Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №5, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 5, 2018
ниям, пришёл Федеральный государственный образовательный стандарт. Самым главным отличием нового стандарта дошкольного образования, это предъявление требований к условиям реализации образовательного процесса. Особое внимание в статье уделено кадровому обеспечению и системе подготовки педагогов дошкольного образования.
Характеристика и оценка содержания статьи. Изложенные в статье научные положения и результаты исследования авторов публикации базируются как на изучении нормативно-правовой базы, так и на итогах экспериментальной работы авторов.
Обоснованность основных научных положений и результатов не вызывает возражений. Новизна достигнутых научных результатов и выдвигаемых гипотез достигается за счет попытки применения положений нового ФГОС не только в рамках образовательной деятельности муниципального учреждения, но и обеспечения его кадрового потенциала.
Рекомендации к опубликованию статьи в журнале списка ВАК РФ «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью А.И. Газизулин «Педагогические основы формирования физической компетенции курсантов вузов ФСИН России»
© 2018 Г.А. Гиренок
Доцент кафедры философии и общегуманитарных дисциплин кандидат педагогических наук полковник внутренней службы Самарского юридического института ФСИН России. Самара, Россия
Рецензируемая статья (с. 9 - 12) старшего преподавателя кафедры физической и тактико-специальной подготовки Самарского юридического института ФСИН России, подполковника внутренней службы Газизулина Александра Иль-даровича посвящена проблеме формирования педагогических основ физической компетенции курсантов, умений самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, что является профессионально важными качествами личности сотрудника пенитенциарной системы. Тема, рассматриваемая в статье, актуальна, поскольку эффективность работы уголовно-испол-
нительной системы определяется не только нормативно-правовой основой её деятельности, финансовыми или материально-техническими ресурсами, но и в большой степени зависит от работников учреждений, исполняющих наказания, их морально-психологической подготовки, служебной дисциплины, профессионализма.
Несомненным плюсом данной статьи можно считать тот факт, что автор провёл анализ различных подходов к определению сущности понятия «совершенствование физической подготовки», выявил условия, необходимые для формирования указанной характеристики у курсантов вуза уголовно-исполнительной системы и обозначил особенности этого процесса.
Также к преимуществам данной статьи относятся выделенные автором педагогические основы формирования физической компетенции курсантов вузов ФСИН России: повышение и укрепление общего состояния здоровья; необходимость формирования мотивации на активные занятия физической культурой и спортом в период обучения в вузе; осознание взаимосвязи физического и умственного развития в будущей профессии.
Данная статья отличается научной новизной, актуальностью, основывается на передовом опыте практической деятельности, соответствует предъявляемым требованиям к содержанию и оформлению.
На основании вышеизложенного статья «Педагогические основы формирования физической компетенции курсантов вузов ФСИН России» может быть рекомендована к публикации в научно-практическом журнале входящем в список ВАК РФ «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью
А.Е. Шишкин «Сомнение как метод
самоидентификации»
© 2018 Е.М. Ковшов
Доктор философских наук, профессор
кафедры философии Самарского государственного
технического университета. Самара, Россия
Актуальность и новизна данной статьи (с.94 -102) кандидата педагогических наук, доцента Алексея Ефимовича Шишкина определяется рассмотрением сомнения как формы рефлексии (наряду с такими формами как знание, вера и
Рецензия Review
убеждение) в культурно историческом религиозном контексте при анализе сложившихся и традиционных, а также новых (либеральных) ценностно-нормативных систем. Автором показана сложность сомнения как многомерного феномена, анализируемого в различных аспектах (этимологическом, морально-нравственном, этническом и др.). Выдвигается весьма обоснованная гипотеза, согласно которой «сомнение выступает средством (методом) преображения действительности», методом самоидентификации субъекта со своими традиционными национальными, социальными и религиозными первосмыслами.
Автором верно отмечается возможность определения различной роли и функций сомнения, как с позиций атеизма и агностицизма, так и с позиций религии и объективного идеализма, где сомнение понимается в качестве одного из средств (вместе с верой и знанием), ведущему к духовному развитию.
Вместе с тем следует указать на некоторую неопределённость и неточности материала статьи при анализе феномена сомнения.
Так, автором не различается содержание рефлексии сомнения в познавательной и социальной деятельности. Укажем, что в познании сомнение представляет собой противоречивое единство мнений, которые анализируются субъектом на истинность и объективную обоснованность с целью получения знания. В социальной же деятельности посредством сомнения производится сопоставление различных ценностей, выражающих цели и потребности субъектов (личности, группы, общества), познавательный аспект отходит на задний план. В этой связи рассмотрение роли сомнения в истории философии проведено автором весьма хаотично, бессистемно, без объяснения причин различия роли сомнения в философии Декарта, Гегеля, с одной стороны, и в агностической философии Пиррона и Юма - с другой. Не указана необходимость соблюдения меры сомнения, нарушение которой приводит к крайнему скептицизму и агностицизму, а может вести и к догматизму.
Статья рекомендуется к публикации с пожеланием учёта высказанных замечаний в дальнейшем изучении, углублении и понимании этого вопроса в истории философии.
Рецензия на статью
Н.А. Тимощук, Е.Н. Рябинова
«Психолого-педагогическая
подготовка обучающихся технических
университетов в многоуровневом
образовании»
© 2018 Л.П. Овчинникова
Доктор педагогических наук, профессор Самарского государственного университета путей сообщения. Самара, Россия
Ведущая роль в становлении специалистов инженерной сферы принадлежит высшей технической школе. Современное состояние научно-технического прогресса характеризуется развитием и реализацией инновационных разработок, технологий, научных исследований, что определяет необходимость в подготовке высоко-квалифицированных, компетентных кадров способных к инновационной деятельности, которая является ключевой, в обеспечении экономического роста страны и приоритете на мировой арене. Подготовка специалистов, способных осваивать и разрабатывать наукоемкие технологии, создавать уникальные технические устройства и системы, участвовать в исследовательской и инновационной деятельности, -задача, весьма актуальная сегодня для России, претендующей на сохранение статуса великой державы.
В статье (с. 47 - 52) дано обоснование компетенций будущих инженеров, обучающихся в техническом вузе в процессе психолого-педагогической подготовки. Исследование проведено на основе анализа Европейской системы квалификаций, Национальной рамки квалификаций Российской Федерации, исследований Московской школы управления «СКОЛКОВО», Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, Справочника профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, специальностей. Эта документальная база позволила разработать совокупность конкурентоформи-рующих метакомпетенций выпускников технического вуза по уровням подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура).
Оценка их валидности проводилась методом анкетирования, интервьюирования специалистов производства - потенциальных работодателей, инженеров и студентов технических направлений подготовки Самарского государственного технического университета. Исследова-