Научная статья на тему 'Н. А. Тимощук, Е. Н. Рябинова «Психолого-педагогическая подготовка обучающихся технических университетов в многоуровневом образовании»'

Н. А. Тимощук, Е. Н. Рябинова «Психолого-педагогическая подготовка обучающихся технических университетов в многоуровневом образовании» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинникова Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. А. Тимощук, Е. Н. Рябинова «Психолого-педагогическая подготовка обучающихся технических университетов в многоуровневом образовании»»

Рецензия Review

убеждение) в культурно историческом религиозном контексте при анализе сложившихся и традиционных, а также новых (либеральных) ценностно-нормативных систем. Автором показана сложность сомнения как многомерного феномена, анализируемого в различных аспектах (этимологическом, морально-нравственном, этническом и др.). Выдвигается весьма обоснованная гипотеза, согласно которой «сомнение выступает средством (методом) преображения действительности», методом самоидентификации субъекта со своими традиционными национальными, социальными и религиозными первосмыслами.

Автором верно отмечается возможность определения различной роли и функций сомнения, как с позиций атеизма и агностицизма, так и с позиций религии и объективного идеализма, где сомнение понимается в качестве одного из средств (вместе с верой и знанием), ведущему к духовному развитию.

Вместе с тем следует указать на некоторую неопределённость и неточности материала статьи при анализе феномена сомнения.

Так, автором не различается содержание рефлексии сомнения в познавательной и социальной деятельности. Укажем, что в познании сомнение представляет собой противоречивое единство мнений, которые анализируются субъектом на истинность и объективную обоснованность с целью получения знания. В социальной же деятельности посредством сомнения производится сопоставление различных ценностей, выражающих цели и потребности субъектов (личности, группы, общества), познавательный аспект отходит на задний план. В этой связи рассмотрение роли сомнения в истории философии проведено автором весьма хаотично, бессистемно, без объяснения причин различия роли сомнения в философии Декарта, Гегеля, с одной стороны, и в агностической философии Пиррона и Юма - с другой. Не указана необходимость соблюдения меры сомнения, нарушение которой приводит к крайнему скептицизму и агностицизму, а может вести и к догматизму.

Статья рекомендуется к публикации с пожеланием учёта высказанных замечаний в дальнейшем изучении, углублении и понимании этого вопроса в истории философии.

Рецензия на статью

Н.А. Тимощук, Е.Н. Рябинова

«Психолого-педагогическая

подготовка обучающихся технических

университетов в многоуровневом

образовании»

© 2018 Л.П. Овчинникова

Доктор педагогических наук, профессор Самарского государственного университета путей сообщения. Самара, Россия

Ведущая роль в становлении специалистов инженерной сферы принадлежит высшей технической школе. Современное состояние научно-технического прогресса характеризуется развитием и реализацией инновационных разработок, технологий, научных исследований, что определяет необходимость в подготовке высоко-квалифицированных, компетентных кадров способных к инновационной деятельности, которая является ключевой, в обеспечении экономического роста страны и приоритете на мировой арене. Подготовка специалистов, способных осваивать и разрабатывать наукоемкие технологии, создавать уникальные технические устройства и системы, участвовать в исследовательской и инновационной деятельности, -задача, весьма актуальная сегодня для России, претендующей на сохранение статуса великой державы.

В статье (с. 47 - 52) дано обоснование компетенций будущих инженеров, обучающихся в техническом вузе в процессе психолого-педагогической подготовки. Исследование проведено на основе анализа Европейской системы квалификаций, Национальной рамки квалификаций Российской Федерации, исследований Московской школы управления «СКОЛКОВО», Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, Справочника профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, специальностей. Эта документальная база позволила разработать совокупность конкурентоформи-рующих метакомпетенций выпускников технического вуза по уровням подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура).

Оценка их валидности проводилась методом анкетирования, интервьюирования специалистов производства - потенциальных работодателей, инженеров и студентов технических направлений подготовки Самарского государственного технического университета. Исследова-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №5, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 5, 2018

ние по выявлению значимости компетенций для будущей профессиональной деятельности технических специалистов проводилось в нефтегазовой компании, сотрудники которой выступали в качестве экспертов и давали оценку значимости развития и формирования представленных компетенций. Результаты опроса студентов обрабатывались с помощью программы SPSS PASW Statistics 18. Объем выборки составил 150 студентов и 39 экспертов. Студенты ранжировали 22 компетенции, присваивая им номер ранга от 1 до 22.

В статье показано, что психолого-педагогическая подготовка обучающихся технических университетов в многоуровневом образовании является основой успешности образовательного процесса в вузе и способствует повышению качества образовательного результата в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Стиль и язык изложения материала в статье отличаются четкостью, лаконичностью. Список литературы составлен в соответствии с необходимыми требованиями и включает в себя современные публикации. Принципиальных замечаний по содержанию статьи, техническому оформлению не имеется. Положительно оценивая содержание статьи Н.А Тимощук, Е.Н. Рябиновой «Психолого-педагогическая подготовка обучающихся технических университетов в многоуровневом образовании», можно рекомендовать её к публикации.

Рецензия на статью

В.В. Камуз, С.В. Сырескина,

Н.В. Чигина «Практика использования

квестов в образовательном

пространстве вуза при обучении

лингвистическим дисциплинам»

© 2018 Н.В. Пудовкина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета. Самара, Россия

Научная статья (с.27 - 33) посвящена актуальной проблеме современного образования -поиску новых форм, приемов, технологий при организации образовательного процесса. Особую значимость работе придает тот факт, что в статье описаны результаты педагогического

исследования по использованию квест технологии в вузе при обучении лингвистическим дисциплинам. В статье приведены сюжет и сценарный план квеста на тему «Функциональные стили речи».

Не вызывает сомнения утверждение авторов о том, что квесты имеют большое воспитательное значение и высокий образовательный потенциал, способствуют интеграции научных знаний, а также усовершенствуют процесс преподавания. Логичны выводы о том, что квест технология формирует у обучающихся умение принимать оптимальное решение, предлагать варианты решения в сложных ситуациях, осуществлять экспериментальную, а также исследовательскую деятельность.

Авторы логично излагают материал, анализируемая ими литература соответствует заявленной тематике.

Статья В.В. Камуз, С.В. Сырескиной, Н.В. Чигиной «Практика использования квестов в образовательном пространстве вуза при обучении лингвистическим дисциплинам» имеет научную и методическую значимость, может быть полезна преподавателям лингвистических дисциплин, аспирантам, занимающимся проблемами развития личности обучаемых, соответствует предъявляемым требованиям к работам такого рода и может быть рекомендована к опубликованию.

Рецензия на статью Е.Н. Рябинова, Ю.В. Гуменникова, Л.В. Кайдалова «Один из способов построения тестов для организации самообразовательной деятельности обучающихся при изучении математики»

© 2018 М.Г. Резниченко

Доктор педагогических наук, профессор Самарского государственного университета. Самара, Россия

Важнейшей задачей высшего образования в настоящее время является его ориентация не на содержание, а на результат, выражаемый, как правило, через компетентность специалистов. Главными составляющими проектирования и реализации образовательного процесса при этом являются контроль и оценка, посредством которых производится систематическое отслеживание и корректировка процесса обучения. Обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.