Научная статья на тему 'Предпринимательство региона в период перехода к рыночной модели хозяйствования'

Предпринимательство региона в период перехода к рыночной модели хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОК / ЭКОНОМИКА / ЭТАПЫ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабисов В. Д.

Исследован характер развития предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания на этапе формирования рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство региона в период перехода к рыночной модели хозяйствования»

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

3. Кучин А.Б., Смирнова А.Р., Зайцева В.О. Факторинг - финансовая схема управления вексельными потоками. - М.: Верше-АВ, 2000.

4. ЛобановА.А. Энциклопедия финансового риск-менеджмента, - М.: Альпина Бизнес Букс, 2-е издание, 2006.

5. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002.

6. Шапкин А.С., Шапкин В.А. Теория риска и моделирования рисковых ситуаций. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.

КАБИСОВ В.Д.

Северо-Кавказский горно-металлургический институт, аспирант, 362021, Владикавказ, ул. Николаева, 44

предпринимательство региона в период перехода к рыночной модели хозяйствования

Исследован характер развития предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания на этапе формирования рыночных отношений.

Ключевые слова: Республика Северная Осетия-Алания; предпринимательство; рынок; экономика; этапы; развитие

Коды классификатора JEL: R11, R12

Период формирования основ рыночных отношений (1991-2000 гг.) в экономике Республики Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) отличался совокупностью процессов радикальных преобразований собственности, отраслей, организационно-правовых форм, капиталовложений и инвестиций, системы управления.

Подобные преобразования способствовали форсированному развитию предпринимательства, которое, в свою очередь, оказало синергическое влияние на всю экономику республики. Ведь, уже сам по себе потенциал рыночного предпринимательства в качестве основы системы хозяйства обусловливал системный характер преобразований. В этом, в частности, заключалось принципиальное отличие формирования предпринимательства как квинтэссенции реформы всей системы хозяйственных отношений в России и ее регионах от мероприятий в области развития предпринимательства, которые осуществлялись в странах Запада. Подобное положение обусловливало общие и специфические особенности формирования современной рыночной системы предпринимательства в РСО-Алания, в числе которых можно выделить:

- различие между формально устраненной количественной диспропорциональностью разных типов хозяйствования и реально сохраняющимся доминирующим статусом государства как субъекта и регулятора рыночных преобразований;

- разрыв между потребностями реструктурирования государственных предприятий и возможностями создания частных предпринимательских структур в рамках социально-политического компромисса;

- неоднозначность государственной политики реформ;

- историческое и логическое противоречие между предпосылками и возможностями становления предпринимательства в переходной экономике (например, отсутствие благоприятной институциональной среды для осуществления предпринимательской деятельности);

- отсутствие сбалансированности между первоначальной дисперсией прав собственности (например, в рамках модели массовой приватизации) и потребностями привлечения стратегических инвесторов в предпринимательский сектор.

В целом переход РСО-Алания к рыночным отношениям имел сложный характер, что требует условного выделения трех подэтапов формирования предпринимательства, которые взаимообусловлены с преобразованиями экономики республики в 90-е годы ХХ века.

Первый подэтап формирования предпринимательства в РСО-Алания пришелся на 1991-1994 годы, когда происходила наиболее стремительная трансформация планово-централизованной экономики. В этот период стали создаваться частные предприятия и инфраструктурные орга-

низации, которые ранее в экономике Северной Осетии отсутствовали. Например, в 1991 году начала функционировать Владикавказская универсальная биржа, были сформированы службы занятости населения, появились аудиторские фирмы, в 1992 году создан таможенный пост, в 1993 году создана Торгово-промышленная палата РСО-Алания и т.д.

Проблемы переходного периода привели к сокращению производства, в наибольшей степени отмечаемого на предприятиях электронной промышленности, строительства, машиностроения, легкой промышленности и агропромышленного комплекса. Только за один 1992 год производство промышленной продукции сократилось на 18%, а сельскохозяйственной продукции - на 19%.

В 1992-1994 гг. в РСО-Алания началась приватизация государственной собственности, которая должна была повысить эффективность работы предприятий, ликвидировать их дота-ционность, уменьшить расходы бюджета, развить конкуренцию производителей продукции и услуг. В этой связи на ряде предприятий РСО-Алания были разработаны планы приватизации, реализация которых, однако, замедлилась и к началу 1994 года всего 12 предприятий изменили форму собственности. В определенной мере процесс замедления смены собственности был вызван тем, что проводимая ваучерная приватизация предприятий республики имела низкую привлекательность, поэтому 61,4% ваучеров население вложило в различные объекты вне республики. Всего к 1994 году было приватизировано 93 предприятия, из которых 43 являлись промышленными предприятиями. Одновременно, во Владикавказе из 558 предприятий, подлежащих приватизации, форму собственности изменило 101 мелкое предприятие муниципальной собственности (18,1%) с числом работающих до 3 человек.

В этот период структура производства РСО-Алания претерпела существенные изменения, переориентировавшись на выпуск полуфабрикатов, комплектующих изделий и переработку сырья цветных металлов. Доля их в 1993 г. составила 96% производства всей продукции. Производство товаров широкого спроса (всего 0,2%) и продуктов питания (3,2%) стало недостаточным для удовлетворения потребностей населения.

К 1995 году были приватизированы почти все предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, треть промышленных предприятий республики. В негосударственном секторе трудилось около половины занятых работников в народном хозяйстве. Приватизированные предприятия выпускали примерно 40% промышленной продукции. Быстро развивались отдельные элементы инфраструктуры рынка: товарные биржи, банки, финансовые фонды и компании.

Реформы проводились и в аграрном секторе экономики РСО-Алания, когда колхозы и совхозы были преобразованы в акционерные общества и кооперативы, получили развитие фермерские хозяйства. В 1992 году в республике было создано отделение Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), объединившее 8 районных организаций. В тот же год через АККОР было выделено для развития фермерских хозяйств 268 млн. руб., а в 1993 году - 407 млн. руб., что, однако составило всего 10% от реальных потребностей аграрного сектора экономики РСО-Алания. Существующее резкое сокращение государственных дотаций сельскохозяйственным предприятиям, значительный размер импорта продовольствия, снижение платежеспособного спроса населения привели к резкому ухудшению положения в этой отрасли. Развитие фермерских хозяйств замедлилось в связи с отсутствием у фермеров необходимой техники, сложностями получения банковского кредита из-за практического отсутствия у них залоговой стоимости, так как землю они не имели права продавать и закладывать в банках. Все это привело к тому, что уровень сельскохозяйственного производства в республике стал снижаться.

К концу 1994 года в РСО-Алания начался спад в деятельности малых предприятий и кооперативов, а многие производственные, научно-консультативные, торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Если на начало года число малых предприятий составило 1779 единиц, то к концу года оно уменьшилось до 922. Не дало желаемых результатов и развитие фермерских хозяйств. Всего в республике почти 50% регистрируемых предприятий не приступили к работе, 30% - были убыточны, 40% - не платили налоги, 10% -функционировали более или менее сносно, 3-4% фирм имели успех, но 37% из них были связаны с теневой экономикой. С другой стороны, именно на первом подэтапе происходило активное становление базовых институтов рыночной экономики (кредитно-банковской и налоговой

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

системы, частной собственности и т.д.), создание различных секторов рынка (товаров, услуг, труда) и т.д. Была разрушена жесткая вертикальная структура управления предприятиями со стороны государства, уступившая место горизонтальным связям между предприятиями. Население стало постепенно приспосабливаться к рыночным условиям. Все больше людей стали жить самостоятельно и зарабатывать деньги, основываясь на предпринимательском интересе. Именно в эти годы в массовых масштабах проявилось предпринимательство в своеобразной форме «челночного» бизнеса, когда тысячи людей на свой страх и риск отправились в зарубежные страны закупать товары массового спроса, чтобы потом продать их на местных вещевых рынках. Подобная торговля сыграла важную экономическую роль по наполнению потребительского рынка товарами, она помогла снять социальную напряженность, многие из ее участников сумели в короткий срок заработать немалые средства, чтобы заняться позже более серьезным бизнесом.

Второй подэтап становления предпринимательства в РСО-Алания охватывает период с 1995 по 1998 гг., когда проявились некоторые признаки макроэкономической стабилизации: снизились темпы роста потребительских цен и инфляции, заметно подешевели государственные кредиты, стабилизировалась динамика курса рубля к доллару, появились признаки оживления в некоторых отраслях (прежде всего в торговле), замедлились темпы роста безработицы и т.д.

Переход к рыночной экономике значительно изменил специализацию республики. В середине 90-х гг. главными отраслями республики в объеме выпускаемой продукции стали: пищевая промышленность (19%), цветная металлургия (17%), машиностроение, металлообработка (15%) и электроэнергетика (14%). Наибольшее число предприятий было сосредоточено в торговле и общественном питании (23%), промышленности (18%), общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (13%), сельском хозяйстве 10%), строительстве (9%).

Удельный вес объемов производства приватизированных предприятий достиг 65,5% к общему объему производства, а темпы роста производства на приватизированных предприятиях стали на 24,6 пункта выше, чем по предприятиям государственного сектора. Активно развивалось предпринимательство в финансовой сфере. В республике функционировали 5 коммерческих банков, 4 расчетно-кассовых центра, 26 филиалов крупных российских банков и Сбербанк со своими филиалами в районах. Однако уставный капитал большинства банков был незначителен и составлял (в деноминированных величинах): банк «Ир» - 936 тыс. руб.; «Осбанк» - 161,3 тыс. руб.; «Кредитпромбанк» - 110 тыс. руб.; банк «Фарн» - 100,1 тыс. руб. Низкие уставные капиталы не позволяли банкам стать полноценными субъектами финансового рынка. Как правило, подобные коммерческие банки не работали с населением, не осуществляли кредитование предприятий в реальном секторе экономики, а занимались куплей-продажей государственных ценных бумаг и иностранной валюты.

Третий подэтап формирования предпринимательства в РСО-Алания имел продолжительность с 1998 по 2000 гг. Системные ошибки управления привели к дефолту 1998 года и последующему обвалу показателей в экономике. В течение 1999 года в республике шли поиски путей по выходу из кризисной ситуации, сложившейся после августа 1998 года. Предпринимательству необходимо было извлечь максимальную выгоду из девальвации рубля, потому что удешевление национальной валюты ограничило импорт товаров и, следовательно, способствовало подъему отечественного производства. Важным фактором политической стабильности стало укрепление вертикали власти и формирование семи федеральных округов, куда были направлены полномочные представители президента для формирования единого правового пространства. Это, в свою очередь, должно было привести к выравниванию хозяйственных условий во всех регионах, ликвидации необоснованных налоговых льгот, усилению контроля со стороны государства за финансовой ситуацией в стране.

За рассматриваемый период удельный вес числа государственных предприятий имел тенденцию к сокращению, а доля приватизированных предприятий в промышленности составила к 2000 года более 70%.

Продолжилась реструктуризация отраслей экономики РСО-Алания, например, в виде изменения доли производства по основным отраслям промышленности. Так, например, в 2000 году наибольший удельный вес в промышленном производстве занимали цветная металлургия (36,8%), пищевая промышленность (18,9%), электроэнергетика (12,4%). В тоже время доля машиностроения и металлообработки снизилась до 9,6% (с 30% в 1992 г.).

Результаты деятельности предприятий имели неоднозначный характер и отражались, например, через изменения в структуре показателей предпринимательства в промышленности

(табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели предпринимательства в промышленности [1, 2, 3]

Наименование показателей Годы

1990 1996 1997 1998 1999

Число действующих организаций, единиц 387 395 371 562 756

Объем промышленной продукции, млрд. руб. (1990 г. и с 1998 г. - млн. руб.) 1728,5 1450,4 1406,4 1435,0 3140,2

Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, тыс. человек 81,4 41,3 38,0 32,6 35,4

Основные фонды промышленной деятельности крупных и средних предприятий (по балансовой стоимости) на конец года, млрд. рублей (1990 г. и с 1998 г. в млн. руб.) 1220 6870 6581 6944 6861

Прибыль крупных и средних предприятий, млрд. руб. (с 1998 г.-млн. рублей) х 48,7 -30,5 0,9 218,2

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. (1990 г. и с 1998 г. в тыс. руб.) 55569 146058 96680 76839 107660

Индексы промышленного производства продукции, процентов

к 1990 30,6 30,7 31,2 35,5

к предыдущему году 102,8 94,1 100,1 101,6 113,9

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, процентов

к 1990 37,9 22,6 17,1 19,7

к предыдущему году 66,4 93,9 59,6 75,6 111,3

Индекс цен производителей промышленной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов х 123,0 122,6 114,2 201,3

ф

в

Как видно, объемы промышленного производства и прибыль предприятий имели тенденции уни

роста. В тоже время заметно снизилась численность промышленно-производственного персона- го

ла и структура. Так уменьшилось число мастеров, инженеров, рабочих-сборщиков, токарей, фре- но

зеровщиков и т.д. Одновременно появились новые профессии и специальности - программисты, Ф системные администраторы, маркетологи и т.д. Вместе с тем производительность труда на одно- и го человека промышленно-производственного персонала в год заметно выросла (рис. 1). о

у

с

о

е

в

□ численность, тыс. чел. □ производительность, тыс. руб.

Рис. 1. Динамика численности и производительности труда [2, 3] ф

ич

м

Динамика капиталовложений и инвестиций означала переход с преимущественно государс- но

твенной формы на многоканальные схемы за счет всех возможных источников финансирова- ко

ния. За период с 1992 года государственные инвестиции сократились с 87,8% до 40,4%, а час- ^ тные инвестиции возросли с 11,4; до 40,5%. В тоже время общий индекс физического объема з инвестиций в основной капитал значительно снизился (рис.2). У

В процессе реформ заметно снизилась результативность инвестиционной деятельности, осо- ^ бенно в промышленности (в виде коэффициента отношения объема производства по крупным г и средним предприятиям к объему инвестиций). Данный коэффициент характеризовал отдачу О каждой единицы инвестиций через генерируемый им объем производства (рис. 3). ш

&

О!

Ш

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

годы

□ Инвестиции в основной капитал, %

Рис. 2. Динамика индекса физического объема инвестиций в основной капитал (1990 г. = 100%)

Рис. 3. Динамика результативности инвестиций в промышленности

В числе основных причин снижения отдачи инвестиций можно отметить: нецелевое их использование; привлечение инвестиций в неэффективные проекты; значительные потери в производстве и т.д.

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования показывала, что собственные средства имели тенденцию к уменьшению, а привлеченные средства возрастали. Доля бюджетных средств, привлекаемых в качестве инвестиций, также постепенно уменьшалась.

Формирование предпринимательства привело к трансформации системы управления экономикой региона, что отразилось, прежде всего, в значительном уменьшении доли государственного вмешательства в деятельность предприятий. Абсолютное большинство предприятий стали независимыми и функционировали на основе экономической свободы, самоуправления и риска. На смену монопольному господству государственной формы управления пришел реальный рыночный полиморфизм, проявляемый в многообразии форм собственности, видов организационно-правовых форм и направлений хозяйствования.

Из рассмотренных особенностей развития предпринимательства РСО-Алания в период перехода к рыночной модели хозяйствования (1991-2000 гг.) со всей очевидностью вытекала необходимость ее системного формирования, которая не всегда соблюдалась, создания условий для экономической реализации предпринимательской функции, ориентированной на эффективность микроуровня и хозяйства региона в целом.

Предпринимательство РСО-Алания создало определенные предпосылки для роста экономической эффективности потому, что оно определило первоначальные права частной собственности и мотивации, выступало фактором системных преобразований, что проявилось в: 1) правовом обеспечении стабильности новой системы отношений собственности (формирование устойчивой структуры прав собственности и всей сопутствующей инфраструктуры и механиз-

мов); 2) создании условий (механизмов, институтов) для самовоспроизводства и расширения предпринимательской деятельности; 3) синергиичности экономической эффективности на микро-и макроуровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Северная Осетия за 70 лет. Стат. сборник. Орджоникидзе, «Ир», 1987.

2. Северная Осетия - Алания в цифрах. 2006. Краткий статистический сборник. Владикавказ, 2008.

3. Северная Осетия-Алания в цифрах. Статистический сборник. Владикавказ, 1997.

ГАйНЕТДИНОВ А.Н.

Типология территориально-организованных

экономических систем

В статье автором рассматриваются проблемы функционирования территориально-организованных систем, на основе объективных характеристик экономического и социального положения территорий проводится их типология, обосновывается необходимость системного подхода к разработке методологических подходов к вопросам изучения и управления территориальными системами.

Ключевые слова: территориально-организованная экономическая система; территориальная система; регион; классификация регионов; региональная экономика

Коды классификатора JEL: P40, P42

Современное экономическое районирование использует большое количество оснований для классификации, далеко не всегда понятных и доступных для понимания неспециалистов. Идентификация территориально-организованных экономических систем, в первую очередь, находит свое отражение в их классификации на основе типологии. Основой «классификационной» типологии экономических районов является принятая в Российской Федерации система экономического районирования.

В современной практике используются три основных основополагающих принципа районирования России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Экономический принцип, который позволяет рассматривать регион как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств.

2. Административный принцип, который определяет единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны.

3. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения региона, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

В современной практике выделяется достаточно много оснований для таксономического деления регионов, с целью их упорядочения был принят Общероссийский классификатор экономических регионов. Выделение признаков типологии региона предполагают описание их характеристик. На наш взгляд, типология регионов влияет на выбор стратегии, направлений и темпов развития и, таким образом, на конкурентоспособность региона. Исходя из таких посылок, регион может быть:

- с реконверсионной территорией с ограниченными природными ресурсами, причем выработка и использование соответствующих ноу-хау минимально;

- с территорией, где доминирует значительная группа, специализирующаяся в определенном технологическом сегменте, где малые и средние предприятия выступают как субподрядчики;

- с территорией, где доминируют услуги и занятость в сфере государственной службы;

- с депрессивной сельскохозяйственной территорией;

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.