Научная статья на тему 'Социально-исторические и этнокультурные особенности развития малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Олания'

Социально-исторические и этнокультурные особенности развития малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Олания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-исторические и этнокультурные особенности развития малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Олания»

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ЭКОЛОГИЯ, ЭКОНОМИКА, СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Социально-исторические и этнокультурные особенности развития малого предпринимательства

в Республике Северная Осетия-Алания

Зам. министра промышленности РСО-А А.Т. Цориева_

П.Т. Цориева

История развития российского предпринимательства, в том числе и предпринимательства в Осетии, уходит в глубь веков и относится ко времени освоения торговых путей и строительства первых городов. Господство в Осетии натурального хозяйства и феодальной раздробленности длительное время сдерживали экономически прогрессивные формы и методы хозяйствования. Специфическое геополитическое положение и связанное с ним наличие труднопроходимых перевальных дорог и ущелий Осетии, которые даже летом не обеспечивали постоянного сообщения с Закавказьем, также сдерживали успешное проникновение капитала и развитие рыночных отношений.

Серьезным препятствием на пути предпринимательства были и установки этнического характера: ограниченность территорий, сложные условия жизни и тесные родственные связи способствовали утверждению принципов взаимопомощи и поддержки, формированию особого «кодекса чести» горца, по которому занятия торговлей, извлечение прибыли считались недостойными и подлежали общественному осуждению.

Поэтому только в 60-е годы XIX века купцы-осетины впервые стали открывать лавки и постепенно вытеснять из внутренней торговли приезжих торговых деятелей. Уже к 1890 г. в Алагире насчитывалось 25 торговых заведений, Христиановском - 19, Батакаюрте - 18, Эльхотово - 12, Кадгароне -11, Хумалаге - 9 [1].

Проведение железнодорожных линий Ростов-Владикавказ в 1875 г., Владикавказ-Новороссийск в 1888 г., Владикавказ-Петровск (ныне Махачкала) в 1894 г. стало мощным стимулом и основой развития не только торговли, но и предпринимательской деятельности в отраслях промышленности и финансово-кредитной сфере. По данным 1891 г. только во Владикавказском округе число торговых заведений достигло 249, а сумма их годового оборота - 436,7 тыс. руб. [2].

Торговый капитал вкладывался преимущественно в организацию мелкотоварных промышленных и сельскохозяйственных производств. Количество фабрик и заводов по состоянию на 1887 г. уже составило 521 ед. с объемом производства около 351,6 тыс. руб. [3].

Общероссийский промышленный кризис начала XX в., разорительная русско-японская война, события первой русской революции, первой мировой войны двойственно отразились на развитии предпринимательства в Осетии. С одной стороны, военные заказы способствовали специализации и укрупнению отдельных промышленных предприятий, с другой - разоряли и сокращали число мелких собственников, ухудшали условия предпринимательской деятельности.

Малоземелье, отсутствие рабочих мест и средств к существованию обусловили массовую эмиграцию осетин трудоспособного возраста из дореволюционной Осетии. Это явление получило название «отходнического движения» и, усилившись в годы первой российской революции (особенно в 1906-1907 гг.), продолжалось вплоть до начала первой мировой войны. В 1906-1907 гг. только в США из Северной Осетии выехало на заработки около 10-12% всего мужского взрослого населения, что составляло более пяти тысяч человек [4].

«Отходническое движение» негативно сказалось в целом на состоянии предпринимательства, хотя приобретенные горцами в эмиграции навыки труда и рыночных отношений, капитал для организации предпринимательской деятельности были хорошим заделом его успешного развития.

Период Октябрьской революции и утвердившиеся принципы планового хозяйствования в разной степени сдерживали развитие предпринимательства в Осетии. Административное планирование без включения рыночных механизмов, поэтапное уничтожение частной собственности и элементов свободного рынка привели к тому, что вплоть до 90-х

ТОМ V № 1

ю см" со

см ю см ю

1998 г.

1999 г.

годов XX века предпринимательская деятельность в республике осуществлялась преимущественно в сфере теневой экономики. Первые подвижки в возрождении предпринимательства быши сделаны руководством Советского Союза в 1987 г. с принятием закона СССР «О госпредприятии (объединении)».

Введенные в соответствии с этим законом формы хозяйственного расчета способствовали освоению на небольших

предприятиях местной промышленности, бытового обслуживания, в т.ч. и на территории Севе-ро-Осетинской автономной советской социалистической республики, прогрессивных форм арендных отношений.

В 1990 г. был уже принят закон СССР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», но институциональная поддержка развития предпринимательства в этот период отсутствовала полностью. И только в 1995 г. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» определил основы формирования системы государственной поддержки и развития предпринимательства. Законодательная база государственного регулирования сферы предпринимательства в Северной Осетии была заложена с принятием закона №170 от 16 декабря 1996 года «О государственной поддержке малого пред-

Диаграмма № 1.

Динамика роста объема произведенной малыми предприятиями РСО-А продукции (услуг) за 1998-2004гг. в фактических ценах

млн руб.

Г"-"

ю со

ю со о см

см со

9

со ю со

о о с-

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 (прогноз)

Диаграмма № 2.

Динамика показателей количества малых предприятий Республики Северная Осетия-Алания и среднесписочной численности занятых на них

за 1998-2004 гг.

принимательства в Республике Северная Осетия-Алания». Государственное регулирование предпринимательской деятельности предполагало создание комплекса государственной поддержки, который включил формирование информационной, финансово-имущественной инфраструктуры для обслуживания субъектов малого предпринимательства; льготные условия налогообложения, кредитования; страхование предпринимательских рисков и др. В качестве механизма обобщения и регулирования мер государственной поддержки предпринимательства указанным законом были определены федеральные, региональные и муниципальные программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства. С 1996 г. последующие этапы реализации государственной политики развития предпринимательства в республике носят относительно последовательный и постоянный характер, базиру-

£ со СП

<8 со ю

СП

см

СО

о

ю см

а> см

со

3 3

2 3

9

ю 1 1

3

3

1

а> ю

Т2

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г (прогноз)

] Количество малых предприятий, ед. □ Среднесписочная численность работающих, чел.

ются на региональных программах по приоритетным направлениям предпринимательской деятельности.

Современное состояние малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания как объекта государственной поддержки характеризуется нижеприведенными данными:

ТОМ V № 1

Объем произведенной малыми предприятиями продукции (услуг) в фактических ценах по отраслям экономики РСО-А за 1998-2004 гг.

Таблица №1.

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Объем Объем Объем Объем Объем Объем Объем

Отрасли экономики произвед. продукции (тыс. руб) Уд. вес % произвед. продукции (тыс. руб) Уд. вес % произвед. продукции (тыс. руб) Уд. вес % произвед. продукции (тыс. руб) Уд. вес % произвед. продукции (тыс. руб) Уд. вес % произвед. продукции (тыс. руб) Уд. вес % произвед. продукции (тыс. руб) Уд. вес %

Всего 162495 100 526165,4 100 932133 100 2035720 100 3517665 100 6507492 100 6700000 100

Промышленность 41407 25,5 325221,2 61,8 304859 32,7 1126426 55,3 2090336 59,4 3089448 47,5 3236100 48,3

Сельское хоз-во 236 0,1 761,9 0,1 301 0,0* 96 0,0* 68824 2,0 41316 0,6 174200 2,6

Транспорт 5308 3,3 8974,1 1,7 133784 14,4 306127 15,0 42625 1,2 34002 0,5 107200 1,6

Связь 437 0,3 494,5 0,1 63674 6,8 83211 4,1 155454 4,4 172026 2,6 475700 7,1

Строительство 42015 25,9 55974,4 10,6 190841 20,5 270512 13,3 490152 13,9 537796 8,3 1219400 18,2

Торговля и

общественное 32254 21,7 30998,5 5,9 200540 21,5 213013 10,5 459841 13,1 528958 8,1 1011700 15,1

питание

Информац.-вычис. обслуживание 39 0,0* - - - - - - 441 0,0* 7440 0,1 13400 0,2

Операции с

недвижимым 125 0,0* 62,6 0,0* 193 0,0* 18 0,0* 1371 0,0* 12979 0,2 87100 1,3

имуществом

Общая

коммерческая 11148 6,9 89606,2 17,0 8585 0,9 5685 0,3 10399 0,3 62600 1,0 26800 0,4

деятельность

Прочие виды

деятельности мат. 4713 2,9 3024,1 0,6 7565 0,8 5597 0,3 175302 5,0 1960963 30,1 201000 3

производства

Жилищно -комм. хозяйство 5168 3,2 910,9 0,2 1968 0,2 2295 0,1 9057 0,3 15639 0,3 67000 1

Здравоохранение 13021 8,0 7037,5 1,3 2617 0,3 1583 0,1 8051 0,2 4818 0,1 53600 0,8

Образование 1315 0,8 887,0 0,2 1480 0,2 3484 0,2 382 0,0 14254 0,2 3350 0,05

Культура 405 0,2 321,2 0,1 2619 0,3 759 0,0 1779 0,1 2936 0,1 3350 0,05

Наука 1513 0,9 1653,0 0,3 13107 1,4 16336 0,8 3537 0,1 22317 0,3 20100 0,3

Финансовая деятельность 370 0,2 - - - - - - - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прочие виды 21 0,0* 238,3 0,1 - - 578 0,0* 114 0,0* - -

< О

н о

К И

о

и

ш

ш

и К н К : и

Я §

О

и я о я о

к

Сг4

я &4

1—1 и

о

Н Я

о

Е

и я

Примечания: 1. 0,0* - небольшая величина.

2. В таблице №1 приведены основные показатели деятельности юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, по результатам выборочных обследований.

Несмотря на колебания количества малых предприятий, подлежащих статистическому учету [5], среднесписочная численность работающих на малых предприятиях республики за указанный период неуклонно растет: с 1998 года рост составил 2,3 раза. Соответственно увеличился объем производимой ими продукции и услуг. Если в 1998 г. указанный объем был равен в фактических ценах всего 162,5 млн руб., то с 2001 г. объем произведенной малыми предприятиями продукции (услуг) исчисляется уже миллиардными суммами и приближается к планке 10 млрд руб. Характерно, что в отличие от общефедеральных тенденций развитие малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания преимущественно базируется на отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, связи, торговли и общественного питания. Удельный вес отраслей промышленного производства в общем объеме произведенной малыми предприятиями продукции (услуг) вырос с 25,5% - в 1998 г. до 47,5% - в 2003 г. В I полугодии 2004 г. он достиг уровня 61%.

Особое место по социально-экономической значимости в отраслевой структуре малого предпринимательства занимают сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность.

Малоземелье, высокий уровень конкурентных преимуществ ввозимых в Республику Северная Осетия-Алания продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, отсутствие доступных механизмов приобретения и обновления сельскохозяйственной техники, посевного фонда, сложность внедрения инновационных технологий, законода-

1000

800

600

400

200

Крестьянские (фермерские) хозяйства РСО-А (по данным Государственного комитета по статистике РСО-А).

958 948

тельная противоречивость решения вопросов обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств республики землей привели к отставанию развития малых форм предпринимательства на селе.

По данным органов статистики, с 1998 г. имеет место падение числа крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Республики Северная Осетия-Алания. (см. диаграмму № 3)

Доля объемов производства крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме сельскохозяйственного производства возросла в течение 19992003 гг. всего на 1,8 %. Из-за высокой степени износа сельскохозяйственной техники (80%-90%) и слабой технической оснащенности часть земельных наделов, находящихся в пользовании крестьянских (фермерских) хозяйств, ежегодно остается необработанной: в 2003 г. - до 1 тыс. га., в 2004 г. - до 1,3 тыс. га. Приоритетным направлением деятельности большинства хозяйств (около 69% общего числа) является возделывание зерновых культур и обеспечение поставок хлебопекарным и алкогольным производствам.

Мясным и молочным скотоводством, свиноводством занимаются только 12% крестьянских (фермерских) хозяйств, овцеводством - до 7,5%. Эффективность большинства крестьянских (фермерских) хозяйств близка к нулю, поэтому затруднен процесс кредитования сельскохозяйственных производств действующей банковской системой. Тем не менее бюджетом республики ежегодно выделяются товарные кредиты (в 2004 г.- 8,3 млн руб.) на проведение весенне-полевых и уборочных работ, реализацию инвестиционных проектов, оказывается помощь в организации внешнеэкономической деятельности и сбыта готовой продукции. Поэтому в республике введены в действие или на стадии ввода малые инновационные предприятия перерабатывающей промышленности. В числе таких предприятий можно назвать агрофирмы «ФАТ», «Казбек», молочный комбинат «Мастер-Прайм», ООО «Салют», ЗАО «Серебряный колодец», «Снежная короле-

Диаграмма № 3.

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. □ Средний размер земельного участка, га □ Число хозяйств, ед.

ва» и др.

В качестве отдельного самостоятельного направления

Примечание: физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельное- развития мал°г° предприни-тью без регистрации юридического лица, не учитываются в утвер- мательства сложилось освое-_жденныгх федеральные формах статистической отчетности._

2005 I

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ЭКОЛОГИЯ, ЭКОНОМИКА, СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ние и использование минерально-сырьевых ресурсов республики, в частности металло- и деревообработка, производство минеральной воды, обработка природного камня, производство строительных материалов и др.

Жесткие условия конкуренции на рынках минеральной воды и строительных материалов обусловливают наличие в республике фактов теневой организации производства и сбыта готовой продукции. В связи с этим руководством республики планируются меры по усилению контроля за правовым, организационным регулированием использования природных ресурсов и качеством готовой продукции. Добросовестная предпринимательская деятельность поощряется и поддерживается с помощью государственных и муниципальных заказов, выделения производственных помещений, оказания помощи в организации сбыта продукции, создания совместных предприятий и привлечения инвестиционных ресурсов.

Ежегодно на условиях аренды субъектам малого предпринимательства республики передается в среднем около 30 тыс. кв. метров производственных площадей федеральной, республиканской и муниципальной собственности. Средний ежегодный объем инвестиций в новые малые предприятия по республике достигает 100 млн руб.

Примерами успешного развития предприятий в указанных отраслях являются: «Мир дизайна», «Техно-Плюс», ООО «Буревестник», ООО «Атлант», ЗАО «Ариана», ООО «Лазурит», ОАО «Чико», ЗАО «Аванте» и др. В 2004 г. введены в действие малая ГЭС и камнерезный цех акционерного общества «Джимара». В текущем году намечается ввод в действие еще одного высокотехнологичного производства минеральной воды и слабоалкогольной продукции - ЗАО «Серебряный колодец».

Таким образом, характеристика состояния и динамики преобразований в сфере малого предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания позволяет сделать вывод о положительных тенденциях его развития в конце 90-х годов XX века и начале XXI века. При этом поступательное движение к прогрессивным формам предпринимательства обеспечивается созданием благоприятного нормативно-правового поля, механизмов поощрения предпринимательской деятельности, финансово-кредитной, имущественной поддержки, формированием рыночной инфраструктуры, системы информационного и кадрового обеспечения. За период с 1998 по 2004 гг. разработаны и одобрены руководством республики более 60 нормативно-правовых

актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Внедрены упрощенные системы налогообложения, регистрации предпринимательской деятельности по принципу «одно окно». Активно поддерживается выставочно-ярмарочная деятельность. Из бюджета республики дотируется участие предприятий республики в наиболее значимых федеральных мероприятиях и международных выставках-ярмарках. Только в I полугодии 2004 года сумма бюджетного финансирования выставочно-ярма-рочной деятельности составила 798,2 тыс. рублей.

В республике сформирована сеть государственных, рыночных и общественных структур, оказывающих различные услуги субъектам малого предпринимательства. В частности, большой вклад в становление и развитие предпринимательской деятельности вносит Торгово-промышленная палата Республики Северная Осетия-Алания. Совместная работа коллектива палаты с органами законодательной и исполнительной власти, предпринимателями и другими общественными организациями позволила активизировать и расширить межрегиональные и международные связи предпринимательских сообществ. На постоянной основе организуются торгово-экономические миссии в различные регионы России и страны СНГ. За последние годы делегации республики приняли участие в таких мероприятиях, как: «Дни Северной Осетии во Франции» (г. Париж), Третий международный инвестиционный форум «Юг России: широкие возможности для сотрудничества» (г. Берлин), Международная выставка народных художественных промыслов России «ИнтеРемесло» (г. Аман, Иордания), Международный инвестиционный форум «Юг России - 2003г.» (г. Мадрид, Испания), Восьмой Международный экономический форум (г. Санкт-Петербург, 2004 г.) Ведется работа по внедрению системы международных стандартов качества. Налажена система периодического издания специальных информационно-справочных сборников для предпринимателей: «Деловой мир», «Ваше здоровье», «Куда пойти учиться?», «Пособие для предпринимателя» и др. Большое внимание уделяется подготовке и переподготовке кадров для сферы предпринимательства на базе Владикавказского института управления.

Однако, наряду с имеющимся положительным опытом государственной поддержки и развития малого предпринимательства в республике, существуют проблемы и негативные явления, сдерживающие повышение предпринимательской активности и жизненного уровня населения. Наличие этих проблем способствует уходу предпринима-

ТОМ V № 1

телеи в теневую экономику и многочисленным нарушениям действующего законодательства.

По оценкам независимых экспертных групп [5], объем ненаблюдаемой (теневой) экономики в среднем по России составляет от 22% до 25% от ВВП. Примерно пятая часть неформалов - предприниматели без образования юридического лица.

Не является исключением и Республика Северная Осетия-Алания. Отсутствие действенной системы льготного кредитования начинающих предпринимателей и несовершенство системы банковского кредитования приводят к тому, что для организации своей деятельности предприниматели вынуждены обращаться к теневым механизмам инвестирования и страхования рисков.

Существенно сдерживает развитие предпринимательства в производственной сфере и неразвитость республиканской лизинговой системы. Достижение конкурентоспособности в современных рыночных условиях чаще всего возможно при наличии высокотехнологичных производств, организовать которые можно, приобретя соответствующее оборудование, технологии, подготовив работников необходимой квалификации и т д.

Справиться с задачами отбора, покупки, доставки, установки и правильной эксплуатации дорогостоящего производственного оборудования (технологии) предпринимателю порой сложно и недоступно. Поэтому многие инновационные проекты годами остаются нереализованными и теряют новизну.

Насущными проблемами развития предпринимательской деятельности в республике по-прежнему остаются многочисленные административные барьеры и неупорядоченность действий контролирующих органов. Объективно эти проблемы во многом закладываются на уровне федерального законодательства, выполнение которого обязательно на территории региона. Однако республиканские органы законодательной и исполнительной власти республики постоянно вносят предложения в федераль-

ные структуры о совершенствовании нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

В целях решения вопросов упорядочения контрольных функций в сфере малого предпринимательства постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 06.06.2001 г. №167 «О первоочередных мерах по упорядочению контрольных и надзорных функций органов управления в сфере малого предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания» были введены Книги регистрации инспекторских проверок, которые способствовали сокращению числа необоснованных проверок предпринимательских структур.

Последовательная реализация утвержденной Концепции развития малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания в ближайшее время, на наш взгляд, обеспечит решение не только перечисленных, но и других существующих, вновь возникающих проблем. В целях совершенствования системы кредитования предпринимательства намечена организация новых кредитных институтов с привлечением отечественных и зарубежных инвестиционных ресурсов, в т.ч. паевых инвестиционных фондов, гарантийных фондов, фондов микрокредитования и др.

Особое место в работе структур государственной поддержки малого предпринимательства займет изучение резервов и перспектив развития предпринимательства в районах республики.

Всесторонняя поддержка создания новых малых производств, обеспечения занятости населения, борьба с бедностью с помощью поощрения на местах различных форм и методов предпринимательской деятельности, в частности развития народных художественных промыслов, личных подворий, фермерских хозяйств, создания малых предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства и др. - вот основные приоритеты и цели государственной поддержки малого предпринимательства в республике.

Литература

1. Баграееа И.И. История развития предпринимательства в Северной Осетии // Краткий исторический обзор. - Владикавказ, 2003. С.5.

2. Ортабаее Б.Х. Развитие промышленности и торговли в Северной Осетии в конце XIX - начале XX вв. (1890-1917 гг.). - Орджоникидзе, 1978. С. 50.

3. Ортабаее Б.Х. Развитие промышленности и торговли в Северной Осетии в конце XIX - начале XX вв. (1890-1917 гг.). - Орджоникидзе, 1978. С. 63.

4. Отдел рукописных фондов Северо-Осетинско-го института гуманитарных и социальных иссле-

дований им. В.А. Абаева ВНЦ РАН и РСО-А. Р.1. Оп. 1. Д. 254. Л. 1.

5. Газета «Северная Осетия» от 21.10.2003.

6. Краткий статистический сборник «Малое предпринимательство в Республике Северная Осетия-Алания». - Государственный комитет Республики Северная Осетия-Алания по статистике, г. Владикавказ, 2001.

7. Оператиеная отчетность Управления федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания.

ТОМ V № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.