Научная статья на тему 'Потенциал импортозамещения в агропромышленном комплексе региона'

Потенциал импортозамещения в агропромышленном комплексе региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ И ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баликоев Валерий Тазретович, Дзакоев Заурбек Леонидович, Кантемирова Мира Аслангериевна

В статье проведен анализ возможностей импортозамещения на предприятиях сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности на примере Республики Северная Осетия-Алания. Исследованы основные показатели их деятельности, выявлены проблемы и определены пути реализации импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баликоев Валерий Тазретович, Дзакоев Заурбек Леонидович, Кантемирова Мира Аслангериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION POTENTIAL IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION

In the article the analysis of opportunities of import substitution at the enterprises of agriculture, the overworking and food industry on the example of the Republic Northern Ossetia-Alania is carried out. The main indicators of their activity are investigated, problems are revealed and ways of realization of import substitution are defined.

Текст научной работы на тему «Потенциал импортозамещения в агропромышленном комплексе региона»

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

УДК 332.02

ПОТЕНЦИАЛ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕГИОНА

Аннотация. В статье проведен анализ возможностей импортозамещения на предприятиях сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности на примере Республики Северная Осетия-Алания. Исследованы основные показатели их деятельности, выявлены проблемы и определены пути реализации импортозамещения.

Ключевые слова: Республика Северная Осетия-Алания, предприятия, сельское хозяйство, перерабатывающая и пищевая промышленность, импортозамещение.

IMPORT SUBSTITUTION POTENTIAL IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION

Annotation. In the article the analysis of opportunities of import substitution at the enterprises of agriculture, the overworking and food industry on the example of the Republic Northern Ossetia-Alania is carried out. The main indicators of their activity are investigated, problems are revealed and ways of realization of import substitution are defined. Keywords: The republic Northern Ossetia-Alania, the enterprises, rural economy overworking and the food industry, import substitution.

В условиях секторальных экономических санкций, введенных западными странами и существенного ограничения доступа России к внешним инвестициям и перспективным технологиям, значительно повысилась роль импортозамещения, которое понимается как современный драйвер развития отечественной экономики и обеспечения независимости государства. Дополнительными факторами активизации внутреннего товаропроизводства в стране стало ослабление рубля, а также заметное снижение объемов импорта в Россию сельхозсырья и продовольствия с 43,2 млрд долл. США в 2013 г. до 30 млрд долл. США в 2015 г. [1; 2]. Очевидно, что политика импортозамещения продолжится и в последующие годы, что потребует создания благоприятных условий со стороны государства для воплощения отечественными предприятиями своих хозяйственных проектов. Это предполагает, наряду с другими действиями, анализ ситуации с целью выявления проблем и определения путей их разрешения в сфере производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия на региональном уровне [4].

Показатели производства и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Республике Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) отражают неоднозначность ситуации в экономике (см. рис. 1).

Как видно, производство сельскохозяйственной продукции в республике имеет общую тенденцию к замедлению, что характеризуется полиномиальной зависимостью вида:

y = -0,5661x2 + 5,2139x + 13,17 R2 = 0,9958.

В.Т. Баликоев З.Л. Дзакоев М.А. Кантемирова

Valery Balikoyev Zaurbek Dzakoev Mira Kantemirova

© Баликоев В.Т., Дзакоев З.Л., Кантемирова М.А., 2016

Коэффициент роста к прошлому году

р

I 10

Г 1'4

-- 1,2 1

-- 0,8 -- 0,6 0,4 0,2 0

2015 (прогноз)

I Объем производства - Тренд полиномиальный

• Коэффициент роста к прошлому году

Рис. 1. Динамика производства сельскохозяйственной продукции в РСО-Алания за 2010-2014 гг. [3]

Доля продукции растениеводства в общем объеме продукции сельского хозяйства составляет около 38-40 %, а продукции животноводства - 60-62 %. Предприятия перерабатывающей и пищевой промышленности РСО-Алания в 2014 г. обеспечили рост объемов производства ряда видов продукции, выпустив 5,7 тыс. т мясной продукции и пищевых субпродуктов (на 4,7 % превысив уровень 2013 г.), цельномолочной продукции 12 тыс. т (рост 10,4 %), 8,8 млн дал безалкогольных напитков (рост в 2,3 раза). При этом отмечено снижение производства сыров на 15,2 % (до 130 т), масла сливочного на 37,8 % (до 6 т), хлеба и хлебобулочных изделий на 5,9 % (до 6,8 тыс. т), воды минеральной на 13,7 % (до 20 тыс. полулитров). Снижение выпуска сыров и сливочного масла во многом вызвано ограниченностью сырьевых ресурсов. Это привело также к тому, что, например, заготовка объемов молока для последующей промышленной переработки в 2014 г. снизилась по отношению к 2013 г. на 5,1 %.

В Республике осуществляется программа поддержки развития сельского хозяйства в которой предусматривалось выделение в 2014 г. субсидий в сумме почти 468 млн руб., включая 324 млн руб. федеральных средств и 144 млн руб. из бюджета республики [5]. Фактически сельскохозяйственным товаропроизводителям было выделено 388,8 млн руб. (или 83 % от запланированного объема). Ежегодно проводятся конкурсы, направленные на поддержку фермеров, в том числе впервые начинающих свое дело. В 2014 г. на эти цели 48 хозяйствам было выделено почти 23 млн руб. и еще дополнительно на создание 10 семейных молочных ферм - 19,7 млн руб. Поддержка индивидуальных предпринимателей способствовала росту производства в 2014 г. следующих видов продукции: колбасных изделий (выпуск более 6 т), хлеба и хлебобулочных изделий (2,5 тыс. т), кондитерских изделий (0,6 тыс. т).

В 1 квартале 2015 г. по отношению к соответствующему периоду прошлого года отмечена положительная динамика ряда основных показателей социально-экономического развития РСО-Алания, что проявилось в виде роста объема отгруженных товаров собственного производства на 35,1 %, выполненных работ по видам экономической деятельности, включая обрабатывающие производства (на 62,4 %), добычу полезных ископаемых (на 4,4 %). При этом объем продукции сельского хозяйства (2,4 млрд руб.) возрос всего на 0,1 %. Площадь ярового сева в республике (3,5 тыс. га) сократилась на

2,5 тыс. га при обеспеченности сельхозхозяйств семенами яровых культур на 98 %. Поголовье крупного рогатого скота (КРС) составило 101,4 % (или 140,4 тыс. голов), поголовье свиней 104,4 % (21,7 тыс. голов), овец и коз - 107,6 % (86,7 тыс. голов. Однако заметно снизилось - на 14,4 % поголовье птицы (до 1167,9 тыс. голов). Нестабильность производства сельхозпродукции привела к заметному колебанию предложения товара для реализации торговым предприятиям и населению. До 94,5 % снизились поставки мяса скота и птицы на убой, а яиц до 61,3 %.

Перерабатывающая и пищевая промышленность республики включает масложировую, ово-щесушильную, консервную, пищеконцентратную, винодельческую, спиртовую, ликероводочную, пивоваренную, безалкогольную, хлебопекарную, макаронную, дрожжевую, кондитерскую, крахмало-паточную, рыбную, мясную, молочную и комбикормовую отрасли. По сравнению с 2014 г. предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности выработали в январе-марте 2015 г. больше колбасных изделий - на 5,9 %, цельномолочной продукции - на 22,4 %, хлеба и хлебобулочных изделий - на 5,5 %, кондитерских изделий - на 23,7 %. При этом снизили выпуск мяса и субпродуктов -на 4,6 %, масла сливочного - на 78,1 %, сыра - на 72,7 %, пива - на 70,1 %, безалкогольных напитков - на 79 % и минеральной воды - на 55,9 %.

Нестабильность сельхозпроизводства, а также функционирования перерабатывающей и пищевой промышленности Республики обусловлена рядом негативных внешних и внутренних обстоятельств. Так, например, еще на этапе переходного периода к рыночным отношениям значительная часть продуктов питания по относительно низким ценам стала завозиться из-за пределов России, вытесняя продукцию предприятий Республики. Под влиянием конкурентного давления сложилась ситуация, приведшая не только к остановке перерабатывающих предприятий или их производственно-технологической деградации, но и к сокращению поставок местной сельхозпродукции.

Перерабатывающая и пищевая промышленность как производственно-технологическая совокупность взаимосвязанных процессов переработки сырья и материалов, а также продвижения готовой продукции от непосредственного производителя до потребителя, включающая: производство, заготовки, хранение, транспортировку, переработку, реализацию и потребление, оказалась раздробленной на обособленные элементы и перестала выполнять свое основное предназначение.

В настоящее время Республика, имеющая благоприятные природно-климатические условия для развития сельского хозяйства, занимает не соответствующие ее потенциалу места в России: по потреблению мяса и мясопродуктов на душу населения - 57 место; молока на душу населения - 43; молочных продуктов на душу населения - 56; хлебных продуктов - 68; овощей и продовольственных бахчевых культур - 40; по производству масел растительных - 44 [6]. Санкции западных стран, введение Россией ответных санкционных мер с лета 2014 г., сопровождаемое поиском новых поставщиков продукции и падением курса рубля, оказало определенное негативное влияние на цены продуктов питания, которые выросли по разным видам продукции в диапазоне 5-40 %. Если средний рост инфляции на продовольственные товары в марте 2015 г. составлял 12,8 %, то к осени он вырос до 20 %. Данный факт косвенным образом показывает, что население Республики до осени 2015 г. все еще стремилось поддерживать сложившийся ранее уровень жизни, производя затраты, аналогичные прошлому году на покупку продуктов питания. Вместе с тем, рост цен на продукты, сопровождаемый снижением реальных доходов населения (на 5-10 %), вызвал постепенное снижение спроса на качественное продовольствие и переориентацию приоритетов значительной части населения на относительно дешевые продукты и товары.

Опрос показывает, что в 2016 г. сельхозорганизации, фермеры и хозяйства населения предполагают снизить объемы производства в животноводстве (КРС и свиноводстве) примерно на 15-20 % по сравнению с 2015 г., птицеводстве (мясо птицы и яйцо - на 10 %), выпуске молока (на 10-15 %). Причинами дальнейшего снижения объемов деятельности называют рост тарифов и цен, недоступ-

ность кредитов, недостаточные формы поддержки сельхозтоваропроизводителей со стороны государства, что создает в целом проблемы для возможностей импортозамещения.

Особую тревогу вызывает состояние инвестиционной сферы Республики. По состоянию на апрель 2015 г. отмечено снижение объема инвестиций за счет всех источников финансирования в основной капитал до 3,2 млрд руб., что составило 91,6 % к уровню 2014 г.. Ограничение возможностей привлечения внешних инвестиций и сокращение федеральных вложений переориентируют сельхозтоваропроизводителей на реализацию проектов за счет привлечения внебюджетных источников финансирования. С ними в дальнейшем будут связаны основные направления модернизации предприятий пищевой промышленности, включая техническое перевооружение производства этилового спирта, а также обновление оборудования в процессах переработки мясопродуктов и т.д.

По сведениям Министерства экономического развития РСО-Алания предприятия аграрной сферы в настоящее время осуществляют несколько крупных проектов [3]. Так, ООО «Агропромышленный холдинг «Мастер-Прайм. Березка» осуществляет строительство животноводческого комплекса на 1200 голов и молокоперерабатывающего завода с цехом по производству У1Р-сыров типа Контэ с привлечение кредитных ресурсов в объеме 2,1 млрд руб. ОАО «Племенной репродуктор «Михайловский» реализует проект модернизации и расширения племенного птицеводческого производства на сумму 225 млн руб. ООО «Агрофирма Фат» осуществляет проект по модернизации пивоваренного производства, на сумму 100 млн руб. Предприятие ООО «Владопторг» строит кондитерскую фабрику с объемом капитальных вложений 270 млн руб. СПК «Де-Густо» осуществляет проект, направленный на переработку и консервацию сельхозпродукции общей суммой 45 млн руб.

Необходимость активизации процессов импортозамещения на предприятиях сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности РСО-Алания будет во многом определять их стратегию на ближайшую перспективу в решении задач разработки, производства, продажи и послепродажного обслуживания товаров, что потребует от менеджмента предприятий:

— значительного ускорения процессов разработки, производства и продвижения товарной продукции, означающее повышение потребности в научных исследованиях и разработках на всех стадиях создания и движения товаров;

— обновления производственных систем предприятий на современной научно-технической

базе;

— расширения номенклатуры и ассортимента товаров, удовлетворяющих потребностям различных категорий покупателей;

— умения обеспечивать устойчивость функционирования в условиях обострения конкурентной борьбы, когда на рынок будет выходить все больше товаропроизводителей и торговых посредников.

К числу общих базовых решений по активизации процессов импортозамещения, затрагивающих хозяйственные интересы всех предприятий сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности РСО-Алания, следует отнести следующие. Во-первых, необходимо ограничить сложившийся темп роста цен в экономике, одной из причин которого выступает ежегодный рост тарифов на энергоносители, транспортные услуги и основное сырье. Так, за последние три года тарифы на электроэнергию выросли на 19 %, цена на газ - на 69 %, цена на сырье - на 70 %. Во-вторых, требует своего расширения сырьевая база товаропроизводства, которая в настоящее время не позволяет увеличивать число предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности, удовлетворять потребности населения Республики в отечественных продуктах питания. Наиболее остро это проявляется в производстве мясной и молочной продукции. В-третьих, следует поднять уровень технического оснащения многих предприятий, особенно в мясной, молочной и плодоовощеконсервной отраслях, нуждающихся также в новых базах хранения и дополнительном числе холодильников. При этом дея-

тельность ряда перерабатывающих предприятий (по выпуску алкогольной продукции, колбасных изделий и т.д.) отличается высокой производительностью и эффективностью, что позволяет уже в настоящее время наращивать объемы производства продукции. В-четвертых, как известно, создание и развитие новых и эффективных производств всегда связано с людьми, работающими на предприятиях. Рациональные принципы организации производства, оптимальные системы управления и стимулирования, процедуры принятия решений играют важную роль в достижении производственного успеха, который зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению и инновациям. Необходимо расширить работу по подготовке кадров для предпринимательского сектора экономики на базе высших учебных заведений.

Для осуществления общих мер по активизации процессов импортозамещения на предприятиях сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности предлагается использовать способ формирования структур коллективного пользования в виде центров, специализирующихся на определенных функциональных комплексах работ (например, маркетингг, бизнес-проектирования и т.д.) и их финансовое содержание определенной группой предприятий, заинтересованных в выполнении данной функции. Пример структуры коллективного центра группы предприятий по функции маркетинга представлен на рисунке 2.

Группа родственных предприятий

Предприятие 1

Предприятие 2

Предприятие...

Предприятие п

V

Заказы на исследования и работы. Исполнение работ

Коллективный Центр маркетинга группы предприятий

Основные функции

Исследование ситуации на конкретных рынках, (нишах и сегментах)

Исследование потребностей в новой продукции. Разработка программ маркетинга

Рис. 2. Пример структуры коллективного центра группы предприятий по функции маркетинга

Группа предприятий, осуществляющих процесс импортозамещения на предприятиях сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности, создает бесприбыльный коллективный центр маркетинга (КЦМ) на следующих условиях.

1. КЦМ функционирует как бесприбыльный орган, не имеющий статуса юридического лица.

2. Текущая деятельность КЦМ (оплата труда сотрудников, приобретение расходных материалов и т.д.) поддерживается на основе отчислений предприятий. Оборудование выделяется на правах пользования и не переходит в его собственность.

3. Результаты маркетинговых исследований, проведенные на коллективные средства, используются для всех заинтересованных предприятий этой группы.

КЦМ может выполнять следующие виды работ: комплексное исследование рынка, изучение нужд потребителей и формирование карт потребностей; анализ и оценка товаров и рыночной политики конкурентов; разработка прогнозов развития рынков с выделением и оценкой основных групп потребителей; прогнозы и исследование отраслевых тенденций и т.д.

Эффективное осуществление проектов импортозамещения в РСО-Алания возможно в случае создания системных основ и применения программно-целевого подхода, устранения административных барьеров, обеспечения достаточных стимулов, а также финансовой поддержке эффективных бизнес-проектов. Импортозамещение потребует осуществления полноценной реструктуризации экономики предприятий сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности Республики на современной научно-технической и инновационной базе, превращение потенциальных возможностей в реальность устойчивого и эффективного развития. При определении форм и объемов государственной поддержки проектов импортозамещения предпочтение должно отдаваться тем из них, которые способны обеспечить наибольшую коммерческую и бюджетную эффективность, в наибольшей мере способствовать решению ключевых проблем Республики.

Библиографический список

1. Годовой объем импорта РФ продовольствия и сельхозсырья [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.eg-online.ru/news/253524 (дата обращения : 12.12.2015).

2. Доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами (Российская Федерация) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=37164 (дата обращения : 12.12.2015).

3. Итоги социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за январь-март 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.economyrso.ru/economic-policy/socio-economic-activities/reports.html (дата обращения : 12.12.2015).

4. Кантемирова, М. А. Стратегический подход к развитию предприятий перерабатывающей сферы региона / М. А. Кантемирова, З. Л. Дзакоев // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 6 - 2. - С. 355-361.

5. Постановление Правительства РСО-Алания от 28 октября 2013 года № 392 «О Государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/460214220 (дата обращения : 12.12.2015).

6. Производство сельскохозяйственной продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mcx-rso-a.ru (дата обращения : 12.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.