Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №5, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 5, 2018
ние по выявлению значимости компетенций для будущей профессиональной деятельности технических специалистов проводилось в нефтегазовой компании, сотрудники которой выступали в качестве экспертов и давали оценку значимости развития и формирования представленных компетенций. Результаты опроса студентов обрабатывались с помощью программы SPSS PASW Statistics 18. Объем выборки составил 150 студентов и 39 экспертов. Студенты ранжировали 22 компетенции, присваивая им номер ранга от 1 до 22.
В статье показано, что психолого-педагогическая подготовка обучающихся технических университетов в многоуровневом образовании является основой успешности образовательного процесса в вузе и способствует повышению качества образовательного результата в подготовке высококвалифицированных специалистов.
Стиль и язык изложения материала в статье отличаются четкостью, лаконичностью. Список литературы составлен в соответствии с необходимыми требованиями и включает в себя современные публикации. Принципиальных замечаний по содержанию статьи, техническому оформлению не имеется. Положительно оценивая содержание статьи Н.А Тимощук, Е.Н. Рябиновой «Психолого-педагогическая подготовка обучающихся технических университетов в многоуровневом образовании», можно рекомендовать её к публикации.
Рецензия на статью
В.В. Камуз, С.В. Сырескина,
Н.В. Чигина «Практика использования
квестов в образовательном
пространстве вуза при обучении
лингвистическим дисциплинам»
© 2018 Н.В. Пудовкина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета. Самара, Россия
Научная статья (с.27 - 33) посвящена актуальной проблеме современного образования -поиску новых форм, приемов, технологий при организации образовательного процесса. Особую значимость работе придает тот факт, что в статье описаны результаты педагогического
исследования по использованию квест технологии в вузе при обучении лингвистическим дисциплинам. В статье приведены сюжет и сценарный план квеста на тему «Функциональные стили речи».
Не вызывает сомнения утверждение авторов о том, что квесты имеют большое воспитательное значение и высокий образовательный потенциал, способствуют интеграции научных знаний, а также усовершенствуют процесс преподавания. Логичны выводы о том, что квест технология формирует у обучающихся умение принимать оптимальное решение, предлагать варианты решения в сложных ситуациях, осуществлять экспериментальную, а также исследовательскую деятельность.
Авторы логично излагают материал, анализируемая ими литература соответствует заявленной тематике.
Статья В.В. Камуз, С.В. Сырескиной, Н.В. Чигиной «Практика использования квестов в образовательном пространстве вуза при обучении лингвистическим дисциплинам» имеет научную и методическую значимость, может быть полезна преподавателям лингвистических дисциплин, аспирантам, занимающимся проблемами развития личности обучаемых, соответствует предъявляемым требованиям к работам такого рода и может быть рекомендована к опубликованию.
Рецензия на статью Е.Н. Рябинова, Ю.В. Гуменникова, Л.В. Кайдалова «Один из способов построения тестов для организации самообразовательной деятельности обучающихся при изучении математики»
© 2018 М.Г. Резниченко
Доктор педагогических наук, профессор Самарского государственного университета. Самара, Россия
Важнейшей задачей высшего образования в настоящее время является его ориентация не на содержание, а на результат, выражаемый, как правило, через компетентность специалистов. Главными составляющими проектирования и реализации образовательного процесса при этом являются контроль и оценка, посредством которых производится систематическое отслеживание и корректировка процесса обучения. Обра-
Рецензия Review
зовательные технологии должны обеспечивать формирование и достижение заявленного результата обучения. Необходимо планировать способы и средства оценки результатов обучения, что будет служить доказательством достижения целей образовательных программ.
Фонды оценочных средств являются обязательной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ высшего образования. Они создаются для проведения входного и текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, а также для аттестации на соответствие их учебных достижений требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы.
Авторы статьи, на примере изучения дисциплины «Математика», рассматривают обучение с точки зрения освоения предметного содержания студентами, что требует грамотного конструирования объективных фондов оценочных средств и конкретно измеряемых результатов обучения. Они используют инновационный подход к разработке тестовых заданий, основанный на матричной модели познавательной деятельности, согласно которой усвоение учебной информации рассматривается как «движение» по элементам этой матрицы, что позволяет структурировать учебный материал по уровням сложности на учебные элементы, организуя самообразовательную деятельность и квалиметрию студентов. Тестовые задания, построенные на основе такой матрицы, носят обучающий и развивающий характер. В статье приведён пример задания в тестовой форме четвертого уровня сложности.
Для педагогической теории измерения исходным является понятие «педагогическое задание». Задания с выбором одного правильного ответа больше других распространены в тестовой практике, что объясняется их сравнительной простотой, традицией и удобством для автоматизированного контроля знаний. Однако в рецензируемой статье используются задачи, в которых вероятность правильного ответа на одно какое-либо задание теста зависит от вероятности правильного ответа на другое задание. Такие задания представляют особую ценность для организации самостоятельной учебной работы, а также для проведения итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных учреждений. И познавательно-деятельностная матрица позволяет организовать систему заданий в тестовой форме разных уровней сложно-
сти, в которых вероятность правильного ответа на последующее задание зависит от вероятности правильного ответа на предыдущие задания.
Показано, что предлагаемая технология проектирования и предъявления тестовых заданий, обеспечивает формирование и достижение заявленного результата обучения, и может быть использована как для проведения входного и текущего оценивания, так и для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Эта технология также может быть рекомендована для самообразовательной деятельности обучающихся, так как обеспечивает поэтапное, пошаговое понимание и усвоение учебной информации.
Стиль и язык изложения материала в статье отличаются четкостью, лаконичностью. Список литературы составлен в соответствии с требованиями и включает в себя современные публикации. Принципиальных замечаний по содержанию статьи, техническому оформлению не имеется. Положительно оценивая содержание работы, можно сделать вывод о том, что рецензируемая статья «Один из способов построения тестов для организации самообразовательной деятельности обучающихся при изучении математики» может быть рекомендована к публикации (ст. опубл. Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, том 20, номер 4, с.40 - 46).
Рецензия на статью С.А. Голубков, Н.А. Илюхина, Т.П. Рубцова «Готовность преподавателя вуза к организации внутривузовского мониторинга качества обучения студентов»
© 2018 Т.И.Руднева
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики профессионального образования Самарского университета. Самара, Россия
Статья (с. 16 - 20) посвящена актуальной проблеме для высшего образования - организации мониторинга качества обучения студентов. Разночтение в понимании сути категории «готовность» авторы пытаются устранить анализом различных точек зрения, что делает представленный научный материал теоретически значимым.
Ценным для педагогической практики является разработка авторами структуры готовности преподавателя к мониторинговой деятельности,