными, например за-контрактованность по ГОЗ текущего года, созданы методические рекомендации для обеспечения единой методологии заполнения форм отчетности организациями ОПК-участниками еженедельного мониторинга. Однако с учетом многогранной специфики финансово-хозяйственной деятельности и невозможности регламентировать все ситуации в рекомендациях дополнительно организовано консультирование по телефонной линии. Поступившие вопросы принимаются во внимание при последующей доработке рекомендаций.

Организационно актуализация форм и методических рекомендаций осуществляется в конце календарного года с последующей рассылкой писем ФГУП "ЦНИИ "Центр" организациям и интегрированным структурам ОПК - участникам еженедельного мониторинга.

Вместе с рекомендациями по заполнению форм отчетности предприятиям направлен образец аналитической записки в отношении показателей, значения которых требуют пояснения. В частности, наличие просроченной задолженности по заработной плате предполагает информацию о дате и причинах ее возникновения, предпринимаемых мерах и сроках погашения. Также в аналитической записке организация может указать наличие иных проблемных вопросов, информировать о необходимости мер поддержки со стороны государства.

Для обеспечения оперативного и качественного сбора и обработки показателей еженедельного мониторинга в Институте были проведены соответствующие организационные мероприятия. Информация организаций авиационной промышленности, промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии, а также судостроительной промышленности собирается ответственными исполнителями, курирующими соответствующую отрасль. Сведения по радиоэлектронной промышленности фиксирует АО "ЦНИИ "Электроника", являющееся информационно-аналитическим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

центром российской радиоэлектронной промышленности9, с последующим их направлением во ФГУП "ЦНИИ "Центр". Информация по предприятиям госкорпораций "Росатом" и "Роскосмос" представляются самими корпорациями в виде сводов.

Организационные моменты определили способы представления сведений. Институтом разработан и поддерживается портал сбора данных еженедельного мониторинга - sbor.eisopk.ru, упрощающий обработку информации с учетом периодичности ее представления. Ответственными исполнителями осуществляется выгрузка данных по всем организациям и интегрированным структурам промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии, а также авиационной и судостроительной промышленности, которые те размещают в своих личных кабинетах на портале. Электронная почта является резервным каналом получения информации на случай неполадок в работе портала, также через нее поступают материалы от АО "ЦНИИ "Электроника" и Госкорпорации "Роскосмос". Корпоративная политика Госкорпорации "Росатом" и АО "ОСК" предусматривает курьерскую доставку корреспонденции.

Большинством организаций и интегрированных структур ОПК-участников еженедельного мониторинга информация представляется по четвергам (Рисунок 5).

Каждую пятницу ответственные исполнители обрабатывают (выверяют) собранную информацию с последующей передачей подготовленных отраслевых сводов в отдел визуализации информационно-

аналитических материалов ФГУП "ЦНИИ "Центр". Работниками отдела проводится контроль данных на предмет достоверности, в том числе через сравнение со значениями показателей предыдущих периодов. В отделе используются автоматизированные средства обработки массивов данных для последующего формирования информационно-аналитических материалов (отраслевых сводов, справок, презентаций), представляемых в печатном и электронном виде в Минпромторг России.

Отраслевые своды представляют собой таблицы, в строках которых в утвержденной последовательности перечислены организации и интегрированные структуры ОПК, в столбцах - показатели, согласно порядку в формах еженедельного мониторинга. Данные таблицы передаются в Департамент как в общем пакете документов к заседанию Оперативного штаба, так и еженедельно в электронном виде посредством автоматизированной системы передачи данных.

Справка готовится к заседанию Оперативного штаба и содержит информацию о дисциплине представления отчетности участниками еженедельного мониторинга, негативных явлениях социально-экономического характера (наличие работников, переведенных на режим неполного рабочего времени, наличие просроченных задолженностей по заработной плате, перед бюджетом и внебюджетными фондами), уровне процентных ставок по кредитам, полученным организациями ОПК с начала года. Негативные явления представлены за текущий период и пери-

Иктегрир ованные структуры и организации ОПК-участники еженедельного мониторинга

еженедельно по четвергам и пятницам

ЦНИИ

£

ЦЕНТР

к заседаниям Оперативного

штаба

Мннпромторг России

Представление информации: через портал сбора данных, посредством эл. почты, нарочным

Подготовка и передача з Минпромторг России информационных и презентационных материалов для: проведения заседании

Рисунок 5. Сбор, обработка и представление данных еженедельного мониторинга

в Минпромторг России

од, рассмотренный на предыдущем заседании Оперативного штаба.

Задачей презентации является представление показателей в динамике (Рисунок 6).

ФГУП "ЦНИИ "Центр" используется научный подход с целью последующей оптимизации функционирования системы обработки показателей еженедельного мониторинга для увеличения вариантов представления информации. Также следует отметить загрузку данных еженедельного мониторинга в программный комплекс, в котором хранятся показатели форм отчетности других систем наблюдения Мин-промторга России, в том числе ИАС Мониторинга промышленности, Комплексной оценки, Паспорта предприятия, что позволяет проводить их сопоставление10.

Институтом ведется база данных организаций ОПК-участников еженедельного мониторинга с возможностью их группировки по отраслевой принадлежности и территории местонахождения, а также контактами исполнителей для оперативной связи. Реализована возможность обращения к истории рассмотрения конкретного предприятия на заседаниях Оперативного штаба из базы протоколов, которая ведется ФГУП "ЦНИИ "Центр" для данных целей.

Организация проведения заседаний Оперативного штаба по принятию мер финансового оздоровления организаций оборонно-промышленного комплекса и результаты принятых решений.

Документами, которыми представлена деятельность Оперативного штаба, являются повестка, вышеназванные материалы к заседанию и протокол по итогам заседания.

Повестка заседания формируется Департаментом оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России и направляется членам Оперативного штаба, а также приглашенным представителям организаций согласно указанным вопросам:

- о результатах еженедельного мониторинга (постоянный вопрос, докладываемый на основе информации справки к заседанию);

- о задолженности предприятий ОПК по заработной плате (докладывается ежемесячно на основе данных Роструда);

- о финансово-экономическом состоянии предприятия/взаимодействии с кредитными организациями (по поручениям Аппарата Правительства Российской Федерации, обращениям отраслевых департаментов Мин-промторга России и организаций ОПК).

ФГУП "ЦНИИ "Центр" направляет в Департамент ОПК и отраслевым департаментам Минпромторга России информационно-аналитические материалы для подготовки к заседанию Оперативного штаба, по результатам которого готовится, согласовывается и утверждается протокол, направляемый всем участникам. Информация по вопросам, рассмотренным на заседаниях Оперативного штаба, включается в ежеквартальный отчет о деятельности Штаба.

Типовые группы вопросов, рассматри-

Рисунок 6. Представление динамики показателей дебиторской и кредиторской задолженности (сводные данные по отрасли) в формате презентации8

ваемых на заседаниях Оперативного штаба в 2015-2018 гг. представлены на Рисунке 7.

Основной задачей еженедельного мониторинга является выявление негативных тенденций социально-экономического характера в организациях ОПК, информирование участников Оперативного штаба для обсуждения проблемных вопросов с последующими поручениями.

Еженедельный мониторинг в 20152016 гг. показывал сложное финансово-экономическое состояние и наличие кризисных явлений некоторых предприятий, в связи с чем неоднократно рассматривались организационные моменты оформления документов для получения государственных гарантий по кредитам в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2013 г. № 97 "О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса на реализацию проектов..." и от 14 августа 2012 г. № 825 "О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам." (далее - Постановление № 825). В частности, в 2015 г. организациям ОПК-участникам еженедельного мониторинга в рамках Постановления № 825 были предоставлены государственные гарантии Российской Федерации на несколько десятков

миллиардов рублей11.

Отдельной группой вопросов являлось рассмотрение финансово-экономического состояния предприятий Республики Крым и г. Севастополь с учетом их интеграции в ОПК Российской Федерации. Налаженные контакты с экономическими и бухгалтерскими отделами предприятий позволили оперативно запрашивать информацию об их взаимодействии с кредитными организациями. В действующую систему наблюдения в 2016 и 2017 гг. с целью увеличения полноты проводимого мониторинга были добавлены еще несколько крымских предприятий12. В 2018 г. рассматривались вопросы о загрузке производственных мощностей организаций ОПК, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополь13. Представители крымских предприятий неоднократно заслушивались на заседаниях Оперативного штаба для принятия соответствующих управленческих решений.

Одной из основных задач Оперативного штаба является обеспечение выполнения ГОЗ, среди которых:

- совершенствование действующего законодательства в сфере ГОЗ с учетом имеющихся проблемных вопросов;

- анализ хода авансирования ГОЗ и выявление проблемных вопросов размещения ГОЗ текущего года.

Нормативно-правовая база в сфере ГОЗ

Мониторинг финансово-экономического состояния организаций ОПК на предмет наличия негативных явлений социально-экономического характера (введение режима неполного рабочего времени, наличие просроченной задолженности по заработной плате, задолженности в бюджет и внебюджетные фонды)

Рассмотрение правоприменительной практики Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N° 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»

Предоставление государственных гарантий Российской Федерации в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 г. № 825

Рассмотрение проблемных вопросов выполнения ГОЗ, в том числе авансирования и наличия остатков денежных средств на отдельных счетах

Интеграция оборонных предприятий Республики Крым и г. Севастополь в ОПК РФ

Рассмотрение проблемных вопросов кредитования организаций ОПК

2015 г. 2016 г. 2017 г. 20IX г.

43 заседания 43 заседания 18 заседаний 12 заседаний -

Внедрение системы показателей еженедельного мониторинга и ее актуализация. Организация

сбора консолидированных данных по интегрированным структурам

Периодичность проведения заседаний Опйративного штаба

1 раз в неделю ! 1-2 раза в месяц | 1 раз в месяц

! показателей по _

Снижение количества негативных явлении соцнально-перечислению денежных

эко номиче ского характера в организациях ОПК

средств соисполнителям

Рисунок 7. Краткая характеристика деятельности Оперативного штаба по группам рассматриваемых вопросов

была значительно обновлена в 2015 г., когда Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 159-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон № 275-ФЗ в части порядка открытия отдельных счетов организациями ОПК в уполномоченных банках.

С учетом многогранности процессов финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях и неизбежного возникновения вопросов во ФГУП "ЦНИИ "Центр" была создана "Горячая линия консультаций и рекомендаций о порядке реализации новых правил 275-ФЗ", в рамках которой организации могли получить ответ на проблемные вопросы, связанные с обеспечением выполнения ГОЗ в новых условиях14.

Обработка вопросов организаций ОПК показала необходимость дальнейшего корректирования норм законодательства в сфере ГОЗ. В связи с этим Минпромторгом России на базе ФГУП "ЦНИИ "Центр" в марте 2016 г. была сформирована рабочая группа по внесению изменений в Федеральный закон № 275-ФЗ, часть участников которой являлись членами Оперативного штаба15. В течение 2016 г. проведено 6 заседаний Рабочей группы, рассмотрено более 400 предложений по внесению корректив в данный закон. Итогом первых заседаний стала подготовка изменений, которые были учтены в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 317-ФЗ.

Проблемные вопросы, связанные с выполнением ГОЗ, неоднократно рассматривались в рамках деятельности Оперативного штаба. В августе 2017 г. на площадке ФГУП "ЦНИИ "Центр" по поручению Минпром-торга России проводилась серия совещаний с руководителями интегрированных структур ОПК по рассмотрению причин возникновения значительных остатков денежных средств на отдельных счетах входящих в их состав организаций16. В обеспечение работы совещаний Институтом был организован запрос по данным предприятиям с последующим сбором и обработкой полученной информации для подготовки к обсуждению. Итогами совещаний явилось определение причин возникновения остатков денежных средств на отдельных счетах17. В последующем на основе структурированной инфор-

мации было обеспечено более эффективное взаимодействие Минпромторга России и Минобороны России по данному вопросу.

В марте 2018 г. Оперативным штабом рассматривались проблемные вопросы предоставления организациями ОПК расчетных калькуляционных материалов для формирования ГОЗ-201818- В апреле 2018 г. рассматривались проблемные вопросы оплаты Минобороны России поставленной организациями ОПК продукции в рамках ГОЗ-2017 и хода авансирования работ 2018 г. 19

Недостаток авансирования вынуждает предприятие использовать кредитные ресурсы с соответствующей нагрузкой в виде процентов по кредиту. Следует отметить, что некоторые кредиты обеспечены государственными гарантиями20. Снижение ключевой ставки Банка России в 2017-2018 гг. с 10,0% до 7,75%21 должно было повлиять на пересмотр стоимости кредитования для организаций ОПК с учетом новых реалий. Однако банки не всегда готовы на пересмотр процентных ставок по ранее выданным кредитам. Вопросы снижения процентных ставок либо уступки права требования обсуждались на заседаниях Оперативного штаба в 2018 г. с участием предприятий и кредитных организаций.

Также Штабом рассматривались другие проблемные вопросы организаций ОПК, такие как регулирование тарифов на потребляемую предприятием электроэнергию, влияние на финансово-экономическое положение организаций ОПК г. Москвы принимаемых в области налоговой политики решений в части переоценки кадастровой стоимости зданий в сторону ее увеличения22.

Меры государственной политики по сокращению негативных явлений социально-экономического характера, снижение Банком России ключевой ставки, а также реализация решений Оперативного штаба оказали положительное влияние на стабилизацию финансово-экономического состояния предприятий оборонной промышленности, что отразилось на результатах еженедельного мониторинга (Рисунок 8).

С учетом уменьшения количества рас-

Рисунок 8. Результаты еженедельного мониторинга по итогам периода с февраля 2015 года по декабрь 2018 года 8

сматриваемых проблемных вопросов в 2018 г. руководством Оперативного штаба было принято решение сократить периодичность заседаний до ежемесячного формата при сохранении формата еженедельного сбора данных организаций ОПК.

Результаты обсуждения вопросов на заседаниях Оперативного штаба, а также информация о финансово-экономическом состоянии организаций ОПК и интегрированных структур используются для подготовки докладов к заседаниям коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации. Отчет об итогах работы Оперативного штаба представляется ежеквартально в Аппарат Правительства Российской Федерации и Министру промышленности и торговли Российской Федерации.

Предложения по использованию инструментов Оперативного штаба на уровне федеральных органов исполнительной власти, в функции которых входит развитие промышленности.

В рамках Оперативного штаба, созданного на базе Минпромторга России, успешно функционируют инструменты сбора информации о деятельности и проблемных вопросах организаций ОПК. На основе поступающей информации и ее анализа осуществляется оперативное принятие согласованных решений его участниками. Система

взаимодействия как один из инструментов Штаба организована на всех уровнях: исполнители организаций ОПК, специалисты ФГУП "ЦНИИ "Центр", работники Департамента оборонно-промышленного комплекса и отраслевых департаментов Мин-промторга России, сотрудники Аппарата Правительства Российской Федерации.

Опыт положительного применения данных инструментов может быть учтен на уровне ФОИВ, к функциям которых относится управление промышленностью (Рисунок 9).

Принципы и методы, используемые Оперативным штабом могут быть использованы в обеспечении деятельности Аппарата Правительства Российской Федерации, Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, а также структур межведомственного взаимодействия в рамках ФОИВ в части вопросов, касающихся приятия решений по развитию промышленного комплекса.

Заключение. С момента своего создания в феврале 2015 г. Оперативным штабом по принятию мер финансового оздоровления организаций ОПК было рассмотрено и предложено решение множества проблемных вопросов организаций и интегрированных структур оборонной промышлености. Действующий на заседаниях Штаба формат обсуждения с участием ответственных представителей ФОИВ,

Обращение к опыту Оперативного штаба для решения задач развития промышленности

Обеспечение полноты состав а участников сов ещ аний для решения задан в рамках соответствующих направлений

Проведение анализа деятельности организаций, подготовка информации для поручений и принятия решений

Ш

Формирование перечня организаций

Ш

Разработка системы показателей оценки их деятельности

Ш

Проведение сбораи обработки отчетности организаций

Контроль за выполнением поручений

Инструменты Оперативного штаба

- состав участников заседаний. учитывающий специфику" решаемых задач:

- система взаимодействия между участниками на всех уровнях деятельности Оперативного штаба

-критерии включения организаций в систему мониторинга:

- перечень организаций-участников мониторинга, его ведение и актуализация

- система показателей деятельности организации:

- методические рекомендации по заполнению форм отчетности

-портал сбораи о браб о тки данных, обеспечение его функционирования:

-порядок представления отчетности исполнителями

база протокольных

поручений:

- функционал

работника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контролирующего

исполнение

поручений

Рисунок 9. Инструменты Оперативного штаба и их применение на уровне государственного управления промышленностью

государственных корпораций, кредитных организаций и интегрированных структур, а также приглашенных представителей предприятий ОПК позволил значительно сократить временные издержки, неизбежные при служебной переписке и определении кураторов решаемых вопросов.

Налаженная система сбора информации организаций ОПК по разработанной системе показателей, включающей мониторинг негативных явлений социально-экономического характера, позволила оперативно реагировать на их проблемные вопросы. Данные еженедельного мониторинга дополнили информацию других систем наблюдения Мин-промторга России, расширив возможности анализа. Регламентированный в рамках деятельности Штаба формат информационно-аналитических материалов позволил унифицировать принятие некоторых управленческих решений на их основе.

Эффективность работы Оперативного штаба основана на созданном и отлаженном инструментарии, учитывающем методологические, организационные и программно-технические особенности сбора и обработки информации, организационные особенности проведения заседаний. Опыт работы Оперативного штаба может быть взят на вооружение федеральными органа-

ми исполнительной власти при принятии управленческих решений в целях развития отечественной промышленности.

Список литературы

1. Хронология введения санкций и ответные меры России в 2014-2015 годах / РИА Новости. -URL: https://ria.ru/spravka/20151125/1328470681. html (дата обращения: 07.10.2018).

2. Организация Оперативного штаба и определение состава его участников: поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 № РД-П7-262.

3. Историческая справка ФГУП ЦНИИ.-URL:http://www.cniicentr.ru/index.php/ru/home/ istoricheskaya-spravka (дата обращения: 07.10.2018).

4. Организация работы Оперативного штаба и проведение еженедельного мониторинга организаций ОПК: поручение зам. Министра промышленности и торговли РФ от 29 января 2015 № ПА-21.

5. Состав Оперативного штаба по принятию мер финансового оздоровления организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденный зам. Председателя Правительства РФ от 3 мая 2017 № П22-98ВПК.

6. Протокол заседания Оперативного штаба от 12 июля 2016 г. № 35-ПА/06 (п. 3.1.2, о докладах Роструда по результатам мониторинга задолженности по заработной плате на предприятиях ОПК Российской Федерации).

7. Корпоративное право. Ликвидация. Виды ликвидации: проект PROСуд24. -URL: http:// prosud24.ru/vidy-likvidacii/ (дата обращения: 08.10.2018).

8. Сводная информация о финансово-экономическом состоянии организаций оборонно-промышленного комплекса: форма М-ИС.9// письмо ФГУП "ЦНИИ "Центр" от 3 августа 2016 г. № 28/2447.

9. АО "ЦНИИ "Электроника". Институт сегодня: сайт. -URL: http://instel.ru/ob-institute/ tsnii-elektronika-segodnya.html (дата обращения: 14.10.2018).

10. Информационно-аналитическая система мониторинга показателей результатов деятельности организаций промышленного и оборонно-промышленного комплексов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации /сайт ФГУП "ЦНИИ "Центр".- URL: http://www. cniicentr.ru/index.php/ru/funktsii/iats-opk (дата обращения: 20.10.2018).

11. Об итогах работы за 2015 г. Оперативного штаба по принятию мер финансового оздоровления организаций ОПК: презентация Минпром-торга России, декабрь, 2015.

12. О завершении работы по включению предприятий судостроительной промышленности Крымского федерального округа в контур еженедельного мониторинга: протокол заседаний Оперативного штаба от 16 июня 2016.-п. 3.6; О включении филиала "Севастопольский морской завод" АО "Центр Судоремонта "Звездочка" в контур еженедельного мониторинга: протокол заседаний Оперативного штаба от 4 апреля 2017.- п. 3.5.

13. О загрузке производственных мощностей организаций ОПК, расположенных на территории Республики Крым .- URL: http:// www.cniicentr.ru/index.php/ru/home/novosti/1654-zasedanie-operativnogo-shtaba-po-prinyatiyu-mer-finansovogo-ozdorovleniya-organizatsij-oboronno-promyshlennogo-kompleksa-na-baze-minpromtorga-rossii-15 (дата обращения: 24.10.2018).

14. Горячая линия 275-ФЗ: сайт ФГУП "ЦНИИ "Центр". -URL: http://www.cniicentr.ru/ index.php/ru/fed-zak-275-fz/gor-line (дата обращения: 24.10.2018).

15. О создании Рабочей группы по внесению изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе": протокол заседания Оперативного штаба от 1 марта 2016 № 11-ПА/06.- п. 5.3.

16. О сборе сведений о причинах образования остатков денежных средств на отдельных счетах организаций ОПК-головных исполните-

лей ГОЗ для подготовки к селекторному совещанию Минобороны России и Минпромторга России: письмо ФГУП «ЦНИИ «Центр» от 31 июля 2017 № 31/1647, письмо ФГУП "ЦНИИ "Центр" от 8 августа 2017 № 31/1746.

17. По рассмотрению причин возникновения значительных остатков денежных средств на отдельных счетах организаций ОПК-головных исполнителей ГОЗ под председательством ответственного секретаря Оперативного штаба по принятию мер финансового оздоровления организаций оборонно-промышленного комплекса, директора ФГУП "ЦНИИ "Центр" С.И. Довгу-чица: протокол совещания от 3 августа 2017.

18. О предоставлении организациями ОПК расчетных калькуляционных материалов для формирования государственного оборонного заказа в 2018 году /22 марта 2018 г. в Минпромторге России состоялось очередное заседание Оперативного штаба: сайт ФГУП "ЦНИИ "Центр".-URL: http://www.cniicentr.ru/index.php/ru/home/ novosti/1610-zasedanie-operativnogo-shtaba-po-prinyatiyu-mer-finansovogo-ozdorovleniya-organizatsij -oboronno-promyshlennogo-kompleksa-na-baze-minpromtorga-rossii-10 (дата обращения: 18.10.2018).

19. О проблемных вопросах оплаты Минобороны России поставленной организациями ОПК продукции в рамках ГОЗ в 2017 г.: протокол заседания Оперативного штаба от 5 апреля 2018 № 06-706; протокол заседания Оперативного штаба от 17 апреля 2018 № 06-804.

20. О взаимодействии АО "НПК "Уралвагон-завод" с кредитными организациями: протокол заседания Оперативного штаба от 27 июня 2018 № 06-1361.- вопрос 1.

21. Ключевая ставка и процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленные Банком России. .-URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12453/c8 144b5ee23295f6ecdf3da3a09ec81f707aac3c/ (дата обращения: 18.12.2018).

22. О регулировании тарифов на электроэнергию ТЭЦ, входящей в состав имущественного комплекса ООО "Юргинский машзавод", о влиянии принимаемых в области налоговой политики решений на финансово-экономическое положение организаций ОПК г. Москвы: сайт ФГУП "ЦНИИ "Центр".- URL: http://www. cniicentr.ru/index.php/ru/home/novosti/1266-zasedanie-operativnogo-shtaba-po-prinyatiyu-mer-finansovogo-ozdorovleniya-organizatsij-oboronno-promyshlennogo-kompleksa-28 (дата обращения: 25.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.