УДК 338.1
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
Медведев Андрей Андреевич
старший научный сотрудник Центра статистических наблюдений и аналитических исследований промышленности ФГУП "ЦНИИ "Центр" кандидат экономических наук
Хетагуров Артур Алиханович
заместитель генерального директора по экономике АО "НПО "Бином" и АО "Янтарь", независимый аналитик рынка вооружений
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются перспективы развития организаций радиоэлектронной промышленности, расположенных в Республике Северная Осетия-Алания. Представлены варианты и проблемные вопросы их интеграции.
Ключевые слова: радиоэлектронная промышленность, организации ОПК, Северо-Кавказский федеральный округ, интеграционные процессы.
Medvedev Andrei Andreevich, senior researcher of Centre of statistical surveys and analytical research in industry of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", candidate of economic Sciences, Moscow, Russian Federation.
Hetagurov Artur Alichanovich, Deputy Director General in charge of Economics of JSC "Gentific-production association "Binom" and JSC "Jantar", independent market analyst for the arms, Vladikavkaz, Russian Federation.
Prospects of development of radioelectronic industry in North Caucasian Federal District on the example of enterprises located in the Republic North Ossetia-Alania.
Abstract. This article examines the development prospects of the enterprises of radio-electronic industry located in the Republic of North Ossetia-Alania. Variants and problematic issues of integration of the enterprises are presented.
Keywords: radioelectronic industry, enterprises ofthe military-industrial complex, North Caucasian Federal District, integration process.
Актуальность рассмотрения развития организаций радиоэлектронной промышленности Республики Северная Осетия-Алания (далее - РСО-Алания, Северная Осетия) обусловлена их существенной ролью в кооперации по гособоронзаказу
(далее - ГОЗ), возможностями по выпуску импортозамещающей продукции при наличии серьезных производственных мощностей и конструкторского потенциала. Кроме того, предприятия оказывают влияние на социально-экономическую обстановку в регионе местонахождения. Их деятельность, опирающаяся на мощный ресурсный и кадровый потенциал Республики, может внести вклад в реализацию государственной политики по развитию Северного Кавказа.
Авторами поставлена задача обосновать положение о том, что перспективы развития радиоэлектронной промышленности в регионе зависят от результатов интеграции. Под интеграцией понимается объединение ресурсов ряда организаций для достижения общей стратегической цели, укрепления их конкурентоспособности и повышения эффективности деятельности. Процесс интеграции заключается в налаживании четкой, надежной сети взаимодействия между различными экономическими субъектами1. Структурирование в статье различных проектов интеграции предприятий в общую хронологическую картину с выявлением типичных проблемных вопросов позволит конкретизировать принятие дальнейших решений по данному процессу.
Перед рассмотрением обозначенной проблематики приведем краткую историческую справку.
Северная Осетия характеризуется развитой радиоэлектронной промышленностью, что связано с наличием на ее территории значительных запасов редких металлов и полиметаллических руд, которые используются в цветной металлургии и металлургии специальных сплавов с дальнейшим применением в изделиях радиоэлектро-ники2. В середине XX века в РСО-Алания начали создаваться предприятия, обеспечивающие выпуск специальных материалов, изделий электронной компонентной базы и электрорадиоизделий, в том числе для нужд Министерства обороны Российской Федерации. По различным оценкам в данном сегменте до 1990-х гг. действовало около 20 организаций с численностью занятых более 30 тыс. человек, что составля-
ло треть от общей численности работников промышленного сектора Республики, производимая продукция составляла 24% от общереспубликанского объема3.
Критическое состояние в оборонно-промышленном комплексе (далее - ОПК) России с начала 1990-х годов и отсутствие заказов привело к прекращению деятельности части предприятий, а также их реорганизации без сохранения профиля деятельности. Учитывая выпуск сохранившимися организациями продукции, используемой в комплектации вооружения, военной и специальной техники (далее - ВВСТ), почти все они остались в федеральной собственности согласно подписанному в 1993 г. соглашению между Правительством Российской Федерации и РСО-Алания4. Несмотря на статус государственных, большинство организаций в связи с критическим снижением ГОЗ были вынуждены периодически простаивать из-за неритмичности или отсутствия заказов, что стало причиной массового оттока квалифицированного персонала. Отсутствие оборотных средств на ремонт и содержание производственных мощностей также приводило к их постепенной деградации.
Интеграционные процессы, инициированные государством в ОПК с начала 2000-х годов, с целью сохранения и консолидации научного и производственно-технологического потенциала и обеспечения перспективного развития со ставкой на создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих критически значимые активы, затронули и предприятия радиоэлектронного комплекса (далее - РЭК) Северной Осетии.
Почти все государственные организации, ранее входившие в структуру управления Российского агентства по системам управления (до 1999 г.), а затем Федерального агентства по промышленности России (до 2008 г.), в 2009 г. были переданы в структуру Государственной корпорации "Ростех" (далее - ГК "Ростех"). Исключение составил только завод "Радуга", вошедший в состав ЗАО "НПЦ "УТЕС-РАДАРЫ"5.
В настоящее время в Республике можно
выделить 12 основных предприятий радиоэлектронной промышленности, 6 из которых выпускают продукцию для ОПК и являются стратегическими. Это, в частности, расположенные в г. Владикавказ АО "Янтарь", АО "Научно-производственное объединение "Бином" (далее - АО "НПО "Бином"), АО "Научно-исследовательский институт электронных материалов" (далее - АО "НИ-ИЭМ"), АО "Разряд", ОАО "Гран" и расположенный в г. Алагире ОАО "Алагирский завод сопротивлений" (далее - ОАО "Ала-гирский ЗС")6. Перечисленные организации находятся в составе ГК "Ростех" и обеспе-
чивают занятостью около 600 человек7. Их стабильное функционирование и развитие влияет на социально-экономическую обстановку с учетом того, что по состоянию на 1 января 2018 г. Республика занимала 4-ое место среди субъектов Российской Федерации по уровню регистрируемой безработицы (2,6%) и напряженности на рынке труда (8,9%)8 (Рисунок 1).
Прочие организации представлены АО "Радуга", ОАО "Кетон", ОАО "Крон", ОАО "Электроконтактор" и ООО "Владикавказский технологический центр "Баспик" (далее - ООО "ВТЦ "Баспик"), а также АО "Топаз",
Индекс промышленного производства по всем видам экономической деятельности за
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг
Объемы производства предприятий радиоэлектронного комплекса входящих в Государственную корпорацию «Ростех» по итогам 2017 г. согласно оценкам Минпромтранса РСО-Апанпя увеличились на 13%
Инвестиции в экономику и социальную сферу республики за счет всех источников финансирования составили 26,81 млрд рублей или 99,6% от уровня 2016 г.
Среднедушевые денежные доходы населения за 2017 г. выросли на 1,4% и составили 22 553,1 рубля, реальная заработная плата составила 102,3% от уровня предыдущего
Уровень безработицы на 1 января 2015 г. составил 2,6%, снизившись по сравнению с показателем в соответствующем периоде прошлого года на 0,2 процентных пункта.
Задолженность по выплате заработной платы, по данным Росстата, на 1 января 2018 г.
За 2017 г. доходы консолидированного бюджета, включая безвозмездные поступления из федерального бюджета, составили 27 733,9 млн рублен, что на 5,5% больше, чем за 2016 г. В структуре доходов консолидированного бюджета на долю налоговых и неналоговых доходов приходится 51,2%, или 14 212,8 млн рублей.
Государственный долг Республики на 1 января 2018 г. составил 9 290,9 млн рублей или 100,7% к соответствующему показателю предыдущего года.
Рисунок 1. Краткая информация по социально-экономическому развитию РСО-Алания
по итогам 2017 г. 9
относящимся к ГК "Ростех", но не ведущем производственной деятельности (Рисунок 2).
Представленные предприятия формируют наиболее высокотехнологичный сектор региональной промышленности. Набор компетенций и сохранившийся научно-технический и производственно-технологический потенциал обеспечивает их интегрированность в межотраслевую систему кооперационных поставок, в
том числе по ГОЗ. При этом основными проблемами кооперационного участия являются недостаточная загрузка производственных мощностей, неритмичная контрактация со стороны заказчиков верхних уровней кооперации, низкая рентабельность производства продукции.
Организациями РЭК Северной Осетии с начала 2000-х годов проводились мероприятия по техническому перевооруже-
Рисунок 2. Организации радиоэлектронной промышленности РСО-Алания и их компетенции (составлен авторами)
нию производств в рамках федеральных целевых программ (далее - ФЦП), что в значительной степени обеспечило возможность их восстановления и модернизации. Следует также отметить наличие довольно значимого и пока еще актуального научно-технологического задела в части разработок по импортозамещению, созданного в результате реализации опытно-конструкторских работ, в том числе в интересах Минобороны России.
По номенклатуре выпускаемой продукции военного назначения часть организаций является единственным производителем в Российской Федерации, внесены в качестве предприятий-разработчиков и изготовите-лей/калькодержателей в Перечень электронной компонентной базы, разрешенной для применения при разработке, модернизации, производстве и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, утверждаемый Минпромторгом России10.
Для большинства предприятий выпуск продукции военного назначения, доля которой в общем объеме значительна, является
критически важным в части производственной загрузки. Для снижения данной зависимости они нуждаются в перспективной диверсификации номенклатуры продукции посредством восстановления серийного производства ряда ранее выпускавшихся изделий гражданского назначения. Соответствующая постановка задачи также диктуется выполнением поручения Президента Российской Федерации по обеспечению увеличения доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями ОПК11.
Следует также отметить и проблемные вопросы ценообразования, к которым относится бремя постоянных затрат на содержание избыточной в условиях недостаточной загрузки по ГОЗ производственно-технологической инфраструктуры и соответствующая налоговая нагрузка, формирующая дополнительные издержки производства, относимые на себестоимость продукции.
Проблема низкой рентабельности про-
изводства продукции военного назначения преимущественно вызвана существенным ценовым диспаритетом между регулируемыми отпускными ценами на продукцию и рыночными ценами на закупаемые сырье, материалы, покупные комплектующие изделия, а также энергоносители. Минимизация закупочных цен практически затруднена тем, что часть комплектующих приобретается на рынке с недостаточным уровнем конкуренции. Также необходимо отметить значительную вариативность шкалы ценообразования у большинства поставщиков, при которой стоимость единицы сырья/материалов может разниться в несколько раз при закупке малых партий.
Проблемы, связанные с контрактацией организаций РЭК Северной Осетии и значительной доли себестоимости в цене выпускаемой продукции, привели к ухудшению их финансово-экономического состояния.
1. Оценка финансово-экономического состояния организаций радиоэлектронной промышленности РСО-Алания и мероприятия по их финансовому оздоровлению. В настоящее время многие организации радиоэлектронного уом-плекса Республики находятся в сложной финансово-экономической ситуации. Перспективы их развития зависят от двух взаимосвязанных факторов: эффективности мер
по финансово-экономическому оздоровлению, а также результатов проводимых интеграционных процессов.
Такие предприятия, как АО "Топаз", выпускавшее до 1992 г. электровакуумное стекло специальных марок и изделия из него, а в последние годы сдающее основные средства в аренду; ОАО "Владикавказский электроламповый завод", прекратившее выпуск специальной светотехники и электроизделий, - являются примером необратимой утраты компетенций.
Не последнюю роль в оценке стабильности работы организаций составляет рассмотрение показателей численности работников и уровня заработной платы (Таблица 1).
Как следует из Таблицы 1, динамика заработной платы отставала от регионального уровня у АО "НПО "Бином" и АО "НИИ-ЭМ". Сокращение численности работников за период 2012-2017 гг. было отмечено в двух вышеупомянутых организациях, а также ОАО "Алагирский ЗС". Проблемные вопросы сокращения численности работников, а также динамики заработной платы во многом связаны с финансово-экономическим состоянием предприятий.
Во исполнение решенийПравительствен-нойкомиссиипосоциально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа организациями радиоэлектрон-
Таблица 1.
Динамика уровня средней заработной платы работников организаций радиоэлектронной промышленности (стратегические предприятия) РСО-Алания в 2012-2017 гг. (ранжирование по столбцу 2017/2012)7
№ п/п Наименования показателей Динамика средней заработной платы
2013/ 2012 2014/ 2013 2015/ 2014 2016/ 2015 2017/ 2016 2017/ 2012
1 ОАО "Алагирский ЗС" 133,3% 116,3% 108,3% 116,5% 102,9% 201,3%
2 АО "Разряд" 115,2% 118,4% 113,5% 117,1% 97,9% 177,5%
3 АО "Завод "Янтарь" 102,7% 196,9% 89,1% 83,2% 108,5% 162,6%
4 ОАО "Гран" 105,0% 114,7% 112,4% 121,0% 99,2% 162,5%
5 По полному кругу организаций в целом по экономике PCO - Алания 117,4% 108,8% 104,7% 107,2% 105,8% 151,8%
6 АО "НПО "Бином" 103,1% 135,2% 88,2% 94,3% 112,4% 130,4%
7 АО "НИИЭМ" 110,2% 115,9% 98,7% 115,5% 80,5% 117,2%
ной промышленности РСО-Алания, входящими в АО "Росэлектроника", совместно с данным холдингом и ГК "Ростех" в период 2014-2015 гг. были разработаны программы финансового оздоровления (далее - ПФО)12. Оздоровление предполагалось обеспечить посредством:
- оптимизации затрат;
- погашения просроченной кредиторской задолженности за счет реализации мер господдержки и возможного отчуждения неиспользуемых в хозяйственной деятельности объектов имущественного комплекса;
- прироста доходной части, связанного с развитием компетенций по диверсификации номенклатуры выпускаемой продукции.
В 2014 г. первично разработанные ПФО предприятий были представлены холдингом АО "Росэлектроника" в ГК "Ростех" для обоснования ходатайства перед Мин-промторгом России. В течение 2015 г. они прошли согласование в ГК "Ростех", и в 2016 г. пакет был представлен на рассмотрение в Минпромторг России. С учетом замечаний министерства актуализированный пакет ПФО был возвращен на доработку в холдинг в январе 2017 г.13 Однако в последующем, с учетом планируемых интеграционных и реорганизационных мероприятий централизованная реализация мероприятий финансового оздоровления так и не была проведена.
Участниками ПФО совместно с Правительством РСО-Алания предполагалось согласование мероприятий по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности организаций в региональный и местный бюджеты. На региональном уровне дополнительно с целью оказания содействия предприятиям оборонного профиля в конце 2016 г. был принят ряд законодательных актов по предоставлению налоговых льгот. В частности, льготами по налогу на прибыль за 1-е полугодие 2017 г. воспользовалось 1 предприятие, по налогу на имущество - 4 организации14.
Целью реализации ПФО и осуществления мер государственной поддержки было выведение предприятий на приемлемые показатели финансовой устойчивости и
инвестиционной привлекательности с перспективным формированием на их базе многопрофильных центров производственно-технологических компетенций15.
Интеграционные процессы организаций радиоэлектронной промышленности Северной Осетии представлены ниже на Рисунках 3,4.
п 1__1 Рост» О РОСЭЛ I А ми ix рос нпромторг |н| м ;сии * '>'"''. Северная • . Осетия Алания 1 инкавказ России
Процессы интеграции Организации радиоэлектронной промышленности Республики Северная Осетия-Алания
!
Коллективы Ру ководство Профсоюзные комитеты
организаций организаций организаций
-* прямое влияние -----► косвенное влияние
Рисунок 3. Участники интеграционных процессов организаций радиоэлектронной промышленности РСО-Алания (составлен авторами)
2. Ретроспективная трансформация вариантов интеграции и реорганизации предприятий радиоэлектронного комплекса в РСО-Алания. В рассмотрении вопросов по интеграции организаций РЭК Северной Осетии (Рисунок 3) с учетом юридической, финансовой, производственной и организационной составляющих принимает участие множество сторон - от руководства, коллективов и профсоюзных комитетов до холдингов и структурных подразделений ГК "Ростех", органов исполнительной власти, как республиканского, так и федерального уровня (Минпром-торг России, Минкавказ России). При этом предложения по интеграции инициировались в различные временные периоды разным составом участников. Все интеграционные процессы могут быть представлены в виде схемы, содержащей хронологические этапы (Рисунок 4). В начале статьи уже был рассмотрен переход организаций РЭК Северной Осетии в федеральную собственность и далее их вхождение
в состав ГК "Ростех", поэтому начнем рассмотрение интеграции с проекта создания технопарка электронных технологий.
3. Проект создания технопарка электронных технологий и проект "Иристон".
Федеральный центр и власти РСО-Алании с начала 2000-х гг. пытались преодолеть стагнацию радиоэлектронной промышленности Республики, в том числе апробируя различные варианты интеграции активов.
В 2002-2009 гг. государством было вложено 47,9 млн рублей в реконструкцию ОАО "Гран", что позволило заводу в кооперации с ООО "ВТЦ "Баспик", частной инновационной компании, созданной группой ученых Северо-Кавказского горно-металлургического института и специалистов завода, начать выпуск микроканальных пластин для радиоэлектроники объемом до 37 тысяч штук в год.
Первым интеграционным форматом стал инициативный проект создания технопарка электронных технологий посредством консолидации активов вокруг ООО "ВТЦ "Баспик" и последующим формированием инновационного кластера электронных технологий через интеграцию активов предприятий радиоэлектронного комплекса Республики.
ООО "ВТЦ "Баспик" предназначалась роль "локомотива" кластера как одного из российских лидеров в сегменте производства микроканальных пластин и волоконно-оптической продукции, который разрабатывал собственную программу развития республиканской фотонаномикроэлектро-ники "Старт". Программа предусматривала освоение новых технологий и вывод на рынок высокотехнологичных изделий. Ряд проектов с осетинскими электронщиками намеревался реализовать и "Роснано".
Однако многие из этих планов остались лишь на бумаге, а сама концепция интеграции организаций продолжила свое развитие в 2012 г. уже с участием АО "Росэлектроника"5. Следует отметить, что в РСО-Алания в 2017 г. находилось 6,5% от общего количества организаций холдинга. Более значительная доля только в г. Москве и Московской области - 38,7% и г. Санкт-Петербурге - 12,9% 6.
Холдингом были отмечены системные проблемы у организаций РЭК Северной Осетии, поэтому инициатива руководства Республики по реструктуризации и консолидации их активов была реализована в программным документе, подписанным 12 апреля 2012 г. между Правительством РСО-Алания и АО "Росэлектроника". Со-
Рисунок 4. Ретроспективная трансформация интеграционных процессов организаций радиоэлектронной промышленности РСО-Алания (составлен авторами)
глашение о сотрудничестве предусматривало создание в составе холдинга научно-производственного объединения "Иристон" (далее - проект "Иристон") на базе предприятий АО "НПО "Бином", ОАО "Алагир-ский ЗС", АО "НИИЭМ», АО "Разряд", АО "Топаз" и ОАО "Гран"16.
В рамках проекта "Иристон" интеграция фактически предполагалась посредством слияния производственных активов предприятий с размещением их на одной ограниченной площадке и реализацией высвобождаемых площадей. С инвестиционной точки зрения проект имел высокую коммерческую привлекательность, посредством возможной выручки значительных финансовых ресурсов от реализации преимущественно высоколиквидных земельных участков предприятий и относительно небольших инвестиционных затрат за счет предполагаемой концентрации активов.
Риски подобного подхода заключались в необходимости интеграции на одной площадке разнородных активов с предполагаемой передислокацией сотен единиц изношенного оборудования и последующей организацией их запуска на недостаточно подготовленных для этого в инфраструктурном и инженерно-техническом отношении площадях одного из предприятий, что ставило под угрозу бесперебойность поставок в обеспечение ГОЗ. Ограниченная же территория в перспективе могла препятствовать расширению производства.
В конечном итоге, ввиду чрезмерной проблемности предлагаемой идеологии реорганизации и интеграции активов предприятий, а также высоких рисков реализация проекта "Иристон" фактически не вышла за рамки совещательно-организационных мероприятий.
4. Интеграция в рамках СевероКавказского производственно-технологического кластера. Новая парадигма в отношении перспектив развития расположенных на Северном Кавказе организаций ОПК была задана 5 ноября 2014 г. на заседании Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа
(далее - Правительственная комиссия) под председательством Д.А. Медведева17. По его итогам Минпромторгу России, Мин-кавказу России, а также ГК "Ростех" и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (далее - СКФО), была поручена разработка первоочередных мер, направленных на стабилизацию финансово-экономического положения организаций радиоэлектронной промышленности региона, сохранение и развитие их научно-технического потенциала, оптимизации номенклатуры производимой продукции и ее диверсификации15. Также рассматривалась возможность увеличения загрузки производственных мощностей государственными заказами с учетом возможностей по импортозамещению18.
На проводившемся Минпромторгом России в январе 2015 г. совещании по реализации поручений Правительственной комиссии была особо отмечена представленная ГК "Ростех" концепция реорганизации входящих в структуру госкорпорации предприятий РЭК СКФО, в соответствии с которой на базе ряда предприятий предлагалось создать Северо-Кавказский производственно-технологический кластер15.
Промежуточным рубежным итогом стало одобрение в феврале 2015 г. Рабочей группой по развитию промышленного производства при Правительственной комиссии проекта "Концепции реорганизации и финансового оздоровления предприятий радиоэлектронного комплекса СКФО" (далее - Концепция)19. По оценке, высказанной министром по делам Северного Кавказа Л.В. Кузнецовым на заседании рабочей группы, оборонные предприятия, на базе которых планируется создание Северо-Кавказского производственно-технологического кластера, "могут и должны стать важным звеном в выпуске импортозамещающей продукции"20.
На начальном этапе в состав кластера предлагалось включить АО "НПО "Бином", АО "НИИЭМ", АО "Разряд", АО "Янтарь", а в перспективе (с проведением мероприятий по финансовому оздоровле-
нию) ОАО "Алагирский ЗС", ОАО "Гран", АО "Топаз», а также расположенный в Республике Кабардино-Балкария ОАО "Нальчикский завод полупроводниковых приборов" (Рисунок 5).
Рисунок 5. Вариант интеграции в рамках
Северо-Кавказского производственно-технологического кластера (проект 2014-2016 гг.)
В рамках кластера предполагалось объединение имеющегося потенциала предприятий при оптимизации их организационной структуры, что позволило бы свести дублирующие производства в единые центры компетенций, а в перспективе организовать и устойчивую производственно-технологическую кооперацию участников15. Концепция кооперации организаций в составе Ремонтно-технического центра техники связи, дополняла идею кластера.
В обеспечение интеграционных мероприятий и проведения финансового оздоровления по проекту Концепции была инициирована проработка вариантов производственно-технологической кооперации предприятий с формированием центров ключевых компетенций, составлен реестр перспективных инвестиционных проектов в координации с холдингами ГК "Ростех".
5. Интеграция в составе субхолдингов АО "Росэлектроника". Передача предприятий в собственность РСО-Алания.
Дальнейшие перспективы интеграционных процессов и формирования Северо-Кавказского производственно-технологического кластера были скорректированы в ходе обсуждения проблемных вопросов развития организаций РЭК Северной Осетии с участием их руководителей и представителей органов исполнительной власти региона.
Новый импульс был дан с визитом в РСО-Алания в августе 2016 г. руководства ГК "Ростех" и АО "Росэлектроника" с группой экспертов. По итогам совместного совещания делегации с Правительством Республики был принят ряд программных решений по стабилизации ситуации на предприятиях и разработан План мероприятий ("дорожная карта"), согласно которому организации включались в состав интегрированных структур (дивизионов) с ведущими российскими разработчиками и производителями радиоэлектронной продукции, находящимися в контуре холдинга21.
При этом руководством Республики ставился вопрос об оказании госкорпорацией содействия в производственной загрузке организаций либо, в случае отсутствия целесообразности интеграции, передачи в собственность региона для создания на их базе инвестиционных площадок и малых предприятий22.
В первом варианте согласно "дорожной карте" рассмотрено вхождение АО "НПО "Бином" и ОАО "Алагирский ЗС" в состав интегрированной структуры АО "Нева (Электронные компоненты)" (г. С.- Петербург), присоединение активов АО "Янтарь" к АО "Алмаз" (г. Ростов)23, также возможность интеграции ОАО "Гран" в структуру холдинга "Швабе"24.
В случае реализации второго варианта - передачи некоторых предприятий в собственность РСО-Алания — рассмотрены реорганизационные мероприятия в рамках данного процесса.
К таким мероприятиям может быть отнесен проект по объединению произ-
водств АО "НПО "Бином" и АО "Алагир-ский завод сопротивлений" с возможной передислокацией мощностей на площадку последнего, что обсуждалось при участии главы РСО-Алания В.З. Битарова в октябре 2016 г.25 Рассмотрение данного вопроса связано с технологической идентичностью выпускаемой организациями продукции (резисторы) - по значительной части номенклатурных позиций (порядка 40%) у предприятий имеется дублирование. Однако по остальной номенклатуре они являются единственными калькодер-жателями и про-изводителями в стране, в связи с чем отмечается комплекс сопутствующих проблем и рисков (Рисунок 6).
Дополнительно следует отметить, что перенос производства АО "НПО "Бином" из г. Владикавказ на территорию ОАО "Ала-гирский завод сопротивлений", при условии положительной реакции со стороны участников процесса, может оказать позитивное влияние на социально-экономическую ситуацию в г. Алагир с учетом снижения численности его населения (с 2000 по 2016 гг. на 13,2%)26 Также для эффективной реализации проекта потребуются значительные инвестиции. При удачном развитии событий речь может идти не только о реорганизации и об объединении двух данных ор-
ганизаций. Вполне вероятно, аналогичный сценарий может быть реализован по АО "Разряд", также не исключена кооперация ООО "ВТЦ "Баспик" и АО "Гран"27.
6. Потенциальные риски в процессе интеграции. Вероятное в процессе интеграции высвобождение занимаемых отдельными организациями площадей с перемещением их производственных мощностей должно реализовываться после предварительной концептуальной и комплексной оценки перспективного развития организаций и вероятных сценарных рисков.
С учетом сохраняющегося статуса предприятий РЭК РСО-Алания как поставщиков изделий, используемых в комплектации ВВСТ, предлагается учет следующих ключевых направлений проведения экспертной оценки:
1. Оценка текущих и перспективных промышленно-технологических компетенций предприятий в качестве соисполнителей ГОЗ (в привязке к жизненному циклу поставляемых и комплектуемых изделий ВВСТ, имеющимся межотраслевым кооперационным связям и реализованным мероприятиям по техническому перевооружению в рамках ФЦП).
2. Интегрированная прогнозная оценка финансово-экономического состояния
Возможные риски Проблемные вопросы
Срыв поставок в Межведомственное
обеспечение ГОЗ согласование по перемещению производственных мощностей,
Возможные повреждения в процессе демонтажа и перевозки высокоточных станков с ЧПУ, а также изношенных единиц оборудования используемых в обеспечение поставок продукции по ГОЗ, а также введенных и подлежащих вводу в
эксплуатацию объектов
капстроительства
Временные затраты на Обеспечение передвижения
переоформление лицензий. работников до г. Алагир
сертификацию производства (за 50 км от г. Владикавказ).
на новых площадях, подводку а также трудоустройства
коммуникаций, установку сотрудников
оборудования АО «НПО «Бином»
Рисунок 6. Проблемные вопросы и возможные риски в процессе передислокации производства АО "НПО "Бином"27
организаций с точки зрения потенциала и перспективности развития производств по имеющейся основной специализации и диверсификации деятельности с выпуском востребованной на потребительском рынке продукции гражданского назначения.
3. Определение статуса и перспектив дальнейшей реализации мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий, с учетом проведенных до 2017 г. с АО "Росэлектроника" профильными департаментами и казначейством ГК "Ростех" комплекса мероприятий по разработке проектов ПФО.
4. Определение целесообразности реорганизации предприятий и оптимизации их имущественных комплексов, в том числе с учетом их использования в качестве потенциального ресурсного источника погашения накопленной кредиторской задолженности в рамках мероприятий по финансовому оздоровлению и внебюджетного финансирования перспективных мероприятий по развитию компетенций.
С учетом высокой ликвидности территорий занимаемых большинством организаций в г. Владикавказ, в ходе реорганизации имеется существенный риск превалирования тенденции на перепрофилирование их площадей с последующим созданием коммерческих инвестиционных площадок в ущерб приоритетности сохранения производств.
Реализация решений о перемещении производственных активов отдельных предприятий, являющихся единственными поставщиками изделий, производимых в рамках ГОЗ, должна согласовываться в соответствующем межведомственном порядке (в том числе с участием Минобороны России и Минпромторгом России) для предотвращения угрозы срыва поставок, возможной при отсутствии мероприятий предварительного освоения производства изделий, выпускаемых перемещаемыми организациями. Данное положение предусмотрено частью 4 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
В отсутствии всесторонней проработки вопроса по объединению предприятий и
передислокации производственных мощностей с учетом рисков социального характера форсированная реорганизация производств организаций также чревата переводом проблемы в плоскость социального конфликта.
Выводы. Организации радиоэлектронной промышленности РСО-Алания характеризуются проблемами финансово-экономического характера, для решения которых требуются меры поддержки на государственном и корпоративном уровне, расширение кооперационных связей, проведение процессов интеграции.
В настоящей статье были рассмотрены различные варианты интеграции предприятий. Сложности при согласовании и утверждении данных процессов обусловлены множеством участников, статусом организаций как производителей продукции для нужд ОПК. Каждый новый вариант интеграции учитывает опыт предыдущих, однако итоговый вариант, который бы устраивал все стороны, пока еще не найден. Длительность поиска наиболее оптимального варианта свидетельствует о серьезных намерениях Правительства РСО-Алания, ГК "Ростех", холдинга АО "Росэлектроника" и других участников в части нахождения решения по интеграции, которое обеспечило бы максимально эффективную работу организаций в будущем с учетом перспектив их дальнейшего развития.
Успехи в реализации интеграции будут способствовать стабильному функционированию организаций радиоэлектронной промышленности РСО-Алания, что окажет влияние на решение частных задач проводимой государственной политики по социально-экономическому развитию Северного Кавказа. Эффективная хозяйственная деятельность предприятий обеспечит рост налоговых выплат юридических лиц в регионе, положительно повлияет на социальную обстановку через увеличение доходов населения, востребованность выпускников учебных заведений, обеспечение занятости квалифицированного персонала. Результатами развития будут также новые компетенции организаций по разработке и выпуску продукции ВВСТ, повышение ее
качества и реализация политики импорто-замещения в части некоторых образцов для потребностей ОПК Российской Федерации.
Список литературы
1. Интеграция организаций // Центр управления финансами: сайт.-URL: http://center-yf.ru/ data/stat/Integraciya-organizacii.php (дата обращения: 04.05.2018).
2. Экономика республики / Инвестиционный портал РСО-Алания. URL: http://www.alania-invest.ru/page/ekonomika (дата обращения: 04.05.2018).
3. В Северной Осетии осуществляется переоснащение предприятия электронного комплекса // Кавказский узел. 06.11.2008. URL: www. kavkaz-uzel.eu/articles/143763 (дата обращения: 04.05.2018).
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия - Алания по вопросам собственности // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.-URL: http://docs.cntd. ru/document/9038616; www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=EXP&n=239198#078308 00306491732 (дата обращения: 04.05.2018).
5. Венецианов Р. Осетинская оборонка под федеральным крылом // КАВПОЛИТ, 29.03.2014. URL: http://kavpolit.com/articles/osetinskaja_ oboronka_pod_federalnym_kiylom-2243 (дата обращения: 04.05.2018).
6. Справочник организаций промышленного и оборонно-промышленного комплекса Мин-промторга России, база данных ФГУП "ЦНИИ "Центр": приказ Минпромторга России от 29.10.2009 № 983.
7. Данные формы № П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", база данных ФГУП "ЦНИИ "Центр": приказ Минпромторга России от 29.10.2009 № 983.
8. Статистическаяинформацияоситуациинаре-гистрируемом рынке труда на 01.01.2018 // Роструд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?lD=629463 (дата обращения: 07.05.2018).
9. Итоги социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за 2017 г. // Сайт Министерства экономического развития РСО-Алания. 13.04.2018.-URL: http://economy.alania. gov.ru/pages/419 (дата обращения: 07.05.2018).
10. Перечень электронной компонентной
базы, разрешенной для применения при разработке, модернизации, производстве и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники в редакции 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://test.ciklon.ru/catalog/ bankn/inf2018.pdf (дата обращения: 07.05.2018).
11. Путин поручил довести долю продукции гражданского назначения в ОПК до 50% к 2030 г. // ТАСС. 06.12.2016. URL: http://tass.ru/armiya-i-opk/3847493 (дата обращения: 07.05.2018).
12. Заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// government.ru/news/15539 (дата обращения: 18.05.2018).
13. А.А. Хетагуров. Текущее состояние и перспективы развития радиоэлектронных предприятий оборонно-промышленного комплекса ГК "Ростех", расположенных в РСО-Алания: письмо в Аппарат Правительства Российской Федерации от 03.05.2017 № 257// Поручение Аппарата Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № П7-25089.
14. О результатах оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых налоговых льгот по итогам I полугодия 2017 г.: аналитическая записка / сайт Министерства финансов РСО-Алания. URL: http://www.mfrno-a.ru/eye-inner/Novosti/Analiticheskaya-zapiska-O-rezultatah-otcenki-byudzhetnoj (дата обращения: 18.05.2018).
15. Георгий Каламанов провел совещание по развитию радиоэлектроники на Северном Кавказе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/ news/#!georgiy_kalamanov_provel_soveshhanie_ po_razvitiyu_radioelektroniki_na_severnom_ kavkaze (дата обращения: 26.05.2018).
16. Между ОАО "Росэлектроника" и Правительством Республики Северная Осетия-Алания подписано соглашение о сотрудничестве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ruselectronics.ru/news/?id=388 (дата обращения: 26.05.2018).
17. Заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// government.ru/news/15539 (дата обращения: 26.05.2018).
18. Решения по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://government.ru/orders/ selection/401/15651 (дата обращения: 26.05.2018).
19. Протокол Рабочей группы по развитию промышленного производства при Правительственной комиссии от 04.02.2015 № 6.
20. Кузнецов Л. Северный Кавказ имеет ресурсы для включения в работу по импортозамеще-нию / ТАСС. 04.02.2015. URL: http://tass.ru/novosti-partnerov/1745149 (дата обращения: 01.06.2018).
21. Делегация госкорпорации "Ростех" изучает в Северной Осетии деятельность оборонных предприятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alania.gov.ru/news/791 (дата обращения: 07.06.2018).
22. Вячеслав Битаров обсудил с главой "Ро-стеха" С. Чемезовым новые перспективы развития оборонных предприятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alania.gov.ru/ news/811 (дата обращения: 07.06.2018).
23. Работа по оздоровлению оборонно-промышленных предприятий Северной Осетии
будет форсирована [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alania.gov.ru/node/3837 (дата обращения: 16.06.2018).
24. Оптимизация на североосетинских предприятиях "Ростеха" [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ossetia.news/2016/12/27/ optimizatsiya-na-severoosetinskih-predpriyatiyah-rosteha-neizbezhna (дата обращения: 16.06.2018).
25. Североосетинские предприятия "Бином" и "Алагирский завод сопротивлений" будут объединены / ГТРК "Алания". 16.10.2016. URL: http://alaniatv.ru/vesti/?id=21064 (дата обращения: 04.05.2018).
26. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 01.01.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/bul_ dr/mun_obr2017.rar (дата обращения: 08.05.2018).
27. "Бином" против [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gradus.pro/binom-protiv (дата обращения: 10.06.2018).