Научная статья на тему 'С. А. Голубков, Н. А. Илюхина, Т. П. Рубцова «Готовность преподавателя вуза к организации внутривузовского мониторинга качества обучения студентов»'

С. А. Голубков, Н. А. Илюхина, Т. П. Рубцова «Готовность преподавателя вуза к организации внутривузовского мониторинга качества обучения студентов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руднева Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С. А. Голубков, Н. А. Илюхина, Т. П. Рубцова «Готовность преподавателя вуза к организации внутривузовского мониторинга качества обучения студентов»»

Рецензия Review

зовательные технологии должны обеспечивать формирование и достижение заявленного результата обучения. Необходимо планировать способы и средства оценки результатов обучения, что будет служить доказательством достижения целей образовательных программ.

Фонды оценочных средств являются обязательной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ высшего образования. Они создаются для проведения входного и текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, а также для аттестации на соответствие их учебных достижений требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы.

Авторы статьи, на примере изучения дисциплины «Математика», рассматривают обучение с точки зрения освоения предметного содержания студентами, что требует грамотного конструирования объективных фондов оценочных средств и конкретно измеряемых результатов обучения. Они используют инновационный подход к разработке тестовых заданий, основанный на матричной модели познавательной деятельности, согласно которой усвоение учебной информации рассматривается как «движение» по элементам этой матрицы, что позволяет структурировать учебный материал по уровням сложности на учебные элементы, организуя самообразовательную деятельность и квалиметрию студентов. Тестовые задания, построенные на основе такой матрицы, носят обучающий и развивающий характер. В статье приведён пример задания в тестовой форме четвертого уровня сложности.

Для педагогической теории измерения исходным является понятие «педагогическое задание». Задания с выбором одного правильного ответа больше других распространены в тестовой практике, что объясняется их сравнительной простотой, традицией и удобством для автоматизированного контроля знаний. Однако в рецензируемой статье используются задачи, в которых вероятность правильного ответа на одно какое-либо задание теста зависит от вероятности правильного ответа на другое задание. Такие задания представляют особую ценность для организации самостоятельной учебной работы, а также для проведения итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных учреждений. И познавательно-деятельностная матрица позволяет организовать систему заданий в тестовой форме разных уровней сложно-

сти, в которых вероятность правильного ответа на последующее задание зависит от вероятности правильного ответа на предыдущие задания.

Показано, что предлагаемая технология проектирования и предъявления тестовых заданий, обеспечивает формирование и достижение заявленного результата обучения, и может быть использована как для проведения входного и текущего оценивания, так и для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Эта технология также может быть рекомендована для самообразовательной деятельности обучающихся, так как обеспечивает поэтапное, пошаговое понимание и усвоение учебной информации.

Стиль и язык изложения материала в статье отличаются четкостью, лаконичностью. Список литературы составлен в соответствии с требованиями и включает в себя современные публикации. Принципиальных замечаний по содержанию статьи, техническому оформлению не имеется. Положительно оценивая содержание работы, можно сделать вывод о том, что рецензируемая статья «Один из способов построения тестов для организации самообразовательной деятельности обучающихся при изучении математики» может быть рекомендована к публикации (ст. опубл. Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, том 20, номер 4, с.40 - 46).

Рецензия на статью С.А. Голубков, Н.А. Илюхина, Т.П. Рубцова «Готовность преподавателя вуза к организации внутривузовского мониторинга качества обучения студентов»

© 2018 Т.И.Руднева

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики профессионального образования Самарского университета. Самара, Россия

Статья (с. 16 - 20) посвящена актуальной проблеме для высшего образования - организации мониторинга качества обучения студентов. Разночтение в понимании сути категории «готовность» авторы пытаются устранить анализом различных точек зрения, что делает представленный научный материал теоретически значимым.

Ценным для педагогической практики является разработка авторами структуры готовности преподавателя к мониторинговой деятельности,

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №5, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 5, 2018

определение показателей её компонентов, что представляет новизну исследования.

Полагаем, что статья будет показана не только для преподавателей вузов, деятельность которых наполняется новой функцией - мониторингом качества обучения студентов учебной дисциплине, но и для организаторов дополнительного образования и системы повышения квалификации.

Статья рекомендуется к опубликованию в журнале списка ВАК РФ «Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

Рецензия на статью Е.В. Галиева «Осуществление педагогического и физико-математического образования в педагогическом вузе. Общее и особенное»

© 2018 Н.П. Рыжова

Кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель математики ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», Самарский филиал. Самара, Россия

В представленной к рецензированию статье (с. 13 - 15) кандидата педагогических наук, заведующего кафедрой физики, математики и методики обучения Самарского государственного социально-педагогического университета -Е.В. Галиевой рассматриваются особенности педагогического и физико-математического образования на факультете математики, физики и информатики СГСПУ. Анализируются методы преподавания педагогики, методических дисциплин, (в частности методики обучения физике и математике) и методы физико-математического образования.

Автор акцентирует внимание на основных характеристиках процесса обучения, делает попытку ответить на вопрос об особенностях процесса обучения в педагогике, а также физике и математике, как единого целого, отмечает также особенности обучения в педагогическом вузе.

Анализ материалов, представленных в статье, и сделанные автором выводы представляют интерес для педагогов, методистов, учителей предметников (математика и физика).

Статья Е.В. Галиевой хорошо структурирована, написана грамотным научным языком, содержит обоснованные выводы, оформлена согласно требованиям, предъявляемым к материалам, публикуемым в рецензируемых журналах рекомендованных ВАК РФ. Статья может быть опубликована в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

Рецензия на статью А. Саипов, О. Исмагулов, А.О. Исмагулова, И.О. Надирбеков, М.А. Сатаев «Предварительные результаты изучения краниологических материалов из могильника Бесиншитобе»

© 2018 Г.Д. Сугирбаева

Кандидат исторических наук, доцент Южно-Казахстанского государственного педагогического университета. Шимкент, Казахстан

Рецензируемая статья (с. 81 - 93) представляет собой освещение предварительных результатов исследования антропологических материалов из могильника Бесиншитобе эпохи Кангюй (III в до н.э. - IV в н.э.), расположенного на территории Южного Казахстана.

Избранная авторами историко-антрополо-гическая проблематика является весьма актуальной, поскольку, несмотря на немалое количество публикаций по политической истории и материальной культуре с описанием конкретных археологических артефактов, все же антропологических исследований памятников государства Кангюй еще крайне недостаточно. Тем более, еще много «белых пятен», сложных, малоизученных, порой противоречивых и даже запутанных вопросов в этнической истории народов рассматриваемого периода в целом, и кангюйцев в частности.

Авторы кратко осветили состояние изученности истории государства Кангюй в начале изложения, этническом составе и языке его населения, а также указали на имеющиеся, на сегодняшний день, скудные представления современников о внешности кангюйцев. Приведено мнение специалистов об антропологическом типе, полученном, на пока еще малом числе костных останков, из отдельных памятников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.