Научная статья на тему 'Изучение направлений обеспечения устойчивого развития экономики региона (на примере Республики Северная Осетия-Алания)'

Изучение направлений обеспечения устойчивого развития экономики региона (на примере Республики Северная Осетия-Алания) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ / ПРАВО НА ЭКОНОМИЧЕСКИ ГРАМОТНУЮ ВЛАСТЬ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION / REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM / STATE REGULATION OF ALCOHOLIC AND ALCOHOL-CONTAINING PRODUCTS OF NORTH OSSETIA / YOUTH PARLIAMENT OF THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA-ALANIA / RIGHT TO ECONOMICALLY COMPETENT POWER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова К. Ю.

Проблемы управления устойчивым развитием экономики региона являются на сегодня наиболее важными, о чем свидетельствуют следующие артефакты: они стали наиболее обсуждаемыми вопросами и предметом рассмотрения на конференциях и симпозиумах, одним из направлений деятельности Департамента политической координации и устойчивого развития ООН. В статье проанализированы основные проблемы развития экономики региона (на примере Республики Северная Осетия-Алания) и выявлены точки ее роста; предложены меры, способствующие устойчивому социально-экономическому развитию Республики Северная Осетия-Алания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF THE DIRECTIONS OF ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC NORTHERN OSSETIA-ALANYA)

Problems of sustainability management of economy of the region are the most important for today about what witness the following artifacts: they became the most discussed questions and a subject of consideration at conferences and symposiums, one of activities of Department of political coordination and sustainable development of the UN. In article the main problems of development of economy of the region are analysed (on the example of the Republic of North Ossetia-Alania) and points of its growth are revealed; the measures promoting sustainable social and economic development of the Republic of North Ossetia-Alania are proposed.

Текст научной работы на тему «Изучение направлений обеспечения устойчивого развития экономики региона (на примере Республики Северная Осетия-Алания)»

52

Экономические науки

УДК 332.012.23

ИЗУЧЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ)

Коновалова К.Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (Северо-Кавказский институт), г. Пятигорск

E-mail: [email protected]

Проблемы управления устойчивым развитием экономики региона являются на сегодня наиболее важными, о чем свидетельствуют следующие артефакты: они стали наиболее обсуждаемыми вопросами и предметом рассмотрения на конференциях и симпозиумах, одним из направлений деятельности Департамента политической координации и устойчивого развития ООН. В статье проанализированы основные проблемы развития экономики региона (на примере Республики Северная Осетия-Алания) и выявлены точки ее роста; предложены меры, способствующие устойчивому социально-экономическому развитию Республики Северная Осетия-Алания. Ключевые слова: устойчивое развитие региона, региональная социально-экономическая система, государственное регулирование алкогольной и спиртосодержащей продукции Северной Осетии, Молодежный парламент Республики Северная Осетия-Алания, право на экономически грамотную власть.

STUDYING OF THE DIRECTIONS OF ENSURING SUSTAINABLE

DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE REGION

(ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC NORTHERN OSSETIA-ALANYA)

Konovalova Ch.Yu., сandidate of economic sciences, associate professor of the department of economy and antimonopoly regulation, FGBOOU WAUGH "The Russian academy of national economy and public service in case of the Russian President" (The North Caucasian institute), city of Pyatigorsk

Problems of sustainability management of economy of the region are the most important for today about what witness the following artifacts: they became the most discussed questions and a subject of consideration at conferences and symposiums, one of activities of Department of political coordination and sustainable development of the UN. In article the main problems of development of economy of the region are analysed (on the example of the Republic of North Ossetia-Alania) and points of its growth are revealed; the measures promoting sustainable social and economic development of the Republic of North Ossetia-Alania are proposed.

Key words: sustainable development of the region, regional social and economic system, state regulation of alcoholic and alcohol-containing products of North Ossetia, Youth parliament of the Republic of North Ossetia-Alania, right to economically competent power.

Современное развитие российских регионов характеризуется сложностью и противоречивостью. В настоящее время крайне слабо выражены механизмы развития территорий регионов, они испытывают недостаток в притоке инвестиций, что во многом связано с содержанием деятельности органов власти и управления территорий. Такая ситуация во многом обуславливается отсутствием четко определенной конкурентной по-

зиции территорий, а также их привлекательного образа [6, с. 222, 223].

Усиливается конкуренция на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях взаимодействия экономических субъектов [7, с. 170]. Одна из значимых предпосылок, способствующая выравниванию условий конкуренции, заключается в единстве всего экономического пространства России, которое будет способно обеспечить сво-

бодное перемещение товаров, факторов производства и капитала [8, с. 70].

Стоит отметить, что в процессе структурных и технологических преобразований мезоэконо-мики возник дисбаланс - между потребностями региона в ресурсах и наличием доступных источников пополнения ресурсов; между существующей материальной базой и планами по ее развитию; между требованиями интенсификации экономического роста и принципами устойчивого развития экономики [9, с. 88].

Достигнуть устойчивого развития возможно благодаря результатам экономического роста при обеспечении его сбалансированности с потребностями общества по улучшению качества жизни и предотвращения деградации окружающей среды [10, с. 85].

Под устойчивостью развития региона следует понимать процесс прогрессивной трансформации количественных и качественных показателей функционирования региональной системы, который обеспечивает создание и поддержание оптимальных условий для повышения качества жизни граждан [11, с. 145].

Разработка методики измерения устойчивого социально-экономического регионального развития является ключевой проблемой данного направлении развития экономической и экологической науки. При этом при кажущейся очевидности решение данного вопроса выходит за рамки простого выбора параметров, позволяющих объективно оценить ситуацию в регионе. Об этом свидетельствует и тот факт, что вопрос возник еще на самой заре формирования самой парадигмы устойчивого развитии и по сегодняшний день является наиболее часто рассматриваемым вопросом.

За этот период созданы целый спектр методик, предложена масса методологических платформ для решения этих вопросов. Собственные методики разработаны ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирным банком, Европейским Союзом и др.

Процесс управления устойчивым развитием должен быть методологически обеспечен системой критериев и показателей устойчивого развития или индикаторов устойчивого развития. Методологическим фундаментом устойчивого

социально-экономического развития любого региона является экономическая, экологическая, социальная триада составных компонентов.

В частности, Ферару Г.С. и Орловой А.В. разработаны основы концепции устойчивого регионального социально-экономического развития, базирующиеся на системе базовых и сводных показателей: природно-ресурсный уровень развития региона; уровень кадрового развития региона; уровень экономического развития региона; уровень инновационного развития региона; уровень инфраструктурного развития региона; уровень социального развития региона [12, с. 16].

По итогам первого полугодия 2016 г. в Республике Северная Осетия-Алания в результате отрицательного влияния внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктуры, а также в связи с целым рядом структурных экономических и социальных проблем по важнейшим макропоказателям сложилась отрицательная динамика.

Так, производство продукции сельского хозяйства снизилось на 32,7 % (3320 млн руб.). Оборот розничной торговли в первом полугодии 2016 г. в сравнении с показателями за соответствующий период 2015 г. сократился на 3,2 %, составив 49 597,3 млн руб. [4]. Объем платных услуг, оказанных населению, сократился на 7,1 %. Индекс потребительских цен составил 102,8 %. Денежные доходы на душу населения республики снизились на 1,0 %, составив 19 838,1 руб. Реальные денежные доходы по сравнению с первым полугодием 2015 г. сократились на 8,4 %. Задолженность по выплате заработной платы по данным Росстата на 1 июля 2016 г. составила 6,6 млн руб. Осталась высокой доля убыточных организаций - 40,9 %, что на 7,3 процентных пункта выше, чем в прошлом году [13; 17].

В течение первого полугодия 2016 г. государственный долг Республики Северная Осетия-Алания (далее - РСО-Алания) вырос на 19,9 % и составил на 1 июля 2016 г. 10 870,9 млн руб. [17].

Стоит отметить, что РСО-Алания могла бы полностью закрыть эту задолженность за год, т.к. при условии использования спирта, производимого в республике, на производство водки бюджет может получать порядка 16 млрд в год.

Бюджет республики на 2016 г., составляющий

19 млрд 355 млн руб., был принят с дефицитом в 400 млн руб., т. е. госдолг региона еще вырастет до конца 2016 г., ввиду чего, региону была оказана дополнительная финансовая помощь -представлена дотация на сбалансирование бюджета, составившая 1 млрд 90 млн руб. [3]. Министерство финансов РСО-Алания определило приоритетные направления расходования данных дотаций - в сферы здравоохранения и образования [15]. Доходы консолидированного бюджета республики за январь-июнь 2016 г. снизились на 1,7 % (24,9 млрд руб.), что связано в основном с сокращением федеральных дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности республики, налоговые и неналоговые доходы увеличились всего на 0,7% (11 690,9 млрд руб.), снижение темпа роста заработной платы в 2015 г. по отношению к показателю в 2014 г. составило

4,8 процентных пункта при росте индекса потребительских цен на 13,6 % [13; 15;17].

По данным таблицы 1, задолженность по выплате заработной платы на 1 января 2016 г. составила 28,2 млн руб., что по сравнению с задолженностью на 1 января 2015 г. на 1,6 млн руб. больше, и также имеет тенденцию к увеличению по данным на 1 июня 2016 г. [4, 5].

Индекс промышленного производства по всем видам экономической деятельности за первое полугодие 2016 г. составил 82,7 %, в том числе по добыче полезных ископаемых 102,9 %, по обрабатывающим производствам - 81,4 %, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 83,3 % [5].

Заниженными темпами в отчетном периоде в обрабатывающих отраслях развивались предприятия производства пищевых продуктов (82,0 % по

Таблица 1

Задолженность по заработной плате на 01.06.2016 года и безработица на конец мая 2016 года в субъектах СКФО

Субъект СКФО Всего В т.ч. из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней В расчете на одного работника предприятий, имеющих задолженность, тыс. руб. Численность официально зарегистрированных безработных

млн. руб. в % к месячному фонду зарплаты предприятий, имеющих задолженность млн. руб. в % к общей сумме задолженности тыс. чел. в % к соответствующему периоду предыдущего года в % к экономиически активному населению

Республика Дагестан 41,5 в 2,1 р. 1,7 4,0 26,0 28,5 102,1 2,2

Республика Ингушетия - - - - - 28,8 85,9 13,0

Кабардино-Балкарская Республика 11,0 в 29,7 р. - - 66,0 8,7 94,7 2,0

Карачаево-Черкесская Республика - - - - - 4,2 95,4 1,9

РСО-Алания 85,2 в 9,4 р. 3,5 4,1 126,4 8,7 103,2 2,6

Чеченская Республика 8,9 128,2 р. - - 57,5 72,1 74,8 11,7

Ставропольский край - - - - - 14,9 95,5 1,1

Источник: составлено автором по данным официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РСО-Алания. URL: http://osetstat.gks.ru/(дата обращения 15.09.2016).

отношению к соответствующему периоду прошлого года), производства резиновых и пластмассовых изделий (81,0 %), транспортных средств и оборудования (81,5 %), металлургического производства и производства готовых металлических изделий (72,5 %), прочего производства (60,8 %), прочих неметаллических минеральных продуктов (59 %). Спад объемов производства обусловлен [15]:

- в сфере металлургии - сокращением производства свинца в связи с поэтапным закрытием свинцового производства (ОАО «Электроцинк»), завершением исполнения крупного экспортного заказа (сплавы на основе вольфрама) и на сегодняшний день не имеющего перспектив получения нового (ОАО «Победит»). Тем не менее ОАО «Победит» предполагает провести реконструкцию твердосплавного производства, что в перспективе по завершению будет способствовать наращиванию объемов производства;

- в пищевой отрасли - снижением производства товарного рыбоводства в связи с отсутствием на ОАО «Алания-Фиш» спецкормов, а также производства мясомолочной продукции в результате удорожания себестоимости содержания крупного рогатого скота (удорожание кормов);

- в производстве резиновых и пластмассовых изделий - снижением спроса на пленку полимерную как неконкурентоспособную из-за удорожания ее себестоимости (ОАО «Кетон»). Сотрудничество с ведущими НИИ, в частности с ОАО «НИИ «Гириконд», имеющим опыт разработки пленочных материалов, направлено на реализацию совместного проекта по организации серийного производства высокочастотной полипропиленовой пленки (ПП);

- в прочих производствах - снижением спроса из-за высоких цен на мебель, выпускаемую ОАО «Рокос» (показатели по «Прочим производствам» формируются преимущественно мебельными производствами). Предприятием проводится работа по расширению предлагаемой номенклатуры товаров на основе использования современных технологий и инновационного оборудования.

В производстве транспортных средств постепенно наращиваются объемы производства, благодаря получению в апреле текущего года заказа на ремонт пассажирских вагонов (ОАО «ВВРЗ им. С.М. Кирова»), однако спад объемов производства за отчетный период по сравнению с прошлым годом составляет 18,5 %.

На ОАО «Иристонстекло» в связи с негативными последствиями финансового кризиса и отсутствием спроса на стеклобутылку с февраля 2016 г. введен режим неполного рабочего дня. Незначительный спрос на строительный кирпич способствует постепенному наращиванию его производства, однако в целом спад объемов производства прочих неметаллических минеральных продуктов составляет почти 50 % от уровня прошлого года.

Рост объемов производства на ОАО «Разряд» сдерживается вынужденным простоем из-за отсутствия производственного сырья, а также отсутствием квалифицированных рабочих кадров. В настоящее время на заводе предполагается проведение профессионального обучения за счет собственных средств.

Снижение объемов производства электроэнергии за отчетный период по сравнению с прошлым годом объясняется недовыработкой электроэнергии гидроэлектростанциями СОФ ПАО «РусГидро» в результате остановки Гизельдонской ГЭС в связи с заменой трансформаторного оборудования и оборудования распределительных устройств.

Объем отгруженной промышленной продукции за отчетный период достиг 11 680,8 млн руб. и составил 94,9 % к показателю за 2015 г., в т. ч. по видам экономической деятельности: по обрабатывающим производствам - 6900,9 млн руб. (85,3 %), по добыче полезных ископаемых -480,6 млн руб. (105,4 %), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды -4299,3 млн руб. (114,5 %).

Удельный вес обрабатывающих производств в общем объеме отгруженной промышленной продукции остается доминирующим и составляет 59,1 % (для сравнения: в 2015 г. - 80 %) [4], производства и распределения электроэнергии -36,8 % (19,2 %), добычи полезных ископаемых -4,1% (0,8 %). При этом в структуре объема отгру-

женной продукции обрабатывающих производств за отчетный период удельный вес производства пищевых продуктов, включая напитки, составил 37,2 %, металлургического производства -48,6 % [13; 17].

За первое полугодие 2016 г. увеличили объемы отгруженной продукции ОАО «Гран» - в 7 раз, ОАО «Радуга» - в 2,6 раза, ООО «Ирафская швейная фабрика» - в 2,2 раза, ОАО «НИИЭМ» - на 43,4 %, ООО «ВТЦ «Баспик» - на 41,6 %, ОАО «Пнев-мооборудование» - на 34,8 %, ОАО «Моздокские узоры» - на 24 %, ОАО «Кетон» - на 17,5 %, ООО «Луч» - на 14,6 %, ОАО «Магнит» - на 14,2 %, ОАО НПО «Бином» - на 12 %, ОАО «Электроцинк» - на 11,2 %, ОАО «Кавдоломит» - на 5,4 %, ОАО «Всероссийское общество слепых» - на 4,1 %, ОАО «Крон» - на 3,2 %, ОАО «Топаз» - на 3,1 %.

Снизили объемы отгружаемой продукции: ОАО «Янтарь» - на 98,2 %, ОАО «Иристонстекло» -на 69,2 %, ОАО «Победит» - на 63,3 %, ОАО «Элект-ронкомплекс» - на 51 %, ОАО «Разряд» - на 36,8 %, ЗАО «Рокос» - на 32,9 %, ОАО «Электроконтактор» -на 31,2 %, «Моздокская швейная фабрика» - на 20,3 %, ОАО «ВВРЗ» - на 4,1 %, ОАО «Алагирский завод сопротивлений» - на 2,0 %.

Снижение объемов производства обусловлено [15]:

- сокращением оборонных и государственных заказов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, наличием высокого удельного веса незагруженных площадей и наличие огромных запасов готовой продукции на складах, реализация которой затруднена из-за снижения покупательского спроса, а также задолженностью по обязательным налоговым и иным платежам у большинства предприятий, ухудшающей финансовое состояние предприятий;

- нехваткой квалифицированной рабочей силы;

- использованием на большинстве предприятий устаревших материалоемких и энергозатратных технологий, способствующих росту себестоимости конечной продукции и снижению ее конкурентоспособности.

Потребительский рынок республики имеет устойчивое состояние и характеризуется достаточным уровнем товарной насыщенности, раз-

витой сетью предприятий различных форматов, соответствующих европейскому уровню, как по качеству обслуживания, так и по ассортименту предлагаемой продукции и услуг.

В текущем году в республике продолжают строиться и открываться современные предприятия торговли и общественного питания.

Вместе с тем снижение благосостояния населения негативно влияет на показатели социально-экономического развития потребительского рынка республики.

В первом полугодии 2016 г. по сравнению с соответствующим периодом 2015 г. в результате сокращения реальных денежных доходов населения (91,6 %) и платежеспособного спроса населения оборот розничной торговли составил 49 597,3 млн руб., что в сопоставимых ценах составляет 96,8 % к уровню предыдущего года [13, 17].

Оборот розничной торговли на 76,2 % формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 23,8 %.

Сокращение доли товарооборота, формируемого на рынках, свидетельствует о возвращении покупательских потоков в стационарные предприятия торговли и приводит, с учетом платежеспособного спроса населения, к обострению конкурентных отношений участников рынка как между секторами стационарной и нестационарной торговли, так и в самом секторе стационарной торговли [5].

В январе-июне 2016 г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 48,9 %, непродовольственных товаров -51,1%.

Объем платных услуг населению за первое полугодие 2016 г. составил 11 599,2 млн руб., что в сопоставимых ценах составляет 92,9 % к объему соответствующего периода предыдущего года.

В структуре объема платных услуг населению в первом полугодии 2016 г. продолжали преобладать коммунальные, транспортные, связи и бытовые услуги, на долю которых приходилось 80,7 % от общего объема.

В отчетном периоде населению было оказано услуг бытового характера на 961,5 млн руб., что

на 0,3 % больше, чем за первое полугодие прошлого года.

В структуре объема бытовых услуг за указанный период наибольшую долю занимали парикмахерские и косметические услуги (22,6 %), по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (17,6 %), услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (14,5 %), ритуальные услуги (12,5 %).

Среднедушевые денежные доходы населения за январь-июнь 2016 г. снизились на 1,0 % и составили 19 838,1 руб.

Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в июне 2016 г. по отношению к декабрю 2015 г. составил 102,8 % (по РФ - 103,3 %), в том числе по продовольственным товарам -101,7 % (по РФ - 103,2 %), по непродовольственным товарам - 104,2 % (по РФ - 103,8 %), по платным услугам - 102,4 % (по РФ - 102,7 %) [13].

Повышение цен на продовольственные товары произошло во всех субъектах Российской Федерации и не могло не отразиться на ценах на продовольственном рынке Республики Северная Осетия-Алания.

Основными причинами роста цен на продовольственные товары остаются зависимость потребительского рынка республики от общероссийских тенденций на рынке продовольственных товаров, недостаточная доля собственного производства, воздействие санкционного механизма и механизма контрсанкций.

Несмотря на это, состояние потребительского рынка республики продолжает оставаться стабильным, наблюдается достаточная насыщенность торговой сети основными продуктами питания и социально значимыми товарами, ажиотажного спроса на товары нет.

Таким образом, к факторам, сдерживающим устойчивое развитие экономики РСО-Алания, следует отнести: не грамотную власть; несостоятельность кабинета министров в решении социально-экономических проблем республики; отсутствие денег в республике, а также клано-вость всей власти Северной Осетии.

Вместе с тем по ряду показателей отмечается положительная динамика.

Один из важнейших макроэкономических показателей - инвестиции в экономику и соци-

альную сферу республики - в первом полугодии 2016 г. за счет всех источников финансирования составили 8 809,9 млн руб. (119,6 % к соответствующему периоду 2015 г.). Причиной увеличения данного показателя является рост объемов капитальных вложений, направленных на обеспечение безопасности республики. Удельный вес инвестиций по данному направлению в общей сумме инвестиций в первом полугодии 2016 г. составил 43,3 % против 31,6 % в первом полугодии

2015 г. [5].

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды вырос на 14,5 % (4 299,3 млн руб.), по добыче полезных ископаемых - на 5,4 % (480,6 млн руб.).

Ввод в эксплуатацию жилья в январе-июне

2016 г. увеличился на 3,5 %, составив 84,5 тыс. м2 общей площади. Объем работ, выполненный строительными организациями, составил 6131,5 млн руб. (115,2 % к январю-июню 2015 г.) [4].

Грузооборот автомобильного транспорта вырос на 11,9 % и составил 41 240,6 тыс. т-км, пасса-жирооборот - на 6,2 % (31,5 млн чел.), объем услуг связи увеличился на 3,1 %.

Предпринимаемые в регионе меры, необходимые для выхода на новый уровень социально-экономического развития заключаются в том, чтобы кардинально поменять власть, провести выборы и поручить задачу новому кабинету министров разработать «Стратегический план социально-экономического развития РСО-Алания». Так, например, для реализации планов социально-экономического развития и поисков сподвижников-реформаторов, которые не боятся перемен, создан Молодежный парламент РСО-Алания.

Следует выделить ряд мер, способствующих устойчивому социально-экономическому развитию РСО-Алания:

I. Реструктуризация экономики - насыщение товарного рынка, достижение которого невозможно без поддержки местных производств и товаропроизводителей, работающих в условиях внутреннего регионального рынка.

II. Создание кооперационных структур - это максимальная экономическая замкнутость в

регионах, что позволит обеспечить наиболее полную загрузку производственных мощностей, снизить издержки производства, экономия на налогах.

III. Переход к ресурсосберегающему и энергосберегающему производству.

Проанализировав экономику РСО-Алания, можно выделить следующие точки роста:

• сельское хозяйство;

• пищевая промышленность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• транспортно-логистические центры;

• туристско-рекреационные территории;

• военно-промышленный комплекс (нуждается в государственных заказах).

В РСО-Алания особо сильно развита пищевая промышленность. Казна РСО-Алания в предыдущие годы пополнялась в основном от налогообложения пищевой промышленности, а также от продажи акцизов, т.е. от производства винно-водочной продукции.

На территории Северной Осетии действуют около 20 многопрофильных заводов по производству спирта, водки, вина, ликера и др. Также, очень высокие налоги губят производителя. На данный момент тысячи людей остались без работы. Некоторые для выживания своего завода уходят в подполье, люди работают ночами, для того чтобы прокормить семью в непростых социально-экономических условиях.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - РАР), имея акцизную марку и опираясь на 171 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», отобрала, или вообще не дает лицензию заводам в РСО-Алания. Никаких рычагов - ни контрольных, ни разрешительных - у республики нет, за исключением контроля исключительно розничной продажи алкоголя [13]. Тем не менее для пополнения республиканского бюджета нужны реальные полномочия. Необходимо обязательное участие региональных органов власти в процедуре выдачи лицензий как оптовикам, так и производителям, что должно найти отражение в 171 ФЗ по части лицензионных требований [2, 16].

Заводы которые еще на плаву - работают в две смены, для того чтобы больше заработать, возможно в будущем все заводы закроются, что может вызвать социальный взрыв в республике.

Парламент РСО-Алания внес в Госдуму законопроект о биоэтаноле. Этот закон был принят и предполагает снятие акциза с биоэтанола. Однако чтобы неработающие спиртзаводы перевести на биотопливо, необходимо также внести изменения и в ст. 22 Налогового кодекса РФ («Обеспечение и защита прав налогоплательщиков»), т. е. снять акциз с биотоплива [1, 2, 16].

В РСО-Алания можно с большой выгодой связать спиртзаводы с нефтяной промышленностью. В перспективе республика может построить нефтеперерабатывающий завод и производить новую продукцию - этил-трет-бутиловый эфир (далее - ЭТБЭ), где в качестве сырья будет применяться биоэтанол и изобутилен от крегинга нефти. ЭТБЭ применяют в качестве добавки к бензину (до 15 %, а биоэтанол - 7-10 %). Слабая сторона биоэтанола еще в том, что он берет с воздуха влагу, а этил-трет-бутиловый эфир не берет. Такой завод обеспечит биотопливом не только республику.

В качестве примера стоит также рассмотреть деятельность ОАО «Исток». Завод «Исток» ранее был одним из крупнейших в России производителей алкогольной продукции, выпускающим широкий ассортимент винно-водочных изделий -водку, шампанское, вино и коньяк. Из преуспевающего завода ОАО «Исток» превращается в банкрота, и уже несколько лет стоит без работы. Реанимировать предприятие можно за счет средств частного инвестора.

Завод «Исток» имел огромное экономическое значение в Северной Осетии, в его эксплуатации было около 200 единиц транспортных средств, огромные производственные и складские помещения для собственных нужд. Практически все производственные мощности, включающие спиртовой завод, ликеро-водочный завод, завод шампанских вин, стекольное производство, цех покраски бутылок, типографию, были сосредоточены на территории единого комплекса площадью 33 га в Беслане. В пиковый период в 2007 г. предприятие выпускало 60 млн бутылок

шампанских вин в год, при этом более десяти наименований были собственными разработками. Кризис на предприятии начался в 2010 г.

Действующие и сокращенные работники предприятия создали общественную организацию «Защитим „Исток"». В 2012 г. на предприятии «Исток» была введена процедура конкурсного производства. Имущество предприятия было выставлено на торги. На тот момент долг завода перед кредиторами составлял 5,5 млрд руб., из них 800 млн руб. - задолженность по налогам и сборам. Недобросовестные чиновники распиливали доход завода, т. к. он является государственным, и имеет большой экономический потенциал.

Так, согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РСО-Алания от 09.02.2016 г. в ОАО «Исток» имелась задолженность по заработной плате в размере 1 млн 620 тыс. руб. [17].

Сейчас все контролирующие полномочия в руках у федеральных органов. На сегодняшний день республика не в состоянии пересилить водочное лобби в федеральном центре. Также регионы России стали ставить барьеры и планку производителям РСО-Алания, в том числе и ОАО «Исток». Например, Дальний Восток, когда 12 вагонов были возвращены обратно заводу. Причиной возврата 4 вагонов шампанского и 8 вагонов водки и коньяка, по официальным отпискам, являлось «низкое качество продукции», хотя это не так, они продвигали свою водку на своей территории. Надо было видеть этим «отказникам» техническое оснащение лаборатории «Истока», где даже бутылочная тара подвергалась тщательному анализу на предмет выделения щелочи. Заводы оборудованы по самым современным требованиям, а качество производимого спирта очень высокое, также за счет уникальных свойств воды в РСО-Алания.

У многих субъектов страны все предприятия алкогольпроизводящей отрасли принадлежали государству, которые по закону объединили свои производства. Так появились, например, ОАО «Татспиртпром», ОАО «Удмуртспиртпром» и т.д. Сейчас «Татспиртпром» вышел на первое место в стране по производству водки и внес огромные средства в бюджет - 9 млрд руб. [14].

В РСО-Алания в рамках организации холдинга, куда могут войти не только спиртзаводы, но и алкогольпроизводящие предприятия, их собственники пока просчитывают свои риски. Если они войдут в холдинг, получат ли они лицензии, марки? Такие гарантии необходимо получить от Министерства финансов РФ, т.к. РАР уже входит в состав этого ведомства [13]. В 171 ФЗ расписан каждый шаг по приобретению федеральной специальной марки, однако предприятие может получать марки только на стоимость имеющихся активов, стоит также учитывать стоимость банковской гарантии, перечень банков имеющих право выдавать такие гарантии и т.д. [2; 16].

Предприятия Северной Осетии могут покрыть треть российского алкогольного рынка. Однако на данный момент достичь таких показателей не удается из-за простоя большинства предприятий. Если преодолеть факторы сдерживающие производство то, в будущем прекратится отток населения из Северной Осетии, и пойдет обогащение народа и республики.

К примеру, если бы работали бесланские заводы, то в местный бюджет вносили бы 60 млн руб. в день. Тем самым, возможен постепенный выход РСО-Алания из дотационного положения, и открытие новых производственных мощностей в других отраслях экономики. Долгая экономическая стагнация привела все производственные отрасли РСО-Алания в упадок. Стоит согласиться с заголовком одной из статьи в Esquire за июль 2016 г., что в число базовых прав человека должно входить право на экономически грамотную власть. Выход есть один, отдать государственные заводы преуспевающим менеджерам-управленцам, работать и обогащаться, ограничить вмешательство власти в частные заводы. Власть сама давит на Кавказе производство, которое не надо создавать, оно есть и ему необходимо развиваться.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что у региона есть возможности развития, однако без учета социокультурных особенностей региона и укрепления правовой базы взаимоотношения власти и бизнеса дальнейшее проведение экономических реформ будет практически невозможно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Раздел 2. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях // Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base. consultant.ru (дата обращения: 15.09.2016).

2. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2016) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base. consultant.ru (дата обращения: 15.09.2016).

3. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 30.12.2015 № 48-РЗ «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2016» (в ред. Законов Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2016 № 32-РЗ)» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base. consultant.ru (дата обращения: 15.09.2016).

4. Приложение к распоряжению Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 марта 2016 г. № 113-р «Доклад Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания «Об итогах социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за 2015 год»» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base. consultant.ru (дата обращения: 15.09.2016).

5. Приложение к распоряжению Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 августа 2016 г. № 250-р «Доклад Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания «Об итогах социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за первое полугодие 2016 года»» // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base. consultant.ru (дата обращения: 15.09.2016)

6. Коновалова К.Ю. Разработка когнитивной модели повышения конкурентоспособности Северо-Кавказских регионов // Проблемы устойчивого развития российских регионов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. С. 222-224.

7. Коновалова К.Ю. Направления активизации инвестиционного потенциала региона (на примере Чеченской Республики) // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. (Грозный, 13 мая 2016 г.). Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2016. С. 169-177.

8. Коновалова К.Ю. Выявление и решение проблем бюджетного планирования как фактор устойчивого развития экономики регионов // Проблемы устойчивого развития российских регионов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. Л. Н. Руднева. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. С. 68-71.

9. Коновалова К.Ю. Факторы устойчивого сбалансированного экономического развития на региональном уровне управления // Аспирантские чтения - 2014: Материалы региональной конференции дипломированных специалистов, работающих над кандидатскими диссертациями. 12 февраля 2014. Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на Кавминводах, 2014. С. 88-95.

10. Коновалова К.Ю., Аджекова Э.С., Аджекова А.С. Применение индикаторов как показателей устойчивого развития экономики региона // Развитие региона и социальное творчество молодежи: сб. материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, обучающихся учреждений высшего и среднего профессионального образования с международным участием (14 мая 2015 г.); Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере. Краснодар: АНОО ВПО «ИЭиУ МиСС», 2015. С. 85-89.

11. Коновалова К.Ю. Особенности управления устойчивым развитием экономики региона // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы VIII Международной научно-практической конференции / Т.Н. Рябченко, Е.И. Бурьянова. В 2 т. Т. II: Экономические науки. Юридические науки. Невинномысск: НИЭУП, 2015. С. 144-146.

12. Коновалова К.Ю. Разработка методики индикативной оценки устойчивости региональной социально-экономической системы // Вестник экспертного совета. 2015. № 3. С. 15-21.

13. Официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка URL: http://fsrar.ru/ news/ (дата обращения 15.09.2016).

14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru (дата обращения 15.09.2016).

15. Официальный сайт Министерства финансов Северная Осетия-Алания URL: http://www.mfrno-a.ru/ (дата обращения 15.09.2016).

16. Официальный сайт Парламента Республики Северная Осетия-Алания // Информационный сборник: № 6. Июнь, 2016 // Северная Осетия в зеркале статистики URL: http://parliament-osetia.ru/index.php/ main/infodigest/art/5374 (дата обращения 15.09.2016).

17. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия-Алания URL: http://osetstat.gks.ru/ (дата обращения 15.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.