Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / PRODUCTION AND TECHNOLOGICAL EQUIPMENT / ОЦЕНКА / EVALUATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMON INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Родригес Пендас Анна Аугустовна

В статье исследован производственно-технологический потенциал организаций оборонно-промышленного комплекса исходя из основ государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Трансформация ПТП организаций ОПК должна опираться на совместную консолидацию усилий всех субъектов промышленной политики в сфере ОПК в целях достижения максимального результата развития, что позволяет получить интегральный (синергетический) эффект. В качестве единой информационной основы для осуществления постоянного мониторинга состояния и развития ПТП организаций ОПК предлагается использовать механизм паспортизации и программы сбора и обработки заполненных паспортов организаций ОПК на основе возможностей единого информационного пространства ЕИП ОПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Родригес Пендас Анна Аугустовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic goals of development of the production and technological potential of enterprises of the defense industry complex

This article investigates a production and technological potential of enterprises of the defense industry complex according to the basics of state policy in the development of the military-industrial complex of the Russian Federation in the long term. The author proposes to use the mechanism of passports of the organizations of the defense industry complex and special computers programs of collecting and processing the filled passports based on the capabilities of the Common information space of the military-industrial complex of the Russian Federation as a united information basis for the implementation of continuous monitoring of the of enterprises of the defense industry complex.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

УДК 338.2

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Родригес Пендас Анна Аугустовна

начальник управления комплексной оценки организаций ОПК ФГУП "ЦНИИ "Центр", аспирантка

Аннотация. В статье исследован производственно-технологический потенциал организаций оборонно-промышленного комплекса исходя из основ государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Трансформация ПТП организаций ОПК должна опираться на совместную консолидацию усилий всех субъектов промышленной политики в сфере ОПК в целях достижения максимального результата развития, что позволяет получить интегральный (синергетический) эффект. В качестве единой информационной основы для осуществления постоянного мониторинга состояния и развития ПТП организаций ОПК предлагается использовать механизм паспортизации и программы сбора и обработки заполненных паспортов организаций ОПК на основе возможностей единого информационного пространства ЕИП ОПК.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, предприятие, производственно-технологическое оборудование, оценка, развитие, потенциал, эффективность, единое информационное пространство.

Rodriges Pendas Anna Augustovna, Нead of Division of complex analysis of enterprises

of the defense industry complex of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", post-graduate student, Moscow, Russian Federation.

Strategic goals of development of the production and technological potential of enterprises of the defense industry complex.

Abstract. This article investigates a production and technological potential of enterprises of the defense industry complex according to the basics of state policy in the development of the military-industrial complex of the Russian Federation in the long term. The author proposes to use the mechanism of passports of the organizations of the defense industry complex and special computers programs of collecting and processing the filled passports based on the capabilities of the Common information space of the military-industrial complex of the Russian Federation as a united information basis for the implementation of continuous monitoring of the of enterprises of the defense industry complex.

Keywords: defense industry complex, enterprise, production and technological equipment, evaluation, development, potential, efficiency, Common information space.

Одним из приоритетных направлений

развития промышленной политики в ОПК является создание эффективной системы управления деятельностью организациями ОПК исходя из стратегических целей* развития производственно-технологиче ского потенциала (ПТП) ОПК России, которые определяется вызовами, стоящими перед Россией в настоящее время.

Превращение ПТП организаций ОПК в эффективный инновационный ресурс, обе спечивающий обороно спо собность страны и безопасность государства в существующей и прогнозируемой системе угроз при наименьшей зависимости от внешнеэкономической политики развитых стран, реализацию преимуществ страны в условиях конкуренции и сохранение позиций на российском и мировом рынках высокотехнологичной промышленной продукции, обуславливает формирование производственно-технологического задела, обеспечивающего:

- быстрое увеличение объемов производства отдельных образцов ВВСТ;

- повышение уровня развития научно-технической и производственно-технологической базы ОПК по отдельным направлениям до уровня развитых стран;

- формирование сбалансированной структуры производства продукции военного, гражданского и двойного назначения, рост доли продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме производимой организациями ОПК продукции;

- наличие квалифицированных кадров-соответствующих профессий и квалификации, в том числе в средней возрастной категории (30 - 45 лет).

Основным вектором развития является трансформация ПТП организаций ОПК в эффективный высокотехнологичный конкурентоспособный многопрофильный комплекс1. Достижение конечных целей развития ПТП организаций ОПК предполагает завершение создания интегри-

* Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2017 г. № 91)

рованных структур, создание центров компетенции по основным направлениям производственно-технологического развития ОПК, в том числе на базе территориально-производственных кластеров, создание высокоэффективной системы управления интегрированными структурами и организациями ОПК, оптимизацию производственных мощностей организаций ОПК, разработку соответствующих долгосрочных стратегий развития и развертывание работ по их реализации.

Достижение максимального результата развития ПТП организаций ОПК невозможно без понимания сущности системы ПТП организаций ОПК.

Организации и интегрированные структуры ОПК, отрасли ОПК, промышленность в целом ПТП организаций ОПК относятся к классу сложных систем, к которым применяются принципы системного и комплексного подхода2,3:

- принцип системности позволяет рассматривать ПТП ОПК одновременно как единое целое и как систему элементов;

- принцип целостности позволяет рассматривать ПТП ОПК как некое объединение элементов, обусловленных единством задач и целей. Именно ПТП ОПК определяет сущность каждого элемента, его содержание и форму, функциональное назначение и роль. Каждый из элементов ПТП ОПК несет определенные свойства целого ПТП;

- принцип множественности: каждый элемент ПТП ОПК способен охватить лишь определенные аспекты ПТП ОПК;

- принцип обратной связи: на каждый элемент ПТП ОПК влияет поступающее на него воздействие всей системы;

- принцип открытости системы: ПТП ОПК не изолирован от условий и факторов его существования;

- принцип целеустремленности и толерантности: ПТП ОПК стремится к достижению заданной цели, способен изменять свое поведение и структуру в определенных пределах;

- принцип непрерывного саморазвития системы: источник развития ПТП ОПК лежит обычно в самом ПТП ОПК;

- принцип причинности: всякое изменение состояния ПТП ОПК связано с определенной совокупностью условий (факторов), порождающих это изменение;

- принцип «черного ящика»: состояние ПТП ОПК не только связано с определенной совокупностью условий (факторов), порождающих это изменение, но и с внутренней структурой, характеристиками и состояниями составляющих его элементов;

- принцип оптимума: система должна двигаться по оптимальной траектории к цели;

- принцип оптимальной эффективности: максимальная эффективность функционирования ПТП ОПК достигается на грани устойчивости, но это чревато срывом в неустойчивое состояние;

- принцип квалитета и выхода из системы: эффективность деятельности организаций ОПК оцениваются на государственном и корпоративном уровне только с точки зрения субъектов реализации промышленной политики в ОПК.

Таким образом, исходя из принципов системного и комплексного подхода, трансформация ПТП организаций ОПК должна опираться на совместную консолидацию усилий всех субъектов промышленной политики в сфере ОПК в целях достижения максимального результата развития, что позволяет получить интегральный (синергетический) эффект, превосходящий сумму эффектов от функционирования каждого отдельно взятого объекта в сложившихся условиях.

Мультипликативный эффект от консолидации усилий всех субъектов промышленной политики в сфере ОПК позволит использовать все возможности и ресурсы ПТП организаций для достижения стратегических целей развития ПТП организаций ОПК, в том числе за счет:

- повышения эффективности использования ресурсов;

- модернизации и диверсификации производственных мощностей;

- внедрения новых технологий и результатов интеллектуальной деятельности;

- последовательного повышения доли выпуска новой высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения;

- развития кооперации и специализации производства по отдельным технологическим переделам организаций ОПК (в т.ч. перераспределения ресурсов для их концентрации на приоритетных направлениях) в рамках одной интегрированной структуры или отрасли и др.

Консолидация усилий всех субъектов промышленной политики в сфере ОПК, направленная на развитие ПТП организаций ОПК, должна опираться на единые научно-методические подходы для наиболее эффективной реализации приоритетных направлений развития.

Скоординированное достижение целевых установок состояния и перспективного развития ПТП организаций ОПК показывается совокупностью показателей состояния и критериев развития.

Достижение стратегических целей развития ПТП ОПК предполагает увязку разновременных целей между различными субъектами промышленной политики в сфере ОПК (государство, организации и интегрированные структуры ОПК), направленную на объединение и распределение соответствующих ресурсов и рисков4. Для этого всеми субъектами ОПК должна осуществляться итеративная оценка состояния и развития ПТП организаций ОПК, основанная на единой системе показателей и критериев и опирающаяся на единую информационную основу.

В качестве единой информационной основы для осуществления постоянного мониторинга состояния и развития ПТП организаций ОПК5 предлагается использовать механизм паспортизации ипро-граммы сбора и обработки заполненных паспортов организаций ОПК на основе возможностей единого информационного пространства ЕИП ОПК6.

ЕИП ОПК создано на базе существующих информационных ресурсов Мин-промторга России и является эффективным инструментом информационного взаимодействия Минпромторга России, интегрированных структур, организаций ОПК при подготовке и решении широкого круга управленческих и производствен-

ных задач в сфере ОПК.

АС ЕИП ОПК построена по модульному принципу и представляет собой территориально распределенную автоматизированную систему, объединяющую в своем составе типовые периферийные программно-технические комплексы7, устанавливаемые в Минпромторге России, интегрированных структурах и организациях ОПК, объединенные в единое, защищенное сертифицированными средствами криптографической защиты информации, пространство с многофункциональными наборами прикладных сервисов, транспортных и интеграционных служб и протоколов взаимодействия.

Мониторинг состояния и развития ПТП организаций ОПК осуществляется итеративно в рамках программно-целевого управления на основе стратегического подхода при помощи показателей состояния ПТП организаций ОПК и критериев, характеризирующих вектор развития ПТП организаций ОПК.

Итеративная оценка состояния и развития ПТП организаций ОПК, основанная на единой системе показателей и критериев и опирающаяся на единую информационную основу, позволяет:

- проводить постоянный мониторинг состояния и развития ПТП организаций ОПК;

- исследовать основные факторы, влияющие на изменение состояния ПТП организаций ОПК;

- выбирать и использовать оперативные и адекватные управленческие решения, направленные на снижение негативных факторов, влияющих на изменение состояния организаций ОПК.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что предлагается новая научная идея, заключающаяся в синтезе взглядов на развитие оценки ПТП организаций

ОПК всеми субъектами промышленной политики в части координации их деятельности на единой информационной основе с учетом инфраструктуры ЕИП ОПК и его возможностей, способствующая повышению эффективности программно-целевого управления организациями ОПК и качества информационного обеспечения управленческих решений.

Список литературы

1. Кохно П.А., Кохно А.П. Эффективный оборонно-промышленный комплекс: монография. - М.: Граница, 2018. - 432 с.

2. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 271 с.

3. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука)/ Ин-т экономики АН СССР / Л. И. Абалкин.-кн. 1 - М.: Экономика, 1989.- 304 с.

4. Кохно П.А. Корпоративная экономика информационных систем: монография. - М.: РУ-САЙНС, 2018. - 274 с.

5. Родригес Пендас А.А., Медведев А.А. Повышение эффективности сбора и обработки данных организаций ОПК через использование средств информационно-аналитического обеспечения: сб. науч. тр. к XVI науч.-практич. конф. (Москва, апрель 2017 г.).- М.: ФГУП «НИИ «Восход», 2017.-Ч. 2.- С. 252-260.

6. Автоматизированная система единого информационного пространства оборонно-промышленного комплекса: эскизно-технический проект. - ч. 1-7. - М.: ФГУП "ЦНИИ "Центр", 2013.

7. Мушков А.Ю. Итоги и перспективы развития Единого информационного пространства оборонно-промышленного комплекса // Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса: сб. докладов VI ежегод. форума (Ижевск, 20-22 июня 2017 г.).-Ижевск, 2017.- С.22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.