Рецензия Review
компетентностью в процессе применения языка, что компетентность связана с мотивацией, а также был определен компонентный состав коммуникативной компетенции.
Рекомендация к опубликованию статьи в журнале «Известия самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью Т.В. Борзова «История развития психологии обучения студентов пониманию в отечественной науке»
©2018 Л.А. Мосунова
Доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и интеграционных коммуникаций Вятского государственного университета. Киров, Россия
В статье Т.В. Борзовой «История развития психологии обучения студентов пониманию в отечественной науке» представлена история развития психологии обучения студентов пониманию. Показаны различные направления психологических исследований, включающие теоретический и методологический анализ, систематизацию различных аспектов развития психологии обучения студентов пониманию, в процессе такого обучения.
Следует указать, на соответствие проблематики статьи тематике предметной области, в разделе журнала (УДК 378: 159.9.072. Высшее образование. Университеты. Академическое обучение. Психологические исследования, опыты, эксперименты, тесты, измерения).
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений. В XXI веке психология субъекта вышла на новый этап развития, его можно назвать самосозидательным или самопорождающим. Сегодня происходит переосмысление категории «субъект» от его понимания как самоидентификации, обнаружения в человеке активного начала - к самоконструированию, поиску таких дискурсов и практик, в которых осуществляется раскрытие множественности вариантов развития субъектно-сти. Эта тенденция отчетливо прослеживается в рецензируемой статье. В статье Т.В. Борзовой представлен анализ истории развития психологии обучения студентов пониманию в отечественной науке, ориентированный на включение потенциала понимающего субъекта в самообразование.
Статья может вызвать значительный научный и практический интересу читателей жур-
нала. В статье дан достаточный для понимания научных проблем обзор работ других исследователей по схожей тематике. Статья написана в строго научном стиле. Автор активно использует научную лексику, творчески владеет языковыми средствами. Обоснованность выводов не вызывает сомнений. Мысли сформулированы четко и ясно. Статья содержит элементы научной новизны, отражающиеся в выводах, которые делает автор публикации.
Рекомендую статьи к опубликованию в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки». (Статья опубликована, том 20, номер 2, с.25-34).
Рецензия на статью
Е.В. Галиеева «Методологические
основы методики математики
(для бакалавров и магистров СГСПУ)»
© 2018 Л.В. Панфилова
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой химии, географии и методики их преподавания Самарского государственного социально-гуманитарного университета
Представленная к рецензированию статья Е.В. Галиевой (с. 10 - 12) посвящена вопросам методологии педагогического исследования, особое внимание направлено на рассмотрение вопросов формирования методологической составляющей исследовательских работ бакалавров и магистров в педагогическом вузе.
В данной статье рассмотрены две ступени методологии, выявлены затруднения в выполнении исследовательской работы, определены методологические принципы, этапы и фазы, правила проведения исследования. Проанализированы часто встречающиеся типичные ошибки при выполнении исследовательской работы по методике математики и математике у бакалавров и магистров, так как будущие специалисты должны, в достаточной степени, владеть как теоретическими, так и практическими навыками исследовательской деятельности, и поэтому им важно соблюдать определенные методологические правила, требования или принципы.
Статья Е.В. Галиевой структурирована, написана грамотным научным языком, содержит обоснованные выводы, оформлена согласно требованиям, предъявляемым к материалам, публикуемым в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ, и может быть опубликована в
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №3, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 3, 2018
журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью А.В. Агуреева «Подготовка гидов-переводчиков средствами интерактивного обучения»
© 2018 О.К. Позднякова
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Самарского государственного социально-педагогического университета, член-корреспондент РАО. Самара, Россия
Научная статья Агуреевой Алины Викторовны «Подготовка гидов-переводчиков средствами интерактивного обучения» посвящена актуальной проблеме, в разработке которой испытывает потребность теория профессионального образования в рамках получения дополнительной квалификации «гид-переводчик». Логика проведенного А.В. Агуреевой исследования доказывает необходимость внесения изменений в существующую систему профессиональной подготовки гидов-переводчиков с ориентацией на специфику их профессиональной деятельности. Практическая значимость исследования выражается в определении содержания и средств формирования результативной характеристики профессиональной подготовки гидов-переводчиков. Разработанные в ходе исследования методические рекомендации представлены для апробации на кафедру «Иностранных языков и русского как иностранного» (Самарский университет).
Статья может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки». (Статья опубликована, том 20, номер 2, с. 19-24).
Рецензия на статью А.П. Власкин, А.В. Петров, К.Н. Савельев «Литературная стихия в художественном мире «Бедных людей» Ф.М. Достоевского»
© 2018 Е.Г. Постникова
Доктор филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ЛНК НИИ исторической антропологии и филологии МГТУ им. Г.И. Носова. Магнитогорск, Россия
Статья посвящена дебютному произведению русского гения и поставленной в нем проблеме становления личности, в варианте Достоевского - «восстановления» человека в его подлинном достоинстве и роли литературы в этом процессе.
Предложенные в исследовании два аспекта внимания: герои в роли «читателей» и «писателей» и связанные с ними проблемы чтения и литературы / писательства являются сегодня как никогда актуальными, что проявляется и в культурной политике современной России. Ведь совершенно не случайно 2015 год был объявлен годом литературы, а 06.06.2017 г. была утверждена «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации». Прикладная направленность статьи, возможность ее использования в преподавании курсов литературы в школе и ВУЗе очевидны. Не вызывает сомнений и соответствие тематике раздела «Гуманитарные науки» журнала.
Исследование опирается на хорошую научно-исследовательскую базу (С.Г. Бочаров, В.Б. Шкловский, В.Н. Захаров и др.), при этом авторам удается сделать целый ряд очень существенных наблюдений, проясняющих роль «литературной стихии» в мире Достоевского. Авторы наблюдают за эволюцией литературного вкуса героя «Бедных людей», за изменением его пристрастий в чтении, развитием творческих способностей, чувства вкуса и стиля. Авторами отмечаются особенности читательской рефлексии Макара Девушкина, прослеживается специфика самоидентификации героя через произведения русских классиков Пушкина и Гоголя, влияние русской словесности на процесс индивидуализации, на превращения героя из переписчика в писателя, из «ветошки» в Человека. Литература в судьбе «маленького человека» играет роль воспитывающую, развивающую.